Клуб речных туристов. Отзывы о круизах на теплоходах
http://cruizi-spb.ru/

Московские дворцово-парковые ансамбли - Останкино
http://cruizi-spb.ru/viewtopic.php?f=15&t=557
Страница 1 из 1

Автор:  ПЕТРОВИЧ [ 24 мар 2010 02:33 ]

Доброго времени суток жители форума КРТ!Как было обещанно,начинаем свое знакомство с усадьбой "Останкино"-еще одной из загородных усадеб Графа Шереметьева.

Музей-усадьба "Останкино".

Среди прославленных подмосковных усадеб "Останкино" занимает особое место, представляя одну из вершин русской культуры XVIII столетия. Усадьба Останкино - один из самых уникальных по своей архитектуре и сохранности памятник русской архитектуры XVIII века, Расположилась усадьба в северной части Москвы.
Ансамбль усадьбы Останкино складывался на протяжении нескольких столетий. Первые следы в истории относятся к середине XVI века. Останкино под именем Осташково-на-Суходоле принадлежало немцу Орну, потом входило в вотчину думного дьяка Василия Щелкалова – знаменитого слуги Ивана Грозного, с небольшим боярским двором и деревянной церковью.
В 1617 году усадьба Останкино была подарена Михаилом Федоровичем - царем, боярину И. Б. Черкасскому.Князья Черкасские владели Останкином почти полтора века, передавая его по наследству.При Черкасских Останкино представляло собой богатую княжескую резиденцию с красивым храмом, большим барским домом и обширным садом. Усадьба была в то время столь хороша и благоустроена, что здесь четыре раза подряд принимали императрицу Елизавету Петровну.
В 1743 году деревня Осташково была отдана в приданое дочери князя Черкасского Варваре(Варвара Алексеевна Черкасская, единственная дочь канцлера Алексея Михайловича Черкасского и его второй жены Марии Юрьевны, урожденной княжны Трубецкой),вышедшей замуж за сына графа Шереметьева, знатного вельможу, сподвижника Петра I. Таким образом, Останкино перешло во владение графов Шереметьевых.

Изображение

Первые распоряжения по обустройству и обновлению Останкино относятся к 1789 году, когда граф Николай Петрович вступил в права владения. Первыми были устроены пруды. Теперь от них не осталось и следа, но когда-то они очень оживляли однообразную, плоскую местность и служили местом развлечения гостей: их катали на маленьких лодочках вдоль берегов.
Подлинный расцвет усадьбы Останкино начался в конце XVIII века. В то время новым любимым увлечением в дворянской среде был театр, однако у графа Шереметева это легкое увлечение переросло во всепоглощающую страсть. Он задумал сделать усадьбу Останкино своей летней резиденцией и устроить на постоянное жительство и работу театральную труппу. "Намерен в Останкине я строить театр..." - объявил граф Николай Петрович Шереметев своему управителю 13 февраля 1790 года. Эта дата считается днём рождения дворцового театра. Для воплощения этой идеи в полном масштабе, в Останкино был возведен знаменитый дворец-театр.

Изображение

Строительство дворца было поручено крепостным архитекторам графа: А. Миронову и П. Аргунову по проектам Кампорези , Бренны, Старова . Строительство длилось 6 лет,с 1792 по 1798 годы.Останкинский дворец,как и Кусковский,построен из сибирской сосны с наружной штукатуркой, но оштукатуренные стены его кажутся каменными и внутренней декоративной отделкой в стиле русского классицизма. Здание дворца стало воплощением торжественных и строгих форм. Три торжественных портика главного корпуса подняты на высокий рустованный цоколь. Центральный портик - шестиколонный, коринфского ордера, увенчан фронтоном, а главное, - высоким видимым издалека бельведером. Стены дворца окрашены в "цвет утренней зари" - аполлонов цвет.

