Беспокойное имя..
Очень немного осталось времени до открытия долгожданного сезона. И уже лежит заветная путёвочка в круиз , на замечательном теплоходе . С очень оригинальным , по нынешнем временам названием. Без модных теперь добавлений "святой" , "князь".."принцесса"..ит.п.
"КАРЛ МАРКС" . Коневец 2015
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Помните фильм ? "Шпион, который меня любил"( The Spy Who Loved Me) — 10-й фильм об английском суперагенте Джеймсе Бонде 1977 года ?
Там есть прелюбопытнейший момент...
Когда Бонд выходит после встречи со злодеем-миллиардером Стромбергом (в его морской резиденции). Секретарша Стромберга Наоми (актриса Кэролайн Манро) , демонстрирует макет новейшего пополнения флота Стромберга...пытаясь произвести впечатление на Бонда
-Супертанкер Liparus..Миллион тонн водоизмещения..Самый большой в мире !
Хвастливо добавляет она. На что , Аня Амасова (актриса Барбара Бах) , майор КГБ, агент "Три креста" (или три икса , в зависимости от перевода) , ставит её на место:
-После советского танкера Карла Маркса , конечно..
-Ну конечно..
Но напрасно Наоми иронизировала. Супертанкеров у СССР , в те времена (и сейчас тоже) не было.
Была серия танкеров типа Крым.
9 апреля 1974 года, в Керчи на судостроительном заводе "Залив" спущен на воду первый в СССР супертанкер "Крым" давший одноимённое название проекту 1511. В рамках проекта были построены 6 супертанкеров водоизмещением 180 000 тонн .
Над этим , довольно "скромным" водоизмещением наших судов , наверное и пытались подшучивать создатели фильма. У них , в это время строились суда в полмиллиона тонн.
Но наше , тогдашнее руководство , пошло по совершенно другому пути..
Наш "супертанкер" назывался "ДРУ́ЖБА", международный магистральный нефтепровод Для снабжения Польши, Германии, Чехии, Словакии и Венгрии нефтью, поступающей из России.
Построен совместно с этими странами. Проходит от Альметьевска через Самару, Брянск до Мозыря, затем разветвляется на 2 участка — северный (по территории Белоруссии, Польши и Германии) и южный (по территории Украины, Чехии, Словакии и Венгрии). Общая длина свыше 5,2 тыс. км. Первая очередь (нитка) вступила в строй в 1964.
В 1969 встал вопрос об увеличении экспортных возможностей СССР, но имеющийся нефтепровод такого увеличения обеспечить не мог. В связи с этим в 1974 по тем же трассам была проложена трубопроводная система «Дружба-2» (это была вторая очередь нефтепровода), что позволило увеличить экспортные возможности СССР более чем в два раза. В 1981 вступила в строй третья очередь (на территории Германии, Чехословакии).
Теперь эти "непотопляемые супертанкеры" носят другие названия. "Роснефть" и "Газпром".."Везут львиную долю бюджета страны. И очень много портят крови и настроения нашим "партнёрам".
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Но реальный танкер , с именем "Карл Маркс" , существовал в истории. И он , один из немногих судов , которые имели это имя с рождения.
Проект 563, тип Казбек 1956 год 22 декабря Танкер "Карл Маркс"
Тугушев ВА Личный архив
Судно обладало водоизмещением 16 250 тонн, дедвейтом 11 800 т. и приводилось в движение дизелем 8ДР 43/61 (завод "Русский дизель") мощностью 3800 л.с. при скорости хода 12,3 узла. Размерения теплохода: длина -138 метров, ширина- 19,2 м, высота борта - 10,4 метра, осадка в грузу - 8,5 метров. Объемов грузовых танков составил 14020 кубометров. Постройка проходила с применением (впервые в отечественной практике) крупноблочного метода, давшего возможность сократить сроки пребывания судна на стапеле и повысить производительность труда. В течение 1951-1961 г.г. на заводах Херсона, Ленинграда и Николаева было построено более 60 нефтеналивных судов типа "Казбек".
