Текущее время: 17 дек 2017 01:38

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9 ] 
Автор Сообщение
№1  Сообщение Добавлено: 14 ноя 2017 18:34 
Не в сети
энтузиаст
Аватара пользователя

Стаж 8 лет 10 месяцев
Сообщения 556
Откуда Санкт-Петербург, Урицк
Благодарил (а) 1324 Поблагодарили 1343
В наших семейных планах уже давно была поездка в Музей «Дороги Жизни», который находится на берегу Ладожского озера, в поселке Осиновец.
А если точнее - музей расположен практически рядом со знаменитым Осиновецким маяком.
Для нас это была не простая поездка. История нашей семьи непосредственно связана с эти героическим , для всех Ленинградцев, местом. Но, друзья, обо всем по порядку.
Мне пришлось решить сложную задачу — выложить этот материал в «Историческом разделе» или в «Сухопутных путешествиях»... Поскольку это все же была поездка на машине, то выкладываю весь материал в этой теме.
И так, в мае 2017 года, в год 45-летия Музея «Дороги Жизни» мы отправились на Дорогу Жизни.

…..........................

ПЕСНЯ О ЛАДОГЕ
Слова П. Богданова

Сквозь шторм и бури, через все преграды
Ты, песнь о Ладоге, лети!
Дорога здесь пробита сквозь блокаду,-
Родней дороги не найти!

Эх, Ладога, родная Ладога!
Метели, штормы, грозная волна...
Недаром Ладога родная
"Дорогой жизни" названа.
Недаром Ладога родная
"Дорогой жизни" названа.

Пусть ветер Ладоги поведает народу,
Как летом баржу за баржой
Грузили мы и в шторм, и в непогоду,
Забыв про отдых и покой.
…............
Зимой машины мчались вереницей,
И лёд на Ладоге трещал,-
Возили хлеб для северной столицы,
И Ленинград нас радостно встречал.
…............
И знаем мы, кровавая блокада
Исчезнет скоро, словно тень:
Растут и крепнут силы Ленинграда,
Растут и крепнут каждый день!
…..............
Когда пройдут года войны суровой,
Залечит раны город мой,
Народ вздохнёт и песню с силой новой
Споёт о Ладоге родной.
…..................................

Вместо предисловия.

… Ладога.... Родная Ладога....
Эти слова знакомы мне и моей дорогой Марише с самого раннего детства. Песню о Ладоге мы узнали от нашего дедушки, Томигас Александра Александровича, который в июне 1941 года был призван на военную службу в Ладожскую военную флотилию на канонерскую лодку «БИРА».
В наградном листе лейтенанта А.А.Томигаса , составленном в ноябре 1944 года , указано, что 5 июля 1941 года он принял мобилизованную канонерскую лодку «БИРА», «….вооружал, укомплектовывал и обучал личный состав, а также создавал боевую организацию корабля…».
И всё время, пока шла война…., пока героически держался город на Неве…. наш дедушка , вместе со всеми защитниками осажденного Ленинграда помогал выжить жителям города и не отдать его врагу. …



Взгляд из настоящего. Забегая немного вперёд.
Июль 2017 года.


Теплоход «Кронштадт» медленно и горделиво выходит из Невы в Ладожское озеро. Он движется вдоль южного берега Ладоги по направлению к реке Свирь.
Вдалеке…. по левому борту теплохода виден Осиновецкий маяк….
Моя камера, к сожалению, слабенькая,… а расстояние слишком велико….. Но так же велико моё желание увидеть этот героический символ Дороги Жизни…. Я делаю всё, что в моих силах и мы с Вами увидим в вечерних сумерках Ладожского озера Осиновецкий маяк…

