Ледяная тема. Вернее , немного про лёд. Это совсем не значит , что мне совсем делать нечего...Это же сколько написать надо ! Арктика , Антарктида ...Гренландия. Это не осилить. Я про наш лёд . Который зимой не позволяет ходить судам по нашим рекам и каналам.
Вы только представьте себе ! Новогодний круиз на теплоходе ! Новый год - "Шашлыки" в Мандрогах , рождество в Кижах или на Валааме.
То есть кругом зима , снег... А вы в привычной теплоходной обстановке. Знакомые любимые места.
Только вот теплоходы наши , хоть и имеют (некоторые) ледовый класс , но не ледоколы.
Автор: kifir239
Стоять им , ещё полгода в заводях , в ледовом плену.
И на Валаам зимняя дорога есть. Почти каждую зиму.
Фото от Stereometria
Только это уже не круиз получается , а автомобильное путешествие. Есть ещё суда на воздушной подушке. Какое уж тут любование природой ? Это
дорога , а не отдых.
Некоторые скажут , кто же мешает ? Вот , пожалуйста...Новогодний круиз по Рейну и "Инфофлот" вам в помощь...Но это не то. Это Германия и прочая заграница.
Удивительно , как за последние лет десять , народ привык к мнению , что отдыхать можно только за границей. Турцию с Египтом закрыли и ..всё , трагедия. И как мы раньше жили ? А лет сто назад ? Вообще страшно представить ! И "новогодних" каникул не было.
Но зато была масленица. Масленичные зимние гулянья ! Отдыхали..весело и интересно. А лёд - главный герой зимних праздников. И не только праздников.
Во время Масленицы , катание с ледяных гор было одним из обязательных зимних развлечений спортивно-ритуального тип. Это занятие получило широкое распространение на всей территории России, от крайнего Севера до южных губерний. Оно служило удобным поводом для знакомства и совместного времяпрепровождения молодой незамужней молодежи, а так же своеобразного представления крестьянской общине недавно образованных новых брачных пар - молодоженов.
М.Ф. Дамам-Демартре. Катание с гор на Неве на Масленицу. Конец XVIII в., бумага, акварель, тушь, перо
Н. Серракаприола — Катальные горы на большой Неве — Раскрашенная гравюра — 1817 г
.
Всю конструкцию замазывали конским навозом и покрывали утрамбованным снегом, который несколько раз поливали на морозе водой до появления толстой гладкой ледяной корки на катальной поверхности, имевшей невысокие защитительные бортики и называвшейся скатом или катищем. Продолжением его служила специально расчищенная в снегу и залитая водой до замерзания длинная дорожка - улица, раскат, хвост. Если гора располагалась на берегу реки или озера, то раскатом служил расчищенный на них естественный лед.
Боголюбов Алексей Петрович. Катание на Неве. 1854 год
В былые времена в Петербурге были очень популярны зимние бега рысаков и троек на невском льду. В середине января, когда на Неве устанавливался прочный лед, там организовывались бега, привлекавшие множество зрителей.
Зимние бега на Неве . 1859 Авнатамов А.
Беговое поле в форме вытянутого эллипса располагалось у стрелки Васильевского острова, прямо напротив Ростральных колонн. Дорожки были обозначены веревками на колышках, вбитых в лед, или оградой из сосновых веток. Привилегированные зрители наблюдали бега со специально установленных деревянных трибун. Петербургский люд попроще - мужики, солдаты, мастеровые толпились у барьера. Чтобы видно было лучше, многие садились повыше, на место кучера в санях и каретах.
Мне эта картина , сразу напомнила о современном конькобежном спорте. Так вот откуда пошло правило меняться длинной и короткой дорожкой !
Утверждение не бесспорное . Но хоть коньки и имеют очень давнюю историю , но только
В 70-х годах XIX столетия начинают проводиться международные встречи , по более-менее одинаковым правилам. Впервые такие соревнования состоялись в Вене в январе 1872 г. Они проходили на дорожке эллиптической формы длиной 331,6 м.
(Современные размеры беговой дорожки для конькобежного спорта , в классическом варианте представляет собой овал длиной либо 400, либо 333.3 метра. Все крупные соревнования проходят исключительно на дорожках длиной 400 метров. Радиус внутреннего поворота составляет от 25 до 26 метров. Длина каждой прямой и длина каждого поворота около 100 метров)
Между Адмиралтейством и Зимним дворцом устраивался широкий деревянный настил, предназначавшийся для спуска саней на лед реки. Несмотря на оживленное движение (саней и карет собиралось огромное множество), при въезде на спуск соблюдался строжайший порядок, кучера чинно ожидали своей очереди.
А. О. Орловский — Бега на Неве 1814
Лошадь должна была пройти всю дистанцию рысью, не переходя в галоп. Если лошадь сбивалась в галоп более шести раз, ее снимали с соревнований. Любой из зрителей мог попробовать свои силы и потягаться с любым участником соревнований. Тут же азартные зрители заключали пари и делали заклады. Часто рядом с запряженной в сани лошадью скакал галопом всадник, чтобы разбудить азарт в рысаке, и зачастую раззадоренный рысак обгонял всадника, идущего галопом.
Приезжие иностранцы удивлялись порой, как невский лед выдерживал тысячи людей и множество лошадей со всевозможными экипажами. За пределами бегового поля владельцы лошадей и кучера "разминали" участвовавших в бегах лошадей и "отшагивали" их после забега, бережно накрыв попонами.
Такой вот был лёд на нашей Неве. Теперь он тоже хороший , но ..не на воде , а.в скульптурах
Удивительные скульптуры изо льда можно увидеть в Петербурге в Петропавловской крепости. На ежегодном фестивале "Зимняя фантазия воды"
Сколько простоят экспонаты - обычно , зависит от капризов погоды.
Чем лед тоньше, тем больше людей выходит на него, чтобы проверить, выдержит ли.
В прежние времена , невский лёд от погоды мало зависел , Вернее погода была другая.
Об этих временах здорово пишет Лев Успенский в своих знаменитых "Записках старого петербуржца".
"Тут и там (и почти везде) на широком речном просторе, на льду, достигавшем арктической, чуть ли не метровой, толщины, чернели очерченные прямыми линиями, огороженные веревочными оградами квадратные и прямоугольные проруби. Целыми днями мужики с пешнями высекали из речного льда огромные, метра полтора длиной, сантиметров семьдесят — аршин! — в толщину, аквамариново-зеленые, удивительно нежного тона, как бы лучащиеся изнутри, ледяные призмы."
Айвазовский И.К. Ледоколы на льду Невы в Санкт-Петербурге
Подъезжали, пятясь, обмерзшие дровни; их задние копылы уходили под лед, на санки баграми втаскивалась такая прозрачная драгоценность, лошаденка выволакивала сани прочь из воды, ледяной параллелепипед сбрасывали на снег и устанавливали рядом с десятком других таких же, солдатиками торчащих над полыньей, глыб.Вывозка льда с Малой Невы
1890—1899, Россия, Санкт-Петербург, Василеостровский район Автор:К. Булла
Источник:Квартальный надзиратель, №96
Новые и новые призмы извлекали из воды. За уже обсохшими , непрерывным потоком подъезжали из города новые и новые извозчики… Ведь никаких холодильников. Никаких "хладокомбинатов", вся торговля держалась на ледниках, на невском голубоватом льду.
Приезжие иностранцы удивлялись порой, как невский лед выдерживал...
Конечно удивлялись. Очень многие , в своей Америке , только в стакане лёд и видят..
"Вас раздражает большое количество пены, появляющейся при наливании "Кока—колы" в стакан? Перед употреблением добавьте в стакан два кусочка льда и 100 граммов виски, и вас перестанет беспокоить эта проблема"Говорят .
.." что их ученые провели опыты с алкоголем.
Оказалось, что водка со льдом вредит почкам, ром со льдом вредит печени, джин со льдом вредит сердцу, виски со льдом вредит мозгу. Оказывается, этот чертов лед невероятно вреден "!Их лёд , может и вреден. Зато от нашего , невского люди умели и пользу получать. Вот у того же Успенского , читаем...
"На той Неве, кроме мостов, были еще и «перевозы». Летом кое-где вы могли, чтобы не ползти по берегу до ближнего моста, переправиться через реку на ялике или на совсем крошечном пароходике «Финляндского общества»: водяными жучками они так и бегали поперек Невы в двух или трех местах. Ну, а зимой как же?
А зимой через замерзшую реку то тут, то там разметали широкую, обвалованную по грудь человеку сыпучим снегом дорогу. Снег убирали; открывался гладкий, как зеркало, лед. Не могу сказать, устраивалось ли это только в те годы, когда Неву не забивало торосистыми верховыми льдинами, а она замерзала сама в тишине и ровности, или же были способы залить торосы водой, расколоть их и спустить подо льдом вниз… Чего не знаю, того не знаю; но такие дороги бывали.
В снежные валы втыкались веселые мохнатые елочки. На обоих берегах возводились времянки — кассы и места ожидания и отдыха — в затишке. Подвозились своеобразные, точно бы из жюль-верновского «Гектора Сервадака», с кометы Галлии выписанные, экипажи: покрытые пестрыми ковриками и полостями кресла, к ножкам которых были приделаны полозья. Прибывали дюжие молодцы на коньках и начинали нести службу". Вы не хотели идти ни на Николаевский, ни на деревянный Дворцовый мост, что против Медного всадника. Вы шли к перевозу между Замятиным переулком и Сенатом. Вы платили пятак в кассу, садились в кресло. Ноги вам предупредительно — особенно если вы барышня или почтенная дама — укутывали меховой полостью; за спинку кресла становился лихой удалец, и — ух-ты, ну! — как визжали санки-кресла по льду, как резал лицо встречный ветер, как горел на солнце коврик и как весело мелькали зеленые елки на снежном валу. Минута — и вы уже там…
Каждому из нас сегодня показалось бы, пожалуй, как-то не совсем удобно, чтобы вас, здорового и сильного, вез на себе чужой дядя, "рикша"…В те годы это мало кому даже и в голову приходило. И гимназисточка, чуть привизгивая, неслась на Васильевский в полном восторге от быстроты движенья, и сама "человечья сила" не казалась ни удрученной, ни оскорбленной своим родом деятельности…Невский лёд сыграл большую роль и в развитии более серьёзных транспортных средств.
В 1880 году в петербургских газетах появилось следующее сообщение:"22 августа в 12 часов дня на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, господином Пироцким в первый раз в России двинут вагон электрическою силой.."
Эксперимент на Песках явился первым в мире опытом движения электрического вагона. Но воспользоваться этим новым видом городского транспорта петербуржцы смогли только спустя 27 лет...Но до этого , было ещё одно событие...
Это первый трамвай в Питере. Ходили они исключительно по льду Невы в самом широком месте . От места нынешнего Дворцового моста у Эрмитажа до Стрелки и до нынешней Мытнинской набережной. А по улицам города нельзя было. Дело в том, что конка в Петербурге выкупила эксклюзивные права на провоз пассажиров аж до 1907 года включительно, и расплодилась неимоверно, было несколько десятков километров путей конки. А тут появился электрический трамвай, чудо техники. И вот уж обзавелись сим чудом и Киев, и Москва, и Варшава с Одессой, и даже заштатные Орёл с Курском. Начали строить во Владивостоке, аж на Тихом океане. А столица огромной империи сосала лапу, и не могла у себя это реализовать из-за вышеупомянутых юридических коллизий.
И вот какой-то умной голове..
Судя по этому старинному фото , это некий Генрих Блок.. Пришла в голову мысль проложить рельсы по Неве, в студеном январе 1895-го, так как насчет перевозок по рекам не было никаких слов в концессии.
Трамвай имел огромный успех, но по улицам города он пошёл только лет через 12 , после этой речной линии. А если точнее , то это было 29 сентября 1907 года
Открытие трамвайного движения по маршруту № 4. Освящение вагонов. 1907 год.
Фотограф К. Булла. Из книги «От конки до трамвая».
Именно тогда состоялось торжественное открытие первого трамвайного маршрута № 4, который был проложен от Александровского сада по Конногвардейскому бульвару через Николаевский мост к Кронштадтской пристани. Рассказывают, что вел первый трамвай сам Генрих Осипович Графтио.
Тема про лёд такая скользкая , что очень трудно "сохранить направление...и всё время куда-то проскальзываешь". Она необъятна. Тут и коньки , и ледоколы , ледоход и ледостав. Ледяные дома и пещеры....и т.д и т.п....И даже лёд на войне.
Когда союзники готовились к высадке в Европе, они всерьёз рассматривали проект постройки флота огромных авианосцев изо льда. До сих пор немало тех, кто считает, что эта затея была чистым безумием, как и тех, кто полагает её оригинальной и разумной технической идеей.
Проект Аввакум - непотопляемый авианосец изо льда
Первоначально речь шла о простом «спиливании» верхушек айсбергов, оснащении их двигателями, системами связи и направлении в театр военных действий с группой самолётов на борту.
Столь экстравагантная идея родилась в период, когда промышленность союзников, особенно Великобритании, испытывала острую нехватку ресурсов, в первую очередь – стали. В то время как потребность в судах только росла.
Но как бы там ни было , а высадка войск в Нормандии (Франция), началась только утром 6 июня 1944 года. А до этого приходилось нам уповать только на "наш" лёд..волжский....ладожский.
Тот , у кого круизы на Валаам в мае-июне , вечером , после прохода Орешка ,могут посмотреть на этот невзрачный берег. Мыс Осиновец. И вспомнить , как это было...
================================================================
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вот уж совсем скоро Новый Год ! И зима будет. Просто она теперь , в наших местах , с нового года и начинается.
Реки и озёра покроются нашим чудесным льдом. Между прочим :
"Если в начале зимы крышу намазать сгущенкой, то в конце зимы сосульки будут гораздо вкуснее."
А главное ! Не забыть купить путёвку круиз на следующий год. Цены -то ...они не ледяные..не растают ! Какой удачный подарок под ёлочку !
Всем желаю удачно подготовиться к новогодней ночи с 31-го на 14-ое !..Наморозить "вредного" льда побольше , чтобы хватило...
.А там уже и май не за горами..До встречи в речных круизах ! На полноводных..свободных ото льда , наших прекрасных водных просторах !!
==============================================================
По материалам
http://www.membrana.ru/particle/2936http://photoshare.ru/photo2770057.html http://www.vpeterburge.ru/walk/piroc.htmhttps://pastvu.com/