Клуб речных туристов. Отзывы о круизах на теплоходах http://cruizi-spb.ru/ |
|
Новодевичий монастырь http://cruizi-spb.ru/viewtopic.php?f=15&t=562 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | ПЕТРОВИЧ [ 05 апр 2010 21:42 ] |
Доброго времени суток всем форумчанам и гостям форума КРТ!! После небольшого перерыва я предлагаю продолжить наше знакомство с московскими достопримечательностями. Сегодня я хочу предложить Вам знакомство с Новодевичьим монастырем. Почему именно с ним я постараюсь кратко объяснить. Многие слышали и читали в прессе или инете что: 22 марта 2010 года в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и руководитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ю.А. Петров утвердили договор о передаче архитектурного ансамбля Новодевичьего монастыря в безвозмездное бессрочное пользование Московской епархии Русской Православной Церкви. Договор о передаче ансамбля монастыря в безвозмездное бессрочное пользование Церкви был митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием и руководителем Территориального управления Росимущества в г. Москве А.С. Шестерюком. Поставив свою подпись под документом, Святейший Патриарх Кирилл отметил важность восстановления исторической справедливости «без каких-либо потрясений как для Церкви, так и для мира культуры». «Приносим сердечную благодарность Российскому государству за этот акт», - сказал Предстоятель. Решение неожиданное и немного спорное, государство начало заигрывать с РПЦ или РПЦ с государством (ИМХО), мнения блогеров тоже разделились,но речь не об этом. Ансамбль Новодевичьего монастыря передается в безвозмездное бессрочное пользование, а не в собственность Церкви. Предметом договора являются здания Новодевичьего монастыря. Согласно распоряжению Территориального управления Росимущества в г. Москве от 8.12.09. Передача зданий будет осуществляться поэтапно в соответствии с графиком, составляющим неотъемлемую часть договора. Процесс передачи должен быть завершен в декабре сего года. Что касается дальнейшей судьбы экспонатов филиала Государственного исторического музея, то на основании ст. 53 Основ законодательства Российской Федерации о культуре при передаче здания, в котором размещена организация культуры, другим предприятиям, учреждениям и организациям (в том числе религиозным) государственные органы, осуществляющие передачу, обязаны предварительно предоставить организации культуры равноценное помещение. Взамен передаваемых Московской епархии объектов Новодевичьего монастыря филиалу Государственного исторического музея предоставлены равноценные здания на территории г. Москвы (помещений для вывода музея пока и в помине нет). Что же оставляет музей в безвоздмездное пользование РПЦ: -В пяти храмах ансамбля после их передачи Московской епархии останутся культурные ценности - музейные предметы (иконостасы, включающие 250 икон XVI-XIX вв.), составляющие государственную часть Музейного фонда РФ. Не для кого не секрет что с 2004 года Архитектурный ансамбль «Новодевичий монастырь» является объектом культурного наследия ЮНЕСКО. Согласно п. 1 ст. 50 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия ЮНЕСКО составляют исключительную собственность Российской Федерации. Хочется надеяться что монастырь не превратится в закрытый(полузакрытый) для простых не избранных людей, к нашему большому сожалению мы уже имеем примеры, как вроде благое дело оборачивается боком для простых туристов, да и просто людей которые хотят посмотреть ту или иную достопримечательность. Далеко за примерами ходить не надо- Валаам ,часть Кирилла –Белозерского монастыря, часть Ипатьевского монастыря (Кострома) ,Спасо-Преображенский Собор в Кремле Углича - это только малая часть, где на туриста с фотоаппаратом смотрят из подлобья,как на инопланетянина, да и показывают Вам только то что сочтут нужным, хотя для паломнических туров все совершенно другое, двойныне стандарты и тут на лицо. Но здесь несколько другое памятник ЮНЕСКО и остается надеяться, что посещение монастыря будет как и при музее. Ну хватит о грустном. Новодевичий монастырь Новодевичий монастырь расположен на юго-западе Москвы, в излучине Москвы-реки. Ансамбль Новодевичьего монастыря - выдающийся памятник архитектуры XVI-XVII веков. Монастырь был основан царем Василием III в 1524 году - в память о возвращении в состав русских земель города Смоленска. Отсюда и второе название монастыря - Богородице-Cмоленский. Находящийся на юго-западной окраине исторического центра Москвы, у стратегически важной точки (брод через Москва-реку), Новодевичий монастырь являлся одновременно и крепостью: он входил в систему оборонительного монастырского «кольца».Он занял свое место в ряду таких же монастырей-стражей — Андрониева, Новоспасского, Симонова, Данилова, Донского, вместе с которыми создавал могучее оборонительное полукольцо. Новодевичий монастырь расположился в излучине реки; с его стен можно было контролировать сразу три переправы: у Крымского брода (ныне на его месте Крымский мост; а тогда, в эпоху строительства, именно там любил переправляться через Москву-реку во время своих набегов на столицу крымский хан Махмет-Гирей), у Воробьевых гор и у Дорогомилова, где проходила дорога на Можайск. Культурным центром монастырь стал позднее. В плане монастырская ограда напоминает по форме прямоугольник (площадью 5,3 га), одна из сторон которого обращена к пруду.Протяженность стен составляет 870 метров, высота достигает 11 метров.Все башни имеют названия: Царицынская башня Никольская башня Иоасафовская башня Швальная башня Чеботарная башня Покровская (Воробьевская или Богородицская) башня Предтеченская (Ирининская) башня Сетунская башня Затрапезная башня Саввинская башня Напрудная башня Лопухинская башня Из 12 башен ( четыре угловых - Никольская, Напрудная, Сетуньская и Чеботарная - являются круглыми, остальные - квадратными) были воздвигнуты в 1680-е гг. Стены и башни оснащены бойницами и внутренними галереями, в центре южной и северной сторон - трехпролетные въездные ворота с надвратными храмами. Как и весь монастырский ансамбль, стены и башни выполнены в стиле «московского барокко» и сложены из кирпича с живописной белокаменной отделкой, при этом башни украшены легко узнаваемыми ажурными «коронами». В 1571 г. монастырь был разорен и сожжен крымчаками хана Девлет-Гирея. После этого были возведены новые башни и стены. И когда в 1591 г. крымская орда под предводительством Казы-Гирея вновь пошла штурмом на монастырь, артиллерия сумела достойно встретить нападавших и штурм был отбит. Процветание монастыря начинается со времени царей Алексея Михайловича и Феодора Алексеевича, которые сделали эту обитель своим "богомольем". В XVI - XVII веках Новодевичий монастырь стал местом пострижения женщин из царской семьи. В стенах монастыря жила вдова старшего сына Ивана Грозного, царевича Ивана. Сюда же после смерти царя Федора Ивановича удалилась его вдова Ирина Годунова со своим братом Борисом Годуновым, будущим царем Борисом. В Новодевичьем монастыре окончила свои дни сестра Петра I, царевна Софья, насильственно принявшая постриг. Первая жена императора Евдокия Лопухина также была заточена в монастырь. Новодевичий монастырь неизменно пользовался покровительством русских самодержцев. Монахини монастыря были, как правило, из высших слоев знати. Трижды толпы москвичей ходили к Новодевичьему монастырю приглашать Годунова на престол. Дважды Борис отказывался. . В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря Борис Годунов был наречен на царство, а торжественное венчание на царство состоялось уже в кремлевском Успенском храме. С тех пор Борис Годунов оказывал Новодевичьему монастырю особое покровительство. Именно на его щедрые пожертвования в начале XVII века были сооружены здесь первые каменные крепостные стены и башни.