Когда несколько дней назад мы шли вниз по Волге, рано утром я выглянул в окно и сделал снимок: вот что у меня получилось:
Это была Казанская церковь в Тутаеве (левый берег).
И вот теперь мы специально остановились в Тутаеве, городе, который расположен на обоих берегах Волги. Раньше (до революции, до 1918 года) он назывался Романов-Борисоглебск. Романов был на левом берегу, Борисоглебск - на правом. Потом они объединились. А Тутаев - фамилия 20-летнего красноармейца, погибшего за Советскую Власть в 1918 году.
Мы были впервые в Тутаеве, но решили идти на дополнительную экскурсию "Путешествие в провинцию (левый берег)". Почему? Во-первых, потому что нужно было переправляться на пароме через Волгу, а, во-вторых, левый берег на Волге обычно пологий, без горок, так что с состоянием моих ног - в самый раз для прогулок. Оказалось, что левый берег стоит на горе, да и еще на какой! А вот паром был настоящий, старинный - действительно мы переправлялись на нем. Вот он:
Эти паромы марки СП (самоходный паром) проекта 603 и 603А выпускались на Волгоградском ССРЗ с 1960 по 1980 год. Тутаевский паром СП-44 один из последних, он построен в 1980 году. Паром-теплоход грузоподъемностью 73 тонны, мощностью 220 кВт. Тип судна: самоходный паром-теплоход открытого типа с двухъярусной надстройкой по бортам, с аппарелями в носовой и кормовой частях. Назначение: перевозка автомашин и пассажиров через водохранилища, а так же массовая перевозка пассажиров. Я, извиняюсь, сделаю одно отступление. Вот фотографии прогулочно-банкетного судна "Анна Каренина":
Вышеприведенные два фото - не мои.
Пассажирский прогулочный теплоход «Анна Каренина» — двухпалубное судно, предназначенное для проведения речных прогулок, а также различных торжеств (свадьбы, банкеты и фуршеты, презентации, корпоративные развлекательные поездки, последний звонок). Судно работает в Москве под управлением компании «Речфлот». На борту: открытая прогулочная палуба с баром с навесом от дождя, банкетный зал на главной палубе, салон. Пассажировместимость: банкет — 110 человек, фуршет — 200 человек, прогулка — 300 человек. Гостевые каюты. Отличительной особенностью теплохода является стилизация под колесное судно — на борту установлено бутафорское колесо, а обводы корпуса и надстройки дополняют образ колёсного парохода.
А теперь, внимание!
Теплоход «Анна Каренина» был построен в 1961 году в Волгограде как речной грузо-пассажирский паром проекта 603 под названием «СП-3» и до 2006 года работал на Волге. Затем прошел переоборудование в прогулочное пассажирское судно и работает в новом качестве с 2009 года. Длина теплохода — 32 метра, ширина — 12 метров, осадка — 2 метра, водоизмещение — 300 тонн, скорость — 16 км/час, экипаж — 6 человек. Регион работы: Москва и Московская область: Канал им. Москвы, река Москва, а также по желанию заказчика возможен перегон судна в другой водный бассейн.
То есть паром СП-44 (на первых двух фотографиях) и "Анна Каренина" - по сути суда одного типа.
Почему я об этом обо всем пишу? Потому что в 60-е годы ХХ века я мальчишкой 10-12 лет ходил на таком пароме СП-7 на рыбалку (один, без родителей). Мы пересекали Волгу и шли затем вверх по течению реки Иргиз. В то время паром казался верхом технического совершенства, да так оно и было, наверно. Иначе не эксплуатировали бы эти паромы по 60 лет.
И так, заходим на паром. Автомобили заезжают на него задом:
И мы, туристы, уселись сбоку на лавочку:
Приближается левый берег. Вот - Казанская церковь:
Причаливаем к левому берегу. Весь путь мы проделали минут за десять. Кроме СП-44 на переправе работает теплоход типа "Москвич" М-220, так называемый "речной трамвайчик". Эти теплоходы выпускались на Московском судостроительном судоремонтном заводе в 50-х годах прошлого века. В час каждый из теплоходов делает по одному рейсу, так что всего два рейса в час. Два - туда и два - обратно. Для переправы еще можно использовать быстроходные катера с подвесными моторами, которыми управляют частные извозчики. Путь на таком катере займет, наверное, меньше минуты.
Ну а как быть в межсезонье, когда кругом льдины, а Волга еще не стала? Ну, можно попробовать добраться с местным джигитом на катере, а так - на автобусе через мост в Ярославле, получается около 80 км и 2 часа 15 минут в пути. А градообразующее предприятие ПАО "Тутаевский моторный завод" находится на правом берегу. Вот такая романтика.
Прошу прощение за отступления. Выходим с парома на левый берег, поднимаемся вверх по крутой железной лестнице, нас обгоняют молоденькие козочки (девушки, я имею ввиду). С завистью смотрю на их стройные ножки снизу вверх. Но вот мы поднялись, переводим дух, а дальше, по улице, снова в гору. Идем по улице Панина и доходим до памятника адмиралу Ушакову, уроженцу здешних мест:
Девочка (наверное, пионерка) поливает цветочки у памятника:
Проходим вперед, на площадь Ленина, видим там памятник Ленину; заходим в городской парк - здесь памятник Карлу Марксу, а также Ткачихе и Женщине с корзиной. Не публикую здесь фотографии этих памятников, поскольку считаю, что негоже, чтобы памятник Левитану выглядел более выразительным, чем памятники Ленину и Марксу.
Город тихий, почти никаких машин, настоящая провинция. Вот видим как группа детишек от Детского сада № 1 "Ленинец" следует в городской парк на детскую площадку. А с детьми - человек восемь воспитательниц, дети под надежной заботой и охраной. Вообщем, полная идиллия!
Домики в Тутаеве:
Выходим на берег Волги, открываются чудесные пейзажи на правой берег:
Пора возвращаться обратно на правый берег, садимся на паром. Нас провожает симпатичная башенка:
Что в ней - не знаю.
По пути через Волгу мы спросили экскурсовода, планируется ли переименовать Тутаев обратно в Романов-Борисоглебск. "Все современные жители Тутаева родились и живут в Тутаеве, никого нет, кто родился в Романове-Борисоглебске" - ответила она нам. - "Зачем переводить деньги на переименование, лучше бы нам построили канатную дорогу над Волгой, как в Нижнем Новгороде". Вот такое народное мнение.
Тутаев - очень уютный провинциальный городок. Можно не только осмотреть его церкви, но и, тихонечко присев на лавочку возле старого дома, понаблюдать за его неспешной жизнью, за русскими людьми, живущими здесь.
И последнее. В Тутаеве мы видели несколько урн для мусора:
На всех урнах, со всех сторон верхнее слово сбито. Я постеснялся спросить у экскурсовода, что там за слово было, и теперь мучаюсь, ища ответ. Друзья, если кто-то догадается, что это было за слово, поделитесь пожалуйста.
Далее - Рыбинск.