И так, дорогие друзья, на второй день нашего путешествия наш теплоход пришвартовался к причалу наукограда Дубна. Это произошло около 3-х часов утра, однако экскурсии начались в 8-30, так что мы успели выспаться, умыться и позавтракать.
Вид на волжскую набережную Дубны (она, кстати, называется Комсомольской):
Представители Мостурфлота, во главе с директором круиза (к сожалению, не узнал его фамилию), он на фото в центре, собирают туристов в группы для экскурсий.
Владислава Хасикова на борту мы не застали, но и новый директор круиза вполне справлялся со своими обязанностями.
Наша экскурсия проходила по «старому» городу, там, где размещаются Дирекция ОИЯИ (Объединенный институт ядерных исследований), Дом Культуры «Мир» и особняки ученых-академиков, работавших в институте. И вот что мы увидели:
Памятник Михаилу Григорьевичу Мещерякову - первому директору и основателю научного центра в будущей Дубне — секретной «Гидротехнической лаборатории», переименованной позднее в Институт ядерных проблем АН СССР (1949—1956). С 1956 года Дубна рассекречена и называется ОИЯИ.
Михаил Григорьевич в 1946-1947 году находился в США и наблюдал за «показательными» испытаниями атомной бомбы на атолле Бикини.
Туристы с нашего теплохода внимательно слушают экскурсовода:
Далее мы увидели памятники:
Георгию Николаевичу Флерову
Николаю Николаевичу Боголюбову
Бруно Понтекорво
Здесь я должен попросить Вашего прощения, т.к. на самом деле с Б. Понтекорво стоит еще одна фигура – это Венедикт Джелепов. Но вся Дубна прошла у меня под девизом: «Солнце светит прямо в глаз!» Как я не старался снять их вдвоем, получались темные пятна. Поэтому я выбрал наиболее привлекательную фигуру с велосипедом.
Бруно Понтекорво. Говорят, что он – советский разведчик, передававший атомные секреты в нашу страну. В 1950 году, после провала и ареста Клауса Фукса он был удачно эвакуирован в СССР, и всю оставшуюся жизнь прожил в СССР. Очень любил велосипед, катался «без рук», читая при этом книгу. «Какую же книгу он читал?» - подумал я – «Наверно, «Квантовую механику» Ландау и Лившица!».
Нам показали особняки академиков, расположенные среди сосен. Улицы, названные их именами:
Улица в Дубне. Мне она напоминает Комарово:
К сожалению, экскурсовод не рассказал нам о том, в каком доме жил соответствующий академик. И что теперь в этих особняках, кому они принадлежат. Подлежат ли приватизации? Ответа мы не получили.
На аллее Высоцкого находится Дом Культуры «Мир», где Владимир Семенович неоднократно выступал. И памятник ему:
Около Дома Культуры мы неожиданно обнаружили две галереи мозаичных картин. Они находились прямо на открытом воздухе.
«Как же они стоят здесь зимой? Может быть их заколачивают в ящики, как скульптуры в Летнем саду?» - подумал я. Ответа на свой вопрос я не получил, но было сказано, что много работ погибло.
Автор – Надя Леже. Кто это? Сразу вспомнился рассказ Сергея Довлатова «Куртка Фернана Леже», из которого следовало, что во Франции жили два художника-коммуниста Надя и Фернан Леже. К ним в гости ездили народный артист Николай Константинович Черкасов и его супруга Нина Николаевна. После смерти Фернана и Николая Константиновича Нина Николаевна уже одна посетила Надю, которая передала ей старую куртку своего супруга для передачи Сергею Довлатову (мать Сергея Довлатова была подругой, скорее компаньонкой, Нины Николаевны). Куртка была потертой и испачкана краской, однако Сергей Довлатов взял ее с собой в Америку, в эмиграцию. Как все интересно! Об этой истории можно также прочитать в книге воспоминаний Нины Николаевны «Рядом с Черкасовым».
Но вернемся к Наде Леже. Надя (Надежда Петровна Ходасевич), родилась в 1904 году в Белоруссии. В 20-х годах Надя поступает в Варшавскую академию художеств, здесь же выходит замуж за художника Станислава Грабовского. В 1924 году пара приезжает в Париж. Надя завершает своё обучение, стажируясь в Академии современного искусства, возглавляемой Фернаном Леже. В 1952 Надя (которая в разводе с 1927 года) выходит замуж за Фернана Леже.
17 августа 1955 года Фернана Леже не стало. Он умер на 75 году жизни, оставив жене значительное наследство, в том числе коллекцию созданных им произведений искусства.
Позже коммунистка Надя Леже передала СССР безвозмездно целую коллекцию произведений изобразительного искусства. Но поместить ее в музеях чиновники от культуры не захотели, и вот этим мозаикам нашлось место только под открытым небом в Дубне.
Мы с удовольствием погуляли по Дубне, но экскурсия не показалась мне интересной, ничего нового я не узнал. А ведь о физиках, о становлении ядерной физики и создании атомного оружия можно рассказать много интересного…
Продолжение следует.