Клуб речных туристов. Отзывы о круизах на теплоходах
http://cruizi-spb.ru/

Отчет СПб-Петрозаводск-СПб, т/х Кронштадт 28.06-3.07.2010
http://cruizi-spb.ru/viewtopic.php?f=6&t=638
Страница 1 из 1

Автор:  Никита Кипятков [ 06 июл 2010 17:51 ]

Теперь, когда наше путешествие завершилось кроме удовольствия от прекрасного маршрута остается грусть о том, что мечта уже позади. Полагаю, энтузиасты поймут меня: ведь сам круиз начинается значительно раньше; например, круиз «начался» в ноябре 2009-го, когда, просмотрев расписание, я выбрал именно этот рейс с длинной стоянкой в Петрозаводске. Помните в прошлом году этот рейс на Куйбышеве хвалили Юльчик, Федор и другие форумчане?! В нынешний сезон этот замечательный (единственный за навигацию) рейс достался Кронштадту, поэтому к интересному рейсу прибавилось удовольствие побывать на новом для нас теплоходе!
Круиз «начался» в мае, когда я выкупил путевку. Как Вы думаете - это психиатрия, когда вроде здоровый внешне человек по вечерам, уложив сына спать, потихонечку, пару раз в неделю, вынимает из ящика заветный синий конвертик (отдельная благодарность ВодоходЪ-у за великолепные "дождеустойчивые" конверты для документов; жаль что новый центр продаж на Восстания не успел «на них» попасть) с документами и внимательно разглядывает посадочный талон, путевку, договор?! :) Я уже не говорю о последних неделях до отпуска, когда в пути на работу и с работы, чтобы отвлечься в душном, набитом метро мне невольно представлялся ход теплохода по Свири, по Ладоге, по Онеге - тут главное было остановку свою не проехать... А далее: замечательный круиз на 6 дней, пронесся как один длинный яркий день! :)

Хочется выразить пожелание любимому ВодоходЪ-у; рискну предположить что мы с женой, как туристы, не уникальны, а представляем некую группу туристов любителей речных круизов. Которые, во-первых, в каждый отпуск планируют речной круиз, во-вторых, не могут позволить себе длинный рейс каждый сезон, прежде всего по финансовый соображениям, и, в третьих, для них короткие рейсы хороши, когда кроме них планируются еще какие-то маршруты отдыха, в противном случае – от коротких рейсов остается ощущение что отдых был слишком маленьким. В итоге самым лакомым выбором остаются «средние» по длительности круизы, которых так мало! По терминологии: я бы назвал короткими рейсами рейсы от 1/2 до 4/5, средними от 5/6, длинными от 9/10 дней/ночей. Понятно что граница между короткими и средними спорна. Но есть небольшая психологическая разница, которая мне кажется критичной. Уходя в рейс 5/6 отправляешься в выходной день (воскресенье) и возвращаешься в выходной день (суббота) – поэтому говоришь близким и друзьям «круиз на неделю», в рейсах меньше, скажем в 4/5, такая словесная инсинуация уже не получиться. Собственно рейс 5/6 один за сезон, рейсы 6/7, 7/6, 8/7 из СПб с возвратом в СПб не существуют в природе. Далее только длительные рейсы от 9/10 дней. Хотелось бы пожелать компании ВодоходЪ-СПб более смело развивать этот «среднедлительный» сегмент. Например:
- увеличить стоянки на Ладоге, за счет, к примеру, дня: Коневец-Пеллотсаари
- дважды сделать стоянки в Свирьстрое (Лодейном поле), как в Горицах, ведь с этих стоянок туристов можно отвезти сразу в ТРИ разных интересных монастыря.

Сам теплоход Кронштадт – уютный и чистый - нам понравился. Удачным оказался выбор каюты на главной палубе, так как холодильник присутствующий в каждой каюте, оказался очень уместно «спрятан» сразу при входе в каюту, в нише перед шкафом, в каютах выше палубами этот же морозильный агрегат, как оказалось, висел над кроватью! Интересно, но на теплоходе, во всей каютах отсутствуют традиционные картины. В нашей остался только винт на котором она явно висела, все сданы на реставрацию? В нашей каюте очень обидно работал душ, перепады температуры воды от крутого кипятка до ледяной воды заставляли прыгать в душе не хуже зайца, прибавьте сюда маленькую по площади возможность таких прыжков, в отличие от домашней ванны, и вы поймет почему не смотря на отсутствие как раз в это время дома горячей воды принятие душа на теплоходе превратилось в родео. Мы неоднократно путешествовали на теплоходах 301 проекта, но с такой особенностью душа столкнулось впервые, как мы ни пытались перехитрить вредный душ моясь в пол-одиннадцатого, пол первого и пр. наши маневры не удались.

Дирекция круиза показала себя на высшем уровне – директор Евгения Николаевна, методист и работники ресепшина работали как одна большая слаженная команда. В моем понимании, методист – человек отвечающий только за радиотрансляции, а не скажем, за сбор денег на дополнительные экскурсии. На Кронштадте такого четкого разделения нет, все работают вместе как единое целое. В итоге: вся организация круиза была безупречной. Одна из интересных особенностей теплохода питание в одну смену в ресторане и большом баре на шлюпочной палубе (в нашем рейсе судя по всему хватило одного ресторана. Много мест было не выкуплено?). Путевая информация была уместной, в меру интересной и ненавязчивой, собственно что и требуется от путевой информации. А вот с музыкальным сопровождением было сложнее, попросту оно в таком длинном рейсе повторялось неоднократно, несколько раз мы слушали Эннио Мариконе, Аббу и пр. На пробуждение после «птичек», классическая музыка – это супер находка, но в то же время в течении дня иногда проскальзывал предательский шансон.

