Третий день круиза. Раннее утро. В это время , почти не встретишь туристов на палубах теплохода.
А теплоход , медленно приближается к очень интересному объекту.
10 июля 2015. 5.36
Слева , по ходу теплохода , остаётся русло реки Вытегра. Служившее частью знаменитой Мариинской водной системы. А справа.....
ВЫТЕГОРСКИЙ ШЛЮЗ . ШЛЮЗ номер 1
На берегах ни души. Всё замерло в ожидании нового дня . И только редкий , но удачливый ! Рыболов попался в объектив. Но ему сейчас неинтересен наш теплоход...
10.07.2015 6.17
Да и про это уникальное сооружение , он по-видимому , всё уже давно знает. Потому как на территорию шлюзов , посторонних не пускают.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Не сочтите меня всезнайкой и занудой , но не далее , чем в последнем круизе , ко мне обратился молодой человек с вопросом : "А как же это всё работает ?". Эх ! Молодёжь ! Что они кроме своих компьютерных "хитростей" знают ?
Дальше , конечно , шлюзы пойдут один за другим. И всё устройство и назначение этих удивительных сооружений станет понятно. Но этот ПЕРВЫЙ...А устроен он примерно так..
Размеры шлюза №1 "Вытегорский" Длинна камеры 270 метров , ширина 17,8 метров.
На шлюзе (все шесть шлюзов имеют одинаковое устройство) применена головная система питания. Подача воды в камеру осуществляется из под плоских подъёмно опускных ворот верхней головы, опорожнение камеры через короткие галереи нижней головы. На нижних головах установлены двустворчатые ворота. Забор воды при наполнении шлюза происходит из верхнего подходного канала, сброс при опорожнении в нижний подходной канал.
Глубины на порогах шлюза верхнем 4.45 м , нижнем 4.1 м.
Перепад воды между верхним и нижним бьефом 13.1 м.
Строительство Вытегорского гидроузла началось еще в далеком 1940 году. По устоявшейся практике того времени очередную сталинскую новостройку поручили наркомату внутренних дел. На берегах реки Вытегры постепенно разрастался Вытегорский исправительно-трудовой лагерь.
Тысячи подневольных строителей трудились над созданием гидротехнических сооружений Волго-Балтийского водного пути, который должен был стать важнейшей транспортной коммуникацией Европейского Севера СССР.
№ 10. Приказ НКВД СССР № 0440 «О строительстве Волго-Балтийского и Северо-Двинского водных путей»
11 октября 1940 года.
Секретно
Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) на НКВД СССР возложено строительство Волго-Балтийского и Северо-Двинского водного пути с окончанием первоочередных работ по реконструкции р. Сухоны к навигации 1942 года и всех работ по Волго-Онежскому соединению к 1 марта 1943 года.
Для осуществления строительства Волго-Балтийского и Северо-Двинского водного пути в установленные сроки,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Организовать в непосредственном подчинении Главгидростроя НКВД СССР следующие управления строительств:
А) Управление Вытегорского строительства для сооружения участка Волго-Балт[ийского] пути от Онежского озера до истока р. Шексны из Белого озера, состоящего из шлюзированного канала на спуске с водораздельного участка в Онежское озеро, р. Вытегры, р. Ковжи и Белого озера;Однако летом 1941 года в связи с нападением фашистской Германии на Советский Союз работы пришлось приостановить. Лишь в 1947 году было принято решение о возобновлении строительства Волго-Балта. По иронии судьбы основными строителями стали бывшие солдаты и офицеры вермахта..
Но по прошествии некоторого времени , пленные немцы отпускались домой. И работы на строящихся объектах затухали. Тем более , что наступали другие времена...
Из истории Вытегорского лагеря МВД № 211 (1948-1949 гг.).
http://www.booksite.ru/fulltext/3vy/teg/ra/3.htm--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
"В стороне от котлованов на сравнительно большой ровной площадке стояло несколько бараков без окон, кругом опоясанных двумя рядами колючей проволоки с вышками по углам. Это была зона для бывших строителей-заключенных, после смерти Сталина отпущенных на свободу. Я не утерпел, чтобы не зайти в зону, благо поблизости никого не было. Первым делом заглянул в барак. Он имел круглую, как казахская юрта, форму, метров 18 в диаметре. Вдоль внутренних стен и ближе к центру тремя кругами были расположены двухъярусные нары. В центре стояла большая печь, по-моему, с одной топкой, застеленная на высоте примерно одного метра то ли обрезками рельсов плоской полкой кверху, то ли толстыми полосами стали. Это был единственный источник тепла на всю казарму, а также место сушки промокшей одежды и обуви примерно на 150 – 170 человек.
Впоследствии в течение навигации я видел, что работы на трассе Волго-Балта какие-то ведутся. Но это было в основном на Вытегорском и Белоусовском гидроузлах, однако каких-то сдвигов за лето не было видно. Даже автоколонна, что была законсервирована в 1953 году, стояла в полном составе без движения. Автосамосвалы, в основном ЗИСы, бульдозеры, экскаваторы стояли и ржавели на площадке размером гектара два. Нам приходилось только удивляться, как сотни автомашин и другой техники, по всей видимости исправной, стоят годами без дела. "Лучков Е. Мои воспоминания о Волго-Балте
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
С 1959 г. Волго-Балтийский водный путь был объявлен первоочередной стройкой семилетки. В последнее пятилетие строительства были по-новому решены некоторые гидротехнические проблемы.
