Прощание с легендой.
День 1.
Итак, настал этот день и этот час. Путешествие из Москвы в Питер на теплоходе «Георгий Чичерин». Ранний подъем в 4.50 утра, последние сборы, контрольная проверка перед выходом- ничего не забыто. Метро открылось и доехав на первой электричке до Московского вокзала стою на платформе. Идет дождь. Время 6.30. Подают мой поезд.
На «Сапсане» никогда не ездил и хочется отметить ,что поезд действительно удобный. На экранах фильмы советских времен(Шурик, Джентельмены удачи и.т.д.)У каждого пассажира наушники, втыкаешь в разъем и слушаешь либо звук от фильма, либо легкую инструментальную музыку. Время в пути(4 часа), пролетает быстро, в 11.04 мы прибываем в Москву, на Ленинградский вокзал. Столица встретила меня пасмурным небом и повсеместными пробками. Спустя 2 часа на СРВ выхожу на причал и жадным взглядом ищу любимый теплоход. Стоят Карамзин, Литвинов, Тихий дон, Киров, Лавриенков. Чичерина нет!!! Этого просто не может быть!!! Подхожу к охране, спрашиваю где Чичерин? Оказалось на 15-м причале, в самом конце с противоположной стороны. Всматриваюсь, да действительно вдалеке видны знакомые формы 302-го проекта… От сердца отлегло, правда пришлось топать в другую сторону, причем довольно далеко. И вот наконец я на борту т/х «Георгий Чичерин». Знакомые доброжелательные лица, каюта № 446 ставшая уже почти родным домом.
Разгрузился, разложил вещи, отправился гулять. Погулял, пообедал, завалился спать, поставив будильник на 17.00.Разбудил не будильник, на причале заиграл духовой оркестр. И играл он до самого отплытия. И вот отход, традиционное «Прощание славянки», все туристы на палубе. Опытным взглядом речного путешественника высматриваю русские лица. Нас 17 человек. За бортом проплывающие берега Москвы. Впереди нас идет «Карамзин» с какой-то там конференцией. Нас пригласили на капитанский коктейль. Все как обычно представили команду, капитана, ДК, переводчиков, врача. Угостили шампанским. Ужин. Вопреки ожиданиям русскую группу кормят в диско-баре «Ладога» отдельно от немцев. Отличные соседи по столику, среди них представитель форума «Инфофлота» Валентина. Ник-Калинка. Находим общих знакомых с наших форумов, беседа интересна и время за ужином летит незаметно. А какой дивный закат дарит нам погода! Чичерин скользит по воде в отблесках заходящего солнца.
Шумный город остается за кормой, идем по каналу. В сумерках подошли к первому на нашем пути шлюзу. Немцы, прямо как дети, радуются, махают руками, громко и весело обсуждают процесс шлюзования, шутят.Причем средний возраст немецких туристов- явно за 50.За нами пристроилась яхта с прикольным названием «красный перец».
Постепенно жизнь на нашем теплоходе угасает. Дисциплинированные немцы, послушав аккордеон и попив пивка в баре, расходятся по своим каютам. Пойду-ка и я. Почитаю книжку перед сном.
День 2
Утро выдалось пасмурным, стоим у стенки очередного шлюза вместе с «Карамзиным». Камера выпущена, ждем «встречку». Сделав круг по палубе, иду завтракать в ресторан «Онега». Шведский стол. Кухня «Чичерина» в который раз поражает своим изыском и изобилием. Всего в достатке. Все очень вкусно. Немцы приветливо улыбаются, повсюду слышится «Morgen!»Отвечаю тем же. Албина Николаевна(руководитель русской группы) предупредила, что планируется учебная тревога. Ровно в 11 зазвенел звонок, все быстренько надели жилеты и построились возле кают.
У некоторых жилеты за полчаса до тревоги были предусмотрительно вынесены в коридор. У всех проверили правильность затяжки жилетов, после чего объявили, что учебная тревога состоялась и все хорошо. Прямо как в армии на учениях. Прошли город Дубна. Подходим к Калязину и «Калязинскому» уху(антенна космической связи). Отфотографировав местную достопримечательность со всех мыслимых и немыслимых ракурсов идем дальше.
Пошел сильный ливень, палубы опустели. Правда продолжался он совсем недолго. Стоим в Угличском шлюзе. На мосту остановилась свадьба. Молодые фотографируются на фоне нашего теплохода, мы кричим им «горько», а немцы громко хлопают в ладоши.
