В августе этого года легендарное судно Волжского объединённого речного пароходства дизель-электроход СОВЕТСКИЙ СОЮЗ отмечает свой 55-летний юбилей. Хотя он никогда не ходил в Ленинград (Санкт Петербург), да и сейчас судно выведено из состава действующего флота, но не рассказать об этом уникальном судне накануне его юбилея я не могу.
В этой теме я буду использовать электронный вариант статьи "Корабли-братья", опубликованной в журнале
"Флот и круизы" № 5(1), 2009 г.Вехи созданияПризнанные волжские дизель-электроходы «Ленин» и «Советский Союз» (первоначально должен был называться «Сталин») прошли тернистый путь создания, прожили славную, но непродолжительную жизнь. У «Ленина» финал существования стал драматическим. «Советский Союз» все ещё продолжает бороться за свою жизнь в Камском пароходстве.
История рождения этих судов уходит в 30-е годы, когда конструкторы мечтали создать для Волги суда нового типа. Об этом свидетельствуют исторические факты.
21 октября 1932 г. в газете «Известия» был объявлен конкурс на проекты двух лучших крупнейших судов советского флота: морское пассажирское типа «экспресс» и речное пассажирское трехпалубное, первое на Волге. Из нескольких представленных вариантов наиболее интересным эксперты сочли проект под девизом «Волге — новый мощный флот», автором которого был инженер-кораблестроитель В.И. Сергеев, работавший тогда на Коломенском машиностроительном заводе.
В 1933 г. в статье «Речное судостроение за 10 лет» начальник КБ завода «Красное Сормово» В.М. Керичев писал: «Ещё в 1930 году «Речсудпроектом разработан эскизный проект 3-этажного товаропассажирского теплохода мощностью 1800 л.с. для Волги. Его главные измерения: длина – 107 м, ширина – 12 м, высота борта – 3,5 м, осадка – 1,8 м. Число мест для пассажиров: мягких – 276, жестких – 448. Помещения для команды на главной палубе отделены от пассажиров. Скорость 23,5 км/час».
Прошло несколько лет. Конструктор Сергеев стал работать в сормовском Речсудпроекте. В те годы по плану ГОЭЛРО на Волге предусматривалось строительство плотин и создание крупнейших водохранилищ с особыми волновыми условиями, плавать по которым могли лишь «мореходные» суда. К тому же любителей речного транспорта и отдыха увеличивалось. По этим причинам было дано задание Речсудпроекту сделать проект трехпалубного пассажирского теплохода. В 1937г. проект лайнера-экспресса «люкс» для Волги был завершен. Ведущая роль в коллективе конструкторов принадлежала Сергееву. Размеры судна, которое назвали «Страна Советов», таковы: длина-110м, ширина-12, осадка-2м. Вскоре были построены 7 моделей лайнера, затем их разослали будущим заказчикам.
Об этом проекте было сделано сообщение в газете «Большевистская вахта» от 12 января 1938 г., где помещен снимок «Модель лайнера» с надписью: «В связи с реконструкцией Волги Сормовская судоверфь разработала проект трехпалубного волжского лайнера на 610 пассажирских мест».
Эскиз судна СТРАНА СОВЕТОВ
Но началась война… Идея создания судов нового типа обрела реальность только в 50-е годы прошлого века.
17 сентября 1949 г. зам. министра речного флота А.Н. Вахтуровым и зам. министра машиностроения С.А. Степановым утверждено техническое задание конструкторскому бюро завода «Красное Сормово» на проектирование новых типовых судов для обеспечения пассажирских перевозок на создаваемых водохранилищах р. Волги.
Эскизный проект нового судна (пр. № 20) был рассмотрен 28-30 января 1952 г. Центральным отделом экспертизы МРФ, и утвержден совместным решением МРФ и Министерством транспортного машиностроения для первых двух судов.
30 декабря 1952 г. утвержден технический проект № 20.
Проект № 20 – это практически новый проект крупного пассажирского судна.
20 августа 1952 г. был заложен корпус первого судна - пассажирского дизель-электрохода «Ленин» и спущен на воду
11 апреля 1953 г.
В феврале 1953 г. было принято решение о временном прекращении строительства судов. С началом строительства на заводе крупной серии подводных лодок готовые корпуса судов были законсервированы.
В июне 1953 г. Волжское грузопассажирское пароходство вышло с предложением о достройке двух дизель-электроходов.
22 сентября 1953 г. по распоряжению Совета Министров СССР была возобновлена достройка дизель-электроходов.
6 ноября 1958 г. приемочной комиссией было предъявлено к сдаче головное судно проекта № 20 дизель-электроход «Ленин».
24 августа 1959 г. Волжское объединенное речное пароходство приняло от завода однотипный дизель-электроход
«Советский Союз».
