Продолжу свой рассказ.
От стены плача виден старый полуразрушенный дом. К сожалению, найти концов что это за дом мне так и не удалось.
Следующая наша остановка у дома номер 4 по Большому Спасоглинищевскому переулку
Дом № 4 в Спасоглинищевском переулке был построен в конце XVIII в. и принадлежал богатому и знатному человеку Александру Уварову. Фасад здания изобилует декоративными деталями, ионическими колонками и рустом на первом этаже.
Считается, что дом построен по проекту М.Ф.Казакова, однако подтверждений этому нет. В этом роскошном доме были не только жилые помещения, но и торговые лавки и винные склады - владелец дома был виноторговцем. В газете "Московские ведомости" в марте 1786 г. читатели могли встретить такое объявление:
"В доме Московского именитого гражданина Александра Уварова, в имеющемся у него питейном погребе, продается вновь привезенный самый лучший вест-индский ром, ценою: анкер - 21 руб., ведро -7 руб., Эрмитаж, шато-марго, пиво Англинское и портер, водки вейновые, и ликер французский, и коньяк".
В 1807 г. А.Я.Уваров продал дом и усадьбу за 65 тыс. руб. петербургскому купцу И.В.Кусову, а тот в 1820 г. московским богачам Усачевым, которые подарили в 1832 г. дом Императорскому Человеколюбивому обществу
"для богоугодного заведения и помещения обоего пола страждущих людей". Но вместо этого чиновники общества устроили в нем свое правление, а позднее в доме находились обычные квартиры, сдававшиеся внаем.
После этого, дворами мы прошли на Петроверигский переулок.
Петроверигский переулок, находящийся в самом сердце Москвы, в Китай-городе, получил своё название от храма "Поклонения честным веригам святого апостола Петра", престол которого был освящен в память "чудесного спадения вериг" (оков) апостола Петра, но знаменит он тем, что в нем расположена, в доме № 4, старинная московская усадьба,памятник истории и архитектуры, известная как "Дом Боткиных", и являющаяся крупнейшим литературным памятником Москвы 19 века.
История Усадьбы насчитывает несколько столетий. Но самую большую известность она приобрела, когда 12 октября 1832 г. купец-чаеторговец Петр Кононович Боткин купил усадьбу с аукционного торга и владел ею до самой своей смерти в 1853 г. С этого времени начинается история дома, связанная с известным купеческим родом Боткиных, П.К.Боткин - московский купец, почетный гражданин Москвы. Вначале, главный дом еще не был полностью восстановлен, рядом с ним вниз по склону расстилался большой фруктовый сад, но именно при П.К. Боткине усадьба приобретает законченный облик и к ней пристраивается флигель.
Купеческая семья Боткиных сыграла выдающуюся роль в истории русской культуры - из нее вышли: врачи Сергей Петрович, всемирно известный терапевт, первый лейбмедик императора Александра III (в его честь при советской власти была переименована бывшая Солдатенковская больница - нынешняя Боткинская); его сын, Евгений Сергеевич, лейбмедик последнего царя Николая II, расстрелянный вместе с царской семьей; писатель Василий Петрович, талантливый художник Михаил Петрович, известный коллекционер живописи Дмитрий Петрович.
После смерти отца старший брат, Василий Петрович, был гостеприимным хозяином Усадьбы в середине XIX века, когда усадьба стала притягательным центром общественных деятелей России. Сам Василий Петрович был талантливым литератором, критиком, переводчиком, знатоком русской и западной литературы, поэзии, сам незаурядным музыкантом, прекрасно играл на скрипке. Обладал энциклопедическими знаниями. Тонкий знаток и ценитель музыки, В.П.Боткин не только писал о ней, но и давал у себя в доме концерты.
Под крышей этой усадьбы в те замечательные годы неоднократно собирались, а иногда и жили: Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, В.Г.Белинский, А.А.Фет, Н.А.Некрасов, Н.П.Огарев, Т.Н.Грановский. А.И.Герцен с восторгом вспоминал о проходивших тут в сороковые годы спорах западников со славянофилами: "Какие побоища и ратования возбудили они в Москве между Маросейкой и Моховой...".
Один из завсегдатаев боткинского дома вспоминал:
"Краевский приехал на побывку в Москву и остановился у В.П. Боткина. Каждое утро я отправлялся к ним на чаепитие и веселую беседу. В один из таких визитов неожиданно является Гоголь, по возврате из чужих краев, - каких именно, тоже не помню... Гоголь, на мой взгляд, изменился: похудел, стал серьезнее, сдержаннее, не выказывая никаких причуд или капризов, как это им делалось нередко в других более знакомых домах".Для А.А.Фета этот дом вообще стал родным - одна из сестер Боткиных - Мария Петровна вышла за него замуж. В фирме Боткиных работал отец знаменитого физика П.Н.Лебедева, который родился в правой пристройке к главному дому.
В 1853 - 1907 гг. домом владел Петр Петрович Боткин, глава чаеторговой фирмы "Петра Боткина сыновья", почетный гражданин Москвы, неизменный староста соборов Кремля, храма Христа Спасителя. С этого времени в доме сохранились некоторые внутренние интерьеры.
В 1907 - 1918 гг. дом принадлежал Николаю Ивановичу Гучкову, женатому на дочери П.П.Боткина - Вере Петровне. В 1905 - 1912 гг., т.е. в те именно годы, когда он являлся владельцем дома, Н.И.Гучков был городским головой Москвы.
XIX век связан с самым ярким периодом в истории усадьбы, но многовековая история усадьбы не ограничивается только XIX веком, а насчитывает множество интересных фактов из других периодов времени. Есть стойкая московская легенда, что на месте дома № 4 в Петроверигском переулке в 17 в. находилось подворье митрополита Московского. Видимо, от тех времен и сохранились в доме сводчатые помещения цокольного этажа. В 18 столетии дом многократно менял хозяев и перестраивался. Облик в стиле классицизма, главный дом усадьбы приобрел в кон. 18 - нач. 19 вв. В основе своей, усадьба была построена в конце 18 века на месте владений графа Ефима Ивановича Владиславича, генерал-поручика при императрице Елизавете Петровне и племянника сподвижника Петра I - сербского графа на русской службе Саввы Лукича Рагузинского-Владиславича.
Первым покупателем и владельцем нового "дворянского гнезда" стал в 1803 году Иван Петрович Тургенев, директор Московского университета. С этого момента и начинается литературная история Усадьбы. Семья Ивана Петровича Тургенева жила в этом доме в 1803 - 1807 гг. Дом и ныне стоит на высокой горке, а в те времена, когда вокруг не было высоких зданий, вид из него был замечательный: "все Замоскворечье и Воробьевы горы видны". Тургенев Иван Петрович (21 6.1752-27.2.1807), действительный тайный советник, масон. Участник русско-турецкой войны 1768-1774. Уволен от службы с производством в бригадиры. Был дружен с Н.И. Новиковым. Вступил в масонский орден и был ревностным масоном, за что и поплатился в 1792 ссылкой на жительство в село Тургенево. С восшествием на престол Павла I возвращен из ссылки, в 1796 получил чин действительного статского советника и назначен директором Московского университета. Он способствовал развитию гуманитарных и естественных наук в университете, поощрял литературные занятия воспитанников, хлопотал о стажировке за границей наиболее талантливых. И.П.Тургенев имел пятерых сыновей, трое из них видные деятели русского общества 1-й половины XIX в: старший Андрей, поэт-сентименталист, друг В.А.Жуковского; Александр, историк-любитель, друг А.С.Пушкина, сопровождавший тело поэта к месту последнего успокоения - в Святогорский монастырь; Николай, декабрист и писатель, "первый русский политический эмигрант". В те годы дом посещали В.А.Жуковский, Н.М.Карамзин, М.М.Херасков.
В 1807 г. И. П. Тургенев умирает, сыновья его постоянно живут в Петербурге, и в следующем году дом продается "дерптскому первостатейному купцу" Христиану Фе. В 1812 г. дом сгорел и, как и многие дома в этом районе, был отстроен только через несколько лет.
После революции усадьба переходит в ведение города и в ней устраиваются обычные для советского времени жилые коммунальные помещения. В 1935 г. за счёт нового строительства территория владения сократилась вдвое. В 50-х годах ряд помещений усадьбы занимали детский сад, ясли, склад издательства "Медицина" и другие. В 1970-х годах строения усадьбы были переданы Московскому городскому Совету по туризму и экскурсиям (МГТЭС). В настоящее время в отреставрированных помещениях располагается Общество с ограниченной ответственностью "Мостуризм" - правопреемник и последователь МГТЭС. Благотворительный фонд "Усадьба Боткиных", созданный с целью сохранения культурно-исторического значения памятника ведёт свою просветительскую, воспитательную деятельность в стенах Усадьбы, активно поддерживает и развивает связи с потомками семьи Боткиных, проживающими в России и за ее пределами, более , чем в 20 станах мира.
А рядом с Боткинской усадьбой находится еще один весьма интересный дом, правда, относящийся к другому времени. Это - студенческое общежитие Коммунистического университета национальных меньшинств Запада имени Ю.Ю.Мархлевского.
Один из крупнейших и интереснейших по архитектуре комплексов общежитий конца 1920-х годов возвышается на склоне Сретенского холма над крышами старой московской застройки. В 1929 году Университет нацменьшинств приступил к строительству общежития для студентов на Маросейке. Для составления проекта общежития был проведен закрытый конкурс, где предпочтение было отдано варианту Георгия Данкмана - в нем три параллельные жилые секции последовательно примыкают к общественному корпусу.
Комплекс начинается от Петроверигского переулка. Входящих встречает полукруглая часть столовой-клуба, по первоначальному проекту поставленная на колонны. За относительно низким общественным блоком расположены жилые корпуса. Они сделаны в семь и восемь этажей, спускаясь вниз по склону холма. Три жилых корпуса пронизаны коридором и соединяются друг с другом монументальными башенными объемами лестничных клеток. Там, где лестницы примыкают к корпусам они освещены модными в то время вертикальными окнами, а скругленные стены площадок оставлены глухими.
По два угловых балкона динамично врезаны в полуцилиндры башен на уровне верхних этажей. Эффектно смотрится оформление подъезда с козырьком на одной колонне, опоясывающим полуцилиндр ленточным окном и круглым проемом окна вестибюля.
При традиционной для общежитий планировке архитекторы стремились эффективно решить внутреннее пространство без ущерба для комфорта и современных санитарных требований. На одного студента приходилось 4,55 кв.м. Душевые и умывальные комнаты были сделаны общими в конце коридоров, В общежитии горячая вода была даже во время Великой отечественной войны.
Интересно, что коридор дальнего корпуса сделан уже, чем у ближнего, так как очевидно, что используется он меньшим числом студентов.
В 1936 году, когда коммунистический университет нацменьшинств Запада был ликвидирован, общежитие передали Институту иностранных языков. Студенты-лингвисты живут здесь до сих пор. Дальний корпус сейчас является нежилым, он существовал долгое время в полуразрушенном состоянии из-за пожара.
Ну а теперь проследуем к конечной точке нашей экскурсии - Евангелическо-Лютеранскому собору Петра и Павла.
В XVIII в. здесь стояла усадьба, которой владел генерал-поручик В.И.Лопухин (1705-1797), а потом его сын, публицист и государственный деятель Иван Владимирович Лопухин (1756-1816).
В 1812 г. усадьба почти вся сгорела.
В 1818 г. участок и остатки усадьбы были куплены для лютеранской церкви Петра и Павла. Район был выбран неспроста - Старые сады, Ивановская горка и окрестности были заселены "немцами" с допетровских времен.
В июле 1818 г. бывшие в Москве прусский король Фридрих Вильгельм III (его дочь была замужем за великим князем Николаем Павловичем), кронпринц и герцог Мекленбург-Стрелиц положили закладные камни, а в следующем году бывший лопухинский особняк был переделан (фактически на деньги Фридриха Вильгельма) в храм и 18 августа 1819 г. в нём начались службы.
В феврале 1837 г. в кирхе впервые зазвучал орган, а 4 мая 1843 г. в ней с благотворительным концертом выступал приехавший на гастроли в Россию Ференц Лист и, как пишут историки, "доставил обильный сбор" для сирот, воспитывавшихся лютеранским приходом.
Это было единственное публичное выступление знаменитого пианиста с игрой на органе. Церковь была переполнена, в ней находилось более 1000 человек.
Когда в середине XIX столетия число членов лютеранской общины превысило 6 тысяч, было принято решение о реконструкции храма.
По проекту архитектора А.А.Мейнгардта храм был перестроен в неоготическом стиле. Строительство завершилось в январе 1862 года.
В 1863 году на колокольню был поднят колокол, подаренный Вильгельмом I.
Лютеранская община росла, и в 1903 году Церковный совет объявил конкурс на проект нового здания церкви. Первую премию получил Вильям Францевич Валькот (1874-1943), известный по гостинице "Метрополь", но строительство вёл архитектор Виктор Александрович Коссов, один из строителей Храма Христа Спасителя.
5 декабря 1905 года состоялось освящение нового храма, который стал Кафедральным собором Московского Консисториального округа.
Зал новой кирхи славился своей акустикой. В нём выступали известные московские и иностранные исполнители.
Здесь впервые были исполнены "Колокола" С.Рахманинова.
Осенью и зимой 1918 г. под управлением В.И.Сука и с участием А.В.Неждановой исполнялся "Реквием" В.-А. Моцарта.
В 1918 г. храм получил статус Кафедрального собора России, а затем и всего СССР.
В ноябре 1936 г. пастор Александр Штрек и Церковный совет были арестованы, а собор был закрыт.
В 1937 г. в соборе открыли кинотеатр "Арктика".
Позднее собор передали студии "Диафильм", произведшей перепланировку здания и полностью уничтожившей интерьер.
В 1941 году церковный орган был вывезен в оперный театр Новосибирска, где был частично пущен на металлолом, частично - на декорации. (По другим сведениям орган перевезен в крематроий Донского кладбища, где сохранился до сих пор).
Перед Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в 1957 г. был разобран шпиль собора.
Жизнь храма возобновилась лишь 4 сентября 1991 г., когда в просмотровом зале студии "Диафильм" епископ Гаральд Калныньш совершил первое богослужение.
С 1993 г. богослужения начались во входящей в соборный комплекс часовне, построенной по проекту Ф.О.Шехтеля.
Потом (в основном на средства московского правительства) удалось отреставрировать часовню и прилегающие помещения.
В 2004 году благодаря помощи различных жертвователей стало возможным развернуть крупномасштабные реставрационных работы, которые должны привести к восстановлению того облика храма, который он имел в 1905 году.
Приход состоит из российских немцев, русских, татар и лютеран других национальностей.
В январе 2010 года был полностью восстановлен шпиль, высота которого составила 62 метра.
А вот так выглядит Собор из нутри
А совсем рядом с Собором располагается маленькая часовня, автором которой является Шехтель
В тот день в Соборе должно было состояться сборище баптистов со своими весьма специфическими песнопениями.
На этом наша экскурсия подошла к концу. А в следующий раз, я расскажу об одном очень интересном месте.