Начало строительства шлюза №1 1957—1959, Вытегра
Все лето большие и маленькие группы молодежи ехали по комсомольским путевкам строить Волго-Балт. Вырастали жилые поселки для будущих строителей, бетонные заводы. Старую строительную технику резали на части и грузили в баржи для отправки в Череповец на переплавку. На всех строительных объектах началась напряженная работа. Сновали новенькие самосвалы ЗИЛ и МАЗ-205. Одни привозили грунт, другие везли в котлованы бетон. Сверкали огни электросварки.
Мне эти кадры старого фильма , очень напомнили наши "производственно-лирические" картины с участием Николая Рыбникова. "Высота".."Девчата"..Очень жаль , что он без текстовой озвучки. И имена этих прекрасных людей не узнать.( А ведь они почти ровесники моим родителям..).
После окончания строительства , многие оставались работать на Волго-Балте. Оказывается есть трудовые династии , чей общий стаж работы на канале и сооружениях превышает 260 лет !
Благодаря таким как они и тысячам других труженников , мы теперь имеем такие сооружения.
[center]
1962—1964, Вытегра Вид с нижней башни шлюза №1 Волго-Балтийского канала
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Заслуженный художник РСФСР график Владимир Александрович Ветрогонский.
=============================================================
Построить шлюзы , это очень и очень непростое дело. Не менее большое искусство обеспечить их работу.
Велико мастерство судоводителей .Управлять судами в таких "геометрических" размерах...это высший пилотаж. За счет значительного стеснения живого сечения потока воды в камере шлюза корпусом судна, возникает интенсивный поток обтекания и при этом резко падает скорость движения судна (от 1,4 – 1,8 м/с на подходе до 0,2 – 0,3 м/с при входе непосредственно
в камеру). Это , так называемый , "поршневой" эффект, при
котором судно, входя в камеру, резко теряет скорость движения и может
даже остановиться или сместиться назад. При выходе судна из камеры
судопропускного сооружения скорость его так же резко снижается
Здесь и далее:как теплоходы проходят шлюз №1 фотографировал Павел Феклистов
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
. В конце октября 2012 года шлюзы Волго-Балтийского канала форсировали два железнодорожных парома "Барда" и "Балакан". Построенные для Азербайджана в Хорватии эти два судна добирались от судостроительного завода до места своей постоянной работы - Каспийского моря.
Теплоходы не оборудованы бортовыми привальными брусьями. В родной среде им не придется швартоваться бортом, к причалу под погрузку вагонов они будут подходить кормой. Это обстоятельство тоже добавляет остроты ощущений при шлюзовании.
Паром предназначены для перевозки 54 железнодорожных вагонов
Длина: 154,80 м;
Ширина: 17,50 м;
Высота борта: 7,5 м;
Осадка: 4,4 м;
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
И всё же случается. В шлюзах , не один раз происходили аварии. Человеческий фактор никто отменить не может. И поэтому происходит навал судна на ворота шлюза.
Тем не менее , как показывает статистика происшествий , в Вытегорском шлюзе их меньше всего.
С одной стороны , он первый в цепочке шлюзов и внимание и аккуратность экипажей должна быть больше. Но с другой-то "стороны"...он последний.
- 1977 год...Разрушение пролетного строения нижних двухстворчатых ворот до 4 –го ригеля
Навал судна (морской сейнер «Руздава») на створку ворот
-Аварии и транспортные происшествия в шлюзе №1 с грузовыми судами за период с 2002 по 2012 годы :
Нижняя голова 9 , Камера 1 , Верхняя голова 4
Может данные и не полные , но это и не важно.
С пассажирскими судами , на которых мы ходим , подобных происшествий не случалось.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Такое сложное и ответственное хозяйство требует и должного ухода.
За последнее время проведены работы :
— изготовлены и смонтированы все новые ремонтные ворота верхних и нижних голов шлюза
— выполнена замена рабочих затворов галерей наполнения на шлюза
— произведена реконструкция с заменой металлоконструкций рабочих двустворчатых ворот на нижних головах шлюза, с переходом на новую конструкцию гальсбантов ворот пластинчатого типа;
— выполнена реконструкция швартовых устройств (рымовых ниш) с заменой штрабного бетона и новым армированием
— произведена реконструкция системы гашения энергии потока воды на выходных участках галерей опорожнения шлюза
(Необходимо уточнить , что подобные работы произведены на всех шести шлюзах системы.)
----------------------------------------------------------------------------------------------------
И ещё одно...время сейчас такое непростое.
9 июня 2014 Под Вытегрой прошли мобилизационные учения Росморречфлота. Ведомство для выполнения задачи привлекло больше десятка судов различных классов.
По легенде учений, по шлюзу был нанесен авиаудар. Несколько речных судов были повреждены, а в акватории произошел разлив нефтепродуктов.
Ликвидировать последствия этой ситуации и предстояло вытегорским речникам. В считанные минуты силами спасателей был потушен пожар, вспыхнувший на одном из кораблей, оказана первая медицинская помощь пострадавшим. А специальными заграждениями было локализовано пятно нефтеразлива и проведена очистка воды. По оценкам специалистов, тренировка прошла на хорошем уровне.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
по материалам
http://vgavt-nn.ru/science_innovation/t ... Nichic.pdfhttps://www.youtube.com/watch?v=iMNOxSFrY04http://www.booksite.ru/recollection/34.htm