Продолжение...
От Рождественской площади наша группа отправилась к Ионно-Предтеченскому монастырю.
Свияжск был великим центром не только мужского, но и женского монашества. К рубежу XIX-XX веков свияжский Иоанно-Предтеченский был вторым по величине женским монастырём Казанской епархии. К 1900 году в нём подвизалось до 400 насельниц.
Точная дата основания Иоанно-Предтеченской обители сокрыта от нас: пожар 1795 года истребил все её старинные документы, в которых можно было бы найти ответ. Предположительно, первая женская община при приходской Рождественской церкви Свияжска, близ главной площади, возникла в конце XVI века. Название Иоанно-Предтеченской утвердилось за ней, вероятно, не с самого начала, а после постройки одноименного храма (в камне он возведен только в начале XVIII века). Монастырь в XVIII веке был практически безземельным и очень бедным, но совсем не маленьким - в нем подвизалось до 100 насельниц. Просто почти все они были крестьянского происхождения, и потому никаких богатых пожертвований в обитель не поступало. Все кельи и ограда были деревянными, что и погубило монастырь в 1795 году: тогда в неожиданно начавшемся пожаре Свияжска сгорело около 140 домов обывателей, а Иоанно-Предтеченская обитель выгорела полностью.
При возрождении обитель была перенесена на новое место, где она находится и поныне. С 1795 года для нее началась совершенно новая эпоха. И это была эпоха расцвета.
Дело в том, что буквально в сотне метров от женской обители находился древнейший в краю Троице-Сергиев мужской монастырь (приписанный к Троице-Сергиевой лавре), основанный одновременно с градом Свияжском, в мае 1551 года. Он был богат и владел несколькими десятками верст лесов, лугов и пашен вдоль правобережья Волги - с известными селами, деревнями и починками: в том числе - Верхним Услоном, Печищами, Морквашами.
В начале XVII века в нем несколько лет настоятельствовал знаменитый Авраамий Палицын, будущий келарь Троице-Сергиевой лавры, автор знаменитого "Сказания о Смутном времени Московского государства". Вообще, Троицкий монастырь был хорошо известен как в Казанской епархии, так и за ее пределами. Но он, как мы уже говорили, был приписным, а все приписные монастыри упразднялись по реформе 1764 года. И вот, "мать всех обителей Земли Казанской" была обращена в простую приходскую церковь...
Так продолжалось 30 лет - пока сгоревший Иоанно-Предтеченский монастырь не перенесли на место упраздненного Троицкого. Два монастыря слились, и все добротные древние здания бывшей мужской обители положили начало великолепному ансамблю перенесенной женской. А щедрые пожертвования сделали эту "новую-старую" обитель одной из самых процветающих в епархии на протяжении целого века: примерно с 1820-х годов и до революции в 1917-м. Пожар словно пробудил состоятельных людей от какой-то духовной спячки: многие вдруг поняли, насколько их помощь нужна погорельцам. И по промыслу Божьему, щедрый поток пожертвований не прекращался, а только рос - даже тогда, когда пожар уже забылся.
Масштабное строительство, начиная с 20-х годов XIX века привело к возникновению целого городка добротных двухэтажных корпусов - самых крупных из всех домов, что сохранились сейчас на острове Свияжск (кроме Большого корпуса в Успенском монастыре). Целиком кирпичные, либо кирпично-деревянные, в стиле провинциального классицизма, они стоят и поныне.
Обитель постоянно расширяла свою территорию - параллельно росту числа монахинь и послушниц, и к концу XIX века заняла площадь около 2,5 гектаров, что примерно вдвое больше площади бывшего Троице-Сергиева монастыря. Древние храмы остались в восточной части комплекса, а хозяйственные и жилые помещения в основном разрослись к западу и юго-западу от них. В плане монастырь стал напоминать корабль, обращенный носом на запад почти вплотную упершийся в хозяйственный двор соседнего Успенского монастыря. А южный "борт" корабля навис над крутым обрывом над рекой Свиягой. Именно со стороны Свияги ансамбль обители выглядит особенно живописно.
