Клуб речных туристов. Отзывы о круизах на теплоходах
http://cruizi-spb.ru/

«Советский дизайн 1950–1980-х годов»
http://cruizi-spb.ru/viewtopic.php?f=15&t=1780
Страница 1 из 1

Автор:  Botsman [ 25 янв 2014 21:06 ]

Каждый человек, хотя бы один раз за всю свою жизнь, хочет вновь вернуться в свое прошлое. Хочется плакать вместе с олимпийским мишкой, улетающим на воздушных шарах. Хочется выпить самой вкусной в мире газировки из автомата за 3 копейки с сиропом. Хочется взять в руки свой старый фотоаппарат "Смена" и выйти с ним на улицу. Хочется пойти в магазин, купить молока в бутылках, свежую студенческую булку с хрустящей коркой и все это с удовольствием съесть. Хочется сидеть у старого черно-белого телевизора и смотреть "Спокойной ночи, малыши!" с тетей Валей (Леонтьевой) или дядей Володей (Ухиным). Да много еще чего хочется, но пока время не возможно повернуть вспять, а потому пришлось ограничиться воспоминаниями. И специально для этого, я во время новогодних каникул 2013 года пошел в московский Манеж на выставку "Советский дизайн 1950-1980-х годов".

Изображение

Все тайное становится явным: оказывается, были в СССР мастера, которые могли дать фору Филиппу Старку и Кариму Рашиду. Их имена раскрыты на выставке "Советский дизайн 1950 - 1980-х" в "Манеже". О существовании дизайна в Советском Союзе никто не подозревал. В центральной прессе иногда появлялись фотографии часов "Ракета", неваляшек, бутылок водки "Столичная" и прочих предметов обихода, вроде спичечных коробков, которые купив, выбрасывали. Редакторы, по традиции выводившие на первые полосы снимки партийных вождей, даже не догадывались, что некоторые объекты на заднем плане, которые попали под прицел фотообъектива, однажды войдут в историю дизайна. И вот она - выставка в "Манеже", где место картин художников МОСХ заняли пылесосы, этикетки, афиши, плакаты, бас-гитары, обложки журналов мод, радиоприемник "Сюрприз", автомобили и телевизоры "Заря". Наверное, и правда - лучше качественный дизайн, чем посредственная живопись, оставшаяся за гранью неофициального искусства.

Радужная палитра ретро-вещиц, которые любезно предоставили коллекционеры, не вяжется с мрачными картинами за окном. Повод для знакомства с "Советским дизайном 1950-1980-х" может быть любым: от профессиональной необходимости и расширения кругозора до банального желания развлечься. Тем, кто еще помнит фильм "Стиляги", перспектива оказаться в эпицентре советского креатива, покажется заманчивой. Среди интернет-пользователей укоренилось мнение, что дизайн СССР - не более, чем миф. Примеров, его подтверждающих - море: от обложек альбомов Аллы Пугачевой и Филиппа Киркорова до бесчисленных вывесок и киноафиш. Авторам экспозиции, развернувшейся в "Манеже", удалось невероятное: показать обратную сторону медали, которая долгие годы тщательно скрывалась. Скептики посрамлены. Советский дизайн, которого не коснулись ни веяние эстрады, ни вкусовые пристрастия Никиты Сергеевича Хрущева, вписывался в мировые тренды. На Западе их задавали Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ. В нашей стране - Ю.Б.Соболев, В.С.Акопов, В.Ф.Рунге, И.А.Зайцев, С.В.Мирзоян, В.П.Анисимов и А.П.Ермолаев. Пришло время выучить их имена на зубок.

Перед тем, как я начну показывать фото экспонатов этой выставки я сделаю маленькое вступление. Все экспонаты выставки представляют собой небольшие островки, рядом с которыми есть все необходимые пояснения, а потому я просто буду показывать свой путь от одного такого островка к другому, и конечно же постараюсь поделиться теми самыми аннотациями.

А начать хочется с олимпийского 1980 года.

Изображение

ПЛАКАТ "ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ, ОЛИМПИАДА!". 1980 ХУДОЖНИК: М.ЛУКЬЯНОВ
ИЗДАТЕЛЬСТВО "ПЛАКАТ". ОФСЕТ.
СОБРАНИЕ МОСКОВСКОГО МУЗЕЯ ДИЗАЙНА

Хорошая физическая форма была необходимым качеством строителей коммунистического будущего. Тот или иной доступный спортивный инвентарь был в каждом доме: гантели и гири, футбольные мячи, коньки и лыжи. В Москве функционировали Всесоюзные институты - проектно-технологический и экспериментально-конструкторский по спортивным и туристским изделиям (ВИСТИ), а также по проектированию спортивных сооружений (Союзспортпроект). После войны индустрия спорта становится важной частью досуга. По всей стране строятся спортивные площадки и стадионы, открываются спортивные школы. В это время разрабатывается атрибутика и сувенирная продукция для спортивных команд, растут тиражи газеты "Советский спорт" и ее приложений о футболе, хоккее и шахматах. Спортивные победы были важной составляющей государственной политики. Они наглядно демонстрировали преимущества социалистического строя. Проведение в СССР летних Олимпийских игр 1980 года стало кульминацией в демонстрации не только достижений советских спортсменов, но и мастерства отечественных дизайнеров. Фирменный стиль Олимпиады включал в себя официальную эмблему, талисман, шрифтовую гарнитуру, цветовую гамму, спортивные пиктограммы и пиктограммы сервиса, а также проект оформления городского пространства и праздничных мероприятий.

Изображение

ПЛАКАТ "НА СТАРТАХ МИЛЛИОНЫ". 1981 ХУДОЖНИК: М.ЛУКЬЯНОВ
ИЗДАТЕЛЬСТВО "ПЛАКАТ". ОФСЕТ.
СОБРАНИЕ МОСКОВСКОГО МУЗЕЯ ДИЗАЙНА

Изображение

ФАКЕЛ

Судьбой олимпийского факела в СССР занимался специально созданный в 1976 году отдел Управления эстафеты олимпийского огня 1980. Группе специалистов предстояло решить, какими будут форма факела и его внутреннее устройство.

Изначально планировалось поручить его изготовление японцам, но советским чиновникам не понравился предложенный ими факел в виде тростника. В итоге разработку перепоручили Ленинградскому машиностроительному заводу им. Климова, причем отвели на это специалистам предприятия всего месяц. Группа инженеров во главе с Б.Тучиным в установленный срок уложилась, установив тем самым своеобразный рекорд.

Всего к Олимпиаде на заводе выпустили 6200 факелов с верхушкой и рукояткой золотого цвета. Внутри факелов помещались баллоны со сжиженным газом, а также специальные шнуры, пропитанные оливковым маслом, что придавало пламени розовый оттенок.