Изображение

Историческая справка

«…Осиновецкий маяк — самый высокий маяк не только на Ладоге, но и во всей Европе. Он является одним из главных символов великого подвига защитников Ленинграда, его жителей и тех, кто помогал налаживать сообщение осажденного немцами города по воде и льду Ладожского озера.
Маяк был построен в 1905 г., он возвышается над уровнем моря на 74 м, и приблизительно равен по высоте 20-ти этажному дому. …
Подняться на маяк можно по винтовой лестнице, которая насчитывает 366 ступеней.
Маяк действующий, 500-ваттная лампа с апреля по ноябрь в темное время суток загорается каждые четыре секунды. Уступает он только Стороженскому маяку (72 метра, 399 ступеней), который считается самым высоким маяком в РФ и Северной Европе, и третьим по высоте в мире…»
Более подробно об Осиновецком маяке можно почитать по этой ссылочке.

https://tonkosti.ru/%D0%9E%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B0%D1%8F%D0%BA

Осиновецкий маяк


Вот таким мы увидели Осиновецкий маяк в мае 2017 года, когда приехали в поселок Осиновец.
Он действительно величественно возвышается над береговой линией Ладожского озера… У подножия маяка ощущаешь себя маленькой частичкой этого огромного мира.

Изображение

Изображение


В конце мая 2017 года ( когда мы были у маяка) вдоль всей береговой линии , совсем рядом с Осиновецким маяком, возводили небольшие строения. Видимо это будущая инфраструктура для туристических маршрутов.
Мы подходим близко-близко к озеру, насколько позволяет суровая Ладожская волна… И если прислушаться.... то в её мощных раскатах можно услышать далёкое эхо тех страшных событий, которые происходили в этих местах во время блокады Ленинграда, когда действовала Дорога Жизни.

Изображение

Проехав еще некоторое расстояние, мы паркуемся практически рядом с самой важной целью нашего путешествия – у музея «Дороги Жизни».

Немного истории.


Музей «Дорога Жизни» является филиалом Центрального военно-морского музея города Санкт-Петербурга.
В этом году музей отметил своё 45-летие. Открыт он был в 1972 году, в тот самый день, когда во время блокады Ленинграда начала действовать водная трасса Дороги Жизни.
Первоначально музей располагался в помещении бывшей пекарни на берегу Ладоги. Во время Великой Отечественной войны в этом здании была столовая и в нём находилось руководство Осиновецкой военно-морской базы.
Вот так выглядела самая первая выставка «Дорога Жизни». Это фотография находится на сайте Центрального Военно-морского музея.

Изображение


Ссылка на сайт Центрального военно-морского музея Санкт-Петербурга
http://www.navalmuseum.ru/filials/lifeline/history


Таким увидела музей и первую выставку и я , в далёком детстве. У нас была замечательная учительница географии, Назарова Серафима Борисовна.. Она организовала нашему классу настоящий туристический поход к этому легендарному месту. Мы тогда прошли пешком от ж/д станции «Ладожское озеро» до музея...В те далекие детские годы я испытала сильные эмоции, когда среди немногочисленных экспонатов выставки «Дорога Жизни» увидела макет канонерской лодки «БИРА», на которой служил мой дедущка.

В этом году музей открылся после большой реконструкции.
Он состоит из главного здания, в котором находится основная экспозиция, павильонов для открытого хранения крупногабаритных экспонатов, «Ладожского променада» и павильона, в котором одновременно представлены знаменитые военные полуторки, довоенные автобусы, перевозившие жителей блокадного Ленинграда и большое количество очень интересной информации, которая находится на стендах по всему периметру этого павильона.
Но….. не буду забегать вперед...



Эмоции…

Первое наше желание, как только мы вступили на эту священную, для каждого Ленинградца, Землю – было желание скорей дойти до мачты канонерской лодки «БИРА» и прикоснуться к ней….. Но , всё же решили не спешить и пройти все экспозиции в спокойном ритме.

_________________
С уважением
Лариса


Последний раз редактировалось романтик 14 ноя 2017 20:27, всего редактировалось 1 раз.


За это сообщение автора романтик поблагодарили (11): Alex, bosman, серголя, elenor1, Miha, nagna, vilminha, vladi-potapov, Вера Владимирова, матроскин и ещё один
  Рейтинг: 45.83%
Вернуться к началу
 Профиль  
 
№2  Сообщение Добавлено: 14 ноя 2017 19:08 
Не в сети
энтузиаст
Аватара пользователя

Стаж 8 лет 10 месяцев
Сообщения 556
Откуда Санкт-Петербург, Урицк
Благодарил (а) 1324 Поблагодарили 1343
Здание основной экспозиции


Перед Вами здание главной экспозиции музея.


