Клуб речных туристов. Отзывы о круизах на теплоходах http://cruizi-spb.ru/ |
|
Московские дворцово-парковые ансамбли - Кусково http://cruizi-spb.ru/viewtopic.php?f=15&t=558 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | ПЕТРОВИЧ [ 08 мар 2010 04:33 ] |
Добрый всем день,форумчане и гости форума!Мы продолжаем свое знакомство с Московскими дворцово-парковыми ансамблями. И так сегодня у нас КУСКОВО Усадьба Кусково - уникальный памятник художественной культуры XVIII в. - расположена в Москве. Роскошная летняя резиденция графов Шереметевых, устроенная с "бесчисленным множеством отрад и приятностей", предназначалась для пышных приемов гостей, многолюдных театрализованных празднеств и гуляний. До наших дней сохранилось более 20 уникальных памятников архитектуры. История села Кусково восходит к XVI веку. Впервые оно упоминается в конце XVI в.: "За боярином Иваном Васильевичем Шереметевым...". Известно из писцовых книг 1623/1624 г., что в шереметевской "старинной" вотчине уже стояла деревянная церковь с двумя приделами - Николы Чудотворца и св. Флора и Лавра.В 1577 году деревня "Найденово, Чурилово, а Вешняково тож-пуста" была прикуплена боярином Иваном Васильевичем Шереметевым к уже существовавшему в то время селу Кусково, которое называлось Спасским по церкви во имя Спаса Нерукотворного. После И.В. Шереметева Кусковом владел его сын Федор Иванович Шереметев, перешедший на сторону самозванца Лжедмитрия I, за что и был пожалован им в бояре.Когда решался вопрос о престолонаследии, то, как говорят, именно он, Федор Шереметев, сказал: "... выберем-де Мишу Романова, он молод и глуп еще", каковая характеристика, возможно, и предопределила выбор новой династии. От Федора Ивановича Шереметева Кусково переходило в продолжении почти ста лет от одного представителя этого рода к другому, пока Владимир Петрович Шереметев в 1715 г. не продал его за 200 рублей брату, известному сподвижнику Петра Великого Борису Петровичу Шереметеву, наследники которого преобразили Кусково. Он прославился многими победами, особенно в Северной войне, во время которой после одного из сражений получил чин фельдмаршала первым российским графом. Фельдмаршал скончался через четыре года после покупки Кускова (в 1719 г.) и расцвет усадьбы связан прежде всего с его сыном - Петром Борисовичем. По преданию, село получило свое название от куска, которым граф Петр Борисович Шереметев обыкновенно называл свою родовую собственность, небольшой участок земли, где были дом, главный пруд, сад и село. Почти все, что есть в Кускове, обязано своим появлением Петру Борисовичу Шереметеву, да и сама мысль выстроить именно здесь роскошную подмосковную усадьбу, возможно, возникла потому, что Шереметев хотел иметь ее неподалеку от подмосковного дворца императрица Елизаветы Петровны в селе Перове. Расцвет усадьбы падает на 1770 - 1780-е годы, Кусково принимало до 30 тысяч гостей. В программу праздников включались церковные ритуалы, фольклорные представления, катания на лодках под пение хора, фейерверк, роговые оркестры, морские парады, игры и карусели. Сценарии праздников предусматривали также балы во Дворце, «дивертисменты» и театральные постановки.В последний раз императрица была в Кускове в 1787 году во время празднования двадцатипятилетия своего царствования (мраморный обелиск возведен именно в память об этом последнем визите царственной особы. Шереметевский театр крепостных актеров – один из лучших в истории театральной культуры Москвы XVIII века. В дни кусковских торжеств оперные и балетные постановки осуществлялись на сценах двух театров – Воздушного (открытого) на 80-100 мест и Нового (закрытого) на 150 мест. В 1790 году граф Николай Петрович познакомился со своей крестьянкой Прасковьей Ивановой (Кузнецовой, Ковалевой или Горбуновой - так как она была дочерью кузнеца), сделал ее актрисой и назвал по сцене Жемчуговой. В 1800 году граф, запечатав театр, оставил Кусково и переехал в Останкино. Мало-помало все лучшие вещи были перевезены из Кускова в Останкино, и Кусково было позабыто. В 1801 году граф вступил с Прасковьей в законный брак. В 1803 году она родила ему сына Дмитрия и через несколько дней (3 февраля 1803 года) умерла. Сам граф скончался в 1809 году.После этого Кусково совсем оскудело. Только внук Петра Борисовича Шереметева Дмитрий Николаевич приводит Кусково в порядок. В 1880 году вблизи села был устроен химический завод,на котором Дмитрий Иванович Менделеев работал в качестве консультанта по вопросам технического и химического производства нефтяных продуктов. После Октябрьской революции 1917 года усадьба графов Шереметевых «Кусково» была национализирована. В соответствии с постановлением Совета народных комиссаров от 23 октября 1918 года был создан Государственный музей-усадьба «Кусково», который с 1 мая 1919 года был открыт для посещения. Это решение советского правительства позволило сохранить в неприкосновенности уникальный усадебный комплекс с памятниками архитектуры и садово-паркового искусства, а также обширными художественными, библиотечными и архивными фондами. В 1932 году, в Кусково переводится музей фарфора, созданный на основе частных коллекций Л.К. Зубилова и А.