Только за два года (1603— 1604) Борис Годунов пожертвовал монастырю множество икон, немало драгоценной утвари да еще 3 тыс. рублей — сумма по тем временам немалая. Увы, в большинстве своем те дары не сохранились. В 1610-1611 годах Новодевичий монастырь был захвачен польским отрядом Я. Госневского, после освобождения имел постоянную охрану (в 1616 г. – 100 стрельцов, в 1618 г. – 350 ратных человек). В 1724 году здесь были устроены больница для солдат и офицеров русской армии, приют для подкидышей женского пола. В 1763 году в Новодевичьем монастыре проживали 84 монахини, 35 послушниц, а также больные и прислуга (78 человек). На нужды монастыря выделялось около 1,5 тыс. рублей, 1,3 тыс. четвертей хлеба, на «зазорных младенцев» (свыше 250 человек) – 680 рублей и 480 четвертей хлеба. По духовным штатам 1764 году Новодевичий монастырь отнесён к первоклассным и занимал второе место среди женских монастырей. Новодевичий монастырь имел обширные земельные владения в различных районах страны, утраченные только в конце XVIII века в связи с указом Екатерины II о секуляризации церковных земель. Около сотни лет жизнь в Новодевичьем монастыре проходила мирно и спокойно. Новые испытания на долю обители выпали в 1812 году, во время нашествия Наполеона. После Бородинского сражения французы направились в Москву. Новодевичий монастырь, как и во время польской интервенции начала XVII века, оказался под угрозой захвата неприятелем. Часть инокинь во главе с настоятельницей успела удалиться в Вологду, захватив с собой наиболее ценные предметы из монастырской ризницы. Тем, которые остались, казалось, грозила участь, подобная той, что постигла их предшественниц два века назад. Однако французы, вступив на территорию иноческой обители, держались достаточно сдержанно - Император Наполеон, некоторое время пребывавший в пределах Новодевичьего монастыря, распорядился устроить под защитой этой крепости хранилище продовольствия. Французы пытались усилить монастырскую крепость: они возвели дополнительную земляную насыпь за северной стеной, устроили в надвратных церквах бойницы, а один из монастырских храмов разрушили. а перед бегством знаменитый император намеревался по-варварски уничтожить некоторые священные для русских памятники старины. Под угрозой оказались и некоторые здания Новодевичьего монастыря - Смоленский собор, Успенская церковь с трапезной. Но остававшиеся в монастыре инокини воспрепятствовали осуществлению замысла врага. Они заранее заготовили ведра с водой, а когда последние французские солдаты покинули обитель, успели погасить фитили, которые вели к бочкам с порохом. Так старинные памятники Новодевичьего монастыря были спасены от разрушения. Еще в XVI веке на территории Новодевичьего монастыря было устроено кладбище, на котором хоронили представителей церковной и светской знати. В IX веке на территории монастыря были похоронены герои Отечественной войны 1812 года, среди которых был гусар и поэт Денис Давыдов, декабристы С. Трубецкой и М. Муравьев-Апостол, а также известные деятели культуры, и политики. Древние камни Новодевичьего видели Василия III, Ивана Грозного, Бориса Годунова; правители приезжали сюда, чтобы отпраздновать успех, победу или ждать решения своей судьбы. И часто каждое такое посещение завершалось построением новой церкви, новых палат, новых укреплений, новым даром монастырю. К 1917 году в монастыре проживали 51 монахиня, 53 послушницы.После Октябрьской революции 1917 года монастырь был упразднен. В 1922 году монастырь был объявлен музеем, что позволило сохраниться этому уникальному архитектурному ансамблю почти не тронутым. Последний храм закрыт в 1929 году), в нём был создан «Музей раскрепощения женщины». К 1926 году преобразован в историко-бытовой и художественный музей, с 1934 года филиал Государственного Исторического музея.Именно тогда, в 20 - 30-е годы сформировалась музейная коллекция, в которую вошла богатейшая ризница монастыря. и уникальный историко-архитектурный ансамбль XVI - XVII веков. Некоторое число памятников поступили в фонды музея из закрытых церквей и монастырей Москвы через Государственный музейный фонд. Значительная часть помещений была отведена под квартиры. Возрождение монастыря происходило долго. В 1943 году в монастыре были открыты Московские богословские курсы, в 1944году – Богословский институт. В 1945 году возвращена верующим церковь Успения. Многое из собранного в Новодевичьем монастыре дошло до наших дней. Сохранились и произведения русских изографов и ювелиров, составлявшие уникальную коллекцию, и многие вклады русских государей. Собранные в Смоленском соборе великолепные творения русских златокузнецов, вышивальщиц, серебряников, резчиков по дереву и камню, живописцев практически никогда не экспонировались в полном объеме; многие произведения были в разные годы переданы в другие хранилища. В целом собрание музея насчитывает около 12 тысяч единиц хранения. Основными являются коллекции древнерусской живописи, тканей XVI-XX вв., изделий из драгоценных металлов и камней и документальная коллекция, состоящая из документов монастырского архива, библиотеки рукописных и старопечатных книг. На протяжении 80 лет большую и кропотливую работу по изучению, описанию и систематизации коллекции музея вели несколько поколений научных сотрудников. С 1980 года в Новодевичьем монастыре размещается резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского. Монашеская жизнь на территории Новодевичьего монастыря возобновилась в 1994 году, а с 1995 году в Смоленском соборе и по сей день проводятся службы по престольным праздникам.Вот такая в краце история Новодевичьего монастыря. 10 августа 2010 года Новодевичьему монастырю исполнится 486 лет. |
Автор: | ПЕТРОВИЧ [ 08 апр 2010 03:00 ] |
Продолжим наше знакомство с Новодевичьим монастырем,и войдем на его территорию через северные ворота,над которыми распологается Храм Спаса Преображения Храм Спаса Преображения над северными воротами (1687—1689г.г.) В 1687—1689 годах над тремя арками северных парадных ворот возвели украшенную изящным белокаменным узором церковь в честь Преображения Господня. Храм пятиглавый, с необычно крупными раковинами закомар, с тремя ярусами нарядных окон, в стиле нарышкинского барокко и служил домовым храмом цариц-инокинь.Расположен над над главным входом в монастырь.Нарышкинский стиль (нарышкинское, или московское барокко) — направление в русской архитектуре конца XVII — начала XVIII веков, начальный этап в развитии русского барокко. Названием обязано ориентированному на Запад боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены храмы с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко. Нарышкинский стиль стал связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым европейским стилем Санкт-Петербурга (петровское барокко). Внутри — резной золоченый иконостас работы мастеров Оружейной палаты, созданный под руководством иконописца Карпа Золотарева (1688 год). Все иконы написаны «фряжским письмом», в западной манере. К Преображенскому храму с запада примыкают Лопухинские палаты (1683—1686г.