Павильон «Грот» (1755-1775гг.) архитектор Ф. С. АргуновВ 1756 году Юрия Кологривова уже не было в живых, и строительство Грота в регулярном парке Кусково легло на плечи двадцатидвухлетнего крепостного архитектора Федора Семеновича Аргунова. В регулярных парках России середины XVIII века гроты были нужны не для укрывания от полуденного зноя, а играли иную роль. На фоне природы, подчи¬ненной строгому порядку и дисциплине, таинственная искусственная пещера казалась преддверием некоего нереального мира, поглощающего человека подобно тому, как люк на сцене поглощает проваливающегося «в преисподнюю» актера. В Кусково все было подчинено Его Высочеству театру.
Садовый грот в усадьбах был не только укрытием от солнца и зноя, поэтому у посетителя должен возникать образ водной или даже подводной пещеры. В его оформлении обычно есть намек на морскую стихию, здесь нередки фонтаны и бассейны. Итальянское садовое искусство знало множество сюрпризов вроде "Грота Потопа" в Пратолино, который внезапно заливала вода.Крупные фонтаны и фонтанчики-шутихи оживляют Большой каскад в Петергофе, который прежде называли также Большим гротом. Это один из самых обширных гротов итальянского типа — врезанных в склон горы, обложенных диким камнем и украшенных водными затеями.
Лучшее произведение Ф. С. Аргунова в Кусково— павильон «Грот» — строился около двадцати лет (1755-75) и был закончен уже после смерти архитектора, а отделка завершена И.Фохтом и М.Зиминым к 1775 г. Интерьер павильона имитирует сказочную подводную пещеру. Стены покрыты узорами из морских раковин и камней.
Здание трехчастное, нарочито тяжеловесное, с большим количеством колонн, перехваченными крупными квадратами муфт. Повышенный объем в центре перекрыт высоким куполом со световым фонарем. Более низкие боковые части Грота симметричны друг другу. Сооружение олицетворяет стихию камня и воды. Между песочным цветом карнизов, архивольтов, рустов, колонн сияет лазурь стен и громадного купола. Ребра на нем были сделаны из белого луженого железа и символизировали струи водных потоков.
Русское барокко отличалось борьбой света и тени, пространства и массы, воздушности и неодолимой тяжести, реального и воображаемого. Эти особенности нашли свое воплощение и в Гроте, построенном Ф. Аргуновым.
Фигурный пруд перед Гротом, отражая его очертания, удваивает объем: формы становятся удлиненными и стройными. Со стороны пруда сферический купол кажется легким, а колонны вокруг стен напоминают хоровод. Совсем иным выглядит Грот со стороны аллеи. Вблизи купол оказывается массивным. Всем своим весом он давит на могучие, сильно выступающие карнизы, под стать которым выглядят колонны, пересеченные белокаменными кубами.
Архитектура Грота напоминает скульптуру. Камень как бы потерял свою твердость, и колонны оказались утопленными в кладку стены.Темные арки дверей и окон Грота напоминают жерла пещер. Как водоросли, их оплетают прихотливые металлические решетки. Щедро декорирован скульптурой в нишах, украшениями на фронтонах, львиными масками над окнами, картушами над дверьми.