Клуб речных туристов. Отзывы о круизах на теплоходах
http://cruizi-spb.ru/

Московские дворцово-парковые ансамбли - Коломенское
http://cruizi-spb.ru/viewtopic.php?f=15&t=559
Страница 1 из 1

Автор:  ПЕТРОВИЧ [ 17 фев 2010 02:45 ]

И так как было обещанно накануне,сегодня начинаем свое знакомство с Московским государственным объединённым художественным историко-архитектурным и природно-ландшафтным музеем-заповедником "КОЛОМЕНСКОЕ"
Немного экскурса в историю.

Коломенское – одно из самых древних мест проживания человека на территории современной Москвы. Археологические памятники, расположенные в его окрестностях, свидетельствуют о пребывании здесь людей каменного века (V–III тыс. до н.э.).
Село Коломенское впервые упоминается в духовных грамотах Московского великого князя Ивана Калиты в 1336 и 1339 годах. Во второй половине 14-го в начале 15-го века село принадлежало внуку Ивана Калиты Серпуховскому князю Владимиру Андреевичу и после смерти его жены перешло к Московскому великому князю Василию Первому.
Однако существует и народное предание, которое относит основание села Коломенского к 1237году. В этом году полчища хана Батыя осадили и разрушили город Коломну. Уцелевшим жителям удалось бежать по льду Москвы-реки по направлению к Москве. И здесь, под Москвой, на высоком холме они основали поселение, которое в память о разрушенном городе назвали Коломенское.
С селом Коломенским связаны многие страницы русской истории. Удобное расположение поселения на пересечении важнейших водных и сухопутных дорог к столице превращало его в хороший стратегический пункт в борьбе с внешними врагами. С севера село было ограждено болотными топями Нагатина, с юга - оврагами, с востока Москвой-рекой.
В одном из списков «Сказания о Мамаевом побоище» (1380г.) говорится, что после победы на Куликовом поле войска Дмитрия Донского останавливались в Коломенском до того, как торжественно вступили в столицу.

Изображение

Изображение

С пребыванием в Коломенском Дмитрия Донского связана легенда о строительстве храма, памятника Куликовской битве, - церкви Георгия Победоносца. К сожалению, церковь не сохранилась. Свидетелями того времени стали гигантские древние дубы. И когда смотришь на них, то невольно удивляешься их могуществу и красоте. Куликовская битва 1380г. положила начало борьбе русского народа за освобождение Руси от ордынского ига. Но еще в течение двух веков село было свидетелем отражения набегов золотоордынских и крымских ханов на Москву.
С XIV в. Коломенское являлось летней загородной усадьбой Московских правителей. В XVI-XVII вв. складывается уникальный архитектурный ансамбль Коломенского, проникнутый идеей торжественной царской резиденции, представляющей большую художественную и историческую ценность.
Жизнь и деятельность многих поколений сформировала уникальный ландшафт Коломенского. Неподалеку от центра усадьбы, в Дьяково, на округлом холме с плоской вершиной 2,5 тыс. лет назад возникло древнейшее поселение на территории Москвы - Дьяково городище, давшее название археологической культуре. Недавно археологами были обнаружены селения раннего средневековья (VIII-X вв.) в центральной части Коломенского, а также уникальное селище Дьяково-пойма - древнерусская деревня XI-XII вв. у подножия Дьяковского холма.
Государственный музей-заповедник «Коломенское» был основан в 1923 году на месте старинной загородной усадьбы великих русских князей и царей.
На относительно небольшой территории в 390 гектар,расположен единственный в своем роде комплекс памятников истории, архитектуры, археологии, геологии и природы.
Музей расположен на месте двух древних сел – Коломенское и Дьяково.

Изображение

Автор:  ПЕТРОВИЧ [ 17 фев 2010 03:26 ]

Войти в музей -заповедник "Коломенское" можно с разных сторон,я предлогаю от метро Коломенское через парк и Спасские (Задние) ворота со Стрелецкими караульнями.

Изображение

Спасские (Задние) ворота со Стрелецкими караульнями, XVII в.

Спасские ворота были построены в 1670-х годах вместе со стенами Государева двора и служили въездом в хозяйственную часть дворцовой усадьбы. Название ворот происходит от одной из икон над проездными арками – образа Спасителя. Известно и другое старинное их название – «Задние».

Изображение

Ворота имеют два проезда: широкий для обозов с грузами и узкий для пешеходов. Створки ворот в древности были глухими. С юга к воротам примыкали два помещения Стрелецких караулен, построенные в 1680-е годы и служившие для несения охранной службы с внешней и с внутренней стороны царской резиденции. Караульни были разобраны в 1814 году при постройке дворца императора Александра I (1801–1825).

Изображение

Изображение

Изображение
В 2001–2003 гг. сотрудниками музея-заповедника были выполнены полномасштабные работы по реставрации Задних ворот, а в 2007 г. были восстановлены Стрелецкие караульни.

Автор:  ПЕТРОВИЧ [ 17 фев 2010 22:36 ]

А мы продолжаем наше знакомство с "Коломенским"

Как только мы прошли ворота,сразу оказались в центре усадьбы 17-го века на Государевом дворе.Эта территория была отгорожена каменной и деревянной оградами с двумя въездами и хозяйственными воротами.

Массивная глухая каменная стена, примыкающая к Задним воротам с северо-запада и продолжающаяся в направлении к церкви Казанской иконы Божией Матери, а также Стена Кормового двора – представляют собой сохранившиеся до настоящего времени фрагменты Ограды Государева двора XVII века.

Изображение

Ансамбль всех построек Государева двора в Коломенском сформировался единовременно в 70-е годы XVII века. Неотъемлемой частью ансамбля являлся и периметр ограды двора с воротами. Это Передние ворота, обеспечивающие парадный въезд в усадьбу, и Задние ворота,(через которые мы вошли ) использовавшиеся в основном для хозяйственных нужд и для ввода стрелецких полков на территорию Государева двора. Имелись также Садовые ворота, выходящие в Вознесенский сад, и ворота в западной части Ограды, ведшие на Кормовой двор.

