Клуб речных туристов. Отзывы о круизах на теплоходах http://cruizi-spb.ru/ |
|
д/эл СОВЕТСКИЙ СОЮЗ - 55 лет. http://cruizi-spb.ru/viewtopic.php?f=27&t=1883 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Алекс [ 05 авг 2014 19:23 ] |
В августе этого года легендарное судно Волжского объединённого речного пароходства дизель-электроход СОВЕТСКИЙ СОЮЗ отмечает свой 55-летний юбилей. Хотя он никогда не ходил в Ленинград (Санкт Петербург), да и сейчас судно выведено из состава действующего флота, но не рассказать об этом уникальном судне накануне его юбилея я не могу. В этой теме я буду использовать электронный вариант статьи "Корабли-братья", опубликованной в журнале "Флот и круизы" № 5(1), 2009 г. Вехи создания Признанные волжские дизель-электроходы «Ленин» и «Советский Союз» (первоначально должен был называться «Сталин») прошли тернистый путь создания, прожили славную, но непродолжительную жизнь. У «Ленина» финал существования стал драматическим. «Советский Союз» все ещё продолжает бороться за свою жизнь в Камском пароходстве. История рождения этих судов уходит в 30-е годы, когда конструкторы мечтали создать для Волги суда нового типа. Об этом свидетельствуют исторические факты. 21 октября 1932 г. в газете «Известия» был объявлен конкурс на проекты двух лучших крупнейших судов советского флота: морское пассажирское типа «экспресс» и речное пассажирское трехпалубное, первое на Волге. Из нескольких представленных вариантов наиболее интересным эксперты сочли проект под девизом «Волге — новый мощный флот», автором которого был инженер-кораблестроитель В.И. Сергеев, работавший тогда на Коломенском машиностроительном заводе. В 1933 г. в статье «Речное судостроение за 10 лет» начальник КБ завода «Красное Сормово» В.М. Керичев писал: «Ещё в 1930 году «Речсудпроектом разработан эскизный проект 3-этажного товаропассажирского теплохода мощностью 1800 л.с. для Волги. Его главные измерения: длина – 107 м, ширина – 12 м, высота борта – 3,5 м, осадка – 1,8 м. Число мест для пассажиров: мягких – 276, жестких – 448. Помещения для команды на главной палубе отделены от пассажиров. Скорость 23,5 км/час». Прошло несколько лет. Конструктор Сергеев стал работать в сормовском Речсудпроекте. В те годы по плану ГОЭЛРО на Волге предусматривалось строительство плотин и создание крупнейших водохранилищ с особыми волновыми условиями, плавать по которым могли лишь «мореходные» суда. К тому же любителей речного транспорта и отдыха увеличивалось. По этим причинам было дано задание Речсудпроекту сделать проект трехпалубного пассажирского теплохода. В 1937г. проект лайнера-экспресса «люкс» для Волги был завершен. Ведущая роль в коллективе конструкторов принадлежала Сергееву. Размеры судна, которое назвали «Страна Советов», таковы: длина-110м, ширина-12, осадка-2м. Вскоре были построены 7 моделей лайнера, затем их разослали будущим заказчикам. Об этом проекте было сделано сообщение в газете «Большевистская вахта» от 12 января 1938 г., где помещен снимок «Модель лайнера» с надписью: «В связи с реконструкцией Волги Сормовская судоверфь разработала проект трехпалубного волжского лайнера на 610 пассажирских мест». Эскиз судна СТРАНА СОВЕТОВ Но началась война… Идея создания судов нового типа обрела реальность только в 50-е годы прошлого века. 17 сентября 1949 г. зам. министра речного флота А.Н. Вахтуровым и зам. министра машиностроения С.А. Степановым утверждено техническое задание конструкторскому бюро завода «Красное Сормово» на проектирование новых типовых судов для обеспечения пассажирских перевозок на создаваемых водохранилищах р. Волги. Эскизный проект нового судна (пр. № 20) был рассмотрен 28-30 января 1952 г. Центральным отделом экспертизы МРФ, и утвержден совместным решением МРФ и Министерством транспортного машиностроения для первых двух судов. 30 декабря 1952 г. утвержден технический проект № 20. Проект № 20 – это практически новый проект крупного пассажирского судна. 20 августа 1952 г. был заложен корпус первого судна - пассажирского дизель-электрохода «Ленин» и спущен на воду 11 апреля 1953 г. В феврале 1953 г. было принято решение о временном прекращении строительства судов. С началом строительства на заводе крупной серии подводных лодок готовые корпуса судов были законсервированы. В июне 1953 г. Волжское грузопассажирское пароходство вышло с предложением о достройке двух дизель-электроходов. 22 сентября 1953 г. по распоряжению Совета Министров СССР была возобновлена достройка дизель-электроходов. 6 ноября 1958 г. приемочной комиссией было предъявлено к сдаче головное судно проекта № 20 дизель-электроход «Ленин». 24 августа 1959 г. Волжское объединенное речное пароходство приняло от завода однотипный дизель-электроход «Советский Союз». Добавлено спустя 57 минут: Особенности конструкции и строительства судов проекта 20. В 1951 г. отдел главного конструктора завода «Красное Сормово» приступил к проектированию пассажирского экспресса для линии Москва-Ростов. Это была сложная и почетная работа для коллектива конструкторов и для завода в целом. Требовалось создать пассажирское трехпалубное судно для обновленной Волги, с небывалой комфортабельностью, как для пассажиров, так и для команды. Следовало учесть вновь создаваемые огромные водохранилища на великом водном пути, каналы и шлюзы. В разработке проекта участвовал большой коллектив конструкторов под руководством В.М. Керичева. Главным конструктором проекта 20 был А.