Клуб речных туристов. Отзывы о круизах на теплоходах
http://cruizi-spb.ru/

Пароход на Валаам.
http://cruizi-spb.ru/viewtopic.php?f=27&t=2225
Страница 1 из 1

Автор:  серголя [ 19 апр 2016 12:37 ]

Очень скоро откроется навигация. И мы опять сможем посетить наш любимый остров...

Существует легенда о посещении Андреем Первозванным острова Валаам.
"Св. Андреи от Иерусалима прошел Голядь, Косог, Родень, Скеф, Скиф и Словен смежных лугами, достиг Смоленска, и ополчений Скоф и Славянска Великого, и Ладогу оставя, в ладью сев, в Бурное вращающееся озеро на Валаам пошел, крестя повсюду поставлял по всем местам кресты каменные. Ученики же его Сила, Фирс, Елисеи, Лукослав, Иосиф и Косма повсюду сделали ограды и все посадники доезжали от Словенс-ка и Смоленска, и многие жрецы окрестились и капища Перуна и Велеса разрушили и уничтожили".
Легенда , есть легенда. И неблагодарное дело , рассуждать о её правдивости.
Но вот на судно , которое использовала миссионерская экспедиция апостола , было бы очень интересно глянуть. Увы , никаких технических подробностей об этом , видимо серьёзном и универсальном корабле нет. Логичнее , всё же предположить , что это было судно отечественной постройки.

Изображение


Как бы там не было , а развитие судоходства у нас на Северо-Западе и становление Валаамского монастыря , это две неразрывно связанных истории. И это очень заметно в живописных и фотографических изображениях Валаама.

Изображение


Жить на островах , посреди Ладоги , для монахов всегда было , хоть и непростым , но обычным делом.

Изображение

Отец Кукша. Фотография 2000 г.
Воскресный выезд. Фото: иеромонах Савватий (Севостьянов), Валаамский монастырь.

Изображение

А.В. Гине «Вид на острове Валааме»

Изображение

Художник Латынцев В. Преподобный Герман Аляскинский благословляет суда

Изображение


Но особой гордостью , вернее украшением видов Валаама , всегда считались изображения пароходов , прибывающих на остров.

Изображение


Изображение


Изображение


Прибытие парохода , это всегда событие в жизни острова.
А особенно , когда на остров прибывают необычные гости.
Первый российский император Пётр I , постоянно и неутомимо ездил (вернее сказать - плавал) по всему северо-западу своей империи. И это не очень удивляло современников.
Достаточно вспомнить , что только в Петрозаводске он был не менее четырёх раз.
А на Валааме ? Зная деятельную и пытливую натуру царя , можно утверждать , что был.
Есть указ Петра, изданный в 1715 году о возрождении на Валааме православного монастыря.
Мифотворцы-историки на основании указа предположили, что Петр был на острове.
Был – не был , не известно. Но на стеле царь увековечен, как точно побывавший на Валааме…

Изображение


Совсем другое дело , это путешествие представителей царствующей династии через полторы сотни лет. Событие государственного значения...
Летом 1858 года Государь совершил недельное путешествие на судах Гвардейского экипажа из Архангельска в Петербург. После Белого моря по Онежскому озеру Государь в сопровождении герцога Вюртембергского перешел 24 июня на пароходе "Ильмень" от пристани Черные пески в Петрозаводск. Затем он проследовал по реке Свирь и по Ладожскому озеру в Лодейное Поле. Там Александра II встречала Государыня императрица Мария Александровна со всей Августейшей семьей, прибывшей из Петербурга на паровой яхте "Александрия" в сопровождении паровой яхты "Стрельна"

Изображение

Алексеев А.П. Паровая яхта «Стрельна» и катера «Голубка» и «Дагмар».
Каталог Русские императорские яхты. Издательство «ЭГО». Санкт-Петербург, 1997.

Затем, посетив Валаамский и Коневецкий монастыри, расположенные на островах в Ладожском озере, императорская семья вернулась, на этих же судах по Неве, в Петербург.
На Валааме , они пришли прямо к подножию горы Фавор, в Монастырскую бухту, где и стоял Валаамский монастырь. Современным теплоходам такое не под силу. И не потому , что они не царские. Просто , их размеры во много раз превосходят те первые корабли, которые открыли пути на остров. И даже тех , что перевозили членов царской семьи.

Изображение

Императорская паровая яхта "Александрия"1852 Год.


Изображение

П. Балашов «Их Императорския Величества Государь Император Александр Николаевич и Государыня Императрица Мария Александровна с их Августейшим Семейством возвращаются из большого скита в монастырь 28 Июня 1858 года».