Изображение

Изображение

А вот в такой переноске, олимпийский огонь должен был покинуть Москву и отправиться в столицу следующих летних олимпийских игр в Лос-Анджелес

Изображение

СИСТЕМА ПИКТОГРАММ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ "ОЛИМПИАДА-80".

Изображение

1979 ДИЗАЙНЕРЫ: В.АКОПОВ. М.АНИКСТ, В.ДЬЯКОНОВ. А.КРЮКОВ. И.ТИХОМИРОВ, Б.ТРОФИМОВ, А.ШУМИЛИН.
СОБРАНИЕ В.С.АКОПОВА

Всего было разработано 239 знаков, помогающих иностранным гостям легко ориентироваться в городе. Знаки отличает высокое качество исполнения и продуманная трехуровневая структура смысловых элементов. Создавая простую и функциональную систему в духе международного стиля, дизайнеры тем не менее смогли придать ей позитивный эмоциональный окрас с легкой долей юмора, пиктограммы были высоко оценены мировым графическим сообществом, в том числе удостоились похвалы Отла Айхера и получила золотую медаль на биеннале прикладной графики (Брно, 1982).

Изображение

Изображение

Автомат для продажи газированной воды. 1975 Собрание Музея игровых автоматов

Изображение

Изображение

А на следующем островке были представлены различные приборы для учета времени. Проще говоря часы.

Для начала я покажу эскизы различных часов

Изображение

Изображение

Изображение

А вот сами часы

Изображение

Изображение

Слева:
Часы наручные "РАКЕТА"
Модель 3031. Середина 1970-х
Собрание музея завода "РАКЕТА"

Самые сложные часы СССР. В середине 1970-х часовой завод "Ракета" выпустил пробную партию этой модели. Корпус из нержавеющей стали, внутри механизм на 33 камнях с функциями двойного календаря, автоподзавода и будильника.
Партия поступила в фирменный магазин "Ракета" в Ленинграде. Часы продавались по 150 рублей.

Справа:
Часы наручные "РАКЕТА"
Модель "Ялта". Начало 1960-х.
Собрание музея завода "РАКЕТА"

В оформлении циферблата часов этой модели применено оригинальное для часового дизайна решение деление циферблата на три равные части, этот прием неоднократно использовался в дальнейшем в часах "Ракета".

Изображение

Слева:
Часы наручные "РАКЕТА"
Модель "Спорт-Академические". 1960-1980-е
Собрание музея завода "РАКЕТА"

Справа:
Часы наручные с автоподзаводом "РАКЕТА".
1970-е.
Собрание музея завода "РАКЕТА"

Изображение

Слева:
Часы наручные "РАКЕТА"
Модель "Вечный календарь". Конец 1970-х
Собрание музея завода "РАКЕТА".

С помощью дополнительного часового диска с матрицей можно узнать на какой день недели приходится любая дата в пределах двадцати лет. Модель была широко распространена, ее выпуск превысил один миллион экземпляров.

Справа:
Часы наручные "РАКЕТА"
Модель для дайверов "РАКЕТА-АМФИБИЯ". Конец 70-х - начало 80-х.
Собрание музея завода "РАКЕТА".

Часы "Полет", "Восток", "Луч"

Изображение

КОСМОС

Запуск первого искусственного спутника Земли, первый полет человека в космос и другие успехи СССР в области космических технологий повлияли на образно-тематическое решение объектов промышленного и графического дизайна, создавая моду на обтекаемую форму и блестящие металлические поверхности бытовой техники и декоративных сувениров конца 50-х - начала 60-х гг. Ярким примером этой тенденции может служить "космический" дизайн пылесосов "Ракета", "Сатурн" и "Чайка".

Кроме того, заводы, работавшие для военной и космической промышленности, выпускали на основе этих технологий и товары народного потребления, отличавшиеся высоким качеством и долговечностью. Комплекс ТВ-аппаратуры "Енисей", созданный на Красногорском механическом заводе, позволил в 1959 году сделать первый в мире снимок обратной стороны Луны. По официальной почте советских космонавтов сотрудникам завода не раз объявлялась благодарность за высокое качество их фототехники, не подводившей даже в самых непредсказуемых условиях.

Петродворцовый часовой завод выпускал часы с уникальным механизмом "Ракета" не только для массового производства, но и создавал специальные модели для летчиков, подводников, полярников и космонавтов.

Сувенирная продукция с космической тематикой

Изображение

Слева:

Светильник декоративный "РАКЕТА"
1960-е. Часовой завод "РАКЕТА"
Собрание музея завода "РАКЕТА".

Справа:

Часы настольные "МОЛНИЯ"
1961 г. Челябинский часовой завод.
Собрание Московского музея дизайна.

Изображение

Изображение

Справа:

Часы настольные "МОЛНИЯ"
1966 г. Челябинский часовой завод.
Собрание Московского музея дизайна.

Справа:

Часы настольные механические с электроподзаводом и календарем. 1960-е.
Завод "Электрические часы Ленинграда" (ЭЧЛ)
Собрание Александра Барсекова

Изображение

ГАЗЕТА ЛИТЕРАТУРНАЯ РОССИЯ,
12 АПРЕЛЯ 1963
СОБРАНИЕ МОСКОВСКОГО МУЗЕЯ ДИЗАЙНА

ГИБКАЯ ПЛАСТИНКА "ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ГАГАРИН",
1961 СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК ЖУРНАЛА КРУГОЗОР
СОБРАНИЕ МОСКОВСКОГО МУЗЕЯ ДИЗАЙНА

Вот такая небольшая затравочка. Продолжение будет!

И еще немного ностальгии от Олега Митяева


Автор:  Botsman [ 26 янв 2014 14:03 ]

Следующий "островок" посвящен тому, без чего не возможно обойтись в круизах - фотоаппаратам.

ФОТОТЕХНИКА

Волна массовой фотографии в СССР пришлась на послевоенное время,она стала возможной не только из-за общей либерализации общества, но и благодаря доступности фототехники.

Первые послевоенные производства ориентировались на вывезенные из Германии технологические линии и соответствующий дизайн. Уже после триумфа советской фототехники на Экспо-58 в Брюсселе расцветают собственные разработки. Стремительно завоевав внутренний рынок, они стали и одной из ведущих отраслей экспорта. Как и японские производители, ведущие заводы - КМЗ и ЛОМО - сделали ставку на доступные модели, ставшие, в отличие от профессиональных, полем работы дизайнеров."Любитель-166" была не только самой массовой, но и одной из самых стильных двухобъективных камер, а "Смена-8М" открыла фотографию миллионам школьников СССР. "ЛОМО-компакт" стал родоначальником целого жанра - ломографии. Красногорский завод с начала 1960-х оставался верен своей строгой модернисткой концепции формы, узнаваемой во всем мире, а "Зенит-Е" стал вершиной этой геометричной и функциональной эстетики.