Одна из главных церквей монастыря Собор Богоматерь Всех Скорбящих Радость очень хорошо виден с площади.
Сооружен на территории Иоанно-Предтеченского монастыря в 1898-1906 годах по проекту казанского епархиального архитектора Ф.Н.Малиновского. Высота храма без креста - 15 сажен, длина - 18 и ширина - 12,5 сажен (1 сажень = 2,13 метра). Благодаря выгодному положению доминирует над окружающей застройкой.
Имеется два придела: пророчицы Анны и преподобного Серафима. В 1914 году собор был расписан внутри: работы производились на средства московского фабриканта С.С.Мечникова. Внешний облик храма со времени постройки практически не изменился - имеет крестово-купольную композицию, своды поддерживаются четырьмя столбами. Собор увенчан массивным световым барабаном под сферическим куполом с крестом.
Входы в собор (западный, северный, южный) выделены порталами с арочными проемами. Главный вход имеет справа и слева от входного портала многооконный пристрой, по бокам которого имеются притворы-кельи. В углах подкупольных полусферических объемов размещены декоративные башенки, перекрытые куполами с крестами. Окна арочные, различных размеров с наличниками из архивольтов различных профилей. Стены украшены полукруглыми пилястрами, нишками, тягами, карнизами и фризами на разных уровнях. Двери, лестницы, парапеты и кресты выполнены из кованого металла.
Настенная масляная живопись в интерьере утрачена практически полностью. До наших дней дошел только один ряд пятиярусного иконостаса.
Пятиглавый крестово-купольный собор Богоматери Всех Скорбящих Радости выполнен в русско-византийском стиле и близок по своей архитектуре к Кронштадскому собору в Санкт-Петербурге. Определенную декоративность храму придает сочетание красного цвета кирпича и белой известковой промазки. Сегодня собор является главной доминантой в юго-восточной части острова.
В 1911 году собор был расписан, но по технической ошибке художника уже через 3 года понадобилось обновление. Краску должны были наносить на холст, а затем приклеивать к стенам. В 1914 году вместо холста использовали обычный линолеум.
Ансамбль Иоанно-Предтечинского монастыря
На переднем плане Часовня во имя царственных страстотерпцев
Часовня в честь царственных страстотерпцев была освящена в 2004 году. Вход в часовню украшен иконой царской семьи. Еще до освещения часовни стали обновляться фрески. В советское время здесь располагалась коптильня, и потому все стены были покрыты копотью.</span>
После возобновления молитвенной жизни на стенах часовни стали проявляться сквозь копоть образы Серафима Саровского и Сергия Радонежского в полный рост, а над ними - Курская Коренная икона Божьей Матери. Кроме этого, местные жители утверждают, что там мироточит одна из икон.
Троицкая церковь Иоанно-Предтеченского монастыря
На острове Свияжск с XVI века сохранился уникальный и единственный памятник деревянного зодчества Поволжья - Троицкая церковь.
Троицкая церковь - это всё, что осталось от средневекового деревянного острова-града. Об уникальности храма свидетельствует и сама история этого памятника.
Храм первоначально относился к Троице-Сергиевскому монастырю, который был основан в 1551 году на острове Свияжске по указу Ивана Грозного. Строительство монастыря и церкви финансировалось не только из царской казны, но и подмосковным Троице-Сергиевским монастырём, к нему и был приписан строящийся монастырь.
Была легендарная история о том, что, ещё задолго до закладки первого камня на Острове-граде, сам Сергий Радонежский, особо почитаемый православными христианами святой, благословил этот остров для христианского города. В четыре недели был выстроен недалеко от Казани город Свияжск. О строительстве города Иван VI "почал мыслити" ещё в 1550 году. Он выбрал "то место в Свияжском устие на Круглой горе за двадцать верст от Казани", где "стройно и пригоже быт в городу".
Храм был построен в честь высадки передового отряда русских войск у подножия Круглой горы 17 мая 1551 года, чтобы "тесноту бы учинити казанской земле". Строительный материал деревянной церкви был срублен в углических лесах и доставлен на судах к устью Свияги. Храм основал князь Серебряный. По легенде в Троицкой церкви молился сам царь Иван Грозный перед последним походом на Казань в 1552 году, а так же его воеводы и герои Казанского похода.