Изображение

Изображение

На этом фоне легко читаются стройные белые колонны, лепные барельефы работы Ф.Гордеева и круглая скульптура в нишах, объединенные сюжетами танцев и веселья.
Фасады симметрично расположенных, разновеликих объемов дворца украшены колоннадами ионического, коринфского, тосканского ордеров Скромный декор оштукатуренных стен состоит из гипсовых барельефов на мифологические темы, стенные ниши "оживлены" скульптурными изображениями героев античной мифологии, связанных с культом Диониса и Аполлона.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Автор:  ПЕТРОВИЧ [ 25 мар 2010 01:14 ]

Строительные работы продолжались в несколько этапов. В результате, пристроенное к деревянному зданию театра фойе бельэтажа, симметрично расположенные "Итальянский" и "Египетский" павильоны и галереи составили П-образный в плане ансамбль.Самая примечательная и достойная повышенного внимания часть дворца - театральный зал(о театральном зале рассказ отдельный,чуть позднее), который по желанию мог быть легко превращен в танцевальный. Этот зал , при помощи закрытых галерей,соединяется с Египетским и Итальянским павильонами, которые использовались в различных целях: и для парадных приемов, и для театральных постановок. До наших дней театральный зал дошел в своем "бальном" виде, но и сегодня он используется для постановки старинных опер и камерных концертов.
Влияние идей театральности ощущались во всем: в ориентации генеральной оси усадьбы на Кремль, в выборе главной видовой точки на дальнем берегу пруда со стороны Москвы, в оформлении парадного двора, напоминавшего сценическое пространство.Здесь все подчинено ТЕАТРУ.Граф лично контролировал ход работ по строительству,вносил изменения и дополнения в проект,часто не соглашался с архитекторами.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Фасад, обращенный к парку , выглядит не менее эффектно и парадно - его украшает десятиколонная лоджия -портик ионического ордера, охватывающая весь второй этаж.Мраморный барельеф, завершающий звучный аккорд колонн, выполнен в греческом стиле. Стены дворца снаружи были декорированы барельефами работы скульпторов Ф. Гордеева и Г. Замараева .

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

"Украсив село моё Останкино и представив оное зрителям в виде очаровательном, думал я, что совершил величайшее, достойное удивления и принятое с восхищением публикою дело, в коем видны мои знания и вкус, буду я всегда наслаждаться покойно своим произведением", – писал граф Николай Петрович Шереметев в завещательном письме своему малолетнему сыну.

Автор:  ПЕТРОВИЧ [ 29 мар 2010 20:57 ]

Продолжим наше путешествие по парку усадьбы "Останкино"

Усадьба Останкино является уникальным памятником русской архитектуры 18 века. Архитектурный ансамбль складывался не сразу, чтобы принять современный вид парку потребовалось нескольких столетий. Парк "Останкино" занимает площадь в 110 гектаров земли и почти десятую часть всей этой площади приходится на музей-усадьбу "Останкино".
Парк площадью 10 га, охватывающий дворец со всех сторон, назывался увеселительным садом и состоял из парадного двора, регулярного парка, английского сада и партера.
Парадный двор между южным фасадом дворца и большим прудом, предназначенным для увеселительных катаний, представлял собой площадь прямоугольной формы, обнесенную красивой решёткой с воротами, прежде украшенными конной скульптурой, теперь — кентаврами.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Регулярный парк в северной части массива состоял из двух больших прямоугольных участков, пересечённых восемью аллеями-лучами.
Английский сад, расположенный между дворцом и регулярным парком, делился главной осью усадьбы на западную и восточную части. Композиционным центром западной части служил Большой кедр, восточной — искусственный холм Парнас с беседкой-храмом. Партер перед домом включал крытые дороги и газон, украшенный скульптурой.

Изображение

Изображение

Изображение

Если увеселительный сад дошёл до нас, сохранив основные планировочные элементы XVIII в., то созданный позднее его в 1795–1800 гг. так называемый прибавочный английский парк претерпел серьёзные изменения. Парк был разбит к северу от дворца в духе пейзажных парков конца XVIII в., имел вид естественной рощи и славился своими тенистыми аллеями и прудами. Работы в парке велись под руководством английского садовода Р. Манерса.В отличии от парка в Кусково, парк в Останкино значительно скромнее и беднее.

Изображение

Изображение

Изображение

В декабре 1917 года Комиссия по охране искусства и старины Моссовета берет под свою опеку все ценности ансамбля. В следующем году он становится Государственным музеем творчества крепостных и вскоре после этого открывает двери массам посетителей-трудящихся. Тогда же были определены границы парка, они включили территорию площадью 55 га, расположенную к северу и западу от дворца.
Парк Останкино (в 1932–1991 гг. - Центральный парк культуры и отдыха им. Ф. Э. Дзержинского) площадью 65 га организован в 1932 г. на территории дворцово-паркового ансамбля «Останкино».