Изображение

Фотоаппарат "ЗЕНИТ-АВТОМАТ". 1986
Дизайнеры: В.Рунге, В.Шаблевич. Опытный образец.
Красногорский механический завод им.С.А.Зверева
Собрание В.Рунге

Изображение

Свидетельство на промышленный образец 1983 г. Камера нового поколения содержит большинство технических нововведений 1980-х - байонетное крепление объектива, электронно-управляемый затвор, режим приоритета диафрагмы и новый светосильный штатный объектив.

- А давайте я Вас на память из фоторужья щелкну? (с) (м/ф "Каникулы в Простоквашино")

Изображение

Фоторужье "ФОТОСНАЙПЕР ФС-Е". 1970-е
ДИЗАЙНЕР: В.Рунге
Красногорский механический завод им.С.А.Зверева
Собрание музея Красногорского механического завода им.С.А.Зверева

Изображение

Слева:
Фотоаппарат "СМЕНА-8М", 1975
Дизайнер: В.Цепов
Ленинградское оптико-механическое объединение
Собрание Московского музея дизайна.

Самая массовая фотокамера в мире, выпущенная на заводе ЛОМО в период с 1975 по 1995 год тиражом более 21 миллиона экземпляров.
Шкальный фотоаппарат был прост в обращении и недорого стоил, он открыл фотографию миллионам советских школьников. Простая надежная конструкция и элегантный дизайн остаются привлекательными до сих пор.

В середине:
Фотоаппарат "ЛОМО-КОМПАКТ-АВТОМАТ". Выпуск с 1983
Дизайнер: В.Цепов
Ленинградское оптико-механическое объединение
Собрание музея дизайна

Самая (после "СМЕНЫ-8М") популярная отечественная компактная фотокамера. Первая советская компактная фотокамера, не нуждающаяся в футляре. С 1983 по 2000 годы было выпущено более одного миллиона экземпляров, камера даже стала "родоначальницей" отдельного жанра - ломографии.

Справа:
Бокс для подводной съемки. 1990
Дизайнер: В.Цепов Опытный образец
Ленинградское оптико-механическое объединение
Собрание музея дизайна. Передано в коллекцию Московского музея Дизайна Владимиром Федоровичем Рунге

Изображение

Изображение

Слева:
Фотоаппарат "ЗОРКИЙ-10". Выпуск с 1964 г.
Дизайнеры: В.Рунге, В.Шаблевич.
Красногорский механический завод им.С.А.Зверева
Собрание музея Красногорского механического завода им.С.А.Зверева

Первый в стране дальномерный автоматический фотоаппарат. Оригинальный дизайн, созданный при участии МВХЛУ (Б.Строганова) (1963). Имел встроенный объектив и был рассчитан на использование в автоматическом режиме. Золотая медаль Лейпцигской ярмарки.

В середине:
Миниатюрный зеркальный фотоаппарат "НАРЦИСС". Выпуск с 1961
Красногорский механический завод им.С.А.Зверева
Собрание музея Красногорского механического завода им.С.А.Зверева

Мода на использование в фотокамерах 16 мм кинопленки не обошла стороной и СССР. Камера "НАРЦИСС" считается первой в мире зеркальной камерой этого типа. Однако, из-за дороговизны камеры и малодоступности фотоматериалов этого формата большинство "НАРЦИССОВ" уходило на экспорт.

Справа:
Малоформатный панорамный фотоаппарат "ГОРИЗОНТ". Выпуск с 1967 г.
Дизайнеры: В.Рунге, В.Шаблевич
Красногорский механический завод им.С.А.Зверева
Собрание музея Красногорского механического завода им.С.А.Зверева

Объем охвата 120 градусов достигался за счет вращения объектива ОФ-28, на основе из модели шпионского аппарата. Всего два предприятия в мире выпускали камеры подобной конструкции. Одно из них - КМЗ. Золотая медаль Лейпцигской ярмарки.

Изображение

Кинокамера "КРАСНОГОРСК-3" Выпуск с 1971 г.
Красногорский механический завод им.С.А.Зверева
Собрание музея Красногорского механического завода им.С.А.Зверева

16 мм любительская кинокамера, одна из наиболее совершенных в своем классе и самая массовая камера в СССР. Камера полностью механическая, оснащена полуавтоматической экспозицией, зарядкой пленки и светосильным зум-объективом. Было предусмотрено также использование всей линейки оптики для фотоаппаратов "ЗЕНИТ".

Изображение

Слева:
Опытные макеты фотоаппаратов "ЗЕНИТ". 1973 г.
Парижская компания CEI
Дизайнер: Р.Лоуи. Руководитель: Э.Эндт, совместно с дизайнерами КМЗ
Собрание музея Красногорского механического завода им.С.А.Зверева

Справа:
Макет кинокамеры "КВАРЦ 8XL". 1981 г.
Дизайнер: В.Рунге, В.Шаблевич, Н.Щербакова. Дерево, пластик
Собрание музея Красногорского механического завода им.С.А.Зверева

8-мм любительская кинокамера с электроприводом. Была последним киноаппаратом, разработанным на Красногорском заводе. "КВАРЦ 8XL" стал лучшей моделью в своем классе в стране. Дизайн внедрен благодаря поддержке ВНИИТЭ. Участник выставок дизайна в СССР и за рубежом.

Изображение

Изображение

Изображение

Фотоаппарат "ЗЕНИТ-Е". Выпуск с 1965 </span>
Красногорский механический завод им.С.А.Зверева
Собрание музея Красногорского механического завода им.С.А.Зверева

Самый массово экспортируемый советский однообъективный зеркальный фотоаппарат.

Изображение

Это был второй "островок". Дальше нас ожидал довольно большой остров. Но это уже завтра.

Автор:  Botsman [ 28 янв 2014 21:40 ]

Продолжаем осмотр экспонатов выставки "Советский дизайн 1950-1980-х годов".

Сегодня я хотел бы предложить еще одну часть. Оказывается, в СССР был не только дизайн, но и были специализированные институты и даже концепции.

ВНИИТЭ

В начале 60-х дизайн в СССР стал частью государственной политики. В 1962 году был создан Всесоюзный научно- исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) во главе с Ю.Б.Соловьевым. Институт занимался разработкой и внедрением методов художественного конструирования, определением требований дизайна к изделиям, научными исследованиями, международными связями и координацией деятельности своих восьми филиалов в Ленинграде, Вильнюсе, Харькове, Свердловске, Баку, Тбилиси, Ереване и Хабаровске.

