Клуб речных туристов. Отзывы о круизах на теплоходах http://cruizi-spb.ru/ |
|
Нижний Новгород сквозь века и десятилетия. http://cruizi-spb.ru/viewtopic.php?f=27&t=1978 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Алекс [ 06 янв 2015 00:26 ] |
Недавно найдя в интернете несколько кадров с изображением Волжских набережных нашего города конца XIX - всего XX в.в., я захотел посмотреть как же они изменились за прошедшее время. В ходе поиска фотоматериалов для этой теме я нашёл и другие кадры, которые так или иначе связаны с речным флотом и с Волгой в нашем городе. Сразу хочу сообщить о том, что в этой теме фотографий, сделанных лично мной будет совсем немного. А в интернете мне не всегда удавалось найти исторические и современные кадры, снятые с одного и того же ракурса. В этих случаях я находил просто снятые в одном месте кадры. Большую часть ретро-кадров я скачал в контакте со страницы "Нижний Новгород. История. Хроника.". Современные фотографии теплоходов (если под ними не подписано, что они сделаны мной) взяты с сайта "Водный транспорт". И последнее, о чём хочется сказать в самом начале моего фоторассказа, дата съёмки у некоторых кадров не известна. Так что о том, когда они сделаны, можно только догадываться. Итак, я начинаю... Начать хочу с нескольких кадров, сделанных в Сормовском районе нашего города. Сначала я скачал их просто для себя, а потом вспомнил, что в нашем районе расположен один из старейших судостроительных заводов нашей страны - "Красное Сормово". Так что к этой теме фотографии, которые Вы сейчас увидите, имеют непосредственное отношение. Центр Сормова. Кинотеатр "Сормовский" и памятник СПК МЕТЕОР (на заднем плане). В наши дни кинотеатр "Сормовский" стал частью ТРЦ "Золотая миля", а памятника МЕТЕОРу, как Вы видите рядом вообще нет. (Фото Алекс.) Этот памятник перенесли недалеко от того места, где он был раньше, к администрации Сормовского района. Дом стахановцев завода "Красное Сормово" в середине прошлого века. На переднем плане памятник парашютиске Нате Бабушкиной. Простоял этот памятник примерно до 1956 года. Это же дом в наши дни. Кинотеатр "Буревестник". 1967 год. Общественно-досуговый центр "Буревестник" в наши дни. Дворец культуры завода "Красное Сормово". Теперь с рабочей окраины города, какой всегда и считался Сормовский район, перенесёмся в исторический центр города - Канавинский район. И если уж я показал Вам наш Сормовский Дворец культуры, то хочу показать ещё один не менее известный в нашем городе ДК. ДК имени Ленина. Построен к 10-летию Великого Октября в 1927 году. Вот как это здание выглядит в наши дни. Его площади огромны. В нём всегда работало множество кружков и секций. А зрительному залу этого ДК могли позавидовать многие театры. Вот в каком состоянии этот великолепный зрительный зал находится сейчас. Могу добавить только то, что огромная люстра уже упала. А наши городские власти уже много лет никак не могут решить что делать с этим великолепным зданием - снести и на его месте что-то построить или отреставрировать и вернуть ему первоначальный вид. Сейчас перенесёмся из центра города на другую его "рабочую окраину" - в Автозаводский район. Ведь наш город - это не только столица Волги, но и один из нескольких автоградов нашей страны. И не вспомнить об этом в своей теме я не мог. Ещё официально не открылся наш автозавод (напомню, что произошло это в 1932 году), а автомобили в городе уже строили. И тогда никто не скрывал, что это были советские ФОРДы. А это уже с конвейера ГАЗа сходит один из автомобилей "Волга". А это уже современный конвейер ГАЗа. Но с него сходят уже не "Волги", а "ГАЗели". Не могу также не упомянуть ещё несколько известнейших мест в Нижнем Новгороде. В советские годы (с 1924 г.) этот особняк стал краеведческим музеем нашего города. Я сам в детстве бывал в нём несколько раз и мне там очень нравилось. Потом здание пришло в упадок. Многочисленные экспонаты были частично перенесены в другие здания, а частично помещены в запасники. Стены самого красивого особняка в нашем городе разрушались грибком. Но всё-таки его было решено отреставрировать. И на несколько лет здание было закрыто на ремонт. (Фото Алекс.) (Фото Алекс.) И вот в 2010 году отреставрированный особняк-музей вновь распахивает свои гостеприимные двери для нижегородцев и гостей нашего города. Ну и как же не вспомнить о Нижегородском Кремле? Он не всегда был таким, каким его привыкли видеть сейчас нижегородцы и гости нашего города. В середине прошлого века он сильно обветшал и местами был разрушен. Вот так стены и башни Кремля выглядели в 50-е годы прошлого века. С 1949 г. по 1977 г. проводилась реставрация кремля, которой руководил заслуженный архитектор РФ, профессор С.Л. Агафонов. (Фото Алекс.) А сейчас наш Кремль известен не только в нашей стране, но и по всему миру. В следующем году он уже не первый раз будет отмечать свой 500-летний юбилей. И к этому торжеству наш губернатор обещал закончить его полную реставрацию. (Фото Алекс.) Да и по самой Кремлёвской стене сейчас можно совершить прогулку. Правда пока не по всей стене. (Фото Алекс.) Первый шаг на пути к полной реставрации был сделан в 2012 году. Была восстановлена Зачатьевская башня Кремля, которой ны было на своём месте более 200 лет. Ввиду того, что это фото было сделано в сентябре 2013 года, Вы не видите на нём памятника Петру I? который был открыт перед башней годом позже. |
Автор: | Алекс [ 06 янв 2015 01:49 ] |
И ещё несколько кадров из центра нашего города. Это всем известная площадь Минина и Пожарского. В 1980 году тоннель на ней только строился. А вот он уже и построен. (Фото Алекс.) (Фото Алекс.) И в самом тоннеле недавно появилась вот такая "роспись". Это тоже очень известный в советские годы ВУЗ - институт инженеров водного транспорта. В наши дни, хоть каменную вывеску над фасадом сбивать не стали, но это уже Волжская государственная академия водного транспорта (ВГАВТ). Кстати в стенах этой академии работает очень интересный музей речного флота, директором которого является замечательный человек и специалист своего дела Галина Павловна Абаева. Есть у музея и своя группа в контакте. Если кому-то интересно - присоединяйтесь. Ну и какой же крупный город можно себе представить без транспорта вообще и без электротранспорта в частности? Кстати нижегородский трамвай - первый в России. Вагон маршрута № 2 в центре города. (Фото Алекс.) (Фото Алекс.) Подобный восстановленный вагон сейчас находится в музее электротранспорта в нашем городе. Вот ещё один из нижегородских трамваев. (Фото Алекс.) И вот он в музее. Вагон ЛМ - 57. Конечно же ходили и сейчас ходят по нашим улицам и троллейбусы. Перед Вами один из них. (Фото Алекс.) (Фото Алекс.) Сейчас он восстановлен и занял своё почётное место в музее. Полный список вагонов со ссылками на их фотографии можно посмотреть на этом сайте. (жми на ссылку) О самом музее много раз писали в разных ЖЖ. Если кому-то будет интересно, то можете почитать и посмотреть один из таких репортажей. Сейчас давайте посмотрим на некоторые мосты через Оку в черте Нижнего Новгорода. На этих кадрах мы видим строительство молитовского моста. Открыт он был в 1965 году. Долгих 10 лет (с 1972 года) строился мызинский мост. И в 1981 году