В. Морозова, и значительно расширенный впоследствии - ныне это единственный в России музей художественного стекла, фаянса и фарфора, насчитывающий около 30 тысяч предметов. В годы Великой Отечественной войны на территории усадьбы располагалась школа снайперов (на здании оранжереи есть мемориальная табличка). В настоящее время в Кусково ежегодно в музее организуются 3-4 стационарные фондовые выставки. Возрождаются старинные традиции гостеприимства усадьбы, музей располагает прекрасными возможностями для организации и проведения театрально-зрелищных программ, приемов и гуляний. В летнее время в танцевальном зале Дворца проводятся концерты и музыкальные фестивали с участием русских и зарубежных исполнителей. Великолепие архитектурных памятников, подлинных интерьеров, парка и уникальной коллекции керамики и стекла позволит получить незабываемые впечатления, погрузиться в мир старинной русской усадьбы.Кусково на протяжении многих лет является одним из любимых мест отдыха москвичей и гостей столицы. |
Автор: | ПЕТРОВИЧ [ 08 мар 2010 04:35 ] |
Дворец Центром ансамбля Кусково является Дворец, в котором сохранились планировка и декоративное убранство интерьеров, состоящее из первоклассных произведений русского и западноевропейского изобразительного искусства; уникальная коллекция живописи XVIII века, дарственные портреты русских императоров и нескольких поколений хозяев усадьбы - Шереметевых. «Большой дом», как называли Дворец в XVIII веке, строился в 1769-1775 годы под руководством московского архитектора Карла Бланка и был предназначен для торжественного приема гостей в летнее время.Чертежи фасадов, отмеченных четкостью горизонтальных и вертикальных членений, были заказаны, как полагают, парижскому архитектору Шарлю де Вайи. Образец раннего классицизма с элементами барокко. В XVIII веке дворцы, как правило, строились в форме буквы П. Перекладиной служил корпус, занимаемый господами, чаще всего двухэтажный, ногами - флигеля, обычно одноэтажные. Буква П обращалась в сторону дороги почетным двором, на который въезжали кареты. В этом правиле Кусково исключение. Парадным двором здесь служит пространство между хоромами, церковью и прудом, поэтому решено было отказаться от флигелей, и дворец получил форму вытянутого вдоль берега корпуса. Надо заметить, что дворец в Кускове нужен был не для размещения графской семьи, а исключительно «к великолепию». Здание дворца поражало всех простотой. Оно даже не было оштукатурено, а откровенно облицовано строгаными досками. Колонны портика не имитировали каменные, имеющие обязательное утолщение в нижней трети. Равномерное утонение колонн снизу вверх на конус говорит зрителю, что они сделаны из обычных сосновых стволов. Построенный из дерева в традициях русского зодчества, он имеет два этажа – парадный и антресоли, на высоком каменном цоколе, где размещались винные погреба и хозяйственные помещения. Фасад Дворца украшают три колонных портика: центральный – самый большой и торжественный, фронтон которого заполнен пышной резьбой по дереву вокруг вензеля «РS» под графской короной; боковые портики с лучковыми (полукруглыми) фронтонами украшены резными военными атрибутами. К парадному входу Дворца ведет центральный марш белокаменной лестницы и пологие пандусы – спуски для въезда карет. Пандусы фланкируют фигуры сфинксов - фантастических существ с женскими головами и львиными туловищами. Летний дворец графа П.Б.Шереметева в Кускове – редкий образец загородного дома, полностью сохранившего до наших дней архитектурно - пространственное решение, а также подлинные элементы интерьеров: дощатые полы, печи и камины; декоративную живопись, резьбу по дереву и лепнину из папье-маше; зеркала и осветительные приборы. В создании интерьеров принимали участие приглашенные иностранные художники, скульпторы, резчики, а также русские вольные и крепостные мастера. Декоративные алебастровые вазы, украшенные гирляндами из овощей и фруктов, выполнены в технике «тисненой бумаги», имитирующей старинную бронзу. Для их создания П.Шереметев пригласил немецкого скульптора - декоратора Иоганна Юста. Благодаря высокому художественному мастерству и отточенной технике, выполненные И. Юстом детали убранства из дешевых материалов - гипса, папье-маше (или тисненая бумага), дерева, - воспринимаются как дорогостоящие строительные и отделочные материалы - мрамор, бронза. Когда в Кускове давались праздники, граф перебирался в свой пышный дворец, а после отъезда гостей немедленно возвращался к уюту непритязательного Дома уединения. Нуждам владельца в огромном здании Дворца служили всего лишь три проходные комнаты: Личная уборная, где его наряжал камердинер, Кабинет-конторочка, где управители слушали распоряжения по устройству торжеств, и Вседневная опочивальня, где граф отдыхал в дни празднеств. Основное назначение Дворца-это торжественные приемы и баллы. Настоящим подвигом стало спасение кусковского дворца в 1941 году, когда укрытое маскировочным камуфляжем здание нельзя было отапливать – разница внешней и внутренней температур разрушила бы его старое дерево. И, тем не менее, уже в 1943 году возобновились реставрационные работы по воссозданию исторического облика усадьбы Кускова. В 1976 - 1983 гг. – проведена комплексная реставрация интерьеров Дворца. Художественное убранство и обстановочный комплекс восстановлены согласно описям 1780-1790-х годов. По имеющимся образцам и аналогам воссоздано утраченное в ХIХ веке тканное убранство стен и мебели.Сегодня гости музея могут посетить Дворец и насладится атмосферой XVIII века. |
