Продолжу рассказ о третьем дне моего пребывания на Байкале. Как я уже писал - это был самый напряженный день или правильнее сказать, самый насыщенный день нашего тура. Мы уже успели побывать в Иркутске и немножко познакомиться с этим городом. Пусть знакомство и было поверхностным, но время не ждет и нам уже надо отправляться дальше в сторону Листвянки, но по дороге у нас еще запланировано посещение архитектурно-этнографического музей Тальцы (ударение на последнем слоге).
В начале 60-х гг. ХХ в. при строительстве Усть-Илимской ГЭС возникла необходимость спасения уникальных памятников истории и архитектуры общесоюзного значения - Спасской проезжей башни (1667 г.) и Казанской привратной церкви (1679 г.) Илимского острога, которые попадали в зону предстоящего затопления Усть-Илимским водохранилищем.
В этот период в Советском Союзе впервые была масштабно поднята проблема сохранения элементов традиционной народной культуры и в особенности уникального деревянного зодчества. В регионах страны стали предприниматься попытки создания музеев под открытым небом. Иркутская область оказалась в ряду немногих, где это удалось сделать.
9 января 1966 г. Иркутский облисполком принял решение о создании музея народного зодчества. Выбрать место для строительства будущего музея, было поручено московскому архитектору Галине Геннадьевне Оранской. Она выбрала Тальцинское урочище, на слиянии Ангары и Тальцинки. Первое упоминание об урочище встречается в информации о том, что в 1758 г. на его землях была основана заимка Знаменского женского монастыря. В 1784 г. известный ученый и путешественник академик Эрик Густав Лаксман на месте впадения Тальцинки в Ангару обнаружил стекольные пески. Совместно с Александром Барановым, бывшим каргопольским купцом, а в то время управляющим Российско-американской компанией Лаксман построил в Тальцинском урочище стекольный завод, который помимо утилитарной продукции производил стеклянную тару для транспортировки в ней спиртного на Чукотку, Аляску, в Калифорнию и на золоторудные прииски Восточной Сибири. Рядом с заводом вырос поселок, в 1859 г. был построен деревянный православный храм. Со временем в поселке появились суконная и фарфоровая фабрики, но в 80-х гг. XIX в. последнюю закрыли. Стекольное же производство практически не развивалось, испытывая недостаток в сырье.
В 1955 г. часть Тальцинского урочища вместе с находящимися на его территории заводом и поселком попала в зону будущего затопления Иркутской ГЭС. Оборудование завода разобрали и перевезли в Тулун, где был построен стекольный завод. А оставшаяся после затопления территория обрела новую жизнь лишь после строительства музея под открытым небом, которое началось в 1970 г.
В будущий музей были перевезены не только Спасская проезжая башня и Казанская церковь Илимского острога, но и другие уникальные памятники истории и архитектуры Иркутской области. 18 июля 1980 г. музей деревянного зодчества принял первых посетителей.
На мой взгляд, Тальцы - это не менее инетерсное место, чем Кижи, Семенково (под Вологдой) и Мандроги. От Кижей и Семенково этот музей взял секторную структуру. Так если в Кижах есть Онежский сектор, Карельский сектор и пр., здесь же есть Ангаро-Илимский, Эвенкийский и Бурятский сектора. От Мандрог музей Тальцы взял ремесленные мастерские и упор на традиционную кухню. Рядом с трактиром есть довольно просторные обеденные столы и небольшая сцена для выступления местных фольклорных ансамблей. Ну а про пироги с брусникой я просто умолчу.
После традиционного обильного и вкусного обеда в трактире мы отправились осматривать музей, хотя это было выше сил.
Осмотр музея мы начали с Кузнечной площади.
Начало создания Кузнечной площади в музее было положено в сентябре 2008 года, когда на территории музея проходил первый Иркутский международный фестиваль "Гефест". Лучшие кузнецы России показали свое искусствои провели мастер-классы. Каждому посетителю музея представлялась возможность сковать для себя небольшой предмет быта, тем самым прикоснуться к завораживающему виду огня и металла, увидеть бесконечное многообразие форм.
Кузнец - одна из древнейших профессий на земле, которая зародилась вместе с появлением огня в жизни человека. На протяжении многих тысячелетий кузнечное дело было составной частью и движущей силой человеческой цивилизации.
Кузнец - это еще и художник, который творит с помощью металла, огня, горна и наковальни. Твердый металл в руках кузнеца становится мягким и податливым материалом, и, вбирая в себя часть души мастера, он превращается в шедевр кованного искусства. Произведения кузнечного мастерства передают эстетику металла, создают красоту и уют, делая нашу жизнь богаче и комфортнее.