Изображение

Изображение

Мы заходим внутрь. Зкспозиция главного корпуса расположена на двух этажах.
Конечно, все материалы, представленные в главном корпусе музея надо видеть собственными глазами. Это очень интересно и трогатет до глубины души. Огромное количество собранных исторических и архивных материалов.
Наши глаза медленно и горячо разглядывали все детали на фотографиях и стендах, всё , что могло нас так или иначе заинтересовать.


Изображение

Схема расположения советских войск во время блокады Ленинграда

Изображение

"Зеленый Пояс Славы"

Изображение


На больших стендах представлены фотографии многих защитников легендарной Дороги Жизни. Среди всех нам конечно знакома фотография Командующего Ладожской Краснознамённой военной флотилией, вице-адмирала Виктора Сергеевича Черокова.

Изображение

Изображение


Наше внимание привлекла витрина, в которой представлены предметы, применявшиеся при кабелеукладочных работах по дну Ладожского озера
Среди них фрагмент электрокабеля, пять линий которого, каждая по 22, 5 км были проложены в 1942 году для электроснабжения блокадного Ленинграда от Волховской ГЭС и образец трубы бензопровода, изготовленной на Ижорском заводе в Ленинграде и проложенной по дну Ладожского озера.


Изображение

Вот таким был Осиновецкий маяк во время действия Дороги Жизни… когда Ладога подвергалась бесконечным авиаударам врага с воздуха…


Изображение


А это карта Дороги Жизни, вышитая вручную !!!


Изображение


И конечно, мы нашли то, что искали!!!
Я и моя Мариша, как два маленьких ребенка чуть не закричали от радости – на стенде, где были материалы о канонерских лодках, мы увидели большую фотографию экипажа канонерской лодки «БИРА» , и среди экипажа – наш дедушка. Он сидит в довоенном плетеном кресле. Откуда оно было на канонерской лодке - теперь можно только догадываться…


Изображение

Изображение

Простите друзья нам наши эмоции…., но без этих чувств никуда не деться…
Как только мы увидели эту фотографию – с помощью сотрудников музея мы встретились с директором музея «Дороги Жизни» Войцеховским Александром Брониславовичем и передали ему на хранение в музей материалы из семейного архива и книгу – сборник «Блокада глазами очевидцев.Книга Третья», в которой есть рассказ и о нашем дедушке, и блокадный дневник нашего папы, который пережил самую страшную первую блокадную зиму в Ленинграде.
Вот одна из военных фотографий деда, которую среди других материалов мы передали в музей «Дороги Жизни».

Изображение

Рассказать всё об экспозиции и выложить фотографии всех экспонатов просто невозможно , да наверное и не нужно. Это всё надо обязательно увидеть!

Ну вот пожалуй так можно закончить рассказ о главной экспозиции музея.

_________________
С уважением
Лариса



За это сообщение автора романтик поблагодарили (8): Alex, bosman, серголя, elenor1, Miha, nagna, SERHIO15, vladi-potapov
  Рейтинг: 33.33%
Вернуться к началу
 Профиль  
 
№3  Сообщение Добавлено: 14 ноя 2017 19:56 
Не в сети
энтузиаст
Аватара пользователя

Стаж 8 лет 10 месяцев
Сообщения 556
Откуда Санкт-Петербург, Урицк
Благодарил (а) 1324 Поблагодарили 1343
Павильоны с крупногабаритной техникой и «Ладожский променад»


Теперь мы выходим из здания с главной экспозицией и идем по территории музея, где представлены под открытым небом крупногабаритная техника и части от кораблей и другого вида транспорта, которые принимали участие в героической обороне Дороги Жизни.
Конечно, первым делом мы идем к мачте канонерской лодки «БИРА».

