elenor1, не обижайтесь, пишу по мере возможности, то есть исключительно на выходных.
Прошла еще одна рабочая неделя. Надо продолжать рассказ.
Понедельник, 11 сентября. Сегодня у нас стоянка в Новороссийске. На выбор предлагались несколько экскурсий: обзорная по городу, экскурсия в Абрау-Дюрсо и экскурсия в Анапу и Геленджик. Я выбрал обзорную по городу, поскольку это для меня новый город. Традиционно собираемся на причале у трапа. Только здесь я обратил внимание на одно из прежних названий нашего лайнера "The Azur'
Во всяком случае, это сразу же объясняет название одной из главных концертных площадок на судне - бар "Азур", где проходят все основные мероприятия: капитанский коктейль, инструктаж по безопасности и пр.
По носу "Князя Владимира" стоит крейсер-музей "Михаил Кутузов". У его трапа мы должны сесть в автобусы. И вот тут случился еще один не приятный момент. На площади стояли несколько автобусов. Менеджер из турбюро "Князя" сообщал туристам номер автобуса, на котором они должны были отправиться. И все бы было хорошо, вот только автобуса с номером 212, на котором мы должны были отправиться в экскурсию по городу на стоянке не было!!! Наконец, автобус нашелся. Правда, с другим номером, но довольно большой. Стали садиться в автобус и тут выясняется, что на всех в автобусе места нет!!! Часть народа остается на площади. И вот тут находится тот самый автобус с номером 212. Им оказывается микроавтобус "Мерседес", максимум на 20 человек. А еще надо туда уместить экскурсовода. В результате автобус заполнен полностью, но один человек все равно остается без места. С горем пополам, находится единственное свободное место в большом автобусе. Поскольку я был один, то мне пришлось пересесть туда. Штурманского места мне в этот раз не досталось, там находился экскурсовод.
Сначала небольшая поездка по городу, а затем мы отправились в пос.Мысхако в "Долину Смерти". Это мемориальный комплекс, появившийся здесь благодаря дорогому Леониду Ильичу Брежневу. Вообще, по ходу экскурсии я понял, что новороссийцы очень бережно относятся к памяти Леонида Ильича. Только здесь, можно увидеть, наверное, единственный на всем постсоветском пространстве памятник Брежневу, который в городе называет "Мужчина с пиджаком".
Но вернемся в "Долину смерти". В 1943 году этот небольшой кусочек земли в течение 7 месяцев бомбили и обстреливали фашисты. Именно этот кусочек земли получил название "Малая земля". Именно ему посвящено одна из книг знаменитой трилогии воспоминаний Л.И.Брежнева. Полностью, комплекс включает в себя несколько памятников. По программе мы посетили только те, что находятся в непосредственной близости друг от друга и имеют вполне приглядный вид.
1. Памятник "Взрыв"
Вес памятника 1250 кг. Именно такое количество боеприпасов было сброшено на каждого защитника Малой Земли фашистами. Сделан он осколков бомб, мин и снарядов.
2. Демонстрационная схема
На ней указаны основные направления ударов советских и фашистских войск.
3. Платан
Это дерево было посажено здесь в 1974 году бывшим начальником политотдела 18-й армии, а на тот момент генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Ильичем Брежневым.
4. Календарь
В тени платана находятся эти 9 стел, рассказывающие о 9 самых трудных и кровопролитных днях апреля 1943 года.
В мемориальный комплекс "Долина смерти" также входят "Колодец жизни", "Передний край" и два командных пункта. Но туда мы уже не поехали, потому что по словам экскурсовода сейчас это все находится в неприглядном виде.
Следующей остановкой на нашем пути стал памятник-ансамбль "Малая земля" на берегу бухты.
Открыт он был в 1982 году. Основной акцент, конечно, дается на подвиг десантников, высадившихся здесь в 1943 году и 225 дней оборонявших этот кусок суши. Не буду долго рассусоливать на эту тему, а просто покажу
После этого мы отправились в музей. Но, к сожалению, попасть в него мне не удалось (случился небольшой форс-мажор - тупо порвались брюки). Пришлось посещение музея заменить посещением ближайшего магазина одежды. Мне повезло, буквально в одном квартале от музея оказался искомый магазин, в котором нашлись брюки подходящего размера.
На этом основная часть нашей экскурсии была закончена. Конечной точкой должен был стать крейсер "Михаил Кутузов", куда мы и отправились. Про экскурсию я расскажу чуть позднее. А пока несколько фото с площади перед зданием морского порта.
На последнем фото один из двух паромов, навсегда застрявших в портах. По иронии судьбы "Севастополь" застрял в Новороссийске, а "Новороссийск" в Севастополе. Не буду вдаваться в исторические подробности, но эти два судна были арестованы из-за невыплаты экипажам заработной платы. Этот паром долгое время болтался на рейде, покуда чуть не случилось беды. Во время довольно жесткого шторма (ветер достигал 35 м/с) судно получило крен и чуть не затонуло. Собственный двигатель оказался неисправным. Власти порта приняли решение поставить его к причалу. Так он и стоит и ждет своего нового владельца. Цена вопроса - всего-то 238 миллионов рублей. Правда, получить эту сумму уже давно никто не рассчитывает.
Продолжение следует.