он был наконец-то открыт. Ну и долгожитель среди наших окских мостов - канавинский. Строился он с 1930 по 1933 годы. На этих кадрах Вы можете его видеть во время постройки (верхний из последних пяти кадров), в год открытия (второй из пяти кадров) и следующие три кадра сделаны в 1935 году. В 1968-72 годах мост подвергался капитальному ремонту, а в 2010-м он был закрыт на реконструкцию. Долго я думал размещать это фото или нет, но всё-таки решил, что нужно. Хоть качество кадра и очень плохое, но на нём запечатлено уникальное время - вновь построенный канавинский мост и ещё не демонтированный его предшественник - плашкоутный мост. К сожалению лучшего качества кадра я найти не смог. (Фото Алекс.) А это уже современный канавинский мост через Оку. Ну и если уж я заговорил о его предшественнике, то хочу его Вам показать. Плашкоутный мост через Оку (два кадра). На переднем плане второго кадра - похвалинская электростанция. И Канавинский, и плашкоутный мост, Вы ещё увидите в этом моём небольшом экскурсе в историю моего родного города. |
Автор: | Алекс [ 07 янв 2015 16:30 ] |
Продолжу... Вид с плашкоутного моста на похвалинскую электростанцию. Похвалинская электростанция (два кадра). На этом кадре скорее всего запечатлены последние годы существования электростанции. Она стоит уже на правом берегу Оки у канавинского моста. А это уже современный Похвалинский съезд. Похвалинская электростанция была одновременно и станцией похвалинского элеватора (фуникулёра) (два кадра). (Фото Алекс.) Сейчас от электростанции и элеватора не осталось даже и воспоминаний. А на этих двух кадрах можно видеть Похвалинский элеватор в те годы, когда он ещё работал и то, что от него осталось (а точнее ничего не осталось) в наши дни. На сейте "Это ретро" вы можете увидеть ещё 9 (девять) кадров с изображением Похвалинского элеватора и прилегающих к нему территорий. Также сможете прочитать немного информации о нём. |
Автор: | Алекс [ 07 янв 2015 18:05 ] |
Но в Нижнем Новгороде в конце XIX - начале XX веков было 2 (два) элеватора (фуникулёра). Один из них - Похвалинский Вы только что видели. А был ещё и Кремлёвский. Он соединял площадь перед церковью Иоанна Предтечи и Кремль. На этих 4 (четырёх) кадрах Вы видите работающий Кремлёвский фуникулёр (элеватор). А на этом кадре то, что от него осталось в наши дни. На сайте "Это ретро" есть страничка и о Кремлёвском элеваторе Нижнего Новгорода. На ней Вы тоже сможете увидеть 9 (девять) фотографий и прочитать небольшую информацию. Кстати наши городские и областные власти последние несколько лет регулярно обещают восстановить Кремлёвский фуникулёр. Ну что ж? Нам, простым нижегородцам, остаётся только верить в то, что они когда-нибудь своё обещание сдержат ив нашем городе, как и 100 лет назад, вновь появится фуникулёр. Поднявшись на бывшую Похвалинскую гору к бывшей гостинице "Нижегородская" (ныне отель "Азимут") открывается вид на старейший окский мост в нашем городе, на Стрелку и на заречную часть города. В наши дни и мост, и Стрелка, да и заречная часть города выглядят уже совсем по-другому. На этом кадре, сделанном в советские годы, можно видеть летнее кафе. А на втором плане Ока, по которой идёт один из дизель-электроходов 20-го проекта и Стрелка. А вот как в 1976 году с того же места выглядела одна из церквей Благовещенского мужского монастыря. Такого же кадра, сделанного в наши дни я не нашёл. Но на этом кадре хорошо видна эта церковь с чёрными куполами. Сразу же за мостом. На Оке между заречной и нагорной частями города в советские годы был городской пляж, ... ... попасть на который можно было с площади Ленина