Уважаемые господа, имевшие честь отдыхать на борту теплохода Валериан Куйбышев, шедшего с 22 июня по 2 июля сего года по маршруту Санкт-Петербург – Плес – Санкт-Петербург, а также другие многочисленные туристы, питающие страсть к водным путешествиям и, конечно, представители славной (без иронии) компании «Водоход СПб»! Как путешественник с 8- (уже с 9-) летним стажем, я невольно сравниваю каждый новый круиз с предыдущими. В этой связи, хочу поделиться своими мыслями по поводу упомянутого выше путешествия.
Не буду заострять внимание на описании красот, мимо которых проходил наш корабль. Каждый, кто хоть раз путешествовал речным транспортом, знает, какие неизгладимые впечатления оставляет в душе туриста величественная красота нашей природы, открывающаяся с борта теплохода, представляя во всей красе неповторимые пейзажи, сказочные закаты и восходы, бескрайнюю гладь величавых рек и озер. Не буду долго останавливаться на местах стоянок, где среди неброской красоты и уюта провинциальных городов, величия древних соборов и монастырей, прикасаешься к истории земли русской, впитывая информацию, полученную из уст местных гидов. Все это – великолепно и не подлежит никакому сомнению. Остановлюсь лишь на некоторых негативных моментах, которые, к сожалению, проявились в этом путешествии, оставив, нет, не разочарование, а легкий осадок в душе путешественника.
Итак, во-первых: чего ждет измученный в течение целого года повседневной суетой и ранними пробуждениями (дабы не опоздать на работу) человек от речного туризма? Неспешного путешествия и созерцания окружающих просторов, неутомительных прогулок в сопровождении профессионального гида во время стоянок, невинных развлечений в конце туристического дня на борту теплохода, без оглядки на то, что утром тебя разбудят ни свет, ни заря. Это мечты…
Ярославль – Тутаев.
26 июня, воскресенье.
Так как в Ростове Великом я бывал уже троекратно, то без тени сомнения, выбрал предложенную Водоходом дополнительную экскурсию в Тутаев (Романов – Борисоглебск), где давно уже хотел побывать. Те, кто проходил эти места, несомненно, запомнили стоящую на левом берегу великолепную Преображенско – Казанскую церковь (или церковь Казанской иконы Божией Матери) с отдельно стоящей колокольней, выполненные в красно – белых тонах, с голубыми куполами. Этот ансамбль играет, пожалуй, ведущую роль в панораме Романовской стороны. На противоположном правом берегу Волги возвышается Воскресенский собор, являющийся, по моему мнению, жемчужиной древнерусского зодчества. Храм поражает своим великолепием как снаружи, так и внутри. Каменные «кружева», обилие фресок и древних икон, включая знаменитую икону «Спас Оплечный» (Борисоглебский) XV века, памятники древнерусской деревянной резьбы – все это не оставит равнодушным ни одного человека.
Единственным минусом в посещении Тутаева явилось то, что экскурсионная программа ограничивалась только осмотром Воскресенского собора. Обзор же левобережных храмов был произведен со смотровой площадки на правом берегу Волги.
Опять все о хорошем. А где же «ложка дегтя»?
1-я «ложка дегтя».Вернувшись в Ярославль, мы вышли из автобуса около собора Ильи Пророка, и больше его (автобуса) не видели. Экскурсия по историческому центру (включая посещение Спасо-преображенского монастыря) проводилась пешим порядком. Подвозки к трапу теплохода тоже не случилось. Было жарко и утомительно. Стайки пожилых людей плавно стекали к причалу параллельными курсами. Приплелись на теплоход задолго до его отправления. Ужин в 22.15 (2-я смена) оптимизма не прибавил.
Плес. Кострома.
27 июня, понедельник.
Плес произвел очень хорошее впечатление. Восхождение на довольно-таки высокий откос было вознаграждено открывшимися с него великолепными видами. Стоянка с 8.00 до 13.00 позволила неспешно познакомиться с достопримечательностями этого городка и не одуреть от жары.
2-я «ложка дегтя».Сюрприз ждал нас впереди. Кострома. Стоянка с 16.00 до 21.00. Ну, очень жарко. В нарушение многолетних традиций, туристов лишили не только автобусов, но и посещения Ипатьевского монастыря – единственного, пожалуй, места ради которого имеет смысл забираться в эти края. Почти бегом несемся к дворянскому собранию – провинциальному музею, которому есть многочисленные аналоги в каждом городе, хоть мало заботящемся о своей культурной репутации. Весьма неравноценная замена Ипатьевскому монастырю. В 19.00, как и подавляющее число туристов, выполнив экскурсионную программу, но не усвоив (из-за жары и усталости) из нее ничего, вернулись на борт. Ужин в 22.30 не показался слишком поздним. Начали привыкать.
Заключение.Понимая, что мнения разных людей не обязательно должны совпадать, я все же рискну обратиться к представителям Водохода с просьбой делать долгожданный отдых своих клиентов менее утомительным (но более разнообразным). Учесть тот факт, что на борту присутствует значительное количество пожилых людей, для которых экономия средств на автотранспорт может явиться препятствием в участии в экскурсионной программе, тем более, если в один день запланированы две экскурсии. И последнее: за всю историю моих путешествий я не помню, чтобы хоть раз ужинал на теплоходе почти ночью.