Получилось так, что в этом году мне довелось совершить несколько рейсов на различных теплоходах по различным маршрутам. Все началось с весенней Оки, затем КВД до Константиново, затем рабочая поездка из Ярославля до Москвы с заходами в Борок, Мышкин и Тверь. Рейсы по Оке и из Ярославля до Москвы были рабочими поездками. КВД до Константиново - именно круиз. Также осенью я совершил еще два круиза: на т/х "Михаил Фрунзе" по маршруту Нижний Новгород - Чебоксары - Нижнекамск - Чайковский - Пермь (Кунгур) - Чайковский - Елабуга - Казань (Свияжск) - Макарьев - Нижний Новгород о котором я рассказывал ранее и на т/х "Георгий Чичерин" по маршруту Санкт-Петербург - Валаам - Свирьстрой - Кижи - Петрозаводск (водопад Кивач) - Мандроги - Санкт-Петербург, о котором я сейчас и хотел бы рассказать.
В этот круиз я отправился со своими друзьями, тем более что идея пойти в такой круиз родилась еще весной во время круиза до Константиново. Лично для меня, побудительными причинами, чтобы пойти в этот круиз было то, что на т/х "Георгий Чичерин" в навигацию 2013 года работал хорошо знакомый мне по круизу на т/х "Александр Суворов" пианист Феликс Модель, возможность побывать на Валааме, в Свирьстрое и на водопаде Кивач, ну и конечно же побывать на т/х 302 проекта. Были и опасения, что в октябре Ладога и Онега могут быть весьма неспокойными. Но устоять перед очарованием предстоящего круиза было невозможно.
Еще в августе были забронированы места на теплоходе. Общим голосованием было решено до Питера и обратно ехать на поезде, хотя если бы я ехал один, то непременно воспользовался бы самолетом. Все дело в том, что я недолюбливаю поезда. Причин для моей нелюбви к поездам несколько. Во первых я не могу нормально отдохнуть в поезде из-за длины полок, постоянных покачиваний, не удобной постели и абсолютно непредсказуемой работы системы микроклимата (чаще всего в вагонах слишком жарко, из оконных щелей нещадно сифонит, а сквозняк - причина простудных заболеваний). Но у поездов есть один существенный плюс - цена вопроса. Именно он и пересилил при выборе средства доставки наших тушек в город-герой Ленинград.
Описание поездки на поезде я опущу, потому что это не возможно описать. Скажу только, что в Питер я приехал совершенно не отдохнувшим. Но может быть это и хорошо, потому что позволило избежать самого большого разочарования от круиза в первый день. Но об этом я расскажу несколько позже.
А пока мы прибыли в Санкт-Петербург. На вокзале нашу группу встретил маэстро Феликс, доставил на теплоход, договорился чтобы нам позволили оставить на борту вещи. После этого мы налегке отправились гулять в город. Перво-наперво мы заехали позавтракать а затем решили пойти погулять в Александро-Невскую Лавру.
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в конце Невского проспекта, при впадении Черной речки в Неву, на том месте, где, как полагают, великий князь Александр Невский в 1240 году одержал знаменитую победу над шведами.
Основана в 1710 году императором Петром Великим; в 1797 году возведена на степень Лавры.
Середину лавры занимает Cвято-Троицкий собор.
Первоначальное основание его положено в 1716 году императором Петром I.
В 1753 году собор был окончен, но вскоре замечены были трещины в стенах и, по Высочайшему указу Императрицы Елизаветы Петровны, через 2 года храм был разобран до фундамента.
В 1776 году Императрица Екатерина II именным указом повелела построить соборную церковь по проекту архитектора Старова и под наблюдением архиепископа (впоследствии митрополита) Гавриила.
В 1778 году, 30 августа, была совершена закладка собора, а 30 августа 1790 года состоялось торжественное освящение его.
Все здание собора замечательно по своему величеству и изяществу.
Длина храма с папертью 35, ширина 20, ширина купола 8, высота храма с куполом 9 сажень. Над всем зданием собора возвышается небольшая глава, в виде пирамидального фонарика, покрытая бронзовыми вызолоченными листами, с таковым же вызолоченным крестом. К западным углам храма примыкают две четырехугольные, двухэтажные, 22-саженной высоты колокольни, украшенные карнизами, полуколоннами и капителями. На северо-западной колокольне находится замечательный колокол, в 800 пудов, вылитый в 1658 году иждивением патриарха Никона и перевезенный сюда из Иверского монастыря в 1724 году. На другой юго-западной колокольне находятся боевые часы с 5 малыми колоколами, устроенные в 1793 году. С западной стороны устроена паперть с колоннадами и 3 входными дверями.
