Уважаемые коллеги! Делюсь и своим скромным отзывом о «Руси Великой», тем более, что на этом теплоходе я ходил дважды, в 2016 и 2018 годах, и можно отследить некоторую динамику )))
В целом согласен с отзывом Сергея, заглавным в этой теме, но может добавлю что-то своё, что будет полезно туристам, которые сомневаются, стоит ли отправляться в путешествие на РВ.
Мой круиз: Петербург-Соловки-Архангельск-Петербург с 9 по 21 июля 2018. Каюта на нижней палубе – очень эконом, но со всеми необходимыми удобствами.
Теплоход.
Сама «Русь Великая» теплоход, конечно, не совсем новый, но радикально перестроенный и перепланированный из теплохода «Ватутин» проекта 588. На аутентичных 588-х бывать пока не приходилось, поэтому сужу по другим отзывам. В отличие от изначального проекта сооружён ресторан-бар на корме средней палубы, видимо перепланированы практически все внутренние помещения и, главное, т/х адаптирован для выхода в некоторые морские районы. К сожалению в некоторые, поскольку РВ запрещён, например, проход по Азовскому морю до Керчи, а ведь бывали и такие особенные круизы. Главные результаты этого переоборудования мы, туристы, видим в том, что окна в каютах не открываются, а также, например, в том, что входные двери на главной палубе очень мощные и плотно закрывающиеся.
Поскольку внутренние помещения судна радикально переоборудованы и обновлены, то, например, в каютах установлена достаточно новая мебель и достаточно современная сантехника. Однако, видимо, из-за того, что в ходе реконструкции практически всё пространство ушло на оборудование кают со всеми удобствами, на теплоходе нет панорамного/читального салона. Из общественных мест кроме ресторана остался только конференц-зал на корме шлюпочной палубы и диванчики, столы и стулья в центральном пролёте средней палубы. Поэтому в плохую погоду, а в северных круизах она может случиться когда угодно, посидеть вне каюты особо негде. Отзывы об этом недостатке уже были выше. Однако, в хорошую погоду, а нам с погодой повезло фантастически, причём дважды и в 2016 и сейчас, можно отлично провести время на средней палубе. На корме есть жёсткие диваны и кресла, а также большой экран, на котором все желающие могли смотреть мировой футбол на свежайшем речном-озёрном-морском воздухе. По бортам средней палубы множество столиков и удобных кресел, поэтому, стоит только выбрать безветренную сторону и можно наслаждаться видами или книжкой или тем и другим одновременно.
Вероятно потому, что машины и механизмы теплохода тоже новые, как и интерьеры и многое другое оборудование, на судне нет запаха выхлопных газов, в отличие от теплоходов с солидным возрастом, что конечно тоже очень приятно.
Каюты.
Могу ответственно свидетельствовать о характеристиках кают нижней палубы. Каюты очень маленькие, площадью 7 кв. м., как написала одна из туристок: «напоминают кукольный домик» ))) Однако разместиться в них вполне реально, в этих каютах можно спать, сидеть на кроватях или даже на складном стульчике, читать, смотреть телевизор, принимать душ, попить чаю или кофе, если ресторанных благ не хватает ))) Также можно развесить и разложить вещи в шкафчике, если, конечно, у вас нет новых нарядов на каждый новый день круиза. А вот поставить внушительную дорожную сумку или хуже того внушительный чемодан особо не где, вернее даже так, поставить-то найдётся куда, но вероятнее всего придётся спотыкаться о свой багаж. Зато, учитывая что круизы на РВ достаточно дорогие, каюты на нижней палубе помогут сэкономить, а для кого-то это единственная приемлимая цена. Поэтому, если теснота не пугает, вполне можно воспользоваться и этими каютами. К тому же, санузлы в этих каютах достаточно удобные. Путешествовал в двух разных каютах нижней палубы и в обеих из них в санузлах было достаточно комфортно. Душевых кабин, конечно там нет, но зато пространство душа отделяется шторкой, получается эрзац-кабина. Это в любом случае удобнее, чем, например, микроскопический санузел в каютах на средней палубе теплохода «Родная Русь», где даже одежду и полотенце повесить сложно, поскольку обязательно зальёшь их водой, а солидные дамы на «Родной Руси», так даже жаловались, что в таком санузле им трудно повернуться.
