Музей-Верфь
Итак, Соловецкий Морской музей- это совершенно уникальнейшее место! Он был создан товариществом Северного мореходства и полностью бесплатный- то есть экскурсионное обслуживание и для индивидуалов и для целых групп это значения не имеет. Вам ещё скажут спасибо за от, что вы пришли.
Музей одновременно является верфью- это особая гордость, ведь прямо здесь была построена яхта «Св. Пётр».
http://svpetr.solovki.info/?action=galeryНа яхте осуществляются экспедиции, на экскурсиях вам расскажут много интересных историй про неё. Возможно вам повезёт больше , чем мне и вы её увидите припаркованной рядом с музеем
.
Находится музей на Сельдяном мысе, в бывшем амбаре для гребных судов, это прямо напротив монастыря. По дороге встречаются очень милые указатели, на которых написано, что-то типа «Вы шли в музей, но встретили грязь и лужи, но вы идёте в правильном направлении и скоро попадёте в музей». Точной формулировки я не помню.
При входе в музей надо позвонить в рынду….и тогда если других посетителей нет Вам лично расскажут всё, а если много людей и все гиды заняты, то вам предложат присоединиться к уже сложившейся группе, всё очень демократично. Деятельность музея полностью держится на энтузиазме людей, которые здесь работают.
Атмосфера в музее наполнена какой-то удивительной энергией, любовью.... Не заразиться их страстью совершенно невозможно, ведь вокруг все буквально больны морем, лодками, судостроением и всем что с этим связано.
Пару слов об экскурсоводе Игоре, который мне попался-скажу только, что это самый молодой экскурсовод по музею за мою жизнь и с самой грамотной речью, очень образованный, с горящими глазами, восторженный, но при этом не теряющий нити своего повествования.
Итак, о чём же это всё:
1) Во-первых о лодках. Главное в море. Здесь вам расскажут про ладожские соймы, карбасы, русские поморские лодьи, про кочу и шняку древнейшие конструкцию, сделанные без гвоздей, а шитые корнями деревьев (поэтому их могли ещё называть «шитик»).
Самый большой экспонат музея -поморская шняка сейчас находится на 1-ом этаже музея – на территории верфи.
Это реконструкция, археологический эксперимент. М. Неймарк строил её с 2001 -2004год традиционным способом. Он также выходил на ней в море, на ловлю рыбы, ведь поморами шняки использовались для ловли трески. Страница М. Неймарка.
http://www.fotevikensmuseum.se/sewnboat/boat/koi8.htmЭкскурсовод указывает на нос шняки и спрашивает «Вам это ничего не напоминает?
И поскольку все молчат, я как фанат сериала «Викинги» говорю, что мне это напоминает драккары - корабли викингов. Оказывается так и есть - шняка была вдохновлена скандинавскими торговыми кораблями. Снеккары (отсюда название - снека- шнека- шняка) приходили в Новгород, а древние новгородцы, как считается, и есть поморы, когда-то мигрировавшие на Север.
Это пример того как шили лодки…. Нижняя это археологическая находка, а верхняя реконструкция, сделанная, по словам гида, не совсем удачно . А почему?
Потому что стежки выполнены в одну линию, а это может привести к образованию трещины.
2) Переходим ко второму пункту. Пути, дороги и знаки. Водные пути и знаки .
Эту красивейшую, удивительную карту вырезал на дереве художник музея Вячеслав Клименков, на ней ниточками обозначены водные пути, волоки, Мангазейский ход, Северный морской путь. Меня больше всего поразила история про город Мангазею. К своему стыду, я даже первый раз услышала такое название.
Знаки - Навигационные кресты, достоверно известно, что они записывались в лоции с 16 века , и служили ориентиров для мореплавателей и рыбаков, предупреждали о мелях, указывали на места, где можно безопасно переждать бурю и пр. По кресту просто ориентироваться , не имея других способов определить сторону света. Ведь если смотреть на крест фронтально- то легко это понять - нижняя перекладина, поднятая наверх, указывает на Север, наверх к Северному полюсу, ну и слева запад, справа восток.
