Всем доброго дня! Рискну продолжить отзыв Никиты, потому что был его попутчиком в этом круизе – хотя мы пока не знакомы. С учетом того, что нашей семье круизы нравятся, и мы будем стараться участвовать в них регулярно, похоже, скоро с ним встретимся. Мой личный опыт на сегодня ограничивается обсуждаемым круизом и поездкой СПб-Плес-СПб в 2008 году. Поскольку второй маршрут очень близок к обсуждаемому в соседней ветке круизу в Тверь и обратно, свои комментарии, относящиеся сугубо к Волгобалтийской части маршрутов (Вытегра-Горицы-Рыбинск-Ярославль) я унесу туда. А вот все, что касается Петрозаводска и Мандрог, которые входят в оба маршрута (к сожалению для некоторых, что греха таить, во многие маршруты «Водохода»), припишу сюда по совокупности своих впечатлений за два года. Сейчас кажется, что нет смысла создавать «альтернативные» ветки форума и сочинять два больших отзыва. С одной стороны, все будет очень похоже по впечатлениям, с другой стороны, у меня так интересно не получится… Итак, в Петрозаводск на «Куйбышеве» вслед за админом.
> На «Пролетарской» мы довольно быстро вычислили нужную остановку…
Наша семья второй круиз подряд практикует поездки к теплоходу на машине. Просто она есть, вещей любим брать больше чем рук, и ехать не то чтоб недалеко, но недолго. Так что и в тот раз, в Уткиной заводи, и через год (второй круиз, так получилось, отправлялся от Речного вокзала) занимали местечко на близлежащей стоянке, и по возвращении, можно сказать, такси встречало. Так что имеющим «южные», по выражению Никиты, багажи, и такое желание следует только уточнять, на всякий случай, заранее о наличии в конкретный год такой конкретной возможности (где, к кому, почем) и готовить какие-нибудь 100-200-300 рублей в сутки… Конечно, жалко, но путевки дороже
За любой комфорт надо платить! Насчет «заранее»: на Речной вокзал мы просто съездили за месяц до круиза и предварительно договорились, а накануне позвонили им и предупредили, чтобы машину внесли в список тех, кого пропустят прямо к трапу. Удобно, черт возьми!
> Официанты очень проворные
Мама отметила, что форма официанток (Петрозаводск-2007) менялась каждый раз, то есть три раза в день, и за пять дней круиза они ни разу не повторились! Такой красоты в 2008 году на «Белинском» не отмечено…
> Пару слов о каюте
Немного о шлюпочной палубе (одно- и двухместная одноярусная). Конечно, это не квартиры, и больше похоже на половинку и целое обычные купе поезда (я был на теплоходе первый раз в жизни, так что впечатление свежее). На «Куйбышеве» еще ничего: в обеих проход пошире, чем в купе между полками, и даже к столику приставлен раскладной стульчик, есть куда шмотки бросить (кто же будет их аккуратно развешивать
А вот на «Белинском» (опять отвлекаюсь) каюта кажется поуже, из санитарного блока попасть на лежанку – как разворот на легковушке «в три приема»: распахнул дверь – вышел и прижался к стенке – закрыл дверь – обошел. Даже четыре получается! И я не то чтобы очень толстый… И стульев в каютах нет (они собраны со всех кают в помещение конференц-, то есть попросту говоря, концертного зала на верхней, солнечной палубе – там, где на «Куйбышеве» бар с танцами). Итак, вернемся на «Куйбышев».
> моешься в душе - убери туалетную бумагу
Оба раза-круиза на этом попадался, и еще на одном: зашел первый раз, увидел на полке рулон, радостно сорвал упаковку… а внизу, на рамочке, уже висит распакованный. Нужна наклейка «Не трогай раньше времени»
> надоедливые Мандроги.
Теперь, после своего второго раза, присоединяюсь к тезису предыдущего оратора. Но первое впечатление там приятное, даже от агитационной «дополнительной платной» экскурсии на тему «как и где потратить деньги» - на зверюшек посмотреть, и то хорошо. Козлята в помойке копаются просто замечательные. И через год одна попутчица, которой Мандроги тоже уже здорово надоели, сказала, что едет туда специально посмотреть на огромную черную свинью (можно ведь оплатить отдельно перевоз в зоопарк).
> третье посещение Мандрог, честно говоря, вызывало только скуку.
Однако, сравнивая 2007 и 2008 год, можно отметить положительную динамику! Через год каждому выходящему на берег выдадут схему «туристской деревни» (я, например, в прошлый раз как-то прослушал про лосиную ферму, а теперь она конкретно отмечена на карте – пошел и посмотрел, Никита прав, лосей нет). Новые постройки: «корпуса» гостиниц (по-моему, на том месте ничего не было), новый шикарный навес для пикника… Я абсолютно согласен со скептически относящимся к Мандрогам, но погулять все равно приятно. Все-таки лучше, чем просто сидеть на теплоходе. Всякие мизансцены с ряжеными в русские костюмы, то бодро тараторящими по-английски, то говорящими по мобильнику, очень развлекают
> Еще за день до этого мы записались на экскурсию: водопад Кивач.
