Пока все наше внимание не захватили репортажи о Соловках, быстренько расскажу Вам о своем знакомстве с Андроповым и круизе Большая Свадьба 6-9 июля 2018 года.
Знакомство с самого начала пошло не по плану. Прогноз обещал относительно сухую погоду с кратковременными дождями, но утро пятницы явилось нам низко висящим, беспросветным, серым небом и сильным дождем. Поняв, что вид за окном не корреспондируется с нашими ожиданиями и прогнозами синоптиков, мы быстренько пересобрали сумку, добавив пару более теплых вещей, и поехали на работу.
Все предыдущие 6 раз мы брали выходные, в том числе и на день отправления, и на день прибытия, чтобы полностью насладиться моментом, выспаться, никуда не торопиться и пребывать в спокойствии. Но учитывая, что предыдущий наш круиз закончился чуть больше месяца назад, в этот раз решили нарушить традицию, потому что с такой частотой отправлений никаких выходных не напасешься! В общем, решили ехать сразу с корабля на бал… То есть в нашем случае с работы на теплоход.
Мы в этом году много раз провожали Андропова в рейсы выходного дня с левого берега Невы, и ни разу он не ушел в 19:00, как заявляли в расписании. Конечно, какой смысл, если мост все равно разводят после полуночи? У меня же в посадочном талоне было написано именно 19:00. Менеджер по телефону на вопрос о времени отправления ответила, что «время отправления не менялось и теплоход отправится в 19:00, потому что вы же в Старую Ладогу идете, а не на Валаам». Интересное дело! А что в Старую Ладогу теплоход идет не по Неве? Или для тех, кто идет в Старую Ладогу мост разводят в неурочное время? Ну, да ладно, будет повод уйти с работы пораньше. В день отправления, когда мне звонили напомнить о круизе, тоже акцентировали внимание на отправлении в 19:00. Когда мы приехали в Уткину заводь, на табло порта значилось время отправления 20:00. Ну, зачем же так, ребята? Боитесь опоздавших? Конечно, я приеду не к отправлению, а много раньше. Конечно, лишний час, проведенный на теплоходе, это очень хорошо. Но можно предположить, что я еду с работы и встаю в пробку, потому что дяденька с тетенькой не смогли определиться, кто главнее и перекрыли всю набережную. Бросить машину и «быстрее пешком дойти» я не могу, по понятным причинам. Поехать на работу без машины я тоже не могу. Значит, буду сидеть в этой пробке и жутко нервничать, потому что времени до 19 остается все меньше и меньше. А знание того, что теплоход не уйдет в 7 без меня, позволило бы мне сохранить прежнее соотношение молодых и седых волос. Или, имея в запасе еще один час, можно было бы на работе все делать не в спешке. Но это все лирика! К счастью, в эту пятницу на моем пути все дяденьки и тетеньки были внимательны и осторожны. Может быть из-за ливней, а может просто мне повезло. Наверно, все-таки повезло, потому что даже дождь прекратился, когда мне нужно было выходить из машины и подниматься на борт.
Нашу машину за одну тысячу рублей обещали бережно сохранить на территории порта до возвращения. Охранник на КПП-1 записал регистрационный номер в свою книжечку и … всё! Ни квитанции, ни чека, ни договора! Вообще ничего! Для меня это было крайне удивительно, но он сказал, что «может выписать мне какую-нибудь бумажечку, если надо». Какая-нибудь бумажечка мне была не нужна, потому что она абсолютно ничего не значит, если это не официальный документ. Так зачем тратить время? Будем верить в лучшее! Поставили машину, взяли вещи, пошли дальше. Но на КПП-2 нас ждал очередной «сюрприз». Щекастый рыхлый мужик в форме сотрудника порта, просветив наш багаж, заявил, что не пропустит нас на территорию с вином, ссылаясь на какие-то правила! Что? Нельзя? Всегда было можно, а теперь нельзя? Не вариант! На Симонова мы брали с собой практически весь ассортимент типичного ликеро-водочного завода какого-нибудь уездного города, а тут он мне заявляет, что я не могу пронести с собой вино! Может быть, мои глаза были все еще удивленно расширены после КПП-1, а может быть по каким-то иным признакам, он решил, что мы впервые идем в круиз и ничего не знаем. Конечно, если бы мы были совсем новичками, мы бы ему поверили, потому что он очень убедительно ссылался на какие-то правила. Когда он понял, что вино я оставлять не собираюсь, начался разговор о «другом варианте решения этого вопроса». Понятно, что он о деньгах. Вопрос только в том, сколько он хочет. Ответ был прост: «сколько дадите». Я? Да, я ни сколько не дам, потому что это вымогательство! С чего вдруг буду платить ему за отмену придуманного только что запрета? Что заставило его отступить, я не знаю. Может быть, другие туристы, стоящие у меня за спиной и желающие забрать свой багаж с ленты, может быть, моё громогласное обвинение в вымогательстве, а может быть, мне опять просто повезло, но нас пропустили.
Я буду не я, если оставлю такое хамство без ответа. В понедельник утром на электронную почту порта было отправлено письмо с вопросом, могу ли я пронести через территорию порта алкоголь в заводской упаковке для дальнейшего индивидуального потребления на борту теплохода. Секретарь порта довольно оперативно прислала положительный ответ. Естественно, другого и быть не могло! Следом в порт полетела моя жалоба на этого паразита. Хотя можно ли назвать жалобой крик души? В общем, судите сами.
Все! Письмо отправлено. Ответа совсем не жду, потому что душа моя уже успокоилась. Однако, к моему огромному удивлению через пару часов мне позвонил любезный мужчина. Он очень внятно представился. Не так, как обычно представляются сотрудники ГИБДД или какой-нибудь другой государственной структуры, «зажевывая» все слова, а медленно с паузами после каждого слова, чтобы при желании можно было записать. Это был руководитель службы собственной безопасности порта. Он очень подробно расспросил меня о случившемся и долго-долго извинялся за того сотрудника. Просил при повторении аналогичной ситуации немедленно вызывать руководство порта и «решать вопрос на месте, потому что такие люди не должны работать в порту». Спешу рассказать и Вам об этом, вдруг кому-нибудь из Вас также «повезет» на КПП. Конечно, если бы тот «нехороший человек» нас не пропустили, мы бы обратились и к руководству, но он отмахнулся, и мы помчались на борт знакомиться с Андроповым.
У трапа, как обычно, пританцовывал Волк, приветствуя каждого туриста. Чаем при входе угощала невеста в свадебном платье, потому что круиз «Большая Свадьба». Поскольку впечатления от прохождения обоих пунктов досмотра сбили нас с толку, сфотографироваться с ней сразу мы не догадались, а когда снова спустились на стойку, она уже упорхнула по другим делам. В ходе круиза в этом же платье мелькали еще как минимум две девушки, но нормальных фотографий с ними не получилось. При посадке каждому гостю выдавали Приглашение на свадьбу, которая должна была состояться в воскресенье. Каждый желающий мог участвовать в этой церемонии. Со всего теплохода набралось 14 пар.
Еще из тематики круиза были организованы мастер-классы по изготовлению свадебной атрибутики (кольца из фольги, букетики, бантики и т.д.). Фотографировать бесплатно не разрешили, а присоединяться к этому нам было совершенно не к чему, мы же не собирались участвовать в церемонии групповой регистрации брака. Саму церемонию мы начали смотреть, но, к сожалению, не досмотрели. Терпения не хватило, т.к. организация процесса совсем не понравилась. В моем понимании, групповая регистрация – это выстроить в ряд все счастливые пары и разом переженить. А нам предложили 14 раз подряд прослушать один и тот же набор вопросов в сопровождении одних и тех же шуток, потому что пары приглашали по одной.
На анимационные программы мы в принципе никогда не ходим, но свадьба – это ведь совсем другое. А Большую Свадьбу и вовсе пропускать нельзя! Но когда вышла вторая пара, и «свадебный церемониймейстер» встретил их той же шуткой, что и первую пару, мы думали, что нам показалось, но на третьей паре все снова повторилось. На седьмой раз мы уже могли предсказать следующую фразу, поэтому во время паузы аккуратно проскочили к выходу. Потому что хорошую песню можно прослушать несколько раз, книгу мудрую перечитать снова, добрый фильм пересмотреть тоже, но не четырнадцать же раз подряд! Тем более, что юмор, на мой вкус, был сосем не искрометный. Танцоры, поздравляющие новобрачных, нас тоже не впечатлили. Да, конечно, исполнять танец публично это не так просто, но если взялся, сделай хорошо. Хореография, откровенно говоря, на любителя, движения дуэта были скованы, выражения лиц молили о скорейшем окончании этой пытки. Разве это может создать праздничное настроение? Не поймите меня не правильно, они очень старались. И явных ошибок не делали, но радости им самим это выступление совсем не доставляло.
В общем, со свадьбы мы сбежали. А до этого, во время стоянки в Мандрогах, была предпринята попытка организовать еще одно мероприятие, приуроченное к Большой Свадьбе – ПАРАД. Абсолютно всех туристов теплохода пригласили к участию в этом параде, потому что даже экскурсии по деревне, оплаченные дополнительно, начинались от Дерева Любви, к которому собственно и шел Парад. Как водится, собирались у причала минут 15. Некоторым туристам раздали хлопушки. Вынесли с теплохода два транспаранта. Дождались невесту в свадебном платье (уже не ту, что встречала при посадке) и стремительно пошли по дороге к мельнице, а затем вокруг деревни мимо Дома-шкатулки к Дереву Любви, чтобы повесить на него замочки.
Вся эта процессия растянулась, как водится, на сотни метров. Двигались в полной тишине и довольно быстро. Добравшись до Дерева не стали ждать, когда подтянется хвост, так что последние из идущих даже не застали финальную цель нашего Парада. А цель была очень проста – потолкаться хорошенько возле Дерева, и, повесив замочки, отправиться гулять по своим делам.
Как итог: Тематический круиз «Большая Свадьба» - задумка очень хорошая, идея понравилась, но организация ужасная! Хотя, может быть, я просто не любитель анимационных программ и коллективных мероприятий? Как знать…
2 слова о Мандрогах. После трагических событий июня, Лукоморье совсем закрыто. Паром отогнали на противоположный берег, а причал, в прямом смысле слова, завален скамейками.
Экскурсия по деревне теперь не включает посещение Лукоморья и стала дешевле на 50 рублей. На вопросы разочарованных туристов, все хором отвечают «по техническим причинам» и «в эту навигацию точно не откроют». Видимо, во избежание повторения так грубо называемой «технической причины» со всей территории деревни были убраны все истуканы, в том числе и Банщик. В мае он точно стоял, а теперь только табличка на ветке осталась
В остальном там все по-прежнему. Только вырезанные из бумаги талоны на питание заменили визитками. Может быть, конечно, уже давно, но в последнее время мы не попадали на их пикник.
А сам шашлык в этот раз был с душком. Боялись, что окончание круиза может оказаться весьма не романтичным, поэтому на всякий случай продезинфицировались.
К счастью, все обошлось, но осадок, как говорится, остался. Кроме нас, там еще два теплохода с немцами стояло, им, интересно, этот же шашлык подавали, или это только для «наших сойдет»?
В субботу теплоход весь день стоял в Старой Ладоге. Новый причал прекрасен!
Очень рассмешила фраза нашего экскурсовода о том, что бетонная часть (у самого берега, к которой пристраивали наш причал) у местных называется Президентская пристань, потому что в Ладоге не было никакого причала, а потом он «вдруг появился, потому что по регламенту второго визита наш Президент должен был прибыть в Старую Ладогу водным путем».
Сама стоянка мне очень понравилось. Особенно порадовало, что после экскурсии дали 4 часа свободного времени, что экскурсия была больше со светским уклоном, а не с религиозным, не смотря на присутствие двух монастырей.
Крепость, недавно отреставрированная, еще, кажется, пахнет краской. Все такое новенькое, чистенькое, миленькое. Хотя масштабность и возраст объекта, конечно, не позволяет, так фамильярно отзываться о нем, но первое впечатление именно такое.
Решили вернуться в следующую навигацию сюда всей бандой, чтобы наши мальчишки тоже побродили по крепости. Тем более, что экскурсовод обещала скорое завершение реставрации последней башни и открытие еще одной экспозиции. Может за год успеют?!
Погода была разная. Каждое утро было серое и мрачное, но к обеду каждый раз растягивало.
А в Ладоге и вовсе шли по границе погодных условий
Вид на левый борт
Вид на правый борт
Наверное, капитан обходил непогоду.
Много было переживаний по поводу знакомства с Андроповым. Трехразовый шведский стол и отзывы, то отрицательные, то не плохие. Кому как везло. В нашем рейсе ресторан работал превосходно. Все туристы были разделены на 5 групп, и каждый прием пищи у входа дежурил мальчик, проверяющий карточки. Свободного места за столами было достаточно. Один раз правда пришлось подсесть за столик к двум очень взрослым дамам, но все остальные разы для нас находился отдельный стол. Еды было достаточно всегда, толкотни у мармитов не было. Конечно, изысканности в оформлении блюд не было совершенно, но зато и брали то, что хотели именно сейчас и не больше, чем требуется в данный момент. Теперь, попробовав на себе все системы питания на теплоходах, могу сказать, что трехразовый буфет, пожалуй, самый приемлемый для меня вариант. С заказной системой, конечно, удобнее и красивее, но всегда слишком большие порции и заказывая, можешь только предполагать, что же именно ты берешь. Меня все детство в саду, школе и дома учили доедать то, что лежит в тарелке, поэтому теперь после таких заказных обедов, я чувствую некоторую тяжесть, потому что размер порции рассчитан, вероятно, на крепкого мужчину, но не доесть не могу – привычка. Опять же официанты, забирая не пустые тарелки, ставят в очень не ловкое положение вопросом «Вам не понравилось?» Блин, я полчаса уговариваю себя оставить еду на тарелке, и он одной секундной фразой разрушает хрупкое перемирие моего разума с моими привычками! Может быть это ужасно глупо, но после вопроса «Вам не понравилось?» я сразу же оказываюсь за столиком в детском саду, когда чужая тетка подходит ко мне и, грозно глядя на меня с высоты своего огромного роста, строго так спрашивает «ты почему не доедаешь?». Комплексы? Вероятно! Но мне проще переесть и испытать кратковременную тяжесть, чем не доесть и объяснять почему. В общем, с такими загонами, мне больше по душе самонаборное питание. Тем более, что до готовки на ресторанном уровне мне очень далеко и, читая в заказном меню описание отдельного блюда, я не всегда могу представить, что именно оно из себя представляет. По этой же причине мне хочется увидеть еду, перед тем, как выбрать ее. Вообще теперь к питанию на теплоходе отношусь исключительно, как к возможности утолить голод, а в ресторан можно сходить и на берегу.
Наконец-то, речь дошла и до самого теплохода. К сожалению, он меня не пленил. Не знаю почему, ведь было чисто, спокойно, вежливо. Выходные прошли замечательно! И особых нареканий нет. Но для себя решили, что вернемся на борт Андропова, если по его маршруту не будет альтернативы. В нашей каюте, на средней палубе, все работало исправно. Горничная работала отлично. Белье и полотенца были чистые. Но общее впечатление потрепанности жизнью ощущается всюду.
Голос теплохода – это полная беда! Можно оставить без внимания ее скудный словарный запас и вызванные этим постоянные повторения одних и тех же слов. Можно простить даже то, что, поздравляя по радио туристов-именинников и желая им полную чушь, она ставила им в подарок абсолютно не подходящие ко дню рождения композиции. Но у меня так и не получилось привыкнуть к ее «зависанию», когда она, как Раиса Захаровна (героиня Людмилы Гурченко) на сеансе электрического сна, замолкала на середине предложения, оставляя фразу без смысла, а через какое-то время продолжала, но уже совсем о другом. Кроме того, рассказывая о Неве и населенных пунктах, расположенных на ее берегах, она совершенно не учла, что город Ленинград вот уже 27 лет, как переименован в Санкт-Петербург. Конечно, когда рассказ идет об истории города или об исторических событиях, уместно использовать и исторические названия города тех лет, но в настоящее время мой город называется Санкт-Петербург и в настоящее время на берегах Невы стоит именно Санкт-Петербург. Может еще и поэтому Андропов не запал мне в душу…
Напоследок, что называется, без комментариев
И с уважением, я.