Что интересно, Александра Второго можно отнести к основоположникам речных круизов на Северо-Западе России.
Поездка на Валаам была частью большого тура, который совершил царь. Корабль прошел черед Ладогу, на Свири сделал остановку в Лодейном поле и посетил Онежское озеро.
То есть, это был классический маршрут, который сегодня называется "Петербург-Валаам-Мандроги-Кижи-Петербург". Память о посещении членов правящей династии , увековечена на острове обелиском и памятными надписями..."здесь был Костя"...

Изображение


С появлением пароходов , резко изменилась ситуация с паломниками. Число их резко возросло настолько, что к 1852 году, на Валааме была построена первая каменная гостиница.
Пароходы не только стали способом доставки путешественников, но и сильно изменили экономическую силу обители.
Сообщение с берегом стало регулярным, поток материалов на остров и вывоз продуктов оттуда резко возросли.
Огромную роль в привлечении на Валаам паломников из числа всех слоёв общества , сыграло открытие линии пароходного сообщения на Ладоге.

Изображение


Изображение

Автор:Н.Г.Матвеев 1910-11 годы

Калашниковская пристань, от которой отправлялись пароходы , была расположена в сотне метров от здания подворья Валаамского монастыря. Напротив нарядной, выполненной в русском стиле, церкви святых князей Бориса и Глеба. Калашниковская набережная служила речными воротами Петербурга. Хлебные баржи тянулись сюда с Волги. Из Самары, Саратова, Симбирска. Все они прибывали на Калашниковскую пристань с ее многочисленными причалами и амбарами. Сегодня, о "хлебном прошлом" этих мест постоянно напоминает аромат свежей выпечки, доносящийся с хлебозавода ОАО "Каравай" на Херсонской улице.
Пристани на этом месте просуществовали до шестидесятых годов .До реконструкции Синопской набережной при строительстве моста Александра Невского.

Изображение


А собор был закрыт и службы в нем прекращены в 1934 году.
Его хорошо видно в фильме "Возвращение Максима" ( 1937г), собор выглядит абсолютно целым.

Изображение


. Первым основателем линии пароходного сообщения был Петр Николаевич Вышинский. В 1843 году он пустил свой пароход "Валаам" от пристани близ Смольного монастыря. Этот пароход совершал рейсы только одно лето, потому что имел слишком медленный ход. В следующем году он был заменен пароходом "Петр Великий". В 1854 году П.Н. Вышинский передал это дело Эммануилу Нобелю (отцу Альфреда Нобеля), который в свою очередь передал пароход в общество Северного пароходства. Однако так как судно не отличалось хорошими ходовыми качествами, а на Ладожских линиях появилась конкуренция, то общество, находя это дело невыгодным, прекратило свои рейсы. В начале 60-х годов главными конкурентами были компания "Легкого Невского пароходства" господина Тайвани и "Сердобольское или Финско–Ладожское общество" –
– пароход "Валамо" (90 сил – самый мощный на Ладоге, до 280 пассажиров, 150 метров в длину, построен в Англии в 1859 году). У Тайвани на линии Валаам – Сердоболь (Сортавалла) ходил пароход "Летучий" (до 300 пассажиров, 156 метров в длину, построен в 1845 году) и "Чайка" (эксплуатировался с 1860 по 1862 год, когда этот пароход сел на мель). Дорога на Валаам и обратно занимала четыре дня. Вероятно, в 40-х годах регулярного сообщения не было, а с 1850-го пароходы ходили сначала один раз, затем два раза в неделю. Стоимость поездки в конце 50-х годов составляла примерно 20 – 25 рублей, что было совсем недорого. На судах были каюты и места для пассажиров 2-го и 3-го класса. Как писал один из паломников:"Кое–кто спал, завалившись под полушубок или рогожу на носовой половине палубы и под енотовые шинели и шубы на кормовой ее половине. Работал буфет, а в кормовую каюту лакей мог принести ...зеленые щи, микроскопической величины благодетельные бифстексы и жаренного цыпленка, разбитого пополам...". Для жителя Петербурга подобное путешествие было восхитительным, особенно при воспоминании о возможной тряске в дорожных тарантасах. И земным раем кажется тогда всякий пароход , пусть даже под вашим носом будут расставлены кадушки с сельдями, с маслом."..
Изображение