Изображение

Изображение

Изображение

Большая часть территории, входившей раньше в состав имения Шереметевых, была отведена под культурно-спортивный комплекс "Останкино", Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (позже ВДНХ, ВВЦ) и Главный ботанический сад Академии наук. Ныне поставлена задача обеспечить функциональное единство и территориальную взаимосвязь всех этих трех элементов, составляющих основу большого северного садово-паркового комплекса столицы общей площадью около 1000 гектаров. Ну поставленна -это не значит сделанная.На ВДНХ практически все старые павильоны в ужаснейшем состоянии(многие закрыли,другие под торговлю отдали) и ничего не делается (только выстроили новые павильоны в стиле аля хай тек для выставок по распоряжению нашего главного градостроителя и так стоят пустые(2-3 выставки в год :D ).Ботанический сад тоже не в лучшем состоянии-все требует финансирования,а не затыкания дырки,когда где то обвалится..Сейчас и усадьба закрыта для посетителей,до 17 мая 2010 г.,идут внутренние реставрационные работы,когда будут реставрировать с наружи не известно,хотя прошла информация,что выделяются деньги на реставрацию усадьбы,уж больно сильно обветшала,штукатурка полопалась,местами вообще обвалилась,цоколь весь раскрыли уже 3 года назад,все так и стоит приходя в упадок и разрушения.

Изображение

Изображение

Изображение

С 1992 года музей стал называться Московским музеем-усадьбой "Останкино".
До наших дней сохранились памятники архитектуры: церковь Троицы (1678—1692, архитектор П. Потехин), дворец-театр (1791–1798 гг., крепостные архитекторы А. Миронов, П. Аргунов, Г. Дикушин, П. Бизяев, по переработанному ими проекту Ф. Кампорези, начало XIX века), регулярный парк с липами в возрасте 150—200 лет, парк с прудами и уникальной дубравой, возраст отдельных деревьев в которой достигает 250 лет, ограда перед дворцом начала XIX века.

В настоящее время вся придворцовая часть обособлена от остальной части парка.

Изображение

Изображение

Изображение

Автор:  ПЕТРОВИЧ [ 01 апр 2010 00:32 ]

Старейшим из сохранившихся на территории памятников - это церковь Живоначальной Троицы, ведущая свое существование с конца XVII века, обладающая редким девятиярусным резным иконостасом.Два его нижних яруса относятся ко времени постройки церкви, остальные - к концу XVIII века. Пятиглавый храм в стиле "московского узорочья" возведен из красного кирпича, отделанного белым резным камнем и полихромными изразцами. "Церковь Живоначальной Троицы" строилась князьями Черкасскими, владевшими усадьбой с первой четверти XVI по середину XVIII века.

Изображение

Строительство храма с двумя его приделами продолжалось около 14 лет, начиная с 1678 года. В основном здание было закончено в 1683 году, и тогда же был освящен северный Тихвинский придел, служивший домовой церковью; южный придел Александра Свирского освятили лишь в 1691 году, а центральную часть храма - в 1692 году. По обычаю тех лет внутренняя отделка церкви и резьба иконостаса отдавались в подряд другим мастерам уже после окончания постройки храма. Этим и объясняются большие интервалы между концом строительства и освящением церкви.

Изображение

Изображение

Церковь в Останкине представляет характерный для московского зодчества того времени тип бесстолпного храма, перекрытого сомкнутым сводом и состоящго из трех частей: центральной и двух небольших приделов по сторонам. Это, в сущности три церкви: большая и две малые. По основной форме объемов все три храма одинаковы. Это квадратные призмы, перекрытые ступенями пышных “кокошников”, подводящих к пятиглавию над большим храмом и одноглавию над меньшими.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


Здание поставлено на высокий цокольный этаж - подклет, который придает ему при его изысканых пропорциях еще большую стройность и изящество. Так же как и наружные крытые лестницы с ползучими арками всходов, подклет воспроизводит основные злементы хором XVII века. Первоначально подклет служил складским помещением, а в XIX веке в средней его части была устроена зимняя церковь.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


