Я очень люблю ехать! Не ездить куда-нибудь, не приезжать куда-то, а именно ехать. Когда не стремишься куда-то поскорее прибыть, а наоборот, хочешь еще немного побыть в пути. Причем конечный пункт чаще всего не имеет абсолютно никакого значения. Может быть, еще и поэтому меня настолько пленили речные круизы? Там ведь тоже, находясь на борту, всегда хочется еще немного побыть в пути.
Самый любимый вид транспорта у меня – поезд. Естественно, исключаю круизные теплоходы, потому что их не могу в прямом смысле считать транспортом. Хотя бы раз в год мы стараемся выбраться куда-нибудь на поезде хоть на несколько дней, хоть на недельку. При этом город прибытия всегда определяем по времени нахождения в пути и удобству отправления/прибытия. Так, например, мы не поехали в Витебск, а поехали в Гродно, потому что до него нужно было ехать на 10 часов дольше. Как же здорово сидеть в купе и наблюдать в окне проносящиеся мимо города, городки, поселки или полузабытые деревушки! А мосты? А тоннели? А встречные поезда? Бескрайний простор для наблюдения за истинной жизнью страны. Это Столицы наши вылизаны до блеска, крупные города причесаны для туристов, а жизнь-то настоящая вдалеке от депутатов, «бентли» и прочих атрибутов мегаполиса. То увидишь, как мальчишка с удочкой развлекает себя рыбалкой на берегу какой-нибудь речки, потому что еще не стал жертвой интернета, то понаблюдаешь, как тракторист пашет огромное поле на своем ржавом тракторе, потому что не всем же в офисе костюмы просиживать, или рассмотришь бабуську, которая в своем огородике за покосившимся домом огурчики да картошечку детям-внукам растит, потому что «свое-то всегда вкуснее магазинного». А проезжаешь еще немного, и стоит дачка. Трехэтажная. Из красного кирпича. С подъездом, вымощенным брусчаткой… Разная у нас страна! Вот ее-то я и люблю наблюдать из окна поезда (или с палубы теплохода).
Но, к сожалению, один раз в год для любимого занятия – это очень редко. Иногда мне хочется просто ехать вперед. Тогда на помощь приходит… (сейчас все вспомнили Леонида Якубовича и его «Поле Чудес») А-А-А-Ф-Ф-ФТОМОБИЛЬ!
Если некогда или некуда ехать на поезде, мы садимся в машину и едем в какой-нибудь Выборг или Приозерск на выходные. Но теперь у нас есть Бублик, поэтому поездки на выходные приходится сокращать до одного дня, чтобы он не ночевал дома один! Значит, нужно ехать туда, где можно не задерживаться надолго, но куда нужно ехать хотя бы 2 часа! Конечно, речь не о новых районах города за КАДом, куда все 100 тысяч автомобилей, по мнению застройщиков, чудно проберутся по одной полосе как раз за пару часов, а о близлежащих городах Северо-Западного региона. В этот раз выбор пал на город Приморск.
Приморск – крохотный городок на северо-западе Ленинградской области. По данным Википедии численность населения в 2018 году всего 5682 человека. Для сравнения: по данным все той же Википедии, в одном только Фрунзенском районе нашего города, который занимает всего 6% площади нашего города, насчитали в 70,5 раз больше жителей. (Вчитайтесь! В семьдесят с половиной раз больше!) Ну, ладно. Почему Приморск? Потому что, к своему стыду (и еще, наверное, к стыду моих учителей географии), о его существовании я задумалась только в прошлом году, когда по дороге в область увидела указатель «Приморск 67». Конечно, о существовании Приморского шоссе я знала давно и даже пользовалась им, но, не прибегая к услугам поисковых систем Всемирной Сети, наивно считала, что его так назвали, потому что оно идет по берегу моря (точнее Финского залива, который, являясь частью Балтийского моря, тоже в моем сознании может считаться морем). И только после прочтения этого указателя меня вдруг осенило, что Приморск не мог не существовать, также как Киевское шоссе названо Киевским, потому что по нему можно доехать до Киева, а дорогу на Москву назвали Московским шоссе. В общем, в качестве извинения перед этим городом и всеми его жителями, я решила, во что бы то ни стало, почтить его личным визитом.
Приморск, как Выборг, Приозерск и, думаю, многие другие населенные пункты этого района, многократно менял свою государственную принадлежность, ведь первое упоминание о поселении на этом месте относится к 1268 году. Эти земли были подчинены и Новгороду, и Москве, и Швеции, и Великому княжеству Финляндии в составе Российской Империи. Поэтому и названий у него много. Издревле Березовое, у шведов было Бьёрке, у финнов – Койвисто, и только 70 лет назад (в 1948 году) городу было присвоено его современное имя – Приморск.
Добраться до Приморска можно водным, железнодорожным и автомобильным транспортом. Аэропорта или вертолетной площадки в Приморске нет. Регулярного речного/морского сообщения с Приморском, честно говоря, тоже нет, но есть порт (правда не пассажирский) и причалы. Значит теоретически это возможно, просто, у нас «средствов нету» (©Печкин из Простоквашино). А вот у первого и последнего императоров Российской Империи они были. Думаю, что Петр Великий наверняка бывал на территории нынешнего Приморска, раз издал указ об учреждении караула на Большом Берёзовом острове. А Николай II о посещении Койвисто даже оставил короткую запись в своем дневнике.
По железной дороге из Санкт-Петербурга в Приморск можно добраться без пересадок только на одной электричке, которая уходит каждый вечер с Финляндского вокзала. Нам она не подошла по времени, поэтому утром воскресного дня мы сели в машину и отправились знакомиться с Приморском. В официальных источниках заявлено, что Приморск находится в 75 км от Санкт-Петербурга, но от нашего дома до центра Приморска получилось около 160 км, так как мы ехали с юга по КАД. По ЗСД безусловно получилось бы ближе и быстрее, но мне же нужно было просто ехать вперед! Опять же с Вантового моста можно было снова взглянуть на дремлющие в Уткиной заводи теплоходы. Поэтому добирались мы (с остановками для перекуров и восхищений видами) чуть больше двух часов. Выезжали из дома мы под яркими солнечными лучами, но километров за 30 до Приморска на нас напала самая настоящая метель. Прогулку начинать пришлось тоже под снегом. Поэтому первую (и по мнению некоторых – единственную достойную внимания) достопримечательность Приморска –Кирху Святой Марии Магдалины – мы рассматривали и фотографировали сквозь снегопад.
К счастью, снегопад скоро закончился. А через некоторое время даже выглянуло солнце. Можно было смело продолжать путешествие. Маршрут себе составили самый простой – пройтись по центру города, заскочить на ЖД станцию и увидеть своими глазами цепь, которая удерживала ледокол «Ленин» во время испытаний, после этого прогуляться по берегу Финского залива, пообедать и отправиться домой. Общая протяженность пешеходной части маршрута составила около 8 километров.
Начали, как я уже упоминала, с Лютеранской кирхи. Она была построена в 1904 году. Здание очень необычное. Наружные стены сложены из местных пород красноватого гранита, крыша покрыта жестью. Здание выполнено в форме креста. Длина здания — 37 метров, ширина 28 метров и высота шпиля 60 метров.
Вокруг городских достопримечательностей часто складывают легенды. И в Приморске без этого не обошлось. Император Николай II во время своего визита в 1905 году подарил приходу Койвисто 22 500 марок, на эти деньги в Финляндии был изготовлен орган на тридцать один регистр. Что это значит, я слабо представляю, но на картинке в Википедии выглядит внушительно.
Он таинственно исчез во время войны. По легенде финны не успели вывезти орган и спрятали его в окрестных лесах. Из-за изменившейся местности его теперь не могут найти.
Сейчас часть помещений в здании занимает Краеведческий музей. Он закрыт по воскресеньям, но сторож, случайно вышедшая на улицу, когда мы проходили мимо, любезно предложила нам пройти внутрь. В музее представлены экспонаты «финского периода» и «советского периода», а также небольшой стенд, посвященный истории самой кирхи.
Приятно удивили несколько экспонатов. Вышитая крестиком «Сикстинская Мадонна». 320 тысяч крестиков! 8 месяцев труда Барановой Натальи Павловны.
И пенсне с затемненными стеклами. На моей фотографии его почти не видно в футляре, но поверьте, пожалуйста, мне на слово. Я его видела, но не сумела заснять!
Неприятно удивило состояние самого помещения. Ему явно требуется ремонт!
В целом крохотный, но очень уютный музей. Если будете проезжать мимо, зайдите. Каждый сможет найти здесь для себя что-нибудь любопытное. Ну, а мы, поблагодарив сторожа, отправились дальше. (Деньги за вход, кстати, она наотрез отказалась брать. Спасибо ей и таким, как она, людям за благие дела!)
Остальные помещения в этом же здании занимает местный Дом Культуры.
Неподалеку от кирхи размещен памятник «Крест и Парус». Он был установлен в 1992 году в память о погибших финских и советских воинах. Крест является символом памяти о бывшем финском военном кладбище. Парус - это символ дружбы между двумя народами, жившими в этом городке - между россиянами и финнами.
Следующим в моем «списке мест для посещения» значился мемориал «Братское кладбище», но по дороге туда мы остановили свое внимание еще на нескольких городских объектах. Во-первых, памятная плита, установленная в честь подвига командира катера Лебедева, именем которого названа набережная в Приморске.
А во-вторых, зенитное орудие Лендера, установленное в сквере в окружении щитов с благодарностями Ветеранам Приморска.