Н. Каманин. Начиная от марки стали для корпуса и, кончая навигационными приборами, электроходы содержали множество технических новшеств для речного судостроения. Полностью сварной корпус дизель-электрохода был построен секционным методом из низколегированной стали СХЛ-1. Применение этой стали позволило придать корпусу необходимую прочность, что позволяло плавать при любой погоде. Корпус имел необычную трапециевидную форму шпангоутов с плоским днищем и наклонными бортами вместо обычной прямоугольной, что повышало остойчивость судна, и уменьшало вылет обносных кронштейнов. Это позволило присвоить судам класс «О» Речного регистра РСФСР. Это значит, что они могли плавать по водохранилищам и в штормовую погоду, когда высота волн достигала 2 м. Помещения судна располагались в пять ярусов — два в стальном сварном корпусе, три — в надстройке. Строительство д/эл. ЛЕНИН и СОВЕТСКИЙ СОЮЗ Строительство д/эл. ЛЕНИН (два кадра) Кормовые обводы выполнены без туннеля, так как испытания самоходной модели судна показали, что скорость для корпуса с туннельной кормой составила 25,2 км/час, а для корпуса с принятыми обводами и трехлопастными винтами – 27,1 км/час. В судовых устройствах впервые на речных пассажирских судах были полностью механизированы не только носовые и кормовые, но и средние бортовые швартовые операции за счет установки специальных швартовых лебедок на бортах, используемых одновременно и для производства грузовых операций. 100 тонн груза вмещались в трюм, расположенный в носовой части судна. Рулевое устройство дизель-электроходов снабжено двумя электродвигателями. В случае выхода одного из них, второй продолжал перекладывать руль. Дублированное питание двух электродвигателей значительно повысило надежность рулевого управления и позволило отказаться от запасного привода. Управление электродвигателями рулевой машины осуществляется из рулевой рубки. Суда имели дизель-электрическую установку отечественного производства, обеспечивающую ему повышенные ходовые и маневренные качества. В машинном отделении стояли главные двигатели – три дизель-генератора мощностью 900 л.с. Управляемые дистанционно из рулевой рубки, оборудованной новейшими навигационными приборами (включая эхолот и радар), они работали на три электродвигателя, вращавших гребные винты. На заводе удачно решили задачу общей компоновки машинного отделения и дистанционного автоматического управления (ДАУ) главными и вспомогательными механизмами, как из рулевой рубки, так и из машинного отделения. Это позволило установить минимальную численность обслуживающего персонала и улучшить условия труда машинной команды. Для обеспечения управляемости судна при малом числе оборотов гребного винта – при подходе к причалам, в каналах, шлюзах, судно оборудовали носовым и кормовым подруливающими устройствами, установленными в носовой и кормовой частях корпуса. С целью облегчения обслуживания судна была широко внедрена автоматика в управлении различными механизмами, устройствами, системами: автоматический запуск, остановка и управление вспомогательными и утилизационными котлами, автоматический запуск и остановка компрессоров и пожарных насосов, автоматическое управление системой кондиционирования воздуха. Перед судостроителями завода «Красное Сормово» была поставлена задача – построить судно высокой комфортабельности и с максимальными удобствами для пассажиров. Впервые на дизель-электроходах была внедрена система кондиционирования воздуха, заменяющая системы отопления и вентиляции, обеспечивающая во всех помещениях заданную температуру в навигационный период. В каюты была проведена холодная и горячая вода, установлено радио. Особое внимание было обращено на архитектурную отделку помещений судна. Мебель, двери, шкафы и раскладочные изделия выполнены из дуба, ореха, красного дерева, птичьего глаза. Диван-кровати и подвесные койки во всех пассажирских каютах мягкие, обитые плюшем «люкс». Каждая палуба была оформлена в определенный цвет: платформа в синий плюш «люкс», главная и тентовая — в зеленый, вторая — в бордовый. Шелковые занавески и драпри из плюша в каждой каюте — также в тон обивки мебели. Коридоры, вестибюли, салоны, рестораны – все оформлено по тому времени роскошно. На судах проводилось много работ по дереву, поэтому была сформирована бригада столяров-краснодеревщиков из разных мест Волго-Вятского района. Киноконцертный зал, три салона, почта, ресторан, автоматическая телефонная станция, библиотека, солярий и прогулочные веранды создали максимум удобств для пассажиров и отдыхающих. ...д/эл-ов ЛЕНИН и СОВЕТСКИЙ СОЮЗ (последние два кадра) |
Автор: | Алекс [ 05 авг 2014 22:17 ] |
Судостроители отмечают, что строительство новых судов проходило в трудных условиях. Многочисленные технические новшества, автоматика и механизированные системы требовали неоднократных проверок, доработки и апробирования. Кроме того, сормовичи не имели опыта в постройке комфортабельных трехъярусных пассажирских судов столь высокого класса. Неотработанность технологии, перегрузка другими заказами, а также многочисленные производственные неувязки привели к длительному циклу строительства судов, что отразилось на себестоимости работ. На заводе не доставало квалифицированных столяров-краснодеревщиков, они были все в основном приглашенными, на достройку второго судна специалисты разъехались по домам. Поэтому заказы на судовую мебель для «Советского Союза» пришлось размещать на предприятиях других городов страны. Новые дизель-электроходы резко отличались от других пассажирских судов, плававших на внутренних бассейнах страны. Они были значительно крупнее по размерам, технически совершеннее, комфортабельнее – по праву признаны этапными не только в отечественном, но и в мировом речном судостроении. Можно привести еще один исторический факт. Модель дизель-электрохода «Советский Союз» в 1958 г. была представлена на Международную Брюссельскую выставку и удостоена большой Золотой медали. В доработке и приемке судов принимали участие лучшие судовые экипажи Волги под руководством знатных капитанов Сергея Алексеевича Напитухина и Андрея Ивановича Белодворцева. Сергей Алексеевич Напитухин Таким образом, на Волгу вышли друг за другом как братья-близнецы лучшие пассажирские лайнеры послевоенных лет отечественной постройки. 