Ну ,а я с Вашего разрешения продолжу знакомство с "Коломенским".
Церковь Вознесения Господня Церковь Вознесения Господня в селе Коломенском на Москве-реке была построена в 1532 году. Это первый шатровый храм на Руси, положивший начало замечательному храмовому стилю, просуществовавшему, увы, только до реформы Патриарха Никона в середине XVII века.
Вознесенский шатровый храм − главное и самое красивое здание дворцового села − был построен в 1532 году. Это первый каменный шатровый храм (есть предположение, что и деревянные шатровые церкви стали строить уже только в подражание Коломенскому) на Руси, поражающий своей грандиозностью и при этом гармоничностью форм.
Белоснежная церковь, окруженная все еще зеленым газоном, стоит на самом краю обрыва, будто парит над Москвой-рекой.
В чью же честь построили такое чудо?
— Опять точного ответа нет. Существуют две версии.
В 1528 году состоялась знаменитая битва Василия III с крымским царевичем Ислам Гиреем, где были разбиты сорокатысячные вражеские орды. Возможно, в честь победы русских войск и возвели храм. Россия тогда не знала скульптур, мемориальных обелисков и потому строились храмы-памятники.
Второе предположение: Василий III поклялся построить храм, если родится наследник. После рождения царевича Ивана появилась церковь Вознесения. Когда царевич стал царем Иваном Грозным, он не раз приезжал в Коломенское. Кстати, некоторые ученые полагали и полагают, что библиотеку Ивана Грозного нужно искать именно здесь.
Первые упоминания в летописях о завершении строительства церкви датированы 1532 годом. Освещение ее прошло 3 сентября 1532 года.
Есть большая вероятность того, что строили Вознесенский храм итальянские зодчие, возможно, Петрок Малый, прибывший в Москву в 1528 году. В пользу «итальянской» версии говорит и декор, не встречавшийся прежде в русской архитектуре, и проставленная на капители колонны дата арабскими цифрами по новому летоисчислению (от Рождества Христова), которые на Руси в то время не использовались.
Здание было построено из большемерного кирпича, при строительстве в кладку подклета были заложены кованые железные связи. Композиция храма – центрическая, даже алтарная часть не обозначена снаружи.Церковь построена в форме гигантского столпа, и не имеет внутри ни колонн, ни столбов. В толще стен проложена лестница, выходящая наружу у основания шатра. Далее по металлической лестнице-стремянке, спускающейся от креста, можно добраться до небольшого помещения под куполом.
Величественный столп храма, стремительно возносящийся ввысь, опоясан галереей на аркадах с лестницами-всходами, благодаря которой вертикаль основного объема органично вписывается в рельеф берега Москвы-реки.
Высота сооружения составляет 62метра, толщина стен-2,5-3метра. Площадь церкви 8,5/8,5метров. Не исключено, что шатер имел орнаментальную роспись (типа росписи шатра собора Василия Блаженного в церкви Иоанна Предтечи в Дьякове).
Отдельные детали внешнего оформления-пилястры с капителями, белокаменные бусы на шатре – говорят о знакомстве строителей с архитектурой итальянского Возрождения.
По низу храм опоясывают галереи-гульбища, опирающиеся на аркады; на галереи ведут крытые лестницы. Первоначально гульбища были открытыми, а за алтарем на них находилось царское место с «теремной» крышей, по всей вероятности, устроенное при Алексее Михайловиче. Оттуда царь раздавал милостыню после богослужения.
Украшен храм чрезвычайно искусно и богато, при этом без излишеств: грани нижнего объема отделаны пилястрами, по низу шатра проведен ряд кокошников, стены галереи и лестницы также не гладкие. Но наиболее интересна поверхность граней самого шатра: они украшены белокаменными тягами в виде «бриллиантового руста», и в то время, когда шатер был выкрашен в красный цвет, оставались белыми. Внутри шатер открыт, что создает ощущение простора внутри небольшого по площади храма.