Изображение

Изображение

Ограда, частично возведенная в каменных, частично в деревянных конструкциях, как бы замыкала в своем прямоугольнике строения Государева двора, тем самым, обеспечивая безопасность царской резиденции.
За период существования она неоднократно ремонтировалась и перестраивалась, и до настоящего времени сохранилась фрагментарно.
В настоящее время разрабатывается проект воссоздания Ограды Государева двора.

Изображение

Церковь Казанской иконы Божией матери, XVII

На территории двора размещались хозяйственные каменные постройки, а в центре - деревянный дворец. В1649-1653годах на Государевом дворе была сооружена церковь Казанской Богоматери, соединенная переходами с дворцом.Строительство церкви Казанской иконы Богоматери было задумано еще первым царем династии Романовых – Михаилом Федоровичем в память избавления от польско-литовской интервенции в 1612 году.

Изображение

Изображение

Однако храм был построен уже при царствовании Алексея Михайловича и приурочен к рождению сына и наследника – царевича Дмитрия.
Кирпичное двухэтажное здание расположено на высоком подклете с арками и окружен во втором ярусе обходной галереей с двумя приделами в плане прямоугольное с двумя далеко выступающими с севера и юга лестничными всходами с крыльцами, ведущими во второй ярус здания. Северное крыльцо, соединенное с отдельно расположенной, квадратной в плане, шатровой колокольней – единичный пример в архитектуре XVII века,вход с юга оформлен крыльцом с небольшим шатровым верхом.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Церковь, исполняя функции домового храма, была соединена на уровне галереи второго яруса южного фасада крытым переходом с хоромами царицы нового деревянного дворца Алексея Михайловича.Длина переходов была около 50 м ширина около 3 м.
После строительства Казанская церковь была расписана, богато убрана, разнообразными тканями, коврами. Металлический пол центральной части, и лещадный пол пределов для тепла выстилались войлоком. Иконы на стенах оформлялись пеленами, полотенцами, многие иконы хранились в резных киотах. Роспись стен относится к 19-ому веку. В иконостасе церкви есть иконы 17-го века, среди которых следует отметить образ «Казанской Богоматери».

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

С переносом царского дворца на новое место в 60-е годы XVIII века церковь становится приходским храмом Коломенского.
В настоящее время в Храме Казанской иконы Божией Матери круглогодично проводятся службы.

Изображение

Изображение

Изображение

В 17-м веке парадным въездом на Государев двор служили Передние (Красные) ворота на востоке и Спасские ворота на западе.Вот туда мы отправляеся дальше...

Изображение

Автор:  ПЕТРОВИЧ [ 18 фев 2010 23:38 ]

Передние ворота, 1672-73 гг.(Красные ворота)

Передние ворота, расположенные на территории Государева двора царской усадьбы Коломенское, были построены в период правления царя Алексея Михайловича в 1673 году. Это были главные ворота летней царской резиденции, так как парадный въезд в Коломенское в то время осуществлялся со стороны Москвы-реки по «посольской» дороге, и именно через них высокие гости въезжали на Государев двор.

Изображение

Изображение

Центральную часть ансамбля Передних ворот составляет сложное четырехъярусное прямоугольное в плане здание Передних ворот, стоящее на белокаменном цоколе.

В нижнем ярусе оно прорезано двумя разновысотными сводчатыми проемами, предназначавшимися для проезда и «пешего хождения».

Изображение

Изображение

Во втором ярусе находится большая Органная палата, в которой был устроен механизм «львова рыканья», приводивший в действие огромные фигуры львов. «За воротами стояли четыре льва, сделанные из дерева и одетые в шерсть, похожую на львиную. Внутри львов находились часовые механизмы, пружина которых заставляла львов вращать глазами и по временам издавать страшный рев. Внутри ворот находились четыре таких же льва». (львы не сохранились)

Изображение

Изображение

В третьем ярусе размещался часовой механизм.работы Петра Высоцкого, но он не сохранился. Сейчас здесь находится действующий механизм (вторая половина 19-го века), который отбивает время каждые 15 минут. Над ним в проемах башни висели колокола часового боя.

Изображение

Завершались ворота глухим побеленным шатром над часозвоней. Нарядность сооружению придавала двухцветная окраска и большой «указной круг» часового механизма на западной стороне, украшенный полихромной росписью.Наверху глухого восьмигранного шатра был установлен опаянный белым железом деревянный царский двуглавый орел с короной.

Изображение

С северной стороны Передних ворот одновременно с ними были построены четыре Приказных палаты. Из них сохранились только две. Здесь размещалась канцелярия усадьбы. С южной стороны располагались Полковничьи палаты, где размещалась охрана. Музеем в настоящее время восстановлен интерьер Приказной платы .К Полковничьим палатам примыкал комплекс хозяйственных построек Сытного двора. Он состоял из ледников, Поваренной палаты, Фряжских погребов, сушила, Уксусной (или Хлебной) и двух Клюшничьих палат. В Сытном дворе приготавливались напитки, хлеб. К хозяйственным постройкам также относился кормовой двор, остатки стен которого можно видеть у Спасских ворот. В нем хранились продовольственные припасы.

Сытный двор, XVII в.

Изображение

Изображение

Сытный двор, расположенный вблизи ансамбля Передних ворот представляет собой сохранившиеся до настоящего времени южное крыло здания Сытного двoра XVII в., возведенного в период строительства в загородной царской резиденции деревянного дворца Алексея Михайловича.
Возведенное в 60-е годы XVII века здание было одноэтажным и состояло из трех каменных палат, в самой большой из которых – Хлебной, было три кирпичных печи, а остальные палаты носили название "Клюшничьи", которые занимал приказчик в придворном чине ключника.
Позже в 1766-67 гг. в период строительства в Коломенском дворца Екатерины II Сытный двoр надстраивается вторым каменным этажом. В 1812 году часть Сытного двoрца, примыкавшая к комплексу Передних ворот, была взорвана и впоследствии разобрана. По велению Александра I в 1820-е годы Государев двор в Коломенском восстанавливается, сохранившиеся каменные хозяйственные строения приспосабливаются под новые нужды – в здании Сытного двора располагаются конюшни с амбаром и сеновалом. Позже назначение Сытного двора неоднократно менялось. Так, во второй половине XIX века здание было приспособлено под гостиницу, позже земскую школу, что привело к многократным перепланировкам здания.