22 апреля 1959 г., в день открытия навигации на Волге вышел в свой первый рейс дизель-электроход «Ленин». С тех пор честь открывать навигацию стала для дизель-электрохода «Ленин» традицией и в течение 25 лет «Ленин» был флагманом Волжского флота. В 1965 г. уйдя с капитанского мостика, Напитухин передал корабль в надежные руки грамотного судоводителя и умелого руководителя В.А. Кириллова. В 1977 г. капитану Кириллову было присвоено звание Героя Социалистического труда. Весной 1960 г. вышел в своё первое плавание уже «Советский Союз». В 1977 г. штурвал своего любимого корабля Андрей Иванович передал младшему сыну Борису, который прослужил «Советскому Союзу» десять лет. А последующие десять лет экипаж возглавлял капитан Вячеслав Александрович Рогожин. Ему повезло, науку познания речного дела он ведь перенимал у дедушки, как уважительно волгари называли Андрея Ивановича Белодворцева. Фото из фондов музея речного флота (г. Нижний Новгород) Волгари, служившие на дизель-электроходах, всегда старались держать марку соответствия внешнего вида судов их гордым именам. Поддержание судна в том первозданном виде, каким сошло со стапелей завода «Красное Сормово», – была одна из главных забот судовых команд. д/эл ЛЕНИН и СОВЕТСКИЙ СОЮЗ в затоне За эти десятилетия дизель-электроходы «Ленин» и «Советский Союз» заслужили большую славу, почести, уважение и любовь речников и туристов. Суда совершили сотни туристических рейсов по маршруту Горький – Москва – Астрахань - Горький, прошли миллионы километров и перевезли тысячи туристов. д/эл СОВЕТСКИЙ СОЮЗ у причалов Северного речного вокзала (г. Москва) В 1996 г. «Советский Союз» уже отправился в свою 36 навигацию. К сожалению, её не удалось закончить — в июле корабль встал по причине неисправностей в силовой установке судна и вынужден был уйти в затон ввиду необходимости крупного ремонта главных двигателей судна. В 1997 г. было принято решение не заниматься ремонтом корабля. Так он простоял в затоне Октябрьской БТОФ до 2003 г., когда был продан Камскому пароходству, где дизель-электроход находится до настоящего времени. Судну обеспечивается охрана, существуют различные планы его восстановления, но из-за высокой стоимости этих работ они вряд ли будут начаты в ближайшее время. д/эл СОВЕТСКИЙ СОЮЗ в последнем рейсе (1996 г.) д/эл СОВЕТСКИЙ СОЮЗ в затоне посёлка Октябрьский Борского р-на Нижегородской области на холодном отстое д/эл СОВЕТСКИЙ СОЮЗ в затоне Перми на холодном отстое. Фото Антона Тюрина. При подготовке материала были использованы фотографии из фондов музея ОАО "Завод "Красное Сормово" и музея речного флота. Статья была любезно предоставлена её автором, директором музея речного флота Абаевой Г.П. Написана статья в соавторстве с председателем совета директоров судоходной компании "Инфофлот" А.С. Сосниным. Авторы статьи благодарят заместителя директора по производству (в 2009 г.) завода "Красное Сормово" Ю.К. Меньщикова. Фотографии капитанов из фонда музея речного флота при ВГАВТ. Галина Павловна Абаева Александр Сергеевич Соснин При подготовке материала для данной темы на форуме мной были использованы также фотографии из различных интернет-источников. Если Вы узнаете в теме свои фотографии, то напишите мне личное сообщение и я обязательно укажу ваше авторство. |
Автор: | Юлия [ 06 авг 2014 09:31 ] |
Спасибо, очень интересно! |
Автор: | Алекс [ 07 авг 2014 18:35 ] |
Фотографии интерьеров и общие виды дизель-электроходов проекта 20. В музее завода "Красное Сормово" есть хороший макет д/эл СОВЕТСКИЙ СОЮЗ. Однако он в экспозиции установлен так, что снять его хорошо очень затруднительно. Я попытался это сделать и вот что вышло. Не судите строго. Добавлено спустя 50 минут: Добавлено спустя 51 минуту: Ещё несколько фотографии д/эл СОВЕТСКИЙ СОЮЗ, сделанные в годы его работы. Хотя конечно в этой теме я хотел разместить фотографии только СОВЕТСКОГО СОЮЗА в годы его работы, но не вставить предыдущий кадр я не мог. Уж больно мне понравился тот факт, что последние два кадра сделаны с одного ракурса. Приношу свои извинения за качество этого кадра. Фото было сделано мной ещё в подростковом возрасте. Схема дизель-электрохода и значок с его изображением. Последнее фото было сделано мной во время круиза на д/эл СОВЕТСКИЙ СОЮЗ по маршруту Горький - Москва - Астрахань - Горький в 1985 году. Обложка блокнота. Работа СОВЕТСКОГО СОЮЗА освещалась и в прессе. Почтовая марка из моей коллекции. Кстати посмотрите внимательно на эту марку и на значок в этом же сообщении (выше). При подготовке материала для последнего сообщения данной темы на форуме мной были использованы также фотографии из различных интернет-источников. Если Вы узнаете в теме свои фотографии, то напишите мне личное сообщение и я обязательно укажу ваше авторство. |
