4. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ. И так, ресторан. И пресловутый Шведский стол. И другие особенности общепита по-русски. Вступив на теплоход, мы с супругой с ужасом ждали завтрака по системе Шведский стол, для нас это было впервые. Вечером в первый день круиза я поднялся в бар и, заказав дорогой коньяк, стал входить в контакт с барменом на предмет накрыть для нас завтрак в баре без всяких Шведских штучек. Однако бармен на контакт не пошел и посоветовал нам не бояться Шведского стола. Действительность оказалась не такой страшной. Утром очереди от рецепции до ресторана со Шведским столом не было. Очереди не было вообще. И свободные столы были. И продукты в мармитах не кончились, тарелки и ложки с вилками тоже были в наличии. То есть, то, чем нас больше всего пугали – очередями и отсутствием свободных мест на Шведском столе – такого не было. Как же этого смогли добиться? Скажу, что в этом большая заслуга директора ресторана. И так, основных мероприятий было два: • в ресторанный зал натолкали невероятное количество столов и стульев, я насчитал 134 места, и это притом, что для мармитов были выделены отдельные столы (еще 3 стола). За каждый стол рассаживали по 5 или по 6 человек. Следовательно, всего в зале, рассчитанном на 110 человек, смогли разместить 134 человека и еще три стола, занятые мармитами; • завтрак продолжался с 6-45 до 9-00 (при подъеме в 7-00, утренняя гимнастика – в 7-15). Уточню следующее. На теплоходе Георгий Жуков обед и ужин в нижнем ресторане осуществлялся в одну смену. В верхнем ресторане – в две смены. Завтрак Шведский стол проходил в нижнем ресторане одновременно для всех туристов со свободной рассадкой. Загрузка теплохода была полной. Отмечу, что мне показалось предпочтительнее свободная рассадка перед фиксированной. Почему? Дело в том, что в условиях Шведского стола сидеть по 5-6 человек за столиком (как при фиксированной рассадке) просто невозможно. Каждый турист должен разместить на столике как минимум две больших тарелки, с одной из которых он ест, а с другой – накладывает себе блюда (накладывать все на одну тарелку и с нее же есть – это уж совсем по-свински). Понятно, что разместить на столике 10-12 больших тарелок невозможно. Фактически на Шведском завтраке туристы сидели по 2-3 человека за столом. Обо всех недостатках шведского стола уже много написано, я подтверждаю, что все они имели место. Что касается «разнообразия» питания на Шведском столе, то мы с супругой все 14 дней ели одно и то же: каша, омлет, бутерброд с колбасой, кофе. Никакого желания идти шариться по мармитам больше не было. Как завтракают другие туристы, мы тоже наблюдали. Например, сидит за столом мальчик лет двенадцати. А его бабушка и дедушка рыщут по мармитам и как те вороны приносят в клювике ему пищу. А мальчик капризничает – не хочу, не буду! Другие туристы ставили своей задачей наложить себе на тарелку весь ассортимент блюд, выставленных на Шведском столе. Потратив на это значительное время, они почти до конца завтрака пытались употребить в пищу то, что насобирали. Так зачем же нужен Туроператору Шведский стол? Так для того, чтобы меньше платить официантам, обязанности которых они благополучно переложили на туристов. Ау, «эффективные менеджеры» ВодоходЪа! А известно вам, что в России принудительный труд запрещен? Статья 37 часть 2 Конституции РФ. Вот еще нововведение на Шведских столах: пропуск туристов в помещение, где проводится завтрак по системе Шведский стол осуществляется строго по талонам. Зачем это делается? Наверное, чтобы посторонние не могли проникнуть на Шведский стол. На теплоходе кто находится? Туристы и персонал (команда). Все туристы имеют право посещать завтраки со Шведским столом, путевки без оплаты завтраков не продаются. Следовательно, Туроператор хочет исключить возможность питания за Шведским столом персонала. Однако делает он это силами туристов, опять принудительно вменяя им в обязанность носить талончики. Мы с супругой постоянно забывали эти талончики, но директор ресторана всегда милостиво пускала нас на завтрак, предлагая занести талончики потом. Завтраки со Шведским столом у нас занимали рекордно короткое время – не более 15 минут. Вот ты позавтракал в 7-00, в 7-15, в 7-30 или в 8-00. А что делать дальше? На палубах идет приборка, а бары открываются в 9-00. Мы как-то привыкли пить кофе с утра и на всех других теплоходах какой-нибудь из баров точно открывался вместе с началом завтрака. А здесь бары закрыты до 9-00. Кстати, бары