В этой теме хочу рассказать о втором пароходе-близнеце СПАРТАКе.
А в качестве основы для этой темы я возьму статью, написанную в 2004 году и дополню её архивными фотографиями.
Жестокий романс последнего парохода
30 июля 1914 года началась жизнь парохода-близнеца «Великой княжны Ольги Николаевны», получившего имя второй царской дочери – Татьяны.
В 1917 г. он был переименован в «Добрыню Никитича», с 1918 г. ходил под именем «Спартак».
Этот пароход поистине можно назвать пароходом-тружеником. В период Гражданской войны на нём был размещен штаб Волжской военной флотилии. Первым капитаном «Великой княжны Татьяны Николаевны» был один из лучших самолетских командиров С.М. Захаров, потом Д.Д. Маматов, Б.Г. Иванов, Н.М. Богатов, Н.И. Старостин, С.А. Напитухин ( 1943 -1956 г.г.). За каждой фамилией стоят живые люди со своим характером, привычками и профессиональным опытом и каждый из них служил великой русской реке.
Отдельно несколько слов хочется сказать о двух капитанах.
Маматов Д.Д. – капитан парохода в 1918 г. Дворянского происхождения, встал на сторону революции с первых ее дней. Во время мятежа эсеров в Ярославле пароход был обстрелян и вражеская пуля сразила капитана прямо на мостике. В память о нем «самолетский» товаро-пассажирский пароход «Князь Юрий Суздальский» получил название «Капитан Маматов».
Д.Д. МаматовСергей Алексеевич Напитухин – коренной волгарь, родившийся в семье потомственных речников в столице волжских капитанов Кадницы. Напитухина называли на Волге «капитан капитанов», тем самым выражали глубочайшее уважение прославленному речнику. Его отец, Алексей Андреевич, передал детям в наследство великое трудолюбие, скромность, целеустремленность, а больше всего – неукротимую любовь к великой Волге. Путь становления и профессионального роста Сергей Алексеевич прошел так же, как и многие волгари. Начинал матросом, проплавал 48 навигаций на Волге, из них 35 лет – капитаном, в том числе в военные годы был капитаном на теплоходе «Академик Тимирязев». В годы командования «Спартаком» был награжден орденами Ленина и Красной Звезды. В 1957-1858 годах ему посчастливилось быть на приемке флагмана Волжского флота дизель-электрохода «Ленин», на котором он отслужил до 1965 года.
Сергей Алексеевич НапитухинВ конце сентября 1918 года «Спартак» был мобилизован и вошел в состав Волжской военной флотилии в качестве транспорта, а затем - штабного корабля Волжско-Каспийской военной флотилии.
По уровню обслуживания пассажиров экипаж «Спартака» всегда был среди лучших. В разное время на нем побывало немало известных людей, любителей путешествовать по Волге. Всех перечислить невозможно, но вот о чем вспоминает дочь капитана Напитухина: «В 1943 году, во время эвакуации, на «Спартаке» оказалась Екатерина Павловна Пешкова, жена А.М. Горького. Отец познакомился с ней и впоследствии эта случайная встреча переросла в многолетнюю дружбу. В нашей семье и сейчас хранятся подарки от Екатерины Павловны, например чайница с дарственной надписью».
Салон-ресторан на пароходе СПАРТАКПосле Напитухина экипаж «Спартака» возглавлял Федор Тимофеевич Ильичев. В 80-х годах капитану «Спартака» Борису Васильевичу Бородулину было присвоено почетное звание «Специалист высшего класса». Последним на капитанский мостик старейшего парохода встал Валерьян Николаевич Резчиков. Передавая из рук в руки капитанскую эстафету, на пароходах-близнецах «Спартак» и «Володарский» речники вели неофициальную школу штурманского искусства.
Три четверти века любимый пароход бегал по Волге. Машины его, трудясь без устали, отработали с 1914 года до последнего рейса. А вот корпусу потребовался не один капитальный ремонт. Хорошее состояние машины и котлов – заслуга механиков парохода: А.П. Гущина, Ф.Н. Степанова, В.И. Плеснева, К.А. Смирнова, В.П. Бебенина.
Пароход прожил счастливую жизнь, много радостных минут они подарили путешествующим по Волге людям. Многие помнят их и по сей день. Были в его жизни и романтические эпизоды: на старости лет под именем «Ласточка» снимался «Спартак» в известном фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс».
СПАРТАК в фильме Эльдара Рязанова "Жестокий романс"Своим трудом «Спартак» и «Володарский» заслужили благодарную человеческую память.
Но увы!
На рубеже 80-90-х годов прошлого века в Москве весьма активно действовало некое совместное предприятие «Бородино». Именно эта фирма приняла решение забрать себе три оставшихся на Волге пассажирских парохода. При этом если «Володарский» стоял в затоне по причине поломки паровой машины и «Память Азина» тоже требовал ремонта, то исправно работающего «Спартака» отправили в затон, сняв с линии. По задумке все они должны были отправиться за границу на капитальный ремонт и восстановление. Затем один из пароходов с сохраненными интерьерами кают и всех судовых помещений предполагалось вернуть на Волгу, а два других отправить в Англию, на Темзу. Но «благие намерения», как всегда, умостили дорогу в ад: прибывшие в затон представители «Бородино» сняли с пароходов все, что могло представлять ценность. Старинные светильники, серебряная посуда, декоративные элементы отделки интерьеров… Все, что представляло хоть какой-то художественный или исторический интерес, было вывезено, а разграбленные пароходы потащили вниз по Волге и Дону, до Ростова-на-Дону. В течение нескольких лет они стояли у стенки набережной Ростова. Местные жители, продолжая разграбление, поснимали с них деревянную обшивку, паркет, зеркала, дверные ручки и даже обои. Одновременно вокруг пароходов разворачивались настоящие баталии между экологами, владельцами и претендентами на ремонт пароходов. В результате уникальные памятники отечественного парового судостроения погибли, сгорели.
СПАРТАК у причалов Ростова на Дону. Начало 90-х годов прошлого века (два кадра)СПАРТАК и ВОЛОДАРСКИЙ у причалов Ростова на Дону. Начало 90-х годов прошлого века (два кадра)СПАРТАК и ВОЛОДАРСКИЙ в затоне Аксая (Ростовская область) доживают свой век А виноватых, как водится, нет.
Галина Абаева, директор музея речного флота.
При написании статьи использованы следующие материалы: Богданов Б.В. «70 навигаций ветерана»,
Ежов М.П. «Рассказы волжского штурмана»,
Информационные материалы портала Infoflot.ru,
Фото из фондов музея речного флота и из личного архива А.И. Шашина
Оригинал статьи, которая послужила основой для этой темы из газеты "Большая Волга" (в настоящее время "Волго-Невский проспект") (два кадра)Стенд, посвящённый 100-летнему юбилея СПАРТАКа в музее речного флота (г. Нижний Новгород)