Клуб речных туристов. Отзывы о круизах на теплоходах
http://cruizi-spb.ru/

"Русские Красавицы"
http://cruizi-spb.ru/viewtopic.php?f=27&t=2828
Страница 1 из 1

Автор:  серголя [ 28 янв 2023 15:12 ]

Этими своими "ненаучными впечатлениями" , уже очень давно хотелось поделиться. Да всё , как-то не получалось. Но поиски по сети , просмотре своих и чужих фото , добавляли всё больше информации.
Сейчас сходить в круиз до Старой Ладоги и даже до Новгорода , не составляет большой проблемы. Поэтому , я не стану углубляться в исторические изыскания. Их и без меня достаточно. А мне , сначала , захотелось поделиться впечатлениями , которые остались у нас от знаменитой "Ладожской Невесты" - так называют церковь Георгия за ее удивительно светлый, стройный вид.

Изображение
Церковь Георгия Победоносца. приблизительно 1156-1167.


Георгиевская церковь – один из самых известных храмов домонгольского периода. Существует , даже , вполне правдоподобная легенда о пребывании тут двадцатилетнего князя Александра Ярославича перед битвой на Неве в 1240 году.
Но вот , на одном из сайтов , попадается фото 1892 года.

Изображение


Фото числится в госкаталоге. Источник , вероятнее всего , какой-нибудь альбом позапрошлого века.
Изображения и цитаты из одного из таких изданий , я буду использовать. (кто хочет посмотреть сам , то вот тут:
Русский иллюстрированный альманах. - СПб.: Типография Якова Трея, 1858.
https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_002823911/
Будет много и других , не моих фото. Но так , как "размышления ненаучные" , то я решил особо не заморачиваться с авторством и ссылками.)
Смотришь на эту старинную фотографию и удивляешься ?! Ну и какая же Это "Невеста"? Обычный типовой храм конца 19 века. И даже не очень-то ухоженный. Захотелось разобраться......
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Старинный русский город. Основан не то в девятом, не то в десятом веке. Кто его знает…».
Жаль , что фотографий времён легендарного Рюрика не сохранилось. Да и кто ж тогда интересовался историей страны , если она тогда только начиналась. Но вот более поздних изображений , достаточно много.
Знаменитое историческое место всегда привлекало художников и путешественников. Древний торговый путь "из варяг в греки". Первая столица русского государства...Да и вообще , удивительно живописное и красивое место.

Изображение
Д.И. Иванов. Вид Староладожской крепости, взятый с правого берега Волхова. 1809.


Известно, что в 1808—1810 годы художник в составе историко-археологической экспедиции совершил путешествие по России, где выполнил сотни рисунков, чертежей, копий с древнерусских архитектурных сооружений. Современники считали его работы самыми точными копировальными рисунками оригинала.

Изображение
Заболотский П. Е.«Вид Старой Ладоги» 1833
Холст, масло 66 х 114. Государственный Русский музей


Изображение
Иван Константинович Айвазовский.Графика, 1835, 35.5×53.8 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Изображение
Лагорио Л. Ф. Старая Ладога. Никольский монастырь и крепость святого Георгия 1843
Государственный Русский музей


Я неспроста упомянул о точности рисунка Д.И. Иванова. Рядом с каменной церковью с в. Георгия изображены деревянные сооружения - зимняя церковь св. Димитрия Солунского и шатровая колокольня. (Назовём её "первой") О не сохранившейся деревянной колокольне мне, к сожалению, ничего не известно. Когда рисовал Лагорио , в 1843 году , её уже точно не было. И похоже , что она примыкала к церкви св. Димитрия

Изображение


Изображение
Изображение


Автор изображений Прохоров Василий Александрович (1818-1882) «Русские Древности» (Санкт-Петербург, 1871—1877).Сын священника Орловской губернии, воспитанник херсонской духовной семинарии и Санкт-Петербургской Академии Художеств.
На рисунках нет деревянной колокольни. Но зато хорошо видно , как "подурнела" к этому времени "Ладожская невеста"...
В 1683 - 1684 гг. вместо прежних закомар было сделано четырехскатное покрытие, к церкви был пристроен притвор. Купол храма получил другую, уродливую форму. И долгое время , после таких "поновлений" терял свой самобытный прекрасный облик.
Храм сам по себе прекрасен по архитектуре. Но особую ценность придают ему фрески - одно из лучших произведений живописи 12 века.
Из Русского иллюстрированного альманаха 1858 года :
Зданіе храма не высокой постройки, видомъ четырестороннее, объ одной круглой главе. Въ недавнее время храмъ ионовленъ частнымъ благотворитедемъ, и къ переднему входу, где прежде помещалась колокольня, пристроенъ притворъ. Внутренность храма подъ сводами, упирающимися на четырехъ столпахъ; алтарь устроенъ въ большомъ полукружіи восточной стены; по двум* сторонам* его сделаны два малыя полукружія. Въ нолукружіи съ правой стороны сохранилась на стене древняя Фреска, изображающая Св. Георгія на коне. На северной и южной стенах*
также уцелело несколько Фресок* с* ликами святых*.
Все оне византійскаго рисунка и некогда были покрыты штукатуркой, но по старанію Митрополита Гавріила возстановлены въ 1780 году

В 1848 - 1849 гг. фрески церкви св. Георгия стали жертвой дремучего невежества местных церковных властей, затеявших ремонт церкви. В ходе ремонта многие фрески были безжалостно сбиты. Этот вандализм был прекращен благодаря активному вмешательству деятелей по сохранению русских древностей Я.И.Бередникова и В.А.Прохорова . Дело дошло до Петербурга, и оттуда пришло распоряжение срочно расчистить уцелевшие фрески и впредь сохранять их.
Интересно сравнить состояние уникальных фресок за последние сто с лишним лет. Очень , как вы знаете сами, непростое для России столетие ....
Слева , фотографии Прокудина-Горского сделанные в 1909 году .Справа , фото Прохорова С.О. сделанные в июле 2021.

Изображение
Николай Чудотворец.

Изображение
Мария Магдалина.

Изображение
Святой Георгий Победоносец.


И вот тут , стоит упомянуть об ещё одном памятнике Староладожской крепости. Его можно видеть на всех изображениях и фотографиях. Церковь св. Дмитрия Солунского. Маленький деревянный храм, состоящий из отдельных помещений — клетей: алтаря, "собственно церкви", трапезной и паперти. Верх увенчан луковичной главкой с крестом, покрытой резными осиновыми пластинами - "чешуею под лемех".
Первые упоминания о церкви св. Дмитрия Солунского относят к 1646 году. Однако есть предположения, что ее построили после событий Смутного времени, когда Ладогу активно восстанавливали.
В 1731 г. на месте более древней срубили новую, своими формами повторявшую предшественницу. В 1901 г. на том же месте возвели еще одну церковь, установив ее на каменном фундаменте. Однако , снова церковь перекладывали по первоначальному образцу. Убранство не сохранилось. Наиболее ценные иконы переданы в Русский музей. С 1970-х годов в помещении церкви развёрнута музейная экспозиция , где есть несколько стеллажей с остатками фрагментов фресок Георгиевской церкви.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Изображение

Изображение

Хуже всего стало в 1866 году. Когда к церкви св. Георгия были пристроены трапезная и колокольня очень...
посредственной архитектуры. Облик храма изменился совершенно.(фото 1892 года вы уже видели)
Вот так , чтобы не попало лишнего , энтузиасты снимали церковь в 1903 и 1898 году...

Изображение

Изображение

С. М. Прокудин-Горский. Вид на церковь Св. Георгия. Ст. Ладога. 1909 год


Изображение


Изображение


Существует , довольно распространённое мнение :
Может быть, все же лучше подлинные руины, чем "целый" новодел?
А какие руины считать "подлинными" ? Существующая крепость, дошедшая до нас в развалинах, относится к рубежу 15 и 16 веков. Но эта крепость была перестроена из более ранней крепости 1114 (по другим данным - 1116) года - одной из самых первых каменных крепостей на Руси (в подавляющем большинстве крепости того времени были деревянными). Но и это не всё. В 1970-х гг. археологи во главе с А.Н.Кирпичниковым нашли остатки еще более ранней крепости, относящейся к концу 9 века! (время если не Рюрика, то, во всяком случае, Олега). Такая находка меняет представление о начале каменного строительства на Руси: до этой находки самым древним каменным зданием считалась Десятинная церковь в Киеве, построенная в конце 10 века, т.е. примерно на 100 лет позже. И потом , что вам , как туристу или просто человеку интересующемуся историей своей страны , "расскажут" руины ?! Зарастающие груды камня ....

Изображение

Исторический экскурс по Старой Ладоге , совершенно бесконечный и обширный , как и её многовековая история.
Но не часто вы встретите в сетевых обзорах и сообщениях вот такой факт. Советское правительство поддержало инициативу реставраторов по восстановлению фресок и проведению работ по восстановлению старинного здания. Но , как исторический памятник , а не действующий храм. Реставрация шла около 30 лет с 1926 (Задумайтесь над датой) до конца 1950-х , с перерывом на войну. И сегодня тратятся не малые средства на содержание , реставрацию музея.
Если у вас есть желание , то можно посмотреть музейный сайт , где есть всё.
http://www.ladogamuseum.ru/article/selin/pub7/
Но нет личных оценок и субъективных восприятий. А поэтому я продолжу :

Совсем рядом с крепостью , на территории Успенского монастыря находится собор Успения Пресвятой Богородицы, построенный в 1154 году.

Изображение

"Невестой", собор не называли . Всё-таки , сооружение покрупнее и...посолиднее выглядит. Место , где он стоит поскромнее..Но до чего же похожа его история !

Изображение
фото 1892 года


Мне очень нравиться вот эта фотография 1958-1959 г.. Где само "провидение" указывает на чуждость , ненормальность уродливых пристроек и "поновлений". Не говоря уже о строительном качестве , по сравнению с белокаменным храмом.

Изображение

А почему , такое могло происходить ? Можно говорить о "таком времени" , архитектурной моде...и пр.
Вот простой тест : Попробуйте сразу , без использования интернета или книг , вспомнить сколько-нибудь выдающихся имён деятелей , руководителей православной церкви за последние 300-400 лет .Достойных , по вашему мнению , если не канонизации , то хотя бы искреннего , благодарственного слова. За деяния на благо государства , народа...культуры.
У меня ничего не вышло. Зато , сразу "вспомнились " : Никон , Гапон ,...фон Ридигер и Гундяев.
Я не пытаюсь критиковать , кого-то обвинять и вешать ярлыки. История церкви , в нашей стране , неотделима от истории государства (и наоборот). Уж что было , так то и было.
После петровских преобразований , церковь отстранённая от политического влияния , стала государственным департаментом...министерством. Со всеми , присущими чиновно-бюрократической машине атрибутами.
И если , в русском обществе , в конце 19 века произошёл резкий подъём в областях культуры , науки , искусства (как бы в противовес церковным устоям) , то в Священном Синоде этого случится не могло.
Больше двухсот тысяч священников и монахов , "работников департамента", надо было кормить-поить , выплачивать жалование. Обеспечивать рабочими местами и жильём , непосредственно у места работы.

Собор Святой Софии — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах, кафедральный собор Новгородской митрополии. Древнее и почтеннее у нас сейчас и нет.

Изображение

Это единственный вид на храм , где можно хоть как-то увидеть очертания здания и внешний вид. Зато очень хорошо видно , как митрополиту из своих покоев очень удобно ходить , по галерее на "работу".

Помните , конечно , пушкинские строки ? "Жил-был поп , Толоконный лоб." .....А где же он жил ?

Изображение

Вот и адрес - "Храм во имя Параскевы Пятницы на Торгу был построен в 1207 "
Чудная такая "дачка" на втором этаже....с "гаражом" на первом. Опять же подсобное хозяйство , где и работал Балда.

Шедевр..."Визитная карточка" русского православного зодчества. Пожалуй, про эту церковь , построенную по велению Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского в 1165 году , знают все.
Когда пишут и говорят об этом храме, обычно приводят слова Игоря Грабаря: "Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства". Да ! Особенно на фотографии слева.....

Изображение

Церковь полностью отреставрирована за счет бюджетного финансирования в 1980-1982 гг., как уникальный памятник древнего зодчества, внесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Белый камень почищен, восстановлены утраты, поверхности обработаны защитным составом, устроены медные кровли, глава и крест, интерьер отмыт от пыли и наслоений. В середине 1990-х гг. церковь передана Владимирской епархии как бесприходный храм с особым статусом.
Тут , я в полном недоумении. Куда , им нынешним столько ?
МОСКВА, 2 мая - РИА Новости. Митрополит Волоколамский Иларион пояснил данные по строительству новых храмов в России, отметив, что озвученная ранее цифра в "три храма в день" относится ко всей Русской православной церкви, включая ее приходы за рубежом, а в России возводится в среднем "полтора-два храма в день".

Вот , могу подсказать ещё и про Ферапонтово. Там уже давным-давно всё готово. Осталось только скрупулёзно отреставрированные фрески подкоптить лампадами и свечами...

Изображение

При взгляде на эти архитектурные "метаморфозы" , происходящие с историческими памятниками и шедеврами русского зодчества , возникают некоторые ассоциации...
Признанная "икона" стиля , для любого советского автомобилиста - ГАЗ-21 "Волга". И что из него можно сотворить в погоне за прибылью , понтами и выпендрёже.(к сожалению очень распространенный пример)

Изображение

Согласен . Сравнение не очень в тему. Автомобиль не церковь и не икона. (Хотя , когда-то на такой автомобиль многие буквально "молились")
Вот другой пример ....с теми же признаками. Икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублёвым около 1425 года. Знаменитый образ "Троицы", ставший для всего мира узнаваемым символом русской культуры. Любопытный факт :
"Троица" почти сразу становится образцом — по крайней мере, Стоглавый собор в 1551 году определил, что все последующие изображения Троицы должны соответствовать иконе Андрея Рублева.
Сюжет иконы прост. Святая Троица сидит за столом, на котором чаша с головой жертвенного животного— символ страданий Христа, на которые он пойдет ради искупления грехов человечества.
Просто ...красиво...гениально. Но не тут-то было...
В 1575 году по приказу Ивана Грозного "Троица".. была скрыта золотым окладом. 1600 и 1626 годах Борис Годунов и царь Михаил Федорович соответственно меняют оклады.( оклады к иконам крепились гвоздями)
Окончательное формирование окладного комплекса относится к 1754 году. Тогда серебряная позолоченная риза, изготовленная в Москве мастером Иваном Григорьевым на средства монастырской казны, закрыла всю центральную часть иконы за исключением мест с изображением ликов, рук и ступней ангелов.
На протяжении истории икона несколько раз поновлялась. Поновление не было реставрацией — в соответствии со вкусами эпохи художники могли менять пропорции, цветовую гамму и даже композицию изображения.
Первое поновление "Троицы" относится к периоду правления Бориса Годунова, второе, самое катастрофичное для образа — к 1636 году. В третий раз икона поновлялась в 1777 году, а в XIX веке она поновлялась даже дважды.
По приглашению отца-наместника Троице-Сергиевой лавры весной 1904 года иконописец и реставратор Василий Гурьянов, вынул икону из иконостаса, снял с неё золотой чеканный оклад.

Изображение

Слева фотография Иконы в 1904 году с только что снятым окладом. И каков сюжет ? Согласно Соборному уложению ? (Господи прости) . Сидят ангелы в "бигудях"...закусывают.
В центре , Фотография "Троицы" после завершения расчистки Гурьянова.
Справа ,фотография "Троицы" после поновления Гурьянова, под сплошной гурьяновской записью. Гурьяновская работа была даже его современниками оценена крайне низко, и уже в 1915 году исследователь Сычёв говорил, что реставрация Гурьянова памятник на самом деле скрыла.

Изображение

К реставрации "Троицы" вернулись в 1918 году по заданию Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. Икона уже была значительно повреждена и нуждалась в особом хранении. В собрание Третьяковской галереи была передана в 1929 году.

На сегодняшний день состояние сохранности иконы, возраст которой около 580 лет, стабильное, хотя есть хронические отставания грунта с красочным слоем, в основном на полях иконы. Основная проблема этого памятника: вертикальная трещина, проходящая через всю лицевую поверхность, которая случилась в результате разрыва первой и второй досок основы. И тем не менее , икону неоднократно собирались вывезти для богослужений. Были скандалы и публикации в прессе..Можно подробно прочитать в Википедии.
И тем не менее ,16 июля 2022 "Троицу" Андрея Рублёва вывезли из Третьяковской галереи в Троице‑Сергиеву лавру. Икону предоставили для богослужений, несмотря на протесты реставраторов. Икону поместили в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры на время торжественных мероприятий в честь 600-летия обретения мощей святого Сергия Радонежского.
Лишь в конце 2022 года икона была возвращена в Третьяковскую галерею. О состоянии иконы после перевозки в Третьяковке не сообщали, директор галереи Зельфира Трегулова уточнила лишь, что протокол с описанием состояния иконы, подготовленный по итогам заседания расширенного реставрационного совета, передан в Министерство культуры РФ.

О степени циничности , жадности и уровне мировоззрения , бывших и нынешних руководителей православной церкви , вы судите сами. Я рассказал вам о своих впечатлениях.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Священныл древности, сохраняющіяся пъ Старой Ладоге, погружаютъ насъ въ глубокія думы своею осьмисотлетнею историческою жизпію! Разрушающаяся твердыня ладожскаго детинца достопамятна пребываніемъ здесь перваго русскаго князя — Рюрика.
Эта праматерь русскихъ крепостей, достойная изученія, какъ памятникъ древней отечественной ФортиФіікаціи, не поддерживаемая въ теченіе последнихъ вековъ, чрезъ несколько десятковъ летъ исчезнетъ навсегда отъ всеразрушающей руки времени.
A.г. Толпиинъ


Изображение

П.С. Не важно , атеист ты или верующий. Но когда проезжаешь мимо , невольно трепетно вздрогнешь , когда в окне мелькнёт знакомый , белоснежный силуэт "Русской Красавицы"..."Невесты".

Изображение

В Старой Ладоге , Подмосковье , в Твери....или в Иванове.

Всем удачных путешествий ! Познаний и впечатлений !

По материалам:
https://sobory.ru/
https://pastvu.com/
http://www.artsait.ru/

Автор:  elenor1 [ 29 янв 2023 19:41 ]

Серголя, очень была рада увидеть Вас вновь на форуме. С огромным интересом всё прочитала. Как всегда очень познавательно. Спасибо большое за Ваш труд.

Автор:  MARINE [ 29 янв 2023 23:04 ]

Интересно было прочесть. Можно и призадуматься.
Спасибо.

Автор:  Юлия [ 30 янв 2023 14:03 ]

Ой, да, Серголя, вот такие храмы-красавицы мне самой очень нравятся. Очень точно сказано, что они вызывают трепет! :roll:
Спасибо Вам за такой подробный исторический экскурс!
Да, к сожалению, у нас в России всегда всё было непросто. :Bravo:

Автор:  Ksu [ 31 янв 2023 00:03 ]

Сергей, большое спасибо за обзор! Было очень интересно, появились вопросы на "подумать" и "погуглить", а это для меня главный показатель))) люблю когда публикации побуждают для собственных дальнейших "изысканий"!
А ещё так необычно, в процессе чтения навеяло... Вспомнились годы учёбы и наша учительница по литературе. Дама очень интресующаяся всем на свете и очень интересная сама по себе)) так вот она, в разрез учебному плану, один из своих уроков литературы, периодически, отводила нам для изучения истории иконописи и строительства древних русских храмов. Сразу вспомнились все эти "четверики", "восьмерики", луковичные и шлемовидные навершия и пр.))) Рассказывала, взахлёб увлеченно и очень интересно. Без особых загибов в религию и какой либо агитации в православие, больше как с искусствоведческой точки зрения. С годами вся эта информация частично подстерлась, но появилось желание ее освежить)))

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/