Добавлено спустя 57 минут:Особенности конструкции и строительства судов проекта 20. В 1951 г. отдел главного конструктора завода «Красное Сормово» приступил к проектированию пассажирского экспресса для линии Москва-Ростов. Это была сложная и почетная работа для коллектива конструкторов и для завода в целом. Требовалось создать пассажирское трехпалубное судно для обновленной Волги, с небывалой комфортабельностью, как для пассажиров, так и для команды. Следовало учесть вновь создаваемые огромные водохранилища на великом водном пути, каналы и шлюзы. В разработке проекта участвовал большой коллектив конструкторов под руководством В.М. Керичева. Главным конструктором проекта 20 был А.Н. Каманин.
Начиная от марки стали для корпуса и, кончая навигационными приборами, электроходы содержали множество технических новшеств для речного судостроения. Полностью сварной корпус дизель-электрохода был построен секционным методом из низколегированной стали СХЛ-1. Применение этой стали позволило придать корпусу необходимую прочность, что позволяло плавать при любой погоде. Корпус имел необычную трапециевидную форму шпангоутов с плоским днищем и наклонными бортами вместо обычной прямоугольной, что повышало остойчивость судна, и уменьшало вылет обносных кронштейнов. Это позволило присвоить судам класс «О» Речного регистра РСФСР. Это значит, что они могли плавать по водохранилищам и в штормовую погоду, когда высота волн достигала 2 м.
Помещения судна располагались в пять ярусов — два в стальном сварном корпусе, три — в надстройке.
Строительство д/эл. ЛЕНИН и СОВЕТСКИЙ СОЮЗ
Строительство д/эл. ЛЕНИН (два кадра)
Кормовые обводы выполнены без туннеля, так как испытания самоходной модели судна показали, что скорость для корпуса с туннельной кормой составила 25,2 км/час, а для корпуса с принятыми обводами и трехлопастными винтами – 27,1 км/час.
В судовых устройствах впервые на речных пассажирских судах были полностью механизированы не только носовые и кормовые, но и средние бортовые швартовые операции за счет установки специальных швартовых лебедок на бортах, используемых одновременно и для производства грузовых операций. 100 тонн груза вмещались в трюм, расположенный в носовой части судна.
Рулевое устройство дизель-электроходов снабжено двумя электродвигателями. В случае выхода одного из них, второй продолжал перекладывать руль. Дублированное питание двух электродвигателей значительно повысило надежность рулевого управления и позволило отказаться от запасного привода. Управление электродвигателями рулевой машины осуществляется из рулевой рубки.
Суда имели дизель-электрическую установку отечественного производства, обеспечивающую ему повышенные ходовые и маневренные качества.
В машинном отделении стояли главные двигатели – три дизель-генератора мощностью 900 л.с. Управляемые дистанционно из рулевой рубки, оборудованной новейшими навигационными приборами (включая эхолот и радар), они работали на три электродвигателя, вращавших гребные винты.
На заводе удачно решили задачу общей компоновки машинного отделения и дистанционного автоматического управления (ДАУ) главными и вспомогательными механизмами, как из рулевой рубки, так и из машинного отделения. Это позволило установить минимальную численность обслуживающего персонала и улучшить условия труда машинной команды.
Для обеспечения управляемости судна при малом числе оборотов гребного винта – при подходе к причалам, в каналах, шлюзах, судно оборудовали носовым и кормовым подруливающими устройствами, установленными в носовой и кормовой частях корпуса.
С целью облегчения обслуживания судна была широко внедрена автоматика в управлении различными механизмами, устройствами, системами: автоматический запуск, остановка и управление вспомогательными и утилизационными котлами, автоматический запуск и остановка компрессоров и пожарных насосов, автоматическое управление системой кондиционирования воздуха.
Перед судостроителями завода «Красное Сормово» была поставлена задача – построить судно высокой комфортабельности и с максимальными удобствами для пассажиров. Впервые на дизель-электроходах была внедрена система кондиционирования воздуха, заменяющая системы отопления и вентиляции, обеспечивающая во всех помещениях заданную температуру в навигационный период. В каюты была проведена холодная и горячая вода, установлено радио. Особое внимание было обращено на архитектурную отделку помещений судна. Мебель, двери, шкафы и раскладочные изделия выполнены из дуба, ореха, красного дерева, птичьего глаза. Диван-кровати и подвесные койки во всех пассажирских каютах мягкие, обитые плюшем «люкс». Каждая палуба была оформлена в определенный цвет: платформа в синий плюш «люкс», главная и тентовая — в зеленый, вторая — в бордовый.
Шелковые занавески и драпри из плюша в каждой каюте — также в тон обивки мебели. Коридоры, вестибюли, салоны, рестораны – все оформлено по тому времени роскошно. На судах проводилось много работ по дереву, поэтому была сформирована бригада столяров-краснодеревщиков из разных мест Волго-Вятского района.
Киноконцертный зал, три салона, почта, ресторан, автоматическая телефонная станция, библиотека, солярий и прогулочные веранды создали максимум удобств для пассажиров и отдыхающих.
...д/эл-ов ЛЕНИН и СОВЕТСКИЙ СОЮЗ (последние два кадра)