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Карла Генриха Маркса знают все: основоположник научного коммунизма.Есть мнение , что :
"Маркс уже давно сгнил в могиле, но учение его осталось и оно еще живо и как не странно, оно еще работает. У всякого солидного капиталиста есть книга Маркса - "Капитал". Потому что она и сейчас работает и кто эту книгу очень хорошо выучил, тот и зарабатывает много" .
Не стану ничего утверждать в этом плане . Замечу только , что при всей значимости его имени , суда у нас назывались в его честь..не слишком большие.
Но несмотря на это. Роль их в истории страны , насыщенность событиями ..и трагическими , и героическими очень большая. Не было у них спокойной судьбы. Имя такое , большинство из них , получили после революции. Как делать которую и учил Карл Маркс.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Буксирный пароход "Карл Маркс". (бывший "Марк")
Место постройки Германия. Завод Одерверке . 2000 .л.с. Год постройки 1897
Переименовано в Карл Маркс (1919 г.) С 1918 по 1920 г находилось в составе Волжской военной флотилии и Волжско-каспийской военной флотилии1
Вооружение: одно 102-мм орудия, два 76-мм орудие и четыре пулемёта
==============================================================
"Иван Колесников" - товаро-пассажирский пароход Каспийского пароходства. Построен в 1898 году. Водоизмещение 2191 т. Скорость 10 узлов
Из истории БАКИНСКОЙ КОММУНЫ 1918...
"Вскоре с канонерок был открыт огонь. Сначала редкий, а затем, по мере перехода от пристрелки на поражение, беглый. Особенно много пробоин получил пароход «Иван Колесников», на котором были члены Совнаркома и семьи наших товарищей. Многие женщины, дети, молодые красноармейцы стали прыгать в воду в надежде доплыть до берега (расстояние не менее 150 саженей при сильно волнующемся море и встречном ветре). Прыгали, обезумевши, и те, кто не умел плавать вовсе. Они тонули на наших глазах."Кунецкая Людмила - "Коммунисты"
В декабре 1918 года пароход “Иван Колесников” переименовали в пароход “Седагет”.
Во время гражданской войны на Каспии пароход “Седагет” входил в состав эскадры, сформированной англичанами в Энзели, а затем в состав белогвардейского флота в качестве вспомогательного крейсера.
В мае 1920 года пароход “Седагет” вошел в состав Каспийской флотилии Советского Азербайджана
В 1923 году пароход “Седагет” был переименован в пароход “Карл Маркс”.
В июле 1941 года пароход “Карл Маркс” был мобилизован, вооружен пушкой, пулеметами(1 х 45 мм, 1 х 12.7 мм и 4 х 11.43 мм) и вошел в состав Каспийской флотилии в качестве корабля ВНОС.(ПВО ВН-4).
08.10.1941 года пароход “Карл Маркс” был переформирован в транспорт ”Карл Маркс”.
09.05.1945 года транспорт “Карл Маркс” разоружили и вернули в состав Каспийского пароходства.
===============================================================
"Диана" –"Карл Маркс" грузовой пароход из серии судов большого тоннажа.
Построена "Диана" в 1899 году в Германии в городе Киль на Говальдс Верке. Это было большое современное грузовое судно, которое имело следующие размерения: длина 105,15 м, ширина 14,02 м, высота борта 8,17 м, осадка в грузу 6,55 м. Вместимость регистровая полная – 3502,25 рег. т., чистая – 2144,14 рег т. Судно имело одну паровую машину тройного расширения мощностью 1800 инд. л.с. Скорость судна в грузу составляла 10,5 узла. Топливом для котлов служил каменный уголь.
