Новый день и новая часть о моей прогулке по городу Йошкар-Оле. В прошлый раз, мы остановились у памятника Йошкиному Коту перед входом в Марийский Государственный университет. А сегодня, мы пройдем на площадь Оболенского-Ноготкова. Это еще одна из новых центральных площадей города. Она была открыта в 2007 году, напротив Дома Правительства, Дворца Профсоюзов и мэрии города. Вся площадь выдержана в едином венецианском стиле.
На площади есть два интересных памятника. Первый - памятник Священномученику Леониду - Епископу Марийскому.
Епископ Марийский Леонид был причислен к лику Святых Русской Православной церкви в 2002 году. Родился он в конце XIX века в 1872 году. В 16 летнем возрасте поступил на службу в монастырь.Позднее он был пострижен в монахи в Троице-Сергиевой Лавре. После возведения в сан иеромонаха состоял казначеем Чудова монастыря в Москве. с 1908 года он стал начальником Пекинской миссии в Санкт-Петербурге. Был одним из строителей Храма Рождества Христова на подворье миссии, в котором и служил до 1927 года.
С июня 1927 года он был епископом Переславским, викарием Владимирским.
В 1930 году Леонид был арестован и осужден коллегией ОГПУ на пять лет лагерей и отправлен в Кировскую область на строительство железной дороги. Из всей механизации на строительстве использовались только лопаты и тачки. Но даже в лагере он остался верен своему служению. Во время пребывания в лагере он совершил постриг в монахи будущего архимандрита Сергия.
В 1934 году он был освобожден из ссылки и в январе 1935 года стал епископом Кунгурским. А с марта 1937 года стал епископом Марийским.
21 декабря 1937 года он был арестован. Содержался в йошкар-олинской тюрьме.Был обвинен в контрреволюционной деятельности и создании "церковно-фашистской организации". Виновным себя владыка Леонид не признал и через неделю заседанием тройки приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 7 января 1938 года.
Второй примечательный памятник на площади - памятник воеводе Оболенскому-Ноготкову.
Ноготков-Оболенский Иван Андреевич - государственный и военный деятель, первый официальный воевода Царевококшайска (1584 год).
Первый воевода Царевококшайска Иван Ноготков-Оболенский занимал заметное место в военно-политической жизни России. Во многом известность он получил тем, что регулярно обращался к царю с выражением недовольства условиями службы. В разрядных книгах сохранились мате­риалы о его местнических спорах с князьями Л. Куракиным-Булгаковым, братьями Буйносовыми-Ростовскими, И. Воротынским, Д. Сабуровым.
В 1580 году Иван Андреевич возглавлял Передовой полк в Калуге. Там у него возник местнический спор с первым воеводой Большого полка князем М.Н.Одоевским. После службы им был обещан суд, но не состоялся из-за того, что князя Ивана Ноготкова государь послал на службу в казанские города.
Князь участвовал в подавлении восстания в Поволжье, так называемой Третьей Черемисской войны. Зимой 1581-1582 года из Чебоксар против луговых черемис было послано три полка. Необходимо было подавить выступление в самом его начале. Большим полком, а значит и всем походом, командовал И.А.Ноготков. Однако восстание уже набрало силу и сосредоточенных в Казанской земле войск оказалось недостаточно. Подавить восстание в зародыше не удалось. Осенью 1582 года И.А. Ноготков-Оболенский участвовал в походе против восставших казанских людей первым воеводой Сторожевого полка. Войска собрались в Муроме и зимой должны были идти подавлять восстание горных черемис. Когда войска достигли Мурома, у Ивана Андреевича вновь возник местнический спор с первым воеводой большого пока князем И.М.Воротынским и А.П.Куракиным. Поход оказался под угрозой срыва, царь приказал ему "быть по росписи", то есть выполнять все по местничеству. Ноготков упрямился и не хотел приступать к службе на низкой должности. Тогда из Москвы в Муром специально был послан Баим Васильевич Воейков, который посадил за это Ноготкова в тюрьму. Но нужно было идти воевать, и потому воеводу вскоре выпустили из заточения. Баим сказал, чтобы Ноготков вел себя пристойно с Иваном Воротынским, а с Куракиным спор решат после того, как служба закончится. Однако Ноготков продолжал стоять на своем, тогда царь согласился, чтобы Иван в том походе был без должности. "И князь Ноготков по тому государеву слову списки взял и был в том походе по росписи".
По завершении похода Ноготков-Оболенский был оставлен первым воеводой в Нижнем Новгороде. Но служить в Новгороде ему пришлось не долго, уже в мае 1583 г. во главе большого конного полка он был направлен к Алатырю, откуда, после соединения войск рать последовала к Чебоксарам и Свияжску против казанских людей. Оттуда войска ходили воевать в сторону луговых черемис. Сражения были ожесточенными и кровопролитными для русских, но в том походе также было убито много татар и черемис. Произошли столкновения и на стороне луговых черемис и были разорены их территории.
В этом походе сходный воевода Передового полка Данила Григорьевич Сабуров бил челом государю на И.А.Ноготкова и затеял местнический спор. Иван Грозный выдал истцу невместную грамоту.
Вернувшись в 1584 году со службы по казанским городам, Иван Андреевич напомнил государю о своем незаконченном местническом споре с М.Н.Одоевским. Разобраться было приказано дьяку Василию Щелкалову. Требования И.А.Ноготкова были признаны справедливыми, и государь велел дать в той службе безместную грамоту.