Во ВНИИТЭ издавался журнал "Техническая эстетика" - единственное в СССР ежемесячное издание по вопросам дизайн-проектирования. С 1967 года через ВНИИТЭ осуществлялась государственная аттестация товаров на "Знак качества". Институт пропагандировал качественный дизайн, в нем создавались передовые для того времени проекты: "перспективное такси" под руководством Ю.Долматовского (1964); станок по заказу итальянской фирмы "Утита" (1975) под руководством А.Грашина; проект электронного оснащения жилища "Сфинкс" (1986); проект головного вагона поезда метрополитена (1988) под руководством. Д.Азрикана и другие.

КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА

Советским дизайнерам не нужно было конкурировать с западным производителем, в условиях железного занавеса и плановой экономики их продукция гарантировано покупалась. Идеология социалистического дизайна выражалась в стремление не просто создать модный товар на продажу, а понять, каким образом может быть разработана "идеальная" форма этого промышленного изделия. В 1960-е годы в стране сформировались две взаимодополняющие концепции Художественного конструирования.

Первая предполагала функциональный, аналитический подход, опиравшийся на эргономические разработки. На его основе ВНИИТЭ внедрял метод дизайн-программ - эффективное средство упорядочения ассортимента изделий и системного повышения их качества в масштабе предприятий и отрасли в целом.

Сенежская студия (Центральная учебно-экспериментальная студия Союза художников, руководитель - Розенблюм), напротив, старалась найти способ соединения технического конструирования и творческого художественного начала. Разрабатывался метод "открытой формы", допускающий возможность человека "допроектировать" вещь, переделав ее под себя. Участники семинаров занимались комплексными предложениями по дизайну городской среды, реконструкциями площадей, оформлением масштабных выставок, таких как "Художники - народу!"

Изображение

Макет СВЧ Печи "ЭЛЕКТРОНИКА СП - 27". 1989 ВНИИТЭ.
Не производилась.
Дизайнер: Н.Григорьев
Собрание автора

Изображение

Изображение

Проект "ТЕЛЕФОННЫЕ АППАРАТЫ", 1980 г.
Группа дизайнеров под руководством Д.Азрикана
Собрание ВНИИТЭ

Изображение

Проект "СПЕЦ-КАТЕР". 1950-е
Дизайнер: Ю.Б.Соловьев
Собрание Российского государственного архива литературы и искусства

Изображение

Проект пригородного электропоезда. 1950-е. Фотография
Дизайнер: Ю.Б.Соловьев
Собрание Российского государственного архива литературы и искусства

Изображение

Изображение

Проект яхты для Эйзенхауэра (катер спецназначения) 1958 г.
Конструктор и дизайнер: Ю.Б.Соловьев
Собрание Российского государственного архива литературы и искусства</p>

Изображение

Атомоход "ЛЕНИН", 1958 г.
Дизайнер интерьера: Ю.Б.Соловьев
Собрание Российского государственного архива литературы и искусства

Изображение

Рекламный проспект "ПАССАЖИРСКИЙ ДИЗЕЛЬ- ЭЛЕКТРОХОД СТАЛИН", 1952
Дизайнер интерьера: Ю.Б.Соловьев
Собрание Российского государственного архива литературы и искусства

Изображение

Рекламная брошюра "ТИПОВАЯ КАЮТА КОМАНДЫ" (для атомохода ЛЕНИН).
ВСЕСОЮЗНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ВЫСТАВКА. 1956 г.
Дизайнер интерьера: Ю.Б.Соловьев
Собрание Российского государственного архива литературы и искусства

Изображение

Чертежи некоторых разработок

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Рекламная продукция

Изображение

Изображение

А также макеты.

Изображение

Модель снегохода. 1980-е ВНИИТЭ.
Не производился
Дизайнеры: Н.Коптелин, А.Попов
Собрание ВНИИТЭ

Изображение

Ну вот мы посмотрели еще один остров. А завтра я покажу экспонаты автомобильного раздела.

Автор:  Botsman [ 29 янв 2014 21:09 ]

Как я и обещал продолжаю показывать экспонаты выставки "Советский дизайн 1950-1980-х годов".

Сегодня мы посмотрим образцы автодизайна.

АВТОДИЗАЙН

Несмотря на успех разработанной В.Самойловым и А.Липгартом в 1940-х годах "Победы", почти вся автопромышленность СССР ориентировалась на западный дизайн. Не все марки и классы автомобилей (что в СССР практически означало разные заводы и, соответственно, дизайн-бюро) отличались новаторством. Наиболее передовые разработки касались внедорожников по причине их военного применения (знаменитая "Нива" - машина из этого ряда) и автомобилей среднего класса.

Если "Волга" и "Жигули" эволюционировали по пути часто тождественному западному, то конструкторы "Москвичей" почти сразу ориентируются на отечественные идеи. Лишь к 1960-м годам советские авто конструкторы отходят от подражаний западной моде, ориентируясь на оригинальные разработки. Эти годы стали периодом творческой свободы и интенсивных поисков для многих конструкторов и дизайнеров. Среди них самым громким именем был Ю.Долматовский, чьи разработки, включая и знаменитое такси ВНИИТЭ, так и не попали в производство. Но к 1980-м годам большинство заводов опять возвращается к заимствованиям и стилизациям.

"Москвич-408" - советский легковой автомобиль малого класса
Выпускался в Москве на заводе МЗМА, позднее переименованном в АЗЛК, с сентября 1964 по декабрь 1975 года
Дизайнер Б.С.Иванов

Изображение

Изображение

Изображение

Один из прототипов будущего Москвича-2141
Главный дизайнер проекта И.Зайцев

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Мотороллер "ВЯТКА ВП-150". Выпуск с 1957 по 1966
Прототип - мотороллер VESPA 150 GS, ИТАЛИЯ. 1955
Вятско-Полянский машиностроительный завод
Собрание музея индустриальной культуры

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

А еще на выставке были представлены эскизы одного из автомобилей Ю.Долматовского. Но мне посчастливилось увидите его не на рисунке

Изображение

Ну а про различные аудиоприборы поговорим завтра.

Автор:  Botsman [ 01 фев 2014 23:51 ]

И вот мы медленно, но верно подобрались к еще одному островку на выставке в Манеже "Советский дизайн 1950-1980-х годов". Этот стенд посвящен различным приборам для воспроизведения звука: радиолы, магнитофоны, проигрыватели, транзисторные приемники. Также сюда оформители почему-то разместили электрогитары.