Внутренние стены собора покрыты разными колерами.
Большой купольный свод разделен на 16 разделений, вокруг овалы с головками, а между оными висячие гирлянды и пилястры с перевивками. В верхнем своде изображен Господь Саваоф, а на большом продольном своде и двух поперечных сделаны украшения из арабесков; в купольных лунетах написаны 4 Евангелиста с их признаками
Над боковыми входными дверями написаны 2 образа: с правой стороны святого благоверного князя Александра Невского с его воинством, а с левой святых жен Мироносиц, приходящих ко гробу Иисуса Христа.
Великолепные барельефные панно над боковыми входами исполнены крупнейшим скульптором конца XVIII века Ф.И.Шубиным.
В 1806 году, по желанию императора Александра I и на сумму из Кабинета Его Величества, внутренность церкви украшена арабесковою живописью, стенные карнизы украшены 20 гипсовыми изображениями святых апостолов и других святых. Иконостас из белого итальянского мрамора.
Красный сибирский агат проложен вокруг местных образов и по сторонам северных и южных дверей алтаря. Бронзовая работа с позолотою украшает мраморные столбы иконостаса.
Местные образа Воскресшего Спасителя и Явления Богоматери 12 апостолов на третий день после успения и Господа Саваофа (поверх иконостаса) написаны по одобренным рисункам художником Акимовым.
Царские двери сделаны из старорусского дуба, и в них 6 круглых образов написаны на меди живописцем Мейтерлейтеном.
Престол из того же старорусского дуба с 2 кипарисовыми досками.
Против правого клироса у столба устроено царское место.
В нише, за правым клиросом, в великолепной серебряной раке, устроенной усердием императрицы Елизаветы Петровны из первого серебра, добытого в Колыванских рудниках, почивают мощи святого князя Александра Невского. В данный момент рака находится в Государственном Эрмитаже, где её могут видеть все посетители музея.
Святая рака украшена чеканным барельефами, представляющими важнейшие подвиги из жизни святого князя и его преставление. На верхней доске раки написан на полотне образ святого Александра Невского во весь рост. Серебряная крышка раки утверждена над нею в виде балдахина. На крышке серебряная подушка, отливная, на которой утверждены княжеские регалии: корона, держава и меч. В углублении, позади раки, сооружена высокая серебряная пирамида с чеканными изображениями святого князя и супруги его с крестом в руке. Над этими изображениями чеканный накладной шлем и над ним чеканные воинские доспехи. По сторонам отливные вазы с цветами, а повыше их два литые изображения ангелов с серебряными щитами. По обеим сторонам пирамиды поставлены литые из серебра трофеи святого князя, с воинскими доспехами и оружием старого времени. Перед ракою 4 серебряных вызолоченных лампады, принесенные в дар Высочайшими Особами.
Рядом с входом в Свято-Троицкий собор находятся колокола
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и святого благоверного князя Александра Невского. Старейшая сохранившаяся церковь Александро-Невской Лавры - двухэтажная Благовещенская - находится в северо-восточном углу монастырского каре, рядом с мостом через реку Монастырку.
Благовещенская усыпальница
Благовещенская церковь, построенная в 1717-1725 годах по приказу Петра I, является первым каменным храмом Санкт-Петербурга, собственно вокруг него и сформировался впоследствии ансамбль Александро-Невской лавры. Вначале постройкой церкви руководил архитектор Д.Трезини, который разработал проект храма. 21 июля 1717 года от речки заложили фундамент под церковь и под трапезу. Очевидно, предполагалось, что в нижнем этаже будет находиться монастырская трапезная, но планы переменились.
Трезини занялся другими проектами, а руководить постройкой Благовещенской церкви в 1718 году поручили Х.Конрату, которого в 1720 году сменил Т.Швертфегер. Здание было выведено под кровлю в 1719 году, но отделочные работы продолжались ещё три года.
В 1720 году из подвала церкви начали выносить землю с целью устройства усыпальницы на двадцать одно место для погребения членов царской семьи и именитых вельмож. Первое захоронение здесь состоялось 24 октября 1723 года, когда в Благовещенской усыпальнице была похоронена вдовствующая царица Прасковья Фёдоровна (вдова старшего брата Петра I – царя Иоанна V Алексеевича).
Освящение верхней церкви во имя святого князя Александра Невского произошло 30 августа 1724 года, в третью годовщину победоносного Ништадтского мира, завершившего Северную войну. По преданию, церковь освятил сам Петр I, который лично внёс в новый храм мощи святого благоверного великого князя Александра Невского. Князь скончался в 1263 году и был погребён в Рождественском монастыре во Владимире. По решению Синода, принятому 30 июля 1723 года, останки князя следовало перенести в Петербург. Торжественная церемония переноса мощей Александра Невского в специально устроенном ковчеге, который несли на руках сто пятьдесят человек, продолжалась более года. С октября по июль 1724 года драгоценная реликвия находилась в Шлиссельбурге. Оттуда галера с установленным на ней ковчегом отправилась вниз по Неве. На подступах к Петербургу её встречал сам Петр I в сопровождении российского флота.
В 1750 году в Александро-Невской церкви была установлена для мощей святого Александра Невского серебряная рака весом триста пудов.
Нижнюю церковь освятили во имя Благовещения Пресвятой Богородицы 25 марта 1725 года. В том же году близ иконостаса Благовещенской церкви по приказу Петра I были перезахоронены из Лазаревской усыпальницы останки его сестры и сына царевны Натальи Алексеевны и царевича Петра Петровича. В восточной части усыпальницы, находятся их напольные надгробные плиты. Сохранились и самые старые в Петербурге белокаменные резные надгробия супругов Ржевских (1720-е годы).
В 1764-1765 годы с западной стороны церкви сделали каменную лестничную пристройку, очевидно, по проекту И.Росси, руководившего тогда строительством. Деревянные полы в Благовещенской церкви были заменены каменными плитами лишь в 1791 году. До этого времени роль надгробных знаков в усыпальнице выполняли эпитафии, помещавшиеся на стенах. Две такие плиты, отлитые из бронзы и сообщающие о погребении графа А.П. Апраксина (ум. 1725); П.И. Ягужинского (ум. 1736), сохранились в музее. На левом западном пилоне установлена мраморная плита-эпитафия близ места погребения принцессы А.И. Гессен-Гомбургской (рожд. кн. Трубецкой, ум. 1755). На симметричном пилоне мраморная плита с латинским текстом, говорящим о том, что холодный камень согрет слезами супруга погребённой, имя которой не указано. Лишь недавно исследователь С.В. Фомин доказал, что это эпитафия княгине Е.Д. Голицыной (ум. 1761), дочери княгини А.И. Трубецкой (Гессен-Гомбургской) от первого брака с молдавским господарем Дмитрием Кантемиром.
В июле 1762 года в центральной части усыпальницы был погребён внук Петра I император Петр III. Похороны свергнутого императора, задушенного в Ропше, проводились без должной торжественности. Благовещенская усыпальница стала своеобразным памятником эпохи дворцовых переворотов здесь ещё в 1746 году была похоронена внучка Иоанна V, Анна Леопольдовна, мать императора Иоанна Антоновича, свергнутого с престола в 1741 году. Прах правительницы, скончавшейся в изгнании, был доставлен из Холмогор. А в ноябре 1796 года стены Благовещенской церкви стали свидетелями мрачной церемонии, которая произвела неизгладимое впечатление на современников. Прах Петра III, по повелению вошедшего на престол его сына Павла I, был извлечён из каменного склепа. Вторичное погребение императора, со всеми соответствующими его титулу почестями, было проведено в Петропавловском соборе, рядом с его женой, Екатериной II.
Здесь же и могила графа Алексея Григорьевича Разумовского. В 1783 году в восточной части усыпальницы был погребён фельдмаршал А.М. Голицын, а в юго-западном углу граф Н.И.Панин.
Громким событием стали похороны в Благовещенской усыпальнице генералиссимуса А.В. Суворова 12 мая 1800 года. Казалось, весь Петербург вышел на Невский проспект проводить в последний путь великого полководца. Предание гласит, что, когда катафалк, накрытый высоким балдахином, остановился перед лаврскими воротами, петербуржцы, провожавшие Суворова в последний путь, испугались, что ворота окажутся слишком узкими и катафалк в них застрянет. И в этот момент один из ветеранов, участвовавший в военных походах Суворова, с уверенностью заявил:
"Не бойтесь, пройдет! Он везде проходил!" В ворота катафалк действительно проехал благополучно. Над местом погребения, согласно воле полководца, была установлена каменная плита с надписью:
"Здесь лежит Суворов". На северной стене появилась эпитафия в виде бронзового золочёного медальона, в раме которого помещены знамёна, пушки, лавровый венок и палица Геркулеса - символы воинской славы и мужества. Однотипные медальоны на стене и южном пилоне сообщают о похороненных в усыпальнице князьях Долгоруковых: Петре (ум. 1806) и Михаиле (ум. 1808). В склепе Петра III в 1807 году была похоронена последняя царица Кахетии и Картли Дарья Георгиевна. В 1808-1809 годах в восточной части усыпальницы, над местом погребения дочерей Александра I, малолетних великих княжон Марии и Елизаветы, и сестры императора великой княгини Ольги Павловны были поставлены три мраморные колонны с бронзовыми фигурами ангелов (ск. Ф.Тибо).
Когда в усыпальнице не оставалось свободного места для надгробий, к ней пристраивали дополнительные ризницы, предназначенные для новых захоронений. Правда, этих пристроек хватало ненадолго, и некоторые могилы были устроены снаружи, под стенами усыпальницы, а также в здании Духовской церкви, возведённой рядом с нею. В 1783 году к юго-восточной части здания была пристроена палатка - сводчатое помещение, предназначенное для погребений. Ещё до её сооружения на этом месте были положены каменные плиты, оказавшиеся внутри палатки. Среди них – надгробие черногорского митрополита Василия Петровича (ум. 1766). По-видимому, палатка была устроена в связи с сооружением здесь нескольких архитектурных памятников: основателю Академии художеств И.И. Шувалову, её президенту И.И. Бецкому, князю А.А. Вяземскому и сенатору А.А. Нарышкину (все они скончались в конце 1790-х годов). С восточной стороны к Благовещенской церкви была пристроена небольшая приземистая галерея ризница, где находятся семейные памятники Юсуповых. В частности, там погребена герцогиня Курляндская Евдокия (рожд. Юсупова), жена П.Бирона (1747-1780).
В 1866 году под Благовещенской церковью, в её западной части, устроили ещё семь могильных мест. В алтарной части было решено возобновить надгробные плиты лиц, принадлежавших к императорскому дому. Первоначальные памятники не сохранились, и историк Н.Г. Устрялов провёл специальную исследовательскую работу по выяснению, кто же именно и в какой части церкви был похоронен. В результате в 1868 году в полу у алтарной ступени было уложено семь однотипных мраморных плит, выполненных в мастерской А.А. Трискорни по рисунку архитектора А.А. Пуаро. Несколько ранее, в 1859 году, по инициативе внука полководца была заменена каменная плита с надписью:
"Здесь лежит Суворов". Очевидно, к этому же времени относится и соседняя мраморная плита дочери князя А.Д. Меншикова герцогини А.А. Бирон (ум. 1736).
Вплоть до 1922 года Александро-Невская лавра оставалась резиденцией Петроградского митрополита Вениамина. Лишь после его расстрела 7 июля 1923 года президиум Петргубисполкома вынес распоряжение о передаче всех жилых помещений и служб лавры в ведение Губоткомхоза. Храмы были оставлены верующим, организованным в двадцатки. С закрытием в 1926 году церкви Успения Богородицы в Митрополичьем доме началось упразднение лаврских храмов. Через десять лет все тринадцать монастырских церквей были ликвидированы. К 1936 году на территории лавры находилось семнадцать учреждений, в том числе две средние школы, детский дом культуры, автошкола, институт народов Севера, пять рабочих общежитий, институт Гипрогор, фабрика венских стульев и т.д. В Троицком соборе, закрытом в 1932 году, помещался склад универмага "Пассаж".
В феврале 1933 года президиум Леноблисполкома постановил:
"учитывая возможность весьма эффективного использования здания под музей без всякого на то переоборудования... Благовещенскую церковь ликвидировать, здание передать Политпросветцентру для оборудования хранилища надгробной скульптуры".
В ноябре 1932 года Благовещенскую церковь осматривала комиссия по организации музея-некрополя. Как указывалось в протоколе, Благовещенская усыпальница
"уже представляет собой готовый музей монументальной надгробной скульптуры, собрание которой, по мнению комиссии, следует лишь дополнить двумя памятниками работы И.П. Мартоса: И.Л. Лазарева из армянской Смоленской церкви и Е.Чичаговой со Смоленского лютеранского кл.". Ремонтные работы начались в 1933 году, но вскоре были прекращены из-за отсутствия средств. Хранитель музея-некрополя Н.В. Успенский успел открыть нишу, в которой был замурован памятник А.М. Голицыну.
Тем временем, вопреки здравому смыслу, в верхнюю Александро-Невскую церковь вселилось учреждение, не имевшее к музею никакого отношения, - отделение геодезических съемок института Гипрогор. Помещения были использованы под склады с устройством междуэтажных перекрытий с третьим этажом, множества перегородок и печей. Здание начало разрушаться. Когда в 1931 году начались работы по спасению отдельных художественных надгробий и деталей памятников с ленинградских кладбищ, обреченных на уничтожение, в Благовещенской церкви был устроен склад переносимой в музей мемориальной скульптуры. Лишь в 1935 году возобновились ремонтные работы. Открытие музея было намечено на 1940 год. Однако этому помешали непредвиденные обстоятельства.
В ноябре 1935 года была закрыта последняя действовавшая церковь Духовская. На этом богослужения в лавре прекратились более чем на двадцать лет. Комиссия, в которую входили представители Института истории, Коммунистической академии, Пушкинского дома, Академии материальной культуры, Комитета охраны памятников, Музея города и др., ходатайствовала о присоединении зала Духовской церкви к Благовещенской
"ввиду наличия в нём большого количества музейных ценностей и исторических захоронений, в частности многих т.н. пушкинских спутников. Такое соединение... помещений Благовещенского здания с двусветной колоннадой Духовской церкви, органически и исторически связанных друг с другом, по мнению комиссии, послужит чрезвычайным и необходимым украшением нового музея и позволит свободно разместить многочисленные дополнительные музейные экспонаты".
Вместо этого в июле 1936 года помещение Духовской церкви было передано организации Ленгорплодоовощ, которая принялась громить подвалы и склепы для размещения там котельной и склада угля. После многочисленных протестов общественности здание через полгода передали аэроклубу Осоавиахима, затем физкультурному обществу "Спартак". Перед войной Духовская церковь была передана Кировскому заводу «во временное пользование для использования под жилые помещения». Разумеется, ни одному из этих арендаторов не было дела до ценнейших захоронений, находившихся в церкви-усыпальнице. От большинства находящихся в ней надгробных плит и украшавших их скульптурных памятников, к тому времени уже ничего не осталось. Музею-некрополю пришлось в 1937 году пойти на перенос наиболее выдающихся памятников в музейные Благовещенскую и Лазаревскую усыпальницы; были осуществлены также некоторые перезахоронения. В Благовещенской церкви, в частности, находятся с этого времени надгробные плиты М.А. Милорадовича и Д.Н. Сенявина, пристенный памятник Г.С. Волконского и ряд деталей других памятников. В залы Благовещенской усыпальницы были перенесены также некоторые детали надгробных памятников, находившихся в Фёдоровской и Исидоровской церквах Александро-Невской лавры.
Как ни странно, реставрация Благовещенской усыпальницы началась во время войны, когда на территории лавры размещался военный госпиталь. Художники Н.М. Суетина и А.В. Васильева в ноябре 1942 года привели в порядок могилу Суворова, оформив её живописными панно и флагами. Сюда, к могиле великого полководца, приходили воины, отправлявшиеся на защиту Ленинграда. Одновременно было проведено декоративное оформление притвора в Троицком соборе, где до 1922 года находилась рака с мощами Александра Невского, имя которого было воскрешено из забвения в годы войны.
В 1948-1949 годах был освобождён, наконец, от посторонних учреждений второй этаж, проведены необходимые ремонтные работы, и в 1950 году, впервые за долгие годы, Благовещенская усыпальница была открыта для свободного посещения. В 1954 году здание вновь закрыли на ремонт в связи с заменой междуэтажных перекрытий. Тогда же в зал Благовещенской усыпальницы были перенесены некоторые скульптурные памятники из Фёдоровской и Исидоровской церквей, а также из Лазаревской усыпальницы: надгробия Е.С. Куракиной, Е.А. Куракиной, А.С. Попова, B.C. Попова, скульптура плакальщицы работы А.Трискорни с надгробия М.С. Таировой.
Капитального ремонта в старейшем каменном здании Александро-Невской лавры не проводилось с 1912 года, когда шла подготовка к торжествам по поводу двухсотлетия лавры. В 1989-1999 годах осуществлена комплексная реставрация Благовещенской усыпальницы, восстановлено первоначальное объёмно-пластическое решение храма. В верхнем зале теперь размещена экспозиция мемориальной пластики "Знаки памяти". В нижнем зале Благовещенской усыпальницы и палатке проведена реставрация многих надгробий.
Просфорный корпус Александро-Невской лавры с Ризничной башней (северо-западной) ограничивает монастырский двор с северной стороны. Его постройка по проекту архитектора М.Д.Расторгуева относится к 1761-1771 годам. По конфигурации в плане и по архитектурным формам он повторяет Семинарский корпус. Основой Просфорного корпуса является двухэтажный флигель, связанный одноэтажными галереями с угловой башней и с двухэтажным павильоном северных монастырских ворот.
Сквозной проезд, прорезавший павильон и выводивший из монастыря на берег реки Монастырки, был впоследствии уничтожен, но следы заложенных ворот отчетливо видны в существующем здании. Главная арка ворот декорирована трехчетвертными колоннами, поддерживающими фронтон лучковой формы. Фасады Просфорного корпуса характерны для архитектуры русского барокко. Сложное плановое решение и живописная композиция объемов придают ему особую выразительность. Интересно архитектурное оформление галерей, задуманных первоначально открытыми. Уходящие перспективы галерей, перекрытых сводами, подчеркивают пространственную протяженность здания. Просфорный корпус дошел до нас без больших изменений внешнего облика. Это определяет его большую историко-художественную ценность.
В 1755-1756 годах архитектор М.Д.Расторгуев разработал проект монастырской циркумференции корпусов, ограничивающих монастырский двор с севера, запада и юга, замкнув, таким образом, каре монастырского двора.
В центре западного каре на одной оси с собором, Расторгуев расположил Митрополичий (или Архерейский) дом, подчеркнув таким образом его значение в ансамбле. В 1756-1764 годах были возведены Митрополичий, Семинарский, Просфорный корпуса с двумя башнями.
Здание Архиерейского дома и Митрополичий корпус начали возводить в 1756 г.
Это западная линия, которую строил вначале Расторгуев, а потом Антонетти. Первоначально это было двухэтажное здание, соединенное одноэтажными крыльями с угловыми башнями.
Юго-западная и северо-западная угловые башни, возведенные в 1762-1764 гг., повторили формы Благовещенской и Феодоровской церквей. Каждая из башен завершена высоким цилиндрическим барабаном и слегка вытянутым куполом, прорезанным люкарнами со скульптурным обрамлением. Прекрасно выполнены отдельные декоративные детали барабанов, в частности резные кронштейны.
С начала XIX века ансамбль постепенно теряет свой изначальный облик.
В 1819 г. над Митрополичьим домом сделали первую надстройку (вероятно, работавший в те годы в лавре арх. В. П. Петров). В 1860 г. пристроили к палатам со стороны сада двухэтажный флигель. С 1861 г. к работам приступил А. М. Горностаев. Он, по мере возможности, сохранил первоначальный облик западных корпусов с их характерным для XVIII века декором. В своем проекте надстройки второго этажа обеих крыльев Митрополичьего корпуса он использовал приемы и стилистические особенности, присущие архитектуре старых Архиерейских палат, поэтому современный облик зданий, сохранил во многом художественную выразительность прежних монастырских строений.
В 1880-х гг. был заложен широкий сквозной проезд в центе Митрополичьего дома - на его месте устроили вестибюль. Значительно раньше были заложены проезды в боковых корпусах.
Фасады архиерейских палат отличаются от других построек лавры богатством архитектурного оформления. Колонны и пилястры в простенках, крепованные карнизы первого и второго этажей, фигурные наличники окон создают интенсивную игру света и тени и придают фасаду праздничный характер.