Автор: | elenor1 [ 08 мар 2010 09:47 ] |
спасибо!!! очень интересно....Благодаря Вам я открыла для себя совершенно другую Москву.... |
Автор: | ПЕТРОВИЧ [ 08 мар 2010 21:07 ] |
elenor1 писал(а): спасибо!!! очень интересно....Благодаря Вам я открыла для себя совершенно другую Москву.... Елена огромное спасибо,и если чесно я рад,что хоть одним человеком стало больше кто открыл (открывает)для себя другую (новую)Москву,не только в ее классическом варианте(Красная площадь.ХХС.Лужники.МГУ со смотровой да парк Победы),что обычно предлогают туристу приехавщему в Москву. |
Автор: | ПЕТРОВИЧ [ 08 мар 2010 21:08 ] |
Домовая церковь Спаса Всемилостивого при усадьбе Кусково В старой Москве было несколько церквей во имя Спаса Всемилостивого. Одна из них, прекрасная, ныне вновь действующая церковь, находится в усадьбе Кусково. Она была домовым храмом рода Шереметевых, которым принадлежал этот «подмосковный Версаль». По преданию, когда боярин Борис Петрович Шереметев, первый пожалованный царем Петром в России графским титулом и званием фельдмаршала, побывал в Риме вместе с Великим Посольством, римский папа подарил ему золотой крест с частицей Древа Животворящего Креста. Святыня перешла по завещанию к его сыну, графу Петру Борисовичу Шереметеву, при котором и была выстроена дожившая до наших дней усадебная церковь Спаса Всемилостивого в Кусково. Однако самая первая деревянная церковь появилась здесь, в родовой вотчине Шереметевых еще в XVII веке. Род Шереметевых был одним из самых знатных в России. Они приходились дальними родственниками Романовым.Петр Шереметев благопристойно начал с возведения новой домовой церкви: девизом их рода было изречение «Бог охраняет все!».В 1737-1739 г.г. на месте старой деревянной церквушки вырос каменный красавец храм. Он больше никогда не перестраивался и дошел до нас в своем первозданном виде, став самым старым памятником усадьбы Кускова. Считается, что это - редчайший в современной Москве памятник «аненнского барокко», то есть архитектурного стиля барокко эпохи Анны Иоанновны.Колокольня,рядом с церковью была постоенна в 1792 году.Шпиль колокольни очень напоминает Питерскую архитектуру в миниатюре,ту же Петропавловку и Адмиралтейство. Внутреннее убранство храма соответствовало его внешнему великолепию: красивый резной иконостас, оклады образов с драгоценными камнями и жемчугом, золоченые царские врата и роскошное двухъярусное трехметровое паникадило с двумя ярусами из 18-ти свечей, украшенное фигурами серафимов. Исторической реликвией здесь были воздухи, расшитые золотом и жемчугами, по преданию, руками самой императрицы Елизаветы Петровны. Она однажды была гостьей хлебосольного Кускова. Домовая церковь играла очень большую роль в жизни усадьбы, без нее не обходилось ни одно торжество. Ее престольный праздник даже отмечался народными гуляниями: в этот день всякий, кто был прилично одет, мог приехать сюда насладиться музыкой или театральным представлением, а для простого народа на природе ставили столы со щедрым праздничным угощением. Церковные богослужения, колокольные звоны, крестные ходы не только обязательно сопровождали праздники усадьбы, но и сами были ее праздниками. На день Спаса Всемилостивого за Литургией следовало водоосвящение: когда священник погружал крест в воду, гремел пушечный салют, а специальная яхта посреди пруда мгновенно распускала праздничные разноцветные флажки. В октябре 1991 году была восстановлена и вновь освящена домовая Спасская церковь. Ныне на колокольне звонят восемь колоколов, отлитые по старинным образцам,а в церкви регулярно идут службы. |
Автор: | ПЕТРОВИЧ [ 09 мар 2010 02:22 ] |
Для создания неповторимой по своей красоте и архитектуре усадьбы графу понадобилось более 50-ти лет! «Летняя загородная увеселительная резиденция Петра Борисовича Шереметьева» — под таким названием стала известна усадьба после окончания постройки. Получивший образование в Европе неординарный граф Шереметьев для постройки усадьбы привлекал как самых популярных живописцев, архитекторов, так и одаренных крепостных умельцев. Кологривов Ю., Фохт А., Бланк К., Лагрен Л. принимали участие в постройке и оформлении увеселительной резиденции. Немалая часть построек проектировалась местными мастерами: Мироновым А., Дикушиным Г., Аргуновым Ф. Много повидавший и путешествовавший граф Шереметьев непосредственно сам руководил созданием усадьбы, применял достижения ансамблевого строительства, учитывая традиционность и особенность русского ландшафта, включал образы царских резиденций. Загородная резиденция делилась на три части: парк в английском стиле «Гай», парк во французском стиле с основным архитектурным балансом и запрудная часть со Зверинцем. До наших дней сохранилось боле 20 памятников архитектуры: Дворец, Грот, Эрмитаж, Оранжерея, церковь. Центр усадьбы - Дворец, в