Каждый человек, хотя бы один раз за всю свою жизнь, хочет вновь вернуться в свое прошлое. Хочется плакать вместе с олимпийским мишкой, улетающим на воздушных шарах. Хочется выпить самой вкусной в мире газировки из автомата за 3 копейки с сиропом. Хочется взять в руки свой старый фотоаппарат "Смена" и выйти с ним на улицу. Хочется пойти в магазин, купить молока в бутылках, свежую студенческую булку с хрустящей коркой и все это с удовольствием съесть. Хочется сидеть у старого черно-белого телевизора и смотреть "Спокойной ночи, малыши!" с тетей Валей (Леонтьевой) или дядей Володей (Ухиным). Да много еще чего хочется, но пока время не возможно повернуть вспять, а потому пришлось ограничиться воспоминаниями. И специально для этого, я во время новогодних каникул 2013 года пошел в московский Манеж на выставку "Советский дизайн 1950-1980-х годов".
Все тайное становится явным: оказывается, были в СССР мастера, которые могли дать фору Филиппу Старку и Кариму Рашиду. Их имена раскрыты на выставке "Советский дизайн 1950 - 1980-х" в "Манеже". О существовании дизайна в Советском Союзе никто не подозревал. В центральной прессе иногда появлялись фотографии часов "Ракета", неваляшек, бутылок водки "Столичная" и прочих предметов обихода, вроде спичечных коробков, которые купив, выбрасывали. Редакторы, по традиции выводившие на первые полосы снимки партийных вождей, даже не догадывались, что некоторые объекты на заднем плане, которые попали под прицел фотообъектива, однажды войдут в историю дизайна. И вот она - выставка в "Манеже", где место картин художников МОСХ заняли пылесосы, этикетки, афиши, плакаты, бас-гитары, обложки журналов мод, радиоприемник "Сюрприз", автомобили и телевизоры "Заря". Наверное, и правда - лучше качественный дизайн, чем посредственная живопись, оставшаяся за гранью неофициального искусства.
Радужная палитра ретро-вещиц, которые любезно предоставили коллекционеры, не вяжется с мрачными картинами за окном. Повод для знакомства с "Советским дизайном 1950-1980-х" может быть любым: от профессиональной необходимости и расширения кругозора до банального желания развлечься. Тем, кто еще помнит фильм "Стиляги", перспектива оказаться в эпицентре советского креатива, покажется заманчивой. Среди интернет-пользователей укоренилось мнение, что дизайн СССР - не более, чем миф. Примеров, его подтверждающих - море: от обложек альбомов Аллы Пугачевой и Филиппа Киркорова до бесчисленных вывесок и киноафиш. Авторам экспозиции, развернувшейся в "Манеже", удалось невероятное: показать обратную сторону медали, которая долгие годы тщательно скрывалась. Скептики посрамлены. Советский дизайн, которого не коснулись ни веяние эстрады, ни вкусовые пристрастия Никиты Сергеевича Хрущева, вписывался в мировые тренды. На Западе их задавали Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ. В нашей стране - Ю.Б.Соболев, В.С.Акопов, В.Ф.Рунге, И.А.Зайцев, С.В.Мирзоян, В.П.Анисимов и А.П.Ермолаев. Пришло время выучить их имена на зубок.
Перед тем, как я начну показывать фото экспонатов этой выставки я сделаю маленькое вступление. Все экспонаты выставки представляют собой небольшие островки, рядом с которыми есть все необходимые пояснения, а потому я просто буду показывать свой путь от одного такого островка к другому, и конечно же постараюсь поделиться теми самыми аннотациями.
А начать хочется с олимпийского 1980 года.
ПЛАКАТ "ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ, ОЛИМПИАДА!". 1980 ХУДОЖНИК: М.ЛУКЬЯНОВ
ИЗДАТЕЛЬСТВО "ПЛАКАТ". ОФСЕТ.