Вот что можно прочесть об этом времени в книге А. П. Андреева “Ладожское озеро”, вышедшей в 1875 г. в Петербурге:
“От юга на север, пароходно - пассажирский путь постоянно держит пароход “Валамо”, принадлежащий Сердобольскому товариществу. Этот пароход тоже прекрасный, морской конструкции, ллойдовской системы. Он, каждую пятницу, в 9 часов утра, отходит от пристани у церкви Божий Матери всех скорбящих радости в Петербурге и приходит в Шлиссельбург в 2 часа дня, а через несколько минут отправляется в озеро. Около 10 часов вечера приходит в монастырь Коневец, где и ночует. По утру, в 8 часов, отправляется далее; заходит в Кексгольм, в 4 часа является на Валаам, а оттуда идёт в Сердоболь, куда приходит в 8 часов вечера.Проночевав в Сердоболе, пароход “Валамо” идёт на другой деннь в 9 часов утра на Валаам; оттуда в 3 часа после полдня, идёт в Кексгольм, а ночевать приходит около 8 часов вечера тоже в Коневец. На другой день в 8 часов утра с Коневца отправляется в Петербург, куда приходит в 6 часов вечера. По праздникам к монастырям Валаамскому и Коневскому пароход “Валамо”, делает экстренные рейсы, но всегда приходит и отходит в те же часы как объяснено выше. С пароходом “Валамо” конкурирует в этом пути пароход “Летучий”; но этот пароход речной и, строго говоря, он, ни в каком случае, по этому пути ходить не должен. Не понимающие плавания по озеру смотрят на это дело легко, а валаамские богомольцы, по незнанию, садятся на него для переправы в северную часть; в особенности, когда администрация парохода “Летучий” сбавит несколько копеек с каждого пассажира при отправлении в монастыри Коневец и Валаам..
Путь пароходный по озеру с юга на север и обратно, происходит всегда днём на том основании, что в продолжении дня, хотя зачастую и бывает на озере сильный ветер, но он преимущественно дует с запада, а курс парохода идёт вблизи самого берега; следовательно волнения на озере не бывает, а ветер, в таком близком расстоянии от берега не имеет на пароход влияния. По справедливости сказать, путешествие по озеру на Валаам, во всех отношениях приятно, хотя случается иногда, что ветер с восточной стороны разведёт весьма сильное волнение и пароход на громадной глубине раскачает значительно, но это не опасно, в особенности на таком пароходе как “Валамо”...”.

Тема , больше чем векового"царствования" пароходов на Ладоге , оказалась такой обширной и глубокой , как и сама Ладога.
Вот , к примеру , много упоминаний о знаменитом пароходе с традиционным названием "Валаам".
В разное время , это названия носили разные суда. Российской и иностранной постройки...
И свидетельства очевидцев , рассказывают именно о том пароходе , на котором автору удалось совершить своё удивительное путешествие.
Как видите , писать "отчет"о речном путешествии , это очень давняя...хорошая традиция.

Изображение


Изображение


Постепенно и монастырь стал обзаводиться собственным флотом.

Изображение


Небольшой колесный пароход «Сергий», построенный в 1860-х годах в Варкаусе, и приобретенный братией в 1890 году.
Воспоминания архимандрита Афанасия (Нечаева)
"Приехав в Сердоболь, сел на валаамский пароход «Сергий» Как приятно было узнать, что этот пароход — собственность монастыря, и увидеть лица монахов, обслуживающих пароход. И капитан, и кочегар, и матросы — все — в послушнических одеяниях"

Изображение


В 1896 году Валаамский монастырь приобрел уже в частную собственность большой товаро-пассажирский пароход "Ладога", также переименованный при покупке в «Валаам». Он был рассчитан на 450 пассажиров, но при необходимости мог брать на борт до 600 человек. В июле и августе, когда в обители отмечались главные престольные праздники , такая необходимость возникала постоянно.

Изображение


Изображение


О судьбах пароходов ходивших на Валаам, их устройстве и особенностях можно найти не такое уж большое количество материала. Пароходы меняли владельцев , названия. . Гибли в авариях . Старые ремонтировались или списывались . Новые строились и покупались.
Есть несколько сайтов и форумов , посвящённых пароходам Ладоги. Люди там дотошно изучают технические и исторические данные по судам. Совсем как про волжские пароходы.
Но сведений , гораздо меньше сохранилось и в наших , да и в финских источниках тоже.
Но стоит "залезть в эти дебри" , то потом никак не выбраться. Факты так и тянут в историю.
Плохо только то , что память стала никакая...

Изображение


В прошлом году , на островке при входе в Монастырскую бухту , нам показали останки старого парохода (возможно это паровая машина судна шведской постройки ) А я к сожалению не запомнил ни истории аварии , ни названия парохода.
Надо , как умные люди делать...записывать сразу , что увидел и сфотографировал...
Основательное здание валаамской таможни таможни , все конечно помнят...
Немирович-Данченко Василий Иванович
(очерки и впечатлѣнія лѣтней поѣздки на Валаамъ).

Спокойный и величавый просторъ окружалъ отовсюду смутные силуэты нѣсколькихъ острововъ, до которыхъ мало-мало было двадцать пять верстъ. Гребцы, какъ только увидѣли это марево, сейчасъ же шапки долой.
-- Господи благослови!... Валаамъ!... И давай креститься.
-- Дивное дѣло: посередь озера живутъ себѣ монашки.
-- Божьимъ произволеніемъ.
-- Пресвятые, преподобные Сергій и Германъ чудотворцы валаамскіе, спасите насъ и помилуйте! усердствовалъ Степка. А жаль, братцы, водки я не захватилъ въ боченкѣ для валаамскихъ старцевъ. Ноне есть охотники, по пяти рублевъ за посудину платятъ. Чудесно бы.... перешелъ онъ сразу въ совсѣмъ другой тонъ.