по этому понтонному мосту. В наши дни этого пляжа давно нет, а есть хорошо известный всем гостям нашего города вот этот зелёный остров на Оке. В заречной части города на Оке (как раз рядом с городским пляжем) в советское время было немало дебаркадеров. Один из них - детское речное пароходство. Там же оно находится и в наши дни. На Стрелке долгие годы находился и сейчас находится порт. Раньше он назывался Сибирские пристани (на снимке), ... ... позже стал называться Горьковский речной порт. (Фото Алекс.) Грузовой порт на Стрелке находится и сейчас. Доживает он там последние годы перед чемпионатом мира по футболу 2018 года. В советское время по Оке и Волге одна за другой "летали" РАКЕТЫ, ... (Фото Алекс.) ... а сейчас последняя из них (69-я) доживает свой век в затоне посёлка Октябрьский. |
Автор: | Алекс [ 07 янв 2015 19:25 ] |
Практически со дня основания нашего города, т.к. стоит он на слиянии двух великих рек Волги и Оки, по берегам этих рек были многочисленные пристани и причалы. Есть они там и в наши дни. Если переходить Оку пешком по канавинскому мосту, то первые причалы видны уже с моста. Причалы на Оке "под стенами" Благовещенского монастыря в советские годы. На том же месте в наши дни. Причалы на Оке и на Волге в сторону бывшего речного вокзала. Те же причалы в наши дни. В разные годы по-разному выглядели и сами пристани и причалы. Давайте сравним. Это пристани и причалы конца XIX - начала XX веков. А это причалы уже советского периода нашей истории. Собирая материал для этой темы, я нашёл интересную фотографию. На этом кадре (как и на первом кадре этого сообщения) запечатлён кадр из фильма "Свет далёкой звезды", которые снимался в г. Горьком в 1963 году. А на самом фото можно видеть отходящий от пристани пароход МИХАИЛ КАЛИНИН (бывший БАЯН). Конечно же я не мог не вспомнить того, что не очень давно на нашем форуме я создал тему "Из фотоархива Александра Ивановича Шашина", в 4 (четвёртом) сообщении которой говорится о печальной судьбе этого парохода. Также при подготовке материала я случайно нашёл три фотографии, сделанные в одном и том же месте, но в разные годы. На втором из этих трёх кадров предположительно д/эл КИРГИЗИЯ (пр. 785). (Фото Алекс.) (Фото Алекс.) Сейчас наши причалы выглядят довольно-таки плачевно. Прилично они выглядят только в районе 5-го (центрального) причала. У самих причалов в советское время всегда было много пассажирских теплоходов. Но... Всё течёт, всё изменяется. Изменяются и теплоходы. Давайте же сравни как выглядели одни и те же теплоходы в советское время и как они выглядят сейчас. Начать хочется со всем известного прогулочного теплохода-катамарана (кстати нашей горьковской постройки) ОТДЫХ - 1. Тогда... Сейчас... Нижний Новгород, май 2013 г. Фото umavin. На этом кадре вы видите отходящий от 9-го причала горьковского речного вокзала т/х АЛЕКСАНДР СУВОРОВ и подходящий к этому же причалу т/х СОВЕТСКАЯ РОССИЯ. СУВОРОВ так и остался Суворовым. г. Санкт Петербург, сентябрь 2014 г. Фото Александра Конова. А вот наша СОВЕТСКАЯ РОССИЯ (ещё одна была на Украине) стала т/х НИЖНИЙ НОВГОРОД. Пестовское водохранилище, июнь 2013 г. Фото Александра Соснина. На этом кадре мимо того же 9-го причала величаво движется т/х СОВЕТСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ. В наши дни он стал т/х НИКОЛАЙ КАРАМЗИН. г. Дубна, сентябрь 2013 г. Фото Александра Конова. Много лет пассажирскую навигацию в городе Горьком открывали в день рождения В.И.