Про Углич писать особо не буду, так как все достопримечательности этого городка очень подробно изложены в других рассказах на этом форуме. Мне очень понравилась атмосфера этого маленького городка и его неторопливый ритм.Очень тут как-то спокойно и тихо. Ну разве что только местные лавочники очень уж бойко расхваливают свой товар перед иностранцами. Отход из Углича в 19.45. А перед этим в 19.30 всех позвали на ужин. К своему удивлению во время отхода, на палубах всего теплохода я находился в полном одиночестве. Остальные почти 200 туристов сидели за ужином в ресторане. Мне этого не понять, ну да бог с ними…
После ужина, одевшись потеплее, захватив плеер с наушниками отправляюсь на палубу. Как же у нас все-таки красиво. Гладкая, почти зеркальная вода, легкая волна поднимаемая форштевнем «Чичерина», тихие березовые рощи по берегам…Музыка в наушниках удивительно совпадает с моментом: гитарный перезвон Parca на закате,5-ая прелюдия Шестаковича под тихий плеск волны,Nara-Тарвердиева, глядя в глубину звездного неба с солнечной палубы... Кто слушал- поймет. На душе становиться легко и спокойно. Все проблемы, неурядицы, суета повседневной жизни отходят куда-то на задний план. Выходим в Рыбинское водохранилище. Поднимается ветер, становится холодно. Большая часть немцев уже спят, остальные сидят в баре, пьют пиво. Ночью где-то на подходах к Рыбинскому шлюзу становимся на якорь.
День 3-4.
Ранним утром снимаемся с якоря, держим курс на Ярославль. Утро выдалось тихим и солнечным. Встречу рассвета я банально проспал. Однако хватаю фотоаппарат и выбегаю на палубу. Проходим Рыбинск. На «слипе» стоит «Александр Блок». Делаю снимки. Видимо в обозримом будущем он будет бороздить речные просторы.
«Георгий Чичерин» идет по Волге, меж золотых берегов. Осень потихоньку уже вступает в свои права. Швартуемся в Ярославле одни. Сразу за нами подходит «Некрасов»,через какое-то время «Суриков».На обзорную экскурсию ехать не хочу(был уже),у меня другие планы. Это посещение Толгского монастыря. Я и еще 2 туриста попадаем на экскурсию, которая включает в себя посещение Толгского монастыря и храма Иоана Предтече. Как мы это сделали(а эти экскурсии не предусмотрены программой нашего рейса) пусть останется между строк этого рассказа. Храм Иоанна Предтече построен в 17 веке, украшен изразцами и фресками. В данный момент проводятся реставрационные работы. Очень красив как внутри, так и снаружи. Кстати, именно он изображен на 1000-рублевой купюре.
После посещения храма двигаемся в Толгский монастырь. Это на другом берегу Волги. Толгский монастырь основан в 1314 епископом Ростовским Прохором на месте обретения иконы Богоматери как мужской монастырь. Приобрел известность благодаря чудотворной Толгской иконе Божией Матери. Каменные стены с башнями и большинство келейных корпусов выстроены в конце XVII в. попечением игумена Гордиана. В XVII-XIX вв. один из самых известных и посещаемых монастырей, с одним из самых престижных некрополей. Закрыт окончательно в 1928, строения отданы под жилье. С 1936 в нем находилась колония усиленного режима для малолеток. В 1987 году открыт как женский монастырь. По своим ощущениям место это обладает очень сильной энергетикой, там за стенами этого монастыря становится хорошо и спокойно. Особенно впечатлил колокольный перезвон, звук настолько чистый и красивый, что услышав первые удары колокола, хочется что бы он продолжался, не заканчиваясь. Хочется слушать его снова и снова… Если кто там не был, очень советую посетить это воистину святое и доброе место.
Про сам Ярославль скажу, что это очень красивый и ухоженный город, там есть на что посмотреть. Стрелка, Кремль, ночная подсвеченная набережная…На следующий день была экскурсия в Ростов-великий и в 13.00 отход из Ярославля. Идем по Волге, наслаждаясь красивейшими видами осенних берегов. За открытым окном плещется волна, волжский ветер играет с моими занавесками, «Чичерин» приближается к Рыбинскому гидроузлу. Этот шлюз имеет 2 «нитки» для более оперативного пропуска проходящих судов. Нас уже ждут. Ворота открыты, вода выпущена до нашего уровня. Но ждут нас не только люди, работающие на этом гидроузле. Нас ждут чайки. Сотни, я не преувеличиваю, сотни обычных чаек сидящих на стенках шлюза в несколько рядов. Как только появились первые водовороты вся эта колония чаек начала охоту за всплывающим мальком. Они носились по камере туда-сюда, вдоль теплохода, орали, резко пикировали в воду. Складывалось впечатление, что пошел сильный и крупный снегопад. Я достаточно давно путешествую по рекам, но такого еще не видел никогда. А немцы стояли на палубах нашего теплохода, потеряв дар речи от удивления и даже забыв про висящие на шеях фотоаппараты.