котором сохранилась планировка и интерьеры: звучит сухо, но выглядит блистательно. Отдельная достопримечательность Кусково - сохранившийся французский регулярный парк. Французский регулярный парк Северная часть дворца имеет выход во французский парк, он единственный уникальный пример садового искусства, который уцелел в Москве с XVIII века. Его представляют цветники партера и зал торжеств под открытым небом, геометрическая точность зеленой архитектуры в сочетании со скульптурными изысками из белого мрамора итальянских и русских мастеров, а также превосходная каменная оранжерея. На зиму все скульптуры в парке укрыты вот такими "модерновыми ящиками" Сад позади Кусковских хором превращался в регулярный парк постепенно, но его коренное переустройство началось в 1750 году, когда Елизавета дала обещание приехать в Кусково в свой следующий приезд в Москву. Это было большой честью для Шереметьева, как представителя Московского дворянства, и подготовка к приему началась. С весны 1750 года на расширение Большого пруда были согнаны сотни крепостников. В следующем, 1751 году Кологривов привлек наемных землекопов. Ранней весной 1754 года Большой пруд наполнился водой. В раме выровненных по ниточке берегов перед Шереметьевским домом распростерлось огромное водное зеркало в форме трапеции. Пруды Кускова были полны дорогих рыб; рыбы было столько, что неводом вылавливали зараз по 2000 карасей — и раз была вынута из пруда раковина с жемчугом; в старину на пруду было несколько рыбачьих хижин, стояли яхты со шлюпками и лодками, был остров с руинами. В саду были вырублены деревья, выкорчеваны пни, неровности подсыпаны землей, вынутой из котлована, и на площади, ровной и гладкой, как стол, высажены молодые деревья. Кологривов выписал садовников, столяров, плотников из различных Шереметьевских вотчин и пока землекопы рыли котлован Большого пруда, плотники надстроили дом вторым этажом, а лепщики украсили крышу затейливыми балюстрадами со статуями и вазами. В итоге из окон Кусковских хором стало возможным окинуть взором все 30 гектаров парка. Аллеи, прочерченные по линейке, просматривались по всей длине насквозь, а заново высаженные деревья были подстрижены так, что ни одной не поднималось выше другого. Лишь узкие цветочные бордюры окаймляли симметрично расстеленные вдоль главной оси ковры зеленого дерна. По сторонам партеров тянулись зеленые стены - боскеты. Крепостные садовники выстригали молодые липы так, что боскеты получали строгую вертикальность. Деревья перед боскетами выстригались в форме шара. Зеленые шары были расставлены на одинаковом расстоянии друг от друга, поднимались на одинаковую высоту и имели одинаковый объем. Статуи в парке изображали героев и божеств, римских императоров, которые стояли вдоль боскет. Это было величественное и впечатляющее зрелище. Границу регулярного парка обозначал Обводный канал. Роль ворот в Кускове исполнял деревянный подъемный мост. При наступлении лета гостеприимный хозяин выделял два дня в неделю для приглашения на усадебные гуляния всех, «кому угодно оным пользоваться». Своими великолепными увеселительными затеями, грандиозными празднествами и театральными постановками усадьба графа Шереметьева прославилась на всю страну, вся Москва стремилась попасть сюда. На обширной по площади усадьбе из 230 гектар в особенно торжественные моменты собиралось 30 000 посетителей! Монумент в память о посещении усадьбы Екатериной II. На монументе высечена надпись: "ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ, Всемилостивейшая государыня, удивившая весь свет славными своими над Оттоманскою Портою победами, и дав торжествовать своим верноподданным преполезный мир, всемилостивейшее соизволила марта 22 и августа 23 1785 года осчастливить своим присутствием здешнего дома хозяина графа Петра Борисовича ШЕРЕМЕТЕВА, в память чего сооружен сей монумент из пожалованного Ея Величеством мрамора". В Кускове все пейзажи в той или иной мере - результат деятельности человека. Поэтому в процессе создания ансамбля шло одновременное приноравливание интерьеров с соответствующим пейзажем и пейзажей - интерьерам. |
Автор: | ПЕТРОВИЧ [ 10 мар 2010 01:39 ] |
Продолжим наше знакомство с французским регулярным парком в Кусково. Большая каменная оранжерея. (1761–1763) архитектор Ф. С. Аргунов. Весной 1731 года Шереметев приказал разобрать старую деревянную Оранжерею в глубине партера—ее место должна была занять новая, каменная. Оранжерея стала лебединой песней крепостного архитектора Федора Аргунова, вложившего в проект все знания и весь талант выдающегося зодчего русского барокко. Центральный объем Оранжереи, акцентирующий главную ось всего комплекса, - самое высокое сооружение регулярного парка. Двухъярусный, он выдвинут на партер тремя своими гранями. Низкое крыльцо, веером расходящееся в стороны, приглашает войти. Для входа служат три больших, почти в целую стену, остекленных проема. Этот распластанный вдоль фасада восьмигранник предназначался для концертного зала-воксал(зал для концертов и танцев)в два яруса павильон (для музыкантов был отведен внутренний балкон) , увенчанный, будто короной, балюстрадой , декоративными вазами. В центральный павильон Оранжереи вели огромные застекленные двери. Обширные арочные окна над дверьми служили «вторым светом». Вопреки названию они были нужны не столько для освещения, сколько для того, чтобы подчеркивать высоту, торжественность и великолепие парадных помещений. Между ярусом дверей и ярусом окон Аргунов подвесил на мощных консолях круговой балкон для Шереметьевских оркестрантов. Отсюда звучала не только танцевальная, но и симфоническая музыка Шереметьевского оркестра и хоровое пение. К воксалу, словно крылья, примыкают наклонные стеклянные стены. Контраст массивного и воздушного, прямого и искривленного, столь характерный для архитектуры барокко, придал зданию еще большее сходство с театральной декорацией.