г). Лопухинские палаты-жилые палаты царевны Екатерины Алексеевны, где в 1727-1731 годы жила царица Евдокия Лопухина. В 1727-м по указу Петра II в Новодевичий перевели из Шлиссельбургской крепости,по одним данным (по другим из Суздаля), опальную первую жену Петра I и мать царевича Алексея Евдокию Федоровну Лопухину, в иночестве Елену. Она поселилась в палатах царевны Екатерины Алексеевны,сестры Петра I, которые впоследствии получили название Лопухинских,а затем располагались игуменские покои. Существуют свидетельства, что, пережив Петра II, Евдокия Федоровна отказалась от трона, предложенного ей Верховным Тайным советом. Окруженная почетом, она умерла в монастыре в 1731 году. Еще дальше, тоже вдоль стены - бывшая стрелецкая караульня при Напрудной башне, которая в 1698 - 1704 годы служила местом заточения царевны Софьи. Расцвет обители пришелся на 80-е годы XVII век; Царевна Софья, дочь царя Алексея Михайловича, в 1682—1689 годах регентша при младших братьях Петре и Иване, питая особое расположение к Новодевичьему монастырю, развернула в нем грандиозное строительство. Она словно предчувствовала, что остаток жизни ей придется провести в этих стенах. Царевна-правительница приезжала в любимый монастырь на освящение церквей. Здесь же она держала совет со своими сторонниками и верным ей стрельцами. Практически весь ансамбль монастыря, за исключением старого собора, стен и Ирининых палат, выполнен в новом для того времени стиле московского барокко. После семилетнего регентства и стрелецкого бунта в сентябре 1689 года Софья, не захотевшая уступать трои брату, была свергнута Петром I и отправлена в Новодевичий монастырь. И в заточении она не перестала бороться за власть, в 1698 году организовав еще один стрелецкий бунт, жестоко подавленный Петром. Этот мятеж привел в Новодевичий и других сестер Петра и Софьи, царевен Милославских Евдокию, Екатерину и Марию.Генерал-фельдмаршал князь И. Ю. Трубецкой, в молодости капитан и начальник воинской команды, караулившей Софью Алексеевну, утверждал, что верные свергнутой правительнице стрельцы сумели сделать подкоп под монастырь, разломали пол в покоях царевны Софьи и чуть не вывели ее подземным ходом, но после схватки со сторожившими обитель солдатами были переловлены. Петр устроил при монастыре отделение Преображенского приказа — здесь допрашивали бунтовщиков, головами казненных стрельцов унизывали зубцы монастырских стен. Всего было казнено около 200 человек. Софью, по воле Петра I, постригли в монахини с именем Сусанна. Перед окнами ее кельи в течение пяти месяцев висели трупы казненных стрельцов. В руку одного из них была вложена челобитная о вступлении царевны на престол. Пять лет прожила царевна под строгим надзором. В 1704 году она умерла, а за год до кончины приняла схиму, взяв при этом прежнее имя —Софья. Однако и по смерти узницы Петр не снял опалы с обители: ворота монастыря оставались постоянно закрытыми, свидания сестер с родственниками были строго ограничены. Вообще монастырь был "знатным" - послушницы и монахини его были все из дворянских богатых семей, и при поступлении сюда жертвовали свои богатства в монастырь. При Петре I управление монастырскими делами перешло в ведомость Преображенского приказа, Новодевичий постоянно находился под охраной солдат. Стрелецкая караульня при Никольской башне XVIII век. Каменное здание состоящее из двух палат,для гарнизона стрельцов,охранявщих монастырскую крепость.В конце XVIII века в башне находилась Никольская церковь. |
Автор: | elisabeth [ 08 апр 2010 15:50 ] |
Замечательные виды! Откуда можно сделать такие снимки? |
Автор: | ПЕТРОВИЧ [ 08 апр 2010 20:47 ] |
Спасибо Елизавета! Все снято на территории монастыря(пока можно снимать -100 руб и хоть обснимайся везде),внешние снимки от пруда или из сквера.А так, если есть желание поснимать-пишите,выбирайте время когда можете и можно отправиться(я сейчас планирую поснимать в Измайлово,Кремль новодельный и царскую усадьбу,архив слетевший надо пополнить),кстати туда планируют перевести весь архив и реставрационные мастерские с Новодевичьего,вместо института,в совершенно не подготовленные корпуса,правда институт еще вывести некуда,все как всегда |
Автор: | elisabeth [ 08 апр 2010 21:37 ] |
Я как раз имела в виду внешние снимки. Очень красиво! Насчет Измаилова - спишемся, но думаю красивее снимать, когда уже появятся первые листочки. |
Автор: | ПЕТРОВИЧ [ 09 апр 2010 01:20 ] |
Колокольня Новодевичьего монастыря 1689-1690г.г. В 1689—1690 годах царевной Софьей была сооружена изящная 72-метровая колокольня, вторая по высоте в Москве после Ивана Великого (81 м). Колокольня в плане восьмиугольная, шестиярусная, увенчана луковичной главой. Приписывается архитектору Якову Бухвостову. Колокольня Новодевичьего монастыря относится к лучшим произведениям русского зодчества XVII века. Среди известных колоколен подобного типа она поражает особой соразмерностью пропорций. На 72-метровую высоту легко и свободно поднимается ажурный столп. Изысканная стройность и легкость достигнуты умелым распределением частей сооружения. Глухие ярусы чередуются с ажурными, облегченными арками, и каждый имеет своеобразное декоративное решение, не повторяющееся по рисунку. Поставленная не совсем обычно против апсид собора, у восточной стены монастыря, - вертикаль колокольни замкнула перспективу главного подъезда к монастырю из города. Пятиярусная колокольня завершается восьмигранным барабаном с главой луковичной формы. Все ярусы имеют открытые гульбищя, огражденные белокаменными балюстрадами. Уменьшающиеся к верху восьмерики колокольни украшены резными белокаменными деталями, типичными для конца XVII в. Красочное сочетание кирпичного фона стены и кружевного белокаменного убранства создает нарядный образ стройной и воздушной башни, господствующей в ансамбле монастыря и окружающей городской застройке. Восьмерики всех ярусов, кроме барабана купола, окружены галереями с белокаменными балюстрадами, ребра подчеркнуты белокаменными колоннами. Первый ярус обнесен сквозным круговым ходом, скрывшим массивность стен, толщина которых достигает трех метров. В нижнем ярусе колокольни был устроен храм во имя приподобных Варлаама и Иоасафа, царевича Индийского. Особыми переходами он соединялся с покоями сестры Петра I царевны Евдокии Алексеевны, расположенными у подножия колокольни. Во втором ярусе был храм во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Открытые третий и пятый ярусы — для колоколов большого и малого звонов при этом первый ярус внутри разделен на два этажа, а пятый – на три этажа, связанных между собой деревянными лестницами. К колоколам ведет внутристенная лестница. Подбор колоколов в Новодевичьем монастыре уникален: старейший колокол — малый зазвонный — отлит в 1551 году при Иване Грозном. Есть колокол, данный князем Воротынским в 1628 году; данный матерью царя Михаила Федоровича инокиней Марфой в 1630 году; литой в Москве при царе Алексее Михайловиче в 1651 году. Колокольня Новодевичьего монастыря славится неповторимым звоном. Есть мнение, что по первоначальному замыслу колокольня должна была быть выше на два яруса, но строительство было прервано после заточения царевны Софьи, по велению которой велась перестройка монастыря. |
Автор: | ПЕТРОВИЧ [ 10 апр 2010 03:46 ] |