На протяжении нескольких столетий храм перестраивался, что серьёзно изменило его облик. Первоначально церковь была выстроена в распространённом для древней Руси клетском типе, как и большинство русских средневековых деревянных церквей. Главные искажения храма произошли в XVIII-XIX веках. Такие изменения были вызваны заботой о сохранении памятника церковного зодчества. До нас дошёл сильно перестроенный храм. Который больше выглядит не как памятник средневекового зодчества, а как церковь XVIII века.
Сергиевский храм
Первая каменная постройка в монастыре - Сергиевская церковь XVII века - была возведена псковскими зодчими, работавшими на строительстве "русской Казани". Это предельно простой кубовидный храм, выстроенный из белого камня и увенчанный непропорционально маленькой главкой.
В 1551 году неподалеку от Троицкой была возведена из дерева Сергиевская церковь. Место для церкви было выбрано в центре монастырской территории, между стоявшей у ворот Троицкой церковью и крепостной стеной.
Сергиевский храм построен одновременно с собором Рождества Богородицы и освящен 17 июня 1551 года соборным протопопом Афанасием Антоновым.
В 1604 году при Борисе Годунове в Свияжске вместо деревянного храма псковскими мастерами возводится двухэтажный каменный, который был переименован в Церковь Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца и был вновь освящен 7 октября 1604 года, о чем свидетельствует древняя надпись на стене храма:
"В лета 7113 году сентября в 25 день поставлен и освящен бысть сей храм во имя преп. отца нашего игумена Сергия, Чудотворца Радонежского...".
Сергиевский храм являет собой образец архитектуры русских столпообразных храмов XVI-начала XVII веков. Он сложен из белого тесаного камня разной величины. Церковь была устроена на втором этаже трапезной монастыря. Нижний этаж служил складом для монастырского хозяйства, а еще раньше тут, по преданию, располагались кельи, и жили монахи.
После Иоанно-Предтеченского монастыря мы отправились к другому монастырю - Свято-Успенскому Богородицкому.
Богородице-Успенский монастырь был основан в 1555 году архимандритом Германом (Садыревым-Полевым), потомком смоленских князей, постриженником Иосифо-Волоколамского монастыря и духовным другом первого архиепископа Казанского Гурия. После смерти святителя Гурия в 1564 году архимандрит Герман стал вторым архиепископом Казанским.
Обитель стала главным миссионерским центром Казанской епархии и оставалась таковой на протяжении XVI-XVIII веков. Есть сведения, что типография для печати Священного Писания и богослужебных книг появилась в монастыре ещё при св. Германе - раньше, чем типография Ивана Фёдорова в Москве. Свияжск стал местом крещения сотен, а затем и тысяч представителей местного населения: татар, чуваш, марийцев, мордвы. Отсюда христианство начало своё распространение в Поволжье... В середине XVIII века именно при Успенском монастыре размещается знаменитая Новокрещенская Контора, формально закрытая в 1764 году.
В XVI-XVIII века монастырь был богатейшим в Среднем Поволжье и входил в число 20 самых богатых в России. В его землях накануне реформы 1764 года числилось 7200 мужских крестьянских душ - столько же, сколько во всех остальных монастырях Казанской епархии, вместе взятых.
По монастырской реформе 1764 года, обитель была возведна в I класс - высший для монастырей Российской империи. До 1809 года это был единственный первоклассный монастырь в Казанской епархии.
Если для историков, изучающих монастырское землевладение России и хозяйственную деятельность русских обителей, Свияжский Успенский монастырь - в первую очередь, один из двух десятков вотчинников-гигантов в масштабах целой страны, то для искусствоведов он - уникальное для Среднего Поволжья сосредоточение памятников архитектуры и живописи не только общероссийского значения, но и мирового масштаба. И в том, и в другом качестве он "выходит за местные рамки" и является достоянием русской истории и мировой культуры в целом.