Ленина - 22 апреля. И много лет это делали наши легендарные флагманы - дизель-электроходы 20-го проекта ЛЕНИН, а когда он сгорел его брат-близнец СОВЕТСКИЙ СОЮЗ (на фото). (Фото Алекс.) Последние годы пассажирскую навигацию открывают каждый год в разные числа разные теплоходы. Это бывает в конце апреля - начале мая. На этом кадре - открытие пассажирской навигации 1 мая 2014 года теплоходами СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД, ВАСИЛИЙ ЧАПАЕВ и МАКСИМ ГОРЬКИЙ. Сама же Нижневолжская набережная тоже в разные годы выглядела по-разному. Софроновская площадь и Блиновский сад, 1894 год. Фото известного русского фотографа-нижегородца Максима Петровича Дмитриева. 1977 год. 2012 (или 2013) год. Последние 3 (три) кадра были сделаны в одном месте - в районе нынешней площади Маркина перед зданием бывшего речного вокзала. |
Автор: | Алекс [ 07 янв 2015 22:47 ] |
Не могу в этой теме не упомянуть и о речном вокзале, которого у нас сейчас увы нет, как и во многих волжских городах. Т.е. само здание речного вокзала никуда не делось. Оно как стояло - так и стоит на своём месте. Только вот вокзала в нём уже давно нет. На последних двух кадрах - речной вокзал г. Горького в 60-е годы прошлого века. (Фото Алекс.) (Фото Алекс.) (Фото Алекс.) Последние несколько лет в этом здании располагаются офисы Волжского пароходства. И лишь несколько помещений в одном из флигелей занимают офисы компании "ВодоходЪ". А сейчас мы поднимемся мимо церкви Иоанна Предтечи и попадём на Кремлёвский бульвар. От Кремля всегда открывался очень красивый вид на Стрелку. Вот перед Вами открытка 1935 года выпуска. Это фотография примерно тех же лет. Как можно видеть в районе нынешней Скобы ещё нет "стекляшки" - Горьковского Дома моделей. А на этой фотографии он уже есть. Здание бывшего Дома моделей осталось на своём месте. Только сейчас после реконструкции в нём располагается бизнес-центр "Муравей". А теперь мы пройдём к известной на всю страну Чкаловской лестнице. Вот как она выглядела в советский период нашей истории. На последнем кадре фото 50-х годов прошлого века. (Фото Алекс.) Вот как она выглядит сейчас. Рискну предположить, что это фото сделано много лет назад именно с Чкаловской лестницы. На эту мысль меня навела верняя часть перил, которая видна в кадре. Если кто-то не знает, то хочу сообщить что эту лестницу назвали Чкаловской потому, что в самом её начале стоит памятник нашему земляку - легендарному лётчику Валерию Павловичу Чкалову. У памятника Чкалову особенно многолюдно бывает в праздники, т.к. от его подножия открывается великолепный вид на Волгу, Оку, город Бор и Стрелку. В 1975 году фундамент памятника ремонтировали. Да и сам памятник после этого ремонтировали. Но он и по сей день стоит на своём месте. Если от памятника Чкалову по Верхневолжской набережной пройти немного дальше особняка купца Рукавишникова, о котором я уже писал, то можно дойти до одного интересного места. Это кафе "Чайка", которое приютилось на самом краю волжского откоса. После ремонта какое-то время в этом здании располагался ресторан "Гардиния", а сейчас в нём "Тиффани-бар". Добавлено спустя 18 минут: И в заключении своего короткого экскурса в историю моего родного города хочу предложить вашему вниманию пару кадров, вроде бы никак с городом не связанных, но в тоже самое время это сооружение от истории нашего города отделить нельзя. Шлюз Горьковской ГЭС. Если присмотреться, то можно увидеть название парохода в шлюзе - АКАДЕМИК БАХ. (Фото Алекс.) Шлюз Нижегородской ГЭС в наши дни. Фото сделано с борта т/х КОСМОНАВТ ГАГАРИН. Ну и заключении не могу не вспомнить о печальной судьба одного из самых известных волжских пароходов М.В. ЛОМОНОСОВ. На этом кадре он запечатлён уже после списания в качестве "плавучей" турбазы. А о печальной судьбе самого парохода я писал в теме "Из фотоархива Александра Ивановича Шашина" (сообщение № 5). Ну вот и всё. Вот и закончилась небольшая экскурсия по историческим местам Нижнего Новгорода (города Горького). Буду рад, если кому то этот материал просто понравился или может быть поможет при осмотре достопримечательностей нашего города тем, кто собирается к нам приехать. Спасибо за внимание. |
Автор: | Вера Владимирова [ 08 янв 2015 00:25 ] |
Алекс! Спасибо Вам большое за такой материал. Я очень люблю бывать в Нижнем Новгороде. Многие места, которые Вы упомянули, хорошо знакомы. А исторических экскурс получился великолепно. Возникло два сожаления: первое о невозможности вот так же в одном ряду увидеть эти же места, но 200, 300, 400 лет назад. Второе - о такой же невозможности заглянуть лет на сто вперед ) Спасибо за труд все это сделать и показать нам. |
Автор: | Алекс [ 30 июл 2015 15:20 ] |
В этой теме у меня есть несколько кадров из нижегородского музея электротранспорта. Раньше на других форумах я делал отдельные темы, посвящённые этому интересному музею, т.к. сам люблю в нём бывать и возить туда своих учеников. Но вот сегодня я случайно в сети наткнулся на очень интересный репортаж из этого же музея. Материал называется "Трамваи и кино. (Нижегородский музей городского электротранспорта.)" Очень советую Вам потратить время на просмотр этого сайта. Вы не пожалеете! Особенно те, кто интересуется электротранспортом. |
Автор: | Ksu [ 13 окт 2016 22:30 ] |
Большое спасибо за такую чудесную подборку! Влюблена в ваш город! Отдельное спасибо за рассказ о фуникулере! Было интересно! |
Автор: | Алекс [ 13 окт 2016 23:28 ] |
Ksu писал(а): Большое спасибо за такую чудесную подборку! Влюблена в ваш город! Отдельное спасибо за рассказ о фуникулере! Было интересно! А Вам большое спасибо за такие тёплые слова о моём родном городе. А я, кстати, влюблён в Ваш город и стараюсь по возможности в нём бывать как можно чаще. |
Автор: | Алекс [ 03 фев 2017 00:41 ] |
Алекс писал(а): Ну и как же не вспомнить о Нижегородском Кремле? (Фото Алекс.) А сейчас наш Кремль известен не только в нашей стране, но и по всему миру. В следующем году он уже не первый раз будет отмечать свой 500-летний юбилей. И к этому торжеству наш губернатор обещал закончить его полную реставрацию. К сожалению наш губернатор не сдержал своего обещания и в указанные выше сроки (в 2016 году) Нижегородский Кремль не был полностью отреставрирован. С одной стороны это печально, а с другой я уже к сожалению не удивляюсь обещаниям наших политиков, которые они не выполняют. Но вот зачем тогда давать эти обещания? Теперь уже совсем недавно были тем же губернатором Шанцевым были названы новые сроки полной реставрации Кремля - в 800-летию нашего города. А произойдёт это в 2021 году. Ну что ж посмотрим. Может хоть в этот раз наши власти выполнят свои обещания? |
Автор: | Ksu [ 03 фев 2017 10:28 ] |
Но "по стене" Кремля, как я понимаю уже с весны, можно прогуляться почти полностью? (Во всяком случае так нам рассказывали Ваши земляки) Ничего не путаю? |
Автор: | Алекс [ 03 фев 2017 17:25 ] |
Ksu писал(а): Но "по стене" Кремля, как я понимаю уже с весны, можно прогуляться почти полностью? Ничего не путаю? Вы ничего не путаете. Но вот именно "почти полностью" и честного говоря не помню в каком месяце её открывают для прогулок, т.к. сам в центре города бываю редко. Добавлено спустя 11 минут: А кстати вот нашёл интересующую Вас информацию на сайте музея. |
Автор: | Ksu [ 03 фев 2017 19:40 ] |
Большое спасибо! |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |