Необычной оказалась навигация-2012 для теплохода «Максим Горький»: почти весь сезон экипаж судна проработал с одним капитаном, а заканчивал — с другим. В августовском рейсе Сергей Владимирович Батялов передавал дела новому капитану — Александру Анатольевичу Ванееву
Писатель Федин — хорошо, а Горький — лучше
В жизни А. А. Ванеева это третье судно. После окончания Горьковского речного училища в 1991 году он третьим штурманом пришел на теплоход «Георгий Димитров» (ныне «Сергей Кучкин»), вторым и первым штурманом работал на «Константине Федине». Заочно учился во ВГАВТе.
— Изучать все нюансы нового проекта пришлось на ходу. На судне Q-040 не три, а две машины, другие подруливающие. Поначалу в рубке не хватало ручек, — шутит Александр Анатольевич. — Но это все мелочи. Главное, что от Сергея Владимировича я принял судно в прекрасном состоянии. Был приятно удивлен, как выглядит теплоход — мой ровесник (я моложе его на год). В машине все сверкает, системы отлажены, оборудование работает как часы. Хотя в этом-то ничего удивительного: механика Сергея Константиновича Быстрова знаю еще по «Георгию Димитрову» как опытного специалиста. Отличный экипаж, дружный. Приняли меня хорошо. Здесь коллектив меньше, чем на судах других проектов, поэтому и атмосфера по-домашнему душевная, теплая.
Спокойно новый капитан чувствовал себя и в рубке. Старпом Владимир Александрович Зотов — судоводитель опытный, лет семь уже трудится на «Максиме Горьком», до этого был вторым помощником на «Феликсе Дзержинском». Второй помощник капитана Александр Алексеевич Грибов на судне недавно, всего два года. Зато третий помощник Алексей Викторович Гришичев давно на флоте, долго работал рулевым, сейчас продипломировался на второго, и в экипаже опасаются, что его переведут на другой теплоход. Немаленький стаж и у рулевого Александра Крайнова: после окончания лицея он более восьми лет стоит у штурвала, сейчас оканчивает ВГАВТ, будет расти дальше.
…Свой первый круиз на «Максиме Горьком» капитан А. А. Ванеев запомнил надолго. Мало того что осваивался в новой должности на новом судне, так еще и погода сюрпризы преподносила. На два дня задержались в Санкт-Петербурге из-за шторма на Ладожском озере. Хоть непогоду и переждали, но небольшое волнение на Ладоге осталось. И опять четырехпалубник удивил нового капитана: небольшое вроде судно, а на волне держится здорово. Да и туристы не подкачали: французы — жители приморские, к морской качке генетически устойчивые.
Российское гостеприимство с французским акцентом
«Максим Горький» сотрудничает с французской фирмой «Круази Европа», которая оперирует 25 пассажирскими судами. Пожилым европейцам теплоход проекта Q-040 нравится, особо они отмечают просторные душевые кабины и удобную красивую сантехнику. Довольны иностранные туристы и питанием, основу меню составляет русская и европейская кухня.
Кстати, после завершения навигации компания «ВодоходЪ» совместно со своим французским партнером организовала ознакомительный круиз по Рейну для капитанов, представителей судовых ресторанов, турбригад теплоходов «Леонид Соболев», «Александр Пушкин» и «Максим Горький». Шаг правильный: если уж требовать высокого уровня сервиса, то сначала надо показать, как устроена система обслуживания на круизном флоте в Европе.
Зарубежный опыт оказался интересным. Так, теплоход со 180 туристами на борту обслуживают девять человек экипажа и 25 работников ресторана. У штурвала стоят поочередно всего два судоводителя, хотя не скажешь, что там судоходные условия намного проще (капитаны отметили, что шлюзы на Рейне теснее, чем на реках России).
Во время этого круиза проходили совещания и семинары. Менеджеры «Круази Европа» делились опытом, давали советы. Что-то российские участники мероприятия отметили для себя в качестве положительных примеров, а чему-то и сами могут научить европейских коллег — например, относиться к теплоходу как к своему второму дому.
Именно такое отношение экипажа «Максима Горького» к родному судну повелось еще с капитана Юрия Алексеевича Бородина. Продолжил эту традицию Сергей Владимирович Батялов. Не отступает от нее и Александр Анатольевич Ванеев.
Как в хорошем доме, на «Максиме Горьком» царят чистота и порядок. За этим строго следит старпом Владимир Александрович Зотов — хозяйственный, любящий, чтоб вокруг все блестело-сверкало. И добивается он этого не криком, а убеждением, умением находить общий язык с людьми.
Уют и домашняя атмосфера на теплоходе — дело рук заботливых «хозяюшек»-проводниц. Руководит ими старшая проводница Светлана Эдуардовна Менжинская. Спокойная и требовательная, она следит, чтобы все вовремя было убрано, вымыто, вычищено. И еще она последовательно проводит в жизнь принцип: обслуживающего персонала чем меньше видно — тем лучше.
«Сердце» теплохода в надежных руках
Капитан спокоен за техническое состояние судна, ведь для механика
С. К. Быстрова в этом деле мелочей не бывает. «Грамотный специалист, дотошный, работает не на глазок, а с научным подходом: прежде чем болт поменять — с проектными документами сверится», — говорят о Сергее Константиновиче в экипаже. С 1981 года он на флоте, за плечами — ГРУ, механический факультет ГИИВТа. Большая часть его трудовой биографии связана с судами проекта 92-016. А в 2007-м пришлось осваивать новый проект — Q-040, с другими системами, ДРК, силовой установкой... Ничего, с этой задачей справился успешно. Так что сейчас в технической части теплохода для него секретов не осталось. К механику Быстрову нередко за советом приходят и с других судов — настолько хорошо он знает свое дело.
Под стать ему и вся машинная команда. Помощники механика Радик Александрович Федоров, Роман Сергеевич Третьяков, электромеханик Алексей Владимирович Чаплыгин прошли все ступени роста, стали знающими, умелыми специалистами. Подрастает и смена: пять навигаций моторист Александр Шиманов учится профессии у старших товарищей.
Сейчас у машинной команды горячее время — на судне идет второй этап капитального ремонта ДВС.
— Полностью перебрали два дизель-генератора со шлифовкой коленвалов, сменой всех ответственных деталей, — рассказывает механик С. К. Быстров. — Один двигатель готов на сто процентов, другой находится в стадии укладки коленчатого вала в фундаментную раму. ДВС успели сделать еще до нового года, валы на проточку возили в Санкт-Петербург. Р. А. Федоров курирует замену около 100 метров труб холодного и горячего водоснабжения на главной палубе. Заменили приемные патрубки в сточно-фановых цистернах, капитально отремонтировали шесть мерных горшков цистерн. Кроме капитального, также проводим текущий ремонт всех механизмов. Запчасти есть, снабжение хорошее, так что судоремонт идет по плану. Корпус покрасили со льда, весной проведем покраску палуб.
Кстати, в сентябре «Максиму Горькому» исполняется 40 лет. К юбилейной навигации обновятся внутренние помещения теплохода. В прошлый судоремонт полностью заменили напольные покрытия на всех палубах. Сейчас идет замена плитки в главном вестибюле — около 90 квадратных метров.
* * *
В навигацию-2013 «Максим Горький» начнет работу первым среди судов ООО «ВодоходЪ». Уже 28 апреля он возьмет на борт российских туристов в Нижнем Новгороде и отправится вниз по Волге — в Астрахань. А там гостями теплохода станут французы. С иностранными туристами «Максим Горький» совершит 12 круизов по традиционному маршруту Москва — Санкт-Петербург.
Ирина КУКАНОВА. Фото Владимира ЮЖАКОВА
http://vnpinfo.ru/statyi/Burevestnik_na ... rkiy_10130