Павильон «Зал на острову», расположенный, в соответствии с его названием, на острове Большого пруда, был построен в конце 1740-х годов по проекту С. И. Чевакинского и украшен по рисункам Ф.-Б. Растрелли. В 1794 году его перестроил Д. Кваренги, а спустя еще несколько десятилетий, в 1817–1820 годах, новые работы в Зале на острову провел В. П. Стасов.
В 1912–1941 годах зал оставался закрытым; зимой в нем хранились лодки. В 1996 году была воссоздана историческая паромная переправа, соединяющая остров с Екатерининским парком. Открытый после реставрации в июне 2008 года павильон "Зал на острову" используется для проведения концертов и торжественных мероприятий музея.
В пейзажной части Екатерининского парка, около Большого пруда, находится Мраморный (Палладиев) мост, или Сибирская Мраморная галерея. Мост поставлен над узкой протокой, соединяющей Большой пруд с соседним, на котором был создан архипелаг из 7 островков. На них в раскрашенных по рисункам А. Ринальди домиках жили лебеди. Эти островки по сей день сохраняют название Лебяжьих.
Постройка фундаментов Мраморного моста датируется 1773 годом; в 1774 году мост был собран из готовых деталей в Царском Селе мастером В. Тортори и его помощниками И. Ивановым, И. Григорьевым, П. Петровским и Ф. Шахуриным.
Мраморный мост представляет собой колоннаду, установленную на гранитном основании, с расходящимися по бокам лестницами. По сторонам большой и пологой центральной арки расположены малые полуциркульные арки. Верхняя часть моста образована двумя квадратными в плане павильонами, поставленными над арочными пролетами. Павильоны связаны друг с другом колоннадой из легких и стройных ионических колонн. Промежутки между их пьедесталами оформлены балюстрадами из фигурных балясин.
Чесменская колонна воздвигнута в 1774–1778 годах по проекту А. Ринальди в честь морских побед русского оружия в Русско-турецкой войне 1768–1774 годов.
Чесменская колонна значительно пострадала во время Великой Отечественной войны: оригинальные бронзовые барельефы были утрачены. В 1994–1996 годах по проекту архитектора А. А. Кедринского эти барельефы воссоздали и в июне 1996 года, к 300-летию Военно-морского флота России, установили на прежнем месте.
ТУРЕЦКАЯ БАНЯ.В 1850–1852 годах по распоряжению императора Николая I на небольшом мысе в юго-западной части Большого пруда велось строительство нового сооружения — павильона «Турецкая баня». По времени создания Турецкая баня является последней постройкой на территории Екатерининского парка. Автором проекта, задуманного как своеобразный мемориал Русско-турецкой войны 1828–1829 годов, был архитектор И. А. Монигетти, избравший в качестве образца для павильона турецкую мечеть. Купол сооружения украсили рельефные орнаменты, а высокий минарет, увенчанный шпилем с полумесяцем, придал ему особую живописность.Во время Великой Отечественной войны здание Турецкой бани пострадало от прямых попаданий снарядов. В 2006-2009 годах в Турецкой бане на средства Международного банка реконструкции и развития и федерального бюджета были проведены исследовательские и реставрационные работы.
Морейская (или Малая Ростральная) колонна, установленная на пересечении трех аллей регулярной части Екатерининского парка, у каскада между Первым и Вторым Нижними прудами, является памятником победам России в русско-турецких войнах. Колонна поставлена в 1771 году по указу императрицы Екатерины II в честь победы русского флота под предводительством графа Ф. Г. Орлова у полуострова Морея в Средиземном море.Имя автора проекта Морейской колонны точно не установлено. По-видимому, им был А. Ринальди — на это указывает сходство Морейской колонны с Чесменской колонной ,близость стилистических приемов, подход к использованию материалов.
Время уже поджимало ,пора возвращаться в Питер и на т/х....
Верхняя ванна.На берегу Зеркального пруда расположен павильон «Верхняя ванна», или, как его называли в XVIII веке, «Мыльня их высочеств», построенный в 1777–1779 годах архитекторами В. И. и И. В. Нееловыми.Верхняя ванна исполнена в стиле раннего классицизма. До середины XIX века Верхняя ванна сохраняла свое первоначальное назначение и состояла из шести помещений: сеней, раздевальни, ванны, бани (парильни), помещения истопника (водогрейной) и центрального восьмигранного зала для отдыха.
Разрушенная в годы войны Верхняя ванна была реставрирована в 1952–1953 годах. В настоящее время павильон используется для размещения временных выставок.
В регулярном площади Екатерининского парка недалеко от Верхней Баня стоит Нижняя Баня . Этот павильон, расположенный в стороне от аллеям парка и предназначена для использования членов суда, был построен по проекту архитектора Ильи Неелова в 1778-79. Его фасад наполовину скрытый в колясках, в саду деревья и кустарники.Внутренний декор Нижнего Баня не сохранился.Фасады павильона мало пострадали во время Второй мировой войны и была восстановлена в 1944-45 годах. В июле 2011 года впервые с 1917 года, после долгих реставрационных работ Нижняя интерьеры бань, наконец, открыт для посетителей с выставки Ванна суд в 21-м веке .
на этом сухопутная часть круиза 1 дня была закончена,впереди белый т/х Пушкин и Ладога с Карельскими островами....
Продолжение уже скоро....