СОБРАНИЕ МОСКОВСКОГО МУЗЕЯ ДИЗАЙНА
Хорошая физическая форма была необходимым качеством строителей коммунистического будущего. Тот или иной доступный спортивный инвентарь был в каждом доме: гантели и гири, футбольные мячи, коньки и лыжи. В Москве функционировали Всесоюзные институты - проектно-технологический и экспериментально-конструкторский по спортивным и туристским изделиям (ВИСТИ), а также по проектированию спортивных сооружений (Союзспортпроект). После войны индустрия спорта становится важной частью досуга. По всей стране строятся спортивные площадки и стадионы, открываются спортивные школы. В это время разрабатывается атрибутика и сувенирная продукция для спортивных команд, растут тиражи газеты "Советский спорт" и ее приложений о футболе, хоккее и шахматах. Спортивные победы были важной составляющей государственной политики. Они наглядно демонстрировали преимущества социалистического строя. Проведение в СССР летних Олимпийских игр 1980 года стало кульминацией в демонстрации не только достижений советских спортсменов, но и мастерства отечественных дизайнеров. Фирменный стиль Олимпиады включал в себя официальную эмблему, талисман, шрифтовую гарнитуру, цветовую гамму, спортивные пиктограммы и пиктограммы сервиса, а также проект оформления городского пространства и праздничных мероприятий.
ПЛАКАТ "НА СТАРТАХ МИЛЛИОНЫ". 1981 ХУДОЖНИК: М.ЛУКЬЯНОВ
ИЗДАТЕЛЬСТВО "ПЛАКАТ". ОФСЕТ.
СОБРАНИЕ МОСКОВСКОГО МУЗЕЯ ДИЗАЙНА
ФАКЕЛСудьбой олимпийского факела в СССР занимался специально созданный в 1976 году отдел Управления эстафеты олимпийского огня 1980. Группе специалистов предстояло решить, какими будут форма факела и его внутреннее устройство.
Изначально планировалось поручить его изготовление японцам, но советским чиновникам не понравился предложенный ими факел в виде тростника. В итоге разработку перепоручили Ленинградскому машиностроительному заводу им. Климова, причем отвели на это специалистам предприятия всего месяц. Группа инженеров во главе с Б.Тучиным в установленный срок уложилась, установив тем самым своеобразный рекорд.
Всего к Олимпиаде на заводе выпустили 6200 факелов с верхушкой и рукояткой золотого цвета. Внутри факелов помещались баллоны со сжиженным газом, а также специальные шнуры, пропитанные оливковым маслом, что придавало пламени розовый оттенок.
А вот в такой переноске, олимпийский огонь должен был покинуть Москву и отправиться в столицу следующих летних олимпийских игр в Лос-Анджелес
СИСТЕМА ПИКТОГРАММ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ "ОЛИМПИАДА-80".1979 ДИЗАЙНЕРЫ: В.АКОПОВ. М.АНИКСТ, В.ДЬЯКОНОВ. А.КРЮКОВ. И.ТИХОМИРОВ, Б.ТРОФИМОВ, А.ШУМИЛИН.
СОБРАНИЕ В.С.АКОПОВА
Всего было разработано 239 знаков, помогающих иностранным гостям легко ориентироваться в городе. Знаки отличает высокое качество исполнения и продуманная трехуровневая структура смысловых элементов. Создавая простую и функциональную систему в духе международного стиля, дизайнеры тем не менее смогли придать ей позитивный эмоциональный окрас с легкой долей юмора, пиктограммы были высоко оценены мировым графическим сообществом, в том числе удостоились похвалы Отла Айхера и получила золотую медаль на биеннале прикладной графики (Брно, 1982).
Автомат для продажи газированной воды. 1975 Собрание Музея игровых автоматов
А на следующем островке были представлены различные приборы для учета времени. Проще говоря часы.
Для начала я покажу эскизы различных часов
А вот сами часы
Слева:
Часы наручные "РАКЕТА"
Модель 3031. Середина 1970-х
Собрание музея завода "РАКЕТА"
Самые сложные часы СССР. В середине 1970-х часовой завод "Ракета" выпустил пробную партию этой модели. Корпус из нержавеющей стали, внутри механизм на 33 камнях с функциями двойного календаря, автоподзавода и будильника.
Партия поступила в фирменный магазин "Ракета" в Ленинграде. Часы продавались по 150 рублей.
Справа:
Часы наручные "РАКЕТА"
Модель "Ялта". Начало 1960-х.
Собрание музея завода "РАКЕТА"
В оформлении циферблата часов этой модели применено оригинальное для часового дизайна решение деление циферблата на три равные части, этот прием неоднократно использовался в дальнейшем в часах "Ракета".
Слева:
Часы наручные "РАКЕТА"
Модель "Спорт-Академические". 1960-1980-е
Собрание музея завода "РАКЕТА"
Справа:
Часы наручные с автоподзаводом "РАКЕТА".
1970-е.
Собрание музея завода "РАКЕТА"
Слева:
Часы наручные "РАКЕТА"
Модель "Вечный календарь". Конец 1970-х
Собрание музея завода "РАКЕТА".
С помощью дополнительного часового диска с матрицей можно узнать на какой день недели приходится любая дата в пределах двадцати лет. Модель была широко распространена, ее выпуск превысил один миллион экземпляров.
Справа:
Часы наручные "РАКЕТА"
Модель для дайверов "РАКЕТА-АМФИБИЯ". Конец 70-х - начало 80-х.
Собрание музея завода "РАКЕТА".
Часы "Полет", "Восток", "Луч"
КОСМОСЗапуск первого искусственного спутника Земли, первый полет человека в космос и другие успехи СССР в области космических технологий повлияли на образно-тематическое решение объектов промышленного и графического дизайна, создавая моду на обтекаемую форму и блестящие металлические поверхности бытовой техники и декоративных сувениров конца 50-х - начала 60-х гг. Ярким примером этой тенденции может служить "космический" дизайн пылесосов "Ракета", "Сатурн" и "Чайка".
Кроме того, заводы, работавшие для военной и космической промышленности, выпускали на основе этих технологий и товары народного потребления, отличавшиеся высоким качеством и долговечностью. Комплекс ТВ-аппаратуры "Енисей", созданный на Красногорском механическом заводе, позволил в 1959 году сделать первый в мире снимок обратной стороны Луны. По официальной почте советских космонавтов сотрудникам завода не раз объявлялась благодарность за высокое качество их фототехники, не подводившей даже в самых непредсказуемых условиях.
Петродворцовый часовой завод выпускал часы с уникальным механизмом "Ракета" не только для массового производства, но и создавал специальные модели для летчиков, подводников, полярников и космонавтов.
Сувенирная продукция с космической тематикой
Слева:
Светильник декоративный "РАКЕТА"
1960-е. Часовой завод "РАКЕТА"
Собрание музея завода "РАКЕТА".
Справа:
Часы настольные "МОЛНИЯ"
1961 г. Челябинский часовой завод.
Собрание Московского музея дизайна.
Справа:
Часы настольные "МОЛНИЯ"
1966 г. Челябинский часовой завод.
Собрание Московского музея дизайна.
Справа:
Часы настольные механические с электроподзаводом и календарем. 1960-е.
Завод "Электрические часы Ленинграда" (ЭЧЛ)
Собрание Александра Барсекова
ГАЗЕТА ЛИТЕРАТУРНАЯ РОССИЯ,
12 АПРЕЛЯ 1963
СОБРАНИЕ МОСКОВСКОГО МУЗЕЯ ДИЗАЙНА
ГИБКАЯ ПЛАСТИНКА "ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ГАГАРИН",
1961 СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК ЖУРНАЛА КРУГОЗОР
СОБРАНИЕ МОСКОВСКОГО МУЗЕЯ ДИЗАЙНА
Вот такая небольшая затравочка. Продолжение будет!
И еще немного ностальгии от Олега Митяева