Помещения по сторонам центрального павильона, давшие Оранжерее её название, были вовсе не теплицами, а кулуарами при танцевальном зале. Пока молодежь танцевала, в застекленных крыльях Оранжереи Кускова, на дорожках между кадками с тропическими растениями, среди лавровых, апельсиновых, лимонных деревьев прогуливались беседующие. Оранжерея была не только воксалом, но и особым, характерным для эпохи воплощением «дворянского рая»—зимним садом. Зимние сады были обязательной частью усадьбы XVIII века. В Большой каменной оранжерее сейчас сделан большой выставочный зал. |
Автор: | ПЕТРОВИЧ [ 10 мар 2010 02:22 ] |
Голландский домик (1749) Самый ранний из сохранившихся увеселительных павильонов усадьбы Кусково. Он был выстроен в 1749 году в память об эпохе Петра I и его увлечении Голландией. Как садовый павильон-имитация во вкусе архитектуры «разных времен и народов», Голландский домик — характерное явление в русской усадебной культуре середины XVIII века. Он считается одним из самых первых, художественно завершенных образцов подобных сооружений. Голландский домик подобно другим павильонам служил архитектурной «игрушкой», предназначенной для отдыха и развлечений гостей. Этот «архитектурный сувенир» первым встречал гостей, въезжавших в Кусково через подъемный мост. В годы расцвета усадьбы он являлся центром малого ансамбля на берегу залива-пруда, некогда изобиловавшего карпами, приплывавшими кормиться на звон колокольчика. И сразу же вовлекал в мир игры и фантазии, в «невозвратный мираж рая" Не только сам домик с нарядным ступенчатым фронтоном, окнами с частыми, «в тридцать два стекла», переплетами, — точно сошедший с картин «малых голландцев», — но и все его окружение должно было вызывать определенные ассоциации с Голландией: и «городская застройка» вместе с исчезнувшими еще в XIX веке «Пагоденбургом»(«Китайским павильоном») и «Столбовой» беседкой, и похожий на непременный голландский канал пруд, и крошечный сад с тюльпанами и гиацинтами, и огород со спаржей и капустой. После дворцовых впечатлений Голландский домик создаёт совсем иное настроение – простоты и уюта. Но простота относительная: здесь все напоказ - будь то обилие драгоценных голландских голубых дельфтских и ковровых роттердамских изразцов начала XVIII века на стенах (числом более 10 тысяч!).Внутренняя планировка и основные детали архитектурного декора Голландского домика сохранились полностью.Кусковский «Галанской дом», как его называли в XVIII веке,– собирательный образ голландского жилища, воссозданный художественными средствами. В настоящее время здесь можно познакомиться с бытом голландцев. Вся утварь и обстановка домика была привезена из Голландии и сохранилась полностью. |
Автор: | MIXCD [ 10 мар 2010 19:15 ] |
Отличные фотки. Последнее сообщение навеяло о замке Майендорф. |
Автор: | ПЕТРОВИЧ [ 11 мар 2010 00:55 ] |
MIXCD писал(а): Отличные фотки. Последнее сообщение навеяло о замке Майендорф. Да уж замок восстановили на славу- кто бы мог раньше подумать,что в каком то Подушкино(хоть и был санаторий Совмина РФ) так быстро и главное качественно восстановят и отреконструируют за 2 года такой готический замок.Барвиха одним словом-ну не может по соседству с их дворцами стоять какой то обшарпаный средневековый замок.Да Администрация Президента РФ бабла туда дала нормально,я думаю если их дать на реконструкцию и реставрацию всех Московских усадеб -хватило бы точно и даже нашему главному прорабу осталось. |
Автор: | ПЕТРОВИЧ [ 18 мар 2010 01:34 ] |
Швейцарский домик А недалеко от Голландского стоит и Швейцарский домик. Позднейшая постройка дворцового-паркового комплекса, датируемая 1860-70 гг. Её создатель – архитектор Николай Леонтьевич Бенуа. Первый этаж с резным крыльцом и маленькими окнами построен из характерного для Швейцарии мелкого кирпича. Второй этаж – деревянный, обильно украшенный резьбой, с балконами и двускатной крышей. Сейчас в Швейцарском домике размещается администрация усадьбы. |
Автор: | ПЕТРОВИЧ [ 18 мар 2010 01:37 ] |
