Я решил не открывать новой темы. То что я хочу предложить , очень подходит сюда. Очень жаль , что я раньше не "нарыл" этих фото , когда писал про Володарский мост. Хотя лежат они у меня довольно давно. И я даже подзабыл с каких ресурсов они появились. Но дело и не в этом . Сейчас в сети масса подобного материала. Это немецкая аэрофотосъёмка Ленинграда военного времени.
Честно признаюсь , что довольно жутковато смотреть эти документальные кадры. Ленинград у немцев с воздуха снят весь. Подробно и досконально. С хорошим , даже по нынешним временам качеством изображения.
Я , только представлю себе ощущения ленинградцев , когда высоко в небе барражирует вражеский самолёт . И ждёшь от него , или вывалившейся из его брюха бомбы , несущей смерть ..или корректировки артиллерийского огня , которым враг методично уничтожал мой город и всё живое в нём.
Тут , на днях , в газете "Метро" был материал о том , как решили рассказать подрастающему поколению о Блокаде.
(жаль я газету не сохранил , более подробно процитировать , но думаю , что многие видели сами).
Так вот , рассказ о Блокаде , выполнен в виде ...комиксов. Авторы утверждают , что это более доходчиво для подрастающего поколения и привлечёт интерес. Не берусь судить....Может , жизнь ушла так далеко от моего восприятия , что так оно и надо....
Но , другой раз , хочется некоторых современных авторов , которые используют такие способы не для сохранения светлой памяти , а больше для своего пиара...Собрать всех вместе...И устроить им показательное бомбометание , только не говорить , что боеприпасы холостые. И есть им не давать...Может тогда , их шаловливые ручонки займутся делом , отстирывая свои штаны....
Правда о войне страшна. И надо показывать её. Увы , рассказать об этом , сегодня могут уже очень мало людей. . Но фотографий об этом предостаточно. Однако , не будем сильно углубляться в обсуждение этого. Всё же у нашего форума другая тема.
Время идёт. А фотографии остаются беспристрастным документом истории. Даже , если сделаны они нашими лютыми врагами. На них , вы увидите , как выглядели наши привычные места в те суровые годы.
Неравнодушному и желающему познать , что-то новое из своей истории , они многое расскажут.
(некоторую информацию я взял у пользователя ЖЖ periskop )
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вот , мой любимый и очень хорошо знакомый всем форумчанам Невский район . Нева с Володарским мостом...
Володарский мост и Весёлый посёлок, 16 сентября 1942 г
.
Смотрите...У немцев обозначено , как Александровское. Не пройдёт и двух десятков лет , как тут появятся причалы с теплоходами. Улица Щелгунова , застроенная "вечными" хрущёвками . До которых у всех нынешних (правильных) властей , уже третий десяток лет руки не доходят....
Появится ...и опять исчезнет Речной вокзал...
Но причалы останутся . Возможно , что мы ими и воспользуемся , ещё когда-нибудь
Относительно не пострадавшая от обстрелов и бомбёжек часть города. Количество оборонительных сооружений – незначительно по сравнению с другими участками. На правом берегу Невы – большое количество огородов. В целях ликвидации последствий голодной зимы и увеличения запасов продовольствия в марте 1942 г. Исполком Ленгорсовета принял постановление "О развитии индивидуального огородничества"; на учет взяли все пустующие земли в пригорода и внутри самого города. Всего было создано 633 подсобных хозяйства и 1468 объединений огородников, состоявших более чем из 170 тыс. человек. Ещё более 100 тыс. ленинградцев имели свои индивидуальные огороды.
Примечательна трассировка насыпей, отходящих к западу от ж/д станции Нева (правый край изображения). Отчётливо прослеживается смычка одной из них, проходящей через деревню Сосновка, с насыпью трамвайной линии через Володарский мост. В годы войны он использовался как дублёр Финляндского железнодорожного, с пропуском железнодорожных составов по трамвайным путям. Установить место левобережной смычки с ж/д сетью не удалось. По официальной версии, в 1980-х гг. причиной необходимости полной реконструкии моста стало столкновение плавучего дока с его разводным пролётом в 1985 г., однако нельзя исключать, что свою лепту в износ конструкций переправы внесло движение по ней тяжёлого транспорта в годы войны.
Кстати , я знаю , что многие форумчане проживают в Купчино. Или часто там бывают. Но вот как вам покажется , давно привычное Купчино на этих снимках ? Сортировочная-Мосовская хорошо прсматривается...
В левом верхнем углу кадра , одно из страшных блокадных мест. Кирпичный завод. Который использовался как крематорий.
Даже намёка нет , на привычное мне с детства , да и вам тоже , перекрестие названий "столичных" улиц.
Ну и конечно мост Володарского. Я пересмотрел кучу материалов , на тему - "почему Гитлер не взял Ленинград ?".
Даже не хочу приводить чушь , которую пишут , вообщем-то образованные , современные люди. Но почему-то "стесняющиеся" признать , что у этого выродка и его приспешников , просто не хватило ни силёнок , ни мозгов справиться с Ленинградцами и со всем советским народом !
Но вот что я долго не мог понять , как это лютый враг, который 3 года непрерывно стрелял из пушек и бомбил окружённый город Ленинград, Превращая в руины целые кварталы вместе с жителями , не удосужился за это время уничтожить мосты ?
Отчасти , есть на этой фотографии ответ на такой вопрос. На ней он обозначен , как "Scharnhorst-brucke" Т.е. мост уже назван именем прусского генерала , одного из кумиров бесноватого фюрера.
Правда , попадался материал , что на Петербург , имели серьёзные виды "меланхолично-трудолюбивые" финны....
Но сдаётся мне , что им бы всё-равно "обломалось"....
Но они , хоть это быстрее поняли , чем немцы , капитулировав в 1944-ом. А немцы , получив по зубам в январе сорок четвертого , полетели смотреть , как так получилось ?
24 января 1943. Это почти сразу после прорыва блокады (спустя 6 дней). Район Шлиссельбурга - Орешка. (Видны две огромные полыньи, видимо, естественного происхождения.)
И ещё одна фотография. По которой сразу видно...сколько же времени прошло с того времени !!!
Примерно , с этого места начинается наш размеренный круизный график.
16 сентября 1942 года. Рыбацкое. Видна временная понтонная переправа через Неву - скорей всего, используемая для воинского снабжения.
Застройка Рыбацкого на левом и Новосаратовки на правом берегу Невы – преимущественно малоэтажная, имеют лишь незначительные следы разрушений. Планировка территории сохранится в целом такой же до 1980-х гг. В годы блокады через Рыбацкое прошла линия второго пояса оборонительных сооружений. На этом снимке она прослеживается по следу противотанкового рва на обоих берегах Невы и понтонному мосту через реку. На южном берегу Невы читаются свежие брустверы. Между ними – много окопов, которые идут по диагонали через участки внизу снимка. На правом берегу Невы – также многочисленные окопы и ходы сообщения.
На левом берегу теперь расстроился новый микрорайон...
А на правом , в Ново-Саратовке...
Да-да ! Он самый...Знаменитый и заслуженный , так много повидавший и испытавший старый Володарский мост.
И по-моему , это тоже памятник ! Для тех , кто знает и помнит. Жаль , конечно , что отношение к таким памятникам....да и не только к таким , у нас ещё....оставляет желать лучшего.
Прошу простить , за излишнюю эмоциональность этого сообщения. Но я ведь не учёный. А просто речной турист.
Просто очень хотелось поделиться с единомышленниками.
Возможно , кому-то это поможет , чуть по-иному взглянуть на привычные вещи...узнать что-то новое и интересное в наших замечательных речных путешествиях .