-- А отецъ Стефанъ?
-- Таможенный-то ихній. Я бы его живымъ манеромъ обманулъ.
-- Надрешь?
-- Къ низу лодки на веревкѣ боченочекъ,-- и вези!
-- Оно точно.... И плутъ же ты, Степка!
-- Надо, братцы, хлѣбъ промышлять! Господи, Господи, монашки то!... И сколько святости тутъ этой!...

-- Что это за таможенный монахъ? заинтересовался я.
-- А иноки свою таможню здѣсь поставили, чтобы богомольцы отнюдь не возили вина и табаку въ монастырь. Строгая у нихъ таможня. Въ портки залѣзаютъ, сапоги скидовать приказываютъ. Все выищутъ.
-- А отецъ Стефанъ кто же?
-- Главный ихній надсмотрщикъ. Монахъ праведный, строгій монахъ. Ни водки, ни табаку не потребляетъ.
-- Семь верстъ скрозь землю Стефанъ этотъ видитъ. Вотъ онъ какой! И чинъ на немъ поэтому не малый -- іеромонахъ.
-- Такъ-таки и нельзя провозить водку?
-- Какъ нельзя. Только трудно и опасно. Потому, если поймаютъ, дороги въ монастырь не будетъ, а мы обителью кормимся.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В наши дни , Спасо-Преображенский Валаамский Ставропигиальный мужской монастырь является владельцем и оператором целой флотилией теплоходов .
Доставка паломников и туристов производится теплоходами Валаамского монастыря, которые на период летней навигации передаются Паломнической службе в оперативное управление. Это два теплохода типа "ОМ" (вместимостью 122 чел. каждый)

Валаам Тип ОМ, проект 780, 780-03, 780-03-1570

Изображение

Северный Афон. Тип ОМ, проект 780, 780-03, 780-03-1570

И скоростные судна на подводных крыльях типа "Метеор" (вместимостью 116 чел. каждый).
Патриарх Алексий II Тип Метеор, проект 342Э
Преподобный Серафим Тип Метеор, проект 342У

Изображение

Игумен Назарий Тип Метеор, проект 342Э


Валаамский монастырь является и владельцем , и оператором теплохода "Андрей Первозванный"

Изображение

Андрей Первозванный Тип Метеор, проект 342Э (Автор: solnechny · Дата: 25 августа 2015 г.)

Изображение

Река Вуокса . Ленинградская область, Приозерск .Яхт-клуб "Ладожский"
Автор: kifir239 13.02. 2016 г.

-------------------------------------------------------------------------------------
Игумен Дамаскин Тип Рейдовый, проект 1462
МБСН-10503 Проект 411 (бис, ГР, Д, ДТ, ДГ, ДГП, ДС, ТГ)
Монастырский-1 Проект 1785, 1785Т
Монастырский-3 Проект 1785, 1785Т

Изображение

Святой Александр НевскийТип МБ (проект 1496(27.06. 2014 г.Автор: umavin)

Изображение

Святитель Николай. Проект 697, тип ПТС-80 (Автор: lusean2233 7 .07. 2014 г.)

Изображение

Паллада. Проект РС-870М (Автор: Александр Конов 6 .10. 2014 г.)

Дружные, прекрасно подготовленные команды монастырских теплоходов позволяют обеспечивать перевозки пассажиров в сложных навигационных условиях Ладожского озера и вызывают неизменную благодарность со стороны гостей обители.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Друзья ! всем удачных , запоминающихся круизов ! И конечно же ! Посетить наш любимый остров Валаам на Теплоходе !

Изображение

------------------------------------------------------------------------------------------------------
по материалам
http://valaam.ru/pilgrimage/service/
http://krotov.info/history/19/56/rodch_03.html
http://arina-tour.ru/river/stat/1/stat_20.htm
http://shiigumen.ru/photos/101-5
http://raseborgmyhome.blogspot.ru/2011/ ... _4103.html
https://pastvu.com/

Автор:  серголя [ 20 апр 2016 20:45 ]

Вот , нашёл ещё несколько характерных фото тех времён.
Пароход "Валаам" , снимки начала века и тридцатых годов.
И характерные эпизоды из жизни на острове , но с...пароходами.

Изображение


Изображение


Изображение


Изображение

Автор:  Ирина Анатольевна [ 30 ноя 2018 23:13 ]

Серголя. Вы издали уже книгу свою? Потрясающий материал, редчайшие фотографии. Всему миру нужно показать это удивительное сокровище России.

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/