Автор: | Алекс [ 09 авг 2014 20:11 ] |
Крайний рейс дизель-электрохода СОВЕТСКИЙ СОЮЗ. 1996 год. На одном из речных форумов 3 (три) года назад появились фотографии, которыми поделилась подруга с одним пользователем этого форума. Фотографии были сделаны в крайнем рейсе дизель-электрохода, из которого самостоятельно он уже не смог вернуться. Предлагаю их вашему вниманию. Источник информации В некоторых источниках можно встретить информацию о том, что СОВЕТСКИЙ СОЮЗ взял на буксир т/х АЛЕКСАНДР СУВОРОВ того же самого проекта 92-016, но как видно по приведённым выше фотографиям, это был т/х МИХАИЛ ФРУНЗЕ. Фотографии из затона Перми На этих фотографиях можно видеть в каком состоянии сейчас находится уникальное судно. Сразу хочу оговориться, что эти кадры были взяты мной с разных сайтов и с разных форумов. И к сожалению я не догадался сразу для себя фиксировать данные авторов-фотографов. Если кто-то узнает среди них свои кадры, то пишите мне личные сообщения и я обязательно укажу авторство снимков. Последние 2 (два) кадра - фото Михаила Пашковского. 2010 год. В 2006 году А.С. Соснин побывал в пермском затоне. Чтобы увидеть репортаж в его ЖЖ с борта СОВЕТСКОГО СОЮЗА жми на ссылку (здесь и в открывшемся окне ЖЖ). |
Автор: | Алекс [ 09 авг 2014 22:44 ] |
ВИДЕОРОЛИК (жми на ссылку) Видеоролик нижегородского энтузиаста Ильи Рабина. |
Автор: | Алекс [ 10 авг 2014 22:26 ] |
Ещё несколько кадров, на которые я случайно наткнулся во всемирной паутине. Пермь Горький На первых двух кадрах трудно понять какое судно попало в объектив - ЛЕНИН или СОВЕТСКИЙ СОЮЗ. На последнем кадре точно СОВЕТСКИЙ СОЮЗ. По всем признакам - на последних двух кадрах запечатлено открытие навигации. |
Автор: | Никита Кипятков [ 11 авг 2014 12:20 ] |
Конечно хочется помечтать... но наверное его уже никогда не восстановят! Колоссально трехпалубник вместимостью 450 человек!! |
Автор: | Алекс [ 11 авг 2014 12:24 ] |
Никита Кипятков писал(а): Конечно хочется помечтать... но наверное его уже никогда не восстановят! Ох, как я Вас понимаю, Никита... |
Автор: | MARINE [ 11 авг 2014 14:48 ] |
Алекс, спасибо! Очень интересно было прочитать, а фото... Эх, только грустно как-то стало. |
Автор: | Алекс [ 11 авг 2014 14:55 ] |
MARINE писал(а): Алекс, спасибо! Очень интересно было прочитать, а фото... Эх, только грустно как-то стало. Действительно очень грустно. Остаётся только надеяться на лучшее. Надежда, как говорится, умирает последней. |
Автор: | Алекс [ 11 авг 2014 19:55 ] |
27 февраля 2010 года группа энтузиастов в кол-ве 3 (трёх) человек: Михаил Пашковский (Санкт Петербург), Пётр Горчаков (Самара) и ваш покорный слуга (Нижний Новгород) предприняли поездку в Пермь, дабы побывать в затоне и посетить д/эл СОВЕТСКИЙ СОЮЗ. Собственно в Перми мы и встретились. В затоне нас сопровождал Рустам. К сожалению не знаю его фамилии. В то время он работал на т/х МИХАИЛ КУТУЗОВ. Вот кем работал тоже не припомню. Склероз проклятый. Мы побывали не только на СОЮЗе, но и на д/эл КОМПОЗИТОР ГЛАЗУНОВ (пр. 785) и т/х МИХАИЛ КУТУЗОВ (пр. 588). Но по той простой причине, что эта тема о д/эл СОВЕТСКИЙ СОЮЗ (пр. 20), я напишу только о той части нашей пребывания в пермском затоне, которая прошла на борту именно этого судна. Прибыв с ж/д вокзала в затон, мы конечно же "отметились" в караванке и сначала отправились на борт КОМПОЗИТОРа ГЛАЗУНОВа. Насколько я помню, он в тот год после длительной консервации вместе с БУЛГАРИЕЙ готовился к выходу в навигацию. Основную цель нашего путешествия я заметил ещё из окна салона ГЛАЗУНОВа, но снять через стекло не догадался, а на палубу нас не выпустили, т.к. там было много снега и его никто не убирал. Кстати не выпусти нас на палубу и на СОЮЗе. Но только мы сошли с борта ГЛАЗУНОВа, как я сразу же увидел судно, ради которого и проделал это не близкое путешествие из Н.Новгорода в Пермь. Кстати ещё "на суше" нам вручили визитку последнего капитана СОВЕТСКОГО СОЮЗА. И вот мы опять мимо караванки, ... ... где кстати тогда ещё уверенным шагом шли к победе коммунизма ... ... отправились к тому счалу, где и стоит СОВЕТСКИЙ СОЮЗ. И вот наконец-то - он. Такой же величественный, как и страна, чьё имя он до сих пор носит на борту. Но этой великой страны уже 19 лет (на тот момент) как нет, а судно продолжает бороться за жизнь, хоть и вдали от родного города, и до сих пор будоражит умы многих любителей пассажирского речного флота. Пока мы через корму главной палубы пробирались на борт,... ...Рустам уже успел сходить "на разведку" и узнать как и где можно попасть внутрь. И вот мы уже внутри. Зрелище конечно грустное, но всё же хочу вам показать в каком состоянии сейчас находиться уникальное судно. Тем более, что за эти 4 года, я больше чем уверен, на нём ничего в лучшую сторону не изменилось. |
Автор: | Алекс [ 11 авг 2014 21:00 ] |
И вот мы уже по коридору направляемся в кормовой ресторан главной палубы. Перед самым рестораном мы проходим столовую экипажа (два кадра). А вот собственно и сам 2-этажный ресторан (четыре кадра). Кофемашина (два кадра) и весы в ресторане. |
Автор: | Алекс [ 11 авг 2014 23:36 ] |
Режим дня в столовой комсостава. Что это за помещение на главной палубе, я честно говоря не помню. Коридор из кормового в главный пролёт главной палубы. 2-местная ярусная каюта на главной палубе (два кадра). Ещё одна 2-местная ярусная каюта на главной палубе (два кадра). Кстати такие стопки с документацией нам встречались в нескольких каютах. Спуск в машинное отделение и заводская табличка (два кадра). Кран питьевой воды. 4-местная ярусная каюта на главной палубе (два кадра) Главный пролёт главной палубы. Трап с главной на нижнюю палубу, на которой нам побывать не удалось. Ещё одна 4-местная ярусная каюта на главной палубе (два кадра). Служебная 2-местная каюта на главной палубе (два кадра). |
