Как это не грустно, но мне пора уже заканчивать свой рассказ о четырех днях, проведенных в Калининграде. Завершающий день неуклонно катится к завершению. Сейчас я бы хотел рассказать о другом музейном экспонате - научно-исследовательском судне "Витязь".
Теплоход, получивший название "Марс" (впоследствии ставший "Витязем") был построен в 1939 году на верфи Бремерхафена (Германия) по заказу судоходной компании "Нептун" в качестве грузопассажирского судна. Судно предназначалось для перевозки фруктов из южных стран в Германию.
Инженер Генрих Тамм, ходивший когда-то на "Марсе", писал:
"Это было необычайно красивое судно. Окрашенное в кремовый цвет, изящной формы, с прекрасными стройными линиями, оно больше походило на яхту. Для того времени оно было новинкой судостроения - "Марс" принадлежал к категории высокого класса. Грузовое судно предназначалось для 38 членов экипажа и 12 пассажиров. Прекрасные обитые деревом каюты были выдержаны в стиле подражания средневековым жилым комнатам. Не верилось, что находишься на борту судна..."</i>.
Во время Второй мировой войны "Марс" возил целлюлозу из Скандинавии, а затем стал военным госпиталем на 600 мест. В январе-апреле 1945 года "Марс" вывез более 20 000 беженцев из Кенигсберга и Пиллау, осажденных советскими войсками. Последний рейс судно совершило 13 апреля.
Закончилась война, и по репарации судно оказалось в Великобритании с новым названием "Вперед, Империя". Портом приписки был Ливерпуль, оно находилось там меньше года, после чего было передано СССР и стояло в Ленинграде.
31 января 1946 года был организован Институт океанологии АН СССР, и ему потребовалось научное океанское судно.
Осенью 1946 года известный полярник, министр морского флота П.П. Ширшов командировал сотрудника института, впоследствии - известного морского биолога В.Г. Богорова и капитана С.И. Ушакова в Ленинград для выбора судна. В.Г. Богоров вспоминал: [i]"Когда мы подъезжали к бухте, где стоял трофейный флот, мы увидели с пригорка это корабль и сразу указали на него. Это был "Марс".
Переоборудование судна было проведено в 1947-1948 гг. на заводах Висмара (Германия), а также в Ленинграде, Риге, Одессе и Владивостоке. При перестройке судна была удлинена его средняя надстройка, в которой разместились лаборатории, служебные и жилые каюты. Грузовые твиндеки были переоборудованы в жилые каюты, комнату отдыха, санитарные и служебные помещения. Были установлены дизель-генераторы, дополнительные танки для топлива и воды. В результате судно было готово принять 136 членов экспедиций.
Уникальность судна была обеспечена научным оборудованием. Прежде всего, это глубоководная якорная лебедка, позволившая становиться на якорь на глубинах до 11 км. До сих пор судну принадлежит мировой рекорд по глубине постановки на якорь. Не менее уникальной была и глубоководная траловая лебедка, с которой можно вести траления на глубинах до 11 км. На судне имелось 14 лабораторий, научная библиотека, хранилища проб.
После английского имени уже в нашей стране судно называлось "Экватор", "Адмирал Макаров", но прославило его имя "Витязь" - в честь знаменитых корветов "Витязь" XIX века. Первый "Витязь" - винтовой корвет, на котором к берегам Новой Гвинеи совершил плавание (1870-1871) известный русский этнограф Н.Н. Миклухо-Маклай. Второй "Витязь" - парусно-винтовой корвет, которым командовал (1886-1889) знаменитый русский адмирал, ученый, кораблестроитель С.О. Макаров. Так что новое океанографическое судно Института океанологии приняло имя от знаменитых предшественников и с гордостью пронесло его по всем океанам. А эскиз букв с русской вязью, которые украшают нос "Витязя", сделал сам П.П. Ширшов.
С 1949 по 1979 год "Витязь" совершил 65 экспедиций во всех океанах, прошел более 800 000 морских миль.
В эпоху "Витязя" был собран уникальный материал и сделано множество открытий в разных областях океанологии. На картах появились новые географические названия подводных гор и глубоководных желобов. Только крупных открытий в Тихом и Индийском океанах было 27. В Марианской впадине измерена наибольшая глубина - 11 022 м.
Особенно важным было изучение глубоководных желобов, их морфологии, осадков, но главное - особенностей динамики вод в желобах и в придонном слое воды.
Благодаря экспедициям "Витязя" было описано 1176 новых видов животных и растений. В области ихтиологии были получены новые материалы по районам обитания промысловых рыб, описано много новых видов и составлена обширная коллекция. Хорошо знакомая сейчас сайра как промысловая рыба была впервые изучена на "Витязе".
Уже в середине 70-х годов, когда стало ясно, что океанская карьера подходит к концу, родилась идея сохранить "Витязь", сделав его музеем. Но где именно причалить ветерану? Предполагалось поставить его в Москве, в "порту пяти морей", к открытию московской Олимпиады, обсуждалась кандидатура Ленинграда, попросили вернуть "Витязь" и дальневосточники, потому что портом приписки судна долгие годы был именно Владивосток. Но затем предпочтение было отдано Калининграду.
22 апреля 1979 года, завершив свой последний, 65-й рейс, "Витязь" вошел в воды Преголи. Торжественной передачи судна городу не произошло, а само судно на многие годы встало на якорь.
Писатель Л.В. Почивалов, много сделавший для сохранения "Витязя", писал в "Правде":
"Никто не хотел взять на себя полную ответственность за судьбу отечественной реликвии". Предлагали отправить его на переплавку. К этому времени уже не стало легендарного "Ермака", был продан знаменитый ледокольный пароход "Седов" - гордость освоения северных широт нашего народа. Такая же судьба ждала и "Витязь".
Только в 1988 году "Витязь" был поставлен на завод "Янтарь", а в 1989 году Атлантическое отделение Института океанологии им. П.П. Ширшова АН СССР заказало Калининградскому филиалу ЦПКТБ "Запрыба" разработку технической документации по переоборудованию "Витязя" в судно-музей.
В 1991 году Калининградским филиалом ЦПКТБ (ныне Калининградский проектно-конструкторский центр) была разработана рабочая документация по переоборудованию судна в соответствии с требованиями Правил Речного Регистра РСФСР. При проведении ремонтных работ на заводе "Янтарь" были частично заменены открытые участки палуб, полностью заменён деревянный настил главной палубы, установлены противопожарная и вентиляционная системы.
В 1992 году Российская Академия наук передала "Витязь" Музею Мирового океана Министерства культуры России, а в 1994-ом, после завершения ремонтных работ на заводе, "Витязь" ошвартовался у музейного причала в центре Калининграда.
К сожалению, я слишком долго задержался на СРТ-129, а потому как следует рассмотреть "Витязя" не удалось, так - галопом по Европам, поскольку время до закрытия оставалось совсем немного.
Давайте не будем тянуть и поднимемся на борт. Сразу прошу прощения за не совсем удачные фото, но виной тому недостаточное освещение и обилие стекла.
Итак, всех посетителей встречает репродукция картины Васнецова "Три богатыря"
Первый зал музейной экспозиции - исторический.
В носу и корме находятся две больших витрины изображающих первооткрывателей морей: Дрейка, Васко Да Гама, Магеллан и пр.
А еще там есть вот такой интересный экспонат
Как считаете, что это? Это один из протопипов лага - прибора для измерения скорости и пройденного расстояния. Называется этот прибор - вахтенная доска.
С ее помощьюфиксировались важнейшие события, происходящие на судне, в том числе и смена курса. Верхняя часть доски, имеющая форму диска, имеет 32 сектора, аналогичном румбам (секторам) компаса. Каждый сектор имел по 8 отверстий, расположенных радиально. В центре диска закреплялся набор из 8 стержней.
Каждые 30 минут вахтенный офицер сверял курс по компасу и вставлял стержень в отверстие того румба, который соответствовал курсу судна. Через 4 часа происходила смена вахты и стержень установленный 4 часа назад вставлялся в новое отверстие и так далее. Для фиксации скорости в нижней части имелся прямоугольный аналогичный участок. Каждая его строка соответствовала 30 минутным интервалам, а столбцы - скорости. В конце своей вахты офицер мог легко посчитать расстояние пройденное судном.
Большие экспозиционные залы соседствуют со служебными помещениями. Вот, например, гирокомпасная
Это одно из важных помещений на судне. Здесь установлен основной прибор гирокомпаса (вот та большая круглая конструкция на которой удобно расположился кёнигсбегский кот). Внутри прибора находится гироскоп, раскрученный до 25-30 тысяч оборотов в минуту. Он всегда стремится сохранить одно направление - свою ось вращения. При помощи специальных приборов, расположенных рядом с основным прибором, ось вращения ориентируется строго на северный полюс. Показания с главного прибора передаются на принимающие репитеры в других постах судна, которых насчитывалось более 50.
В гирокомпасной неслась постоянная вахта. Вахтенный заносил все данные о работе прибора в специальный журнал.
И несколько слов о кенигсбергских котах. Впервые о кенигсбергском коте Мурре рассказал Эрнст Теодор Амадей Гофман в своем романе "Житейские воззрения кота Мурра". Там рассказывается как кот Мурр пишет записки о своих любовных похождениях с кошечкой Мисмис на обратной стороне драматичной биографии гениального музыканта капельмейстера Иоганнеса Крейслера, и таким образом под одной обложкой оказываются два жизнеописания - филистера Мурра и энтузиаста Крейслера.
А есть еще несколько легенд о кенигсбергских котах и кошках. Так например, одна из легенд рассказывает о том, что когда появился кенигсбергский замок, кота пригласили на работу хранителем ключей. Считается, что он до сих пор служит в нем. И, случается, иногда исполняет желания. Для этого надо загадать желание и почесать коту за ушком.
Или еще вот такая легенда, связанная с кошками. В ней рассказывается о двух кошках, которые по ночам катались по Прегелю в пивоваренном котле как в лодке. Днем кошки оборачивались женщинами. Эти ведьмы наняли себе мальчугана, который им прислуживал всячески, в том числе и в постели: ведьмы, как известно, отличаются страстью к постельным утехам и игрищам. Этот мальчуган в конце концов их и сварил. Прямо в котле, когда они были в своей кошачьей ипостаси.
Надо сказать, с кошками в средневековом Кёнигсберге особо не церемонились. Существовало жуткое поверье: если на протяжении четырех суток заживо поджаривать кошек, насаживая их на вертел, при полной луне (потребуется кошек пятьдесят) - в итоге появится главный кот по прозвищу Большие Уши (черный, ростом с овчарку, на груди у него белое пятно, спина выгнута дугой, а усы - полметра в размахе - стоят торчком) и выполнит любое желание мучителя. Вплоть до "подарка" в девять дополнительных жизней.
Правда, кошек спасало от тотального уничтожения одно обстоятельство: осуществить taghairm (так называлось зловещее заклинание) бесшумно было невозможно. А хор кошачьих голосов неминуемо привлек бы внимание инквизиции, у которой тоже имелись Большие Уши (и отнюдь не кошачьи). Так что мучитель, скорее всего, закончил бы на костре все свои приобретенные жизни.
Ну и самая последняя легенда относится уже к ХХ веку. Давайте перенесёмся в 1946-й год. Немецкие семьи, пережившие сначала ужасные англо-американские бомбардировки, а затем и приход русских, ютятся в подвалах. Их дома разрушены, в уцелевших школах советские комендатуры, только теплый мурлычущий на коленях кот напоминает о безмятежной бюргерской жизни.
Стук в дверь, советский солдат принес уведомление о выселении: все немцы должны собрать вещи, погрузиться в эшелоны и уехать в Германию. Вереницы людей с чемоданами потянулись на вокзал, собаки бежали за своими хозяевами. В этой холодной ночи только кошки, следуя вековым традициям, остались в своих домах. Из развалин они смотрели на людей и вспоминали, как вот эти самые немцы 700 лет назад выгоняли с этой земли пруссов, которые так и не вернулись за своими котами. Не вернутся и немцы, теперь придется жить с русскими, возможно, навсегда.
Новые переселенцы были рады встречавшим их котам, брали их на колени, наслаждаясь теплым мурлыканьем. И постепенно, через это мурлыканье, калининградцы узнали, что кошки - это единственные коренные жители этой земли, они здесь главные.
После такого небольшого лирического отступления продолжим осмотр музейной экспозиции. Следующий зал рассказывает о торговом прошлом не только этого судна, но и о многих других торговцах, которые совершали свои открытия с целью открытия новых торговых путей. Так например, Васко Да Гама первым открыл водный путь в Индию вокруг Африки. Да и Христофор, наш, Колумб тоже стремился попасть в Индию. Вот в этом зале мы и сможем посмотреть на некоторые колониальные товары, которые так ценились в старушке Европе
Пойдем дальше. Служебные и общественные помещения судне. К служебным можно смело отнести камбуз
И общественным же помещениям мы отнесем обеденный зал или кают-компанию экипажа
А вот так выглядит каюта научного сотрудника
Во время долгого океанского рейса на борту может случиться всякое - травмы, обострения хронических болезней, да в конце-концов аппендицит. Чтобы как можно скорее оказать необходимую медицинскую помощь на борту обязательно был медицинский пункт. Состоящий собственно из каюты медика, операционного блока
и амбулаторной каюты
И еще одно служебное помещение - фонарная
Для того, чтобы судно можно было увидеть и опознать, оно должно в соответствии с международными правилами предупреждения столкновений в море нести определенные световые сигналы.
Правила эти, кроме прочего, устанавливают порядок несения судовых огней в общих и особых случаях. Суда обязаны носить положенные им в различных ситуациях огни от заката до восхода солнца, во всякую погоду, соблюдая все правила. Основные характеристики огней - расположение на судне, дальность, цвет и сектор освещения.
Часть из тех огней, которые находятся в этом помещении относятся к имуществу "Витязя".
Пойдем дальше. Всего несколько шагов и волосы по всему телу встают дыбом. Здесь на небольшом кусочке показано в каком состоянии находилось судно перед началом ремонта. Иначе говоря, так выглядел "Витязь" в момент передачи музею.
А мы пойдем дальше. Здесь мы сможем увидеть различные научные лаборатории, ведь судно-то научно-исследовательское. Здесь я уже почти бежал, потому что время поджимало. А хотелось добраться еще до рулевой рубки. Поэтому комментариев будет минимум. Не удалось мне как следует рассмотреть все экспонаты.
Лаборатория исследования морского дна
Планктонная лаборатория
Лаборатория изучения рыб
Лаборатория измерения глубин.
Там мы можем увидеть самописцы эхолотов и карта рельефа морского дна
А вот так выглядят устройства для излучения и приема сигналов эхолотов
Лаборатория геоморфологии
И если научные лаборатории не мой конек, то мимо стендов показывающих различные средства кораблевождения я уже пройти не смог
Здесь представлены два секстана, бинколь, параллельные линейки.
А здесь можно увидеть шлюпочный магнитный компас в деревянном рундуке, визиры пеленгаторов, лупа для магнитного компаса, анемометры для опреления скорости ветра.
А дальше можно увидеть машинное отделение судна
Машинное отделение - это сердце любого корабля.
На фото видно три из семи цилиндров главного двигателя, развивающего мощность 3000 л.с. Он установлен на судно еще в 1939 году.Двигатель создан специалистами немецкой фирмы "Крупп". Даже сейчас он находится в хорошем состоянии. Этот двигатель во время войны помогал "Марсу" уходить от немецких бомбардировок, а потом еще 30 лет верой и правдой служить научному судну в океанских походах. Кушает он порядка 11 тонн топлива в сутки.
Также там установлены три дизель-генератора, изготовленный также фирмой "Крупп" в 1939 году. Можность каждого - 120 л.с. В 1956 году во время переоборудования в дополнение к ним было установлено еще три дизель-генератора по 150 л.с.
Все пространство машинного отделения оборудовано тремя ярусами решетчатых площадок, которе соединены трапами.
Общий запас топлива судна - 250 тонн, которых должно было хватить примерно на 20 суток.
Каюта старшего помощника капитана. Скромно, но максимально функционально
Носовой салон.
В отдельной комнате воссоздан интерьер зимовки на станции "Северный полюс"
Также аскетично, то максимально функционально: спальное место, дедушка Ленин, рация для связи с материком, часы с 24 часовой шкалой, емкости для получения питьевой воды из снега.
Ну тут все предельно ясно. Теплая одежда и лыжи для выхода в свет. Охотничье ружье, бур и линейка для измерения толщины льда.
В одном из помещений воссоздан кабинет капитана (впоследствии адмирала) Степана Осиповича Макарова.
А это носовое украшение корвета "Витязь" на котором служил С.О.Макаров
Архитектор П.К.Клодт, 1/3 натуральной величины.
Время на посещение остается совсем мало, служительницы-смотрительницы только что не гремят ключами, как в любом другом сухопутном музее. А потому, бодрым зайчиком я метнулся к трапу на мостик. Преддверие рулевой рубки - штурманская рубка. Посмотрим на ее оборудование:
На переборке между окон основной прибор лага, на переборке у штурманского стола: репитер лага, самописец эхолота.
Радиопеленгатор для определния места судна по пеленгам радиомаяков.
А теперь пройдем в рулевую рубку.
Рабочее место рулевого
Колонка манипулятора рулевой машины. Как видите, штурвала здесь нет, здесь перекладка руля осуществляется нажатием на один из концов рычага. Перед глазами у рулевого один из репитеров гирокомпаса и магнитный компас. Зачем нужно такое дублирование? Все просто. Гирокомпас работает от судовой электросети, и в случае отключения электроэнергии он будет показывать все что угодно, кроме курса. А для того, чтобы внось запустить гирокомпас в работу требуется довольно длительное время, которое требуется чтобы прибор "пришел в меридиан", а магнитный компас готов к работе сразу.
А рядом с рабочим местом рулевого находится пост гирорулевого.
Вот что видит рулевой, стоя у поста управления
Машинный телеграф
Тахометр, показывающий обороты двигателя
Здесь уже нет переговорной трубы между машинным отделением и рубкой. Во-первых, довольно большое расстояние. А во-вторых, зачем труба, если есть телефон
К сожалению, на этом я вынужден покинуть судно - рабочее время музея окончено. А ведь там осталось еще столько всего интересного!!! Но делать нечего.
Очень не хотелось уходить. Тем более что я так и не сходил на подводную лодку и не рассмотрел судно космической связи. Чтож, будет повод вернуться туда еще раз, чтобы еще раз посетить научно-исследовательское судно "Витязь", подводную лодку и судно космической связи "Космонавт Виктор Пацаев".
Но у меня оставалось еще довольно много времени. Я посчитал, что ехать в гостиницу рано, да и глупо уезжать из Калининграда не посетив ни одного пивного ресторана. Решение пришло в голу само собой. Туристы из нашей группы рассказывали об одном очень уютном ресторанчике рядом с площадью Победы. Вот туда я и решил отправиться.
По дороге я зашел к одному знаковому месту в Калининграде - сквер у памятника Родина-мать. По одной из местных легенд раньше на этом месте стоял памятник Сталину. В период борьбы с культом личности, после ХХ съезда партии памятник снесли и долгое время там не было ничего. Не хватало этому место своеобразной доминанты. И вот в 1974 году на этом месте появился памятник "Родина-мать"
Но место это все-таки мужское, об этом можно догадаться, если посмотреть на памятник со стороны
Толи мать это, толи отец сказать теперь уже сложно.
И вот оказываюсь в ресторане "Цётлер". Простите меня за некоторую рекламу, но по утверждению работников ресторана только здесь подается подается пиво сваренное на семейной пивоварне Цётлер по рецепту. известному с 1447 года!!! И только здесь можно отведать настоящие немецкие блюда.
Взяв в руки меню, мои глаза просто разбежались - хотелось попробовать всего. Но минимум 5 сортов пива и огромное количество горячих блюд поставили меня в тупик. Как быть? Решение я нашел в меню. Есть там одно интересное предложение - "Метр пива". Оно позволяет попробовать сразу все сорта пива "Цётлер". Вот его то я и решил взять. Вот как это выглядит
А на горячее я заказал клопсы. Вот как их готовят.
Говядину и свинину (фифти-фифти), черствый хлеб, яйца лук, перец, соль, пропускают через мясорубку, из полученного фарша лепят фрикадельки и варят.
В качестве подливки с мукой смешивают лимонный сок, яичный желток, добавляют лавровый лист, каперсы и пряности.
Ну и уже после того, как я основательно заправился пивом и отведал немецкой кухни я отправился в гостиницу. Утром меня ждал ранний подъем и завтрак от служащих отеля, даже не смотря на мои категорические возражения.
На этом я заканчиваю свой рассказ. Праздники закончились, а значит начинаются трудовые будни. Всем спасибо за внимание.