Но что самое поразительное для меня - оказывается эти кресты являлись своеобразными створными знакам - два креста друг напротив друга и когда они совпадали-сливались- было понятно, что корабль идёт правильно.
Сайт- вдруг кто-то ещё не знает, что такое створный знак.
3) Пункт третий- это люди. Люди моря. По словам экскурсовода совершенно все поморы чувствуют море, определяют возможность опасности на глаз, сами без метеопрогнозов знают когда, где и на сколько можно выходить.
Но лучшими из лучших всегда были сумляне- жители Сумпосада. Именно они были мореходами по рождению, и если ты сумлялин, то тебя без дополнительных тестов брали на корабль.
Но это честные люди.
А я обожаю истории про разбойников
. Вы все, безусловно, знаете эту песню про 12 разбойников, про их атамана Кудеяра, который в итоге раскаялся в своих жутких делах, оставил и девицу-красу и свою шайку-лейку, «бросил набеги творить» и в итоге подвязался в Соловецком монастыре.
Есть даже такая фраза если разложить русский характер на составляющие, то на одном конце окажется инок/монах-аскет/старец - а на другом разбойник.Раскаявшиеся разбойники не только уходили от мира, но и сами основывали монастыри и позже даже причислялись к лику святых. Примеров очень много - вот хотя бы знаменитую Оптину Пустынь по преданию основал покаявшийся разбойник Опта.
Но в нашем случае такой трансформировавшийся разбойник должен быть морским – то есть пиратом. Есть и такие
. Святой Киприан Стороженский- был большим авторитетом среди ладожских пиратов. Награбил много добра с купеческих судов, «столько добрых христиан погубил», наверняка тоже выкрал девицу-красу, жил в своем разбойничьем гнезде
. Однако бывший негодяй, душегуб и грабитель полностью преобразился, раскаялся и даже основал монашескую обитель- Николо-Стороженский мужской монастырь!!! Теперь бывший разбойник, а ныне Святой Преподобный Киприан Стороженский взирает на путников с иконы вместе со Святым Николаем Угодником и благословляет всех в дальнюю морскую дорогу. Вот такие замечательные легенды
!
Ну вот я уже закругляюсь
!
Только не думайте, пожалуйста, что я просто взяла и пересказала вам всю экскурсию. Это даже не одна сотая того, что вы узнаете. Я провела там 2,5 часа и ушла только потом что буквально валилась с ног. Вас ещё ждёт подробный рассказ о жизни поморов, о поморских технологиях судостроения, о строительных плотницких инструментах, о предметах, которые использовались на поморских судах, о монастырском флоте, подробно о том как именно собираются, шьются лодки…
Об иконах и святых, ведь даже самый моркой святой- Николай Чудотворец- здесь Святой Николай с мокрыми волосами. Есть ещё уникальные экспонаты, о которых я молчу.Здесь ещё можно попробовать завязать морские узлы…,отправить открытку с печатью Морского музея, посмотреть на яхту «Святой Пётр» в случае если она будет пришвартована у музея и как я понимаю её тоже показывают туристам!
Только представьте - всё это абсолютно бесплатно, эти люди влюблены в своё дело и работают просто ради интереса, а не для того, чтобы заработать на вас деньги.
Мне очень хотелось, чтобы моё воодушевление предалось и вам. Я вышла оттуда совершенно окрылённая- как будто я сейчас побегу в лес выкорчевывать сама деревья и делать из корней шпангоуты
. Я понимаю, мы все городские жители и в приоритете природные экскурсии, я сама впадаю в восторг от вида простой лягушки. Но не пропустите это
сокровище, когда будете на Соловках. Местонахождение вы помните - Сельдяной мыс, бывший амбар для гребных судов, зайти и позвонить в рынду
.
А в конце этого блока у меня к вам есть маленький вопросик. Этот складень брали с собой мореходы… сможете назвать всех кто здесь изображен? только не читайте надписи. Даже если перечислите не в правильном порядке, не имеет значения. Я вот не смогла, хотя как оказалось это не так сложно.