Изображение

В XX веке Сытный двор обретает исторический вид декоративное убранство. Под руководством П.Д. Барановского (1923-1930 гг.) проводятся работы по восстановлению фасадов здания, архитектор Свешников Н.Н. (1970-1980 гг.) проводит научную реставрацию здания, возвращая исторические планировочные решения, выполненные при строительстве и надстройке Сытного двора в XVII - XVIII века.


Изображение

Изображение

В Коломенском проходили приемы иностранных посольств.Петр 1 бывал в Коломенском неоднократно. В конце 17-го века Коломенское становится местом постоянных учений «потешных» войск и речных походов Петра 1. Здесь создавался прообраз будущей регулярной русской армии и флота.

Изображение

В 2002-2003 годах, после проведенных полномасштабных комплексных научно-исследовательских реставрационных работ была заменена кровля до воссоздания белокаменного цоколя, благодаря чему открылся исторический, первоначальный облик Ворот.
В результате реставрационных работ как в сказке появились утраченные ранее печуры, воссозданы средневековые окна и дверные проемы, обнаружен часовой механизм XVIII века, соединенный с колоколами на ярусе звона, отреставрированы внутристенные лестницы, проведены уникальные работы по инъектированию балок перекрытий.
Как результат – сохранены подлинные конструкции балок XVII века, воссозданы белокаменные полы, исторические интерьеры Приказных и Полковничьих палат, проведена покраска шатра на период XVII века.


Изображение

Изображение

И теперь, приехав в Коломенское, посетители могут увидеть те самые Ворота, которые в XVII веке встречали иностранных послов, прибывающих на прием к царю Алексею Михайловичу.

Автор:  ПЕТРОВИЧ [ 19 фев 2010 00:39 ]

Хозяйственная постройка (Медоварня), XVII в.

Медоварня - хозяйственная постройка бывшего Николаевского Единоверческого монастыря, служившая кухней для приготовления напитков на основе меда. Редкий памятник деревянной архитектуры Москвы этого периода поражает монументальностью.
В 1927 году Медоварня – один из первых памятников деревянного зодчества из собрания музея - была перевезена в Коломенское с территории бывшего села Преображенского.

Изображение

Изображение

В 2001 году были проведены противоаварийные ремонтно-реставрационные работы.

Автор:  Kari [ 20 фев 2010 15:45 ]

Еще раз огромное спасибо за прекрасные фотографии и детальную информацию! :D
Я не часто бываю в Москве, но теперь при случае обязательно доберусь до Царицыно!

Автор:  ПЕТРОВИЧ [ 20 фев 2010 17:48 ]

Церковь Святого Георгия с Колокольней

Расположенное на Вознесенской площади здание Трапезной церкви Святого Георгия (сооружение середины XIX века), составляет вместе с расположенной рядом Георгиевской колокольней XVI века единый комплекс Георгиевской церкви.

Изображение

Одна из самых интересных - это церковь Святого Георгия - давнишняя загадка Коломенского. В 1380 году на этом месте великий князь Димитрий Донской построил деревянную церковь. Она могла быть освящена во имя Святого Георгия: возможно, ее построили в честь победы на Куликовом поле. Можно предположить и другой вариант. На месте нынешней Вознесенской площади когда-то находилось большое поселение, возле которого был древний погост с деревянной церковью. Существование здесь древнего деревянного храма было подтверждено данными археологии.

Изображение

Изображение

В XVI веке на месте деревянной церкви возвели каменный храм. Мы не можем точно назвать ни даты строительства, ни даже первоначального названия храма и имени архитектора. Можно только сказать, что мастер, возводивший этот храм, был хорошо знаком с итальянским зодчеством. Существует несколько предположений относительно строительства. По одной из версий, церковь задумывалась в качестве колокольни для шатровой церкви Вознесения, освященной в 1533 году. Первоначально для Вознесенской церкви соорудили временную звонницу, следы которой были обнаружены на галерее храма. По другой версии, Георгиевскую церковь возвели через несколько лет после храма Вознесения, в честь рождения второго сына у Василия III, Великого Князя Московского.По третьей версии, каменный храм был первоначально освящен во имя Архангела Гавриила. В "Ладанной книге" 1585 года упоминается храм Архангела Гавриила, сооруженный при храме Вознесения, и нет никаких упоминаний о храме св. Георгия. Местные предания сохранили имя некоего храма Архангела Михаила - возможно, это искаженное народное название того самого храма Архангела Гавриила.В XVI веке на этом месте была построена Георгиевская колокольня, служившая звонницей для храма Вознесения Господня. В XVII веке к колокольне было пристроено деревянное здание трапезной, и возникшая таким образом Георгиевская церковь была освящена в 1678 году.

Изображение

Изображение

Георгиевская колокольня.
В 1843 году старое здание трапезной было разобрано и возле колокольни соорудили каменную пристройку по проекту архитектора Е.Д. Тюрина. При этом и облик самой колокольни был изменен согласно вкусам того времени. Пристройка стала собственно церковью св. Георгия, алтарь которой находился в нижнем ярусе колокольни. Вход на ярус звона осуществлялся с крыши церкви. Все эти новшества изменили облик церкви XVI века почти до неузнаваемости.

Изображение

Изображение

Первоначальный облик ей был возвращен благодаря реставрации 1927-1929 годов, происходившей под руководством П.Д. Барановского. Но увы, при последней "реставрации" (во время которой колокольня была лишена всех исторических приспособлений для очепного звона) облик Георгиевского храма был вновь искажен с возобновлением обширной эклектичной пристройки-трапезной.
В настоящее время колокольня выглядит так:это небольшая круглая двухъярусная башня, завершенная маленькой главкой. Стены башни, украшенные ложными арками, пилястрами и кокошниками на основе ордерной системы, свидетельствуют о влиянии на старый тип башенной постройки новых принципов. Храм Святого Георгия с Колокольней располагаются за пределами Государева двора, занимавшего центральное место в Коломенской усадьбе.

Изображение

Изображение

В 2005–2006 трапезная была отреставрирована и церкви Св. Георгия был возвращен ее исторический облик.

Автор:  ПЕТРОВИЧ [ 21 фев 2010 00:53 ]

Водовзводная башня

В 70-ые годы XVII века для обеспечения водой Дворцового комплекса загородной царской резиденции в Коломенском было построено специальное здание Водовзводной башни.
Она находилась в глубине укрепленной территории и не нуждалась в маскировке, демонстрируя техническое могущество страны и мощь царской власти. Хотя башня использовалась в качестве проездных ворот,ведущие в Вознесенский сад и дворцовое село Дьяково,главным ее назначением было «взводить», т.е. поднимать воду и подавать ее на нужды Государева двора, отсюда и название – Водовзводная башня. Башня не только не прячет, но даже подчеркивает эту функцию. С помощью водоподъемной машины («водяного взвода»), размещенной внутри башни, вода из источника поднималась в напорный резервуар, находящийся на высоте, далее она разводилась по трубам к местам своего назначения. Подъем осуществлялся при помощи чёточного механизма: кожаные мешочки или деревянные цилиндры, закрепленные на цепи или канате, последовательно захватывали воду из нижнего резервуара и переносили в верхний.

Изображение

Для технически грамотного человека того времени назначение башни было очевидно, хотя в дальнейшем она подверглась некоторым перестройкам. Образуя органичный ансамбль с другими сооружениями бывшей царской резиденции, Водовзводная башня в Коломенском отличалась ярко выраженным колоритом.

Изображение

В первой половине XVIII века с переносом столицы в Петербург загородная резиденция российских правителей утрачивает свои функции. Водонапорный механизм как и часть других сооружений Государева Двора не эксплуатируется.
В конце XVIII века проводимые к приезду Екатерины II в Коломенском ремонтные работы затронули и Водовзводную башню. Позже, в 1781 году, архитектором Н.Ф. Кольбе восстановлен облик башни, изменен белый цвет покраски на розоватый. Кровля была покрыта металлом со стилизацией под дерево.
В начале XX века под руководством первого директора музея П.Д. Барановского была перекрыта крыша, выполнены ремонт и покраска кровли, реконструкция колодца, ремонт внутренних помещений.

Изображение

В середине XX века проводились работы по реставрации сохранившихся частей водонапорного механизма – был очищен бассейн, укреплены его фундаменты, восстановлены белокаменные стенки и кирпичный свод бассейна.
В 1978 году под руководством Н.Н. Свешникова были реставрированы фасады, проведены кровельные работы, срезан грунт и устроена отмостка, заменены обветшавшие кирпичи, очищены металлические ворота. В 2007 г. была выполнена научная реставрация объекта.

Изображение

Водовзводная башня– единственное дошедшее до наших дней древнерусское архитектурное сооружение этого типа.

Изображение

Автор:  elenor1 [ 21 фев 2010 00:59 ]

Все это как то более привычно русскому взору, чем Царицыно, но оно меня заинтересовало больше.....даже видиофильм нашла с поющим фонтаном, но впечатления почему то на меня он не произвел....может подбор музыки не тот??!!

Автор:  ПЕТРОВИЧ [ 21 фев 2010 20:13 ]

elenor1 писал(а):
Все это как то более привычно русскому взору, чем Царицыно, но оно меня заинтересовало больше.....даже видиофильм нашла с поющим фонтаном, но впечатления почему то на меня он не произвел....может подбор музыки не тот??!!


Елена,фильмы очень обманчивы-это надо видеть,я видел много фильмов и с Барселонскими фонтанами и с первым в России музыкальным в ЦПКиО им.Горького в Москве,могу сказать одно надо видеть своими глазами-это другая атмосфера это ощущение улицы,воды,влаги которая на тебя попадает,ветер,музыка-даже она звучит по другому и эффекты смотрятся иначе,к сожалению телек этого некогда не передаст-там АТМОСФЕРА ДРУГАЯ.

А что касается Коломенского,забегу в перед-оно постарше Царицыно будет веков как минимум на 5 :D ,да и занесено во всемирное наследие ЮНЕСКО-там нет новодела-только историческая реставрация(в отличии от Царицыно-Джамшут и Рафшан тут никогда не работали),да и нашему великому градостроителю по рукам сразу дали и он хоть сюда не суется.

так что приезжайте можно если постораться за день и в Коломенском побывать и Царицыно посмотреть ,благо они практически рядом 7 минут на метро.

Автор:  ПЕТРОВИЧ [ 22 фев 2010 02:03 ]

Ну ,а я с Вашего разрешения продолжу знакомство с "Коломенским".

Церковь Вознесения Господня

Церковь Вознесения Господня в селе Коломенском на Москве-реке была построена в 1532 году. Это первый шатровый храм на Руси, положивший начало замечательному храмовому стилю, просуществовавшему, увы, только до реформы Патриарха Никона в середине XVII века.
Вознесенский шатровый храм − главное и самое красивое здание дворцового села − был построен в 1532 году. Это первый каменный шатровый храм (есть предположение, что и деревянные шатровые церкви стали строить уже только в подражание Коломенскому) на Руси, поражающий своей грандиозностью и при этом гармоничностью форм.
Белоснежная церковь, окруженная все еще зеленым газоном, стоит на самом краю обрыва, будто парит над Москвой-рекой.