Анимация: сразу же оговорюсь, пишу лично своё субъективное мнение, кидать тапками не надо, давайте признавать, что мнения могут быть разными :D. Анимация достаточная однообразна – каждый день «спокойная» фортепианная музыка в баре на носу и параллельно «неспокойная» музыка-дискотека в баре на корме. Кроме этого в конференц зале иногда проходило «втюхивание» сомнительной косметики называемое «Низаровскими посиделками», по нашим наблюдениям человек десять там действительно сидело. Мы с удовольствием посетили несколько раз вечера фортепианной музыки Николая Новикова – мастер блестяще импровизирует как на классические, так и на популярные темы, плюс, великолепный вид из смотровых окон – просто волшебное сочетание. Жаль что на 301 нет «не барных» смотровых общих помещений. Почему-то бармену каждый раз во время концерта нужно было перемыть так много посуды! Кроме этого на борту была скрипачка, и от Валаама мы отходили под великолепную «живую» скрипку на солнечной палубе (см. дальше). Очень жаль, что сольных концертов скрипачки программой предусмотрено не было, мы бы сходили с удовольствием. Сольно выступал только Николай Новиков, все остальные (в том числе пара бальных танцоров) работали вместе с лауреаткой премии Вдохновение Еленой Дертевой. Мы не очень любим актеров вне театра и всяческие интерактивные представления с участием зрителей, посему на «кормовые» концерты не ходили.

Ресторан. Вкусно, даже очень вкусно, оформление блюд просто бесподобное! Официанты большие молодцы, наша Оксана работали молниеносно, только скушал блюдо, перед тобой появляется следующее. Спасибо ребятам огромное, такую тяжелую работу он делают с улыбками! Неудачна идея с разливанием кофе/чая самими официантами: наливают или рано (остывает) или поздно, да, я видимо сильно закомплексованный человек, но когда я вижу как крутяться официантки, у которых работы выше крыши, на вопрос с чайником в руке «Вам сейчас налить чай?» ответить «попозже, пожалуйста» мне стыдно, лучше попью холодный. Просить добавку тоже не всегда удобно. Повар явно любит красный перец, несколько раз блюда были из разряда «вырви глаз». Причем не всегда по их названию можно было догадаться о дальнейшей судьбе, сильнее всего нам досталось когда после украинского борща (острый, но очень вкусный) мы заказали на вид невинное блюдо спагетти с мясом и сыром, зато прочистили слезные железы на ура. И долго пили после в каюте чай из титана. Но в целом ресторан честно заслуживает оценку отлично!

Первый день путешествия.
Даже первый день нашей поездки оказался, после чреды дождливых дней солнечным. Побоявшись пробок, мы прибыли на такси за полчаса до начала посадки. Погреться на солнышке около причалов одно удовольствие, но за полчаса до 17-00 перед теплоходом скопилась такая толпа, моментально организовавшаяся в очередь, что мы решили еще посидеть часик на причалах. Толпа впрочем отчасти объяснялась стоянкой на одном причале Кронштадта и В.Белинского, причем оба теплохода начинали посадку в пять часов. Уже здесь слаженная организация работы дирекции обоих теплоходов проявила себя ибо меньше чем за полчаса от огромной толпы не осталось никого, и мы свободно прошли на теплоход и получили ключ от заветной каюты без всякой очереди. Вдоволь нагулялись по палубам еще до отправления. И в 19-00 за Белинском отправились в круиз, правда не под марш Славянки, а под музыку из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь», которая нам показалась далеко не такой уместной к торжественному моменту отправления теплохода в рейс.
Собственно главная интрига первого дня состояла в разводке злополучного Кузьминского моста, который нам как и многим форумчанам «отменил» прогулку до Орешка на Кабаргине. Оказалось, что теплоход, отправляясь в рейс вовремя с речного вокзала, дальше просто еле-еле тащиться со скоростью порядка 3 км/час. Причем теплоходы периодически друг друга обгоняют, или встают на якорь. Каких либо комментариев касательно медленной скорости движения по направлению к разводимому мосту не было, поэтому версии были самые разные, например, увидев три стоящих на якоре теплохода по ходу нашего движения : «гляди на мель сели, что ли? Как бы и нам не сесть» ;)

Изображение

Мост как оказалось не разводится, а скорее поднимается – поднимает центральный пролет, по фотографиям прошлых лет мы восстановили что раньше теплоходы проходили под ним в один из боковых пролетов, на фотографиях ниже видны теплоходы выстроившиеся в очередь на проход под мостом. Не смотря на то, что мы были не первыми, на зуме фотоаппарата удалось заснять стадии подъема пролета, правда качество снимков составляет желать лучшего, посему привожу лишь наиболее удачные. Под мостом мы прошли ровно в 0-45, после чего все же отправились спать – слишком много приятных впечатлений для первого дня. Завтра нас ждал Валаам ;)

Изображение

Изображение

Изображение

Автор:  elisabeth [ 07 июл 2010 08:43 ]

Nikita писал(а):
В итоге самым лакомым выбором остаются «средние» по длительности круизы, которых так мало!


Присоединяюсь к пожеланию. Именно из-за того что не нашла подходящий круиз на 5/6 дней, в этом году выбрала другие маршруты для отдыха.

Автор:  романтик [ 07 июл 2010 11:38 ]

Nikita писал(а):
Круиз «начался» в мае, когда я выкупил путевку. Как Вы думаете - это психиатрия, когда вроде здоровый внешне человек по вечерам, уложив сына спать, потихонечку, пару раз в неделю, вынимает из ящика заветный синий конвертик (отдельная благодарность ВодоходЪ-у за великолепные "дождеустойчивые" конверты для документов; жаль что новый центр продаж на Восстания не успел «на них» попасть) с документами и внимательно разглядывает посадочный талон, путевку, договор?! :) Я уже не говорю о последних неделях до отпуска, когда в пути на работу и с работы, чтобы отвлечься в душном, набитом метро мне невольно представлялся ход теплохода по Свири, по Ладоге, по Онеге - тут главное было остановку свою не проехать... А далее: замечательный круиз на 6 дней, пронесся как один длинный яркий день! :)


Никита, я тоже медик по профессии, но считаю, что такой диагноз - самый замечательный из всех на свете. Со мной это происходит уже много лет, с тех пор, как я начала ходить в речные путешествия. Эти замечательные чувства и предвкушение путешествия на теплоходе помогают пережить все трудности в нашей жизни.
Это здорово!!!

Автор:  Юлия [ 07 июл 2010 16:06 ]

Полностью согласна с Романтиком!!! :) :) :)

Автор:  Никита Кипятков [ 08 июл 2010 19:48 ]

Спасибо за поддержку! :) Продолжу:

Еще пару слов от теплоходе, посмотрите внимательно на фотографии стендов оформляющих холл главной палубы и попробуйте угадать, что на них Вам знакомо?