Изображение

Поклониться этой и другим канонерским лодкам, которые были неутомимыми тружениками в дни действия Дороги Жизни.
Канонерских лодок было несколько в Ладожской военной флотилии: «БИРА» , «НОРА», «ЗЕЯ», «БУРЕЯ», «СЕЛЕМДЖА».
Командовал соединением канонерских лодок с ноября 1941 по август 1943 года капитан 1-го ранга Николай Юрьевич Озаровский.
Если кто заинтересуется подробной историей Ладожской военной флотилии рекомендую почитать книгу воспоминаний Н.Ю.Озаровского «Линкоры Ладоги. Забытая Дорога Жизни 1941-1943» 2015 г.


Ну что ж друзья, идем дальше…
А дальше мы решили пройти по «Ладожскому променаду».Он возвышается над береговой линией Ладоги…


Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


Вдоль расположены образцы орудий и и среди всех экспонатов мы вновь встречаемся с канонерской лодкой«БИРА».

Изображение

Это командно-дальномерный пост (КДП) канонерской лодки «БИРА».
(КДП) – это башеноподобная бронированная конструкция на мачте или на высокой надстройке корабля. Служит для установки оптических дальномеров, визира центральной наводки и является командным пунктом управляющего артиллерийским огнем.

Пройдя вдоль променада мы сворачиваем снова вглубь территории музея, где располагаются крупногабаритные экспонаты.
Подходим к артиллерийским установкам, которые применялись на Дороге Жизни на бронепоезде N 7.

Изображение


Вот такие морские осветительные буи стояли на Ладоге, когда работала водная трасса Дороги Жизни


Изображение

Светящийся буй «Железница» находился на большой трассе «Дороги Жизни». Он относился к знакам навигационного ограждения, был в ведении Гидрографической службы Ладожской военной флотилии.


Небольшая историческая справка:

Дорога Жизни состояла из двух трасс.
Малая трасса Дороги Жизни проходила вдоль южного берега Ладоги от поселка Осиновец и Морье до Кобоны и Леднево,протяженностью 25-35 км.
Большая трасса Дороги Жизни проходила также от поселка Осиновец и Морье, далее в направлении к острову Сухо и затем уже к Новой Ладоге, протяженностью 100-125 км.

Так... А мы тем временем идём дальше по экспозиции музея.

На следующей смотровой площадке установлен самоходный двухтрюмный тендер. На судостроительных заводах Ленинграда весной 1942 года было изготовлено 118 таких тендеров( двухтрюмные и однотрюмные). Эти тендеры делали за сутки по три рейса... Они использовались не только на Ладоге, но и на Балтике, на Чёрном море- как десантные корабли.
Этот тендер восстановлен на Балтийском заводе в Ленинграде и установлен на смотровой площадке в 1980 году.


Изображение


За тендером на следующей смотровой площадке можно увидеть разные части от канонерских лодок.
Это и якоря, и гребные винты, и швартовные кнехты

Изображение

_________________
С уважением
Лариса



За это сообщение автора романтик поблагодарили (9): Alex, bosman, серголя, elenor1, Miha, nagna, SERHIO15, vladi-potapov, матроскин
  Рейтинг: 37.5%
Вернуться к началу
 Профиль  
 
№4  Сообщение Добавлено: 14 ноя 2017 20:07 
Не в сети
энтузиаст
Аватара пользователя

Стаж 8 лет 10 месяцев
Сообщения 556
Откуда Санкт-Петербург, Урицк
Благодарил (а) 1324 Поблагодарили 1343
Далее мы видим гребной винт и швартовый кнехт с канонерской лодки «БИРА».

Изображение

В сборнике «Блокада глазами очевидцев. Выпуск третий» - говорится: «… с начала октября 1941 года и до начала ледостава «БИРА» несла вахту на водной Дороге жизни, обеспечивала коммуникацию Новая Ладога-Осиновец, конвоируя суда, перевозя войска и грузы. 6 октября 1941 года , когда корабль находился на рейде в Осиновце, в него угодила вражеская бомба. Канонерскую лодку отремонтировали, и до начала ледостава она продолжала выполнять задание на Дороге Жизни. На зимовку «БИРА» встала в бухте Морье.»
Далее в сборнике читаем: «… По иронии судьбы, «БИРА», всю войну сражавшаяся против немецких захватчиков, была построена в 1940 году в Германии – на Гамбургской верфи по приказу Балттехфлота Спецгидростроя НКВД. Ведь в то время СССР и Германию, которая уже вела Вторую Мировую войну против Англи и Франции, связывал не только пакт о ненападении, но и договор о дружбе. Вот так и появилась на свет грунтовозная шаланда «БИРА». Уже 4 июля 1941 года её мобилизовали, а затем переоборудовали в канонерскую лодку. 14 июля она вошла в состав Балтийского флота. 17 июля вышла из Кронштадта в Шлиссельбург для приёма боезапаса, 19 июля включена в состав Ладожской военной флотилии. Боевое крещение "БИРА" приняла 20 июля 1941 года в ходе высадки морского десанта в районе полуострова Уксалонпя. Моряки подавили две огневые точки противника, но сама «БИРА» получила прямое попадание вражеского снаряда. Пять человек погибло, 46 было ранено…»

…............................................................................................................................


После того, как мы обошли крупногабаритные экспонаты, мы входим на территорию еще одного интересного павильона , где находится и техника , и стенды с документальной информацией, касающейся как личного состава Ладожской военной флотилии, так и других материалов, так или иначе связанных с Дорой Жизни.


Изображение

Изображение


А вот и знаменитая «Полуторка»- автомобиль ГАЗ -АА, 1942 года выпуска Горьковского автозавода. Кначалу Великой отечественной войны В РККА числилось 151100 машин. «полуторка» стала самым массовым советским автомобилем первой половины ХХ века. Именно эти машины перевозили по Дороге Жизни жителей блокадного Ленинграда на неоккупированные тарритории, именно эти машины везли в осажденный и голодный город продукты и другие важные грузы. Представленная на экспозиции «Полуторка» поднята со дна Ладожского озера в 1947 году.

Изображение


Здесь же мы видим советский городской автобус АТУЛ-АЛ-2, в таких автобусах из блокадного города вывозили детей.

Изображение



Мы выходим из павильона и еще раз проходим по Ладожскому променаду. Подходим поклониться к памятнику.....Судам балттехфлота, создавшим подходной канал к пирсам , героическим экипажам береговых служб и судоремонтникам, сделавшим все возможно для защиты Ленинграда.


Изображение

_________________
С уважением
Лариса


Последний раз редактировалось романтик 14 ноя 2017 20:42, всего редактировалось 1 раз.


За это сообщение автора романтик поблагодарили (8): bosman, серголя, elenor1, MARINE, Miha, nagna, vladi-potapov, матроскин
  Рейтинг: 33.33%
Вернуться к началу
 Профиль  
 
№5  Сообщение Добавлено: 14 ноя 2017 20:13 
Не в сети
энтузиаст
Аватара пользователя

Стаж 8 лет 10 месяцев
Сообщения 556
Откуда Санкт-Петербург, Урицк
Благодарил (а) 1324 Поблагодарили 1343
Перед тем, как покинуть территорию музея «Дорога Жизни» мы с моей Маришей еще раз подошли к мачте канонерской лодки «БИРА» и сфотографировались память.

Изображение

_________________
С уважением
Лариса



За это сообщение автора романтик поблагодарили (6): bosman, elenor1, Miha, nagna, vladi-potapov, матроскин
  Рейтинг: 25%
Вернуться к началу
 Профиль  
 
№6  Сообщение Добавлено: 14 ноя 2017 20:20 
Не в сети
энтузиаст
Аватара пользователя

Стаж 8 лет 10 месяцев
Сообщения 556
Откуда Санкт-Петербург, Урицк
Благодарил (а) 1324 Поблагодарили 1343
Эпилог



Изображение

...Если Вы когда-нибудь приедете на Дорогу Жизни , обязательно спуститесь к Ладожскому озеру..... Постойте на берегу.... Послушайте раскаты Ладожской волны.... , её рассказ о героических людях, которые не дали врагу ступить на Ленинградскую землю.
Здесь каждый кусочек Земли хранит память о мужественных защитниках Ленинграда.
И закончить свой рассказ мне хочется стихотворением, которое я написала в День снятия блокады Ленинграда...