Для начала посмотрим эскизы

Изображение

Перспективный проект электропроигрывателя FREGATTE SP-005. 1979 г.
Дизайнер: Н.Слесарев
Собрание семьи автора

Изображение

Проект комплекса из усилителя с электропроигрывателем RIGONDA BRIG.1974 г.
Дизайнер: Н.Слесарев
Собрание семьи автора

Изображение

Проект электропигрывателя "КОРВЕТ-00З". 1975 г.
Дизайнер: Н.Слесарев
Собрание семьи автора

А это уже первый шаг к воплощению эскиза в жизнь

Изображение

Макет электропроигрывателя "КОРВЕТ". 1975 г.
Бумага, темпера
Дизайнер: Н.Слесарев
Собрание семьи автора

Изображение

Макет настольно-настенного стерео-электрофона "КАРАВЕЛЛА-203 СТЕРЕО". 1979 г.
Смешанные материалы
Дизайнер: Н.Слесарев
Собрание семьи автора

Пожалуй, хватит любоваться эскизами и макетами, пора переходить к оригинальным артефактам

Изображение

Изображение

Радиола "РИГОНДА". 1967 г.
Дизайнер: А.Ирбите
Рижский радиозавод им.А.С.Попова
Собрание Московского музея дизайна

Изображение

Изображение

Изображение

Слева:
Портативный радиоприемник "АТМОСФЕРА", 1959 г.
Собрание А.Лаврентьева

Первые портативные транзисторные приемники были желанным подарком на рубеже 1960-х годов - времени обновления домов и интерьеров. Дизайн "АТМОСФЕРЫ", производившейся на нескольких заводах (в Воронеже, Грозном и Ленинграде) полон переходных черт от декоративного стиля сталинской эпохи к элегантной функциональности советского модернизма. Выпускался в нескольких цветах корпуса из ударопрочного пластика.

Справа:
Портативный радиоприемник "СЕЛГА-405", 1977 г.
Дизайнер: А.Ирбите
Частное собрание

Одна из работ легендарного рижского дизайнера, мастера строгого модернистского стиля, почти 50 лет посвятившего себя дизайну радио и музыкальной аппаратуры. Приемник представляет пример лапидарного стиля, в котором была выдержана вся продукция объединения Радиотехника.

Изображение

Радиоприемник RIGA-102. Выпуск с 1969 г.
Рижский радиозавод им.А.С.Попова, Латвия
Собрание музея индустриальной культуры

Изображение

Проигрыватель "ВОЛГА", 1957 г.
Собрание Московского музея дизайна

Изображение

Магнитофон переносной транзисторный катушечный "РОМАНТИК". Выпуск с 1965 г.
Завод им.Г.И.Петровского, Нижний Новгород
Собрание музея индустриальной культуры

Изображение

Изображение

Магнитофон "ЯУЗА 10"
Московский электромеханический завод
Собрание В.Маркова

Выпущенная в 1961 году, "ЯУЗА 10" стала первым отечественным четырехдорожечным стереофоническим магнитофоном. Магнитофон комплектовался двумя громкоговорителями. Весь комплект был решен в едином стиле, с типичными для рубежа 1960-х годов криволинейными формами, которые выглядели немного архаично по сравнению даже с дизайном рижского завода Радиотехника.

Изображение

Изображение

Радиоприемник "ЗВЕЗДА-54"
Харьковский завод "Коммунар"
Собрание Московского музея дизайна

Элегантный радиоприемник, выпуск которого в 1954 году воспринимался как прорыв в дизайне. Он эффектно выделялся на фоне похожих друг на друга громоздких радиол. К сожалению, его дизайн не был отечественным достижением, но копией французской новинки "EXCELSIOR-52&".

А теперь маленькое лирическое отступление - электрогитары.

Изображение

Электрогитара "УРАЛ", Модель 650. Выпуск с 1975 г.
Свердловская фирма клавишных музыкальных инструментов "УРАЛ"
Собрание коллекционера ретро-гитар В.А.Селиванова

Самая массовая электрогитара, производившаяся в СССР. Было выпущено более 100 тысяч экземпляров.

Изображение

Электрогитара двухгрифовая "КРУНК". Выпуск с 1975 г.
Ереванская фабрика музыкальных инструментов
Собрание коллекционера ретро-гитар В.А.Селиванова

Уникальное решение, сочетающее в себе соло-гитару и короткомензурный бас. Поскольку спрос был невысок, а качество изделий было низкое, эти гитары перестали выпускать уже через несколько лет.

Изображение

Электрогитара "ТОНИКА". Выпуск с 1969
Ленинградская фабрика народных (щипковых) музыкальных инструментов им.А.В.Луначарского
Собрание коллекционера ретро-гитар В.А.Селиванова

Одна из первых советских электрогитар. Впоследствии эту модель, с некоторыми изменениями, выпускала Ростовская-на-Дону баянная фабрика, Свердловская фирма клавишных инструментов "УРАЛ" и фабрика музыкальных инструментов "ТЕРЕК" в Орджоникидзе.

Ну и, конечно же, раз уж есть проигрыватели, то должна быть и продукция которую на них можно проигрывать

Изображение

Конверты для семидюймовых пластинок.
Всесоюзные студии звукозаписи "МЕЛОДИЯ", "АККОРД". 1960-70-е
Собрание Московского музея дизайна.

Самой знаменитой была фирма "Мелодия"

Изображение

Эмблема фирмы грампластинок "МЕЛОДИЯ". 1959 г.
Эмблема музыкального фестиваля "МОСКОВСКАЯ ОСЕНЬ". 1960-е
Дизайнер: А.Д.Крюков
Собрание В.С.Акопова

На этом пока все на сегодня, а завтра я постараюсь показать Вам образцы дизайна телевизоров.

Автор:  Botsman [ 02 фев 2014 11:23 ]

Не откладывая в долгий ящик, переходим к следующей части осмотра выставки "Советский дизайн 1950-1980-х годов". Сегодня, мы посмотрим на то, без чего раньше обходились с легкостью, а в августе 2000 года пожар на Останкинской телебашне доказал, что без этого устройства жизни нет. Разумеется, речь пойдет о телевизионных приемниках.

На выставке их представлено не очень много, но даже на это стоило бы посмотреть.

Изображение

Изображение

Изображение

Телевизор Т-2 "ЛЕНИНГРАД". 1953 г.
Изготовитель: радиозавод им.Козицкого, г.Ленинград.
Из собрания частного коллекционера И.М.Борисова

Сначала этот телевизор выпускался в Ленинграде, но в 1951 году его производство перенесли в Германию, в город Радеберг. Телевизор отличался монументальным внешним видом футляра, наличием радиовещательного приемника и достаточно крупным изображением, если сравнивать с телевизорами типа Т-1, у которых размер изображения не превышал 140 х 105 мм. И это еще не все: подключив к телевизору адаптер, можно было воспроизводить граммофонную запись.

Изображение

Изображение

Телевизор переносной "МОСКВА", тип ПП-5У. 1961 г.
Собрание политехнического музея

К слову, весит этот переносной телевизор всего около 11 кг.