Изображение

Изображение

Мы не поленились потрогать, фотографии вырезаны из «подарочной версии» календаря 2009 – с плотной бумагой. К сожалению для нового календаря на палубах не нашлось места. Может быть стоит в следующем году отложить сразу 6 экземпляров календарей для наших любимых теплоходов? Упаси Боже, речь не идет о какой-то «рекламе» клуба, нам и так хорошо во всех отношениях, просто календари у нас речные и необычайно красивые! :)

Вечером первого дня предложили оплатить платные экскурсии, и что бы не говорили на форуме, мест было достаточно для всех желающих, и судя по всему большая часть туристов и не думала оплатить эти экскурсии в офисах заранее. Предлагали достаточно оригинально, долго по радио рассказывали о Марциальных водах, о Киваче, о Кижском ожерелье, минут пятнадцать, о каждой отдельно, о красоте и особенностях, даже стихи цитировали, но .. не называли цен… Далее, просят пройти на ресепшен туристов нижней и главной палубы (кстати, среднюю и шлюпочную пригласили через час – это очень оптимально и позволило избежать давки – рекомендуем другим директорам круизов!) Подходим к рецепции, на вопрос и без вопросов - методист еще раз рассказывает о всех экскурсиях, и опять же чуть ли не стихи цитирует, и так опять пятнадцать минут и… без цен, к концу этого получасового монолога я решил, что такая звучная реклама свидетельствует о том, что мне, скромному доктору, просто не хватит денег на желаемые Марциальные воды, тем более что они предлагаются только в связке с Кивачем. Стою и прикидываю сколько я готов отдать за эту 6 часовую поездку, может 1500? Или больше? В финале оказывается что 6-ти часовая экскурсия стоит всего 600 руб на человека! Так и осталось для нас загадкой почему так упорно долго скрывали цены? ;)


День второй Валаам.
Сложно писать о Валааме, так же как не просто повествовать о стоянках , на которых ты не просто во второй, в третий раз, на которых ты побывал почти десять раз :) И все же для Питерских любителей круизного отдыха Валаам знаковая стоянка! На мой взгляд, вопрос веры в Бога, самый интимный вопрос на свете; и если в двух словах - я не атеист, но и к паломникам я себя отнести не могу, более всего меня коробит, знаете: это экскурсионное: "так (глядя на часы) у нас еще пять минут для тех кто хочет "приложится" налево, кто хочет подать записки направо и ни в коем случае не задерживаемся – только пять минут!", поэтому в центральную усадьбу мы давно не ездим. И в этой части экскурсионного дня - просто гуляем по острову. Речной круиз - это впечатления, это экзотика, это живописные картины перед глазами, и это, для сугубо городского жителя совершенно потрясающий воздух. Где еще как не в речному круизе можно дать столько эмоций именно этому органу познания мира - органу обоняния?! Воздух Карелии божественен, и прежде всего в таком шестидневном круизе Вас встречает целебный, благоухающий воздух Валаама!
Одна из особенностей этого круизного года, в связи с разводным мостом (см. выше) - при пробуждении в 8:00 наш теплоход еще был достаточно далеко от острова, мы позавтракали и еще успели погулять по палубам пока наш теплоход подходил к острову и швартовался. В первой половине дня мы запланировали было прогулку по направлению к Скалистому берегу (жаль, но такая дополнительная экскурсия так и не была озвучена и предложена в нашей рейсе), но довольно быстро наткнулись на грязь и лужи, и осознав, что выбирая маршрут не подобрали адекватную обувь, просто пошли гулять по главной монастырской дороге. Дошли до озера Лещево, прошли чуть дальше - полюбовались на богато цветущие пролески вдыхая полной грудью аромат заповедного леса.

Изображение

И надо сказать почти забыли о бдительности: то что на острове много змей мы, конечно, помнили, но идя по большой дороге, по которой постоянно носится автотранспорт, особо под ноги не смотрели. И просто вдруг наткнулись на змею, когда я, заметив, затормозил жену, чуть ли не наступившую на, по глупости выползшую на дорогу серую гадюку - после чего мы уже не только глазели по сторонам, но и метко смотрели на дорогу вперед. Кстати вечером на экскурсии Наталья Савина сказала нам, что серая гадюка самая ядовитая из всех змей Калерии.
Высокая вода в Ладоге отразилась и на Валааме: по бокам от главной дороги то и дело встречаются затопленные луга, в прошлом году зеленевшие без всякой воды.

Изображение

После обеда пошли с туристами на экскурсию по скитам и как-то сразу пристроились к группе Натальи Савиной, не смотря на неоднозначное мнение здесь на форуме об этом бесспорно очень ярком и, что не маловажно профессиональном экскурсоводе, она нам очень нравится. Импонирует навязчивостью в монастырской тематике, яркостью, артистичностью своих экскурсий; мне, к примеру, очень нравяться ее отступления по поводу флоры и фауны острова. В это раз Наталья несла с собой внушительный фотоаппарат с большущим объективном и по ходу экскурсии фотографировала те или иные увиденные цветы или пейзажи, активно показывая отснятый снимок всем окружающим со словами "смотрите как здорово получилось!"; и как всегда, трогательно забывала часть своих вещей, которые потом доносили туристы из нашей группы. Около фермы как и в прошлом году состоялась "дегустация" натурального молока, а вот куриных яиц, как в прошлом году, уже не прелагали и настоятельно просили унести мусор с собой на теплоход. Одноразовые стаканчики из под молока просили взять с собой - по словам экскурсовода на Валааме мусор не перерабатывают, а отправляют "на большую землю" поэтому с утилизацией мусора здесь большие проблемы.

Изображение

Отходили от Валаама оригинально: как оказалось мы не зря поднялись на солнечную палубу, вместо традиционного Чайковского, наш теплоход уходил под «живую» скрипку - идея показалась нам просто божественной - попробуйте представить: светлый вечер белых ночей, спокойная Ладога, неприступно каменистый, строгий берег Валаама, пронзительные крики чаек и поющая скрипка на солнечной палубе – честно говоря, просто дрожь охватывала от восхищения! Молодцы кронштадцы!

Изображение

Автор:  elisabeth [ 08 июл 2010 22:56 ]

Никита, замечательно рассказываете! Побольше бы таких благодарных туристов. Вы подмечаете каждую мелочь, полноценно переживаете каждую минуту отдыха!

Автор:  Никита Кипятков [ 10 июл 2010 17:13 ]

День третий Мандроги.

Из подслушенного вечером на Валааме по мобильному на палубе: "...у нас все хорошо, да, завтра Приозерск и там шашлыки..." :)
Что рассказать о Мандрогах, в зеленой стоянке главное хорошая погода, и она нас продолжила радовать. Возвращаясь мыслями к прошлому круизному опыту, хочу заметить, что не смотря на изменчивость погоды, неоднократно выручавшие зонтики и развешивание мокрой одежды по углам каюты, именно в Мандрогах мы в дожди не попадали ни разу. Если дожди неизбежность, все же лучше в дождливый день идти/ехать на какую-нибудь спланированную/структурированную экскурсию. Что такое Мандроги в дождь даже страшно представить!
Ну, а мы поступили как бывалые туристы, впервые за сезон вырвавшиеся из городских оков на чистый воздух и солнце - мы не пошли на берег! :) Как только теплоход пришвартовался в деревне, мы поднялись на девственно пустую солнечную палубу, разобрали два шезлонга и подставили бледные телеса солнцу. Просто прелесть. Раза два заботливая администрация объявляла по радио, что Мандроги ждут не дождутся туристов, и что через полчаса мы будем "выпускать" другой теплоход и выход на берег будет невозможен. Перед самым моментом пропуска теплохода даже адресно перечислили каюты не успевших взять ключи. Странно мы оказались не одни (порядка 5 кают прозвучало), но их обитатели по-видимому гуляли где-то ниже палубами.
Позагорали мы чуть больше часа, дальше оставаться на солнце, было опасно, все-таки первый раз. К концу нашего отдыха на палубу прибыла загорать организованная компания девушек из работников ресторана или анимационной группы - толком не разобрал. Мы же спустились в поселок, что бы немного побродить перед пикником. Надо сказать в деревне за два года ничего не изменилось, Мандроги застыли в своем развитии, только вот лосиную ферму разгромили: забор оказался снесен, гипотетическое место прогулок лосей в прошлом, ныне разграфлено для катания на квадроциклах (или что-то подобное – название могу путать). Так мы не разу и не увидели лося в Мандрогах, а жаль…
Что сказать о Мандрогах? Здесь действительно интересные сувениры, оригинальные и авторские, стало больше вещичек с надписью «Мандроги» - пять лет назад мы таких вообще не смогли найти. Можно погулять, в лесок уйти подальше, просто позагорать у воды. Далее пикник в русской деревне с грузинским шашлыком и узбекским пловом (хотя какой это плов – даже рядом не лежал!) . К сожалению пикник становится с годами только хуже, видимо экономический кризис докатился с задержкой и до деревне на Свири. Мясо не очень, гарнир в виде крашенной рисовой каши, даже моркови и лука гомеопатически. Пироги, хорошо помню как мы ими объелись пять лет назад – по четвертине пирога, теперь по 1/8 части. Холодные закуски без восторга. Опять же в первый наш приезд в Мандроги мы были в восторге от свежепросоленных помидор, помню даже за добавкой ходили – и, к слову, добавка была! Теперь томаты не свежепросоленные, а свежезамоченные (видимо утром и готовили), закусок не густо из разряда «кто не успел тот опоздал». Вообщем после ресторанно-изысканной кухни Кронштадта это выглядит неимоверно грустно. Прикинув как далеко до ужина на теплоходе, мы решили проверить одну форумскую идею – неоднократно читали о тот какие вкусные пирожки можно купить в Мандрогах и ни разу еще не пробовали. Вообщем пошли на поиски пирожков, надо сказать нашли не сразу (это я еще к тому что может быть мы не там купили?) в итоге нашли пирожки в одной из относительно новых построек, по главной улице вторая налево от шатров и футбольного поля, туда прямо указатель был направлен «пироги». Первое: пирожки удивили несколько непритязательным видом, впрочем главное не внешность, а содержание решили мы и купили себя на полдник два пирожка с капустой и две калитки с картошкой. Не смотря на ценник на иноземном с цифрой 70, нам четыре пирожка продали за 200 руб – спорить мы не стали. Второе, наше резюме после дегустации пирожков вечером неутешительно. Пирожки с капустой на троечку, капуста не дожарена (жесткая) и без яйца. У меня жена печет в ровно 50 раз вкуснее. Калитки мы просто не смогли осилить – начинки много, но это тоскливое недосоленное пюре без капли укропчика, перчика и пр. – вообще, извините за нелитературность, гадость.
В целом день был приятным: позагорали, лесом подышали, от шмелей поотмахивались, и впереди еще была большая часть путешествия. Люблю я Свирь выше Мандрог, когда появляются эти маленькие островки соснового леса, просто сидишь на палубе и блаженствуешь. А потом весь год вспоминаешь эти вот ощущения.
Чтобы не было так скучно – несколько фотографий.
Две старушки с нашего теплохода вглядываясь в проходящий мимо Мандрог теплоход: " что там идет.. не вижу без очков... вроде Керенский" (Шел генерал Лаврененков).

Изображение

Шлюзовались с Карлом Марксом:

Изображение

Кто-нибудь хочет купить домик на Свири? Мы бы с удовольствием, да боимся "не хватит" :)

Изображение

Автор:  Юлия [ 11 июл 2010 00:55 ]

Ой,Никита,не травите душу!!! ;)

Автор:  elenor1 [ 11 июл 2010 09:13 ]

Никита, лоси в Мандрогах есть!!! Только они теперь находятся в "Лукоморье" , где мини зоопарк
Кстати мы с ним , с лосем, даже сфотографировались!!!
А 12 июня на Мандрогах дождь был....

Автор:  Никита Кипятков [ 11 июл 2010 12:52 ]

Понятно, значит лоси теперь тоже не бесплатно :)
Юлия, чем конкретно я Вас так расстроил? :)

День четвертый Петрозаводск.
Вот она долгожданная стоянка нашего замечательного путешествия с 9-00 до 4 часов ночи наш теплоход должен был провести у причала города Петрозаводск. Надо сказать, что в этом городе мы побывали один раз три года назад, правда стандартная стоянка в течении всего 4 часов позволила только съездить на водопад Кивач и мельком посмотреть город из окна автобуса. Город нам понравился, интерес остался и вот мы снова здесь, причем с самой обширной программой - утром пешеходная экскурсия, вечером автобусная поездка на Марциальные воды и водопад Кивач. Честно говоря не ожидали, что Марциальные воды будут не единоличниками, но.. почему бы не посетить заодно и любимый водопад.
Пробуждение и завтрак прошли пока теплоход неспешно двигался вдоль берега Онеги, так что с левого борта были видны индустриальные застройки приближающегося города. После швартовки, первым делом проводили группу уезжающих на рафтинг, надо сказать смельчаков по нашим подсчетам набралось не так уж и мало - человек 20 мы насчитали, провожали их почти все оставшиеся, судя по всеми подсчет самых смелых путешественников заинтересовал всех оставшихся :)

Изображение

После рафтингцев на берег сошли и мы - пешеходы. Рабочий день, утро, набережные пустынны, день обещает быть солнечным. Даже как-то навеялась ассоциация с такой же вот утренней прогулкой в рабочий день по Твери в самом памятном круизе на Куйбышеве в 2008, эх.. Впрочем сейчас мы в Петрозаводске. Сам причал города производит на самое благоприятное впечатление: буквы Петрозаводск на вокзале попадали от старости, и только форма оглобель где они висели после известного напряжения думалки воспроизводит название города, среди причалов какой-то навал полусгнивших бревен или разобранных причалов? Туда ведет загадочная табличка "причал МЧС" :) Слева вдалеке явно потрепанное жизнью колесо обозрения, за весь день оно так и не было запущено, видимо музейное. Справа по набережной различимы популярные памятники городов-побратимов, даже издалека видно как они разномастно разностильны.
Мы же отправляемся на пешеходную прогулку по городу. Прогулка не очень длинная, с остановками, практически линейно по одной улице Карла Маркса. Экскурсовод не профессиональный, возможно учитель биологии, очень много слов посвящает карельской березе, в том числе и своим поискам ее среди окрестных лесов. Оказывается это очень редкий вид, и большинство поделок подписанных «из карельской березы» на самом деле сделаны из других видов древесины. Попутно прогулке мы любуемся площадью двух театров, осматриваем место где стоял завод давший начало городу, и так же видим с горки уже, увы, бывший Онежский тракторный завод – предприятие закрыто, и скоро будет разломано и переделано на офисы. Проходим через круглую площадь в губернаторский парк и расстаемся с экскурсоводом около памятника Державину. Не дожидаясь стандартного вопроса, на прощание он показывает группе как пройти в ближайший алкогольный магазин. Туда мы и направляемся вместе с некоторыми жаждущими соседями по теплоходу. Однако, видимо, не сезон, и морошковый ликер нам так и не удается приобрести, остается взять бутылочку карельского бальзама в качестве местного сувенира. Попутно две тетушки с теплохода приобретают каждая по десять бутылок водки ГарантЪ – а мы тут на форуме «сувениры, сувениры» - чем не сувенир? :)

Изображение

Остается достаточно много свободного времени до обеда на вольную прогулку по городу. Попутно заходим в разные магазинчики, особенно, как новоиспеченные родители, в детские. Далеко ли от Петрозаводска до Петербурга? А вот цены в детских магазинах серьезно ниже, чем в наших, на коляски, кроватки и игрушки. Мы не утерпели и купили сыну довольно навороченный деревянный паровозик с множеством снимаемых/одеваемых деталей. Глаз родителей наметан и мы оба независимо друг от друга оцениваем его по Питерским меркам примерно одинаково где-то в 1000 руб, здесь он стоит 325. Кстати, судьба паровозика печальна, на момент написания этих строк он, как и Онежский тракторный завод, почти разрушен – юным разрушителем.
До чего мне нравятся остановки именно в городах, причем в городах меньше чем наш душный Петербург, Петрозаводск летом зеленый, какой-то воздушный из-за всепоглощающего воздуха с озера, солнечный, на улицах попадаются множество мам с колясками. Даже троллейбусы тормозят на пешеходных переходах и, пока ты испуганно мнешься на "зебре", водители махают рукой – чего встал, проходи, не местный что ли? Мы насчитали 6 маршрутов троллейбусов, ходят довольно часто, в то время когда мы гуляли, почти пустые. В местном банкомате СберБанка пополняю запас наличности, быстро и без комиссии. Хорошая штука СберБанк. Везде то он есть (это не реклама, во всяком случае мне за нее не платили! ;) ) Проходим мимо местного газетного комплекса, часть вывесок печатаемых газет не на русском, а на финском или на карельском? Мимо забавного дома с надписью «Дом Физкультурника» и спускаемся на набережную.

Изображение

Было очень любопытно посмотреть на памятники подаренные Петрозаводску городами побратимами. Честно говоря, они оставляют неоднозначное впечатление. «Рыбаки» нам понравились, а вот некоторые например этот ниже показались застывшей какофонией.

Изображение

В целом такая смесь разностильных монументов на наш взгляд портит прекрасную набережную. Какое счастье что мастер Царители на подарил ничего городу Петрозаводску! :)
Умирающие от жары, медленно возвращаемся на теплоход, как удобно, когда в каюте есть холодильник, где прячется припасенный со вчерашнего дня сок!

Автор:  Юлия [ 11 июл 2010 13:15 ]

Никита,я насчёт того - "Не хотите ли купить домик на Свири?"
Конечно,кто же не хочет? :) :) :)

Замечательные фото Петрозаводска!!! :)

Автор:  Никита Кипятков [ 11 июл 2010 13:24 ]

Понятно, да, лакомое предложение! :) Спасибо!

После обеда – почти сразу же бежим к автобусам – впереди шестичасовая экскурсия. Все замечательно, но ох уж эти наши автобусы, как они не разваливаются по дороге? Жена вывела правило: как в той идиотской рекламе «белого не одевать», испачкаешь. Кондиционер давным давно не работает, духота страшная. Туристы возмущаются, экскурсоводу совестно: «Игорь» - обращается она к водителю: «чтобы сделать? Может с открытой дверью поедем?» :)
А вот экскурсовод у нас был замечательный, Нина Леонидовна, огромной ей спасибо! Сразу видно человек профессионал! Шесть часов практически без перерыва она нас развлекала, умело сочетая историю края с потрясающим воспроизведением энциклопедических данных, совершенно без запинки, с современными историями из газет, случаями из жизни. Я частенько дремлю в автобусах под заунывно однообразный рассказ экскурсоводов, но в этот раз было так интересно, что слушали по-моему все, только вот от жары очень страдали. Из шести часов большая часть пути проводится в автобусе, считайте сами: Марциальные воды не более 15-20 минут и час на Киваче, остальное дорога. Дорога разная, иногда лучше, иногда совсем плохая, попалось немало участков ремонта (или стройки?) шоссе, множество озер и рек; часть пути проходит по деревням - в которых видны дома пережившие не одну сотню лет. Нина Леонидовна научила нас различать русские, карельские и вепские избы - все три варианта, в совершенно оригнальном обличии, можно увидеть за время автобусного путешествия.
Марциальные воды были нашей первой остановкой, и тут нас с женой ждало полное разочарование. Потребители минеральной воды в бутылках, типичные горожане, мы воображали себе источники, ну почти так как изображает их реклама по телевидению, в середине прекрасного леса, по каменной дорожке бьет ключевая воды... Как бы не так… В двух шагах от дороги на которой остановился наш автобус, посреди полулеса высятся домики, совершенно, извините, туалетного типажа (в таком стиле в советские времена строили общественные туалеты, тем более я не сильно зрячий и издалека иллюзия полная). На этих домиках, изрисованных разными русскими и не очень словами, висят таблички с составом воды, а сбоку в многократно покоробленную временем ржавую от воды дырку течет та самая Марциальная вода.

Изображение

Изображение

Воду мы попробовали, похожа на Полюстрово, только как будто разбавленное. Таких домиков три, вода по составу, разная, по вкусу почти одинаковая, одно только - с духоты автобуса приятно ледяная. Четвертый источник где-то далеко и нас к нему не ведут. В другую сторону уходит дорога к местному санаторию, но из-за дефицита времени быстро попив водички, без промедлений мы направляемся на Кивач.
Что сказать: были, видели, пили, в следующий раз если и будем брать дополнительную экскурсию то только на Кивач! Марциальные воды - лечебные, но вот на наш искренний взгляд двух врачей, все что касается санаторно-курортного лечения должно быть прежде всего эстетично!
На Киваче нам дают ровно час времени, далее уводят группу в местный маленький музейчик, мы же, как самые хитрые, спешим на водопад и успеваем пофотографировать его еще до прихода всей остальной группы.

Изображение

Кивач как всегда великолепен, это царство камня и бушующей воды на солнце - греет душу. Брызги летят в камеру нещадно, не смотря на это мы лазаем по камням как дети, чтобы успеть насладится всеми ракурсами чудесного явления природы. Никакая фотография не способна передать восхитительную красоту этого замечательного места. Теперь мы понимаем почему экскурсия у нас «комплексная», от одних Марциальных вод в душе бы осталось ощущение потерянного времени, но после Кивача остается только восторг. Довольные и порядком забрызганные мы возвращаемся на теплоход. И тут нас ждет сюрприз, позади нас вторым бортом стоит любимый Куйбышев, а в нашем пролете беседует с девушками на ресепшене неутомимый Юрий Михайлович!

Изображение

Жаль правда пока мы умудрились после насыщенного дня прикорнуть на полчасика до ужина, Куйбышева и след простыл, мы даже не услышали как он от нас отошел. После ужина гуляем по палубе и наслаждаемся закатом над набережной, город оживает, из многочисленных шалманов доносится разномастная музыка, люди гуляют, несколько влюбленных парочек медитирует на солнце прямо на причале перед теплоходом. Ночью мы не заметно покинем этот замечательный город и пойдем обратно, завтра остановка в Кижах и неумолимый путь по направлению к дому - как же здесь было хорошо!

Изображение

Автор:  Никита Кипятков [ 12 июл 2010 19:38 ]

День пятый – остров Кижи.

Проснулись мы под тихий ход теплохода по живописнейшим Онежским шхерам. На сколько разные озера – Ладожское и Онежское, если первое ассоциируется именно с бескрайними просторами по всем сторонам горизонта, изюминка второго вот эти изрезанные по береговой линии – Онежские шхеры, между которыми неторопливо, вокруг райской природы, и редких деревушек, скользят теплоходы. Судя по всему нас ожидал еще один солнечно жаркий день. После швартовки, по традиции, туристов сразу же приглашают на пешеходную экскурсию. Уже не раз писалось – как эталонно на маленьком в принципе острове организовано движение экскурсионных групп с нескольких теплоходов одновременно. В этот раз с нами бок о бок стояли сразу же еще три московских судна.
Кижи не смотря на свою патриархальность тоже умудряются меняться, первое что бросилось в глаза отсутствие привычного нам «вокзала», как оказалось позже он оттащен и отшвартован в глубь острова и ныне необитаем. Теперь причал девственно пуст, если не считать одинокого ларька в торце причала с надписью «Почта России» ;)

Изображение

Выбор экскурсовода при таком потоке туристов, как рулетка, настоящие профессионалы своего дела явно разбавлены прибывшими по образному выражению Сергея Довлатова «за длинным рублем» (см. «Заповедник»). Нам попался неудачный экскурсовод – его отличала заунывность, явное торможение экскурсии внутри домов, по сравнению с рассказом на открытом воздухе (это в солнечный жаркий день!). И четкая мотивация «ругать начальство», которая шла и как вторая линия рассказа в разговоре с отзывчивыми туристами группы по пути от объекта к объекту, по типу «как плохо живем мы и как купаются в золоте «наверху», «как развалил страну» и т.п., и к этой же навязчивой идее экскурсовод постоянно склонялся по ходу самой экскурсии «в старину жили не то что сейчас» и далее опять про начальство. Господи, так устаешь от этой болтовни по жизни, а тут еще отдыхаешь раз в год шесть дней и «это» слушать… Короче говоря, мы сбежали на середине маршрута…
Как я отмечал выше Кижи меняются – открыт доступ путешественников в самую южную часть острова (надо отметить с чем я сравниваю – мы были здесь 2 года назад). Оформлены две «новые» русские избы, открыта небольшая кузница (странно что в Мандрогах такого нет, все экскурсоводы говорят что в мало-мальски большой древне всегда была кузница!) – в кузнице двое молодых ребят, работают. Рассказали, что по заказу музея делают копии старинных кованных вещиц, посетовали что не все получается, ответили на вопросы. Интересно! В то же время часть обычно показываемых домой закрыта на ремонт. На острове буйствуют яркие летние цветы, в воздухе разлито настоящее благоухание клевера, ромашек, да бог знает чего… оказалось, что и без экскурсии по Кижам тоже можно прекрасно погулять. По очереди «отшнуровавшись» отошли два теплохода, по-позировав гуляющим на острове туристам.

Изображение

Для меня же, посещение облепленного туристами острова Кижи, превратилось в своеобразное увлечение – сфотографировать как можно больше живописных видов так что бы в кадр не попал ни один человек – надо сказать увлечение на грани спорта, так как требует известного маневрирования и быстроты реакции.
Четыре часа на острове пролетают очень-очень быстро, наш гостеприимный теплоход покидает Кижи, к сожалению, не под привычный колокольный звон, а под довольно своеобразную псевдо-русскую «бардовскую» песню – наверное, это эксклюзив, но до нас, к сожалению, он не дошел. Мне кажется, что когда перед зрительным взором столько красоты, насиловать слуховой аппарат излишней информацией не стоит, нейтральный колокольный звон под который каждому грезится своё более чем уместен.
Так получилось что два последних дня нашего путешествия «более теплоходные», стоянки до 12 и далее почти весь день спокойный ход по озеру и по реке. Чистая идиллия: неторопливый ход теплохода, постоянно вырубающийся мобильник (иногда кажется наработал бы он вообще, зачем все эти усилители связи!), и дикие места на горизонте. В нашу обязательную программу входила солнечная палуба, прогулки по палубам, отдых в каюте и фортепианные вечера. И конечно же вкуснейшее посещение ресторана по расписанию, от этого мы, понятное дело не отлынивали никогда. Надо сказать не на всех теплоходах и не во всех рейсах нам довелось отведать такие потрясающие кондитерские изделия. Не знаем, берут ли в некоторые рейсы специально кондитера, или это увлечение шеф-повара. Но десерты – что называется стопроцентно «свои», нежнейшие, вкуснейшие и прекрасно оформлены. Например, извините фото на мобильник, этот вот ежик на полянке из киви-джема. Пирожное «картошка», но такое нежное, «Север», «Метрополь» и прочие отдыхают, какое-то отдаленное напоминание детства, когда купить было нечего, и почти все делали дома сами «по рецептам».

Изображение

Любопытно, что в «выборном меню», все эти объедательные прелести соседствовали с фруктами. Например, такой вот ежик, или апельсин (именно апельсин - именно летом!). И часть туристов заказывало апельсин, всегда сочувствовали тем кто «болеет идеей блюсти фигуру» :)


Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Автор:  elenor1 [ 13 июл 2010 13:56 ]

Никита, в Мандрогах кузница есть и очень большая :) Она находиться по правую сторону от причала в Лукаморье (если стоять спиной к теплоходам ) между двумя избами рядом с качелями... а в кузнице еще и кузнец есть, который все что-то мастерит, даже может выполнить и ваш заказ.... :)

Автор:  Никита Кипятков [ 14 июл 2010 18:08 ]

Вот тебе и тропа сказок, там оказывается теперь и лоси, и кузница, не удивлюсь если там и пирожки появяться, причем вкусные :) Мы все думаем - сын подрастет вот туда и сплаваем на пароме уже втроем! :)

День шестой – Свирьстрой.
Интересная стоянка. Как известно теплоходы швартуются или в Свирьстрое или в Лодейном поле, или даже отправляют туристов на экскурсию на одной стоянке, а принимают после возвращения на другой. Какими таинственными речными законами регламентируется этот выбор нам не известно. Но выходит, что именно в Свирьстрое мы были только один раз, года четыре назад. Пока мы еще швартовались, на пристани теплоход встретил местный «работник причала», местная кошка забавлявшаяся мелкой рыбкой, и двое, переминающихся с ноги на ногу, (видно что немного стесняются) местных мужчины с самодельными плакатами – предлагая автомобилем посетить сразу два из трех возможных монастырей. Ценой мы не интересовались, боязно – сломается такое авто, и кто тебя ждать будет?
Надо сказать что деревня меняется. В первый приезд, шел дождь, мы пришвартовались к пустынной деревеньке, и, помниться, по лужам побежали до автобусов; да, и местные под небольшим навесом торговали ягодками – «на покушать». Навес и ягоды остались, но вокруг вырос целый городок сувенирных ларьков, на берегу - большое, правда закрытое, кафе. Есть пустынный продуктовый магазин. Впрочем все эти блага цивилизации мы обходили уже после экскурсии.
Еще на второй день путешествия, рассказывая о стоянке в Свирьстрое, по радио нам предложили выбор: стандартная экскурсия в Александро-Свирский мужской монастырь, или, так же бесплатно, но при наборе группы желающих не менее 15 человек автобусная экскурсия в Введено-Оятский женский монастырь. Мы понятное дело, уже дважды посещавшие Александро-Свирский монастырь, выбрали альтернативу. Как оказалось далеко не одни, нас набрался почти полный стандартный экскурсионный автобус. Путь оказался дольше, около часа. Автобус еще хуже, чем в Петрозаводске: в том была система кондиционеров, правда не работала, в этом ее не было и в помине. Понятное дело туристы плавясь от жары и духоты, опять возмущались. Мне понравился искренний ответ экскурсовода на вопрос: «не могли автобус получше найти?», она сказала: «а у нас других и нет». Экскурсия по дороге не впечатлила, впрочем как и раньше в предыдущие поездки – во всяком случае нам попадаются заунывные экскурсоводы тарабанящие нечто давно заученное. Последний отрезок дороги вообще без асфальта, просто по песку доконал так, что выйти из автобуса было совершеннейшим наслаждением. Привезли нас в зеленую местность богато поросшую во все стороны взора кустарниками, и вдалеке красуется монастырь к которому мы неспешно и потянулись. Введено-Оятский монастырь довольно «новый», по сравнению с Александро-Свирским, в советские годы почти полностью разрушенный, восстанавливается недавно. Впрочем многое уже сделано, зданий и стен в «лесах» мало, все чистенькое, маленький аккуратный дворик целиком замощенный брусчаткой. Монахинь невидно. Экскурсию проводит свой экскурсовод, не очень ярко и не долго, остается свободное время желающим зайти в церковь. Мы заглянули – тоже полный новодел, своды и стены чисто белые – росписи не сохранилось и пока не восстановлено. Но главная "изюминка" монастыря расположенный за стенами, немного на отшибе источник с радоновой минеральной водой. Вода лечебная, по преданиям исцеляет от рака. Вот здесь, кстати, по сравнению с Марциальными водами все очень уютно и душевно оформлено, маленькая часовня, текущий ручеек за которым не нужно никуда лезть, и маленькая купальня- озерцо в котором желающие еще и искупались (рядом две крытые раздевалки для женщин и мужчин). Воду попробовали – достаточно своеобразная, соленоватая, точнее описать вкус не берусь. В оставшиеся свободными минут десять мы побродили по душистым зарослям Иван-чая и нехотя побрели к автобусу.
Резюме: Александро-Свирский монастырь бесспорно живописней, и первый раз стоит ехать именно в него. А вот в качестве альтернативы – при втором и более посещении Свирьстроя, Введено-Оятский монастырь мы очень рекомендуем посмотреть. И заодно кстати взять с собой бутылочку или стаканчик для воды, и купальные принадлежности.
Да, и надеемся, что когда-нибудь появится возможность посетить и третий Покрово-Тервеничский монастырь, автобусные экскурсии в который также предлагаются из Свирьстроя.
Вернулись за полчаса до отправления теплохода, так что успели погулять по поселку – купили маленькую емкость земляники за 150 руб (цены там убойные, но что делать где мы еще «бездачники» поедим земляники). Кроме этого предлагают неспелую морошку, и варенье в баночках из под детской смеси (100 мл) – цен менее 100 рублей просто не звучит. А вот сувениры порадовали, немало вещичек с надписью Свирстрой, мы купили на память магнит на холодильник – на круглой дощечке, ручной работы акварельку. Кроме этого широко представлен обычный интуристский ширпотреб, типа шапок ушанок, и советской символики. Пока гуляли на теплоходе уже объявили 15 минут до отправления. Так закончилась наша последняя стоянка в этом маршруте.
Солнечным днем мы отшвартовались от Свирьстроя и отправились в обратный путь домой. После обеда гуляли по палубам наслаждаюсь пейзажами неторопливой речки и загорали на солнечной палубе до самого выхода в Ладогу. А вечером нас ждал сюрприз – настоящий капитанский торжественный ужин! На входе в ресторан туристов встречали и приветствовали капитан, директор круиза и директор ресторана. На всех столах стояли свечи. Перед началом капитан и директор круиза сказали несколько слов и прошли по ресторану, чокаясь со всеми туристами и желая здоровья и удачи! Официанты в этот вечер особо парадные, вначале вальсировали под музыку Штрауса с великолепно оформленными блюдами над головой, а потом уже расставляли их по столам. Было необычайно красиво и очень приятно! Вот ведь как, такого ужина даже в десятидневном рейсе на Куйбышеве в 2008 у нас не было, а наверное его не так сложно/дорого организовать, было бы желание у капитана и директора круиза, а всем туристам, мы уверены, было чрезвычайно приятно! ;)
Вечер прошел в прощании с полюбившимся нам теплоходом! Под сводами белых ночей, так не хотелось уходить в каюту, и так хотелось насмотреться, надышаться, налюбоваться и наотдыхаться вдоволь. Но… когда кончается один круиз, уже хочется в следующий. Расписание на 2011 год есть и мы уже выбрали «лакомый» средне-длинный рейс – какой, не скажу, чтобы не сглазить. Главное новая мечта есть! :)
Большое спасибо компании ВодоходЪ-СПб, Юлии Беляевой, Евгении Николаевне, всей команде теплохода, работникам рецепции, и, конечно же, низкий поклон ресторану замечательного теплохода за сказочное путешествие!
В полку наших любимых теплоходов прибыло – теперь таких корабля три: В.Куйбышев, В.Белинский, и Кронштадт! :)

Вид на монастырь со стоянки автобуса
Изображение

Внутренний двор
Изображение

Буйство иван-чая
Изображение

Источник: слева - раздевалка, за ней купальня; справа - часовня, у которой можно попить воды.
Изображение

Сам источник - это Вам не Марциальные воды :)
Изображение

Автор:  elenor1 [ 15 июл 2010 09:58 ]

Никита, спасибо за интересный отчет, особенно за советы по женскому монастырю, обязательно ими воспользуемся, при посещении источника :D

Очень Вам позавидовала, что Вы имели в последний день такой сюрприз :( ,нас таким не побаловали на Кронштадте в июньском круизе:(, не говоря о том, что даже про праздник 12 июня и то ни слова не было сказано, что особенно очень удивило и огорчило туристов нашего рейса, ну да ладно...дело уже в прошлом, а теперь ждем нового длинного рейса до Казани на Куйбышеве :) , очень его жду....

Да, и извините что не правильно употребила предлог, тем самым ввела Вас в заблуждение: кузнеца в Мандрогах находится не на тропе сказок, т.е. не В ЛУКОМОРЬЕ, а ПЕРЕД причалом на Лукоморье справа!!!переправляться на остров сказок не надо!!!

Автор:  Никита Кипятков [ 15 июл 2010 10:09 ]

Спасибо!
Про кузницу понял, значит мы просто до нее не дошли в этот раз. В следующий раз обязательно посмотрим :)
Просто наш рейс 5/6 у Кронштадта единственный и самый длительный за всю навигацию, наверное, поэтому такой ужин и устроили.

Автор:  BigonZ [ 18 июл 2010 14:45 ]

Спасибо! Любопытно, нужно будет выбрать этот монастырь вместо стандартного. Вообще, здорово, что придумывают новые экскурсии!

Автор:  нимфа [ 19 май 2011 12:57 ]

Спасибо за познавательный рассказ. Я уже присматриваюсь к планам на 2012, а в этом году собираюсь в сухопутное путешествие, правда с посещением некоторых волжских городов.

Автор:  Никита Кипятков [ 19 май 2011 13:16 ]

Спасибо, Татьяна! Надеемся, что впечатлениями о сухопутном путешествии Вы поделитесь с форумчанами в соответствующем подфоруме :))

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/