СПб – Соловки – СПб – А. Папапов (14.06 – 23.06.2010г.)Понедельник, 14 июняВсё ж таки есть особое преимущество в том, что речной вокзал - это вам не аэропорт, приехал за полчаса до посадки и вовремя успел.
У «Папанова» причал №6. Буквально уже на наших глазах на борт грузят большие упаковки питьевой воды и еще больше – туалетной бумаги. Сразу за ними разрешают пройти на посадку. Разумная предусмотрительность.
Регистрация проходит в салоне на средней палубе, очередь естественно начинает выстраиваться от собственно салона до практически причала. Но отработали достаточно быстро. …Первая смена питания. Это мой кошмар, я по жизни раньше 11 часов утра ничего есть не могу, но это мои проблемы.
Иду на нос наблюдать отправление. Команда молодая. Ходят все руки в брюки и очень не торопятся. Так не спеша и отходим от причала. Правда под таким каким-то перпендикулярным углом, что в один момент кажется, что мы все-таки «впилимся» в корму впередистоящего, но каким-то удивительным способом выбираемся с причальной стоянки без приключений.
Размещаемся в каюте. На столике маленькие сувениры – значки, календарик, обнаружился дорожный набор для обуви и для починки одежды, реклама Инфофлота и его же «Вестник». Порадовал раздел «Просьба обратить внимание», в принципе его можно было бы и расширить.
В каюте холодильник, телевизор, кондишен, душ - всё в рабочем состоянии. В санузле – дозатор с жидким мылом, оно же гель для душа, оно же шампунь для волос.
Два окна в каюте – замечательно. Поворотный механизм открытия-закрытия до сих пор вспоминается не без добрых слов, аналог ручного запуска автомобиля (судя по тяжести хода – грузовика). Причем эти ручки после 2-3х поворотов вылетали из гнезд и при самом лучшем раскладе просто падали в узкий зазор между стеной с окном и кроватью. А в остальном – все замечательно.
Сходил на общее собрание. Представили директора круиза, хм, да мы тезки. Рассказывали о всех «можно» и «нельзя» на теплоходе. Тем, кто впервые в речном путешествии, лучше послушать и если что-то не понятно, спросить. Потом последовала запись на дополнительные экскурсии. Общение с природой имеет приоритет. Записался на водопад Кивач.
Ужин. Форма одежды демократичная. Столик достался под №6 – в лучших традициях разведшколы, в самом дальнем углу ресторана, можно видеть все и всех без помех. За столиком с нами две москвички, очень приятные интеллигентные дамы. Они тоже речные путешественницы, с большим стажем и «находом» по рекам и озерам. К ужину подают бокал шампанского – «за встречу». Неприятно обрадовало игнорирование капитаном встречи с пассажирами. После ужина организовывались развлекательные программы, но меня в принципе мало увлекает коллективный, в смысле развлечений, отдых, предпочитаю индивидуальные спутниковые программы, по этому настроил телевизор посмотрел в него, качество подачи сигнала среднее - наверное, антенна на теплоходе не Ах! Вышел на прогулочную палубу – стоим перед ЭТИМ САМЫМ МОСТОМ. Спустился в каюту уже в сумерках. На этой оптимистической ноте с чувством полного удовлетворения лег спать.
Вторник, 15 июня.Защебетали птички практически минута в минуту по расписанию – 06.45.
Завтрак на «Папанове» организовали по системе шведского стола. Для первой смены всегда была каша, периодически йогурт, регулярно фрукты и овощи, еще много чего на выбор: сыр, колбаса, омлеты, биточки, чай, кофе и булочки. Булочки были вкуснее всего.
Далее по расписанию предполагался детский час и мастер-класс по танцам, но мы с москвичками пошли гулять по палубам и любоваться видами. Теплоход шел не торопясь, подключившись к спутникам мой «Навител» показал скорость около 16 км/час. День начался довольно пасмурно. Закрадывались опасения, что экскурсия пройдет в Свято-Троицкий Александра Свирский монастырь под дождем. После обеда, который по времени приходился на второй завтрак, подошли к Лодейному Полю. Швартовка проходила очень медленно и по принципу артподготовки: перелет – недолет – о, попали - в причал! На нем нас уже встречали две опоздавшие туристки.
Погрузились в автобусы и направились в монастырь. Ехать очень не далеко, но дорога с привычным для Ленинградской области покрытием не дает ехать быстро. Экскурсовод эмоционально донесла до нас информацию об истории Олонецкого края от Петра Первого до декабря 1941. По прибытии в монастырь группу с рук на руки передают местному экскурсоводу.
Уточнив контрольное время сбора, переходим в автономное движение. Направляемся прямиком к Александру Свирскому. У нас поручение – надо передать записочки преподобному и, вместе с нами путешествует икона Казанской Божьей матери, наша семейная икона, мы с женой венчались в Казанском соборе Санкт-Петербурга.
Попросив благословения у Александра Свирского на путешествие, заходим в монастырскую лавочку за бутылкой для святой воды из источника при входе в монастырь. Для впервые посещающих – бутылки с собой брать не обязательно, всегда можно купить в монастырской лавке за сущие копейки. Источник очень глубокий, вода всегда очень холодная. Случаев отравления православных не было зарегистрировано.
Многое изменилось на территории – удалены все старые деревья с одной из сторон дорожки, вместо них посажены молоденькие липки, скорее всего. Соседние строения все сплошь в строительных лесах, наверное, в следующем году уже будет, на что посмотреть и с чем сравнить. Возвращаясь к автобусу, как всегда, заходим в кафе «Паломник» за выпечкой. Потом все поездку жалел, что не купил все выставленные подносы с пирожками. Наметившийся дождик не смущает. Настроение замечательное!
Возвращаемся на «Папанова» через небольшой строй деревянных магазинчиков-сувенирных-лавочек. Обычно мы привозим в качестве «сувениров» маленькие образочки (по 5-15 руб.), а в таких же местах просто «глупоглазничаем».
Далее нас ждал теплоход «Ленин» для совместного шлюзования в Верхнесвирском шлюзе.
Команда «Папанова» не выходит из своего обычного темпа работы – «не торопись выполнять команду вдруг последует отмена приказа». Проходим шлюз. Как выяснилось, это был первый и последний проход, который удалось сделать практически беззвучно, то есть без парковки по слуху, вписываясь в створы шлюзов ББК. Девятнадцать туда и девятнадцать обратно. Теперь я знаю, каково было людям на нижней палубе.
После ужина на двери каюты в лучших традициях агитаторов избирательных компаний приклеен «Вестник Инфофлота» с расписанием на завтра, с некоторой долей полезной информации, что несколько порадовало, так как путевая информация по радио шла не совсем вразумительно. Внимательно изучив печатную информацию, получил более полное представление о запланированных мероприятиях.
Идем по Ивинскому разливу.
Вложение:
083.jpg [ 43.92 КБ | Просмотров: 3313 ]
Наикрасивейшее место. Время 22.30 – светит солнце, на небе ни облачка, неба синь отражается в сини воды на все 360 градусов кругового обзора, «Навител» показывает 19 км/час. Прилично для «старичка». Белая ночь в самом ее «зените».
Вложение:
093.jpg [ 40.94 КБ | Просмотров: 3313 ]
Идти в помещение на развлекательные программы представлялось просто безумием. Прогуливаясь по палубе, видел много молодых людей с нетбуками, которые очевидно прямо с палубы писали отчеты о путешествии на форум.
Среда, 16 июня.Онежское озеро встретило серебристо-серым туманом вместо ожидаемой карельской голубоглазости. Во всю цвела сирень на набережной, пытаясь своей красотой отвлечь внимание от следов очевидно сильно разрушительного действа, разыгравшегося в Петрозаводске. Точно не помню, что-то говорили о шторме на Онеге. Отправляемся на Кивач. Пусть у вас будет выбор, но я хочу сказать следующее. Даже под дождем – это водопад. Да второй раз, до него целых 2х2 часа, сразу не поедешь, но лет через… несколько, обязательно. Из-за дождя снимки «сероватые», а вот видео просто завораживающее.
http://video.yandex.ru/users/fondorn/view/6/?ncrnd=6319 Заповедные комары хотели было попробовать на вкус, но репеллент «рефтамид-таежный» (не реклама, а совет) оборону удержал. Миновав стандартный сувенирный строй, возвращаемся к автобусу, а затем на теплоход. По нашей просьбе, москвички, которые в это время гуляли по городу, купили для нас фирменный пшеничный хлеб «Сампо». Потом всё оставшееся время жалел, что не попросил купить целый лоток.
Следующая остановка Кижи.
Вложение:
039.jpg [ 73.32 КБ | Просмотров: 3313 ]
Вместе с группой, пересчитанные по головам как овцы, входим в «загон» музея-заповедника. Уточнив контрольное время сбора, переходим в автономное движение.
Самое синее Онежское озеро вокруг острова Кижи.
Вложение:
034.jpg [ 58.32 КБ | Просмотров: 3313 ]
Ходим по дорожкам, выбираем красивые виды, обмениваемся впечатлениями и замечаниями. Держимся на максимально доступном удалении от всех обзорных экскурсий. Только внутри храмового комплекса, где ни встанешь для съемки, окажешься в какой-нибудь группе.
На Кижах проводятся акарицидные обработки, но некоторые особо рьяные туристы уходят бродить в жилую часть острова и цепляют там, все, что ни попадя. Хоть мы и не предполагали туда забираться за неимением достаточного времени, но взяли с собой ещё и «рефтамид таежный антиклещ». Это не репеллент, а инсектицид.
Гуляя по дорожкам острова, видели множество чаек кружащих над своими гнездами прямо в засеянных каким-то медоносом полях, а затем садящихся на крыши, точно снег, внезапно выпавший снег. Уже практически на выходе из заповедника нас настигает теплый дождь. И как раз во время. Прямо напротив сувенирной лавки музея-заповедника «Кижи» (там можно расплачиваться кредитками). Рекомендуем сувениры покупать именно там, на 100 – 150 рублей дешевле, чем на пристани. Мелочь, но приятно.
Сразу оговоримся, экскурсию «Кижское ожерелье» брать и не планировали, потому что хотелось «почувствовать остров». Но времени показалось так мало, что чувства граничили с практически с интуицией. На причале зашли в магазин «Продукты», посмотреть «кой-какого товару». «Товару» оказалось мало, но кусок сносного сыра раздобыть удалось. Люблю, знаете ли, перед сном выпить стакан чая и заесть его бутербродом, чтобы крепче спалось. Тем более что следующий день ходовой и прогулок на берег не будет. Да, на заметку. Титаны на «Папанове» ликвидированы как класс. Кипяток можно получить по первому требованию у стойки регистратора. Требующих было достаточно и кипяток всегда был, несмотря на то, что электрочайники периодически ломались. Но надо отдать должное, дежурные всегда вежливы, терпеливы, разговаривают с улыбкой. Ни разу не была произнесена фраза: «Ну что вы хотите за такие деньги!».
Четверг, 17 июняСогласно расписания, 05.30 – скрип, скрежет, глухие удары бортов о стены шлюза № 1 ББК. И так с завидным постоянством целый день до следующего часа ночи. Согласно данным «Навитела» идем не больше 10 км/час. В 12.00 часов проводилась распродажа сувениров и символикой «Инфофлота». Придя поинтересоваться, с удивлением увидели там множество предметов с эмблемами не имеющих никакого отношения к речным путешествиям. Воздержались от покупок.
Интересное предложение было для тех, кто рано встает – бесплатный чай и кофе до 08.30. Меня утешило то, что чай из пакетика, поэтому продолжал спать до завтрака. Кроме этого в «Вестнике Инфофлота» предлагалось поучаствовать в конкурсе Русского Языка и написать правильно словосочетание «Компания ИНФОФЛОТ может гордиться девятьюстами восьмьюдесятью семью тысячами шестьюстами пятьюдесятью четырьмя туристами, побывавших на её теплоходах в разных уголках России». Это достижение смогла совершить только одна дама, по виду преподаватель русского языка. Когда мы поинтересовались у москвичек, почему они не участвовали в конкурсе, то услышали в ответ, что это было бы не спортивно, так как у одной из них филологическое образование и степень доктора наук. В отличие от кандидатов, это обязывает знать хотя бы школьную программу, сказано с улыбкой.
Постоянно-периодическое шлюзование несколько утомляло однообразием и медлительностью. Снимать шлюзы ББК запрещено и по этому поводу постоянно шли препирательства с вооруженной охраной. После недавней диверсии на ГЭС просто пророческими звучат в памяти слова одного из охранников, сказанные нашим пассажирам: «Мало вас взрывали!». От нечего делать смотрели телевизор, подборка фильмов оставляла желать. Из фильмографии Папанова только «Бриллиантовая рука». Обидно даже за Папанова.
Пятница, 18 июляМне этот день не забыть никогда конец цитаты. Спасибо только Белым ночам. Если ничего не изменится и на Соловках будет только один день пребывания, то готовьтесь к подъему в 05.00, столь же раннему завтраку, марш броску: до автобусов, к бою за места в автобусах, давке при посадке на катамаран «Сапфир», четырем часам движения со скоростью 6 км/час, которые будут скрашены только буфетом и относительными удобствами мест общего пользования.
Прибыв на место и уточнив контрольное время сбора, переходим в автономное движение. Тут же в лавочке на причале покупаем карту острова и не спеша, идем в выбранном направлении. Погода радует: ветер, солнце, зеленая трава, голубое небо, синее Белое море, седые гранитные валуны.
Вложение:
100.jpg [ 83.92 КБ | Просмотров: 3313 ]