В 2014 году волжские пароходы-близнецы СПАРТАК и ВОЛОДАРСКИЙ отметили бы свой вековой юбилей. Но к сожалению уже 13 лет прошло с тех пор, как их нет с нами. Но всё-таки не вспомнить об этих судах в год их юбилея было бы неправильно.
В качестве основы для этой темы я возьму статью, которая была написана 10 лет назад - к 90-летию парохода и дополню её архивными фотографиями.
Если администратор или модераторы посчитают, что в этой ветке данной теме не место, то естественно её можно спокойно переместить в другую, подходящую ветку.Последнее слово пароходной техники
К 100-летию парохода «Великая княжна Ольга Николаевна» Славной вехой в истории волжского флота стало появление на Волге в 1914 году лучших пассажирских судов ХХ столетия – пароходов «Великая княжна Ольга Николаевна» и «Великая княжна Татьяна Николаевна». Суда были построены на Сормовском заводе по заказу правления общества «Самолет». «…Пароходы представляют из себя последнее слово в области волжской пароходной техники и той роскоши, какая стала вводиться на пароходах для привлечения классной публики. Конечно, «гвоздь» нового парохода – рубка 1 класса. Она поражает обилием света. Большие от потолка до пола окна зеркального стекла, между которыми расставлены в соответствующей симметрии колонки из натурального полированного венгерского ясеня. Из этого ясеня вся отделка в рубке в строго выдержанном «стиле Людовика IV». Роскошные каюты 1 класса отделаны дорогой инкрустацией, выписанной из Либавы, имеют удобные ложа, гардеробчики и т.п.», – писал «Нижегородский листок».
Имена дочерей русского царя были присвоены волжским пароходам с особого разрешения Императора Николая II.
25 июня 1914 года в 12 часов по полудни вышла в свой первый рейс из Нижнего до Астрахани «Великая княжна Ольга Николаевна» (впоследствии «Володарский»). Накануне, 22 июня, состоялось освящение парохода особым церковным чином, с окроплением палуб, кают и машинных отделений святой водой.
Среди первых пассажиров были богатые дамы и солидные мужчины, многие при орденах, в генеральских мундирах, подъезжали в пролетках и каретах, а также чиновники, купечество. Играл духовой оркестр, гостей у трапа встречали представители пароходного общества «Самолет» и первый помощник капитана. Командир корабля Федор Рафаилович Поплавский – на капитанском мостике. Около рубки присутствуют избранные из гостей-пассажиров. В штурвальной рубке лоцман с положенной «по форме» бородой, третий помощник капитана и штурвальный.
…Третий свисток. Гром оркестра. И пароход отправился в свою долгую и счастливую жизнь.
Надпись ручкой на фото: "В первом рейсе. VII - 1914 г." Будем считать это опиской, т.к. мы теперь знаем о том, что первый рейс парохода состоялся в конце июня. Капитанами на «Володарский», как правило, назначались лучшие из лучших. Первые три года пароходом командовал Ф.Р. Поплавский.
Навигация 1917 года началась с новшества: пароход вышел с новым именем – «Алеша Попович». Первый рейс был успешным. 10 мая пароход вышел во второй рейс.
В этот год разлив Волги был могучим, и еще не везде была установлена судовая обстановка, ночью ниже Симбирска пароход вышел за судовой ход и сел на мель. Сняться своими силами не смогли, вода быстро спадала.
Пассажиров и часть груза забрал пароход «Князь Андрей Боголюбский», а «Алеша Попович», когда вода сошла, оказался на ровном лугу. Это спасло его от перелома корпуса.
Общество «Самолет» срочно приступило к переговорам с иностранными инженерами о перемещении парохода на Волгу. Однако запрошенная ими плата за операцию была слишком высока, и от «спецов» отказались. Поиск новых умельцев привел к жителю Верхнего Услона Трифону Терентьевичу Кленкову – мастеру по судоподъему и съемке судов с мелей. За 40 тысяч рублей плюс 10 тысяч за благополучную съемку он подрядился снять пароход с мели за 28 дней. Несмотря на то, что в работах в основном принимали участие женщины – шла война, – судно успешно было возвращено на Волгу, и через три часа пароход уже шел в Нижний. После этого события на пароход был назначен новый капитан Л.П. Тюрин, который впоследствии долгое время работал начальником штурманского отделения в Нижегородском речном училище.