С левой стороны от Колокольни Новодевичьего монастыря находится Филатьевское училище 1871 г. С петровских времен монастырь стал нести "общественную нагрузку", царь сам не знал покоя и оставить других вдали от дел не мог. При обители устроили приют для 250 девочек- в основном подкидышей и сирот. Учили их плетению брабантских кружев, для этого из Нидерландов были выписаны кружевницы.В 1724-1725 гг. в Новодевичьем монастыре был возведен "сиротский корпус" на 252 ребенка.(корпус не сохранился) и на его месте в 1871 г. в монастыре было построенно двухэтажное здание - Филатьевское училище для девочек-сирот из разных сословий, организованное на средства вдовы тайного советника сенатора В.И.Филатьева — Натальи Петровны Филатьевой. Это было второе благотворительное учреждение в Новодевичьем монастыре (при игумении Евпраксии). Филатьевским училищем управлял особый Совет, председательницами которого в соответствии с уставом были игумении Новодевичьего монастыря. Позже, в 1899 г. игумения Антония организовала в монастыре церковноприходскую школу. В 1918-1919 годы, декретами советской власти были закрыты Филатьевское училище, приют и приходская школа. В настоящее время в здании училища разместился секретариат Новодевичьего монастыря РПЦ. С правой стороны от колокольни в 1724 году здесь были устроены больница для солдат и офицеров русской армии. Тогда же была устроена богадельня: в нее на попечение монахинь помещали престарелых и увечных ветеранов войн.Для немощных монахинь и послушниц также создали богадельню. В монатыре с конца XVIIв. до 1868 г. действовало странное, для таких мест, учреждение, в него помещались женщины осужденные церковным судом (преступления против религии, нравственности и другие виды преступлений, совершаемые женщинами). Cейчас на здании больницы конца XVII в., висит мемориальная доска о том, что в этом здании жил выдающийся ученый, архитектор и реставратор Барановский П.Д. Все эти заведения действовали до революции. |
Автор: | ПЕТРОВИЧ [ 10 апр 2010 04:12 ] |
Надвратная Покровская церковь 1683-1688 гг. После случившегося пожара в монастыре,ворота в южной стене монастыря были перестроены, и над ними в 1683— 1688 годах возвели церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Храм венчают три главы расположенные в один ряд с востока на запад, с открытой террасой, боковые главы предназначены под колокола. В архитектурном стиле ощущается влияние южнорусского барокко. Внутри сохранился старый барочный иконостас с иконой Введения во храм Пресвятой Богородицы (работы Кирилла Упанова, 1690 год). Если бы ворота под церковью были открыты, можно было бы попасть с территории монастыря на Новодевичье кладбище. Ныне в храме находится сектор реставрации масляной живописи, графики и темперы Государственного Исторического музея. Мариинские палаты С восточной стороны от надвратной Покровской церкви в 1683—1685 годах возвели караульню. Впоследствии ее перестроили для сестры Петра I царевны Марии Алексеевны, и строение получило название «Мариинские палаты». Названы по имени дочери царя Алексея Михайловича Марии Алексеевне, жившей здесь в 1690-х гг. Существует предположение, что здесь первое время была заточена царевна Софья: в начале XVIII века в монастыре жили две столетние старицы — «самовидицы» царевны. Они и указали ее келью. Сейчас в Мариинских палатах находится администрация и экскурсионное бюро монастыря. |
Автор: | ПЕТРОВИЧ [ 13 апр 2010 03:16 ] |
Амвросиевская церковь с трапезной и палатами Ирины Годуновой Древнейшими сооружениями после Смоленского собора на территории монастыря считаются белокаменная церковь во имя святителя Амвросия Медиоланского, старая трапезная и каменные палаты Ирины Годуновой (возведены предположительно в конце 1600-х годов). Эти здания, примыкающие друг к другу, представляли собой отдельную усадьбу внутри обители и предназначались для вдовы младшего брата Ивана Грозного Ульяны Палецкой и вдовы царя Федора Иоанновича Ирины Годуновой.В палатах Ирины Годуновой её брат Борис Годунов дал свое согласие на русский престол. Церковь Святого Амвросия епископа Медиоланского (современный Милан) возведена на территории монастыря из белого камня предположительно в конце 1600-х годов.Бесстолпная одноглавая церковь с трапезной палатой.Раньше монастырские богослужения в зимнее время велись только в Амвросиевском храме. В конце XVII века он был перестроен под теплую больничную церковь, которую крытый переход соединял с Успенской церковью. После пожара в конце XVIII века Амвросиевский храм снова перестроили.Богослужения в Амвросиевском храме совершаются в день памяти святителя Амвросия (7/20 декабря) и при занятости Успенского храма. В остальные дни храм используется для выполнения молитвенного монашеского правила сестер. |
Автор: | ПЕТРОВИЧ [ 14 апр 2010 00:18 ] |
Успенский храм Новодевичьего монастыря 1685 - 1687 г.г. В 1685—1687 годах была построена обширная трапезная палата, одноэтажное строение на высокой подклети. Сводчатый потолок палаты, площадью свыше 390 квадратных метров, не имеет ни одного опорного столба. С восточной стороны к трапезной палате примыкает высокий четверик церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы.По своему первоначальному назначению храм Новодевичьего монастыря принадлежит к типу особых, строившихся только в монастырях храмов, - храмов-трапезных. Это сооружение полуцерковного, полугражданского характера: собственно храм занимает здесь небольшую часть; все остальное приноровлено для нужд, не имеющих непосредственного отношения к Богослужению. Храмы подобного типа возникали и созидались в общежительских монастырях. Наряду с храмом здесь строились и службы для общинной столовой. Соединение разнообразных частей в одно целое и создало характерный тип постройки, носящий название храм - трапезная. Трапезная Новодевичьего монастыря с Успенским храмом при ней представляет одно из наиболее величественных и интересных сооружений подобного рода. Монастырь длительное время являлся монастырем придворным, привилегированным, и его трапезная палата строилась с расчетом не только для повседневного столования иночествующих, но и для приема часто наезжавших сюда царей и других высокопоставленных лиц, устройства многолюдных праздников и поминальных обедов. Она представляет собой обширное (площадью свыше 2000 кв. м) хорошо освещенное, устроенное на высоком подклете здание с целым рядом залов, тремя парадными крыльцами и богатой наружной и внутренней отделкой. Собственно трапезная и храм при ней образуют единое сооружение, причем храм по отношению к трапезной сильно возвышен и равен двум кубам, поставленным один на другой. Храм имеет 2 этажа: внизу помещается "теплая" церковь во имя Успения Божией Матери, вверху - "холодная" (неотапливаемая) церковь в честь Сошествия Святого Духа. В нее ведет узкая лестница, устроенная в южной стене. Обе церкви и трапезная построены по распоряжению сестры Петра I царевны Софьи. Сооружение здания было связано с общей перестройкой монастыря. Почти весь монастырский поселок создан был тогда заново, в едином стиле. Характер архитектуры Успенской церкви с трапезной очень типичен для московского (нарышкинского) барокко. Высокий, столпообразный храм имеет примыкающие к нему более низкие алтарь с востока и трапезную с запада; формы окон и дверей прямоугольные, размеры их велики; на углах здания колонны, окна обрамлены наличниками; вся отделка отличается нарядностью; колористический эффект - красное (фон) с белым (декорации). Во время пожара 1796 года погибла роспись храма. Пять глав Успенской церкви заменили восьмигранным барабаном, увенчанным одной луковичной главкой, с тонкими колоннами по углам.