Среди наиболее знаменитых настоятелей Успенского монастыря были: игумен Авраамий (Палицын) (1594-1598), впоследствии знаменитый деятель Смутного времени, церковный писатель; архимандрит Димитрий (Сеченов) (1738-1742), впоследствии - митрополит Новгородский, венчавший на царство императрицу Екатерину II; архимандрит Платон (Любарский) (1787-1787), впоследствии епископ Астраханский, известный историк и краевед; епископ Амвросий (Гудко) (1917-1918), бывший викарий Вятской епархии, расстрелянный красноармейцами 27 июля 1918 года без суда и следствия, один из первых новомучеников Казанского края, канонизирован в 1999 году.
Мощи святителя Германа - главная святыня монастыря, были вскрыты в 1923 году, как и многие мощи русских святых в этот период, с целью антирелигиозной пропаганды. По преданию, сразу после вскрытия мощей на острове начался смерч, заставивший присутствовавших в ужасе разбежаться. Вскоре после осквернения святых мощей монастырь пришел в запустение и был закрыт. В разные годы здесь размещались: тюрьма ОГПУ-НКВД, входившая в состав Поволжского отделения ГУЛАГа; леспромхоз; психиатрическая лечебница-колония закрытого типа для неизлечимо душевнобольных. В 1987 году образован Свияжский филиал (отдел) Государственного музея изобразительных искусств РТ. По мере восстановления монастырских комплексов, к 2006 году вся деятельность филиала сведена, в основном, к экскурсионному обслуживанию туристов двумя экскурсоводами.
До конца 17 века постройки монастыря оставались деревянными, но развернулся новый этап - этап каменного строительства. Монастырь окружает себя стеной, кладеной в основном не слишком хорошо, но местами вполне пристойно. Общая длина каменной монастырской ограды - 1037 метров.
Более скромные и суровые Святые ворота, чем здесь, трудно себе вообразить. Полагают, что эта тяга к "тяжкой фортификации" связана с недавним восстанием Степана Разина, потрепавшим, в частности, Макарьевский монастырь.
Над Святыми воротами некогда стояла деревянная Борисоглебская церковь, в начале 18-го столетия ее разобрали и заменили на каменную, посвященную Вознесению. В 1880-х годах церковь ремонтировалась, перекрывалась кровля у церкви и над Вратами, обветшавшее крыльцо с южной стороны было устроено заново. В 1910 году был произведен внутренний ремонт. Но в 30-х годах ХХ века церковь разрушили, сохранились только старинные фотографии.
Центральный и самый большой храм монастыря - Успенский собор - начали строить в память о покорении Казани в 1556 году и освятили 12 сентября 1560, о чем гласит каменная надпись. Считается, что над ним трудилась артель знаменитого Постника Яковлева. Сам мастер наверняка тут бывал, но вряд ли все 4 года контролировал процесс лично: ему надо было возводить и стены нового Казанского Кремля, и главный памятник покорению Казани - храм Василия Блаженного. За главного оставался мастер Иван Ширяй. В исконном варианте у них получился чисто псковский собор, поскольку мастера, которым Иван Грозный доверил каменное обустройство вновь покоренного края, были из Пскова.
У свияжского храма в Пскове есть полный прототип - храм Николая Чудотворца с Устья 15-го века. Но впоследствии храм не раз переделывали, и в результате сегодня он выглядит каким-то даже игривым, в стиле барокко, а вовсе даже не суровым псковичом.
Внутри собора около 1800 квадратных метров фресок, аналогии которым не прослеживаются ни в одной живописной школе Руси. Фрески выполнены, вероятно, тоже в 16-м веке, вскоре после постройки. Только здесь можно увидеть Бога, отдыхающего на кушетке после сотворения мира, и св.Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой (кое-где еще такие фрески были, но в 18-м столетии их везде уничтожили). Говорят, что среди персонажей фрески "Великий всход" - прижизненные портреты Ивана Грозного и архиепископа Гурия. К сожалению, фреска располагается в алтаре, и рядовой посетитель ее не видит.