Эрмитаж (1765–1767 г.г.) По выходе из Голландского домика мы оказываемся в створе диагональной аллеи, ведущей к Эрмитажу. Здание построено в 1765-1767 годах при участии архитектора К. И. Бланка в формах раннего классицизма . Пожалуй, ни один павильон не служит с такой беспредельной полнотой парку, как этот. Эрмитаж замыкает перспективу восьми аллей. Со стороны продольных аллей Эрмитаж имеет вертикальные пропорции. Со стороны поперечных аллей он кажется вытянутым в ширину.Центрическое здание Эрмитажа,находится в стороне от главного партера парка.Эрмитаж - обязательный павильон любого крупного парка середины XVIII века. Объем здания с цилиндрическими выступами-башенками, в которых размещались отдельные кабинеты, увенчан куполом.Купол украшает статуя виночерпия греческих богов Ганимеда, а вокруг раньше стояли статуи нагих богинь.Предназначался для приема гостей без присутствия слуг, то есть для интимных и секретных встреч. Слитность Эрмитажа с окружающим его парком усилена балконами второго этажа. Первый этаж предназначался для прислуги. Поднявшись по лестницей мы оказываемся на втором этаже, предназначавшемся для избранных гостей. Интерьеры бельэтажа воспринимается как единое, нерасчлененное пространство, хотя и состоит из пяти помещений.В Эрмитаже не было лестницы: на второй этаж, в зал, попадали с помощью подъемной банкетки, устроенной в одном из «фонариков». В центре зала стоял круглый стол. В середине стола и под тарелками шестнадцати гостей находились подъемные устройства. Блюда не разносились лакеями, а сервированные в первом этаже, подавались наверх по сигналу. Самих гостей также поднимали на специальном кресле расположенном в северо-западной башенке-ротонде. Сейчас там устроена лестница. Слитность Эрмитажа с окружающим его парком усилена балконами второго этажа. Первый этаж предназначался для прислуги. Поднявшись по лестницей мы оказываемся на втором этаже, предназначавшемся для избранных гостей. Интерьеры бельэтажа воспринимается как единое, нерасчлененное пространство, хотя и состоит из пяти помещений. Отсутствие слуг позволяло вельможам и политическим деятелям, уединив шимся в Эрмитаже, разыгрывать роль робинзонов. Собеседникам представлялось, будто они находятся на «необитаемом острове», что они опростились, превратились в «детей природы». Это был еще один «спектакль для себя», в котором участники говорили друг другу «ты» и делали вид, будто забыли о чинах и титулах.Примерно как сейчас проходят саммиты без галстуков . В 1765—1767 годах постройка и оборудование Эрмитажа были главной заботой графа. Много хлопот доставили подъемные механизмы. Работы прервала болезнь и смерть Варвары Алексеевны Шереметевой. Не успели снять траур по графине, как оспа унесла и любимую дочь Петра Борисовича Анну. Опечаленный утратой жены и дочери, Шереметев решил не возвращаться более в опустевший петербургский дом. В 1766 году он с дочерью Варварой семнадцати лет и шестнадцатилетним сыном Николаем окончательно поселился в Москве. Эрмитаж в Кусково очень похожи на Эрмитаж В. В. Растрелли в Царском Селе.По легенде, Екатерина II позаимствовала идею этого механизма для своего дворца в Царском Селе. |
Автор: | ПЕТРОВИЧ [ 18 мар 2010 01:39 ] |
Вольер для птиц (современная реконструкция) Вольер в Кусково находится на противоположной стороне от Эрмитажа и в непосредственной близости с Итальянским домиком. Мирное использование животных в саду понималось как содержание их в неволе. Чаще всего в роли пленников выступали птицы. Содержать животных и птиц в усадьбах среди знати всегда считалось престижным,особенно диковинных в то время. Павильоны-авиарии и строились в виде птичьей клетки — купольной беседки или шатра. Вот такой огромный решетчатый авиарий в виде огромной беседки высится среди боскетов Кускова. В павильоне содержались: попугаи, все возможные утки, павлины, казарки и прочаяя пернатая экзотика. В настоящее время в Усадьбе Кусково, павильон Вольер для птиц - современная реконструкция того что было ранее. |
Автор: | ПЕТРОВИЧ [ 18 мар 2010 01:41 ] |
Итальянский домик (1754—1755 г.г.архитектор Ю. И. Кологривов). Итальянский домик -находится в восточной части парка на северном берегу Итальянского пруда, строго симметрично Голландскому домику. Построен в 1754-55 гг. архитектором Юрием Кологривовым — тонким знатоком искусства, получившего архитектурное образование в Риме,с участием Фёдора Аргунова.Итальянский домик строился в качестве антипода Голландскому домику. Италия в XVIII веке считалась “отечеством искусств” и страной дворцов. Итальянский домик строился похожим на дворец, наполненный произведениями искусства. Подобию дворца следовало иметь и подобающее окружение. Перед его восточным фасадом разбит итальянский сад, миниатюрный, но “как в Италии”: со ступенчатой террасой, с фонтанами и мраморными статуями. Южный фасад Итальянского домика обращен к квадратному, со срезанными углами пруду. Он называется “итальянским” и оживляет стены и зеркала интерьеров бликами водных отражений. Это центр «итальянского» уголка. В структуре усадебных праздников Итальянский домик выполнял роль дворца для «малых приемов». И, одновременно, в убранстве павильона находил отражение характерный для ХVIII века интерес к собиранию «раритетов», редких произведений искусства, что придавало маленькому дворцу своеобразие музея. Итальянский домик имеет два входа: один расположен на оси главного фасада, другой - со стороны сада. Подобно ренессансным дворцам, здание разделено на два яруса, не соответствующие этажам. Так, нижний ярус захватывает часть второго этажа и завершается широким карнизом. Все фасады домика расчленены пилястрами.Если членение фасадов карнизами и пилястрами создает впечатление серьезной торжественности, то барельефные украшения над окнами в виде ваз, масок и гирлянд придают зданию живость и наглядную игривость. Балюстрада, проходившая в XVIII веке над карнизом крыши, еще более усиливают это впечатление. |
Автор: | ПЕТРОВИЧ [ 18 мар 2010 01:42 ] |
Внутри первый этаж - низкий, сумеречный.Вертикальным продолжением и развитием вестибюля является деревянная лестница на второй этаж с резными балясинами в виде распластанных букетов листвы с розетками на завитках. Поднявшись по лестнице, входим в зал. Здесь есть все, что полагается залу во дворце, но меньшее по размерам.В здании соединились элементы западно-европейского рококо и раннего классицизма.Зал освещен со всех четырех сторон. Стена, противоположная главному фасаду, имеет три стеклянные двери, ведущие в лоджию.Отсюда открывается вид на патер итальянского сада. Кроме зала и лоджии на втором этаже есть еще три комнаты, небольшие по площади, но по архитектуре представляющие собой миниатюрные залы. Два из них имеют отделку дубовыми панелями. Картины, скульптуры, мебель - все, что связывалось с Италией, находилось в Итальянском домике. В третьем зале - Картинной - развеска картин и их рамы соответствуют описям и графической схеме 1780-х годов. Потолки Итальянского домика были тоже расписаны и оформлены как огромные картины в пышных рамах. Плафоны написал крепостной художник Пётр Красовский. Итальянский домик имеет большую поверхность стен. Изнутри взгляд устремляется в парк сквозь окна в трех стенах зала. С четвертой стороны - стеклянные двери на открытый балкон - лоджия, через который так же рассматривался парк. Итальянский домик является центром одного из внутренних комплексов, из которых состоит парково-усадебный Кусковский ансамбль. |
Автор: | ПЕТРОВИЧ [ 18 мар 2010 01:45 ] |
Менажереи.(современная реконструкция) Рядом с Итальянским домиком ,на берегу итальянского пруда стоят менажереи.Менажереии были построенны вместе с Итальянским домиком в 1755 году и составляли единый композиционный "итальянский уголок" в Усадьбе Кусково. Менажереи - часть ансамбля Итальянского домика, место, предназначенное для отдыха, здесь содержали певчих декоративных и водоплавающих птиц. Менажерея состояла из пяти отапливавшихся зимой и летом причудливых домиков. В них обитали гуси, утки, лебеди, в том числе черные и другие водоплавающие птицы. С весны до осени вся водоплавающая часть жителей менажерей выгуливалась в итальянском пруду.Ручные птицы подплывали к Гроту, с громким криком брали корм из рук, вовлекая гостей в действо, превращая зрителей в участников зрелища. В начале 80-х годов прошлого века было принято решение о восстановлении павильонов Менажерея,но работы скорее всего были выполнены очень не качественно и к настоящему времени павильоны (внешний вид)находятся в очень удручающем состоянии. В 1977-78 гг. была осуществлена реставрация Менажерий, ограды. Современные Менажереи в Усадьбе Кусково как и павильон Вольер для птиц - современная реконструкция того что было ранее. Сейчас, судя по всему, в них находятся служебные помещения. |
Автор: | ПЕТРОВИЧ [ 18 мар 2010 02:21 ] |
Павильон «Грот» (1755-1775гг.) архитектор Ф. С. Аргунов В 1756 году Юрия Кологривова уже не было в живых, и строительство Грота в регулярном парке Кусково легло на плечи двадцатидвухлетнего крепостного архитектора Федора Семеновича Аргунова. В регулярных парках России середины XVIII века гроты были нужны не для укрывания от полуденного зноя, а играли иную роль. На фоне природы, подчи¬ненной строгому порядку и дисциплине, таинственная искусственная пещера казалась преддверием некоего нереального мира, поглощающего человека подобно тому, как люк на сцене поглощает проваливающегося «в преисподнюю» актера. В Кусково все было подчинено Его Высочеству театру. Садовый грот в усадьбах был не только укрытием от солнца и зноя, поэтому у посетителя должен возникать образ водной или даже подводной пещеры. В его оформлении обычно есть намек на морскую стихию, здесь нередки фонтаны и бассейны. Итальянское садовое искусство знало множество сюрпризов вроде "Грота Потопа" в Пратолино, который внезапно заливала вода.Крупные фонтаны и фонтанчики-шутихи оживляют Большой каскад в Петергофе, который прежде называли также Большим гротом. Это один из самых обширных гротов итальянского типа — врезанных в склон горы, обложенных диким камнем и украшенных водными затеями. Лучшее произведение Ф. С. Аргунова в Кусково— павильон «Грот» — строился около двадцати лет (1755-75) и был закончен уже после смерти архитектора, а отделка завершена И.Фохтом и М.