Обширная галерея-паперть с западной стороны служит объединяющим элементом композиции. Каждая из трех частей имеет свой вход: скромные порталы ведут в боковые приделы а более пышные в центральную часть храма. Северное крыльцо сообщавшееся ранее с боярскими хоромами предназначалось для хозяев усадьбы.Южное крыльцо, имеющее характерную для хором и деревянных храмов форму в виде двух всходов с площадкой – рундуком, в 1878 году было перекрыто вместо прежней двухскатной кровли шатром.Западное крыло предназначавшееся для духовенства было при реставрации 1833 и 1878 годов перестроено: над ним возвышается теперь шатровая колокольня. Первоначально у церкви колокольни не было. На ее месте находилась небольшая звонница.Колокольня была построена лишь в 1832 году по проекту крепостного архитектора Прахаева. В то время она завершалась шпилем, характерным для построек, выполненных в стиле “ампир”. Однако до нас она дошла уже в том виде, какой придал ей архитектор Султанов, перестроивший колокольню в 1878 году.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Переделки, осуществлявшиеся в 30-х годах ХIХ века крепостным архитектором Прахаевым и в 1877 - 1878 гг. архитектором Султановым, в целом не изменили первоначального вида Останкинской церкви, и она по праву считается одним из лучших и типичных памятников московского зодчества XVII века.

Изображение

Автор:  Belgar [ 01 апр 2010 14:26 ]

Дааааа... Сколько я в Москве еще не видел!!!
СПАСИБО за фотографии!

Автор:  MARINE [ 01 апр 2010 15:07 ]

Очень интересно и познавательно!
Спасибо! :)
;) А вы книги не издаете? Здесь материала достаточно. Представляю сколько еще в закромах!

Автор:  ПЕТРОВИЧ [ 04 апр 2010 01:04 ]

belgar писал(а):
Дааааа... Сколько я в Москве еще не видел!!!
СПАСИБО за фотографии!


Евгений,спасибо.
К большому сожалению наши(московские туроператоры) привыкли уже возить туристов по накатанному маршруту(ХХС,Красная площадь,Смотровая у МГУ,Поклонная гора,ну интур могут завезти в Новодевичий монастырь,да в Третьяковку+ если в Москве борт стоит 2 дня,то как правило везут в Тоице-Сергееву лавру,дальше просто наверно мозгов не хватает,да и наверно желания,а что мешает покзать Зарядье-ведь оно в 200 метрах от Покровского собора на Красной площади начинается -с добрый десяток памятников (храмы 15 века),а не стало гостиницы "Россия" и про Зарядье вообще забыли(не федеральная собственность,а региональная,а нашему градостроителю это не интересно-ему масштабы давай,пакинг под Пушкинской площадью с торговым центром давай,особняки 18 века на золотом острове посносить,нафиг что то реставрировать,там бабло не прилипнет,вот и влачат жалкое существование многие московские храмы и усадьбы которые принадлежат городу и не возят туда).да много что есть показать в городе из настоящей старины,а не модных новоделов,но к сожалению не хотят что то делать,а жаль,да и обидно бывает,когда слышишь,что там у вас в Москве то смотреть....

Автор:  ПЕТРОВИЧ [ 04 апр 2010 01:12 ]

MARINE писал(а):
Очень интересно и познавательно!
Спасибо! :)
;) А вы книги не издаете? Здесь материала достаточно. Представляю сколько еще в закромах!



Спасибо,нет книги это не мое,путеводителями занимался раньше,(сейчас спроса нет,издательства переиздают старые,кризис и тут :D )а так просто люблю свой старый город не новодельно модный,другую Москву.Ну архивов очень много ,просто есть такие что и не разбирал даже ;) ,к моему боьшому сожалению,стараюсь выбираться на сьемки как только есть малейшия возможность..мегаполис к сожалению наступает,многое разрушают заведомо,земля то стоит дорого,а что памятник,он молчит сначало снесут ,а потом историки начинают заступаться,но поезд уже ушел...

Автор:  ПЕТРОВИЧ [ 05 апр 2010 00:30 ]

Ну и конечно современный символ Останкино

Изображение

Изображение

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/