закрыты и во время стоянок теплохода. Вот вернулся ты с экскурсии или с пляжа. Жарко. Хочется промочить горло холодным пивом или чем другим. Но не тут-то было! Бары на стоянке закрыты! Ладно, сейчас будет обед, и в ресторане закажем что-нибудь по винной карте. Прошу официантку принести минеральной воды. «Минеральная у нас в баре!» - отвечает официант. «Да», - отвечаю я, - «но бары закрыты!». «Сейчас узнаю у директора ресторана» - отвечает официантка. Потом нам все-таки приносят минеральную, но расплатиться за нее нужно после обеда в баре на Шлюпочной палубе! Скажу, что так было не только на Георгии Жукове, но и на Константине Короткове. Я уже не говорю, что официант воду ставит в неоткупоренных бутылках и по бокалам не разливает. Перейдем к заказному меню. И так, в листе-заказе мы поставили галочки, а затем, через пару дней приходим ужинать по заказу. Смотрю, тарелки не правильно стоят. Спрашиваю официанта, почему он тарелки местами перепутал. «Я не перепутал. Это вы неправильно сидите. Пересядьте» - отвечает официант. Оказывается, места за столиком нумеруются, начиная с места, расположенного ближе к проходу и ближе к носу теплохода. А мы начали нумерацию с места товарища bosman`a, а он сидел у борта ближе к корме. Но потом у нас вдруг изменился официант (стала нас обслуживать девушка), а она приходила и просто спрашивала: «Кому котлеты?» Мы начинали судорожно вспоминать, кому мы заказывали котлеты. Так что по мне заказное меню – это лишний изыск. Ешь то, чего дают! Тем более что появляются новые названия у блюд, по которым точно невозможно понять, что же тебе принесут. Например, «Стейк рубленый» или «Бифштекс натуральный из курицы»! В один из дней круиза директор ресторана обходила столики и интересовалась, все ли нравится в ресторане. Я заметил, что хотелось бы видеть блюда из свежего мяса и свежей рыбы. «Нет, это невозможно», - ответила директор, - «у нас все мясо – Аргентина». После этого я перестал заказывать мясные или рыбные блюда и перешел на вегетарианскую пищу. Надо сказать, что тушеные кабачки и морковные зразы – вполне съедобные блюда. К сожалению, на столе не было не только свежего мяса или рыбы, но и свежих фруктов, арбузов, дынь. Помидоры – их кожура была такая плотная, что ими можно было играть в пинг-понг. Выпечки свежей не было. И свежего хлеба – тоже. Вот так. Еще об обслуживании в ресторане. Столы и стулья в зале расставлены очень плотно. Так плотно, что встать из-за стола можно только отодвинув стол. И, соответственно, официант не мог подойти к туристу слева, чтобы поставить перед ним тарелку. Поэтому, официант тарелку для моего соседа слева проносил прямо перед моим лицом, над моей тарелкой. Чуть зазеваешься и получишь котлетой по носу! А как собиралась грязная посуда? Дело в том, что все столешницы у буфетов и сервировочные столики в зале были заняты под мармиты и другие элементы шведского стола, поэтому официант не имел возможности собрать грязные тарелки по одной и затем рассортировать их и унести на кухню. Что же он делал? Он собирал все объедки, грязные тарелки, вилки, ножи на мою тарелку, стоящую прямо перед моим лицом! Ножи и вилки летали в ловких ручках нашей официантки! Я все ждал, что мне попадет по носу ножом или грязная вилка вонзится в грудь моей соседки! Остатки соуса с тарелок слетали на скатерть и мне на манишку (хорошо я догадался зацепить за воротник салфетку), а в воздухе витал аромат объедков. Понятно, что в такой обстановке прием пищи проходил достаточно оперативно, да и официанты нас не задерживали. Просто прием пищи превратился в не очень приятную, но необходимую процедуру (как укол или клизма в медицине). Наверное, хватит про питание, поскольку можно привести еще много подобных примеров «ресторанного» обслуживания. Вывод только один: ВодоходЪ превратил рестораны на своих судах в некий конгломерат фабрики-кухни и столовой самообслуживания. И здесь нет вины директора ресторана или официанток, они были поставлены в такие условия «эффективными менеджерами» Туроператора и не могли поступить по-другому. И последнее про еду. Если туроператор не может (не хочет) организовать нормальное питание туристов бесплатно, то он ничего и не сделал для того, чтобы турист мог получить эту услугу за дополнительную плату. Ни на теплоходе, ни за его пределами. Не хочу показаться брюзжащим пессимистом. Отмечу такую услугу на теплоходе, которой раньше не было. В каюты бесплатно поставлялась бутилированная питьевая вода. Было чем помыть фрукты и почистить зубы.
|