Мы тоже предпочли Кивач пешеходной экскурсии, тем более, автобус по пути к водопаду через город провозит. Сам Кивач – место парадоксальное. Душный музей (в смысле, в помещении душно, поэтому даже толком не рассмотреть – хотя видно, экспонаты интересные). Вывеска «Музей природы. Добро пожаловать!» и тут же, прямо рядом с ней – «Посторонним вход воспрещен».
Поразил, стесняюсь сказать, местный природный «санитарный блок», в деревянной конструкции которого отсутствовала половина задней стенки. Такая половина, как будто бы стен не было вообще! Есть такой анекдот, «туалет ненецкий – три палки: одна, чтобы шубу повесить, другая – волков отгонять, третья – еще зачем-то». Вот, а здесь – туалет карельский. Еще раз извините за подробности.
> никто из туристов ни про алкоголь, ни про магазин не спрашивал.
Экскурсовод была замечена за приятельской беседой с кассиршей в магазине, так что это типичный сговор. Нас просто туда специально привезли, как часть экскурсии. Так сказать, от водопада природного, к водопаду в желудок…
> невероятно неприветливые администраторы.
А нам повезло. Общаться, так получилось, и не пришлось – не возникало необходимости, а куда кидали ключи – внимания не обращал. Другое дело, насколько все было положительнее в 2008-ом на «Белинском» (опять отвлекаюсь, но не могу молчать). Может, просто потому что веселее – «группа поддержки» директора круиза состояла из коммуникабельной молодежи, так что общаться с ними можно было нормально. Не забуду – расскажу отдельно о хозяйственных заморочках (это ведь все такие мелочи) на «Белинском».
> В Кижах мы были уже второй раз.
А впервые – это же просто восторг! Включая экспресс-объезд острова в рамках дополнительной экскурсии «Кижское ожерелье» на небольшом быстроходном судне «Заря». Оно так устроено, что сидишь почти на уровне воды, так что за счет скорости перемещения к эстетическому удовольствию добавляется еще немного гоночного… адреналина, что ли? С экскурсоводом очень повезло: «Ожерелье» Анастасия комментировала настолько здорово, что после алкогольной агитации по пути на Кивач это был просто шок. По завершении ожерелья мы, конечно, предпочли и по берегу идти с Анастасией, так что ни в одной части своего рассказа она не повторялась… Ну, нет таких слов, чтоб похвалить эту экскурсию!
Она же, кстати, поставила и цели на будущее. В следующем году мы опять попали сюда в преддождливую погоду (накрапывало, но ливень прошел мимо и не разразился), на «Ожерелье» второй раз разоряться смысла не было, и сухопутная часть экскурсии в первый заход явно была рассказана так хорошо, что услышать что-то новое вероятности было мало. Поэтому мы большую часть времени посвятили самостоятельной прогулке. Новое в 2008-ом (может, было и раньше, но не совпадали по времени) – периодические мини-концерты колокольной музыки с часовенки неподалеку от Погоста.
> Кое-что новое – в русские домики посадили девушек за прялки, вязалки и т.п.
В 2008-ом позабавил перебор с макияжем на их лицах (именно современным, а не стилизованным). Здорово разыгрывал инсценировку своей работы кузнец: разровнял ладошкой землю, долго чертил палочкой схему того, что будет делать… пока опять не зазвонил мобильник и не отвлек от размышлений
Уже перед возвращением на «Белинский» понял, в какую сторону надо идти в следующий раз (через год, после очередных Мандрог
Во-первых, на пригорке слева от избушки-кассы музейного комплекса, сразу за деревянной часовенкой-беседкой начинается так называемая «Экологическая тропа»: недлинный, судя по схеме (стенд с ней расположен там же, у часовни), замкнутый маршрут пешеходной экскурсии. Кольцо маршрута включает в себя около 10 видовых точек-остановок, и все экскурсоводы по какой-то причине ни слова не говорят об этой прогулке, когда водят экскурсии по основному комплексу. Может, это новый маршрут?
Второй намек – слова Анастасии на «Кижском ожерелье», когда, проплывая мимо средней части острова, она сказала: «До Нарьиной горы мы сегодня с вами не дойдем ножками, к сожалению, это достаточно далеко». Не уверен до конца, но может быть эта гора и есть середина острова, куда стабильно никого не водят, но пройти никто не запрещает – и случайные группы туда забредают? Надо попробовать, похоже…
> Теплоход встал на якорь, позже подошел «Попов».
Эмоции были сильные: я выглянул в окно в момент разворота… понять, что мы повернули обратно и опять движемся в сторону Карелии – это было сильное впечатление.
> я подготовился перед круизом и расписание прохождения шлюзов я знал наизусть.
Предложение по поводу форума: может, стоило бы начать формирование коллекции ссылок? Даже только по обсуждаемому маршруту набирается немало: favor.kizhi.ru,
http://www.svirskoe.ru,
http://www.mandrogi.ru,
http://www.onego.ru/win/pages/fedorov/kivach/ (и не все из них легко найти Яндексом), вот расписание шлюзов – это ноу-хау админа, похоже.
> Спецобъектов было два и выглядели они как четырехэтажные дома
Они реально «Спец»: облазил Интернет, ни-че-го не нашел конкретного про перевозку по рекам крупногабаритных грузов. До сих пор, что ли, детали ракет на космодром возят?
> Свирьстрой встретил нас проливным дождем.
Хорошо еще, что изменения в расписании шлюзования не заставили изменить планы стоянок. А вот (отвлечемся) по пути в Плес в 2008-ом выходили на берег мы в Лодейном поле (как Никита по пути в Тверь), и оттуда поехали в Монастырь, а вернулись экскурсионные автобусы уже на причал в Свирьстрое – потому что во время экскурсии «Белинский» прошел нижний шлюз. Проблема в том, что участок автомобильной дороги до Свирьстроя позволял «Икарусу» двигаться со скоростью не больше километров 10 в час, не дорога, а сплошной ухаб. Натерпелись…
> Даже пойдя вечером на нашу любимую экскурсию по скитам в лесу
А мы выбрали, мягко говоря, не бюджетный теплоход «Максим» в его пути к скиту Всех Святых. Выбрали, несмотря на рекомендацию Юрия Михайловича: дескать, дополнительная экскурсия больше подходит тем, кто уже не первый раз на Валааме, много чего видел и знает, и уже не так интересуется обзорной пешеходной. Для нас главное было то, что мы уже нагулялись из Монастырской бухты вверх-вниз, так что вариант с кораблем, хоть и маленьким, показался предпочтительным.
17:00 уж близко, и тут начинается дождь – это при местах для пассажиров только на одной открытой палубе «Максима»! Юрий Михайлович успокоил: пообещал, что за полчаса дождь кончится… Так и произошло. Поехали. По прошествии половины пути до Монастырской бухты (с заходом в еще одну таковую, очень живописную) поняли, что дороги вверх-вниз на сегодня еще не закончены. На Валааме вообще легко найти места с резким изменением высоты, и вот именно в одном из таких мест монахи и устроили пристань. Оттуда по выложенной досками и снабженной деревянными перилами дорожке-лестнице они и поднимались в гору… Выглядела эта конструкция так, как сохранившаяся с тех времен без ремонта (а почему бы и нет?), так что забираться туда для нас, равнинных-городских (болотных
неспортивных жителей было солидным экстримом. Я даже умудрился, сам того не заметив, случайно включить висящую на груди видеокамеру и перемотать ленту назад, так что последующая съемка затерла дневные кадры из Монастырской бухты. Не зря говорят, не снимай без благословения! На сайте
http://www.valaam.ru вот даже бланк есть для запроса на благословение видеосъемки, не взял с собой, а зря. Спасло только то, что наша семья сама не своя до видеосъемки, так что пропущенный материал переписал со второй камеры…
Но это личные проблемы, как говорил преподаватель в институте, внутреннее горе – а наша мини-группа забралась-таки на гору и, пройдя через лесок, вышла к Скиту.
Что говорить про красоты Валаама? Их надо видеть, и обсуждаемые круизы предоставляют такую возможность. Цель наших текстов – привлечь как можно больше последователей к этой форме туризма… Прогулялись неподалеку от Скита, посмотрели на сосну, которую сам Шишкин рисовал. А развлекло то же самое противоречие: наш гид, загорелая и звонкоголосая, прозванная между собой «морячкой», расписывала, какие здесь уединенные и заброшенные места. Насколько закрыт этот скит, и как именно в него женщин вообще никогда не пускают, только мужчин, и то редко… Вот нас двоих втихаря за святой водой и послали. Спросили через ограду: «Братья, воды набрать можно?» Отдыхавший от трудов праведных строитель прижал палец к губам, дескать, нечего беспокоить, тихо набирайте и уходите… Может, от такой благодати все видео и стерлось? Напоили наших попутчиц под благостные рассказы морячки… А тут и маршрутка из-за угла вырулила! Говорят, от Никоновской бухты, где большие теплоходы вроде нашего «Куйбышева» швартуются, ходит по всем скитам, да еще и с экскурсией. Вот так
> Теплоход «Казань» так и простоял весь день на рейде.
Читал в интернете, что он настолько нестандартен по конструкции, что в отличие от всех остальных судов не может швартоваться, как они… Так и стоит всегда отдельно от всех!
> Отплыли очень красиво – все вместе. Мы, «Попов», «Кучкин» и «Казань»
День закончился замечательной историей «гостя» одного из теплоходов (не нашего, не «Куйбышева»). Когда суда по очереди, с промежутком в несколько минут, отходили от причала, товарищ неуверенной походкой, свойственной сильной алкогольной интоксикации, спускался с горы по направлению к пристани. Он как-то равнодушно смотрел на отходящие теплоходы до тех пор, пока в путь не собрался крайний – вот тут-то клиент и побежал! Последние неточные (но быстрые) шаги по пристани последовали, когда полоса воды между бортом и берегом уже стала ощутимой. Приготовившись к последнему прыжку, казалось, он замер… Или это все вокруг затаили дыхание… Страшно было смотреть! Но тут он, видимо, понял, что отходит все равно не его теплоход, и на самом деле в последний момент прыгать передумал. Достал мобильник, развернулся и пошел обратно в гору. А мы отправились домой… Через несколько часов, когда кавалькада из нескольких теплоходов растянулась по Ладожскому озеру, один из них нагнал маленький катер, теплоход замедлил свой ход, и загулявший пассажир благополучно оказался на борту своего судна. Хэппи-энд, так?
> за час до пробуждения уже пришвартовались к причалу Уткиной заводи.
Заключительным аккордом истории стала швартовка. Пока «Куйбышев» лавировал между стоящими у причалов теплоходами, матрос на носовой палубе готовил швартов. В качестве собственно соединяющего берег и судно или два соседних корабля шнура используется выглядящий достаточно толстым канат (но при этом настолько легкий, что он не тонет), на конце свернутый кольцом. А чтобы передать этот конец на место швартовки, кидают не его (так ведь и зашибить можно принимающую швартовую команду), а нечто небольшое, похожее на грушу от ручного пульверизатора, с привязанной длинной веревкой. Длины ее, кстати, хватает не всегда – например, в Лодейном поле (Плес-2008) по этому поводу был целый спектакль при швартовке. «Кидали» матроса с грушей, то есть он выходил на берег и лез через заросли к месту крепления швартова. Просто потому что докинуть его туда за 20 раз не удалось. Так вот, вернемся на «Куйбышев». Особенность швартовки, как я понял, заключается в «визитной карточке» матроса – кто как сворачивает веревочку, привязанную к гарпуну-груше перед ее запуском. Наш сложил бухтой-колечком, когда мы подошли к берегу, размахнулся-кинул и все в порядке: принимающий матрос за веревку вытянул к себе из воды конец каната, протащил его в соответствующее ухо в борту теплохода (первого от причала), и дальше дело техники – закрепить конец и подтянуть его лебедкой.
А вот дальше начался театр. После нас следующим (аккурат к борту «Куйбышева») подошел «Кучкин». Другая тема – постановка на якорь, но тут я сам не все понимаю: якорь был спущен чуть ли не на середине Невы, а потом, по мере приближения к берегу, с промежутками секунд в 20 раздавался грохот якорной цепи, и вращалась соответствующая лебедка. Интересно, это якорь постепенно выбирали или опускали? Зато с канатом все понятно. На «Кучкине» швартовая команда состояла из двух матросов, постарше и помоложе. «Морской волк» стоял в стороне, изредка переговариваясь по рации с рубкой и включая якорную лебедку, а юнга раскладывал змейкой грушевую веревочку, перевешивая изгибы через борт. На подходе размахнулся… недолет, груша бултыхнулась между теплоходами. Пришлось ему тянуть веревочку обратно. Конечно, соблюдать ритуал и красиво раскладывать ее второй раз было некогда, так что кинул грушу просто так, с кучей веревки под ногами… Короче, неудач было несколько, и в какой-то момент Старшому это надоело. Грушу взял он, прицелился, и… наш матрос еле успел увернуться, убить-то грушей не получится, а вот травма головы при такой скорости получилась бы точно. Так что теперь уже наш, ухмыляясь, вытягивал грушу то ли со следующего борта, то ли с берега. Закрепил конец, и с улыбкой ушел вниз, на главную палубу…
Так закончился замечательный круиз. Поскольку для меня он был первым по счету, почти никаких хозяйственных проблем и заминок с жизнью на корабле сейчас уже и не вспомнить, настолько весь случайный негатив забивают положительные впечатления от поездки. Это потом, накопится опыт, клиент станет разборчивым, и появятся претензии… Но не в этот раз. Спасибо «Водоходу» за полученное удовольствие!