А это уже мечта почти любой советской семьи - маленький телевизор для кухни

Изображение

Изображение

Телевизор "ЮНОСТЬ-406". Выпуск с 1987 г.
Московский радиотехнический завод
Собрание музея индустриальной культуры

Изображение

Изображение

Телевизоры "ЭЛЕКТРОНИКА Ц-401 М". Выпуск с 1984 г.
Московский электроламповый завод
Собрание музея индустриальной культуры

Ну а телевизор лучше всего было смотреть сидя в удобном кресле. Например вот таком

Изображение

Изображение

Кресло. Начало 1960-х
Выполнено по индивидуальному заказу. Москва.
Собрание Московского музея дизайна

МЕБЕЛЬ
Становление мебельного дизайна и мебельной промышленности в Советском Союзе началось только с конца 1950-х годов. Установка на борьбу с архитектурными излишествами привела к активному развитию типового строительства, что повлекло необходимость разработки методологий проектирования мебели для малогабаритных квартир.

Задачу эту централизованно решал созданный в 1962 году Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт мебели (ВПКТИМ). Институт объединял всю отрасль, задавал методологию и определял стандарты продукции идущей в производство. Появилась потребность в новой - легкой компактной и простой по форме - мебели. Она должна была заменить довоенную мебель, которая просто не помещалась в маленькие квартиры хрущовок.

Главным достижением времени стала разработка принципа модульного проектирования мебели. С экспериментами в этой области связано имя Юрия Случевского - одного из самых значительных советских мебельных дизайнеров.

>Помимо массового производства в СССР была развита практика изготовления мебели на заказ. Индивидуальные заказы могла себе позволить только номенклатура и советская элита.

Мебельный гарнитур

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Мебельный гарнитур: кресло, письменный стол, диван. Вторая половина 1950-х
Выполнен по индивидуальному заказу. Рига, Латвия.
Собрание Московского музея дизайна

Ну и раз уж мы оговорились, что мебель по индивидуальному заказу могли себе позволить только номенклатурные работники, то чаще всего ни пользовались вот такими телефонами

Изображение

Телефон спецсвязи. Вторая половина 1950-1960-х
Собрание Тимена Каувенаара

На этом я на сегодня пока ограничусь. А вот дальше, мы посмотрим на образцы бытовой техники, предметов одежды и других, не менее интересных вещей.

Автор:  Юлия [ 02 фев 2014 11:35 ]

Botsman, большое спасибо за эту рубрику!
Очень приятно смотреть на старые добрые вещи. Такая ностальгия! :wink:

Автор:  Botsman [ 02 фев 2014 11:40 ]

Юлия, Большое пожалуйста, тем более что это еще не все - следите за продолжением.

Автор:  Botsman [ 02 фев 2014 21:42 ]

Сейчас я покажу экспонаты рассказывающие о дизайне предметов бытовой техники.

БЫТОВАЯ ТЕХНИКА

Чтобы преодолеть экономическое отставание, многие модели бытовой техники 1950-х годов создавались путем прямого копирования или доработки западных аналогов, но уже к концу 1960-х гг. большинство из них было заменено самостоятельными разработками.

Бытовые приборы, выпущенные в 1960-е годы, подобно интерьерам малогабаритных квартир, для которых они предназначались, обладали своим неповторимым "характером" - пропорциями, материалами, графикой логотипов, даже названиями: холодильник "ЗиС-Москва", стиральная машина "Рига-60", пылесосы "Чайка", "Ракета" и "Сатурн" и т.п. Их дизайн прошел большой путь от аэрокосмического стиля 1930-50-х до своеобразного геометрического модернизма 1960-70-х, который существенно отличался от европейских образцов, к примеру, "Браун" и "Оливетти".

Холодильник "ЗиС-Москва" стал символом "вечной" бытовой техники. В 1970-е годы ЗиЛ разрабатывает новые перспективные модели, заказывая дизайн как советским дизайнерам из ВНИИТЭ, так и знаменитому американскому бюро Рэймонда Лоуи. Несмотря на то, что мелкосерийные образцы и прототипы были отмечены премиями, они так и не были внедрены в крупносерийное производство.

Агрегат-заменитель автомата с газированной водой

Изображение

Сифон стеклянный в оплетке. 1960-е.
Собрание Московского музея дизайна

А с утра всегда приятно было выпить чашечку свежезаваренного кофе</span>

Изображение

Кофеварка электрическая. 1968 год.
Завод "ДИНАМО им.С.М.Кирова", Москва
Частное собрание

Ну а кто не любит кофе, для тех чай

Изображение

Справа:
Электрочайник. 1951 г.
Завод "КРАСНЫЙ ВЫБОРЖЕЦ", Ленинград
Собрание И.М.Борисова

Слева:
Утюг электрический, 1956 г.
Харьковский электромашиностроительный завод
Собрание Московского музея дизайна

Ну а сливочное масло для бутербродов хранилось вот в таком холодильнике</span>

Изображение

Домашний автоматический электрохолодильник "ЗИС МОСКВА".
Модель ДХ2 (1953). Выпуск с 1951 по 1956 год.
Изготовитель: Московский автомобильный завод им.Сталина
Из собрания частного коллекционера И.М.Борисова

Первый советский бытовой холодильник послевоенного времени. В отличие от своего предшественника, холодильника, "ХТЗ-120" харьковского тракторного завода, которых было произведено всего 4 000 экземпляров, холодильник "ЗИС МОСКВА" за время выпуска побил все рекорды - их было изготовлено около 600 000 штук.

"А у которых нет холодильника, в сеть завернут, за форточку вышвырнут" (с) Елизавета Ауэрбах, "Рассказ деда".

Чистоты и порядка в комнатах можно было добиться с использованием пылесосов, например таких

Изображение

Пылесос "УП-1" 1955 год
Завод "ЭЛЕКТРОСИЛА им.С.М.Кирова"
Собрание политехнического музея

Изображение

Изображение

Пылесос "САТУРН".
Производился с 1962 в Литве.
Собрание политехнического музея.

Прототип этого пылесоса - американский HOOVER CONSTELLATION 1955 года выпуска, но советский "САТУРН" все равно был уникальным. Идеальная сферическая форма, мобильность за счет колес, возможность использовать в режиме выдувания, к примеру, для побелки потолка.

Изображение

Пылесос "ЧАЙКА", 1956 год
Завод ДУКС
Собрание Московского музея дизайна

Ну и раз выше был утюг, то перед тем, как его использовать бельишко нужно было постирать. А вот для этого был придуман вот такой агрегат, по форме напоминающий космическую ракету. Не удивлюсь, если и выпускали его с использованием все тех же технологий

Изображение

Изображение

Изображение

Домашняя стиральная машинка "ЭАЯ-3". 1953 год
Рижский электромеханический завод "РЭЗ".
Из собрания частного коллекционера И.М.Борисова

Первая советская домашняя стиральная машина массового выпуска, которая производилась в Риге с 1951 до 1955 года. Машина позволяла стирать и отжимать до 2,5 кг. сухого белья.