Значительная часть жизни парохода , в дореволюционный период связана с судьбой Петра Петровича Шмидта – руководителя Севастопольского восстания.. После ухода в 1896 году из военно-морского флота и плавания на судах Добровольного флота на Дальнем Востоке , он переходит на работу в РОПиТ и в течение трех лет командует "Дианой". Этим периодом своей службы в торговом флоте он всегда особенно гордилсяВ 1917 году моряки парохода «Диана» стали участниками Октябрьской революции в Петрограде. Капитан "Дианы" не мог знать, что пароходу, которым он командовал, спасенному от угона за границу белогвардейцами и интервентами, доведется носить имя "Карл Маркс" и плавать в составе торгового флота Балтийского и Дальневосточного морских пароходств. После Отечественной войны он вернется на Черное море и долго будет находиться в составе Черноморского морского пароходства.
В 1956 году "Карл Маркс" списали из состава ЧМП и передали для использования в качестве мишени. Судно было приведено на полигон в западной части Азовского моря у Арабатской стрелки и посажено на отмель.
================================================================
"Карл Маркс". Прибыл на Енисей в 1897 году под названием "Гленмор".
Для Енисейской компании пароходства и торговли.(модель в Народном музее истории и развития судоходства в Енисейском бассейне)
Место постройки: Великобритания .Построено: 1888
Грузоподъёмность — 1 тысячи пудов.
Пассажировместимость — 213 человек.
Мощность — 440 л. с.
Длина — 60,8 м.
Ширина 12,67 м.
В 1902 году получил название "Орёлъ". С 1925 года - "Карл Маркс".
В 1956 году переоборудован в винтовой теплоход мощностью 600 л. с.
================================================================
"Карл Маркс" Тип: Буксир паровой Построен в 1900 году. Мощность 400 л.с.
Списано: 04.1955
Владелец: ГП Днепровское речное пароходство МРФ СССР СССР
Регистровый №: 009913
Регистр: РР УССР
Текущее состояние: Разрезано (утилизировано)
=============================================================
Карл Маркс (Андрей Первозванный) Построено:1902
Первый владелец Буксирно-пассажирское пароходство по рекам Западной Сибири ТД "Плотников и сыновья"
Переименован в "Карл Маркс" в 1923 году.
Рейсировал в войну Новосибирск — Александровское, затем линия Новосибирск — Томск
В 60-х годах в 40 км. от г. Кемерово стоял как стоечное судно, корпус переломился. в районе д. Старочервово (турбаза "Томь").
Река Томь , протока Ляпкинская Кемеровская область, Старочервово
Фрагменты корпуса п/х Карл Маркс 25 июля 2015 г. Автор: nikolay-e
================================================================
Пароход ОНЕГА, переименованный в КАРЛ МАРКС .Год постройки 1909
Завод-строитель завод Ильясъ и Сын, г. Санкт-Петербург.Назначение: перевозка пассажиров и грузов по Онежскому и Ладожскому озёрам на линии Санкт-Петербург-Петрозаводск.
Длина габаритная 45,65 м
Ширина габаритная 8,30 м
Высота борта 3,25 м
Осадка порожним 1,20 м
Осадка в грузу 1,78 м
Водоизмещение в полном грузу 461 т
Водоизмещение на 1 см. осадки 2,76 т
Грузоподъёмность 60 т
Пассажировместимость 270 чел.
Скорость полного хода 18 км/час
Экипаж 17 чел
Пароход "Карл Маркс" поднимается по Повенецкой лестнице Беломорканала летом 1933 года.
Капитальный ремонт 1927-1928 гг. в Карьежском затоне.
==========================================================
1913-Генерал Скобелев 1918-"Карл Маркс". 1958- "Богатырь"
Построен в Нижнем Новгороде в 1913 году. Для товаро-пассажирских перевозок на Северной Двине
Длина 68,00 м
Ширина 14,00 м
Ширина корпуса 7,60 м
Высота борта 2,58 м
Осадка порожнём 0,80 м
Осадка в грузу 1,40 м
Водоизмещение 515 т
Грузоподъёмность 240 т
Пассажировместимость 695 чел
Скорость 16,7 км/час
ГЕНЕРАЛ СКОБЕЛЕВ в 1919-1920 г. входил в состав Северо-Двинской военной флотилии
===========================================================
Тип "СБ-20" - 2 единицы К.МАРКС и Ф.ЭНГЕЛЬС
Колесные буксирные пароходы. Построены в 1934 - 1935 гг. (з-д "Ленинская кузница") для Днепровско-Двинского пароходства. С началом Великой Отечественной войны мобилизованы, запланированы к переоборудованию в сторожевые корабли и получили литерно-цифровые обозначения СК-7 и СК-8, соответственно. Из-за неудовлетворительного технического состояния вооружены не были и вошли в состав Пинской флотилии в качестве буксиров. Буксир "Ф.Энгельс" потоплен 30.08.1941 г. в р-не Окуниновского моста полевой артиллерией противника. Буксир "К.Маркс" затоплен 10.09.1941 г. на р. Десна в р-не Чернигова при отходе советских войск.
==============================================================
А теперь пойдут наиболее известные суда , носившие славное имя "Карл Маркс".(пусть и совсем недолго)
1917 -"Великая княжна Татьяна Николаевна".
до 1918 года "Добрыня Никитич"...с 1918 года "Карл Маркс". Но вероятно , судов с таким именем стало так много , что в конце этого же года его опять переименовали в ..."Спартак".
Его история наиболее популярна у форумчан и про него , все , всё знают. Потому что судно принимало участие в съёмках фильма "Жестокий романс" под названием "Ласточка".
Исключено из состава пароходства в 1991 году. В 1999 году совместно с однотипным пароходом Володарский переведено для ремонта на СРЗ "Мидель" (Ростовская область, г. Аксай). В 2000 году сгорело. Впоследствии разобрано.
===============================================================
В знаменитой , легендарной серии русских эскадренных миноносцев типа "Новик" , тоже был "Карл Маркс". До обязательного переименования носивший имя "Изяслав". Это славная и трагическая история русского военного флота. Подробных материалов на эту тему , великое множество. Но не упомянуть об этом , хоть-чуть никак нельзя...
"Карл Маркс" . Фото с борта "Якова Свердлова" 30-е годы.
Эсминец погиб в Таллине , в начале войны..
Около 13 ч дня 8 августа 1941 "Карл Маркс" был атакован у пирса, но успел сняться со швартовых. Личный состав занял боевые посты, но интенсивный зенитный огонь не смог помешать прицельному бомбометанию – две авиабомбы поразили корабль, в том числе машинное отделение. На корабле возник сильный пожар. Несмотря на самоотверженные действия экипажа, корабль лег на грунт, погрузившись в воду по верхнюю палубу.
=========================================================
"Карл Маркс" Река Днепр .Запорожский шлюз
Открытка "Запорожье. Днепровский шлюз им. Ленина", тираж 40000 экз, цена 2 коп.
Фото О.П. Красовского
Проект:785, 785А, тип Россия. Место постройки:1958 год Slovenské Lodenice / ZTS (Zavody Tazkeho Strojarstvo) Словакия Комарно.
Двухпалубное пассажирское судно с каютами для на 1, 2, 4, 6 и 8 пассажиров. Некоторые каюты оборудовались умывальниками. Теплоходы имели два ресторана и два салона.
Теплоход был направлен на Украину в Днепровское пароходство, г.Киев.
В 1986 году теплоход «КАРЛ МАРКС» принял участие в ликвидации аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Теплоход использовался как гостиница для ликвидаторов аварии, а также для снабжения электроэнергией береговых служб.
Суда базировались на Киевском водохранилище в поселке Страхолесье (Киевская область, Иванковский район). Суда были обшиты фанерными листами, которые должны были их закрывать от радиоактивной пыли.
В 1989 году теплоход «КАРЛ МАРКС» был списан и брошен в Киевском водохранилище.
===============================================================
Теплоход "Karl Marx" (бывший "Кейла")
Сухогруз типа "ЭЛЬВА", проект (ВНР), судоверфь им.Георге Георгиу Деж ,г.Будапешт, ВНР
т/х "КЕЙЛА" IMO 5186081, год постройки - 1959, позывной UYYN.
1959 Кейла - 04.1978 Karl Marx (флаг Анголы)
В конце 1970 -х годов по распоряжению правительства ..три теплохода Эстонского пароходства из серии «ЭЛЬВА» отдали безвозмездно Анголе
теплоход "Кейла" переименовали в "Karl Marx" . Ещё два в "Engels" ,"Lenin"...
Теплоходы в основном ходили в каботаже вдоль Анголы, делали рейсы в Мозамбик с грузом оружия и боеприпасов и это были без преувеличения настоящие боевые походы.
В составе экипажей с советской стороны были: капитан, старпом, стармех, механик, радист, боцман и кок, а остальной экипаж из местных. Экипажи менялись из Союза через год.
В 1993 году во время шторма выброшен на берег севернее Луанды в Анголе.Заброшен.
===========================================================
Как видите теплоходов и пароходов носивших имя Карла Маркса , существовало великое множество. Модное было имя ...и наверное обязательное. Все эти великолепные суда и корабли остались в истории. Трагической и суматошной , как и время их жизни.
Но два настоящих "немца". Два Карла Маркса , родившиеся с этим именем в ГДР...живы и по сей день.
"Karl Marx". Река Эльба Германия, Дрезден 1991 D. Pöppelmann → 1992 Koje → 2013 D. Pöppelmann
Album "Bezirk Dresden",1983. DDR.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Карл Маркс .Канал имени Москвы. Из архива С.А. Гладкова .Дата: примерно 1958 г.
Этот теплоход знают и любят многие поколения речных туристов. И его подробная история неоднократно описывалась на всевозможных форумах. И о путешествиях на нём . И как он в кино снимался....И как из него делали "интуристовоз"
Возможно...Подумали , что можно обратиться к зарубежному опыту в этом вопросе. Привлечь публику поскромнее..Так, например, скандинавская модель, когда социальный туризм финансируется как составная часть соцподдержки за счет подоходного налога. Во Франции и Швейцарии выпускают "отпускные чеки", которые покупают предприятия (а также пенсионные фонды, социальные организации) и распределяют среди своих работников с предоставлением льгот. В Испании действует программа отпусков для неработающих пенсионеров: для пожилых людей организуются туристические поездки в низкий сезон, а государство выплачивает туроператорам компенсации.
Ставка была на непритязательное "ретро" и сохранившееся оформление теплохода.
На реконструкции 6 марта 2006 г.
После модернизации, в период 2007-2008 годов., судно работало на иностранном рынке с французскими туристами. Но видимо небогатым иностранным пенсионерам что-то не понравилось.
Может они предпочли суда по-новее. А может и название теплохода напомнило им что "крах капитализма неизбежен".
И в навигацию 2009 года "Карл Маркс" вышел на российский рынок в обновленном виде.
И это очень хорошо. Компания "Инфофлот" , никогда не забывает напомнить , что..
"Теплоход "Карл Маркс" по результатам голосования на форуме Санкт-Петербургского клуба речных туристов дважды удостоился чести получить звание "Лучший теплоход навигации" - в 2012 и 2014 году." А что они от французов имели ?...
И вам я желаю Отличных , запоминающихся круизов ! И конечно , не только на славном теплоходе "Карл Маркс" ! Но на нём особенно !!-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
по материалам
http://fleetphoto.ru/http://www.moremhod.info/http://parohodoff.ru/http://www.ourbaku.com/