Автор: | Алекс [ 12 авг 2014 00:47 ] |
Трап с главной на среднюю палубу. Центральный пролёт средней палубы. Служебная каюта на средней палубе (три кадра). Носовой салон на средней палубе (шесть кадров). Наша дружная компания в носовом салоне средней палубы. Рабочее место дежурной (три кадра). Добавлено спустя 16 минут: Как говорится без комментариев. Можно добавить только одно. За 14 лет отстоя (на тот момент) медные таблички даже не потемнели. Хоть сейчас начистить и можно отправлять судно в рейс. 2-местные каюты на средней палубе (три кадра). В таком состоянии находится несколько кают в кормовом пролёте средней палубы (три кадра). Кормовой пролёт средней палубы (три кадра). Буквы с борта судна хоть и не сразу, но всё-таки догадались снять и убрать внутрь. Добавлено спустя 18 минут: 2-й (второй) этаж ресторана (два кадра). Средняя палуба. Лифт ресторана. Сервировочная ресторана (три кадра). Средняя палуба. 1-местная служебная каюта на средней палубе. Светильник кормового пролёта средней палубы. Трап кормового пролёта со средней на верхнюю палубы. Каюта второго штурмана на верхней палубе (пять кадров). Добавлено спустя 17 минут: ЛЮКС на верхней палубе (три кадра). Кино-концертный зал. Верхняя палуба (семь кадров). Кормовой пролёт верхней палубы. Спуск на нижнюю палубу в кормовом пролёте главной палубы (два кадра). Последний перекур на борту СОВЕТСКОГО СОЮЗА перед тем, как мы отправились "с дружественным визитом" на борт т/х МИХАИЛ КУТУЗОВ. Вот как об этом же путешествии в своём ЖЖ рассказывает Пётр Горчаков (жми на ссылку). |
Автор: | Алекс [ 12 авг 2014 19:15 ] |
Ну и в заключении моего рассказа хочу привести доказательства того, что судьба д/эл СОВЕТСКИЙ СОЮЗ до сих пор не даёт покоя людям, не равнодушным к пассажирскому речному флоту России. Прочитав наш рассказ о поезде в Пермь на одном из речных форумов, в теме ответил человек, который несколько лет прослужил на этом судне. Зовут его Григорий Григорьевич Куделькин. Живёт он в Нижегородской области. Уже прочитав его сообщение на том форуме, я написал Григорию Григорьевичу личное сообщение, в котором поблагодарил за его беспокойство о судьбе легендарного судна и спросил нет ли у него фотографии СОВЕТСКОГО СОЮЗА тех лет, когда он служил на судне. Он прислал мне несколько кадров, которые я предлагаю вашему вниманию. Первый кадр (цветной) уже был опубликован в этой теме, но размещу его ещё раз, чтобы показать все кадры, которые мне любезно прислал по электронной почте этот человек. Прочитайте само сообщение на форуме, написанное Григорием Григорьевичем: Цитата: Здравствуйте участники форума! И особенно кланяюсь молодому человеку, который так душевно отнесся к д/э “Cоветский Союз”, на котором отдыхал он в 1996 году. Интереснейший материал вы собрали и разместили на сайте. Когда я ознакомился с этим материалом, для меня это был и праздник и некое огорчение. Огорчение вызвано состоянием д/э “Сов.Союз”. Я отслеживал судьбу его, но после 2000г. я практически ничего о нем не знал. И вдруг такое: иллюстрации, описания, борьба за спасение. Молодцы! В 2010 году когда узнал все подробности о нем, я решил тоже “постучаться” кое-куда. Дважды списывался с Генеральным директором Камского речного пароходства. В ответах он меня обнадеживал в том, что они восстановят его, и он будет ходить под этим же названием на туристических линиях. Направлял я подробное описание сложившейся ситуации с судном Путину В.В. и просил его рассмотреть вопрос о взятии судна под опеку Министерства речного флота РФ. К сожалению, ответа я не получил. Очень обидно, что гибнет уникальное судно. Пароходы ходили по 90 лет, а д/э “Советский Союз” отработал 36 лет и стоит на отстое 17 лет. Ссылки на то, что он трудно ремонтируемый, это только отговорки. У него предусмотрена шахта через все дэки от тентовой палубы до машинного отделения. Можно любой агрегат поднять краном через эту шахту и опустить новый. Конечно с передижкой по горизонтали в машинном отделении. Работая практикантом на д/э “Глинка”, который вы отыскали в Пермском затоне, я участвовал в замене коленчатого вала главного дизельгенератора. Как это сделали:- разобрали дизель до ‘нитки”, вырезали в борту окно, вытянули вал и заволокли новый. Сделано это было за три дня. У д/э “Сов.Союз” предусмотрена уникальная возможность- ходить на 2-х бортовых винтах при выходе из строя одного, любого из трех, главного дизель- генератора, при этом он мог развивать скорость около 20 км.в час. Такую скорость имеют суда Австрийской постройки. Об этом я информировал директора Камского речного пароходства. Я работал на д/э “Сов.Союз” слесарем-мотористом 8 лет, с первой его навигации. Я с закрытыми глазами могу залезть в каждое его помещение и сказать, что там находится. У меня отношение к нему, как к живому существу. В 80-е годы мы трижды отдыхали на нем всей семьей. У меня долго зрела мысль сделать точную копию в макете, и я это сделал, но не в макете, а модель из металла. Внутри имеется освещение во всем корабле. Имеется мотор, вращающий средний винт. Строил я его один год и теперь с удовольствием любуюсь им. И под конец хорошая новость! При переписке с Камским речным пароходством мне сообщили, что есть решение по восстановлению д/эл. “ Советский Союз “. Начался первый этап, т.е. разработка проекта восстановления. Дед. Бывший член экипажа 60-х годов. Источник информации А вот и письма руководству Камского пароходства, о которых идёт речь в сообщении: Вот такая непростая судьба сложилась у младшего брата-близнеца, легендарного волжского судна, д/эл СОВЕТСКИЙ СОЮЗ. Хотя конечно сейчас нельзя без боли смотреть на то, что с ним сделали люди и время, но всё же хочется надеяться на чудо. А именно на то, что мы ещё не раз увидим это красивое судно на Волге. Спасибо всем за внимание. |
Автор: | Лодочник [ 11 сен 2014 20:24 ] |
Алекс писал(а): В затоне нас сопровождал Рустам. К сожалению не знаю его фамилии. В то время он работал на т/х МИХАИЛ КУТУЗОВ. Вот кем работал тоже не припомню. ( Рустам Шамсутдинов сопровождал вас, а работал он штурманом на "Кутузове". |
Автор: | Алекс [ 11 сен 2014 21:01 ] |
Лодочник писал(а): Алекс писал(а): В затоне нас сопровождал Рустам. К сожалению не знаю его фамилии. В то время он работал на т/х МИХАИЛ КУТУЗОВ. Вот кем работал тоже не припомню. ( Рустам Шамсутдинов сопровождал вас, а работал он штурманом на "Кутузове". Спасибо за уточнение. |
Автор: | Юлия [ 12 сен 2014 20:10 ] |
Алекс, спасибо большое за Ваш труд и такое большое количество фотографий и информации! Очень интересно рассматривать интерьеры старых пароходов. Пересмотрю еще раз обязательно, когда доберусь до большого компьютера! |
Автор: | Алекс [ 12 сен 2014 20:17 ] |
Юлия, спасибо на добром слове. Но всё-таки СОЮЗ не пароход, а дизель-электроход. И не такой уж он старый - ровесник 588-м и 26-37. |
Автор: | StarovGEK [ 24 окт 2015 22:11 ] | ||||
В задницу етот советский союз. Вот пусть пенсионеру тыда и возвращаются а лично я хочу нормально и комфортно жить, покупать те весчи что я хочу , есть то что я хочу. ЧЕТО при советсокм союзе я етого не заметил в конце 80х нихрена нчиего не было в магазинах.
|
Автор: | Dmitry [ 11 дек 2016 21:22 ] |
StarovGEK, следите за своим языком и за тем, что пишите. И если уж не можете не писать, то делайте это грамотно. |
Автор: | Dmitry [ 11 дек 2016 23:05 ] |
Что это за сбой такой на форуме? Предыдущее сообщение я писал ещё в прошлом году. Почему оно вдруг с сегодняшней датой? Очень удивился - захожу на форум, а тут уже что- то написано от моего имени. |
Автор: | ilya [ 12 дек 2016 10:26 ] |
Dmitry, это не сбой. Автор темы воспользовался кнопкой "Поднять тему". При активации данной функции, дата и время для крайнего сообщения меняется на свежее, то, которое действует на момент поднятия темы. |
Автор: | серголя [ 12 дек 2016 13:21 ] |
Естественно , никак не мог не пройти мимо этой темы. Мало-ли кто-то , чего-то "не заметил" во времена Советского Союза. Но наш флот , всегда был нашей гордостью . Можно таких вещей не помнить и не замечать. Но ...если смотреть только "желудком". К политическому строю можно относиться по-разному. Но к кораблям...Особенно к тем , что носили гордое имя "Советский Союз"....только почёт и уважение. Место постройки: Blohm & Voss Германия Гамбург Судно получено по репарации из Германии. Военный трофей. Место постройки: Blohm & Voss Германия Гамбург Построено: 06.1923 Приписка: Владивосток СССР Владелец: ГП Дальневосточное морское пароходство ММФ СССР СССР Судно получено по репарации из Германии. 6 марта 1945 года недалеко от Варнемюнде, во время проведения эвакуации населения из Восточной Пруссии, судно подорвалось на мине и затонуло. После подъема в 1949 году судно находилось в длительном ремонте на заводе «Варновверфт» в Варнемюнде (ГДР). Приказом Министра морского флота СССР №256 от 05.12.80 г. тб/х "Советский Союз" был списан и исключен из состава транспортного флота, после чего приказом начальника ДВМП переименован в "Тобольск". 5 марта 1982 года судно своим ходом вышло в Гонконг для разделки на металл. линейный корабль "Советский Союз" "Советский Союз" на стапеле Первые линкоры должны были быть сданы флоту в 1943 году. Из-за начала войны строительство кораблей было прекращено (техническая готовность «Советского Союза» составила 21,19 %, «Советской Украины» — 14,91 %), а по окончании войны недостроенные корабли были разобраны. Примерно 31 октября 2005 г.Автор: Botsmanmat Проект: 10521, тип Россия Место постройки: Балтийский завод СССР Ленинград Заложено: 02.11.1983 Спущено на воду: 31.10.1986 Построено: 29.12.1989 Приписка: Мурманск Россия Владелец: ФГУП Атомфлот Россия Оператор: ОАО Мурманское морское пароходство Россия Текущее состояние: отстой, исключен из Регистра 02.08.2012 г. Гордость отечественного судостроения Кто захочет ещё раз подробно прочитать про это судно http://alexvess.livejournal.com/49092.html Фото из рекламного альбома "Речной флот России - к вашим услугам", Москва - 1991 г. Проект: 20, тип Ленин Место постройки: ССЗ «Красное Сормово» (ССЗ №112) СССР Горький Построено: 24.08.1959 Приписка: Пермь Россия Владелец и оператор: ООО Волжско-Камское судоходное общество Россия Текущее состояние: не эксплуатируется с 1997 года ---------------------------------------------------------------------------------------------------------- no comment.....или как сейчас говорят "ничего личного , просто бизнес". Прогулочный речной теплоход "Советский Союз" построен 1961 году по проекту "515" серии "Москвич". Хотя сам проект , очень заслуженный и любимый нашим народом. Компания «Речфлот» рада представить к вашим услугам обновленный теплоход «Советский Союз», который позволит вам вернуться в 50-е годы и прочувствовать атмосферу прошлого. Несмотря на то, что он был полностью подвержен реконструкции, внешне теплоход не очень изменился со времен Советского Союза. |
Автор: | Алекс [ 25 окт 2018 21:51 ] |
Хоть эта статья и вышла за год до юбилея легендарного сормовского дизель-электрохода, но я не могу не дополнить ей эту тему. Его величество дизель-электроход 55 лет назад в Горьком готовились к сдаче уникального речного судна НЕКРАСОВ МЕЧТАЛ, А СОРМОВИЧИ СДЕЛАЛИ «Что нового скажешь о всепокоряющей красоте волжских берегов, о могучем раздолье царственной красавицы-реки? — рассказывала лирическая статья «По Волге широкой». – Какие слова, эпитеты, образы не повторяют поэзию Некрасова, повести Горького, полотна Репина и Левитана, песни Шаляпина! Правда, не было в этих великих творениях волжских морей, волжских плотин, шлюзов, гидростанций. Некрасов только мечтал о том времени, когда «наука воды углубит, по плоской их равнине суда-гиганты побегут». Сбылись мечты писателя! Благодаря постройке плотин и водохранилищ в 50-е годы ХХ века Волга стала действительно речной магистралью. «Неузнаваемо новой стала Волга, удобной для плавания, спокойной для судоводителей, без перепаузок, без тревожных перекатов и непрерывных промеров глубины, — писал «Горьковский рабочий». – Вся сплошь проходима при любой осадке судна, вся сплошь, на всем протяжении – «под табак». Теперь очередь была за некрасовскими «судами-гигантами». Еще в 30-х годах начались работы по проектированию пассажирского судна-экспресса для Большой Волги. Оно должно было стать первым трехпалубным волжским судном. Создаваемые водохранилища, во-первых, позволяли использовать на реке большие суда со значительной осадкой, во-вторых, они меняли условия судоходства на Волге, требуя от пассажирских кораблей большей «мореходности». 21 октября 1932 года газета «Известия» опубликовала сообщение о конкурсе на лучший проект пассажирского судна для Волги. Победителем в этой номинации стал проект инженера-судостроителя В.И. Сергеева. Через несколько лет началась разработка нового судна с предварительным названием «Страна Советов». Оно должно было иметь длину 110 метров, ширину 12 метров и осадку 2 метра. Однако строительство судов так и не началось из-за Великой Отечественной войны. К идее судна-экспресса для Волги вернулись только в пятидесятых. За основу взяли старые разработки, которые были значительно изменены инженерами завода «Красное Сормово». В результате появился эскиз нового судна, лишь отдаленно напоминавшего проект «Страна Советов». Вначале предполагалось построить два головных корабля с именами «Ленин» и «Сталин», за которыми должны были последовать еще 10. При этом сормовичи приняли смелое решение строить судно с дизель-электрической силовой установкой. Основное отличие электрохода от обычного теплохода заключается в том, что гребные винты приводятся в движение электрическим двигателем, энергия на который подается от двигателя внутреннего сгорания. Преимущества такой схемы заключаются в возможности быстро и плавно менять скорость и направление вращения движителя (что улучшает манёвренность), а также в низком уровне шума и вибрации. Кроме того, сам судовой дизель работает на постоянных оборотах, что снижает расход топлива и увеличивает время жизни самого дизельного двигателя. Есть, правда, у электроходов и недостатки, в первую очередь это сложность и дороговизна силовой установки и возникающие трудности ее ремонта. Для речного судна использование такой схемы было поистине новаторским, до этого дизель-электрические установки в основном применялись только на подводных лодках. Подобно печально известному лайнеру «Титаник», который по техническим показателям и уровню комфорта превзошел все тогдашние пассажирские корабли, «Ленин» должен был стать настоящим флагманом советского речного пассажирского флота, наглядно демонстрируя мощь советского судостроения и растущий уровень жизни в стране. Внутренние помещения и каюты отделывались дорогим красным деревом, кроме того, на корабле решили установить систему кондиционирования воздуха. Что для 50-х годов являлось небывалой роскошью. Впрочем, ничего удивительного в этом не было. Какая эпоха, таковы и корабли! Ведь в это же время просторы Волги уже бороздили невиданные доселе суда на подводных крыльях, а страна готовилась к покорению космоса. ВОЛЖСКИЙ ЭКСПРЕСС Строительство судов проходило в трудных условиях. Многочисленные технические новшества, автоматические системы управления и сложные механизмы требовали многократных проверок и доработки. Сормовичи не имели опыта постройки комфортабельных трехъярусных пассажирских судов столь высокого класса. На заводе не хватало квалифицированных столяров-краснодеревщиков, всех их пришлось приглашать с других предприятий и даже мебельных фабрик. Изготовление и монтаж климатической станции заняли много времени и сил. А неотработанность технологии, перегрузка заказами на постройку барж и танкеров, а также многочисленные производственные неувязки привели к тому, что цикл строительства судов оказался гораздо длиннее, а себестоимость работ значительно превысила первоначальные сметы. Тем не менее «Красное Сормово» справилось с заданием. В конце июля 1958 года дизель-электроход «Ленин» был спущен на воду и отправился на ходовые испытания на Горьковское водохранилище. Его капитаном был назначен старейший и лучший судоводитель Волги капитан С.А. Напитухин. В течение восьми дней он «гонял» «Ленина» по просторам рукотворного моря, выписывая самые невероятные маневры. Благодаря электромоторам, а также наличию активных подруливающих устройств судно показало невероятную маневренность. Впервые капитану не нужно было подавать привычные команды в машинное отделение, вроде «Стоп, машина» и «Полный вперед». Все управление было дистанционным и осуществлялось прямо с ходового мостика. При водоизмещении 2235 тонн «Ленин» развил максимальную скорость 27 км/ч. Эхолот и радиолокатор, ранее также ставившиеся только на военные корабли, позволяли судну плавать в любых погодных условиях. Это был действительно речной экспресс. 3 августа жители городка Юрьевец с изумлением наблюдали, как к их маленькому дебаркадеру, к которому суда причаливались порой по 30 – 40 минут, «Ленин» при помощи бортовых подруливающих устройств пришвартовался за какие-то 5 – 7 минут! Однако испытания выявили и многочисленные недоработки. Некоторые судовые механизмы и системы работали неслаженно, что затрудняло движение корабля в узких местах и шлюзах. В связи с этим государственная приемочная комиссия во главе с С.В. Князевым отказалась подписать акт о приемке. 4 августа «Ленин» вернулся в гавань завода «Красное Сормово», который получил задание срочно устранить выявленные недостатки и окончательно сдать судно к 31-й годовщине Октябрьской революции. В сентябре – октябре 1958 года сормовичи авральными темпами доделывали электроход, попутно проводя испытания на реке. Его постоянно гоняли от Балахны до Волжского железнодорожного моста. В результате «Красное Сормово» уложилось в срок. «В праздничные дни сотни трудящихся нашего города увидели на Горьковском рейде величественный дизель-электроход «Ленин», — писал «Горьковский рабочий» 8 ноября. — По своим размерам и отделке новый корабль, построенный руками сормовичей, намного превосходит существующие речные суда. Для команды и пассажиров на дизель-электроходе предусмотрены максимальные удобства, в том числе три салона, двухъярусный ресторан, киноконцертный зал, библиотека, солярий. Судно снабжено дистанционным управлением, подруливающими устройствами, системой кондиционирования воздуха, радиолокационной установкой. Речники дают дизель-электроходу «Ленин» – флагману волжского флота – высокую оценку». ОДИН СГОРЕЛ, ВТОРОЙ СЛОМАЛСЯ В свой первый рейс по Волге «Ленин» отправился 22 апреля 1959 года. Причем первым из всех судов речного флота. С тех пор в течение четверти века дизель-электроход открывал волжскую навигацию. Судно совершало туристические рейсы по маршруту Москва – Горький – Астрахань. В 60-е – 70-е годы популярность речных круизов в СССР постоянно росла. Открывались новые маршруты, а тысячи горьковчан каждый год отправлялись в Астрахань за дынями, арбузами и черной икрой. И несмотря на то, что пассажирский флот пополнялся новыми импортными, в том числе четырехпалубными, теплоходами, по уровню комфорта не сильно уступавшими «Ленину» и появившемуся вслед за ним «Советскому Союзу», последние все равно не сдавали флагманских позиций. Долгие годы сплавать на этих лайнерах было настоящей мечтой многих горьковчан. Однако век сормовских дизель-электроходов оказался не очень долгим. По надежности и долговечности они не смогли конкурировать с теплоходами чешской, венгерской и восточногерманской постройки. Установленные на «Ленине» и «Советском Союзе» дизели от тепловозов и вспомогательные двигатели производства завода «Двигатель революции» через 20 лет эксплуатации стали часто выходить из строя и требовали постоянного ремонта. А в марте 1984 года случилось непредвиденное. В затоне Октябрьский после проведения окрасочных работ на дизель-электроходе «Ленин» вспыхнул пожар. Сами рабочие успели убежать и не пострадали, а вот надстройки судна почти полностью выгорели. Не последнюю роль сыграло большое количество деревянной отделки во внутренних помещениях, которая горела как дрова. После этого корпус корабля пролежал в затоне 15 лет, а затем был разрезан на металл. Так закончилась история одного из самых известных судов Волжского пассажирского флота. Брат «Ленина» — «Советский Союз», несмотря на частые поломки, проплавал до 1996 года. Во время своей 36-й навигации, в июле, корабль в очередной раз вышел из строя по причине неисправности главных дизелей. Корабль ушел в затон Октябрьский, где еще лежали останки «Ленина», там и простоял до 2003 года. После этого бывший флагман продали по дешевке Камскому пароходству и отбуксировали в затон Перми, где он и находится по сей день. Неоднократно высказывались различные планы по восстановлению «Советского Союза» или хотя бы превращению его в музей. Но по причине высокой стоимости этих работ они так и не реализованы. Виктор МАЛЬЦЕВ Опубликовано 12.09.2013. Источник статьи - сайт газеты "Ленинская смена" (г. Нижний Новгород). |
Автор: | Алекс [ 12 фев 2023 15:56 ] | ||
И снова здравствуйте, дорогие участники клуба речных туристов. В ноябре прошлого (2022-го) года у нас в городе проходила прямая линия с губернатором Нижегородской области Глебом Никитиным. Я конечно же не мог не задать губернатору вопрос о сохранении уникального судна нижегородской постройки - д/эл "Советский Союз" и позвонил по телефону горячей линии. Не в прямой эфир (т.к. прямая линия проходила в рабочее время), а заранее. Долго ждал обещанного губернатором ответа и вот несколько дней назад дождался. Естественно это была очередная отписка. Больно... Обидно... Очень жаль...
|
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |