Лицо Петербурга… «кирпичом»На проспекте Обуховской Обороны в конце 2012-го снесли Речной вокзал вместе с гостиницей «Речная» – старенький, не раздражавший глаз комплекс постройки 1960–1970-х годов. С советских времён и до начала нулевых он был доминантой района Куракиной дачи. К вокзалу причаливали пароходы с иностранцами, прибывшими с Валаама и Кижей, и внутренними туристами с волжских круизов. Вокруг него вечно тусовались фарцовщики и торговцы сувенирами, а «приличные семьи» из соседних кварталов ходили к вокзалу гулять.
Когда старый речной комплекс сносили, местные расставались с ним не без сожаления. За полвека к нему привыкли, а с исчезновением гостиницы и вокзала вся набережная как-то разом осиротела. Впрочем, по ходу сноса жители Обуховской Обороны почему-то считали, что на месте старого Речного вокзала обязательно построят новый. И тогда всё будет по-прежнему – ну разве что чуть моднее и современнее. Зимой пошли слухи, что новому вокзалу не бывать, на этом месте построят жилой дом.
Многие тогда подумали: ну, дом и дом, его проект тоже, наверное, будет лёгким и современным. Но на всякий случай я всё же решил заглянуть в проект компании-застройщика, получившей участок «из-под вокзала». Заглянул – и волосы у меня встали дыбом. Нет, я вовсе не оголтелый градозащитник и к этой публике отношусь с недоверием. Но то, каким образом строители намерены вскоре изуродовать просторную набережную Невы, вообще с трудом поддаётся описанию… Но я всё же попробую.
Представьте себе, что на зелёном просторном берегу реки, который вы привыкли видеть с детства, – с рощей, небольшими домишками, лугом и т. д. – кто-то вдруг взял и водрузил коричневый каменный короб, «кирпич». Прямо посередине луга, да ещё высотой в 24 этажа. Причём сделал это быстро, нагло и наплевав на любую эстетику. Представили? Вот примерно это и должно случиться через год-другой на Обуховской набережной.
Излишне упоминать интересы жителей района, привыкших любоваться своей набережной. Когда речь заходит о больших деньгах, с простыми горожанами у нас всегда считаются в последнюю очередь. Но в данном случае речь идёт прежде всего об интересах города.
Понятно, что Речной вокзал – первое, что видят гости Петербурга, прибывая в город по воде. А пароходы в районе бывшего Речного вокзала приставать не перестанут – по словам речников, эта причальная стенка остаётся в Петербурге единственной (не считая тесного Соляного причала) пригодной для одновременной стоянки дюжины четырёхпалубных судов. И тысячи иностранцев, сойдя на берег, первым делом увидят перед собой огромный коричневый «кирпич» с редкими бойницами окон. Не правда ли, хорошее начало для осмотра города «с лёгкими, воздушными набережными» и «прекрасной небесной линией»?
Кроме того, в новейшей истории Петербурга (в отличие от Москвы) ещё никто из девелоперов не позволял себе строить столь уродливый, чисто функциональный проект прямо на набережной Большой Невы. В двух шагах от вантового моста и получасе езды от центра. Правда, раньше и в Смольном такой проект, больше подходящий для какой-нибудь промзоны, для набережной никто даже не стал бы рассматривать. Его просто с позором вернули бы авторам. Но времена, видимо, меняются…
Конечно, участок уже отдан на откуп строительной компании, проект начал раскручиваться в СМИ и, возможно, девелоперам даже удалось реализовать пару будущих квартир. Тем не менее пока не поздно. Город ещё может дать компенсацию строителям, планирующим сдать объект в 2015-м, и попросить их перенести свой «кирпич» куда-нибудь в промзону. А для речного фасада Петербурга придумать что-то полегче и поизящнее. Или – просто продать этот участок людям, больше думающим об имидже города. В любом случае действовать надо быстро – время не ждёт.
Илья Свердлов, редактор отдела международной жизни «НВ»
Невское время, 30 апреля 2013
http://www.nvspb.ru/stories/lico-peterb ... chom-51223