Изменения сказались в следующем: разобрана широкая, открытая галерея на арках, окружающая палату, уничтожены кокошники, украшавшие верх церкви,переделаны 2 крыльца. Но и при этих переделках вид здания сохранился довольно близким к прежнему; капитальные части его не изменились, и оно осталось одним из лучших памятников русской архитектуры конца XVII века. Главный престол храма освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, западный придел — во имя благоверного князя Даниила Московского (в крестильном храме, устроенном в 1982 году в западной части трапезной), приставной придел — во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Во втором этаже Успенского храма — придел в честь Сошествия Святого Духа. Главный вход в храм - через северо-западное крыльцо. Оно примыкает к обширной прихожей-паперти, восточная стена которой украшена иконами, перед ними висят неугасимые лампады. Из прихожей в помещение трапезной - дверь, обрамленная интересным резным белокаменным порталом. Трапезная является сейчас основным местом стояния молящихся во время богослужений; посредством трех больших арок, имеющих художественно выполненное из резного белого камня обрамление, она соединяется с собственно храмом, который имеет небольшую площадь. Его внутреннее оформление новое: существующий в настоящее время иконостас установлен в 1945 году; ранее он находился в московской церкви в честь Святой Троицы в Хохлах. Иконостас деревянный, XVII века, состоит из четырех обычных ярусов икон; все иконы, за исключением нескольких местных современны ему. Оформление иконостаса выполнено в виде занавеса; по замыслу автора, оно должно напоминать алтарные преграды первых веков христианства, когда алтари отделялись простыми занавесами. Трапезная представляет собой обширный (площадью в 390 кв. м) хорошо освещенный зал, крытый единым, без промежуточных опор, сводом, в котором красиво врезываются сводики над оконными проемами. В правой части трапезной, у восточной стены, примыкающей к Успенскому храму, находится придел во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Придел имеет небольшой одноярусный деревянный иконостас, устроенный в 1956 году; все иконы его - позднего происхождения. Алтарь придела очень невелик по размерам; в нем совершаются, главным образом, ранние литургии. Раньше в Успенскую церковь на зиму переносили из собора главную святыню — Смоленскую икону Божией Матери. С 1964 года Успенский храм и Лопухинские палаты перешли в ведение митрополитов Крутицких и Коломенских, став их кафедральным собором и резиденцией. В помещениях при Успенском храме вплоть до 1981-го располагалось Издательство Московской Патриархии. Некоторое время тут же находились и производственные мастерские комбината «Софрино». В 1982 году отреставрированная и освященная Преображенская церковь получила статус митрополичьего крестового храма. 21 ноября 1994 года между Московским Епархиальным управлением и Государственным Историческим музеем заключен договор о совместном использовании зданий Новодевичьего монастыря. Церкви были возвращены Успенский храм с трапезной, Лопухин-ские палаты, Преображенская церковь, Царицынская, Лопухинская и Напрудная башни, корпус Филатьевского училища, Певческие и Погребовые палаты. |
Автор: | ПЕТРОВИЧ [ 14 апр 2010 23:00 ] |
Певческие палаты 1683-1688 г.г. В конце XVII в в 1683-1688 годах вдоль северной стены были построены обширные каменные кельи для монахинь «крылошанок», названные Певческим корпусом. Палаты одноэтажные ,каменные, сводчатые. В 1725 году по указу Петра I в палатах был открыт приют для девочек (подкидышей). В настоящее время Певческие палаты служат келейным корпусом,для монашек Новодевичьего монастыря. |
Автор: | ПЕТРОВИЧ [ 14 апр 2010 23:40 ] |
Стрелецкая караульня при Сетунской башне Стрелецкая караульня при Сетунской башне. Двухэтажные палаты для старших чинов стрелецких служб. Для защиты обители от набегов ногайских татар к ней был приписан для несения караульной службы гарнизон стрельцов. Около каждой угловой башни на территории монастыря были построения корпуса караулен огороженных внутренним высоким деревянным забором, в которых размещалось 350 стрельцов. Поскольку устав не позволял стрельцам находится на территории женской обители, для их прохода на стены крепости использовались въездные арки на круглых башнях. Мавзолей Волконских.(первая половина XIX века.) В Западной части Новодевичьего монастыря,недалеко от церкви Успения Божией Матери находится Мавзолей-семейная усыпальница Волконских . Волконские — известный и древний русский княжеский род. Казначейские палаты Одноэтажное сводчатое здание келий для стариц монастыря построено в конце XVII - начале XVIII веков. |
Автор: | ПЕТРОВИЧ [ 15 апр 2010 23:43 ] |
Ну вот мы и добрались до главной святыни Новодевичьего монастыря: Собор Смоленской иконы Божией Матери (Смоленский собор) 1524-1525 г.г. Как повествуют летописные источники, собор в честь Смоленской иконы Божией Матери был заложен в 1524 году и закончен к престольному празднику, 10 августа 1525-го. Впрочем, некоторые современные ученые склонны датировать собор 60-ми годами XVI века. Это не исключает того, что на месте Смоленского мог стоять первый каменный храм Новодевичьего монастыря, построенный Василием III, т.е. до 1533 года.По некоторым данным, строительство главного собора монастыря приписывают работе Алевиза Нового, но другие исследователи полагают, что строил его зодчий Нестор, погибший при строительстве. Собор Смоленской иконы Божией Матери - старейший храм Новодевичьего монастыря. Он по архитектуре схож с Успенским собором Московского Кремля, хотя и отличается от него по ряду особенностей.Четырехстолпный, крестовокупольный, пятиглавый, на высокой белокаменной подклети, Смоленский собор сложен из большемерного кирпича. Фасады практически лишены декора, только трехчастная апсида украшена тонким аркатурным пояском. Своды опираются на крестчатые столпы (новшество, привнесенное в русское зодчество итальянцами). Главы собора сдвинуты на восток, в сторону алтарной части, так что одно отделение здания оказывается не под куполами, а как бы вынесено вперед. Именно на алтарь, по замыслу древних зодчих, направлен сверху поток света, льющийся сквозь щелевидные окна в высоких барабанах под куполами. Собор окружен с трех сторон закрытой белокаменной галереей с арочными проемами, часть которых ныне заложена. В XVII веке с севера и юга к галерее пристроили два высоких крыльца. Их ступени ведут ко входу в собор. На галерее были устроены четыре маленькие придельные церкви. Сохранились две: во имя святых апостолов Прохора и Никанора, чья память совпадает с празднованием Смоленской иконе Богородицы, и во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Еще один малый престол в честь чуда Архангела Михаила в Хонех — в диаконнике собора. Собор очень велик. Высота от уровня пола подклети до креста — 42,5 м. Росписи, сохранившиеся в соборе, относятся к 1526 - 1530 годам,сводов — позже, в царствование Бориса Годунова. Во времена Бориса Годунова фрески были поновлены, но не переписаны.В XVII веке стены поновляли иконописные мастера И. Елизаров и Ф. Карпов. Их работой руководил Симон Ушаков. На одном из столпов — фреска его работы «Седьмой Вселенский собор». Росписи расположены в несколько ярусов. Закрасили их позже, и только при реставрации в советское время, когда собор отдали музею, стенам собора был возвращен первоначальный вид. Картины расположены в несколько ярусов на стенах и столпах и посвящены, главным образом, теме святых воинов и русских князей, чудесам Смоленской иконы Богоматери; в росписях прослеживается идея Москвы как третьего Рима. Это вполне объясняется временем их создания - периодом становления Российского государства. Росписи сводов, судя по стилю, все же были сделаны при Борисе Годунове. В 1600 году царь Борис Годунов подарил 70 икон для иконостаса Смоленского собора. Пятиярусный главный иконостас собора был сделан по заказу царевны Софьи в 1683 - 1686 годах мастерами Оружейной палаты.