Расцвет художественной ковки в России приходится на период масштабных градостроительных работ в XVIII - XIX веках. Именно тогда в российских городах создаются великолепные городские и садово-парковые ансамбли, появляются декторативно-прикладыные произведения кузнечного искусства: фонари, перила мостов, ограждения балконов и лестниц, скамейки, флюгеры, каминные наборы и многие другие изделия.
В Советской России XX века изыски и излишества не приветствовались, поэтому искусство художественной ковки пришло в упадок и многие секреты кузнечного мастерства были утрачены.
Сегодня энтузиасты по крупицам собирают знания о кузнечном деле, возрождая забытое ремесло. Кованые изделия вновь становятся важной частью нашей жизни. Все больше улиц и скверов российских городов украшаются коваными изделиями, которые придают им особую красоту и индивидуальность.
Благородные цели возрождения, сохранения, развития древнейшей и богатейшей культуры кузнечного ремесла ставили перед собой организаторы первого Иркутского международного фестиваля "Гефест". Кульминацией прездника стала совместная работа кузнецов по созданию кованой композиции "Русская печка", которая стала значительным подарком музею "Тальцы" от Союза кузнецов и первым произведением Кузнечной площади.
Давайте посмотрим на некоторые, без преувеличения, шедевры кузнечного мастерства.
Муха-цокотуха
Флюгер
Фрагмент "Русской печки" с самоваром
Самовар и бадья
Подсвечник
Дерево
А мы пройдем к бурятскому сектору.
К моменту прихода в Прибайкалье русских (XVII в.) по образу ведения хозяйства буряты были скотоводами с элементами кочевания. В последующем, в XVIII - XIX вв., кочевание свелось к переезду в зависимости от сезона на летники или зимники.
С наступлением зимы летник покидали до первой весенней травы, перекочевывая на зимник. Улусы-зимники располагались на окультуренных лугах (утугах) и состояли из одного или нескольких домов русского типа, находившихся рядом с ними деревянных юрт и хозяйственных построек для содержания скота.
Улусы-летники размещались от зимников на расстоянии не далее дневного перегона скота. Летники располагались на пастбищах, где для проживания ставились деревянные четырех-, шести- или восьмистенные юрты. Создавалась вспомогательная инфраструктура в виде навесов, загонов, печей для выпечки хлеба, колодцев, поилок для скота.
В музее реконструирован улус-летник. Пять юрт вывезены из улуса Алагуй, расположенного в окрестностях д. Бугульдейка Ольхонского района, и одна юрта из улуса Баянгазуй Эхирит-Булагатского района Усть-Ордынского бурятского автономного округа. Каждая из юрт имеет свои отличительные особенности как по характеру стен (бревно, полубревно, фигурное бревно), так и по характеру кровли (дерновая, крытая драньем или тесом, многослойная).
Во внутренних пространствах юрт экспозиционно воссоздана обстановка начала ХХ в.: "Юрта западных бурят начала ХХ в.", "Юрта молодой бурятской семьи", организована выставка "Старая вера бурятского народа - шаманизм".
Буряты, жившие по побережью Байкала от Бугульдейки до Онгурена и на острове Ольхон, где климатические условия не позволяли в значительных объемах заниматься скотоводством и земледелием, дополнительные средства на содержание семьи получали за счет занятия рыболовством. Промысловая рыбная ловля началась в XIX в. В музее восстановлен рыбодел. Он состоит из амбара, крытого односкатной кровлей, с навесом, под которым находятся лодки, хранится необходимая для ведения промысла утварь (бочки, сачки, веревки) и соль. На берегу, вдали от рыбодела, стоят вороты, примитивные лебедки, использовавшиеся для вытаскивания невода из воды. Построены сушила для сушки сетей и рыбацкой одежды.
А сейчас я предлагаю пройти в одну из юрт и посмотреть экспозицию "Юрта молодой бурятской семьи"
Юрта -летник была вывезена в 1980 году из Алагуевского улуса Ольхонского района Иркутской области. Датируется концом XIX - началом ХХ века.
Экспозиция "Юрта молодой бурятской семьи" характеризует основные моменты жизни бурят, связанные с созданием семьи, с рождением и воспитанием детей.
Каждый бурят, достигнув двадцатилетнего возраста, старался жениться и обзавестись собственным жильем. Вплоть до начала ХХ века западные буряты сохранили традиции древнего свадебного обряда.