Сам мемориал, как и все памятники героям Великой Войны, глубоко запал в душу. Все имена были присыпаны снегом, как отражение того бесстыдства, которое происходит сейчас, когда подрастающее поколение уже не знает о тех событиях, а если и знает, то не ощущает должный смысл в этих знаниях. С одной стороны, хорошо, что они не знают, не ощущают (и пусть никогда доподлинно не узнают и не ощутят на себе!), но с другой – только память о тех событиях позволит избежать повторения того ужаса, который выпал на долю наших братьев/отцов/дедов и сестер/матерей/бабушек.
Мы позволили себе, не ступая за поребрик, смахнуть снег с крайней плиты. Имя! За каждым этим именем не просто чья-то судьба. За каждым из этих имен десятки судеб родных и друзей, сотни судеб знакомых и соседей, тысячи тысяч судеб потомков живущих теперь! Низкий поклон Героям!
Живые цветы под снегом… Знайте, мы еще помним!
Следующая достопримечательность на нашем пути – Церковь Новомучеников и Исповедников Российских в Приморске. Построена в 2010 году. Находится за высоким забором. Огороженная территория облагорожена не по местным меркам, что сильно бросается в глаза.
Последним, т.е. четвертым, пунктом для нашего посещения у меня значился пирс «Стакан», на котором проходили испытания ледокола «Ленин».
Если говорить совсем честно, то не сам пирс, а только цепь, которая удерживала ледокол. Но ее мы, к сожалению, уже не застали. Осталось только первое звено. Куда подевалось остальное, история умалчивает. Теперь у Приморска, наверное, будет две легенды – орган и цепь!
Теперь о самом городе. Очень милый городок. Тихий. Медленный. Почти пустой. В городе, естественно, есть администрация.
Пожарная часть на три расчета.
Школа-интернат.
И обычная школа.
Железнодорожная станция
Больничка тоже есть, но мы до нее не дошли. План-схема центра города была представлена в музее.
Белые «кирпичики» - это многоэтажные дома. Они выглядят примерно так:
А остальной Приморск выглядит вот так:
На улицах есть колонки с водой, а у домов металлические шкафы для газовых баллонов. Вероятно, в 21 веке центральное водо- и газоснабжение в некоторых городах по-прежнему является уделом избранных.
Очень многие дома на два входа. И как-то так в Приморске получается, что достаток (или жизненные ценности) у соседей разные. В результате получаются вот такие забавные архитектурные изыски
Но есть среди жителей (или дачников) Приморска и более успешные люди
Лично меня в Приморске больше всего удивило огромное количество камней. Я даже для себя решила, что весь Приморск – это сад камней. Они везде: в центре и на окраинах, на обочинах дорог и в зеленых зонах. Они разных размеров: маленькие, большие, гигантские. Это город камней!
Еще один. Я назвала его «Сад камней на границе достатка»
Еще в центре города, в двух шагах от здания администрации, потихоньку зарастают и ржавеют вот такие заброшенные непонятности.
А напротив кирхи (если приглядеться она видна на заднем плане) мы обнаружили какой-то «долгострой». Во всяком случае, определить происхождение и предназначение этого мы не смогли. И вокруг ничего.
Кроме достопримечательностей, камней и непонятностей в Приморске есть еще удивительной красоты природа. Сосны, берег, залив.
Пообедать зашли в кафе «Жемчужина». По отзывам в интернете – лучшее кафе в городе. Кроме нас в кафе была пара в возрасте, которые заказали апельсиновый сок, и еще один дяденька, который взял бизнес-ланч. Обслуживание, в лице одной единственной девушки, выполняющей функции администратора, бармена, официанта и уборщицы, прямо скажем не на высоте. Не смотря на откровенное отсутствие посетителей, она демонстративно не хотела снизойти до нас и засуетилась только после того, как мы терпеливо и без внешнего недовольства дождались ее внимания и озвучили свой заказ. А мы всего-то заказали не бизнес-ланч, а три обеда по меню (и без алкоголя!). Ее как будто подменили! В одну секунду она вспомнила все слова вежливости и принципы обслуживания клиентов! Забавное поведение сотрудников провинциальных заведений. Забегая вперед, скажу, что это не самая вкусная еда, которую я пробовала, но съедобно. Сами порции, правда, были настолько огромны, что после салата и горячего и чая/кофе без десерта мы из кафе не выходили, а выкатывались.
Первый зал в кафе – яркий.
Второй – более уютный, с интересными деталями.
Часы почему-то стоят
Не бра, а уличный фонарь
Подарок от посетителей
Классика американского автопрома
А еще там с нами кое-кто познакомился.
P.S. Дороги в Приморске относительно хорошие, хоть и в снегу.
А вот реклама не очень
Спасибо всем за подаренное мне время. С уважением, я.