Рядом с Успенским храмом стоит огромная колокольня, принадлежащая другому храму - трапезной Никольской церкви (1555-1556). Храм и колокольню ставила та же псковская артель. Вероятно, храм был тогда же и расписан, но эти фрески не сохранились, а вот лик Николы Можайского снаружи - уцелел. Таким образом, храм посвящен не Николаю Угоднику, а грозному Николаю Можайскому с мечем.
Наверху, еще во времена Ивана Грозного, были установлены башенные часы "государева данья". Из нижнего яруса колокольни к берегу Щучьего озера вел потайной подземный ход, предназначенный для снабжения водой - в случае осады свияжской крепости. Позднее из кирпича надстроили еще два яруса колокольни. В настоящее время высота колокольни Никольской церкви составляет 43 метра. Это самое высокое сооружение Свияжска.
Искусствоведы называют храмовый комплекс свияжского монастыря "белокаменным чудом", но на самом деле гораздо большее чудо в том, что Успенский собор и Никольская церковь просто уцелели.
Монастырское училище находится в юго-западной части территории Успенского монастыря, за Никольской церковью, оно построено на рубеже XVII -XVIII веков в период обновления и благоустройства обители. Здание использовалось под хозяйственные нужды, одно время в летние месяцы в нем жили настоятели монастыря.
Примерно с середины XVIII века из-за ветхости здание долго пустовало. В конце XIX века оно было отремонтировано и отдано под монастырскую школу. В клировой ведомости монастыря за 1910 год говорится о том, что церковно-приходская школа при монастыре называлась во имя святителя Германа, была открыта в 1899 году. В ней на тот период обучались 22 мальчика. Площадь здания училища составляет 18 х 13 метров.
Отреставрированное здание Монастырского училища приспособлено под монастырские кельи. Сюда проведены отопление, освещение, водоснабжение и канализация.
С 1997 года в здании Монастырского училища на втором этаже жила братия из семи человек, располагалась первая трапезная. Именно со здания училища того времени и начинается "новейшая история" Успенского монастыря.
После реставрации в здании разместится приёмная наместника, предусмотрено административное помещение. И здесь снова будут кельи.
При входе в мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы справа находится Братский корпус. В процветающем ранее монастыре там жили монахи. Корпус представлял из себя пристроенные друг к другу три здания в два этажа, а в восточной части к нему примыкала церковь святителей Германа Казанского и Митрофана Воронежского. Массивный корпус является самым крупномасштабным зданием городской застройки Свияжска и ансамбля Богородице-Успенского монастыря. За свою историю корпус потерпел 7 реконструкций, существенно изменивших первоначальный вид строения.
В 30-ых годах прошлого века здание было приспособлено под одну из тюрем ГУЛАГа, а в период с 40-ых по 90-ые - под психиатрическую больницу.
В 1993 году психиатрическая лечебница прекратила своё существование, а в 1997 году была возобновлена деятельность Богородице-Успенского Монастыря.
Усилиями монашеской братии с трудом удавалось поддерживать в удовлетворительном состоянии лишь западную часть корпуса, в котором разместились часть братских келий и столярная мастерская.
На момент начала реставрации здание не эксплуатировалось и находилось в аварийном состоянии. Большая часть несущих наружных стен здания имела глубокие трещины и отслоения, крыша была разрушена.
Братский корпус посещали высшие иерархи Казанской епархии во главе с архимандритом. Все понимали, что со временем корпус станет местом пребывания священников, монахов, участников церковных хоров со всей России.
Двух- и трёхэтажные части корпуса обрели крышу, были восстановлены стены, потолки и перекрытия всех внутренних помещений. Восстановили два камина - теперь они будут работать на газовом топливе. Освещение в самом здании и вне его сделано под старину с использованием современных технологий и материалов.
Некоторые захоронения на территории монастыря
Рядом я монастырем расположен музей истории Свияжска
Закладка фундамента первого здания состоялась в мае 1838-го, а в октябре 1838 г. все четыре здания комплекса казенных сооружений были закончены. Перестройки производились в 1883 и 1903 годах.
В главном двухэтажном корпусе (фасадом на ул.Успенскую) разместились присутственные места и казначейство. В двухэтажном корпусе в глубине двора - тюремный замок (помещения для арестантов). В одноэтажных корпусах справа и слева - караульные помещения, квартира смотрителя, хозслужбы. До 1930-х годов в главном здании располагались отделы городского управления, в тюремном замке - женское отделение уездной тюрьмы. Позднее весь комплекс был передан школе-интернату №1.
Ансамбль зданий образует каре из двух- и одноэтажных, строгих по архитектуре объемов, обращенных своими главными фасадами во двор. Весь комплекс построен по типовым разработкам для казенных общественных сооружений. Здание присутственных мест декорировано более нарядно, чем остальные постройки.
Памятник гражданской архитектуры, все строения которого выдержаны в традициях раннего классицизма.
И еще один памятник, мимо которого пройти было не возможно
У стен Свияжского Богородице - Успенского мужского монастыря, где обнаружены массовые захоронения, появилась мемориальная зона, на территории которой установлен памятник всем расстрелянным, замученным, умершим от истощения и болезней. Духовное возрождение невозможно без покаяния...
Автором памятника по результатам проведённого творческого конкурса стал Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, известный скульптор-монументалист Махмут Маталитович Гасимов. .
Памятник жертвам политических репрессий представляет собой вертикальный каменный обелиск высотой 2,6 метров в сочетании с бронзовым рельефом, переходящим в круглую скульптуру в виде птицы, устремлённой вверх. По образному замыслу автора композиция олицетворяет обломок драматической и трагической отечественной истории XX столетия.
Данный памятник - послание и напоминание грядущим поколениям.
Открытие памятника состоялось 30 октября 2011 года.
Залив реки Свияга
Последний взгляд на Успенский монастырь
А нашей группе пора уезжать. Время на остове пролетело незаметно. Но я всю дорогу не мог отделаться от ощущения, что все то, что происходит на Острове-граде больше всего напоминает большую "Потемкинскую деревню&" или "пряничный домик". Куча средств выделена на приведение Острова в порядок. Они освоены, работы проведены, но что-то во всем этом приторное, слащавое и не совсем натуральное и не очень живое. Ленивый торжок, конный двор - все это направлено только на одно: выбить как можно больше денег из приезжающих на остров туристов. Это даже отчасти напомнило Верхние Мандроги на Свири, где тоже все заточено на извлечение из туристов прибыли.
И вот мы снова на речном вокзале Казани. У трапа теплохода нас встречает улыбающаяся Людмила Ивановна со своим коронным вопросом "Вам понравилась экскурсия?". Конечно понравилась!!! Но... рядом с ней тут же нарисовалась пара пожилых людей которые пытались ей втолковать, что они не могут ждать до вечера. Я долго недоумевал о чем же тут идет речь?. Оказалось, это туристы с теплоход "Федор Шаляпин", который должен быть в Казани в районе обеда, но из-за тумана (вынужденная стоянка на якоре) задерживается с прибытием в Казань. Людмила Ивановна из самых лучших побуждений связалась с бортом "Шаляпина", все выяснила и передала им информацию, потому что на речном вокзале нет ни службы информации, не делается каких-либо объявлений и люди оказались просто брошенными. Они прибыли на причал на свой теплоход к означенному времени, теплохода на причале нет: то ли он уже ушел в рейс, то ли его нет и не будет. Людмила Ивановна предоставила им эту информацию и как всегда оказалась крайней - все претензии достались ей. Вот так посмотришь на все это и лишний раз подумаешь, а стоит ли помогать людям? Пришлось прийти на выручку Людмиле Ивановне. Одна моя фраза на некоторое время охолодила пыл этих туристов "Теплоход стоял в тумане из-за ограниченной видимости. Правила запрещают пассажирским судам двигаться в тумане. Или вам одной "Булгарии" было мало?". Может быть это было с моей стороны несколько бестактно и резко, но зато действенно.
А нас уже пригласили на обед. После обеда я не стал никуда уходить, а просто погулял по речному вокзалу.
Осень полностью вступила в свои права. Рядом с вокзалом находятся яблони, усыпанные наливными яблоками
Долго изгалялся пытаясь снять сфотографировать "крылатый" флот Казани. Более -менее мне это удалось, правда для этого пришлось прибегнуть к некоторой акробатике
Ну и как же не заснять свой теплоход?
Перед приходом в Нижний Новгород экипаж приводит в порядок корпус.
А вот дальше начался "марлезонский балет". К нашему борту встал "Федор Шаляпин", и он первым же отправился в рейс
"Федор Шаляпин" проходит грузовые причалы казанского речного порта, а навстречу ему движется "Семен Буденный"
Наш теплоход тем временем тоже отправился дальше. Мы разошлись с "Семеном Буденным", который готовится занять наше место у причальной стенки речного вокзала
Прощальный взгляд на Казанский Кремль
Все хорошее быстро заканчивается, заканчивается и наш круиз. Сегодня вечером нас ждет заключительный "капитанский" ужин и гала-концерт "Будем вместе". Ни на ужин, ни в пиано-бар на заключительный концерт я не брал фотоаппарат, и очень пожалел об этом.
Во время "капитанского" ужина, капитан теплохода Александр Витальевич Саинов сказал несколько теплых слов всем туристам, после чего подошел к каждому столику и для каждого у него нашлось несколько добрых слов. Кого-то он просто поблагодарил, кто-то поблагодарил его.
А вечером начался заключительный гала-концерт. В этот раз я рискнул в нем поучаствовать не только как чтец-декламатор, но и как певец. Уж не знаю почему, но в мне захотелось исполнить песню Аркадия Райкина "Добрый зритель в девятом ряду". Наверное потому, что любому артисту нужна поддержка его зрителя. К сожалению, песню в моем исполнении я показать не могу, но напомню ее в исполнении блистательного Аркадия Райкина
Ну и на закуску я по традиции прочитал два стихотворения: Геогрия Поженяна "Во всем виноват капитан"
Ревут ошалев ураганы,
Приказ отстояться не дан.
Не правы всегда капитаны,
Во всем виноват капитан.
У льда надломилась граница,
У бортпроводницы роман.
И зубы болят и не спится –
Во всем виноват капитан.
И лоции - наши Кораны,
Порой допускают обман.
Не правы всегда капитаны,
во всем виноват капитан.
За то, что он первый по чину,
За то, что угрюм и упрям.
За то, что последний в пучину,
Когда уже все по нулям.
За рок от разлуки кандальной,
За век, что в морях коротал,
Голову с плеч капитану,
ДА ЗДРАВСТВУЕТ КАПИТАН!!!!
и Андрея Макаревича "Концерт".
Заполнен зал, в котором было пусто,
На сцене свет, а в зале меркнет свет,
Сейчас вас будут развлекать искусством,
Которого нигде давно уж нет.
На два часа вы станете добрее,
Быть иль не быть — решите в пользу "быть".
Чтоб ни о чем потом не сожалея
Уйти домой и все, к чертям, забыть...
Не дай вам Бог, хоть раз взойти на сцену
С той стороны, где дверь "Служебный вход",
Где все имеет подлинную цену,
Где все не так, где все наоборот.
Как любите вы кости мыть артистам
За водку и за низкую мораль —
И в личной жизни, мол, у них нечисто,
И часто, мол, спиваются, а жаль...
Как вам не стыдно? Уберите лапы!
Не смейте лгать и верить тем, кто лгал,
И тихо встаньте, и снимите шляпы
Пред тем, кто вас сегодня развлекал.
В этот раз все получилось так как надо, мое выступление было завершающим и на последних словах на сцену вышли все артисты теплохода. Не поленюсь и еще раз перечислю их:
Ведущая шоу-программ Диана Галимова
Певец, гитарист, ди-джей Адик Буздыханов
Исполнительница православных романсов Фотина Никольская
Танцевальный шоу-дуэт из Кирова
Певица Тати Солдатова
Певец Андрей Семейкин
Артисты оригинального жанра - "Сладкая парочка "Твикс"
Пианист Михаил Долгов
А после концерта - как всегда "Мафия"
Так закончился еще один день на борту т/х "Михаил Фрунзе". Завтра нас ждет остановка в Макарьеве и прибытие в Нижний Новогород.