На закате выходим в Рыбинское, чуть-чуть покачивает. На шлюпочной палубе скрипит фальшборт и его скрип слышен даже в моей каюте. Сегодня я принимаю участие в традиционном конкурсе «2 капитана». Капитаном русской команды «Веселый роджер» становлюсь я. В команде кроме меня старпом, кок и матрос. Конкурс состоял из разных заданий, но мы справились. Получаем дипломы, распиваем на всех бутылочку красного вина, я обнимаюсь с капитаном немецкой команды. Мы поздравляем друг друга, причем каждый на своем языке. Но это нам не мешает, мы прекрасно понимаем друг друга. А тем временем теплоход идет по Рыбинскому водохранилищу, рассекая небольшую встречную волну.
День 5
Утра выдалось прохладным и серым. Стоим на палубе. Идем по Шексне.
Ближе к обеду прошли Кузино, там уже построены терема и смотровые башни, на берег вытащены несколько лодей. Видимо в следующем году здесь будет как в Мандрогах( к восторгу иностранных туристов). А вот и Горицы. Ну здесь как всегда «полная чаша»: «Дягилев», «Литвинов», «Стравинский», «Толстой». Швартуемся к последнему. В Кирилло-Белозерский монастырь не еду, иду на гору Маура. Дорога пешком занимает 30 минут. Пришел, а там никого нет. Часовня, камень и полная тишина. Посидел на лавочке, насладившись уединением и красотой Вологодской лесной природы.
Обратно пошел другим маршрутом, через монастырь и поселок. По пути встретил кое-кого из команды. В свободное от вахты время члены команды тоже решили посетить эту местную достопримечательность. Вернулся на теплоход за полчаса до отплытия. Как только отошли поднялся шквалистый ветер, пошел ливень, находиться на палубе стало невозможно…Около 18 часов наш теплоход проходит церковь в Крохино. Фотографирую ее с кормы. Выходим в Белое озеро, а там волнение. Не скажу что сильное, высота волны 1 метр, может чуть меньше.
Светит солнце. Немного покачивает. Иду на свое любимое место- нос главной палубы. Там перед трапом есть такой закуток, где почти никогда не бывает ветра. Ревет ветер, светит солнце, волна разбивается о «скулу» нашего теплохода на тысячи брызг. Эти брызги переливаются в лучах заходящего солнца, иногда образуя радугу. Перевешиваюсь через планшир, снимаю видео. К возможности «умыться» частью разбившейся волны отношусь филосовски. Зато какие кадры!!! После ужина Белое озеро успокаивается и дарит нам один из красивейших закатов этого путешествия…
Стемнело. Идем по реке Ковжа. Даже в тусклом свете(на корме, от ресторана) видно насколько мутная вода в кильваторной струе нашего теплохода.
День 6
Ночью разбудил сильный удар об стенку шлюза. Удивительно! Мы же на «Чичерине»! Это с его-то маневренными качествами. Бывает. Утро. Чистое небо. Шлюз № 1. Вытегра. Шлюзование проходит вместе с сухогрузом «Осипенко». Выбираем последние метры перед кормой сухогруза , на мостике настоящие мастера своего дела, помещаемся, да так что при желании, с бака можно запросто перепрыгнуть на корму « Осипенко».
Завтракаем, репетируем конкурс талантов, который состоится завтра. Идем по Онеге. Озеро спокойно. Ищем «сокровища»-15 вопросов, спрятанных в различных местах на внутренних палубах теплохода. На английском пытаюсь объяснить немцам какие цвета у нашего флага. Но чувствую, что правильно понять меня смогут наверное только в южной части Гондураса
Либо мой английский настолько плох, либо эта пожилая пара не понимает, что я пытаюсь им помочь. Наконец на бумажке рисую флаг и с помощью цветов одежды, надетой на мне и на них, показываю расположение цветов. Ура! Понимание найдено! Потом была экскурсия в капитанскую рубку.
Нам все показали, ответили на вопросы, мы сфотографировались(и с капитаном в том числе).После обеда погода испортилась, в Кижи входили под моросящим дождем.
Сойдя на берег, построенным планам погулять по острову я изменил. Очень сыро мокро и холодно. Поэтому все ограничилось покупкой сувениров для родных, близких и возвращением на теплоход. В Кижах я в 5-й раз и гулять по острову под нескончаемым моросящим дождем я не готов. Кстати на теплоходе осталось 30 немецких туристов, которые не пошли на экскурсию из-за непогоды. И только потом, щедро плеснув себе коньяка в кофе, я почувствовал, что согрелся. Отходили под колокольный звон, далее был пиратский ужин.