Изображение

Изображение

В чью же честь построили такое чудо?
— Опять точного ответа нет. Существуют две версии.
В 1528 году состоялась знаменитая битва Василия III с крымским царевичем Ислам Гиреем, где были разбиты сорокатысячные вражеские орды. Возможно, в честь победы русских войск и возвели храм. Россия тогда не знала скульптур, мемориальных обелисков и потому строились храмы-памятники.
Второе предположение: Василий III поклялся построить храм, если родится наследник. После рождения царевича Ивана появилась церковь Вознесения. Когда царевич стал царем Иваном Грозным, он не раз приезжал в Коломенское. Кстати, некоторые ученые полагали и полагают, что библиотеку Ивана Грозного нужно искать именно здесь.
Первые упоминания в летописях о завершении строительства церкви датированы 1532 годом. Освещение ее прошло 3 сентября 1532 года.

Изображение

Изображение

Есть большая вероятность того, что строили Вознесенский храм итальянские зодчие, возможно, Петрок Малый, прибывший в Москву в 1528 году. В пользу «итальянской» версии говорит и декор, не встречавшийся прежде в русской архитектуре, и проставленная на капители колонны дата арабскими цифрами по новому летоисчислению (от Рождества Христова), которые на Руси в то время не использовались.
Здание было построено из большемерного кирпича, при строительстве в кладку подклета были заложены кованые железные связи. Композиция храма – центрическая, даже алтарная часть не обозначена снаружи.Церковь построена в форме гигантского столпа, и не имеет внутри ни колонн, ни столбов. В толще стен проложена лестница, выходящая наружу у основания шатра. Далее по металлической лестнице-стремянке, спускающейся от креста, можно добраться до небольшого помещения под куполом.

Изображение

Изображение

Величественный столп храма, стремительно возносящийся ввысь, опоясан галереей на аркадах с лестницами-всходами, благодаря которой вертикаль основного объема органично вписывается в рельеф берега Москвы-реки.
Высота сооружения составляет 62метра, толщина стен-2,5-3метра. Площадь церкви 8,5/8,5метров. Не исключено, что шатер имел орнаментальную роспись (типа росписи шатра собора Василия Блаженного в церкви Иоанна Предтечи в Дьякове).
Отдельные детали внешнего оформления-пилястры с капителями, белокаменные бусы на шатре – говорят о знакомстве строителей с архитектурой итальянского Возрождения.

Изображение

Изображение

По низу храм опоясывают галереи-гульбища, опирающиеся на аркады; на галереи ведут крытые лестницы. Первоначально гульбища были открытыми, а за алтарем на них находилось царское место с «теремной» крышей, по всей вероятности, устроенное при Алексее Михайловиче. Оттуда царь раздавал милостыню после богослужения.
Украшен храм чрезвычайно искусно и богато, при этом без излишеств: грани нижнего объема отделаны пилястрами, по низу шатра проведен ряд кокошников, стены галереи и лестницы также не гладкие. Но наиболее интересна поверхность граней самого шатра: они украшены белокаменными тягами в виде «бриллиантового руста», и в то время, когда шатер был выкрашен в красный цвет, оставались белыми. Внутри шатер открыт, что создает ощущение простора внутри небольшого по площади храма.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Автор:  ПЕТРОВИЧ [ 22 фев 2010 02:50 ]

Раньше, особенно в хорошую погоду, силуэт Коломенского можно было различить за 10-15 километров — из Кремля и села Осетрова. Над причудливыми куполами церквей возвышался шатер церкви Вознесения.
В советское время церковь Вознесения вместе с остальными памятниками села Коломенского была передана в ведение музея-заповедника, организованного в 1928 году.


В 2007 году окончилась длительная реставрация памятника, вокруг которой шла серьезная дискуссия на тему ее качества. Но так или иначе, леса, долгое время скрывавшие древнейший шатер Москвы, теперь сняты, и главная вертикаль высокого берега Москвы-реки снова видна отовсюду.

Церковь Вознесения Господня в момент реставрации (4 года шла детальная реставрация с укреплением фундамента и частичной заменой дренажной системы)
Изображение

Изображение

Церковь Вознесения Господня много столетий являет собой уникальный образец русской архитектуры, оказавший глубокое влияние на развитие архитектуры стран Восточной Европы, ее приводят в качестве образца недосягаемого совершенства. Ведь ей присвоено "звание" памятника мирового значения - в 1994 году Церковь Вознесения Господня получила статус памятника Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Изображение

Изменения в Коломенском сегодня столь же многочисленны и столь же стремительны, как изменения в Царицыне, где завершилось строительство Большого императорского дворца. Но Коломенское выигрывает в главном: здесь не искажают сохранившиеся памятники,а ведут длительную историческую реставрацию.Все памятники Коломенского ведут Центральные научно-реставрационные проектные мастерские Министерства культуры (ЦНРПМ), а не "Моспроект-2", как в Царицыне, где реставраторами руководят "оригинальные" архитекторы, а теми и другими - префекты и прорабыи мэры. Кроме того, Коломенское - музей с традициями, они и удерживают в рамках.

Изображение

Изображение

Церковь Вознесения Господня - шедевр из списка всемирного наследия ЮНЕСКО.

Автор:  ПЕТРОВИЧ [ 22 фев 2010 23:36 ]

Дворцовый павильон

Небольшой, живописно расположенный Дворцовый Павильон 1825 года – единственная сохранившаяся постройка императорского Александровского дворца, разделившего участь своих предшественников в Коломенском – разобранных царских дворцов Алексея Михайловича и Екатерины II.
По проекту автора, архитектора Е.Д. Тюрина, дворцовый ансамбль с Павильоном был построен на высоком берегу Москвы-реки, к северу от церкви Вознесения. Спуск к реке был оформлен в виде террас с широкой лестницей, а на другой берег реки был перекинут деревянный мост.

Изображение

Павильон использовался, предположительно, как чайный домик или домашний театр и был выполнен из дерева. Бревенчатый сруб был собран из вертикально поставленных бревен, обшит тесом и оштукатурен. С северной и южной сторон к нему примыкали веранды с навесами, с которых открывался прекрасный панорамный вид. Главный, выходящий на реку фасад, украшен скромным дорическим портиком с четырьмя, выполненными из дерева и оштукатуренными колоннами. Ведущая к портику широкая лестница прорезает белокаменный стилобат, на выступах которого были установлены скульптуры сидящих львиц.

Изображение

Изображение

Оставшийся от дворцового комплекса Павильон иногда использовался далеко не в тех целях, для которых был возведен. Так в 1830-е годы Павильон в летнее время использовался под лазарет Московского кадетского корпуса.
С начала XX века здание Павильона сдается Дворцовой конторой в аренду Московскому земству под жилье медицинских работников Коломенской больницы. В 1924 году он был передан в ведение Главнауки. В 1930-е годы Павильон арендовался МОССХ под скульптурно-декоративную мастерскую; в предвоенные годы в нем размещался ресторан «Коломенское». В годы Великой Отечественной войны в здании располагалась воинская часть, в результате чего памятнику был нанесен ряд повреждений.
Позже в Павильоне разместились фондовые выставки музея, выставки современной живописи, скульптуры и прикладного искусства, проводились концерты камерной классической и народной музыки.

Изображение

В феврале 2005 года музей приступил к полномасштабной реставрации памятника. В ходе работ было выявлено, что фундаменты под памятником фактически отсутствуют, вследствие чего были выполнены работы по подводке новых фундаментов с заменой сгнивших нижних венцов здания и восстановлением белокаменного цоколя по всему периметру Павильона. Полностью заменены балки, пострадавшие во время пожара в 70-е годы прошлого столетия. Отреставрированы белокаменные площадки и ступени. Выполнены сложные работы по протезированию вертикального сруба здания с его утеплением. Отреставрированы колонны портика восточного фасада Павильона, кровля, оконные и дверные проемы, выполнены работы по восстановлению полов.
На историческом месте установлены скульптуры сидящих львиц.Реставрация была закончена в 2007 году.

Изображение

А дальше наш путь лежит на противоположный склон Коломенского,где находится Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Изображение

Автор:  elenor1 [ 23 фев 2010 00:00 ]

ПЕТРОВИЧ писал(а):

так что приезжайте можно если постораться за день и в Коломенском побывать и Царицыно посмотреть ,благо они практически рядом 7 минут на метро.


ну я так и спланирую :)

Автор:  ПЕТРОВИЧ [ 23 фев 2010 23:10 ]

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Автор:  ПЕТРОВИЧ [ 24 фев 2010 02:02 ]

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Ну вот мы поднялись на самую высокую точку Коломенского и перед нами Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове относится к таким памятникам московского каменного зодчества XVI столетия, история которых, несмотря на многолетний интерес ученых, продолжает таить немало загадок и противоречий.Датировки церкви в Дьякове 1529-1530, а затем 1534-1547 и 1553-1554 гг. и особенности ее художественного облика определили положение памятника в эволюционном ряду многопридельных столпообразных храмов.Одни ученые связывают закладку храма с венчанием Ивана Грозного на царствование в 1547году, другие предполагают, что он был заложен как моленный храм Ивана Грозного за сына, царевича Ивана, родившегося в 1554году. Церковь представляет собой сложное сооружение из пяти восьмигранных столпов, объединенных на одном фундаменте. Здание не имеет подклета, и столпы как бы стянуты вместе крытой галереей. Высота центрального столпа составляет 34,5метра,и примыкающих к нему четырех восьмигранных же башнеобразных приделов (высота 17 м), поставленных на едином фундаменте и соединенных крытой обходной галереей. Галерея западного фасада двухъярусная и несет на себе звонницу псковского типа . Декоративное оформление храма состоит из кокошников, филенок, пилястров, фронтончиков.

Изображение

Храм был закрыт в 1924 г. и долгое время был заброшен. Богослужения возобновлены в 1992 г.

Переделки, которым подвергся храм в XIX в., были удалены в процессе реставрационных работ, завершившихся в 1964г. почти полным восстановлением первоначального облика здания (за исключением глав более позднего происхождения). В 1962 г. на купольном своде центрального столпа были расчищены фрагменты первоначальной росписи (изображение круга со спиралями из кирпичиков), выполненной красным цветом, значение которой исследователями еще не раскрыто.
В процессе реставрационных работ, завершенных в 1964году, зданию вернули его первоначальных облик.
По мнению ряда исследователей, церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи является прообразом Покровского собора на Красной площади.

Храм до реставрации,которая закончилась в 2009году

Изображение

Изображение

2010,храм после реставрации.
Изображение

Автор:  ПЕТРОВИЧ [ 25 фев 2010 01:36 ]

Продолжим нашу прогулку по Коломенскому.А теперь опять вернемся через овраг ,на противоположную сторону Коломенского ,к домику Петра I .На этот раз мы будем возвращаться не по склону горы,а по культурным ступенькам...

Яблоневый сад у церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи(вообще на территории Коломенского три огромных яблоневых сада)

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Автор:  ПЕТРОВИЧ [ 25 фев 2010 02:02 ]

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Автор:  ПЕТРОВИЧ [ 28 фев 2010 02:20 ]

Вековые дубы в Коломенском (Старейшие дубы в Москве 400-600 лет)

Гордость Коломенского - Дубовая роща располагается на Государевом дворе вблизи Сытного двора - участок парка с сохранившимися старыми деревьями дуба (около 400-600 лет), липы и вяза (около 200 лет), клена остролистного (40-80 лет) - и на окраине Вознесенского сада, где растут три крупных дуба в возрасте около 500 лет. Специалисты надеются, что еще многие поколения людей смогут любоваться их красотой.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Домик Петра I, XVIII в. («Государевы светлицы») .

Государевы светлицы, теперь более известные как Домик Петра I, были построены в Новодвинской крепости на Маркове острове, в устье Северной Двины. В 1701 году шведский флот вошел в Белое море и пытался захватить Архангельск. Ожидая повторного нападения шведов в 1702 году, царь Петр приехал в Новодвинскую крепость и остановился в специально построенных для него светлицах, или "новом двoрце". Здесь он жил более двух месяцев. Будучи в Новодвинской крепости, Петр наблюдал за сооружением укреплений, принимал участие в строительстве кораблей.

Изображение

Изображение

Домик Петра I, построенный русскими и голландскими плотниками, представляет собой два сруба с прирубом, соединенные сенями. Как и все северные постройки, он сложен из толстых бревен с низкими дверями и потолками. Западноевропейские традиции, привнесенные голландскими плотниками, и личные вкусы Петра проявляются в планировке дома, необычны также спаренные окна и скругленные входные двери, характерные для корабельных кают начала XVIII столетия.

Изображение

В связи с ежегодным затоплением и разрушением острова во время ледохода на реке Домик был перенесен на форштадт Новодвинской крепости. В 1761 году здание горело, однако после были восстановлены утраченные при пожаре фрагменты и заново переложены печи.
В 1864 году в связи с упразднением Новодвинской крепости Домик Петра Великого (вместе с большей частью крепости) переходит в ведение Архангельского епархиального ведомства. Однако, в связи с неудовлетворительным надзором со стороны ведомства, приведшим здание к полной запущенности, в 1877 году Домик переносится в Архангельск и устанавливается в его центре на набережной реки Двины у церкви Святого Архангела Михаила. Для обеспечения сохранности над памятником возводится деревянный «футляр», который позже был заменен на кирпичный «футляр-павильон».

Изображение

В 1934-1936 годы первый директор музея-заповедника Петр Дмитриевич Барановский в целях спасения памятника перевозит его на территорию музея-заповедника и устанавливает в южной части Государева двора, где он и располагается до настоящего времени.

Изображение

Изображение

В 2008 году была проведена полномасштабная научная реставрация памятника. Ремонтно-реставрационные работы включали в себя усиление и замену утраченных элементов конструкций, устройство перекрытий и стропильной системы, протезирование бревен, замену верхних венцов сруба, воссоздание элементов крыльца. Сейчас здесь размещен мемориальный музей, посвященный Петру Великому.

Автор:  ПЕТРОВИЧ [ 02 мар 2010 02:41 ]

Липовая аллея .Проложена была в 1825 году при строительстве Дворца Александра I.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Автор:  ПЕТРОВИЧ [ 08 мар 2010 03:13 ]

Деревянное зодчество в Коломенском

Надвратная башня ворот Николо-Корельского монастыря.

Надвратная башня ворот Николо-Корельского монастыря - один из немногих сохранившихся до настоящего времени памятников монастырской (крепостной) архитектуры XVII века. Башня была построена в 1692 г. на месте сгоревших двумя годами раньше Святых ворот. Башня представляет собой срубленный из бревен восьмерик на четверике с проездными воротами, завершающийся шатровой кровлей с небольшой караульней наверху. Шатер башни имеет стропильную конструкцию с тесовым покрытием в два слоя.

Изображение

Пожар, случившийся в 1798 году, уничтожил кроме других монастырских построек южную и восточную стены ограды, в том числе, и восточную башню. Башня и ограда были восстановлены в 1798-1799 годах конецдворскими плотниками под руководством Ивана Никифоровича Кучумова.

Изображение

Изображение

В 1932 г. восточная Надвратная башня ворот Николо-Корельского монастыря, а также примыкающие к ней части срубной стены, т.е. фрагмент деревянной крепости были перевезены в Коломенское. В конце 1970-х гг. на памятнике проводились историко-архивные изыскания и ремонтно-реставрационные работы.
В настоящее время Программой развития музея-заповедника предусмотрено расширение экспозиции, в связи с чем, памятник перенесен на другую площадку, выделенную в пределах музейной территории, будет проведен комплекс реставрационных работ.
Участок, выбранный для размещения башни Николо-Корельского монастыря, расположен несколько севернее башни Сумского острога на искусственно созданной земляной насыпи, как бы представляющей собой земляной вал. Генпланом территории вокруг башни Сумского острога определено место размещения башни Николо-Корельского монастыря с сохранением ее исторической ориентации по сторонам света.

Изображение

Работы по переносу памятника осуществлены методом его полной переборки с заменой отдельных элементов, потерявших полностью конструктивную прочность, а так же усилением отдельных элементов методом армирования с целью максимального сохранения подлинных элементов.

Башня Сумского острога

Моховая башня Сумского острога - 80-е годы XVII века. Была возведена в 80-х годах XVII в. при строительстве Сумского острога, занимающего наряду с Кемским и Кольским острогами выдающееся место в военной истории северной России – не раз он становился преградой для неприятелей на западном берегу Белого моря.
С начала XVIII в., после постройки каменной Новодвинской крепости в устье Северной Двины и ростом военно-морского значения Архангельска, оборонительные функции деревянной Сумской крепости постепенно исчезают и она превращается в мирную церковную ограду, на стенах которой устраивались крестные ходы. Со временем крепость приходит в запустение, и к началу XX века из шести крепостных башен сохранились только две. Одна из них была приспособлена под здание колокольни, другая - Моховая башня, была приспособлена Соловецким подворьем для хозяйственных нужд.

Изображение

В 1931 году директором музея-заповедника Петром Дмитриевичем Барановским оставшаяся часть Моховой башни была разобрана и перевезена в музей-заповедник, где ее конструкции хранились в запасниках более 80-ти лет.
После начала работ в 2003 году по исследованию Башни специалисты- реставраторы долго не могли определить принцип сборки сооружения. Была проведена огромная работа по сопоставлению размеров и маркировки бревен различных периодов существования сооружения. Это было необходимо для сравнения сохранившихся деталей с обмерами более раннего времени, а также для выявления подлинных элементов Башни.

Изображение

Изображение

Полученные данные позволили провести реконструкцию памятника на период 1680г., как образец оборонного строительства русского Севера, полностью утраченного к середине XIX - XX веков, и тем самым, воссоздать яркий образца русского фортификационного деревянного зодчества XVII столетия.