Он выполнен в новой для того времени технике сквозной, «флемской» (т.е. фламандской), резьбы. Иконостас, сделанный мастером из Шилова Климом Михайловым "со товарищи", резной и покрытый позолотой.От иконостаса, поставленного Борисом Годуновым в 1598 году, сохранились иконы верхних четырех рядов и одна икона местного ряда, изображающая святых благоверных князей Бориса и Глеба. В местном ряду иконостаса — иконы XVI—XVII веков. Они считаются вкладами русских царей, начиная с Ивана Грозного и до Петра I, Также в местном ряду «Спас Вседержитель» и «Архидиакон Стефан» Симона Ушакова, которые великий мастер создал на закате жизни. Эти и несколько других икон из Смоленского собора Новодевичьего монастыря стали его последними трудами.(фотографии выложу после открытия на летний период Собора,т.к. он на зиму закрывается и откроется после 15 мая,(архив к сожалению потерял). 10 августа 1995 года Святейший Патриарх Алексий II совершил первую после семидесятилетнего перерыва Божественную литургию в Смоленском соборе. А II ноября митрополит Ювеналий освятил храм во имя святителя Амвросия Медиоланского.Летом 1998-го над Москвой пронесся сильный ураган, причинивший урон и монастырю. Разгулом стихии были снесены кресты. Интересно, что в это же время на закрытом макете монастыря, установленном на его территории, кресты упали так же, как и в реальности. За год обитель полностью восстановили. В 1994 здесь снова был учрежден женский монастырь. Монастырской общине были переданы не все здания - часть их осталась в ведении музея, в том числе древний Смоленский собор, ровесник монастыря. С 1995 года в Смоленском соборе проводятся службы по престольным праздникам. В настоящее время Собор Смоленской иконы Божией Матери (Смоленский собор) находится в совмесном пользовании ГИМа и РПЦ. |
Автор: | ПЕТРОВИЧ [ 17 апр 2010 00:11 ] |
Несколько слов надо сказать и о Новодевичьем кладбище. Новодевичье кладбище делится на «старое» и «новое». Тихое «старое» находится на территории самого монастыря. В 1898 году решили расширить некрополь, и новая его часть, вышедшая за южную стену обители, была обнесена оградой, созданной по проекту архитектора Ивана Павловича Машкова. Официально «новое» кладбище открылось в 1904 году. На монастырском погосте вокруг Смоленского собора и Успенской церкви покоятся: герой Отечественной войны 1812 поэт Денис Давыдов, декабристы Сергей Трубецкой и Матвей Муравьев-Апостол, историки Михаил Погодин и Сергей Соловьев, археолог граф Алексей Уваров, писатели Михаил Загоскин, Иван Лажечников, Всеволод Соловьев, Алексей Писемский, Алексей Плещеев, философ Владимир Соловьев, генерал Алексей Брусилов, основатели Трехгорной мануфактуры купцы Прохоровы, отец Андрея Белого, математик, профессор Московского университета Николай Бугаев... В 1925 году на территории Новодевичьего монастыря находилось 2811 надгробных памятников. После Октябрьской революции новая часть монастырского некрополя стала подведомственна Хамовническому райсовету и превратилась в рядовое место погребения москвичей. Но уже в 1927 году Новодевичье кладбище по решению ВЦИК было «выделено для захоронения лиц с общественным положением» и стало вторым по степени почетности местом погребения в СССР — после Кремлевской стены. В 1929-м была проведена «реконструкция», почти полностью уничтожившая некрополь. Среди утерянных — могила монахини Сарры, спасшей монастырь от взрывав 1812 году, захоронения блаженных: Ивана Трифоновича, Симеона Ивановича Бутаева, Феодосия Павловича; погребения сестер обители. Сейчас в стенах Новодевичьего — около 115 надгробий. В 1930-е на Новодевичье кладбище перенесли могилы многих знаменитых людей — первоначальные места их захоронения были уничтожены советской властью. Из Симонова монастыря перенесли прах поэта Д. Веневитинова, С. и К. Аксаковых; с Дорогомиловского еврейского кладбища — прах художника И. Левитана; с кладбища Свято-Данилова монастыря — П. и С. Третьяковых, славянофила А. Хомякова, Н. Языкова, композитора Н. Рубинштейна. Также с Даниловского кладбища перенесли на Новодевичье останки Николая Васильевича Гоголя. При этом группа советских писателей, присутствовавших на эксгумации, по свидетельству очевидцев, осквернила прах, взяв «на сувениры» фрагменты сюртука, обшивки гроба, башмаки и даже ребро Гоголя. В 1951 году, к столетию со дня смерти русского гения, на его могиле вместо гранитной голгофы с крестом установили мраморный бюст работы скульптора Н. Томского, с надписью: «Н. В. Гоголю от правительства Советского Союза». Голгофа, в свое время доставленная по поручению С. Аксакова с побережья Черного моря специально для памятника Гоголю, оказалась в мастерской по изготовлению надгробий. Тут она была обнаружена вдовой писателя Михаила Булгакова. В 1953 году голгофу с могилы Гоголя установили на могиле Булгакова, на том же Новодевичьем кладбище. С 1949 года «новое» кладбище стало расширяться еще дальше к югу, давая последний приют видным деятелям государства, военным, ученым, писателям, композиторам, артистам. Здесь лежат представители русской словесности разных эпох — А. Чехов, Андрей Белый, В. Брюсов, Демьян Бедный,A.Н. Толстой, Д. Андреев, В. Вересаев,B.Гиляровский, С. Маршак, В. Маяковский, А. Твардовский, Э. Багрицкий, Ю. Олеша, А. Фадеев, И. Эренбург,A.Барто, И. Ильф, В. Шукшин...Академики — хирург Н. Бурденко, генетик С. Вавилов, естествоиспытатель B.Вернадский, полярник-математик О. Шмидт, психиатр П. Ганнушкин.Композиторы — С. Прокофьев, А. Скрябин, С. Танеев, Д. Шостакович, А. Александров, Н. Богословский, И. Дунаевский.Режиссеры, актеры, певцы — Е. Вахтангов, В. Качалов, И. Москвин, А. Нежданова, В. Немирович-Данченко, Л. Собинов, К. Станиславский, Л. Орлова, А. Вертинский, С. Бондарчук, Е. Евстигнеев, О. Ефремов, М. Жаров, Е. Леонов, А. Папанов, А. Райкин... Сюда перенесли прах М. Ермоловой и Ф. Шаляпина. Здесь похоронили жену Сталина Надежду Аллилуеву. И — Никиту Сергеевича Хрущева, памятник ему — модернистский, из контрастных угловатых форм — создал Эрнст Неизвестный, один из тех художников, кого Хрущев «разгромил» в Манеже в 1962 году. На Новодевичьем кладбище погребены первый президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин и первая леди СССР —P.M. Горбачева. Сейчас площадь кладбища составляет около 7 гектаров. Многие его надгробия имеют высокую художественную ценность, в том числе работы скульпторов И. Шадра, Н. Андреева, С. Коненкова, В. Мухиной, С. Меркурова, М. Аникушииа, Е. Вучетича, Л. Кербеля... С 1977 года на Новодевичье кладбище пускали только по особым пропускам. В 1990-м вход на кладбище стал платным. |
Автор: | ПЕТРОВИЧ [ 17 апр 2010 14:29 ] |