Ну и раз разговор зашел за белье, то теперь надо посмотреть на предметы одежды

Изображение

Платье из набивной ткани. 1970-е годы
Дизайнер: Юлия Чинцова
Собрание Московского музея дизайна

МОДА

Тенденции мировой моды стали проникать в СССР вместе с Международным фестивалем молодежи и студентов 1957 года и показом коллекции Кристиан Диор 1959 года. Внутри страны главные разработки в дизайне одежды создаются модельерами ОДМО - Общесоюзного дома моделей одежды, в экспериментальном цехе которого придумывают коллекции, предназначенные исключительно для зарубежных показов. Так появляются в мировой модной индустрии имена советских модельеров - В.Зайцева, Л.Телегиной, Т.Осмеркиной и других.

В то же время дизайн одежды для массового потребителя значительно отстает от европейских тенденций. Все самые интересные предметы одежды кроились и шились в индивидуальном порядке или сотрудниками спец-ателье, или частными портными, имена которых в большинстве так и остались неизвестны.

В условиях дефицита изделий легкой текстильной промышленности базовые навыки шитья и вязания были практически обязательными для каждой советской женщины. В каждом доме коллекционировались листочки-вкладыши с выкройками моделей и схемами для вязания из советских и зарубежных журналов мод, а также из популярных в то время изданий "Работница" и "Крестьянка". Неповторимые рукодельные вещи наших мам и бабушек смотрятся и сегодня удивительно актуально.

Вот на такой швейной машинке как раз и шили

Изображение

Изображение

Швейная машинка "ТУЛА". Выпуск с 1955 года по начало 1980-х.
Изготовитель: Тульский машиностроительный завод
Из коллекции Московского музея дизайна

Это одна из первых швейных машин в СССР с электрическим приводом. Опытные образцы были сконструированы в Ленинграде, выпускалась в Туле в разных модификациях. Корпус из хромированной стали, штифт и оверлоки были разработаны по немецким трофейным экземплярам.

Ну а переходя к следующему экспонату, не могу не вспомнить один старый анекдот.

Звонок телефона.
- Алло, это магазин? У вас ситчик веселый есть?
- Есть. Приезжайте, покажу - обхохочетесь

Собственно образцы рисунков тканей

Изображение

Эскизы тканей для фабрики "КРАСНАЯ РОЗА". 1950-60 гг.
Гуашь
Дизайнер по текстилю: В.К.Склярова (1908-1976)
Собрание семьи автора

Вера Кирилловна Склярова - выпускница Московского текстильного института. Она долгие годы работала художником по тканям. В послевоенное время примерно каждая пятая советская женщина имела платье с цветочным рисунком, выполненным по ее эскизу. С 1957 по 1964 Склярова работала главным редактором "ЖУРНАЛА МОД" Всесоюзного дома моделей.

А вот что носили на ногах

Изображение

Изображение

Вечерние ботильоны из замши, 1980-е
Производство - ОДНО "КУЗНЕЦКИЙ МОСТ" (Москва)
Собрание культурного фонда "НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ МОДЫ"
Из гардероба актрисы и певицы Татьяны Шмыги.

Хотя оригинальные модели обуви создавались в Общесоюзном и областных домах мод, они не были общедоступными. Хорошая обувь в СССР была дефицитом, ее, в основном, импортировали из Польши, Чехословакии, ГДР и Венгрии.

Изображение

Сабо из ткани и кожезаменителя на деревянной платформе. 1970-е.
Собрание культурного фонда "НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ МОДЫ"

Изображение

Женская среднекаблучная галоша 1950-е.
Московская фабрика"КРАСНЫЙ БОГАТЫРЬ"
Собрание Московского музея дизайна

Незаменимый предмет гардероба городских модниц 1950-60-х гг, заботящихся о сохранности своих туфель в дождливую погоду. Сейчас снова становится популярным.

Ну а всякую мелочь, вроде пуговиц, заколок, булавок и прочей дребедени, хранили вот в таких коробочках

Изображение

На сегодня закончим, а вот завтра мы посмотрим на дизайн упаковки продуктов, которые хранились в холодильниках помимо масла. А также дизайн этикеток алкогольных напитков, а также папирос.

Автор:  Botsman [ 03 фев 2014 20:47 ]

ДИЗАЙН УПАКОВКИ

В послевоенные годы большинство пищевых продуктов продавали на развес, упаковывая в грубую бумагу и газеты прямо в магазинах. Молоко, подсолнечное масло, пиво, квас наливали покупателю в собственные бидоны, стеклянные банки и бутылки. В 1950-е годы на всей территории Советского Союза происходит стандартизация упаковок многих товаров, таких как конфеты "Мишка", водка "Московская", пиво "Жигулевское" и других.

В условиях дефицита в СССР упаковка выступала не способом конкурентной борьбы и привлечения внимания покупателей, а средством информирования и социалистической пропаганды. Созданный в Москве при Министерстве пищевой промышленности комбинат "Союзпродоформление" на протяжении 1950-80-х гг. обеспечивал упаковкой большинство пищевых комбинатов страны. Здесь появилась целая плеяда талантливых и уникальных художников, которые создали лицо советской упаковки и определили развитие этой отрасли на десятилетия вперед.

Незабываемые образцы советской упаковки: кефир и ряженка в стеклянных бутылках с широким горлышком, молоко в треугольных пакетах, фруктовый сок в трехлитровых банках, жестяные банки с икрой, чаем и сладостями.

Начнем, пожалуй, со всем известного силуэта

Изображение

Этикетка папирос "КАЗБЕК", начало 1960-х годов.
Эскиз этикетки папирос "КАЗБЕК"
Художник Р.Грабе
Собрание Московского музея дизайна

До войны сам Сталин утвердил рисунок для папирос "КАЗБЕК", но настоящую популярность они получили только в 1950-е годы, когда табачная промышленность наконец переключилась на массовое производство папирос, вместо махорки.

А теперь всем известные треугольники и "снаряды от "Катюши"

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Упаковка для молочной продукции. 1960-90-е
Собрание Московского музея дизайна.

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН

Советский графический дизайн развивался в жанрах агитационного и рекламного плаката, искусства книжной графики, а также прикладных задач создания упаковки, товарных знаков и фирменных стилей. В 1954 году в рамках Московского союза художников возникает секция, получившая впоследствии название "Промграфика" - первое профессиональное объединение, выполняющее заказы производства. В разные годы председателями секции были выдающиеся дизайнеры: Г.А.Щетинин, А.Д.Крюков, B.C.Акопов

Постановление КПСС от 1962 года обязало все предприятия страны иметь зарегистрированный товарный знак.

Художники "Промграфики" создают для них новые лаконичные знаки-символы, демонстрируя высокий международный уровень в проектах для экспортных предприятий СССР, а также в системе визуальных коммуникаций Олимпиады-80.

В 1980-е годы роль графического дизайна возрастает. На улицах и в СМИ появляется больше рекламы, растет популярность визитных карточек. Из США проникает стиль "новая волна", бросающий вызов канонам традиционного проектирования.

Картинка, знакомая с детства

Изображение

Изображение

Упаковка шоколада "АЛЕНКА". 1966
Фабрика "КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ"
Дизайнер: А.Геринас

Изначально "АЛЁНКА" выпускалась без изображения девочки. Всем знакомый с детства портрет появился только после проведения конкурса, в результате которого была выбрана фотография предложенная художником "КРАСНОГО ОКТЯБРЯ" Александром Геринасом. Версии узнаваемого образа неоднократно появлялись у других фабрик.

Изображение

Комплект этикеток для хересов "ДАГВИНО". 1970-е.
Дизайнер: В.Акопов
Собрание автора.

В обновлении оформления продукции вин Молдавии - "МОДВИНПРОМА" принимали участие B.С.Акопов, Е.Б.Сенин и В.И.Щукинская. Валерию Акопову удалось сделать блестящую серию этикеток для молдавских хересов, которая была удостоена первой премии на Всесоюзном конкурсе.

Изображение

Этикетки для водки "СТОЛИЧНАЯ". Конец 1950-х
Собрание музея тары и упаковки

Автор, хорошо известной во всем мире этикетки для водки "СТОЛИЧНАЯ" - В.А.Яковлев. Он сделал огромное количество жестяных банок и коробок для печенья, упаковок для чая и сигарет. Многие еще помнят сигареты "СТОЛИЧНЫЕ", "ДЫМОК", "КРАСНОПРЕСНЕНСКИЕ" и другие его работы.

Ну и несколько плакатов в духе соцреализма

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

На сегодня пока все, завтра, я надеюсь, мы сможем посмотреть на игрушки и некоторые сопутствующие товары. Это будет заключительная часть моего рассказа о выставке "Советский дизайн 1950-1980-х годов"

Автор:  Botsman [ 04 фев 2014 21:25 ]

Вот, наконец то мы и добрались до заключительный части моего рассказа о посещении выставк "Советский дизайн 1950-1980-х годов", проходившей в Московском Манеже. Сегодня мы посмотрим на игрушки и сопутствующие товары.

Начать хочется вот с такого пожирателя 15-ти копеечных монет

Изображение

Изображение

Изображение

Механический игровой автомат "БАСКЕТБОЛ". 1970-е.
Собрание музея игровых автоматов

Первые советские игровые автоматы появились в СССР в начале 70-х годов и просуществовали вплоть до распада страны. Их можно было встретить в парках, кинотеатрах, гостиницах и специальных игровых залах. Стоимость была минимальной - 15 копеек, что делало автоматы доступным развлечением для взрослых и детей.

Ну а теперь перейдем к товарам "повседневного" спроса.</span>

Изображение

Игрушечная машина с дистанционным управлением ЗиМ. 1960-е
Собрание музея индустриальной культуры

Изображение

Игрушка "АВТОМАТ КАЛАШНИКОВА". 1960-е
Дерево, металл
Собрание Московского музея дизайна

Обыкновенная деревяшка, кусок стальной трубы и трещетка, а сколько было счастья!!!!!

Изображение

Детский деревянный автомобиль "КАМАЗ" Конец 1970-х.
Из коллекции Музея индустриальной культуры

Модель игрушечного грузовика, основанная на популярной торговой марке КАМАЗ (Камский автомобильный завод) - крупнейшего производителя дизельных грузовиков и двигателей в Советском Союзе и России с 1976 года.

А вот над этим экспонатом я долго ломал голову - "Что это могло быть?"

Изображение

Изображение

Детский мини-карт "ЗАЙЧИК". 1970-е
Собрание музея индустриальной культуры

Изображение

Детская коляска. 1960-е
Из коллекции музея индустриальной культуры

Первая детская коляска была изготовлена в СССР в 1949 году на основании образца, привезенного из Германии. Как и все первые модели, она была с низкой посадкой и на небольших колесах. В то время коляски были недоступной большинству семей роскошью, поэтому вплоть до 70-х годов широко использовались и самодельные модели

Изображение

Изображение

Изображение

Детский педальный автомобиль "МОСКВИЧ" Выпуск с 1959 по 1991 год.
Изготовитель: станкоремонтные мастерские Реммаштреста. г.Львов
Из коллекции музея индустриальной культуры

Легкий, весом 13 кг, открытый автомобиль имел красивую обтекаемую форму, хорошую отделку и мог развивать скорость до 8 км/ч. На таких машинах даже устраивали детские соревнования для гонщиков 7-10 лет. Это была дорогая игрушка, но ее можно было взять и на прокат.

От игрушек, перейдем к сопутствующим товарам

Изображение

Плакат "СОБИРАЙСЯ". 1965
Художник: М.Лукьянов, В.Островский
Собрание Московского музея дизайна

Лыжи "МАРИЙ ЭЛ". 1970-е
Собрание музея индустриальной культуры

Изображение

Радиоприемник транзисторный "СЮРПРИЗ". 1957
Воронежский радиозавод
Собрание Александра Барсекова

Изображение

Портативный приемник "АЛЬПИНИСТ" 1964
Воронежский радиозавод
Собрание Политехнического музея

Портативный радиоприемник "КОСМОС-М" 1965
Сарапульский радиозавод им.Орджоникидзе
Собрание Политехнического музея

Миниатюрный радиоприемник "ЭРА-2" 1964
Зеленоградский завод "АНГСТРЕМ"
Собрание Политехнического музея

Изображение

Электрогитара "ТУРИСТ 1". Вторая половина 1970-х
Собрание коллекционера ретро-гитар В.А.Селиванова

Вероятнее всего, эта гитара производилась на одном из предприятий оборонной промышленности. Инструмент снабжен усилительным устройством с двумя громкоговорителями и предназначен для использования без стационарного усилителя, например, в туристических походах и в загородных поездках.

Ну вот на этом мне и хочется закончить показывать экспонаты выставки. Надеюсь, Вам понравилось также как и мне.

Автор:  vladi-potapov [ 04 фев 2014 22:02 ]

Спасибо за такую интересную и познавательную экскурсию. Кое с чем приходилось сталкиваться, а кое чем и пользоваться.

Автор:  Botsman [ 04 фев 2014 22:09 ]

Выставка действительно была очень интересная. Очень жалею, что не сумел сфотографировать все пояснения к экспонатам - из них можно было узнать много интересного.

Автор:  Вера Владимирова [ 07 фев 2014 20:22 ]

Спасибо огромное!
:)

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/