Тем же летом 24 июля решался местнический спор между И.А.Ноготквым и А.П.Куракиным. Спорящим был дан суд в присутствии бояр и дьяка Василия Щелкалова. Судьи вновь приняли сторону Ноготкова. Однако Куракин не сдавался, и судьи оставили вопрос до выяснения обстоятельств.
Последний местнический спор у Ивана Ноготкова состоялся в октябре 1584 года перед выездом его на службу в Царевококшайск со свияжским воеводой Данилой Григорьевичем Сабуровым. Последний, не желая быть на службе в подчинении у первого, просил царя "дать на Ивана суд и в отчестве счесть". Его челобитная рассматривалась в Москве, откуда 2 июня последовала грамота, по которой на "государеву службу" ему предписывалось идти без мест, вести дела заодно со всеми участниками похода. По завершению этой службы Д.Сабурову были обещаны счет и суд. В целом по стране было неспокойно. Оба строптивых боярина постоянно находились на службе, в походах, правда, в разных местах, в составе разных сил, а время шло. В марте умер Иван IV, еще 10 месяцев назад обещавший разбор спора, который как будто бы заглох. За этот период Иван Ноготков успел вступить и проиграть местнический спор князю Л.Куракину. Неудовлетворенная спесь не давала покоя и Д.Сабурову. 1 октября он бил челом Федору Ивановичу о суде и счете. Суд был назначен, судьями определили боярина князя Ф. Мстиславского и думного дьяка В. Щелкалова, возглавлявшего Разрядный приказ. Наконец, 5 октября их удалось поставить "с очей на очи", где Иван на претензии Данилы в старшинстве не ответил и просил разбирательство дела отложить на неделю. Но и по истечении указанного срока он вновь просил установить другое время спора и счета. Надо полагать, у И.Ноготкова были основания не допустить судебного разбирательства.
А пока от местнического спора он уклонился на том основании, что ему "отвечати недосуг - нарежают на государеву службу". Как раз за день до суда он был расписан на воеводскую службу в новый Царев город на Кокшаге.
"Лета 7093-го ноября в 1 день государь царь и великий князь Федор Иоаннович всея Руси указал послати в новый Царев город с нарядом и с запасы воевод на три полки. В большом полку воевода князь Иван Ондреевич Ноготков да голова князь Григорий Вельской. В передовом полку воевода князь Иван Васильевич Гагин-Великого. В сторожевом полку князь Петр Шеховской. И как воеводы запасы и наряд в город провезут, и быти в Цареве городе воеводами князю Ивану Ноготкову да Михаилу Александрову сыну Нагово; в городничих быти Звяге Воейкову..."Таким образом, с военным снаряжением и продуктами войску И.Ноготкова предстояло добраться до этого города-острога, заложенного во время похода воевод князя Д.Елецкого и головы И.Чепчугова, и остаться там. Впрочем, служба, на которую собирался Иван Андреевич Ноготков-Оболенский, и, впрямь, стала для него последней. Отправившись воеводствовать во вновь построенный Царев город на Кокшаге, он исчез с исторической сцены. Сегодня мы так и не знаем, добрался ли воевода Ноготков до Царевококшайска. Вместе с ним на воеводство был послан Михаил Александрович Нагой. Он стал вторым воеводой в городе. В 1587 году его сменил Василий Петрович Головин.
Иван Андреевич Ноготков-Оболенский был женат на Домне Богдановне Сабуровой, потомства от которой не имел. Род Ноготковых пресекся в начале XVII века.
Рядом с памятником воеводе установлена уменьшенная в половину копия московской царь-пушки
К сожалению, часть орнаментов оригинальной пушки были либо изменены, либо просто отсутствуют. В принципе, эта пушка могла бы и выстрелить, но ей в ствол предусмотрительно засунули ядро - вроде бы она заряжена
На экскурсии, я спросил у экскурсовода - А почему пушка смотрит в сторону правительства?
На что экскурсовод мне ответила:
- А вот и нет, правительство у нас левее, а пушка смотрит на профсоюзы, по которым давно пора жахнуть.
Здесь же на площади, находится и Национальная художественная галерея имени Т.Евсеева и еще одними часами, которые именуются "Марийскими курантами"
Здание построено в итальянском стиле.
На башне установлены часы. Каждый час в дневное время часы "оживают".
В основу сюжета положена история спасения Иконы Божией Матери "Троерученица" по преданию, во время турецкого вторжения в Сербию, икона была водружена на осла, который смог донести её до ворот Хиландарского монастыря на Афоне. С началом каждого часа, под песнопение (часть литургии Сергея Рахманинова "Дева Богородица"), в верхнем левом углу часов в открывающихся вратах появляется образ Божией Матери, а после в нижнем левом углу движется ослик с её образом, символизирующий чудесное спасение иконы и пришествие Богородицы на марийскую землю. Ослик въезжает в правые нижние врата. Они закрываются, а в правом верхнем углу снова появляется благословляющий образ Царицы Небесной.
У меня были статичные фотографии этого действа, но мне опять на помощь пришел интернет и я с удовольствием покажу "шествие ослика"
На этом я опять немного прервусь, потому что у нас осталось еще всего одно место, которое также стоит посмотреть в городе. И еще одно место за городом, посещение которого по идее надо бы показать, но что-то рука не поднимается. Это была экскурсия на ликеро-водочный завод. С одной стороны, пивзавод я показывал, а вот ЛВЗ еще не было. А с другой стороны... они отличаются не существенно. Пока будем немножко думать над этим вопросом. Если кого-то заинтересует, пишите, и я покажу процесс розлива