ЧАСОВНЯ ПРОХОРОВЫХ В МОСКОВСКОМ НОВОДЕВИЧЬЕМ МОНАСТЫРЕ В Новодевичьем монастыре, неподалеку от величественного Смоленского собора, скромно расположилась небольшая часовенка, принадлежащая членам семьи бывших владельцев знаменитой Трехгорной мануфактуры - фабрикантов Прохоровых. Она построена в начале ХХ века, на средства последнего владельца мануфактуры - Николая Ивановича Прохорова-архитектором В.А.Покровским и привлекает к себе внимание красотой и изяществом своих форм, являясь превосходным примером зрелого неорусского стиля, опиравшегося на традиции древнерусского храмового зодчества. Возведение часовни на территории некрополя Новодевичьего монастыря - неслучайно: по древней традиции монастырский некрополь символизировал связь поколоней и близость погребенных к Богу. Первоначально, здесь находились захоронения монахинь и настоятельниц, но постепенно он стал местом погребения выдающихся государственных деятелей, военноначальников и воинов-защитников,представителей русской культуры. К концу XIX - началу XX веков крупнейшие дворянские и купеческие фамилии стали возводить на территории московских монастырей родовые усыпальницы, многие из которых признаны сегодня шедеврами мемориальной архитектуры.Строительство Прохоровской часовни началось в 1911 году и продолжалось в течении пяти лет. Согласно сведениям из семейного архива Прохоровых, в августе 1911 года, после разрешения инспекторского отдела московского градоначальника, в строящуюся часовню были перенесены захоронения пяти членов семьи Прохоровых, находящиеся раньше неподалеку от Смоленского собора: Ивана Яковлевича Прохорова и его супруги - Анны Алексеевны Прохоровой, урожденной Алексеевой, (родителей Н.И. и С.И.Прохоровых), их дочери Л.И.Соколовой-Бородкиной, внучки Анны Алехиной и брата Ивана Яковлевича - Алексея. Жизнь Ивана Яковлевича была тесно связана с Новодевичьим монастырем, так как в нем в течении долгих лет находилась его вдовствующая сестра. Иван Яковлевич в течении двадцати пяти лет возглавлял Товарищество Трехгорной мануфактуры. Отличительными чертами его характера были необыкновенная энергичность и предприимчивость. Именно благодаря этим качествам мануфактура процветала, несмотря на все трудности: фабрика пережила пожар, уничтоживший многие корпуса, но,благодаря Ивану Яковлевичу, была полностью восстановлена. В октябре 1882 года, в возрасте сорока пяти лет, владелец мануфактуры скончался, оставив после себя хорошо отлаженное производство. Его сыновья Николай и Сергей, по желанию которых и была построена часовня, стали следующими владельцами Трехгорки. Немного позднее в родовой усыпальнице были погребены Е.И.Беклемишева,дочь И.Я.Прохорова, его внук - Б.И.Гвозданович и зять А.И.Алехин. Екатерина Ивановна Беклемишева - известный скульптор - во время голода 1892 года открыла в Черниговском уезде столовую для голодающих и больницу, в которой сама ухаживала за больными и заразилась тифом. Автором проекта Прохоровской часовни, по желанию Н.И.Прохорова, стал петербургский архитектор В.А.Покровский. Выбор Н.И.Прохорова не случаен. Ему был особенно близок тот дух древнерусского храмового строительства, который присутствовал практически во всех произведениях мастера. Им построен Федоровский собор в Царском селе, храм-памятник на поле битвы под Лейпцигом и др. Покровский знаменит и как автор проекта здания Государственного банка на улице Покровской, в Нижнем Новгороде.В.А.Покровский занимается разработкой "неорусского" стиля в архитектуре, но не просто "цитирует" формы древнего храмового зодчества, а переосмысляет их, стилизует в соответствии с эстетическими взглядами своего времени. Принцип стилизации, положенный в основу, помогает ему объединять в одном произведении элементы различных архитектурных школ, создавая своебразный "собирательный" образ. В своем обращении к образам древнерусского храмового зодчества. В основу архитектурной композиции Прохоровской часовни положен тип одноглавой бесстолпной церкви, квадратной в плане и не имеющей апсиды. Двойной ряд килевидных закомар в виде кокошников и небольшая шлемовидная главка, уподобляют форму часовни свече и напоминают о том "молитвенном горении к небесам", о котором писал Е.Н.Трубецкой.Тема вечной жизни раскрыта В.А.Покровским не только в символике архитектурных форм, но и в символических образах рельефов часовни.Барельеф, в закомарах западного фасада, изображающий двух ангелов у образа Спаса Нерукотворного, в строгом и проницательном взгляде которого прочитывается напоминание о судном дне, - особенно выразителен. Фигуры ангелов, со сложенными за спиной крыльями стилизованы, в них зодчий нивелирует пластический объем , выявляя линейно-графическое начало и это придает фигурам легкость и бестелесность, а их тонко проработанным ликам - особую одухотворенность.Сила эмоционального воздействия заключается и в сопоставлении состояний: тихой просветленной скорби ангела с опущенной головой и страдающего ангела, устремившего свой взор ввысь. В рельефах портала и ажурной каменной ограды, зодчий воплотил образы христианской символики. Изображения орлов в медальонах портала, напоминают "орлиные капители" и "орлиные кафедры" средневековых романских соборов. С глубокой древности орлы почитались как символы солнечной силы, огня и бессмертия, а в библейской символике орел считался воплощением божественной любви, силы и мощи. В средние века орел считался символом крещения и воскрешения. В резной каменной ограде, на цоколе из красного гранита,перед входом в часовню, изображения птиц,цветов и виноградной лозы, символизируют растительность Райского Сада: в них мотивы средневековой белокаменной резьбы соединяются со стилистикой эпохи модерна. Мозаики для Прохоровской часовни были выполнены мастерской Фролова, специализировавшейся на изготовлении мозаик для оформления архитектурных сооружений. Эта мастерская была хорошо известна в России на рубеже веков и выполняла как государственные, так и частные заказы.Она была основана в 1890 году и находилась в Петербурге. Помимо мастерской Фролова, в строительстве часовни принимала участие мастерская Я.И.Филотей, бывшая Томсон, основанная в 1870 году в Петербурге. Она занималась изготовлением монументов, киотов, порталов, облицовкой зданий и обработкой мрамора и была не менее известна. Ажурные металлические решетки для окон, двери и калитка, изготовлены мастерской Хлебникова.При участии обеих мастерских А.В.Щусевым был построен памятник живописца Архипа Ивановича Куинджи, на Смоленском кладбище в Петербурге, откуда он был перенесен в Александро-Невскую Лавру. Прохоровская часовня не единственное мемориальное произведение В.А.Покровского:в 1906-1907 годах им были спроектированы усыпальница Сапожниковых в Александро-Невской Лавре и Голубевых и Посполитаки в Новодевичьем монастыре в Петербурге. Часовня, созданная В.А.Покровским,для замечательной семьи русских предпринимателей,гармонично вписывается в архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря и является одним из лучших мемориальных сооружений начала ХХ века. |
Автор: | ПЕТРОВИЧ [ 18 апр 2010 01:13 ] |
С монастырями России связано много в жизни русского человека. Ведь все основные события христианина протекали в церкви - там его крестили, затем венчали и, наконец, отпевали. Сейчас многое делается для того, чтобы возродить лучшие православные традиции и святыни, и, прежде всего, это касается восстановления монастырей и церквей. Новодевичий монастырь - это выдающийся памятник архитектуры XVI - XVII веков, а историко - культурное значение просто огромно, благодаря огромным коллекциям ценнейших раритетов. Новодевичий монастырь включен ЮНЕСКО в список всемирного культурного наследия, поскольку считается одним из старейших и красивейших монастырей России. Статус объекта ЮНЕСКО может быть присвоен только тогда, когда постройку удается сохранить в первозданном виде, а таких объектов в России не так много - всего 21 (Московский Кремль, Красная площадь, Исторический центр Санкт-Петербурга, пригороды и фортификационные сооружения,архитектурный ансамбль Троице - Сергиевой лавры, Китайгородская стена,Кижский погост,озеро Байкал,Исторический центр Великого Новгорода и памятники окрестностей и др.) И, конечно же, Новодевичий монастырь по праву включен в этот список. Ну а мы покидаем стены Новодевичьего монастыря и пройдемся по парку который разбит рядом с монастырским прудом. Спасибо всем за внимание. |
Автор: | Belgar [ 18 апр 2010 07:23 ] |
А мне утки понравились и бронзовые и настоящие! |
Автор: | mazbr [ 18 апр 2010 13:23 ] |
Хороший рассказ, спасибо. Жаль, что сейчас происходит это заигрывание власти и церкви (кто перед кем). И очень, конечно, лживые слова про восстановление справедливости. Ведь исторический факт заключается в том, что почти вся церковная собственность стала собственностью государства не в 1917 году, а указом Екатерины в 1764 году. Изданный ранее указ от 1759 года гласил о неотчуждаемости приходской земли. И ее накопилось к 1917 году довольно много, почти 30 тыс. квадратных метров по всей стране. И именно ее и только ее отобрали большевики, остальное отобрала Екатерина более 150 лет назад. При этом нужно понимать, что эта самая приходская земля принадлежала приходам, общинам. Создавалась на их средства и частично на средства государства, т.е. Синода. Т.е. нужно понимать, что ни о каком возврате не может быть и речи. Если что и "возвращают", то это нужно расценивать как дар государства общественной организации под названием РПЦ, зарегистрированной в мае 1991 года. Может ли быть общественная организация от 1991 года правопреемником Православной кафолической греко-российской церкви, возглавляемой царём и управляемой Священным Синодом под руководством обер-прокурора? И самое главное - наследником собственности, которую отобрали еще в 18 веке, которая была частной, общиной и государственной с 1764 года? Ведь и тогда и в 1917 году имущество отобрали не у РПЦ, а у общин и частных лиц. Лично мне очень не нравится нынешняя политика и заигрывание с РПЦ. |
Автор: | ПЕТРОВИЧ [ 18 апр 2010 18:41 ] |
mazbr писал(а): Хороший рассказ, спасибо. Жаль, что сейчас происходит это заигрывание власти и церкви (кто перед кем). И очень, конечно, лживые слова про восстановление справедливости. Ведь исторический факт заключается в том, что почти вся церковная собственность стала собственностью государства не в 1917 году, а указом Екатерины в 1764 году. Изданный ранее указ от 1759 года гласил о неотчуждаемости приходской земли. И ее накопилось к 1917 году довольно много, почти 30 тыс. квадратных метров по всей стране. И именно ее и только ее отобрали большевики, остальное отобрала Екатерина более 150 лет назад. При этом нужно понимать, что эта самая приходская земля принадлежала приходам, общинам. Создавалась на их средства и частично на средства государства, т.е. Синода. Т.е. нужно понимать, что ни о каком возврате не может быть и речи. Если что и "возвращают", то это нужно расценивать как дар государства общественной организации под названием РПЦ, зарегистрированной в мае 1991 года. Может ли быть общественная организация от 1991 года правопреемником Православной кафолической греко-российской церкви, возглавляемой царём и управляемой Священным Синодом под руководством обер-прокурора? И самое главное - наследником собственности, которую отобрали еще в 18 веке, которая была частной, общиной и государственной с 1764 года? Ведь и тогда и в 1917 году имущество отобрали не у РПЦ, а у общин и частных лиц. Лично мне очень не нравится нынешняя политика и заигрывание с РПЦ. Да,ситуация которая разворачивается вокруг музееев и их ценностей ох какая-музейщикам не позавидуешь ,то что делает министр культуры Авдеев с подачи премьера Путина угодой для РПЦ по другому не назовешь.Сейчас готовится передача 20 обьектов исторического наследия России в ведение РПЦ- и это все в тихушку от народа,потом как свершившееся де-факто поставят в известнось. Но информация утекла из источников и стало гластной ,работники культуры,реставраторы,историки,музейшики начали вставать на защиту ценностей,которые ни под какими благими намерениями нельзя передавать в условия в которых они будут содержаться в РПЦ.Патриарх Кирилл же высказал свое мнение касающеяся деятелей культуры,практически предал их анафеме и дал понять что ценности должны быть переданны в ведения РПЦ.Тут уже не заигрывание а далеко идушее давление РПЦ на власть,хотя церковь полностью отделена от государтва.Работники культуры направили письмо Президенту Медведеву с просьбой остановить передел собственности и не передавать достояние народа в руки РПЦ,остановить Законопроект о передаче РПЦ госимущества.Как считают деятели искусства и науки, в сегодняшней версии законопроекта, "разработанной в основном Министерством экономического развития, присутствуют положения, прямо противоречащие ряду норм действующего законодательства и угрожающие сохранению основ национальной культуры". "Новый закон предполагает (…) передачу религиозным организациям памятников истории и культуры, признанных общенациональным и мировым достоянием", - говорится в документе.Как отмечают авторы обращения, "число этих памятников невелико и на общем фоне составляет доли процента, но их значение невозможно переоценить". "За ними требуется постоянный уход, который возможно осуществлять только в режиме музейного хранения", - поясняется в письме. В первую очередь это касается храмов, где сохранились росписи и иконостасы XI-XVII вв. "Лишение древних памятников их музейного статуса будет означать отказ от признания церковного и шире - религиозного искусства неотъемлемой частью великой культуры России и в итоге приведет к разделению народа исключительно по конфессиональному принципу. Это породит в душах людей вместо любви, гармонии и мира, беспокойство, раздражение и взаимную вражду", - считают авторы обращения. Они убеждены, что в разработке закона наряду с представителями Церкви "непременно должны принять участие ученые, реставраторы и музейные работники, и составлен этот закон должен быть так, чтобы не угрожать ни сохранности памятников церковного искусства и архитектуры, ни целостности существующих музейных коллекций". Письмо подписали более 40 деятелей науки и культуры. Среди них - руководители Государственного Исторического музея Александр Шкурко, Третьяковской галереи Ирина Лебедева, музеев Московского Кремля Елена Гагарина, Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Геннадий Попов, Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков, Института археологии РАН Николай Макаров, Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Михаил Мейер, Государственного архива РФ Сергей Мироненко, Государственной Исторической библиотеки Михаил Афанасьев, кинорежиссер Павел Лунгин. Сейчас готовится второе обращение к президенту РФ в котором будет список обьектов культурного наследия (их там порядка 70) которые категорически нельзя передавать в ведение РПЦ. (ИМХО)Ну конечно не мешало бы напомнить нынешнему главе РПЦ о том,когда он будучи занимая должность по связям с общественностью в РПЦ, РПЦ занималась ввозом на территорию РФ спирта,алкогольной продукции,и табака в лихие 90, при первом президенте РФ(имея на то официальные лицензии и квоты от государства) вроде как не самыми прямыми благими делами которыми должна заниматься церковь.(просто уже много воды с тех пор утекло,но двойные стандарты везде остаются). Вот такие не совсем радостные времена. |
Автор: | Старый русский [ 22 апр 2010 00:25 ] |
Были Новодевичем монастыре в январе 2010 года. Было снежно и морозно. Вот решили добавить немного своего творчества. |
Автор: | ПЕТРОВИЧ [ 22 апр 2010 02:21 ] |
Алексей,ай да молодцы!Спасибо что добавили своих работ (я тоже в этом году после снегопада там тоже снимал,но к сожалению хард с архивом рухнул,а поднять смог только 80%,много потерял работ,зато здорово когда есть кому что то добавить). |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |