Текущее время: 16 дек 2017 08:11

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
№1  Сообщение Добавлено: 15 авг 2014 20:33 
Не в сети
Аватара пользователя

Стаж 3 года 4 месяца
Сообщения 300
Откуда Нижний Новгород. Сормово.
Благодарил (а) 289 Поблагодарили 608
В 2014 году волжские пароходы-близнецы СПАРТАК и ВОЛОДАРСКИЙ отметили бы свой вековой юбилей. Но к сожалению уже 13 лет прошло с тех пор, как их нет с нами. Но всё-таки не вспомнить об этих судах в год их юбилея было бы неправильно.
В качестве основы для этой темы я возьму статью, которая была написана 10 лет назад - к 90-летию парохода и дополню её архивными фотографиями.

Если администратор или модераторы посчитают, что в этой ветке данной теме не место, то естественно её можно спокойно переместить в другую, подходящую ветку.

Последнее слово пароходной техники


К 100-летию парохода «Великая княжна Ольга Николаевна»

Изображение

Изображение

Славной вехой в истории волжского флота стало появление на Волге в 1914 году лучших пассажирских судов ХХ столетия – пароходов «Великая княжна Ольга Николаевна» и «Великая княжна Татьяна Николаевна». Суда были построены на Сормовском заводе по заказу правления общества «Самолет».

«…Пароходы представляют из себя последнее слово в области волжской пароходной техники и той роскоши, какая стала вводиться на пароходах для привлечения классной публики. Конечно, «гвоздь» нового парохода – рубка 1 класса. Она поражает обилием света. Большие от потолка до пола окна зеркального стекла, между которыми расставлены в соответствующей симметрии колонки из натурального полированного венгерского ясеня. Из этого ясеня вся отделка в рубке в строго выдержанном «стиле Людовика IV». Роскошные каюты 1 класса отделаны дорогой инкрустацией, выписанной из Либавы, имеют удобные ложа, гардеробчики и т.п.», – писал «Нижегородский листок».
Имена дочерей русского царя были присвоены волжским пароходам с особого разрешения Императора Николая II.

25 июня 1914 года в 12 часов по полудни вышла в свой первый рейс из Нижнего до Астрахани «Великая княжна Ольга Николаевна» (впоследствии «Володарский»). Накануне, 22 июня, состоялось освящение парохода особым церковным чином, с окроплением палуб, кают и машинных отделений святой водой.
Среди первых пассажиров были богатые дамы и солидные мужчины, многие при орденах, в генеральских мундирах, подъезжали в пролетках и каретах, а также чиновники, купечество. Играл духовой оркестр, гостей у трапа встречали представители пароходного общества «Самолет» и первый помощник капитана. Командир корабля Федор Рафаилович Поплавский – на капитанском мостике. Около рубки присутствуют избранные из гостей-пассажиров. В штурвальной рубке лоцман с положенной «по форме» бородой, третий помощник капитана и штурвальный.
…Третий свисток. Гром оркестра. И пароход отправился в свою долгую и счастливую жизнь.

Изображение
Надпись ручкой на фото: "В первом рейсе. VII - 1914 г." Будем считать это опиской, т.к. мы теперь знаем о том, что первый рейс парохода состоялся в конце июня.

Капитанами на «Володарский», как правило, назначались лучшие из лучших. Первые три года пароходом командовал Ф.Р. Поплавский.

Изображение

Навигация 1917 года началась с новшества: пароход вышел с новым именем – «Алеша Попович». Первый рейс был успешным. 10 мая пароход вышел во второй рейс.
В этот год разлив Волги был могучим, и еще не везде была установлена судовая обстановка, ночью ниже Симбирска пароход вышел за судовой ход и сел на мель. Сняться своими силами не смогли, вода быстро спадала.
Пассажиров и часть груза забрал пароход «Князь Андрей Боголюбский», а «Алеша Попович», когда вода сошла, оказался на ровном лугу. Это спасло его от перелома корпуса.
Общество «Самолет» срочно приступило к переговорам с иностранными инженерами о перемещении парохода на Волгу. Однако запрошенная ими плата за операцию была слишком высока, и от «спецов» отказались. Поиск новых умельцев привел к жителю Верхнего Услона Трифону Терентьевичу Кленкову – мастеру по судоподъему и съемке судов с мелей. За 40 тысяч рублей плюс 10 тысяч за благополучную съемку он подрядился снять пароход с мели за 28 дней. Несмотря на то, что в работах в основном принимали участие женщины – шла война, – судно успешно было возвращено на Волгу, и через три часа пароход уже шел в Нижний. После этого события на пароход был назначен новый капитан Л.П. Тюрин, который впоследствии долгое время работал начальником штурманского отделения в Нижегородском речном училище.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

В начале 1923 г. его сменил А.И.Яковлев. Андрей Иосифович – яркая личность на Волге, окончив мореходные классы в Рыбинске, стал плавать юнгой на шхуне «Севан», рулевым на пароходе «Жуковский», помощником капитана на портовых буксирах, посчастливилось встретиться с адмиралом Макаровым, был привлечен к приемке ледокола «Ермак» в Англии и награжден именными часами, видел знаменитого путешественника Миклухо-Маклая. До «Володарского» начиная с 1897 г. он капитанил на волжских пароходах «Тверь», «Гончаров». Среди молодых речников Андрей Иосифович завоевал авторитет и популярность, работая в Нижегородском речном училище. Более того, всю жизнь увлекаясь судомоделизмом, он изготовил целую флотилию моделей судов, которые сегодня хранятся в разных музеях страны.
Длительное время, с 1931 года, капитаном на знаменитом пароходе был П.П. Умнов. Родившись на Волге, Павел Прокопьевич свою жизнь посвятил родной реке. Команда «Володарского» под его руководством многократно признавалась победителем соцсоревнования, а командир, награжденный орденами Знак Почета и Трудового Красного Знамени, – лучшим капитаном на Волге.
В 1938 году пароход работал без лоцманов, и по новому каналу на Москву он пошел одним из первых.
В годы войны «Володарский» совершал рейсы на Сталинград с воинскими подкреплениями и техникой, вывозил из города женщин, детей, стариков. После гибели парохода «Иосиф Сталин» ходил только до Камышина. В честь Победы 9 мая 1945 года «Володарскому был навечно вручен вымпел Госкомитета обороны и Наркомречфлота.
В 1949 году прямо на капитанском мостике П.П. Умнов скончался.

Изображение
Павел Прокопьевич Умнов

В послевоенные годы «Володарским» руководили В.В. Сонис в 1950-51 г.г., А.И. Торсуков в 1951-55 г.г., В.А. Кириллов в 1955-56 г.г., И.Г. Аникин в 1957-58 г.г., А.И. Автономов в 1958-67 г.г., Н.И. Плотников в 1959-60 г.г., В.А. Минеев в 1960 г., М.С. Большаков в 1963-67 г.г., К.С. Миронов в 1968-75 г.г.
Александр Иванович Торсуков, сын волжского лоцмана, с молоком матери впитал любовь к Волге и свято служил ей. На флоте начал работать в 15 лет матросом и дорос до прославленного капитана. Пользуясь большим авторитетом и уважением коллег, он активно занимался общественной деятельностью, избирался депутатом Верховного Совета СССР. «Ольга Стахеева», «Ориноко», «Петр Чайковский», «Канонерка № 7», «Аткарск», «Семнадцатый год», «Карл Либкнехт», «25-е октября», «Родина» – вот перечень судов, на которых 48 лет отслужил Торсуков до того, как в 1958 г. сошел с капитанского мостика.
В.А.Кириллов, служивший под командованием, А.И. Торсукова писал: «Это был известный на Волге судоводитель. Казалось, он мог вести судно с закрытыми глазами – так хорошо знал Волгу. Александр Иванович мог быстро и точно оценивать сложившуюся на реке ситуацию, мгновенно взвешивал варианты и всегда находил правильное решение. Не знаю судоводителя, который мог лучше Александра Ивановича передать свои знания другим. Торсуков был не только искусным капитаном. Высок был его авторитет как человека принципиального и твердого, отзывчивого товарища и надежного друга».

Изображение
Александр Иванович Торсуков

С 1975 года «Володарским» командовал Н.К. Фунтов. В 25 лет Николай Константинович был назначен капитаном на буксирный теплоход «Геннадий Невельский», что считается на флоте редким явлением. На «Володарском» Фунтов продолжал традиции, заложенные его именитыми предшественниками. Именно Николай Константинович сохранил малую толику вещей с «Володарского» и в настоящее время некоторые из них передал в дар музею Волжского пароходства.

Изображение
Николай Константинович Фунтов

«Великая княжна Ольга Николаевна» – «Володарский» – пароход, не только достойно завершивший век пара в пассажирском флоте на Волге, но и показавший себя замечательным судном-тружеником. Он стал частью истории Волги. На его борту проходили съемки замечательных художественных фильмов «Хождение по мукам», «Очарованный странник» и «Васса».

Изображение

Изображение

К сожалению, судьба «Володарского», как и его брата-близнеца, завершилась печально. Но об этом вы узнаете в другой теме на форуме.

Галина Абаева, директор музея речного флота.

Эта статья увидела свет 25 июня 2004 года в газете "Большая Волга" (сейчас это газета "Волго-Невский проспект").

Изображение

Изображение
Вот перед вами эта самая статья.

Изображение
А этот стенд, посвящённый 100-летнему юбилею парохода в этом году занял почётное место в экспозиции музея речного флота в Нижнем Новгороде.

_________________
До новых встреч на форуме и в круизе.
Изображение


Последний раз редактировалось Алекс 15 авг 2014 23:12, всего редактировалось 1 раз.


За это сообщение автора Алекс поблагодарили (2): Alexvas, Angel
  Рейтинг: 8.33%
Вернуться к началу
 Профиль  
 
№2  Сообщение Добавлено: 15 авг 2014 22:27 
Не в сети
Аватара пользователя

Стаж 3 года 4 месяца
Сообщения 300
Откуда Нижний Новгород. Сормово.
Благодарил (а) 289 Поблагодарили 608
Фотографии общего вида и интерьеров парохода ВОЛОДАРСКИЙ (Великая княжна Ольга Николаевна)

Изображение

Изображение
Заводская табличка на пароходе

Изображение

Изображение
Макет парохода ВЕЛИКАЯ КНЯЖНА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА. (два кадра)

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Проект ремонта п/х ВОЛОДАРСКИЙ (четыре кадра). Точно не помню у кого я взял этот проект. Скорее всего тоже у А.И. Шашина, но не уверен в этом. Именно поэтому копирайт на эти кадры не поставил.

Изображение
п/х ВЕЛИКАЯ КНЯЖНА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА, столовая 1-го класса

Изображение
Салон (?)

Изображение
Как вам такой матросик? :wink:

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Машинное отделение (десять кадров)

Добавлено спустя 11 минут:
Изображение

Изображение
(увеличенная надпись на фото)

Изображение
г. Горький, 1966 год

Изображение
г. Астрахань, 1976 год

Изображение
г. Плёс, 1984 год

Изображение

Изображение
(увеличенная надпись на фото)

Изображение
г. Ярославль

Добавлено спустя 28 минут:
В продолжении темы хочу представить вашему вниманию несколько фотографий парохода ВОЛОДАРСКИЙ сделанные в разных местах в разные годы.
К сожалению точных данных о том где и когда были сделаны эти кадры у меня нет. Если кто-то узнает хотя бы места съёмки - пишите. Буду благодарен и сделаю подписи "к опознанным" фотографиям.

Изображение

Изображение
Почтовая карточка. Лицевая и обратная стороны (два кадра)

Изображение

Изображение
Карточка с номером стола из ресторана парохода. Лицевая и обратная стороны (два кадра)

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
На мостике последний капитан парохода Н.К. Фунтов (последние два кадра)

Изображение

Изображение

Изображение
пароход ВОЛОДАРСКИЙ доживает свой век у причальной стенки г. Ростова на Дону. Начало 90-х годов прошлого века (три кадра)

При подготовки темы были использованы фотографии из личного фотоархива Александра Ивановича Шашина, о котором я уже писал на форуме. Также были использованы текст статьи и фотографии из фондов музея речного флота, предоставленные мне его директором Галиной Павловной Абаевой.

Изображение
Александр Иванович Шашин

Изображение
Галина Павловна Абаева

На этом всё.
Всем спасибо за внимание.

_________________
До новых встреч на форуме и в круизе.
Изображение



За это сообщение автора Алекс поблагодарили (2): Alexvas, Angel
  Рейтинг: 8.33%
Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron

© Общественное объединение Санкт-Петербургский клуб речных туристов



Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
независимая иммиграция в австралию

Русская поддержка phpBB