Всем привет! Попробую продолжить избранную стратегию «ответов на рассказы Никиты». Как и в дополнении к предыдущему отзыву, буду пытаться соблюдать план рассказа, но как обычно, не получится – и маршрут хоть чуть-чуть, но отличается, и мысли путаются от их обилия… когда вспоминаешь об одном, хочется сказать что-то другое. Столько впечатлений! Как приятно было планировать этот замечательный круиз еще в ноябре месяцеНемаловажно ведь и то, что на «досрочности» оплаты путевки в Водоходе можно сэкономить от 5% (половина до Нового года) до 10% ее стоимости (все до Нового года). Если заработок в течение года не меняется, такие нововведения (второго вот в прошлом году еще не было) весьма радуют. Кстати, если я правильно понял, правило 10% работает при оплате «и до и после» для «длинных» рейсов типа обсуждаемых. Плюс еще 5% за постоянного клиента
Так что стоит повторять!
интересный маршрут, новые остановки, целых десять днейМои впечатления о тех остановках, которые совпадают с Тверским маршрутом, будут основываться на круизе СПб-Плес-СПб (13-23 июля 2008 года, теплоход «Виссарион Белинский» - отсюда и подзаголовки сообщения). Не стоит воспринимать две эти темы как возможность противопоставления, наборот, основной тезис – и то и другое (и те и другие маршруты и корабли) одинаково замечательны.
маршрут у нас был такой: А у нас так (плюсом объединено то, что было в течение одного дня, в скобках, как у Никиты – выбранные нами экскурсии): СПб - Лодейное поле – Кижи+Петрозаводск – Вытегра – ходовой день без стоянок – Кострома+Плес – Ярославль (Ростов Великий)+Рыбинск – ходовой день без стоянок – Горицы (Кириллов) – Мандроги – СПб. Видно, что у маршрутов три отличия: Плес кажется менее сбалансированным (то две стоянки, то ни одной); собственно, здесь же и второе – отсутствие на тверском пути «сугубо теплоходных» дней. Ну и, собственно, различающаяся часть маршрута: «Куйбышев» из Рыбинского водохранилища сворачивал в другую сторону (хотя не сразу, и дошел почти до Костромы!) Впрочем, я считаю, что каждый вариант по-своему хорош. Что касается количества экскурсий и их длительности, то все зависит от обстоятельств: скорее погода подкузьмит, и что-то не успеешь рассмотреть как следует из-за неожиданного дождя, чем из-за короткой стоянки. Ну и, наоборот, где-то из-за дополнительных остановок увидишь чуть больше… Это кажущееся впечатление, все равно эмоций получаешь столько, сколько захочешь.
насколько приятнее когда с тобой здороваютсяНачинаем считать очки по кораблям: на «Белинском» здороваются все! Ну, или почти все – по крайней мере, весь персонал, кого встречаешь в коридорах. Разве что матросы на палубах не здоровались, только они молчали
Это, наверное, вопрос внутреннего распорядка: на «Куйбышеве» в прошлом году я за пять дней видел вообще только одного матроса - в 6 утра мыл палубу, когда там никого, кроме одного чудака с видеокамерой, не было. А по шлюпочной палубе «Белинского» всегда видно: теплоход большой, команда многочисленная… Бригада администраторов на «Белинском» тоже уже молодежная (может, так и было?)
в ресторане изменилась система заказов. На «Белинском» еще продолжалось веселье с заполнением ведомости. Повезло с соседями по столу: они взяли на себя не только труд по заполнению заявки, но и тут же писали ее копию «для себя», чтобы завтра зачитать перед едой – короче, сделай себе сам как надо. Мы им по силе возможности помогали, пронумеровав себя по порядку сидения за столом, и быстро, как на перекличке, отвечали после зачитывания меню:
- Первый!
- Борщ!
- Второй!
- Уха!
…
- Три борща, три ухи, записано!
Это при столах на шесть человек, пока несчастные пенсионеры за соседними столами мучались взаимным непониманием. Потому что кормили здорово, мучила проблема выбора.
по каютам распространяют копии расписания мероприятий на ближайшие дниКаждый день или на несколько? У нас по каютам было разложено общекруизное (список стоянок, который, как и в прошлый раз, был полностью соблюден), а подробное на текущий день (с перечислением всех дискотек, так что занимающее целый лист А4) вешалось только на стенды (3 или 4 штуки в разных концах коридоров).
нам очень повезло с погодой из 10 дней, практически 7 были солнечныхОчень близкая ситуация. Наши неудачные дни были не холодные, а наоборот жаркие и влажные – так что они (вечера) заканчивались фантастической силы грозами, которые почти срывали экскурсионную программу, зато добавляли новых впечатлений. Два таких недофорсмажора приходятся на совпадающие части маршрутов Твери и Плеса, так что позже я о них упомяну.
Куйбышев немного обновился: поменяли сантехнику, душ теперь отдельно от крана в раковине. Не то чтобы жаль, но и раньше мне показалось ничего, оригинально. На «Белинском» вот другая система, тоже с норовом: я, как деревенский житель, вынужден был после регистрации обратиться к девушке-проводнице за разъяснением (спасибо, пояснила быстро и понятно), как этим чудом сантехники пользоваться: ну не идет вода из душа постоянно, и все, хоть каюту меняй. Но у родителей оказалось так же. Есть какая-то отдельная кнопка, жмешь на нее – вода сверху идет, отпускаешь - перестает. Оказалось, не надо экономить воду: дай сильный напор горячей воды, добавь холодной по вкусу (но если горячо, не убавляй горячую, а добавь _еще_ холодной!), а потом только жми кнопку – и вуаля, она зафиксируется! А потом не забудь спрятать рулончик, и все будет тип-топ.
Отдельно хочется отметить работу Юрия Михайловича КандирандыИгорь Валерьевич Волков – тоже молодец! Вообще, про организацию и всяческую анимацию на «Белинском» стоит поговорить отдельно. Здесь удалось уделить ей чуть больше внимания, чем в первый раз. Наша семья, как и Никита, больше интересуется круизно-прогулочной частью, нежели внутрикорабельно-развлекательной, так что в прошлом году я ее проигнорировал. Ди-джеев Белку и Стрелку как-то вообще ни разу не видел. А тут и в баре посидел пару раз (совесть не позволила мимо ходить, когда бармен с тобой в коридоре здоровается каждый день), смешно там, что бутылка клюквенного швепса, что чашка чаю - все 50 рублей. И на массово-затейные шоу заходил (ненадолго, но было дело – ведущая хорошо вела, чередуя свои конкурсы с выступлениями профессиональной танцевальной пары), была и еще культурная программа.
Публика на борту преимущественно старшего возрастаДа, такое впечатление, что с ростом длительности круиза средний возраст его участников несколько увеличивается. Хотя детей, как и на «Куйбышеве» в прошлом году, на «Белинском» было много.
Анимация разнообразная, на все вкусы. Украшением «Белинского» рейса были хозяева коктейль-бара «Панорама» (к маминому огорчению заменяющего самое лучшее помещение на «Куйбышеве» - музыкальный салон, где можно посидеть в плохую погоду без необходимости приобретения напитков) Артисты с большой буквы, музыканты – гитарист Сергей Адамян и певица Кристина Буриченко. Каждый вечер в музыкальном баре проходили тематические концерты: бардовской песни, романса… в посвященной теплоходу группе ВКонтакте выложено видео с тех концертов. В скромное помещение «Панорамы» приносили почти все стулья из конференц-зала на солнечной палубе (наверное, те самые, которых на «Куйбышеве» хватило на каждую каюту), и зрителей туда набивалось ого-го сколько.
Другая звезда теплохода – баянист и по совместительству официальный видеооператор Василий Кузьмич Жердев. Каждую ночь в носовой части палубы светилось окно его каюты, пока он монтировал отснятый днем материал. Появилось новое регулярное мероприятие культурной программы – предварительный просмотр отдельных эпизодов фильма, так сказать, рабочих вариантов. И в завершение круиза желающие получили с пылу с жару блинчик DVD-диска со свеженьким уникальным фильмом «про себя» (жаль, с сильно замыленным изображением – видимо, из-за монтажа «на скорую руку» путем многократного переписывания отснятых фрагментов с одного носителя на другой и обратно).
Роль звукорежиссера на аниматорских программах и после полуночи исполнял знакомый по «Куйбышеву» Олег Куянцев. В прошлом году он был представлен как поющий ди-джей, в этом году радовал публику и игрой на аккордеоне, отбирая его у Василия Кузьмича.
были на музыкальных концертах в муз.салоне (безумно душно) Очко «Белинскому» - проблема с кондиционерами здесь решена! Полностью. Единственно, что не тестировал – работу в режиме обогрева, за ненадобностью. Однако предположу, что и с ней проблем нет – потому что холодными вечерами в коридорах было ощутимо теплее, чем на палубах. С охлаждением и вентилированием воздуха в каютах (данные по двум разным) проблем не было, все включалось по желанию. Огромные решетки кондиционеров бросались в глаза во всех помещениях теплохода: в ресторане они были прикрыты прозрачными кожухами, разворачивающими поток воздуха, так что от них не дуло. Не было холодного ветра и в барах – вентиляция осуществляется через большую площадь решеток на потолке. Только в конференц-зале, подойдя к «забралам» кондиционеров, можно было как следует ощутить их мощь: чувствовался в прямом смысле слова плотный поток морозного воздуха. На одной из палуб в коридоре висела схема теплохода с указанием всех кондиционеров, занимали они ненамного меньше чем каюты. А из тех их решеток, которые выходили «на улицу» (это, между прочим, на шлюпочной палубе недалеко от кают … весело жить под убаюкивающее гудение
шум и поток горячего воздуха шел почти как из труб над двигателями.
Ну а теперь, ложечку дегтяКак говорится, со временем клиенты становятся более разборчивыми, вот и я уже нашел какие-то неполадки в туалете (в прошлом году, наверное, и не заметил бы), пошел жаловаться на, как ее любят некоторые называть, рецепцию. Веселый матрос, исполняющий обязанности сантехника, прибежал чуть ли не раньше чем я вернулся в каюту – может, из-за того, что принял заявку на ремонт сам директор круиза? Матрос выслушал жалобу, нырнул под раковину (в смысле просто посмотрел, потопа не было) и отреагировал оригинально: «Еще бы оно не…» (нет, он культурно выразился, но мы обойдемся без подробностей). Открутил, унес, пришел, вкрутил на место и сказал загадочное «Зовите, если еще раз будет…» Накаркал, повторилось
Второй раз чинили уже без меня, но под конец все началось сначала… Так что сервис оцениваю как отзывчивый, но не совсем результативный.
Наконец-то после такого обширного вступления переходим к делу.
да, есть такая теплоходная пословица: "выспаться в отпуске Кандиранда не даст" А представляете, какой график был у нас – с двумя остановками в день, с теми же двумя сменами питания (на «Белинском» хоть и большой ресторан, но один, не два, как на «Куйбышеве»)? Подъем то 8 то в 6, обед то в час, то в четыре. Про ужин в 21:45 для тех, кто вернулся с Кивача, я вообще молчу. Искусство (туризма) требует жертв…
Вытегра. Пешеходная экскурсия небольшаяА мимо нашей группы по узкой тропинке (мы как раз мостик в парке переходили по пути к музею шлюзов) прошла корова. Большая такая, с колокольчиком на шее. Пастуха не заметили, вроде бы кроме овчарки, корову никто не сопровождал. Половина группы развеселилась, половина в шоке – аттракцион номер один.
Краеведческий Музей маленький и наивныйНам на него даже не показали, попали туда только те, кто на обратном пути к теплоходу прошелся по продуктовым магазинам.
"чем меньше интересного - тем дороже съемка". Очень в тему тезис пришелся. Конечно, это мое сугубо личное отношение, что экспозиция музея в Кирилло-Белозерском монастыре (это на автобусной экскурсии со стоянки в Горицах, забегаю вперед) впечатлила меньше всего. Однако, даже неспециалисту видно, какая там фантастическая коллекция икон - хотя бы по тому, как ее охраняют: милиции в монастыре больше, чем в центре Петербурга. Так вот, там-то сразу на входе потребовали 200 (!) рублей, только что бейджик специальный дали на веревочке, и то приятно, была бы память (если б под дождем все в клочья не разлетелось, но об этом потом). С перепугу заплатил, а зря – снимать впопыхах экспозицию любого музея – дело неблагодарное, а съемка на улице – бесплатная. Дело в том, что за несколько дней до этого, обжегся в Ростове Великом: вход на территорию Кремля пробежал не оглядываясь, чтобы от группы не отстать, а там-то как раз и была касса для оплаты видеосъемки. Естественно, необходимость этой оплаты вспомнилась внутри храма, а там наличных не берут, нельзя снимать и все. Пришлось снимать из кармана, а грех компенсировать пожертвованием певчим
Однако, вернемся в Вытегру.
И музей водные пути севера… просто погулял по музею, благо он занимает всего одну комнату. Опасная фраза для тех, кто пойдет по нашим стопам: комнаты две, если считать с «предбанником», где висит карта Мариинской системы (может, конечно, в тот раз было закрыто?). Именно у карты долго мурыжили бубнилкой, а за дверью – большой пустой в это время зал (потому что предыдущая группа уже выгнана за время сухой лекции), здесь достаточно интересных экспонатов (один макет Вытегорского шлюза достоин 15 минут осмотра). И когда наша группа перешла в этот зал, оказалось, здесь своя, весьма звонкоголосая лекторша. Кратко и по делу.
Кстати приобрел в нем самый дешевый за все путешествие сувенир (3 рубля) Моему рекорду до этого далеко, личный поставлен тоже в Вытегре, кстати – 20 рублей за посещение колокольни Сретенской церкви. Виды от стоят не меньше, чем сотни рублей за съемку в некоторых местах…
Но самый главный музей в Вытегре это конечно же подводная лодка! Вот тут, кстати, и за билет и за съемку берут по полной. Согласен с Никитой, оно того стоит – даже для Петербуржцев (может, как раз нам-то и интересней, я вот живу посередине между крейсером «Аврора» и военно-морским музеем
Вечером на теплоходе общее собрание. Полезное мероприятие (в прошлом году, по-моему, на «Куйбышеве» его не было). На «Белинском» его организовали в первый вечер, на пол-пути к «Орешку». Все прошло так же, как рассказал Никита, за исключением нескольких забавных моментов.
Вел собрание директор круиза, так старался, что забыл представиться. Уже потом, по обращению к нему администраторов на вахте (на посту с ключами) мы узнали имя-отчество. А на заключительном концерте (он достоин отдельного рассказа), его перед выступлением (с песней!) назвали и по фамилии. Капитана тоже не представили, хотя о нем единственном можно было сразу догадаться: старше и солидней всех остальных выступающих (не считая Кузьмича), и единственный в форме (так что Кузьмич с баяном отпадает
Хотя кто-то громко спросил капитана (наверное, шутил): «А Вы кто?». Кузьмича как раз представили (только про казенный видеофильм не говорили, продержалось сюрпризом несколько дней), познакомили со всеми артистами, аниматорами и детской воспитательницей. Директор объявил: «Познакомьтесь, вот Ксения – для детей, наверное, Ксюша» - «Для детей, скорее, Ксения Владимировна», - прокомментировала Ксения (отчество могу перепутать). Ну и маленькое шоу с примеркой спасательного жилета в исполнении лощеных молодых людей в белоснежных рубашках с погонами – ради этого и стоило провести собрание.
на Куйбышеве не хватает досок с информацией! А на «Белинском» - грустно без монитора с GPS-отметкой текущего положения судна на карте…
Правда сами по себе шлюзы после Свирских показались "страшноватыми"...В том смысле, что отличается принцип действия – видно, как сверху бурно льется вода, а не молча подбирается снизу – так что Кивач отдыхает. И стены относительно ровными плитами выложены – на фоне бугристых Свирских. По мере приближения к Рыбинскому морю эффектнее становятся здания шлюзов, иногда аркой перекрывающие шлюзовую камеру. А лидер по зрелищности процесса – Рыбинский шлюз. Он состоит из двух сообщающихся между собой камер, поэтому заполнение водой происходит достаточно быстро (так сказали; время примерно то же, может, емкость камеры больше?) Истина в том, что при заполнении камеры, несмотря на поступление воды снизу по всей поверхности камеры, она сильно бурлит, и на поверхность выбрасывается много оглушенной рыбы (или еще чего-нибудь привлекательного для чаек?) Короче, птиц во время шлюзования собирается невероятное количество! Аттракцион номер следующий.
Череповец... предстал перед нами как торжество индустриализации…Так что при взгляде издалека (когда теплоход был уже в Рыбинском водохранилище) город был накрыт заметным куполом красноватого зарева.
Нам на круизе, кстати, везло со зрелищами в Рыбинском шлюзе. На мельтешение чаек внимание обратили только на обратном пути, потому что при первом шлюзовании было не до него из-за погодного представления. Это был к тому же чуть ли единственный выход теплохода из графика (по крайней мере, по объявлениям директора). Он обещал шлюзование около полуночи, так что сам Рыбинск мы уже должны были пройти в полной темноте (был личный интерес посмотреть на город, я там в свое время был неделю в командировке, и остались очень положительные воспоминания). Но подошли к шлюзу на два часа раньше, одновременно с бо-ольшой черной тучей. Резко потемнело, ядовито-красный шар солнца за спиной ушел во мглу, налетел ураган. Я не видел, но над палубой, разбивая стекла, летали стулья (если это не преувеличение
Потом буря стихла, пошел монотонный дождь, а темное небо украшало непрерывное полыхание молний. Так что если б не сильный ветер, удалось бы с 1001-го раза поймать молнию даже мыльницей. Все равно красиво было, проходя Рыбинск, наблюдать подсвеченное огромное здание Преображенского собора (построен, кстати, по одному из проектов петербургского Исаакиевского собора, проигравшему конкурс) на фоне свполохов молний. Широкие пролеты моста через Волгу были украшены светящимися в темноте гирляндами. 19 июля – так что не иначе, в честь проходящего теплохода
Следующий день я пропускаю. Это Кострома и Плес, поэтому тема другой темы, простите за каламбур. Для поддержания общего настроения замечу только, что самая шикарная гроза была именно в Плесе. В этом июле на стыке Костромской и Ярославской областей отмечена аномально высокая активность грозовых фронтов: и накануне нашего прохода мимо Рыбинска там была гроза «с градом и поваленными деревьями» (цитирую смску живущей там знакомой).
в Ярославле на вечер не нашлось автобусов - экскурсию перенесли на утроПолучается, стоянка в Ярославле была с ночевкой? Здорово, наверное, город красив вечером. «Белинский» пришвартовался в Ярославле с утра, а отошел от причала перед обедом, так что вечером нас еще на несколько часов завезли в Рыбинск.
В Ростове Великом погуляли по кремлевским стенам, как Иван Васильевич. Мы тоже выбрали экскурсию в Ростов (статистика показывает, если предлагают куда-то везти – отказываемся редко
Кстати, вторая возможность погулять по галерее на маршруте СПб-Плес – это Ипатьевский монастырь в Костроме. У него, как нам объяснили есть архитектурная особенность: стена с галереей оканчивается башней на углу, в других монастырях такого нет (?) По этой причине эпизод с беготней стрельцов за демонами снимался именно там, хотя большая часть фильма снята в Суздале.
Ростов. Посмотрели на местные сувениры – финифтьЕсть еще мастерская, где изготавливают сувениры из черной глины. Мимо свистульки в обличии черной кошки пройти не смог…
Прошли Тутаев - очень красочно смотрелась подсвеченная во тьме ночной церковьПо той же стороне стоят еще пять или шесть церквей, дальше от берега. Днем их видно, а подсветка, наверное – дело будущего.
Вот и подходит та часть маршрута Никиты, про которую мне сказать почти нечего. Разве только так, что к слову пришлось. после объявления "осталось 3 минуты" начинали отдавать швартовы На «Белинском» тоже время объявлял директор. Ушел в администраторскую, точно в срок зазвучало объявление… Разочарование пришло, когда он вышел из каюты на середине объявления. Все компьютеры, диктофоны, таймеры всякие
большая группа чаек летела строго за нашим теплоходомОни «пользуются» поднимающимся от труб теплохода теплым потоком воздуха: в спокойную погоду чтобы парить над кораблем, ну а в бурю – хоть какое, а подспорье в полете.
два мобильных телефона… один считал себя находящимся в Ярославской областиНадо этот вопрос изучить и внести в FAQ по форуму: важен даже не глюк, а хотя бы сам факт высвечивания подсети роуминга: у меня даже Нокия ничего такого не писала, Филипс и Моторола тоже молчали. Другая тема – надоело в принципе разоряться на внутрикорабельные разгворы. Чертовски удобно, конечно, обсудить с попутчиком, на какой он палубе и куда собирается переползти, но за 10 дней таких разговоров со счета улетает столько же денег, сколько за 2 месяца обычной городской жизни. Никто из присутствующих случайно не имел дело с продаваемыми в тех же салонах сотовой связи портативными радиостанциями? Какой-нибудь требующий лицензии драндулет из магазина туристского снаряжения тоже ведь не хочется… Хотя обсуждение этого явно либо оффтопик, либо требует отдельной ветки
Вернусь к круизу, нам пора в обратный путь. три "речные традиции" которые не встречал раньше у ВодоходЪ-аУпомяну о ходовом дне без стоянок, таковой был отмечен «пиратским ужином». Как мы решили, устроенным, чтобы разнообразием отвлечь пассажиров, и они не передрались, находясь столько времени в замкнутом пространстве. Джонни Депп отдыхает, Мандроги форэва. Пиратами переодели весь обслуживающий персонал ресторана и аниматорскую команду, бармена из «Панорамы» загримировали по-киношному – не узнаешь. Официантки с игрушечными ножами и автоматами наперевес тоже хорошо смотрелись. Анки-пулеметчицы накрыли столы одноразовой посудой, причем свалили ее горкой в центре каждого стола; там же живописно высыпали и хлеб. А во время пикника… тьфу, нормального ужина, по ресторану нарезала круги распевающая под баян Кузьмича шайка пиратов с пением и всяческими ужимками.
В качестве альтернативы предлагали автобусную экскурсию в ФерапонтовоГорицы. У нас они были только на обратном пути, но в Ферапонтово нас не позвали. Объяснили, что тамошние хранители берегут музей, и не пускают за день экскурсантов больше чем одного теплохода. И в тот день нас обогнало судно с исконно русским названием «Волга дрим». Наши попутчики решили: еще раз увидим – потопим! А пока – автобусная экскурсия в Кириллов, Кирилло-белозерский монастырь. Про тамошний «шикарный» музей (одни стояки отопительные в залах – произведение искусства, сразу про свои евроремонты думать начинаешь) я уже упоминал, и Никита все подробно рассказал. Здесь, в монастыре, нас настигла третья за круиз сильная гроза. Немножко заставила побегать, прячась от ливня в арках крепостных стен. Зато впечатление от старинных построек совсем другое, гораздо сильнее, когда вокруг все сверкает и грохочет.
видеокамера упорно фокусировалась на грязном стеклеПо опыту любительской съемки круизов сделал вывод, что очень нужно в камере на реке – сильный зум (10 – мало, 20 - нормально). Но самое важное – ручной (камера весьма бюджетная, так что регулируется не кольцом, а кнопкой – не очень удобно, но успеть на бегу можно) или даже просто фиксированный (на старой камере рычажок был для кручения совсем неудобный) фокус! На «ожерелье» спас бы. За счет быстро бегущей воды снизу кадры получаются весьма динамичные
. Просто обязательная функция! Поскольку ее наличие не требует дополнительного усложнения конструкции, кажется, что она есть во всех камерах – может, просто кнопка не под рукой? Вот в бюджетных фотоаппаратах, жаль, она есть очень редко…Только в «верхнебюджетных».
видели лосенка - елки-палки, а в чем секрет, что платным экскурсиям он виден, Может, его специально перевезли на зоопарочный остров?
не пытайтесь …предложить завтрак на теплоходах по системе шведские стол А ничего страшного, обошлось. Именно такая система была в этом году на «Белинском». Как предупредили сразу, еще на собрании (после посадки), первые дня два будет сумбур и свалка, а потом все образуется. Так и оказалось (по крайней мере, я в первый раз кашу не нашел
а уже на второй день все образовалось. И нормально, даже какая-то вежливая очередь формировалась сама собой… Значит, повезло не только с соседями за столом, но и всем контингентом?
стали петь под синтезатор, и так громко что уши закладывалоИменно поэтому мы сразу сели за самый дальний от сцены стол. И хорошо получилось! В целом наша семья тоже недолюбливает Мандроги, но пикником пока весьма довольны.
Вот и мы дома (кстати, при возвращении в свой регион всегда портится погода!). Как Кузьмич, монтировать кино – с той разницей, что этого развлечения должно хватить до следующего круиза. А следующий достойный все равно в следующем году