Однако нужно предупредить ещё об одной особенности как санузлов так и кают в целом. Прежде чем покупать такую каюту, людям высокого роста нужно очень подумать. Дело в том, что высота потолка в санузле примерно 175-178 см! Мне, с моим средним ростом было нормально, а вот высокие люди, пожалуй, проклянут всё на свете, пытаясь помыться ))) В самой каюте потолок кое-где тоже низкий. Под потолком находятся короба с коммуникациями, которые, в некоторых местах, сильно снижают его высоту, примерно до 180-185 см.
Ещё немного о сантехнических подробностях: главное, чтобы вода хорошо уходила в слив. Однажды с этим возникла проблема, но мы справились с ней самостоятельно, даже звать никого не пришлось, или мы такие неприхотливые туристы?))) Кроме того, к концу круиза прохудился шланг в душе и вода стала брызгать во все стороны. Тут мы конечно были бессильны, но стоило нам обратиться с заявкой о неисправности на стойку регистрации, как в течение часа пришёл сотрудник и за пару минут поменял шланг.
Сушка белья и полотенец является, конечно, некоторой проблемой. В санузле не сохнет ничего, единственное, что можно подсушить, так это само помещение санузла с помощью вытяжной вентиляции, которая работает при включённом освещении. Выходили из положения мы так: полотенца сушили на стульях или дверце шкафа. А выстиранные мелочи устраивали под поток воздуха из кондиционера и всё сохло достаточно быстро, за несколько часов. Ещё по поводу сушки: тем у кого длинные волосы имеет смысл прихватить в путешествие фен, поскольку без него сохнуть придётся очень долго, влажность разумеется высокая, а в каютах на РВ фены не полагаются.
В комплект белья в каютах входят: постель с тёплым одеялом и покрывалом, по три полотенца на каждого туриста: маленькое, среднее и большое, а также каждому гостю по тонкому пледу. В санузле в начале круиза были два пакетика шампуня, два пакетика геля для душа и немного жидкого мыла в диспенсере. Мыло не доливали и шампуня с гелем больше не предлагали. Также была туалетная бумага, которую дважды добавляли в течение круиза, что было неожиданностью, поскольку в 2016 году на РВ такой щедрости не наблюдалось. Так что запас туалетной бумаги не понадобился, а вот без собственного мыла и шампуня в путешествие отправляться нельзя. В каюте в день посадки было две пятилитровки воды, больше воды в круизе не полагается, поэтому мы запаслись ею заранее и ещё докупали по дороге. Кулера с питьевой холодной водой на теплоходе нет, только с кипятком. Однако, кому-то и предлагаемого количества воды может быть вполне достаточно, сверяйтесь со своими потребностями. Из посуды в каюте был графин с крышкой, две термокружки тоже с крышками и два стаканчика.
По поводу кондиционера. На сайте «Русича» написано, что в каютах нижней палубы сплит-система кондиционирования. Не знаю так это или нет, однако точно могу сказать, что кондей работал в режиме охлаждения и только на включение/выключение. То есть изменять температуру потока воздуха было невозможно, сколько не щёлкай пультом ))) Из-за этого я заподозрил, что и кондиционеры на нижней палубе вполне себе входят в систему центрального кондиционирования, возможно я и ошибаюсь, но изменить температуру точно было нельзя.
Обслуживание в каюте. Оно сводилось к тому, что горничная ежедневно забирала мусор и вставляла в ведёрко новый мусорный пакет. Уборка может быть и проводилась, например во время экскурсий, но мы этого особо не замечали. Грязно в каюте у нас не было, но, видимо, благодаря не только уборке, но и нашей аккуратности. Во всяком случае соловецкий песочек особо никто не выметал, а влажной уборки вообще замечено не было. Несмотря на этот не навязчивый сервис, вполне можно было обратиться с просьбой убрать в каюте и было бы убрано. Персонал шёл на контакт без проблем (см. случай с ремонтом душа). Также, справедливости ради, нужно сказать, что девушки-горничные убирали в коридорах регулярно, использовали пылесосы и т.п. Ещё по поводу сервиса в каютах. Постельное бельё меняют один раз в середине круиза. Когда мы обнаружили стопки чистого белья в нашей каюте, мы взяли и застелили его сами, и когда это увидила наша горничная, она очень смутилась, сказала, мол, я бы сама всё сделала. Так что такие вот мы неприхотливые туристы.
Питание.
Наша смена питания была второй, что оказалось неожиданно удобно. Сидели мы не в общем зале ресторана, а в закутке, именуемым VIP-залом, было вполне уютно, понравилось больше, чем пятый столик в общем зале в моём первом путешествии на РВ. По еде у меня нет никаких претензий. Конечно, я не бывал на теплоходах других компаний, побываю – сравню, но на РВ всё было вкусно и лично мне всего было достаточно. Приятно пользоваться заказной системой, выбирая из двух вторых блюд на завтрак (маленькая мисочка каши идёт по умолчанию), из трёх первых и трёх вторых блюд на обед, и из трёх блюд на ужин. С удовольствием всегда заказывали, например, рыбу, которая всегда была вкусно приготовлена, для меня вкусно ))) Также на теплоходе была очень вкусная выпечка, разнообразные кексы, слойки, пироженные и апофеоз: торт-мороженное на капитанском ужине! ))) Мы с друзьями по столику даже передали через нашу официантку личную благодарность повору-кондитеру.
По сравнению с навигацией 2016 года кормить на РВ стали едва ли не лучше, и уж точно не хуже чем было. Из небольших нововведений: появился стаканчик сока на завтрак, в дополнение к кофе/чаю, а также появилась возможность выбрать между вином или соком на ужин. Кроме того, кофе на завтрак теперь подают уже растворённым в термочайнике, вместо одноразового пакетика, а сливки к кофе наливают в молочник, также вместо порционных упаковок. В связи с этим кофе, откровенно говоря, жидковат.
Из несколько забавных наблюдений в ресторане: лично наш столик забавляло, что на ужин предлагалось выбрать между вином и соком, хотя, разумеется, для кого-то это вполне принципиальный выбор. Вино, кстати, было, разумеется, бюджетное, но вполне ничего, классом повыше чем «плодововыгодное» ))) И ещё, огромные тарелки для вторых блюд (вроде как их принято именовать «евро-тарелки»), во-первых они, откровенно говоря, раздражали, поскольку занимали много места на нашем четырёхместном столике, а во-вторых, позабавили они тем, что на них очень смешно смотрится маленький амлетик или пара блинчиков или три орешка, но не для Золушки, а для туристов, заказавших себе на завтрак творожные орешки ))) Этот факт уже был замечен и осмеян в этой теме выше, так что присоединяюсь и улыбаюсь вместе )))
Обслуживание в ресторане. Нас обслуживала официантка Юлия, и, если правильно помню, официантка-бармен, тоже Юлия. Всё было нормально за исключением того, что однажды нам к супу-пюре забыли принести гренки и иногда слишком долго приходилось ждать «перемены блюд». Особенно это напрягало, когда за завтраком/обедом следовала экскурсия. Тем не менее мы никуда не опоздали и такие задержки с обслуживанием бывали не часто, всего раза два-три. Так что спасибо хозяйкам ресторана за гостеприимство.
Дирекция и развлечения.
Директор круиза на РВ, уже, как минимум, третью навигацию, Любовь Фарисовна Ильинская. Со своими обязанностями она справляется неплохо. Даёт всю необходимую информацию, провожает и встречает с экскурсий, достаточно подробно объясняет про особенности разных экскурсий. Например, она честно предупредила, что на острове Коневец сейчас идёт масштабная реконструкция, поэтому там много строительного мусора и работающей строительной техники, что, конечно, несколько затрудняет экскурсию. Однако, на коневец отправилась давольно большая группа, чуть больше восьмидесяти человек.
В круизе 2016 года была история с экскурсией на Валаам. В том круизе на Валаам возили аж из Петрозаводска, поэтому переезд был очень длинным. А экскурсия на Валааме бессовестно короткой, часа полтора вместе с обедом. Туристы были возмущены и ДК приняла их претензии и стала выяснять у организаторов в чём дело и почему так происходит. Короче говоря, выполнила свои обязанности по предъявлению претензий принимающей стороне.
Что касается личных качеств ДК, то на мой взгляд её приветливость и жизнерадостность несколько наиграны, её трудно назвать «дамой, приятной во всех отношениях», она просто «приятная дама». Например, ей явно не понравилось, что некоторые туристы берут на Соловках экскурсии не на теплоходе, а у «Независимых гидов» и своё недовольство она особо не скрывала. Кроме того, на Соловках произошёл такой мелкий случай. По дороге к монастырю зашёл разговор о магазине Архангельского водоросливого комбината, а именно о том, не будет ли его продукция в Архангельске стоить дешевле. На что ДК на голубом глазу заявила, что цены одинаковые. Естественно это не так, ведь на Соловках всё привозное, от спичек, до, скажем, ПАЗиков, на которых возят туристов. Так что зачем было говорить явную ерунду непонятно. Мы сомневались будет ли возможность быстро найти этот магазин в Архангельске, поэтому кое-что купили в Соловецком магазине. Но оказалось, что в Архангельске этот магазин находится практически рядом с морским-речным вокзалом, а именно на первом этаже ТЦ «Час пик», в пяти-семи минутах ходьбы от причала, и цены там, разумеется, на 30-40% ниже чем на Соловках.
Арт-бригада в этом году была более интересна и разнообразна чем в 2016. В этот раз мы даже побывали на нескольких театрально-музыкальных мероприятиях. Среди развлекательной команды была симпатичная пара из Ростова-на-Дону: Валерий Селиванов и Наталья Баюшева, судя по всему актёр и режиссёр. Они проводили беседы о театре, концерты, например памяти Высоцкого, читали сказку «Про Федота-стрельца», рассказывали о своём городе и т.п. Кроме того, Валерий по совместительству подкрашивал на стоянке в Повенце наше судно, принимал и закреплял шлюпку и наверняка делал ещё что-то по хозяйству.
Также из развлечений на теплоходе есть профессиональный вокалист Фёдор Стрелков, который, по совместительству, служит и голосом теплохода. Поёт молодой человек профессионально и просто очень хорошо и душевно, а о путевой информации скажу ниже. Поёт и Любовь Фарисовна, причём тоже профессионально, ведь она окончила консерваторию по классу вокала. Так что вечер романса, который устроили она и Фёдор был замечательный.
На теплоходе есть также и детский развлекатель и мастер по всякому рукоделию, поэтому, если есть желание поучаствовать в мероприятиях, то выбор давольно богатый, опять-таки в сравнении с навигацией-2016.
По судовому каналу показывали давольно много фильмов по теме круиза. Опять показали фильм «Остров», документальные фильмы о Валааме, Соловках, о советских судоходных каналах и т.п. В Архангельске показывали мультфильм по сказкам Песахова и Шергина, который потом даже повторяли по просьбам отдыхающих.
Информационное обслуживание.
В этом деле также есть улучшения по сравнению с 2016 годом. Во-первых, индивидуальное расписание на каждый следующий день выдаёт перед ужином медработник теплохода. Раньше расписание можно было послушать только по радио или посмотреть на стенде возле офиса (кабинет Любови Фарисовны возле ресторана). Во-вторых, каюты распределялись по экскурсионным группам/автобусам заранее, и списки вывешивались также возле офиса, так что стоило только подойти и посмотреть в какой группе/автобусе оказалась твоя каюта. Раньше эту информацию озвучивали по радио, что не так удобно, можно и прослушать. В-третьих, для каждой каюты было выделено своё время для покупки экскурсий, об этом уже писали выше в этой теме. Как справедливо заметила Любовь Фарисовна: «Я не люблю очередей». Мы их тоже не любим, поэтому, выбрав из списка экскурсий те, что мы хотели посетить, мы пришли в назначенное время в офис и за три минуты купили всё, что хотели. Спасибо за разумную организацию! Стоит только добавить, что список экскурсий с ценами на них нам вручили в первый же вечер, так что времени подумать было достаточно.
Теперь о путевой информации. У Фёдора, вокалиста и голоса теплохода, судя по всему очень много методических сведений, которыми он хотел поделиться с нами. Проблема только в том, что он говорит давольно путано и невнятно, часто сбиваясь. Из-за этого интересную путевую информацию было весьма трудно воспринимать. Если бы, к примеру, Фёдор прочёл этот отзыв, то я бы ему сказал, что моя критика исключительно конструктивная и что, думаю, поработав над собой, он мог бы лучше доносить информацию до слушателей. Поскольку Фёдор производит впечатление очень воспитанного, интеллигентного и думающего человека, то развить в себе данные методиста теплохода и экскурсовода он мог бы. Однако, на момент нашего путешествия, путевая информация звучала неважно.
Стоянки и экскурсии.
Расписание теплохода соблюдалось. Разве что мы опоздали в Повенец из-за задержки, кажется, в восьмом шлюзе ББК, однако экскурсионная программа сокращена не была. Все экскурсии, которые были заявлены на сайте «Русича» и которые были в наших распечатках на теплоходе, состоялись. Более того, состоялась экскурсия на пароходе-колёснике Н.В. Гоголь в Архангельске, которой не было в прошлые заходы этого года в Архангельск. Экскурсия замечательная, вспоминается, например, пароход Тургенев из повести «Белеет парус одинокий», или «Жестокий романс» по Островскому или «Детство» Горького. Желающие даже осмотрели машинное отделение парохода. Впрочем, об этой экскурсии написано в теме выше, причём с фотографиями.
На «Руси Великой» все экскурсии за дополнительную плату. Лично мне это кажется удобным, поскольку я точно знаю за какую экскурсию я плачу. А если я не хочу что-то посищать, так и платить за это не нужно, в отличие от экскурсий, входящих в стоимость путёвки. Оплата в офисе ДК, вроде только наличкой, зато у неё есть кассовый аппарат и при покупке полагается чек.
Хочу подробнее остановиться на соловецких экскурсиях. Это уже вторая моя поездка на Соловки, и вторая на РВ. И хоть в общей сложности я провёл на Соловках четыре дня, могу сказать, что лично мне времени опять не хватило. Что касается экскурсий: я верный поклонник экскурсионного бюро «Независимые гиды». Только у них экскурсии по-настоящему авторские, все гиды готовят и обкатывают материалы экскурсий сами, это не утверждённый и заученный экскурсионный текст, как у экскурсоводов Соловецкого музея-заповедника, хотя, разумеется, и среди них много очень хороших гидов.
Руководитель и вдохновитель «Независимых гидов» – Олег Кодола – человек на Соловках очень известный, историк, краевед, эрудит, замечательный гид. Он собрал вокруг себя команду профессионалов. Я был на трёх экскурсиях от «Независимых гидов» одна из них «Соловецкие скиты. История и легенды», а вторая – обзорная по посёлку и окрестностям в исполнении разных экскурсоводов. Все гиды были очень профессиональны, экскурсии очень информативны, видно, что люди живут историей Соловков, тем более, что среди гидов много профессиональных историков. Например, гид Татьяна Исаченко, готовится к защите кандидатской диссертации по истории северного флота. Она два года назад возила нас на скиты. Экскурсовод Светлана Дьяконова – москвичка, которая уже много сезонов работает на Соловках. В её исполнении мы слушали обзорную экскурсию в 2016 году. А в этот раз удалось послушать эту же обзорную экскурсию от самого Олега. Маршрут один и тот же, но поскольку экскурсии авторские, то они во многом отличаются и дополняют друг друга. И это лишь малая часть из предлагаемых маршрутов и экскурсий.
Таким образом, экскурсионное бюро «Независимые гиды» очень рекомендую всем тем, кто хочет узнать об истории Соловков то, что не расскажут экскурсоводы Соловецкого музея, тем, кто готов воспринимать много информации, кто готов думать, анализировать её, а не довольствоваться традиционным рассказом по заученному тексту.
«Независимые гиды» в сети:
http://www.inguide.ru/ И ВКонтакте:
https://vk.com/inguideВнимание! Не рекомендую «Независимых гидов» людям воцерковлённым и истово верующим! Экскурсии абсолютно светские, носят исключительно научно-познавательный, а не религиозный характер. Сам Олег предупреждает об этом экскурсантов в начале экскурсии.
Улучшения на «Руси Великой»
По сравнению с навигацией 2016 года ухутшений на теплоходе не замечено. А вот улучшения есть и хочу кратко их повторить:
1. Улучшилось информационное обслуживание: индивидуальные распечатки с расписанием дня выдают накануне. Чёткое распределение кают по экскурсионным группам и автобусам теперь можно посмотреть заранее на информационном стенде. Индивидуальное время для покупки экскурсий.
2. Туалетной бумаги выдают больше, чем один рулон на круиз )))
3. Питание возможно стало лучше, хотя и было хорошим. На завтрак кроме чая и кофе предлагают сок, а на ужин можно выбрать между соком и вином.
4. Развлекательная программа стала более разнообразной, даже мы, не любители массовых мероприятий, и то, кое-что посетили. По судовому каналу крутили много хороших фильмов по теме круиза.
При этом у команды теплохода есть ещё не мало направлений и возможностей по улучшению сервиса, и, может быть, в следующем круизе на РВ эти улучшения будет очень приятно отметить.
Резюме: идти в круиз на «Руси Великой» или нет?
Плюсы теплохода:
1. Это единственный теплоход, который может напрямую пройти на Соловки и даже в Архангельск, а это очень большое дело! Побывать на Соловках всего несколько часов с пересадкой на «Сапфир» в Беломорске – это очень мало и неудобно. А благодаря двух или даже трёхдневной стоянке на Соловках можно побывать, например, на Анзере или архипелаге Кузова. Кроме того РВ ходит в Ейск и на Каспий.
2. Все каюты на РВ с удобствами.
3. Питание на теплоходе вполне нормальное, может и хуже, чем на теплоходах большой тройки, но вполне приличное. Схожу в круиз от другой компании, тогда смогу сравнить.
4. Богатейшая экскурсионная программа. Такого разнообразия у других операторов я не видел.
5. Некоторые улучшения в обслуживании по сравнению с 2016 годом, а также адекватная реакция сотрудников на просьбу в чём-то помочь или что-то сделать из того, что они сделать забыли.
Минусы теплохода:
1. Давольно тесный и мало общественных мест в помещениях.
2. Ненавязчивый сервис, не всё, что должна была бы делать команда, делается хорошо (уборка, иногда задержки в ресторане, невнятная путевая информация).
Резюмируя, можно сказать следующее. Если вы хотите увидеть замечательные места, побывать на разнообразных интересных и необычных экскурсиях, насладиться беломорскими закатами, которые в июне и первой половине июля плавно переходят в рассветы, дышать солёным морским воздухом, если вы неприхотливый турист и хотите отдохнуть, получить замечательные незабываемые впечатления, вместо того, чтобы «строить прислугу» и искать недочёты и недоработки команды, то вам обязательно нужно хотя бы разок отправиться в круиз на этом теплоходе.
Если вы претендуете на высококачественный сервис, если вам нужно, чтобы всё было на высшем уровне, если для вас является проблемой, что «Ивановы не те вилки подали», то вам лучше не брать круиз на РВ, поскольку на этом теплоходе туристов не облизывают так, как это, вероятно, делают на теплоходах других компаний. И если такой человек окажется на борту РВ, то он может испортить отдых не только себе – это, в конце концов, его личные подробности, но и окружающим, поскольку во время круиза крайне неприятно слушать ворчание и постоянные придирки чужих людей.
Теплоход «Русь Великая» можно отнести скорее к классу «турист» или «комфорт», это не класс «премиум» или, тем более, не класс «люкс». И в своём классе он является вполне приличным и, уж точно, самым обновлённым и модернизированным.
Надеюсь, что мне удалось рассказать об основных особенностях и нюансах теплохода и, возможно, развеять сомнения тех, кто ещё не определился с выбором круиза на РВ.
Замечательных и незабываемых круизов всем!