Рождение ребенка в бурятской семье было большим событием. Малыша окружали заботой, любовью. По представлениям бурят, маленькому ребенку угрожало множество злых духов, в защиту от них применялся ряд детских оберегов. В качестве ночного сторожа души ребенка стремились держать в юрте прирученного филина, а если его не было, то хотя бы пучок его перьев. К люльке подвешивались или клались рядом с нею острые железные предметы - топор, коса, нож, которых, по поверьям, боялись злые духи. Для сохранения жизни и здоровья ребенка буряты часто прибегали к помощи шамана, к различным магическим церемониям, обрядам. искупительным жертвам.
А теперь зайдем внутрь
После этого мы вышли на берег Ангары. Точнее Иркутского водохранилища, заполнением которого Тальцы и обязаны своим появлением, как я уже писал выше.
Центральной экспозиционной зоной музея стала Ангаро-Илимская, в которой реконструируется историко-культурная среда конца XVIII - начала ХХ в. русского старожильческого населения, проживавшего по среднему течению Ангары и Илима. До конца 50-х гг. ХХ в. из-за отсутствия развитой сети коммуникаций эта территория Прибайкалья меньше других была затронута современными формами цивилизации. Поэтому именно здесь в значительном объеме сохранились уникальные памятники истории и архитектуры XVII и XVIII вв. В состав Ангаро-Илимской зоны входят экспозиции волостного села, деревни-малодворки, каскада водяных мельниц, сибирского кладбища и покосной заимки.
Но начнем мы с осмотра Троицкой церкви
Она датируется началом ХХ века, а именно 1904 годом. Была выезена из деревни Дядино, Жигаловского района. В 1990-1992 гг на территории музея снимался советско-японский фильм "Сны о России". Для его съемок за счет японских кинематографистов церковь была перенесена на территорию музея и собрана в предварительной сборке, без канонической ориентации алтарем на восток. В планах музея - перенос церкви на другое место и установка ее в соответствии с христианской традицией.
После этого, Людмила дала нам немного свободного времени чтобы мы могли самостоятельно походить и посмотреть. Народ разбрелся кто-куда. Я решил сходить в деревню-малодворку, являющуюся одним из характерных типов первых русских поселений в Приангарье.
Экспозицию деревни-малодворки в музее "Тальцы" составляют три усадьбы разного времени: крестьянина Непомилуева (конец XVIII в.), крестьянина Серышева (середина XIX в.) и крестьянина Прокопьева (конец XIX в.). Основой каждой из этих крестьянских усадеб является дом-связь, лицевой частью выходящий на улицу. Это дом, состоящий из двух половин, точнее - двух домов, связанных между собой холодными сенями. Вначале строили один дом, после, когда крестьянин достаточно обживался на новом месте, и его семья разрасталась до таких размеров, что в доме делалось тесно, строили рядом такой же дом и соединяли их холодными сенями с выходом из них на обе стороны дома.
В XVIII в. в Прибайкалье начал формироваться новый тип планировки усадьбы: в центре ее горницей на улицу - жилой дом, а справа и слева от него - открытые дворы с хозяйственными постройками. Чистый двор выстилался полубревнами и имел набор хозяйственных построек для хранения продовольствия и имущества. Скотный двор в соответствии со своим названием обеспечивал обслуживание домашних животных и был, как правило, земляным.
Усадьба Непомилуева (конец XVIII в.) вывезена в музей из д. Гарменка Братского района Иркутской области. Во внутренних объемах дома с максимальной этнографической точностью реконструирована бытовая обстановка, характерная для первой половины XIX в.
Чистый двор усадьбы формируют одно- и двухъярусные однокамерные амбары. Первый ярус предназначался для хранения сыпучих продуктов питания - муки, зерна, для чего делались стационарные перегородки – сусеки. На втором ярусе хранили не востребованную в доме утварь, сезонную одежду и др.
В одноярусных амбарах также хранили продукты питания; помимо сыпучих зимой здесь могли хранить мясо, рыбу и т.п. Одноярусные амбары использовали и как погреба-холодильники (кобрики).
В состав усадьбы входят навесы. Навесы в чистом дворе предназначались для столярно-плотницких работ. В скотном дворе разместились навес для отстоя домашних животных и навес-завозня (специальное строение исключительно для хранения рачительным хозяином крупногабаритного крестьянского инвентаря - кошовок, саней-розвальней, плугов, волокуш, борон и др.). Скотный, а точнее скотно-хозяйственный, двор формируют стайки с расположенными над ними поветями (вторым этажом, предназначенным для хранения сена). На скотном дворе рубили и зимнюю баню по-черному. Летнюю баню обычно ставили поближе к реке.
Давайте пройдем в дом
Усадьба крестьянина Серышева середины XIX в. вывезена в музей из д. Дубынина Нижнеилимского района Иркутской области. Дом-связь делит усадьбу на чистый и скотный дворы. В чистом дворе расположены двухъярусный двухкамерный амбар, торцевой частью выходящий на улицу, с балконом, который украшен балясинами, а также амбар-кобрик и четыре одноярусных амбара. Двор наполовину, со стороны улицы, выстлан полубревнами. В скотном дворе построены стайка с поветью, навес и баня.
В усадьбе развернута экспозиция по гончарному промыслу в Прибайкалье в конце XIX - начале ХХ в.
В сам дом зайти не получилось, а вот в баню я зашел
Завершает улицу деревни-малодворки усадьба крестьянина Прокопьева (конец XIX в.), вывезенная в музей из д. Зырянова Нижнеилимского района Иркутской области.
Отличительной стороной этой усадьбы стал ее трехдворный вариант, показывающий эволюцию сибирской усадьбы во времени. Дом-связь разделяет чистый и хозяйственные дворы. За хозяйственным двором расположился самостоятельный скотный двор, как и в предыдущих усадьбах, с выходом на улицу.
Экспозиция, развернутая в усадьбе, отражает эпоху рубежа XIX–XX вв. В завозне чистого двора размещены характерные для этого времени примитивные механические устройства: немецкая стиральная машина, приспособленная крестьянином под маслобойку, и веялка для очистки кедровых орехов от шелухи.
Экспозицию внутреннего объема дома наполняют самовар, швейная машинка, сепаратор, примитивная детская коляска.
Все усадьбы деревни-малодворки - середняцкие хозяйства, так как именно середняки составляли основную массу населения Прибайкалья. К концу XIX в., периоду массового переселения, в Восточной Сибири было 7 % бедных, 11 % богатых и 82 % середняцких крестьянских хозяйств.
После этого я присоединился к нашей группе уже экспозиции "Волостное село"
Волостные села являлись административными центрами территорий, которые по размерам были немного меньше, чем современные районы, и чаще всего возникали на месте первых русских поселений. Последовательность развития поселения была такова: первоначально ставилось зимовье, затем острог, а дальше вокруг острога строился "рубленый город", постепенно, по мере развития и в силу тех или иных обстоятельств, становившийся административным центром.
В экспозиции волостного села доминантой стал уникальный памятник истории и архитектуры XVII в. Илимский острог. История возникновения острога уходит в далекий 1630 год. Летом этого года 28 казаков под руководством атамана Галкина плыли на лодках по Ангаре. У впадения Илима в Ангару, где казаков застала зима, они поставили зимовье, на месте которого в 1631-м был рублен первый острог. В 1647 г. острогу присвоили статус города. В этом же году острог не обошла беда, он сгорел. Тогда построили новый острог, который в 1666 г. опять сгорел. 8 августа 1667 г. по распоряжению правительства приступили к строительству нового - третьего по счету - острога на обширном лугу в полутора километрах от старого.
Острог состоял из восьми башен, три из которых были въездными и украшались часовнями "на свесях". До наших дней сохранились только фрагменты острога в виде Спасской проезжей башни.
В 60-х гг. ХХ в. Спасская башня в связи со строительством Усть- Илимской ГЭС и затоплением части исторической территории бывшего Илимского острога была вывезена в музей.
Сейчас острог находится в стадии реконструкции. Уже полностью воссоздана западная стена с центральной Спасской проезжей башней (ее реставрация завершена в 1984 г.) и боковыми боевыми башнями. Реконструированы тыновые стены.
Спасская башня - уникальный памятник архитектуры, это одна из шести сохранившихся в мире острожных башен-оригиналов.
Составной частью Илимского острога была и привратная Казанская церковь. Официальной датой ее постройки считается 1679 г. Она играла роль не только культового сооружения, но и оберега для острога, так же как и часовня "на свесях" на Спасской проезжей башне. Церковь сооружена рядом с этой башней. Она много раз перестраивалась, но в музее отреставрирована в первоначальном варианте.
В 1883 г. Синодом было принято постановление об открытии в деревнях, где нет школ, церковно-приходских школ при церковных приходах. С этого времени в России стало существовать два типа школ - министерские и церковно-приходские. Министерские школы финансировались государством, а церковно-приходские были на содержании церковных приходов.
В музее "Тальцы" рядом с Казанской церковью расположена экспозиция одноклассной церковно-приходской школы. Здание школы, построенное в 1885 г., вывезено из с. Кеуль Усть-Илимского района Иркутской области. Во внутренних объемах школьного помещения с максимальной этнографической точностью воссоздана обстановка классной комнаты и помещения, занимаемого одинокой учительницей.
Завершает формирование улицы волостного села здание волостного правления постройки 1914 г., вывезенное из с. Бельск Черемховского района. В состав инфраструктуры экспозиционного комплекса волостного правления входят непосредственно здание волостной управы, двухъярусный амбар с каменным подвалом, каменное здание летней каталажки (тюрьмы), завозня для хранения различного инвентаря и пожарный сарай.
Посмотрим на интерьеры волостного правления
Столовая для ожидающих
Канцелярия
А здесь сидело самое большое волостное начальство
Из общественных построек обязательным характерным для сел строением была мангазея - общественный амбар для хранения страхового крестьянского семенного фонда. В "Тальцах" реконструирована мангазея с острова Савиновский Кежемского района Красноярского края. Ее строительство датируется 1900 - 1905 гг. Первоначальные сведения о хлебозапасных магазинах относятся к XVII в. Однако официально на территории Иркутской губернии они были учреждены только в 1805 г., когда было принято "Положение о сельских запасных могазейнах". Сохранившиеся в Иркутской области мангазеи датируются концом XIX - началом XX в. Размеры их были разными в зависимости от того, какой тип хозяйства был характерен для данной местности. После каждого нового урожая крестьяне вносили в мангазею определенное количество зерна для семенного фонда, который использовался в случае непредвиденных ситуаций: неурожая, ранних заморозков, из этого же фонда уже полежавшее зерно выдавалось погорельцам и другим категориям крестьян, у которых случилось то или иное несчастье.
Одной из интереснейших в музее стала экспозиция "Каскад водяных мельниц". Три водяные мельницы середины XIX в. вывезены в музей из д. Владимировка Братского района Иркутской области и последовательно каскадом расположены по искусственному ручью с сильным перепадом по рельефу. Перепад позволяет поочередно самотеком использовать одну и ту же воду на всех мельницах.
Внутренние объемы мельниц экспозиционно воссоздают обстановку процесса помола зерна и проживания крестьян, привозивших зерно для помола.
Водовод
Одной из главных причин, побудивших первых переселенцев осесть в Сибири, были неисчислимые богатства тайги.
Роль охоты в жизни сибиряков была очень значительной. Ею занималось практически всё мужское население, начиная с 14-15 лет и до самой старости. Встречались и женщины - охотники.
Экспозиция охотничье-промыслового стана представлена зимовьём-избушкой охотника, лесным амбарчиком - лабазом и лавой - своеобразным гарнитуром, состоящим из стола и двух лавок. На лесной тропе – путике, размещены различные охотничьи ловушки.
Эвенки - наиболее древняя коренная народность, проживающая в Прибайкалье. Они населяют северные районы региона, по переписи 2002 г. эвенков насчитывалось всего 1360 человек.
Эвенки вели кочевой образ жизни охотников-оленеводов. С XVIII в. в их жизни под влиянием русских возрастает значение охоты на пушного зверя. К началу ХХ в. в Ленско-Киренском и Илимском районах эвенки перешли на полуоседлый образ жизни. По верованию, несмотря на влияние православия, они оставались шаманистами.
Стойбища эвенков в зависимости от сезона подразделялись на зимние, весенне-осенние и летние. В одном стойбище селились обычно семьи, находившиеся в родственных отношениях.
В музее реконструировали осенне-весеннее и летнее стойбища, а также этнический комплекс захоронений. В составе осенне-весеннего стойбища стационарный чум - голомо, каркас которого изготовлен из полубревен и покрыт лиственничной корой.
Для хранения продуктов питания и в особенности заготовленного мяса на деревьях строили хранилища – лабазы, исключавшие доступ к ним хищных зверей (росомахи, волка, лисы, медведя).
Вот такое это место - музей "Тальцы". А нам пора двигаться дальше - на исток Ангары и в Листвянку.
Но прежде, я немного подытожу свои впечатления. Чем мне понравилось в "Тальцах", так это возможностью зайти практически в любой дом. Сотрудники музея очень приветливы и доброжелательны, и им совсем не важно для какого количества людей показывать экспозицию. Так в домах Непомилуева и Прокопьева смотрительцы очень подробно и интересно рассказали о внутреннем убранстве этих домов. Как раз такого штришка не хватает Кижам, а может быть я просто о нем не знаю. А по духу музей Тальцы больше всего напоминает музей Семенково под Вологдой.
На этом я пока прервусь. Надеюсь, не надолго.