Немного недавней истории:
Оставляя груз забот - добро пожаловать на борт!День Победы — 9 Мая — стал для туристов и экипажа теплохода «Юрий Андропов» двойным праздником — четырехпалубный пассажирский лайнер отправился в первый рейс навигации-2008
Праздничное настроение создавали не только флажки расцвечивания, воздушные шары и музыка, но и открытые улыбки, теплые слова в адрес первых пассажиров стартовавшей навигации. Из Нижнего Новгорода «Юрий Андропов» взял курс на Москву, откуда отправился привычным маршрутом Москва — Санкт-Петербург с иностранными туристами на борту.
К навигационной работе теплоход хорошо подготовился. В межнавигационный период на борту выполнен косметический ремонт: заменен ковролин в танцевальном баре, обновлена мягкая мебель, в каютах появилась новая сантехника, в ресторане — шведская линия, машинная команда во главе с механиком А.И. Фомичевым перебрала главные и вспомогательные двигатели. По словам капитана Михаила Александровича Сагалаева, работы нынешней зимой было немного — теплоход содержится в хорошем техническом состоянии. А уже будущей осенью «Андропову» предстоит пройти докование на судоремонтном заводе «Память Парижской коммуны» с последующим средним ремонтом.
Нынешняя навигация для «Юрия Андропова» — 22-я по счету. В 1986 году теплоход прибыл на Волгу из Германии. За два с лишним десятилетия на борту судна можно было услышать английскую, французскую, немецкую, испанскую, итальянскую, португальскую речь — иностранные туристы охотно путешествовали по России (и продолжают делать это по сей день) на четырехпалубном красавце 302-го проекта. Сначала теплоход работал с Бакинским советом по туризму и возил американских пассажиров по маршруту Ростов — Санкт-Петербург, затем под эгидой Московского совета перевозил европейских туристов из Москвы в Санкт-Петербург и обратно. В 1991 — 1992 гг. «Юрий Андропов» оказался в числе пяти волжских теплоходов, работавших в Испании на выставке «Экспо».
С круизной компанией «ВодоходЪ — Санкт-Петербург» теплоход работает третью навигацию. В нынешнем году, равно как и в прошлом, он обслуживает итальянских туристов на линии Москва — Санкт-Петербург.
Несмотря на то, что этот маршрут за долгие годы изучен, казалось бы, вдоль и поперек, судоводителям приходится постоянно держать ухо востро: шлюзы Волго-Балта, своенравная Свирь, туманные Ладога и Онега не позволяют расслабиться ни на минуту. Случается, на озерах и в водохранилищах штормит, и усилия экипажа направлены на то, чтобы не дать туристам ощутить дискомфорт.
— Поскольку направления ветров нам хорошо известны, — поясняет капитан, — мы стараемся уходить из неблагоприятной зоны. А кроме того, сам теплоход очень надежный — имея класс «М» Речного Регистра, он может эксплуатироваться при высоте волны до 3 метров и выходить в прибрежные воды на расстояние до 20 миль от берега.
«Юрий Андропов» способен работать и в ледовых условиях. Несколько лет назад, к примеру, теплоход в составе каравана двигался вслед за толкачом с ледовой приставкой, расчищая водный путь остальным судам.
Но, каким бы надежным ни было судно, одно из основных условий его эффективной работы — профессиональная и слаженная команда. Именно такой экипаж сегодня трудится под началом М.А. Сагалаева
старпом А.А. Щербаков, механик А.И. Фомичев, 2-й штурман С.Е. Трофимов, 3-й штурман И.А. Метельков, начальник радиостанции Ю.П. Давыдов,
1-й пом. механика Ю.В. Царев, 2-й пом. механика И.О. Колчин, 3-й пом. механика Е.А. Шурганов, электромеханик А.В. Ершов, 1-й пом. электромеханика А.В. Мешалкин, 2-й пом. электромеханика А.В. Ковалев, 1-й пом. механика по холодильному оборудованию А.А. Малышев, 2-й пом. механика по системам О.В. Пчелкин, боцман В.Е. Трофимов.
— К сожалению, в последнее время на флоте ощущается серьезный кадровый дефицит, — сокрушается капитан. — Такое падение престижа флотской профессии не может не удручать. Думается, дело здесь не только в материальном вознаграждении, о котором много говорят. Желание работать на реке и в море должно закладываться еще со школьной скамьи. Раньше, к примеру, существовала отлаженная система подготовки будущих кадров для флота. К нам в школу приходили уважаемые волжские капитаны, рассказывали об особенностях флотской профессии, которая не только дает заработок, но и закаляет характер, формирует сильную личность. В затоне Память Парижской коммуны, где прошло мое детство, действовала школа юных капитанов, и первые профессиональные навыки я, как и другие мальчишки, получил именно там.
Примечательно, что М.А. Сагалаев трудится на борту «Юрия Андропова» все 22 года — сначала первым штурманом, а потом и капитаном. Немногим меньше «андроповский» стаж старпома Александра Александровича Щербакова. Такую преданность одному теплоходу сегодня встретишь нечасто.
— Когда меня спрашивают, с кем хлопотнее работать: с российскими или иностранными туристами, отвечаю однозначно — с нашими соотечественниками, — признается капитан. — Иностранные гости, как правило, более дисциплинированные и сдержанные, нежели россияне, которые в случае конфликта в выражениях не стесняются. В то же время зарубежные туристы очень любознательны и открыты. Мне нравилось наблюдать, как буквально на глазах менялось отношение к нашей Родине американских гостей. Будучи наслышанными про диких медведей на улицах, они испытывали буквально культурный шок, когда посещали, скажем, Горицкий монастырь, построенный три столетия назад, — то есть в то время, когда американская нация только формировалась.
А вообще, независимо от национальности, иностранцы жадно впитывают информацию о России, стремятся узнать поближе быт простых людей. С этой целью для них устраиваются экскурсии в частные дома, и местные бабушки с удовольствием рассказывают о своем житье-бытье, угощают блинами и пельменями.
— Наш туроператор — круизная компания «ВодоходЪ — Санкт-Петербург» — делает все возможное для организации приятного и комфортного отдыха, — рассказывает капитан. — Внимательный и предупредительный персонал, стильные интерьеры, изысканное питание. На борту работают два ресторана — «Ладога» и «Онега», которые славятся оригинальными и вкусными блюдами, быстрым и качественным обслуживанием. И здесь большая заслуга директора ресторана — Нины Ивановны Котельниковой.
Во время круиза для гостей теплохода организуется разноплановая культурно-развлекательная программа. Вместе с нами путешествуют певцы, музыканты, танцоры, артисты оригинального жанра, которые в течение рейса радуют туристов своим мастерством. Одним словом, предусмотрено все для увлекательного и интересного путешествия.
И гости «Юрия Андропова» это ценят. Благодарные слова и улыбки по окончании рейса — лучшее тому подтверждение.
Визитная карточкаМихаил Александрович Сагалаев родился в 1956 году в затоне Память Парижской коммуны семье потомственного речника. В 1975 году окончил судоводительское отделение Горьковского речного училища, в 1986 — судоводительский факультет ГИИВТа. С 1976 года он работает в командных должностях на пассажирском флоте Жуковской БТОФ, в 1996 г. назначен капитаном теплохода «Юрий Андропов».
_________________________________
Анна КОДАНИНА. Фото автора и Вадима МАРДАРЬЕВА
http://www.vnpinfo.ru/statyi/?id=1568