Зиминым к 1775 г. Интерьер павильона имитирует сказочную подводную пещеру. Стены покрыты узорами из морских раковин и камней. Здание трехчастное, нарочито тяжеловесное, с большим количеством колонн, перехваченными крупными квадратами муфт. Повышенный объем в центре перекрыт высоким куполом со световым фонарем. Более низкие боковые части Грота симметричны друг другу. Сооружение олицетворяет стихию камня и воды. Между песочным цветом карнизов, архивольтов, рустов, колонн сияет лазурь стен и громадного купола. Ребра на нем были сделаны из белого луженого железа и символизировали струи водных потоков. Русское барокко отличалось борьбой света и тени, пространства и массы, воздушности и неодолимой тяжести, реального и воображаемого. Эти особенности нашли свое воплощение и в Гроте, построенном Ф. Аргуновым. Фигурный пруд перед Гротом, отражая его очертания, удваивает объем: формы становятся удлиненными и стройными. Со стороны пруда сферический купол кажется легким, а колонны вокруг стен напоминают хоровод. Совсем иным выглядит Грот со стороны аллеи. Вблизи купол оказывается массивным. Всем своим весом он давит на могучие, сильно выступающие карнизы, под стать которым выглядят колонны, пересеченные белокаменными кубами. Архитектура Грота напоминает скульптуру. Камень как бы потерял свою твердость, и колонны оказались утопленными в кладку стены.Темные арки дверей и окон Грота напоминают жерла пещер. Как водоросли, их оплетают прихотливые металлические решетки. Щедро декорирован скульптурой в нишах, украшениями на фронтонах, львиными масками над окнами, картушами над дверьми. |
Автор: | ПЕТРОВИЧ [ 18 мар 2010 23:35 ] |
Своды и стены внутри Грота были выложены раковинами переливчатых цветов вперемежку. Причудливая отделка преображала павильон парка российского вельможи в сказочный чертог морского царя, населенного удивительными существами. В русском климате, с перепадами летней жары и зимних морозов, отделка требовала особого мастерства. Облицовка раковинами была секретом особого «гротического» искусства, и труд «гротических дел мастеров» ценился выше труда живописцев и скульпторов. Раковины выписывались из Голландии, которая, в свою очередь, привозила их из тропических стран, так что отделка гротов обходилась подчас гораздо дороже их постройки. Внутри Грот представляет анфиладу из трех помещений. В купольной части расположен просторный зал, окруженный колоннами, поддерживающими развитые формы карнизов и парапетов сильными раскреповками.В августе 1774 года именно здесь был накрыт обеденный стол для Екатерины II и ее свиты. С боков Купольного зала противопоставлены боковые кабинеты, соединенные с ним сводчатыми переходами. Купольный зал был приспособлен для банкетов и танцев, но использовался для этих целей редко. Из зала вел ход на белокаменную площадку со ступенями, спускающимися к воде Итальянского пруда.Зеркало пруда в фигурной каменной раме служило и сценой, которую, подобно декорации, завершала подкова менажереи.Ручные птицы подплывали к Гроту, с громким криком брали корм из рук, вовлекая гостей в действо, превращая зрителей в участников зрелища. Итальянский прудик рассчитан на то, чтобы его обходили, так как здание Грота соотнесено с зеркалом воды. С берегов пруда оно воспринимается вместе со своим отражением как единое целое, обретая стройность и законченность. Пересеченность его объема квадратами и рустами сближает Грот с собственным отражением в ряби воды. «Грот» — единственный в России такого рода павильон с полностью сохранившейся отделкой интерьера. |
Автор: | ПЕТРОВИЧ [ 21 мар 2010 15:00 ] |
Кухонный флигель (1756—1757 г.г. архитектор Ф.С. Аргунов). Основная часть "прадного двора" находится между дворцом и Большим прудом. В композицию входят еще и церковь 1730-х годов, ограничивающая его с востока, и стоящий чуть в глубине низкий Кухонный флигель с белокаменными портиками построенный в 1756—1757 годах крепостным архитектором Ф.С. Аргуновым. Во избежание пожара — кухня выносилась в отдельное здание.Кухонный флигель - достаточно эффектное здание,украшенный скульптурами фасад придает ему парадность, необходимую в соседстве с дворцом,которое несмотря на прозаическое назначение воспринимается как небольшой дворец.Его еще по другому называют "розовым дворцом" Сейчас в Кухонном флигеле располагается фондохранилище музея керамики. Каретный сарай Возле кухонного флигеля находится каретный сарай, построенный во II-й половине XIX века - пожалуй самая неказистая двухэтажная постройка Кускова,как то не совсем гармонично вписывающаяся в общий ансамбль усадьбы. |
Автор: | ПЕТРОВИЧ [ 22 мар 2010 01:24 ] |
Ну вот и подошло к концу наше знакомство с Усадьбой Кусково,простоявшей века и сохранившейся до наших дней.Теперь Кусково входит в черту столицы. Но время, зачарованное его красотой, похоже, замедлило здесь свой бешанный ход. Огромные дома нового района выросли поодаль, словно бы отступив перед шедевром XVIII столетия... Сейчас в усадьбе продолжаются реставрационные работы (но кризис и здесь отметился,финансирование практически свелось к нулю): архитектурно - парковый ансамбль Кусково решено возродить во всей полноте. Очень хочется надеяться и верить,что недалек тот день, когда вновь заструятся “каскады” на канале, линию парадного двора очертит легкая балюстрада,а на дерновом ковре Воздушного театра “оживут” старинные пьесы и, как прежде, зазвучит музыка. Ну а мы обогнем большой пруд и полюбуемся еще красотами Кускова,и пройдемся по тенистым аллеям парка. Вот на этом все.Всем спасибо за внимание!!! P.S. завтра мы начнем наше знакомство с Усадьбой Останкино,тоже принадлежавшей роду Шереметьевых.Но это будет уже другая история. |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |