Клайпеда и окрестности глазами речного туристаНа дорожку расскажу о местных интересностях, с которыми знаком уже не первый год. Начну с крупного масштаба.
К северной стороне Калининградской области, самого западного региона нашей страны, прилегает Куршский залив. От Балтийского моря залив отделен узкой полосой суши, называемой Куршской косой (
ссылочка). При длине около 100 километров ширина состоящей фактически из песчаных дюн, частично покрытых лесом, косы (то есть расстояние от моря до залива) составляет от нескольких сотен метров в самом узком месте до нескольких километров. Можно себе представить, насколько уникальный растительный и животный мир сформировался под действием специфического климата этого фактически полуострова, окруженного двумя принципиально разными большими водоемами. Недаром зона Куршской косы – заповедная, и въезд на ее территорию как с юга, от Калининграда, так и с севера, из Литвы, требует оплаты дополнительного экологического сбора. Какая там зелень, как там поют птицы, какие там комары! Но это с российской стороны, в Литве гнус культурный, терпит, не кусается.
Вложение:
Комментарий к файлу: Литовская часть Куршской косы, побережье Куршского залива, поселок Нида (рядом с границей России)
P1080910.jpg [ 385.71 КБ | Просмотров: 4083 ]
Часть Куршской косы, так сказать, основание полуострова с юга – российская, а северная половина – литовская, так что в середине косы расположен пограничный переход. Замечу, что, по слухам, из трех погранпереходов между Литвой и Россией на этом очереди меньше всего (или их вообще нет), еще бы, кому хочется, имея выбор, платить экологический сбор. Поэтому четыре раза мы проезжали границу без проблем – это в прошлые годы, а в этом и не понадобилось, смотри маршрут выше.
Предмет нашего разговора – литовская часть косы, точнее, ее северная оконечность, где и расположен портовый город Клайпеда. Косу от материка (где раскинулась большая часть города) отделяет пролив шириной метров 500, и поскольку коса как курортное место очень популярна среди литовцев (к тому же, на самой «макушке» расположен знаменитый морской музей с дельфинарием), поток желающих попасть из города на другой берег и обратно весьма велик. Тем не менее, моста в этом месте сооружать не стали – может быть, чтобы не создавать сложности для прохода крупных пассажирских и грузовых судов в порт Клайпеды. Вместо моста действуют две паромные переправы: ближе к морю и морскому музею расположен «пешеходный» паром, а глубже в залив – автомобильный (велосипедистов и безмашинных на него тоже пускают).
Организация переправ – по-европейски четкая. При всей любви к родине, представьте, что творилось бы на наших берегах, если бы в Костроме или Великом Новгороде, например, не было мостов (как раз примеры городов с активным движением через воду, и населением порядка 200 тысяч человек). Здесь же система работает как часы: несколько касс со стороны материка, и хотя очереди из машин и собираются, но движутся они очень быстро – заскучать и тем более отлучиться не успеваешь. Подъехал к окошечку, моментально получил билет – и вот уже машут, зазывают на борт. Переезд, понятное дело, быстрый – расстояние меньше километра. В челночном режиме работают два судна, третье – запасное (в горячее время, наверное, «подключают» и его).
Вложение:
Комментарий к файлу: Тот самый паромчик Смильтине-Клайпеда
P1060068.jpg [ 345.15 КБ | Просмотров: 4083 ]
Половина накладных расходов на организацию переправы и временных затрат на ожидание парома экономится за счет того, что платить надо только с одной стороны, при движении на косу – а обратно билеты не проверяют. В первый раз, когда мы ехали из России по Куршской косе, бесплатность парома приятно удивила. Но это же единичные случаи, а подавляющее большинство приехавших на косу обязательно вернутся – куда они денутся, через ту же границу разве что.
Сам по себе город тоже весьма приятен, как Прибалтийский во всех смыслах: и как находящийся в Прибалтике, и как расположенный у самого моря. Здесь есть и уютные узкие, мощеные булыжником, улочки с игрушечными фахверковыми домами. Старый город представляет собой детский полигон для игры в правила дорожного движения: на одной половине домов «кирпичи», запрещающие проезд по данной улице в одном направлении (значит, здесь встречное одностороннее движение), на другой – знак «остановка запрещена» или наоборот знак платной стоянки. А гулять, конечно, одно удовольствие.
Вложение:
Комментарий к файлу: За спиной у вылезающего из воды призрака – поворотный мостик
2010_07_28-15_51_25-P1030348.jpg [ 382.15 КБ | Просмотров: 4083 ]
Есть изящная гавань для яхт, тоже со своей «фишкой»: от пролива между заливом и морем гавань отделена поворотным мостом, который два раза в час открывают на 15 минут (если не путаю частоту). Есть в городе и высокие небоскребы с потрясающими панорамными видами с их крыш (первый кадр видео, вид на Куршскую косу), и огромная портовая зона с длинными причалами.
В августе 2009 года отмечалось тысячелетие Литвы, поэтому Праздник моря прошел особенно пышно: в Клайпеде финишировал крупный этап международной парусной регаты, пришли несколько больших парусников, в том числе из Германии, был и наш «Мир» - все открыты для посещения.
Южнее Клайпеды, на материковом берегу Куршского залива тоже есть симпатичные места – Шилутский район, дельта реки Неман, область, называемая Литовской Венецией. Здесь Немунас разливается на многочисленные рукава, питая влагой систему польдеров – заливных лугов. Рай для коров, и они этим пользуются – стада здесь пасутся многочисленные. Немало аистов – их гнезда можно найти и на верхушках столбов, и на крышах домов. Идиллия!
Жалко из этих краев уезжать, но впереди ведь тоже много интересного...