Держу в руках дневник блокады,
И ранят строки, как снаряд,
Взорвавший стены Ленинграда
И превративший город в ад.

Переворачивать страницы
Мне все становится трудней…
В ночной тиши, сомкнув ресницы
Сквозь слезы вижу ад тех дней…

Кусочек хлеба, метроном
И фитилек, едва горящий…
О если б страшным было сном
Все, в дневнике том говорящем…

Но нет, не сон, то жизнь была
Моих родных, отца и мамы.
И в нашу жизнь она вошла
Уродливым и страшным шрамом.

Пусть все останется во мне
И в строках дневника блокады…
Горит свеча в моем окне
И в сердце Ленинграда!

_________________
С уважением
Лариса



За это сообщение автора романтик поблагодарили (9): bosman, серголя, elenor1, MARINE, Miha, nagna, SERHIO15, vladi-potapov, матроскин
  Рейтинг: 37.5%
Вернуться к началу
 Профиль  
 
№7  Сообщение Добавлено: 14 ноя 2017 20:26 
Не в сети
энтузиаст
Аватара пользователя

Стаж 9 лет 5 месяцев
Сообщения 3383
Откуда Дачное
Благодарил (а) 2259 Поблагодарили 5663
Почетный форумчанин
Браво, Лариса. Как же проникновенно ты обо всем написала. А какой стал музей!!!!
День и ночь , если сравнивать с тем, что видели мы с некоторыми форумчанами лет 8 назад.
Спасибо большое!!Очень хотела увидеть этот музей и , благодаря тебе, моя мечта исполнилась.
Обязательно надо съездить форумом в этот музей и поклониться тем, кто погиб в водах Ладоги, защищая наш город.



За это сообщение автора elenor1 поблагодарили (3): bosman, MARINE, романтик
  Рейтинг: 12.5%
Вернуться к началу
 Профиль  
 
№8  Сообщение Добавлено: 14 ноя 2017 21:41 
Не в сети
Аватара пользователя

Стаж 2 года 5 месяцев
Сообщения 418
Откуда Ленинград
Благодарил (а) 1414 Поблагодарили 1493
Почетный форумчанин
Лариса спасибо за трогательный проникновенный рассказ.
Очень расчувствовалась,когда читала.Не могу спокойно слушать о событиях тех дней.Всегда сразу перед глазами встают мои бабушка с дедушкой,прабабушки и прадедушки, которые ВСЕ блокадные дни провели в Ленинграде.Нам с детства об этом рассказывали и для меня очень важно сохранить память о событиях тех дней. Считаю каждый такой рассказ Большим Вкладом в Память о Блокаде.
к сожалению мы с Дашей пока не готовы к передаче некоторых вещей в музей....но надеюсь это к нам придет.Это очень серьезный поступок.Вы большие Молодцы с Мариной!
Ещё раз большое спасибо!!!Это лучшее, что я читала на форуме за большой промежуток времени

elenor1 писал(а):
Обязательно надо съездить форумом в этот музей и поклониться тем, кто погиб в водах Ладоги, защищая наш город.

согласна...обязательно надо!!!!

_________________
с Уважением,Анастасия

У Бога всё бывает вовремя,особенно для тех,кто умеет ждать



За это сообщение автора nagna поблагодарили (4): bosman, MARINE, романтик, матроскин
  Рейтинг: 16.67%
Вернуться к началу
 Профиль  
 
№9  Сообщение Добавлено: 17 ноя 2017 09:47 
Не в сети
энтузиаст
Аватара пользователя

Стаж 8 лет 10 месяцев
Сообщения 556
Откуда Санкт-Петербург, Урицк
Благодарил (а) 1324 Поблагодарили 1343
Дорогие друзья,
благодарю всех-всех, кто проявил внимание к моему рассказу о Дороге Жизни !

_________________
С уважением
Лариса


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron

© Общественное объединение Санкт-Петербургский клуб речных туристов



Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group

Русская поддержка phpBB