Вечер 5-го октября, Санкт-Петербург,Уткина заводь. «Леонид Соболев» готовится к рейсу Санкт-Петербург-Нижний Новгород. Этот рейс станет заключительным (крайним как говорят на флоте),в навигации 2018 года…
Вспенилась вода за кормой и у «подрульки» на носу теплохода. Зазвучал традиционный марш «прощание славянки». Длинная серия прощальных гудков «Соболева», мигание палубного освещения,ответное мигание палубного освещения т/х «Юрий Андропов» .Так прощаются, до следующей навигации,как добрые и старые друзья большие речные теплоходы «Юрий Андропов» и «Леонид Соболев».
Проходим Вантовый мост, стемнело. По теплоходу объявлена учебная тревога. На этом месте, дорогие друзья,я хотел бы подробно описать те события, которые я увидел и которые вызвали у меня недоумение. Представители компании «Водоход», я очень надеюсь , что вы читаете этот рассказ и мой крик души будет услышан. Осмотрев жилет, вижу, что затяжная скоба на нем срезана! То есть, вместо того, что бы настроив слабину ремня при посадке на теплоход под себя (а я всегда это делаю), всунуть руки и голову одним движением (как надеть рюкзак, только спереди), затянуть ремень, теперь мне пришлось заводить ремень жилета в боковые петли, убирать перекос и завязывать ремень на обычный узел. Я даже проверил- самое быстрое одевание жилета в такой конфигурации получилось 40 секунд. Это у меня, у опытного туриста! А каково пожилым людям, не имеющим такого опыта! При проверке правильности одевания жилета представителями экипажа, я спросил, почему срезали затяжную скобу? Ответ был «потому, как ремни через эти скобы произвольно распускаются» Так вот предлагаю лайфхак: Для того, что бы, не распускался ремень зявяжите узел сразу же после скобы. Считаю решение с ликвидацией затяжной скобы просто недопустимым, значительно понижающим безопасность пассажиров.
Идем по Неве, огни города остались позади, стою на палубе и не верю, что впереди еще целых шесть дней великолепного маршрута, осенней красоты, отдыха и созерцания… Проходим любезно подсвеченный прожекторами «Соболева» «Орешек».
Идем по «Кошкинскому фарватеру» ,ночная Ладога встречает прохладой, легким ветром и еле заметной рябью. Но Ладога коварна и непредсказуема .Так и оказалось, примерно через 2 часа, она показала свой буйный нрав. Волна раскачивала наш теплоход как на «американских горках» Резкий взлет вверх, доля секунды зависания в верхней точке и стремительное падение вниз. Удар! С грохотом разлетающиеся в ночь брызги разбившейся о борт теплохода приходящей волны. Думаю, что очень немногие пассажиры смогли уснуть в эту ночь…. Так продолжалось до 4 утра. Мы прошли Ладогу при высоте бортовой волны 2.30-2.50 м.(так сказали на экскурсии в ходовую рубку) Я очень люблю штормовую погоду, люблю смотреть с палубы как бушует стихия. В такие моменты думается о том, насколько мал и ничтожен человек перед природой, не смотря на все свои технологические достижения… К 3 часам утра вдали показался красный огонь Стороженского маяка, возвращаюсь в каюту, усталый, мокрый и очень довольный, что снова довелось увидеть ,испытать и совсем на короткое время прикоснуться к свирепой и одновременно чарующей красоте этого совсем непростого озера… В каюте как ураган прошелся: лежащий на боку и не на своем месте чемодан, все что было на верхних полках валяется на полу, по санузлу рассыпаны банные принадлежности и как финальный аккорд-плавающий в унитазе запасной рулон туалетной бумаги, спикировавший с полки со снайперской точностью …
День первый 06.10
Подходим к причалу «Лодейное поле». Туристы суетятся, толпятся в холле главной палубы, что бы первыми выйти на берег. Стою на палубе, наблюдаю за нашим подходом к причалу. И вдруг слышу громкий и требовательный крик «МЯУ!!!» На причале сидит кот, смотрит на наш теплоход и беспрерывно орет! После швартовки оказалось, что кот сознательно выбрал место на причале как раз напротив камбуза. Явно бездомный, неухоженный, с порванным ухом(возможно это следы драк за эту территорию) Только подошли и из окон камбуза полетели кусочки колбасы и сосисок, оставшихся после завтрака туристов. Видимо мы не первый теплоход, кто платит этому коту своеобразную плату за швартовку
Так вот кто, оказывается истинный хозяин этого причала Пройдя Нижнесвирский шлюз, швартуемся у старого причала «Свирьстрой». Новый причал уже почти достроен, остались мелкие косметические доработки.
Приняв на борт туристов, вернувшихся с экскурсии, идем по Свири, расходимся встречными курсами с т\х «Кронштадт» Протяжно-приветственный гудок «Кронштадта» и прощальный, ответный гудок «Соболева» , поверьте это очень трогательный момент,когда теплоходы вот так прощаются друг с другом.
По правому борту нашего теплохода деревня Мандроги, идем ходом, включив по палубной трансляции песню «деревня Мандроги». На причале люди, машут нам руками, провожают наш теплоход. В районе деревни Важины природа дарит нам прекрасную и тихую погоду ,выглядывает солнце, бушуют осенние краски великолепного Свирского заката…
Ночь. Подходим к поселку Вознесенье. Чувствуется близость Онежского озера, река дышит холодом, по правому и левому борту деревни Красный бор и Карноволок .Выходим в озеро. Огни пос. Вознесенье остаются за кормой, сливаясь в единое светлое пятно на горизонте. «Соболев» в Онеге. Волны нет, озеро спокойно. Забегая вперед, скажу во всех водохранилищах и озерах вода по пути нашего следования была практически спокойна. Видимо Ладога разбушевавшись прошлой ночью, выработала весь отпущенный нашему круизу лимит по штормовой погоде)
День второй 07.10. (ходовой)
6.30 утра. Рассвет. Зеркальная вода и легкий туман перед шлюзом №3(Новинкинская лестница) Впереди еще 2 шлюза подряд. Процесс шлюзования в этих шлюзах длится около 2 часов.
В межшлюзовом бьефе фотографирую судно «Топаз Дон». Через несколько часов после этого снимка он потеряет якорь и 340 метров троса, оборвав при этом подводный кабель переправы «Волков мост»…
Река Ковжа! Это мои самые любимые места на этом пути. Спокойная вода, подсвеченная осенним солнцем, желтеющие золотом лесистые берега, плавный ход теплохода и музыка… В наушниках композиция Рольфа Ловланда "песня из таинственного сада", стою в самой крайней(разрешенной) носовой точке средней палубы, перегнувшись через планширь, смотрю вперед по курсу теплохода. Через какое-то время возникает ощущение полета над водой. Весь мир, все проблемы, тревоги, заботы остаются за спиной, меня наполняет только это невероятное, восхитительное чувство полета. Я как птица лечу над водой, наслаждаясь осенними красками берегов, свежайшим речным воздухом и причудливой игрой отражений на поверхности моей любимой реки… Попробуйте, так можно «летать» бесконечно, наслаждаясь покоем и умиротворением речной природы.
Вечером выходим в Белое озеро. В окружающем пейзаже действительно преобладают светлые тона.
Существуют 2 версии этого названия.
1 . Это глина, которая поднимается во время непогоды со дна озера перемешиваясь с озерной водой окрашивает ее в белесый цвет.
2. Волны которые местные жители называли «беляками»
Лично мне нравятся обе версии.
Стемнело, проходим затопленную церковь «Крохино». Судоводители «Соболева» традиционно помогают круизным фотографам ,подсвечивая ее прожекторами.
День третий 08.10
Яркое солнечное утро. Рыбинское водохранилище. Сильный холодный ветер. Мельчайшие брызги, бриллиантами переливаются в лучах восходящего солнца. Вечные спутники теплоходов чайки, парящие в потоках ветра за кормой.
Входим в Волгу. Сегодня посещение г. Мышкин. Новая, грандиозная набережная, кованая ограда, береговые габионы, красивые домики на берегу и сонно-ленивый ритм этого маленького городка.
Все как всегда. Традиционная встреча костюмированных «мышей» на причале, суета лавочников на берегу… И невероятно красивый, просто волшебный закат над, гладко-зеркальной Волгой.
День четвертый 09.10
Ярославль.
Сегодня у меня в планах посещение одного из моих самых почитаемых мест на этом пути-Введенский Толгский монастырь. Выбираю новый способ добраться туда. По воде. Дело в том, что существует транспортная линия Ярославль-Толга. Теплоходик отходит от причала речного вокзала в 9-20,время в пути 1 час, стоимость билета 29 рублей!!! (бывает же такое), по пути совершает 5 остановок.
И вот я в монастыре. Поклонившись Толгской иконе Богоматери, покормив черных лебедей и уток в монастырском пруду, побродив по дорожкам монастыря и вдоволь насладившись чистой и теплой атмосферой этого святейшего места, возвращаюсь на теплоход.
Я долго думал делиться ли с вами, уважаемые читатели сценой, свидетелем которой я стал. Решение поделиться оказалась сильнее…. Но с условием обезличивания персонажей данной забавной (а скорее очень печальной) ситуации. Итак ,начнем. По Волге следует теплоход «А», он подходит к борту теплохода «В». Теплоход «А» идет без туристов, о чем свидетельствуют завешанные тканью окна кают и баров. Швартовые не подаются, с борта теплохода «А» на борт теплохода «В» быстро сходят несколько членов экипажа с вещами. И тут старший швартовой команды(назовем его так)снизу во весь голос кричит в рубку «Надо привязаться, у нас еще один» Подаются швартовы, устанавливается трап. Двое вахтенных положив руки мертвецки пьяного человека себе на плечи, выносят его на берег. Человек настолько пьян, что не может даже идти. Ноги безвольно волочатся по ступенькам причала. Там встречает жена (искренне сочувствую этой женщине) и они втроем загружают тело (с большим трудом) в ожидающее такси. Все это происходит на глазах туристов, (в том числе иностранцев) прогуливающихся вдоль стоящих теплоходов. Из рубки теплохода «А» за всем этим наблюдает офицер. Уловив устремленные на него взгляды туристов, отвечает на не озвученный вопрос: « Это возвращение домой очень заслуженного члена экипажа. И вахта с почетом провожает его до такси» Занавес. Забавно или нет? Судите сами. Но возвращаться домой, к своим родным любящим и любимым людям, после полугодового отсутствия в таком состоянии, мне лично кажется абсолютно недопустимо.
День пятый 10.10.Кострома,Плес.
2-30 ночи. грохочет якорная цепь. Наш теплоход встал на якорную стоянку близ Костромы. Хмурое, ветреное утро, сырой и холодный воздух .И все же я решаюсь на прогулку по Костромским улицам. Традиционно сделав снимок Владимира Ильича, намечаю себе круг по улицам города, конечно же не обойдя вниманием купеческие ряды, гауптвахту, памятник Сусанину и беседку Островского. С памятником Сусанина мне в каком-то рейсе (уже и не вспомню) рассказывали историю: Когда экскурсовод хотел провести мимо него, не останавливаясь, группу туристов из Польши, его спросили: кому установлен этот памятник. Находчивый гид ответил: «Первому русскому экскурсоводу!»
Плес.
В числе первых схожу на берег в надежде обогнать экскурсоводов, ведущих туристов на Соборную гору. Это мне удалось! На Соборной горе я в одиночестве. Дух захватывает, учащается сердцебиение от открывшейся великолепной панорамы Волги с высоты птичьего полета. Отмечу, что подъем непростой ,но это того стоит, поверьте! Высокие берега Волги, леса, разбавленные золотистыми вкраплениями осени, летящие над рекой низкие облака... Это один из самых красивых Волжских пейзажей, которые мне когда-либо доводилось видеть. Не хватает слов, я просто не смогу описать ту красоту, нечаянно приоткрывшуюся мне. И поэтому именно минуты одиночества на Соборной горе особенно ценны…
Напротив гора Левитана и эти деревья на ней, конечно же помнят легкую поступь некогда прогуливающегося там великого мастера. Мысленно возвращаюсь на 130 лет назад и как-будто вижу Иссака Левитана, только что закончившего свой этюд «деревянная церковь в Плесе» .Спустя всего несколько лет эта самая церковь, чудесным образом появится на шедевральном полотне художника «Над вечным покоем». Вечерний Плес дарит особое настроение, старинные фасады купеческих особняков подсвечены мягким светом, узкие улочки вдоль реки затихают, хочется гулять по ним снова и снова. Но увы, к сожалению, пора возвращаться, совсем незаметно подкрался час прощания с этим удивительным городом. При отходе «Соболева» от причала звучал «Левитановский вальс» в исполнении Татьяны Вагачевой и Александра Сибирева. Очень советую вам, включить эту композицию в свою музыкальную коллекцию.
Поздний вечер на Волге. Надо мной гигантский звездный купол. На черном небе нет ни малейшего свободного от звезд пространства. Воздух настолько чистый и прозрачный, что отчетливо видно «разлитое по небу молоко» Млечного пути. С большим трудом отыскиваю знакомые мне созвездия. Небо гипнотизирует, успокаивает, рассеивая окружающую реальность, в такие минуты связь между прошлым настоящим и будущим истончается, становится призрачной. Время больше не имеет значения, я чувствую прикосновение к вечности…
День шестой 11.10 Горьковское водохранилище. Нижний Новгород.
«Валериан Куйбышев»
Мне очень непросто писать эту главу моего рассказа, но ведь именно мне выпал случай последнему попрощаться с ним, от лица всего нашего клуба и я просто не имею права не рассказать об этом. У меня, как и у многих из вас с «Куйбышевым» связано много событий и воспоминаний. В их числе 14-ти дневный рейс НиНо-Пермь-СПб. Это был наш теплоход ,он каждую навигацию работал на Северо-Западе. Сколько «Валаамов» и «Мандрог» совершил на нем каждый из нас… От всех нас, кто его помнит, ходил на нем, любил его…СПАСИБО и ПРОЩАЙ! Очень больно и горько видеть окончание его жизни. Уже исчезла рубка и солнечная палуба, а некогда гордо вздернутая носовая часть с печалью смотрит в сторону судового хода Горьковского водохранилища, прощаясь и провожая идущих по нему уже бывших белоснежных круизных собратьев… Очень скоро на стол какого-нибудь флотского чиновника ляжет документ с сухой казенной формулировкой «разрезан на металлолом в Чкаловске» Это и будет финальная точка в долгой и яркой жизни этого великолепного теплохода… Слезы наворачиваются на глаза, но я все-равно смотрю, стараясь запомнить, сохранить в своей памяти мельчайшие детали этой грустной картины. Все имеет свое начало и свой конец, это закон существования планеты, но прощаться в такой момент очень и очень трудно. Остались последние мгновения, «Валериан Куйбышев» скрывается от моего взгляда за береговым мысом. НАВСЕГДА….
Нижний Новгород
Уже далеко позади, остались шлюзы Городецкого гидроузла, палубы «Соболева» наполнены туристами, светит яркое солнце, пенится и играет кильваторная струя за кормой нашего теплохода. Наше путешествие подходит к своему завершению. На горизонте Нижний Новгород.
Город похорошел, фасады домов сияют новенькой штукатуркой, величественно вздымаются над рекой ухоженные набережные, исчез грузовой причал перед «стрелкой», вместо него выросла громада ультрасовременного стадиона международного класса. Проведение ЧМ по футболу городу пошло только на пользу. «Нижний» помолодел, приукрасился.
На стрелке «Леонид Соболев» дает серию гудков и в этот раз они не прощальные, они радостные, приветственные! На причале много встречающих с детьми, предполагаю это семьи членов экипажа пришли встретить своих родных после окончания навигации. По трансляции звучит песня «Нижний Новгород» мы швартуемся…
Вот так и закончился этот замечательный осенний рейс, очень насыщенный самыми разными впечатлениями и эмоциями, наполненный плавным ходом теплохода по осенней реке, берегами, расцвеченными «позолотой» листвы, ярким, но уже совсем не жарким осенним солнцем, туманами, как саваном окутавших речные просторы... Как сильно всего этого будет не хватать всем нам, речным туристам, в межнавигационный период. Как всегда немного грустно расставаться с великолепным теплоходом, который на шесть дней стал почти родным домом, с новыми друзьями, а также членами экипажа т\х «Леонид Соболев» и конечно же с неповторимой и чарующей атмосферой осеннего речного круиза…
P.S. На страницах этого рассказа, я говорю огромное спасибо моим добрым и настоящим друзьям, с нашего форума, которых мне так не хватало на борту, с которыми постоянно поддерживалась связь, которые переживали и радовались за меня, с которыми делились все события и впечатления этого великолепного круиза.