В начале 1923 г. его сменил А.И.Яковлев. Андрей Иосифович – яркая личность на Волге, окончив мореходные классы в Рыбинске, стал плавать юнгой на шхуне «Севан», рулевым на пароходе «Жуковский», помощником капитана на портовых буксирах, посчастливилось встретиться с адмиралом Макаровым, был привлечен к приемке ледокола «Ермак» в Англии и награжден именными часами, видел знаменитого путешественника Миклухо-Маклая. До «Володарского» начиная с 1897 г. он капитанил на волжских пароходах «Тверь», «Гончаров». Среди молодых речников Андрей Иосифович завоевал авторитет и популярность, работая в Нижегородском речном училище. Более того, всю жизнь увлекаясь судомоделизмом, он изготовил целую флотилию моделей судов, которые сегодня хранятся в разных музеях страны.
Длительное время, с 1931 года, капитаном на знаменитом пароходе был П.П. Умнов. Родившись на Волге, Павел Прокопьевич свою жизнь посвятил родной реке. Команда «Володарского» под его руководством многократно признавалась победителем соцсоревнования, а командир, награжденный орденами Знак Почета и Трудового Красного Знамени, – лучшим капитаном на Волге.
В 1938 году пароход работал без лоцманов, и по новому каналу на Москву он пошел одним из первых.
В годы войны «Володарский» совершал рейсы на Сталинград с воинскими подкреплениями и техникой, вывозил из города женщин, детей, стариков. После гибели парохода «Иосиф Сталин» ходил только до Камышина. В честь Победы 9 мая 1945 года «Володарскому был навечно вручен вымпел Госкомитета обороны и Наркомречфлота.
В 1949 году прямо на капитанском мостике П.П. Умнов скончался.
Павел Прокопьевич Умнов В послевоенные годы «Володарским» руководили В.В. Сонис в 1950-51 г.г., А.И. Торсуков в 1951-55 г.г., В.А. Кириллов в 1955-56 г.г., И.Г. Аникин в 1957-58 г.г., А.И. Автономов в 1958-67 г.г., Н.И. Плотников в 1959-60 г.г., В.А. Минеев в 1960 г., М.С. Большаков в 1963-67 г.г., К.С. Миронов в 1968-75 г.г.
Александр Иванович Торсуков, сын волжского лоцмана, с молоком матери впитал любовь к Волге и свято служил ей. На флоте начал работать в 15 лет матросом и дорос до прославленного капитана. Пользуясь большим авторитетом и уважением коллег, он активно занимался общественной деятельностью, избирался депутатом Верховного Совета СССР. «Ольга Стахеева», «Ориноко», «Петр Чайковский», «Канонерка № 7», «Аткарск», «Семнадцатый год», «Карл Либкнехт», «25-е октября», «Родина» – вот перечень судов, на которых 48 лет отслужил Торсуков до того, как в 1958 г. сошел с капитанского мостика.
В.А.Кириллов, служивший под командованием, А.И. Торсукова писал: «Это был известный на Волге судоводитель. Казалось, он мог вести судно с закрытыми глазами – так хорошо знал Волгу. Александр Иванович мог быстро и точно оценивать сложившуюся на реке ситуацию, мгновенно взвешивал варианты и всегда находил правильное решение. Не знаю судоводителя, который мог лучше Александра Ивановича передать свои знания другим. Торсуков был не только искусным капитаном. Высок был его авторитет как человека принципиального и твердого, отзывчивого товарища и надежного друга».
Александр Иванович Торсуков С 1975 года «Володарским» командовал Н.К. Фунтов. В 25 лет Николай Константинович был назначен капитаном на буксирный теплоход «Геннадий Невельский», что считается на флоте редким явлением. На «Володарском» Фунтов продолжал традиции, заложенные его именитыми предшественниками. Именно Николай Константинович сохранил малую толику вещей с «Володарского» и в настоящее время некоторые из них передал в дар музею Волжского пароходства.
Николай Константинович Фунтов «Великая княжна Ольга Николаевна» – «Володарский» – пароход, не только достойно завершивший век пара в пассажирском флоте на Волге, но и показавший себя замечательным судном-тружеником. Он стал частью истории Волги. На его борту проходили съемки замечательных художественных фильмов «Хождение по мукам», «Очарованный странник» и «Васса».
К сожалению, судьба «Володарского», как и его брата-близнеца, завершилась печально. Но об этом вы узнаете в другой теме на форуме.
Галина Абаева, директор музея речного флота.
Эта статья увидела свет 25 июня 2004 года в газете "Большая Волга" (сейчас это газета "Волго-Невский проспект").Вот перед вами эта самая статья.
А этот стенд, посвящённый 100-летнему юбилею парохода в этом году занял почётное место в экспозиции музея речного флота в Нижнем Новгороде.