Погода испортилась окончательно, в Онеге появилась волна, однако в силу своей «короткости» раскачать «Чичерина» по- настоящему ей оказалось не под силу. Приходит мысль, что завтра последний день и последняя ночь на борту любимого теплохода. Я стараюсь об этом не думать, гоню эту мысль прочь, сам убегаю от нее…
День 7
Свирское утро. Легкий туман. На палубах зябко и сыро. Прошли верхнесвирский шлюз в Подпорожье. Здесь уже наступила осень. Золотые берега шумят осенней листвой. Спускаемся по Свири. За кормой остаются деревни Пески, Важины. Здесь мои любимые места. Очень красиво.
Такая красота бывает только раз в году-осенью. И холодный ветер на палубе ничтожное неудобство за то великолепие природы, которое я вижу вокруг. Подходим к Мандрогам. Беру два куска сыра и булочку, припасенные за завтраком. Это для моего любимца ворона Геры. В Мандрогах переправляюсь на остров сказок с группой китайских туристов. Они как дети. Радуются, громко щебечут на своем языке, бесконечно фотографируют. Причем всё. В прямом смысле. Шевелящиеся листочки на деревьях, рябь на воде и даже доски палубного настила. Со мной вся группа перефотографировалась по три раза. Подозреваю, что они все пошли бы еще на один круг, но на острове сказок я от них сбежал. И вот я кормлю Геру. Разговариваю с ним. Сыр ему нравится, ну прямо как в басне
Прощаюсь с ним, а он как-будто понимает, как только я говорю «пока,Гера» , он отходит от меня, запрыгивает на свою высокую доску. И стоило мне отойти от его клетки на несколько шагов, сверху раздалось «Кар-рр!» и еще два раза «Кар-рр!», « Кар-рр!» и это явно предназначалось мне, вокруг никого не было. Видимо «Спасибо»», «до свидания» и «приезжай в следующем году ». Далее были шашлыки, прогулки по острову и отход. Перед нижнесвирским шлюзом стояли 1,5 часа. Вперед пропустили «Дягилева» и «Литвинова». Видимо им нужнее. Наконец-то и мы пошли. В 19.00 был капитанский ужин
далее на палубе делаю последние снимки в свете уходящего дня и иду на вечер талантов. Сегодня выступаем перед немцами, играем стандартную программу, поем «Холахе», под конец мой номер, исполняю на гитаре(спасибо,Ксении с рецепции) песню К.Никольского «музыкант».Немного волнуюсь. Как же хлопал зал! Они же ничего по-русски не понимают, они не могут понять смысла и красоты этой песни, но я вижу, что всем очень понравилось. Шторм в Ладоге осенью-обычное дело. Идем с включенными прожекторами, подстраивая правую «скулу» под удар 2-х метровой волны. Начинается бортовая качка. Я на палубе. Мне нравится видеть бушующую стихию. И осенняя Ладога дарит мне такую возможность.
Вот так и заканчивается рассказ об этом рейсе Москва-Санкт-Петербург на борту т/х «Георгий Чичерин». Завтра, точнее уже сегодня, все мы разъедемся по своим домам, делам, заботам и. т. д. И каждый из нас унесет в своем сердце воспоминания об этом замечательном путешествии. И все мы, последние русские пассажиры «Чичерина» снова и снова будем просматривать фотографии, сделанные в этом рейсе и в 10-й раз делиться своими впечатлениями с родными и близкими…
А он…Он простоит в Питере еще 3 дня и отправится домой. Уже без пассажиров остановок и экскурсий.
P.S. Глубокая ночь. Ладога. Плеск волны за бортом. Пустые, безлюдные палубы «Чичерина». Его пассажиры безмятежно спят в своих каютах. Не спеша, прохожу круг, за кругом, вспоминая все то, что мне довелось пережить в разных рейсах на борту этого великолепного теплохода. Он уже никогда не будет прежним. Исчезнет голубой цвет с носа и привального бруса, будет перекрашена труба, а русская речь по палубной трансляции будет звучать только в конце навигационного периода. И кто знает как сложится его новая судьба, какие туристы поднимутся на его борт… Одно можно сказать точно: на этом маршруте, нас русских туристов,скорее всего больше не будет. И из-за этого на душе становится очень грустно. Как будто теряешь что-то близкое и дорогое. Я прощаюсь с «Чичериным», прощаюсь за себя и за всех тех, кому не был безразличен этот красавец теплоход. Спасибо тебе за все, старый друг! Удачи тебе! Удачи, в твоей новой «интуровской» жизни под эгидой красных цветов столичного Водохода.
Глубокая ночь. Ладога. Плеск волны за бортом. Пустые безлюдные палубы теплохода. Не хватает сил заставить себя спать в эту ночь. Последнюю ночь.