Автор:  ПЕТРОВИЧ [ 08 мар 2010 03:36 ]

Деревянный Дворец Алексея Михайловича в Коломенском

Древнее подмосковное село Коломенское выделялось среди других вотчинных владений российских государей – здесь размещались великокняжеские и царские загородные резиденции. Самая знаменитая среди них – деревянный дворец царя Алексея Михайловича (годы правления 1645–1676 гг.)
Сын первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича, Алексей Михайлович, вступив на престол, неоднократно перестраивал и последовательно расширял отцовскую подмосковную резиденцию, что было связано с ростом его семьи. Он часто посещал Коломенское, занимался соколиной охотой в его окрестностях и проводил здесь официальные церемонии.
В 1660-х гг. царь Алексей Михайлович задумал масштабные изменения коломенской резиденции. Торжественная церемония закладки фундамента нового дворца, начавшаяся молебном, состоялась 2–3 мая 1667 г. Строился дворец из дерева по чертежам, работы вела артель плотников под руководством стрелецкого головы Ивана Михайлова и плотничьего старосты Семена Петрова. С зимы 1667 по весну 1668 г. были выполнены резные работы, в 1668 г. обивали двери и готовили краски для росписи дворца, а в летний сезон 1669 г. были завершены основные иконописные и живописные работы. Весной и летом 1670 г. во дворце уже работали кузнецы, резного железного дела мастер и замочники. Осмотрев дворец, царь распорядился добавить живописных изображений, что и было выполнено в 1670–1671 гг.

Изображение

Государь внимательно следил за ходом работ, в течение всего строительства часто приезжал в Коломенское и оставался там на день. Окончательное завершение работ пришлось на осень 1673 г. Зимой 1672-1673 г. дворец был освящен патриархом Питиримом.

Изображение

Коломенский дворец имел асимметричную планировку и состоял из самостоятельных и разновеликих клетей, размеры и оформление которых соответствовали иерархическим традициям семейного уклада. Клети соединялись сенями и переходами. Комплекс делился на две половины: мужскую, включающую терема царя и царевичей и парадные сени, и женскую, состоящую из теремов царицы и царевен. Всего во дворце было 26 теремов разной высоты – от двух до четырех этажей. Основными жилыми помещениями были комнаты второго этажа. Всего же во дворце насчитывалось 270 покоев, которые освещались 3000 окошек.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

В итоге масштабных работ в Коломенском был создан сложный комплекс, потрясавший воображение как современников, так и людей «просвещенного» XVIII в. Дворец отличался большой декоративностью: фасады были украшены затейливыми наличниками, многоцветными резными деталями, фигурными композициями и имели нарядный вид.

Изображение

Изображение

Изображение

В 1672–1675 гг. царь Алексей Михайлович с семейством регулярно выезжал в Коломенское; во дворце часто проходили дипломатические приемы. Новый государь Федор Алексеевич (годы правления 1676–1682) осуществил перестройку дворца достроив огромные Столовые палаты.
Коломенский дворец полюбили все последующие правители России. В 1682–1696 гг. его посещали цари Петр и Иван, а также царевна Софья Алексеевна. Значительно чаще других здесь бывали Петр и его мать, царица Наталья Кирилловна. При Петре I под дворец был подведен новый фундамент.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Автор:  ПЕТРОВИЧ [ 08 мар 2010 03:46 ]

На протяжении XVIII в. дворец постепенно ветшал и разрушался несмотря на все попытки его сохранитьХорошо ли, плохо ли царский терем простоял до Екатерины II. В 1762 году при вступлении на престол она посетила некогда знаменитую усадьбу русских царей. Императрица была восхищена разрушающимся деревянным дворцом и всем живописным ансамблем Коломенского. Возникла идея восстановить государеву резиденцию.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

К проектным работам были привлечены архитекторы Иван Мичурин и Карл Бланк. Последний подал в мае 1764 года смету в 56934 рублей и 27 копеек на перестройку и починку дворца. По всей видимости, эта сумма показалась Екатерине II чрезмерной. И она приняла не столь уж оригинальное решение: построить в Коломенском новый дворец, а старый «разобрать бережно». Надо заметить, в 1768 году в Коломенское приезжал В.И. Баженов и после осмотра присоединился к мнению о сломе древних палат.

Изображение

Изображение

Автор:  ПЕТРОВИЧ [ 08 мар 2010 04:05 ]

В 1767 г. по указу императрицы Екатерины II началась разборка дворца в Коломенском.В 1769-1770 годах хоромы Алексея Михайловича были окончательно разобраны Перед сносом хоромы Алексея Михайловича тщательно обмерили. На основе этих обмеров в XIX веке были составлены чертежи и создано несколько деревянных макетов, которые дают представление об этом шедевре деревянного зодчества.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Коломенский деревянный дворец давно не существует, но он сохраняется в исторической памяти русского сообщества. Он стал апофеозом нашего деревянного зодчества. В нем воплотилось величие российской царской власти и вместе с тем великое искусство отечественных мастеров, вложивших в украшение дворцовых палат свое народное умение и фантазию.

Изображение

Изображение

В последние годы Правительство Москвы приняло решение о воссоздании дворца царя Алексея Михайловича. Первоначально его копию собирались построить на прежнем месте, но учитывая уже сложившуюся планировку музея и некоторые другие обстоятельства (на месте дворца растут столетние дубы, клены и другие ценные деревья), впоследствии это решение несколько изменили и сейчас дворец возведён в нескольких сотнях метров от прежнего места его расположения, на территории бывшего села Дьяково.Его облик станет точной копией существовавшего когда-то дворца с расположенными в нем царскими покоями и обеденными залами.

Изображение

Изображение

Изображение


Можно надеяться, что в скором времени в воссоздаваемом дворце (а воссоздаётся он в полном объёме, вместе с упомянутыми выше хозяйственными и вспомогательными постройками) разместятся не только богатые музейные экспозиции, но и выставочные и концертные залы, историко-археологические службы и т.п., и весь реконструируемый комплекс Коломенского предстанет перед нами в совершенно новом виде.

Изображение

Ну вот и закончилось наше знакомство с Музеем-заповедником "Коломенское", бывшей летней подмосковной резиденцией московских царей.

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/