Теперь , когда прошло столько времени. Это приключение может показаться и не таким волнующим.
Но это только для тех , кто в нём не участвовал и знает понаслышке.
Мы ждали рейс на Каму из Питера три года. То маловодье на Волге. То ВдЪ не ставит прямого рейса в ту сторону. Но вот , наконец дождались. И уже сумки и вещи мешаются под ногами.
Но не успела начаться навигация , сразу начались неприятные сюрпризы. Вы конечно в курсе. Но может кто и не слышал. А это очень даже бывает. В чём я лично убедился на теплоходе. Люди покупают путёвки и считают что уже ничего не случиться . Может они и правы. Меньше знаешь - лучше спишь. Но , однако , случается. Сначала , 2-го мая , авария в Рыбинском шлюзе. Доставившая столько неприятностей туристам и круизным компаниям. Но нас это не очень испугало. До рейса было ещё десять дней. Починили конечно.И суда пошли. Но...не далеко. Перед самым круизом , как...лёд на голову...
Ледовая обстановка в Онежском озере
В настоящее время сохраняется сложная ледовая обстановка в юго-восточной части Онежского озера. Под влиянием ветров северных направлений большая часть оставшегося льда скопилась в районе Вытегорского устья. Ширина ледовой перемычки - более 10 км.Такого сюрприза не ожидал никто. Пока на помощь не пришёл ледокол , дела с навигацией были совсем плохи. Но постепенно положение налаживалось. Первыми прошли теплоходы с ледовым усилением. Не сразу , со сбоем графиков. Накануне мы узнали , что есть возможность пройти и другим судам.
В рейс мы отправились вовремя и об изменении программы речи не шло.
Но , вот ведь дух противоречия ! Только что я молился , чтобы льды растаяли . Или их отнесло куда-нибудь. Но прочитав сообщения тех , кто уже видел обстановку на Онеге , а главное увидев "Ростроповича" в Уткиной Заводи , подумал:
-А мы ? А у нас не будет ничего интересного в этот раз ?
Руководство , конкретно ничего не могло сказать. И только боцман сказал , что лёд есть и мы должны быть там , где-то после трёх. Хорош бы я был , если бы продрых до трёх часов
Увидев в темноте полоску льда , я подумал:
-Ну вот , хоть немного и посмотрел. Но Выйдя на палубу , увидел что "Кронштадт" подошёл к кромке ледяного поля из битых , небольших льдин , простирающихся слева справа до самой зоны видимости.
Невдалеке , нас поджидал ледокольный буксир "Невская Застава". Что это за корабль я уже знал. И показался он , издалека каким-то неказистеньким и несерьёзным. Мы-то привыкли !...Атомоходы ! "Арктики" !...Но как же я был неправ. "Невская Застава" уверенно пошла вперёд
По следам на льду было видно , что мы не первые тут идём за ледоколом. Но видимо ветры не дают сохраняться каналу. И каждый раз приходиться прокладывать новый путь. "Кронштадт" уверенно шёл за этим небольшим судном. Только медленнее чем обычно.
Палубы теплохода , в это время , были почти пустынны. Я , Александр Дмитриев (он вообще не ложился , когда я ему рассказал про льды и мы может быть их увидим) и девушка с фотоаппаратом. Я пригласил её в наш клуб (потом) . Думаю , что такие люди нам нужны.
Мы как заворожённые смотрели на это удивительное зрелище в свете разгорающегося восхода.
И только теперь я осознал , что на палубе ужасная холодрыга ! Мороз-то может и небольшой , но ветрило будь здоров ! Надо было срочно подумать о здоровье.
Пришлось бежать в каюту и доодевать то , что осталось из тёплого. И принять "таблетку" коньяку.
Сразу стало веселее.
Так мы и бегали по палубам , ненадолго забегая в курилку погреться табачком. И снимали всё подряд не переставая. В надежде , что при таком освещении , хоть несколько кадров приличного качества останутся для памяти.
Между тем , народ стал понемногу просыпаться. Зажглись окна в некоторых каюта. Туристы выходили и снимали это удивительное зрелище. Как можно было спать ? Не совсем понятно.
Когда я прибежал за второй "таблеткой" от простуды , Оля мне сказала , что очень явственно слышен скрежет льдин о корпус. Там , наверху , в капюшоне да на ветру , я не очень -то и слышал его.
А тем временем , битый лед и трещины почти кончились. И пошло сплошное ледяное поле. "Застава" шла по нему , как по простокваше ! Вот вам и маленький корабль .И "Кронштадт" уверенно шёл следом.
Я не думаю , что мне когда-то придётся увидеть подобное. Если это прочитает тот , кто бывал в настоящей Арктике , то конечно улыбнётся такой наивности и восторгам. Ведь это только "макет"...модель того , как величествен и грозен наш север. Как трудно людям работать в Арктике.
Но зато , я теперь имею небольшое понятие о том , каково оно там , на Северном Морском Пути.
Сколько ни ходи в музей "Арктики и Антарктики" , а такого не увидишь.
А поэтому и надо ! Ходить в речные круизы !
Для полноты картины не хватало только...пингвинов! Но их с успехом заменяли некоторые наши туристы и члены экипажа. Налегке выскочившие посмотреть , а что такое происходит ?. И пока мы , в очередной раз , в курилке делились впечатлениями , чуть было не пропустили з-з-заключительную ч-ч-часть эт-т-того великолепного з-з-з-релища.
"Невская Застава" вдруг оказалась у нас справа по борту. Я не понимаю тонкостей этого дела. Но похоже , что когда до берега осталось совсем немного и можно уже было различать деревья на берегу , попалась особенно мощная льдина.. Вот , наверное такая...
"Кронштадт" встал. А ледокол стал методично обкалывать лёд вокруг теплохода. И делал он это невероятно быстро. Появляясь стремительно то стороны носа , то кормы. Он проходил так близко , что с носа казалось , что он вот-вот врежется в нас. Но это только казалось. Не зря говорят , что нет большего удовольствия , чем смотреть на хорошую чужую работу.
Освобождённый "Кронштадт" немного попятился и медленно - медленно пошёл к устью Вытегры.
А ледокол , в последний раз показав тускнеющие в утреннем зареве огни , ушёл в Вознесенье за другим , ждущим помощи теплоходам. Их там стояло много... Не знаю сколько. Но рейд в темноте был похож на новогоднюю зажжённую ёлку.
Вот такой он. Этот наш маленький питерский трудяга.
Кому интересно , то вот технические данные и фото
http://fleetphoto.ru/projects/1135/Лёд был пройден. Мы вышли на чистую воду у самого устья Вытегры. До берега оставалось совсем немного. Наш проход длился 1 час 19 минут.
Ну и как вы думаете ? Ради такого восхода ? Стоило немного помёрзнуть и чуть-чуть не поспать ?
Горячий душ. Чай с мёдом. Немного вздремнуть. Круиз только начинается. Надо быть в форме.