До свидания, «Георг Отс»!
До наступающего лета уже осталось меньше, чем прошло после предыдущего, пора вспомнить, что же там было интересного. Как и в прошлый раз, целью путешествия были несколько недель отдыха в Литве (это тема отдельного немаленького рассказа), и в качестве основного транспорта снова выступил паром Санкт-Петербург – Калининград. Уже перед осенью стало известно, что это была крайняя навигация (точно, перерыв на несколько лет обеспечен, а что уж будет с судном потом, неизвестно – и ведь кто-то должен занять его место, вопрос политический?) Так что рассказ почти не несет в себе какой-либо информационно-назидательной ценности (что следует запомнить и учесть впредь, например, при планировании подобных путешествий), разве что можно попытаться придать ему развлекательный характер. Что из этого получится – решать читателям.
Напомню, что попытки нашей группы из трех человек попасть в имеющиеся на судне трехместные каюты в прошлом году не увенчались успехом: кают таких мало, и «поймать» их – дело случайности. Но, о чудо, в этот раз по пути «туда» вожделенная каюта была выкуплена! Она оказалась ниже уже знакомых четырехместных, на второй палубе, зато рядом с автомобильной палубой, а осознавать, что родное имущество где-то близко – это приятно… Но без сюрпризов не обошлось: оказалось, что места общего пользования (даже на этом судне всегда относящиеся сугубо к каюте, и всегда раньше бывшие внутри каюты)… здесь оказались действительно почти местами общего пользования! «Почти» по той причине, что кроме нас (за время рейса) никто на рукомойник и душ не претендовал (и ни на что другое тоже), но помещение оказалось отдельное, со своим ключом. То есть чтобы попасть в душ, надо выйти из своей каюты, логично закрыть в ней дверь на ключ (если никого в каюте не остается), а далее – вскрытие ключом мощной двери в санитарный блок, который по прочности замка больше похож на банковское хранилище… Единственно, что спасло от получения отрицательных эмоций – малолюдность второй палубы, кроме себя мы там никого за 40 часов переправы и не видели. Были и другие особенности у этой каюты: верхняя полка грозно нависает над нижней, но лестницы наверх нет – дескать, раз невысоко, извольте прыгать. Зато верхняя полка всего одна, а второй (отметим, широкий!) диван сверху ничего не закрывает. Даже некоторый бонус – два иллюминатора вместо одного. До воды совсем близко, дизайн классический, круглый. Романтика!
К вечеру пол-неба на юго-западе закрыла сумрачная туча, сверкали молнии, но бури не было – всю ночь проспали как следует, после городского-то пекла.
Уходили из Петербурга, кстати, мы в середине июля, в разгар жуткой жары – по этой причине и, может быть, не только по этой, в целом на судне было достаточно людно. Главное развлечение на борту, как и раньше – ожидание в ресторане: работают те же люди, все как-то бестолково, с учетом долгой готовки под заказ и переполненного парома ждать приходится часа по полтора (вот зачем на теплоходах нужны шведский стол или комплексное питание!) Дети без еды маются, им ждать труднее…
После обеда на второй (морской) день «наконец-то» объявили учебную шлюпочную тревогу для пассажиров (вот вам и досуг). Надо пойти в каюту, надеть жилет, и потом уже (не самостоятельно, а под руководством бортпроводницы) отправиться наверх, к шлюпкам. Но за нами, (единственными?) обитателями второй палубы, никто не пришел, по радио зачитали текст про вместимость шлюпок (немаленькие, кстати, на 60-90 человек рассчитаны) и то, что учебная тревога должна проводиться в каждом рейсе, а не каждом четвертом (тем более, не просто инструктаж). С осознанием того, что мы торжественно утонули, пошли наверх – по одному из бортов человек десять пассажиров тусовались возле шлюпок, некоторые дети в жилетах. С другого борта – матросы у шлюпок. Через несколько минут тревогу отменили, и на этом мероприятие закончилось.
На следующий день после завтрака достаточно спокойно сдали каюту (просто отдали ключи) и отдыхали на вещах под кондиционером, пока нетерпеливые попутчики толпились у двери на автомобильную палубу в ожидании, когда ее откроют. Накануне пообещали, раз погода хорошая, придем на час раньше. Ничего подобного, наоборот, на час опоздали. Ну да нам все равно, мы в отпуск едем.
* * *
А вот обратный путь через три недели получился с некоторым налетом экстрима. Выехав из гостиницы в Паланге аккурат когда официально закончилось время пребывания в ней, то есть около полудня, рассчитывали, что все в порядке: километров 70 по Литве до границы и примерно столько же по Калининградской области – вроде бы вполне достаточно, чтобы успеть на отходящий то ли в 17, то ли в 18 часов паром (это же смотря какое время считать), даже с учетом запасных часов на регистрацию. Из-за границы по роумингу звонить в Балтийск, уточнять время было, конечно, неохота. Скайпом – нецелесообразно, все-таки эту связь лучше использовать для общения со знакомыми, которых понимаешь даже когда «проголатывается» половина произносимых слов. Так что позвонил в порт только после пересечения границы, а было это уже часа в четыре (вроде и границу быстро прошли, и в Литве задержек не было – там небольшая паромная переправа в Клайпеде, вместо моста на Куршскую косу), погрешности расчета времени накопились. И тут новость: оказывается, регистрация на паром для пассажиров с легковыми автомобилями уже давно закончена, сейчас на погрузку идут грузовики, «что же вы не слушали, что вам в кассе объясняют?» Наша касса в другом федеральном округе, там все по-другому… Но нам еще пилить через всю Калининградскую область до Балтийска. Вот мы и полетели, превращая ухабы в трамплины.
Вот такая она, самая западная точка страны. Перед самым портом, в Балтийске разразилась гроза с проливным дождем и градом, видимость – нулевая, дворники с таким потоком воды просто бессильны справиться. Подъезжаем к контрольно-пропускному пункту таможенного терминала – никого нет, регистрация ведь уже давно закончена, а надо пройти необходимые формальности, чтобы попасть на территорию порта. Начинается волокита – еще и с учетом того, что под проливной дождь никто выходить не хочет, так что охранник отговаривается тем, что ему до начальства не дозвониться, никто уже действительно не работает… Как прорвались к парому – страшно вспомнить, но прорвались! Самое чудесное было заехать по аппарели внутрь и втиснуться в буквальном смысле слова на крайний свободный пятачок палубы в углу между стенкой и «кормой» грузовой фуры, при том что и наша «Волга» сама по себе не малолитражка. Матросы встретили крайних пассажиров как родных, даже вещи помогли донести. «Да, поздновато Вы, извините уж, что место для машины осталось только неудобное». Но и у нас, я думаю, видок был еще тот, видно, что люди на пике эмоций находятся
Четвертый рейс – четвертая каюта (новой для нас категории). Снова четырехместная, с большим квадратным иллюминатором а-ля «на мировом уровне», выше только люксы. Просторно, и по единогласному мнению – каюта лучшая. Отправляемся в обратный путь.
Вечером морского дня небо затягивает мгла, солнце садится в тучу, а потом разражается та-акая гроза с градом! Еле успели убежать с палубы и, буквально, пока спускались этажом ниже, картинка за окном сменилась с ясного дня на непроглядную ночь. Вот такая она, погода на море.
На следующий день приходим домой. 9 августа 2010 года, жара, первую половину дня весь город буквально затянут дымом, все этот ужас хорошо помнят…
Что будет в новом году – неизвестно. Про погоду-то вообще загадывать невозможно, но вот даже с паромной переправой в Балтийск тоже как-то неопределенно, новости не ушли дальше предварительных анонсов о судне, которое заменит «Георга Отса». Подождем?