Поездка в местечко Залавруга , в рейсах на Соловки , почти обязательное мероприятие. И те кто сумел сходить в соловецкие круизы , наверняка там бывали.
А вот для тех , кто ещё раздумывает и собирается , я немного расскажу о том , что увидели мы в своё посещение.
От беломорского причала , езды там всего ничего. Один автобус , за два рейса , легко перевёз всех желающих.
Залавруга, находится в 35 км от трассы Р-21 "Кола" и всего в 6 км от центра Беломорска. Жаль , что автобус не останавливается в этом месте. Если только успеешь "щёлкнуть" из окна автобуса. Удивительная каменная "морена" у плотины на реке Выг. Эти виды , сразу настраивают на то , что мы увидим нечто необычное.
Ещё немного дороги и вот мы уже на месте. От автостоянки надо пройти 1300 метров по лесной дороге. Нас немного пугали , как впрочем и везде в Карелии..Что тут живут "страшные" звери...
Но ничего , обошлось. День солнечный. Легкий ветерок. Эти "звери" нам не помешали. Тем более , что приехали мы смотреть на совсем других хивотных.
Петроглифы – интереснейшие свидетельства жизни и быта древнейших людей. Они представляют собой рисунки, высеченные или нарисованные на камне.
. (По самым приблизительным подсчетам общее число таких изображений насчитывает по миру до 2 миллионов фигур. Они сконцентрированы на 20000 участках в 78 странах.)Сначала , было не очень понятно , что и как смотреть. Но тут нашим вниманием завладела экскурсовод.
Возраст старейших Беломорских петроглифов оценивается археологами в 6-7 тысяч лет. Наскальные рисунки относятся к самым ранним произведениям искусства. Изображения на камне были созданы намного раньше многих древних памятников. Через две тысячи лет после появления Беломорских петроглифов будут построены первые египетские пирамиды, через четыре тысячи – Римский Колизей и почти через пять – Великая Китайская стена. Почтенный возраст – особая ценность наскальной живописи. Эта библия, или энциклопедия, каменного века правдиво рассказывает нам о ценностях, жизни и представлении о мире наших далеких предков.
Юлия (по-моему так её зовут) , очень красиво и интересно нам рассказывала , что петроглифы изображают людей, животных, некие фантастические существа и знаки. На них можно увидеть бытовые и ритуальные сцены. Считается, что с помощью петроглифов наши далекие предки совершали религиозные обряды, призывали удачу в охоте и решении бытовых проблем.
Но я ...что-то ...не то чтобы засомневался. Нет , учёные едят свой хлеб не зря.Скорее всего , что как они говорят , так так оно и есть. Ритуальные обряды....ценности жизни.
Во всём этом , как мне кажется , ключевые слова - "
Наскальные рисунки относятся к самым ранним произведениям искусства".И дело тут в том, как воспринимает изображение наш мозг. Я уже не говорю о том , что кто знает , что думал художник в момент создания своих произведений?
Вот Юлия. Симпатичная молодая женщина ...демонстрируя изображение , явно имеет в виду мужчину.
Но мы-то ясно видим , что это женщина стоит !
Или вот утверждается (по-научному) , что это сцена охоты на лося.
Так ведь , с какой стороны смотреть ! Если сбоку , так явно "заяц на барабане собрался играть ". И только в недоумении - " И где мой барабан ?"
Или вот вариант.Уникальное , известнейшее изображение, показывающего человека. Фигуру называют "пляшущим человечком" и наделяют некоторыми мистическими способностями. Считается, что нужно прикоснуться к фигурке и загадать желание, которое обязательно исполнится.
В других источниках , пляшущего человечка называют ещё и лягушонком.Вот вам и особенности восприятия !
А если так ?.."Кокорин отдаёт пас партнеру ... После этого Дзюба бьёт по воротам...Го-о-ол !!! "
Добавлено спустя 57 секунд:Всё это , ясное дело - шутка. Никто вас не ограничивает в свободе восприятия этой уникальной живописи. И даже в...творчестве ..
Кстати , отрадный факт. Артефактов свидетельствующих о посещении этого удивительного места "легендарным , вездесущим Васей"...не замечено. (ну почти).
Сюжеты композиций не повторяются. Здесь можно увидеть лыжника, стреляющего из лука в сидящего на ветке зверя, охотника, настигающего оленя, и охоту на лосей по насту.
Изображения , а они представляют собой углубления в камне в несколько миллиметров , предстают для зрителя всё время в разных вариантах. В зависимости от освещения , погоды , угла зрения.
Но для нас , однозначно самым значимым , является изображение круизного теплохода...(и директора круиза)
А самым масштабным и эпическим изображением всего комплекса , предстаёт громадное полотно , где мы видим пасущееся стадо.
Добавлено спустя 1 минуту:Есть мнение , что петроглифы смотрятся более выигрышнее и лучше получаются на фото после дождя.
Когда их шершавая поверхность влажная.
Но тогда , здорово проигрывает в восприятии само место , где они находятся.
Залавруга - не только археологический памятник, но и уникальное по красоте место.
Оно показывает нам , не только своеобразность давно ушедшей реальности , но теперешнюю , нас окружающую красоту природы....
Однажды , побывав в этом замечательном месте , вы никогда не забудете его красоты и уникальности. А особенно , если у вас ещё и фотографии получатся !
Добавлено спустя 1 минуту:Ну , а не получатся...То расстраиваться особо и не надо. Лишний раз посмотрите эти . Да и в сети полно изображений петроглифов.
Но есть на беломорье , ещё одна удивительная особенность. Хотя , эта разновидность живописи , явление тоже совсем не новое , но про него вы . вряд-ли что слышали. Это "шлюзоглифы". А увидеть их можно только в шлюзах. На стенках шлюзов Беломорканала , они представлены в изобилии.. Шлюзоглифы , очень похожи на петроглифы. И так же представляют из себя предметные , сюжетные , пейзажные картины.
Вот только чтобы их разглядеть и понять , желательно применить немного внимания и..фантазии..
Шлюзы , сложное техническое сооружение. И прежде чем отправиться на изучение шлюзоглифов , вам , желательно изучить схему устройства древнего щлюза. И ознакомиться с "заклинанием" для его успешного прохождения .
Это ничего , что оно написано на древнем шлюзолопарском языке. Речные туристы - люди бывалые. Много и объяснять не требуется. Тут , главное - видеть...Как и в случае с петроглифами , возможно некоторое разночтение при восприятии. Но , ведь от этого , сами картины , становятся ещё интереснее для зрителя.
И вы без труда узнаете , какие экзотические рыбы обитали в этих водах...
Я только буду говорить , какие сюжеты представились мне . А уж вы , сами смотрите....
"Охота на мамонта"...(5-ое - 7-ое тысячелетие до н.э.)
По этим рисункам , сразу видно , какие удивительные и необычные животные обитали в этих жарких краях
А многие виды животных сохранились в природе и живут тут и по сей день. Ну посмотрите внимательнее. И вы без труда узнаете крокодильчика и оленя (жирафа)...
Не напоминает ? Как летят журавли ?..В небе грозовом !
Хотя , правый рисунок , я лично назвал бы " "Как Макар телят гонял"....
Зато уж следующее изображение , точно соответствует реальности. Это , "как белухи встречали туристов на острове Анзер , этим летом"...
Есть очень сложные для восприятия современного человека сюжеты. Не умея объяснить , что нарисовано на этих картинах , художники стали им подражать. Так и родилась абстрактная живопись..
Даже Василий Кандинский -который освободил картину от ограничивающего представления и создал основу для эволюции абстракционизма , без сомнения , позавидовал бы такой палитре и своеобразию рисунка...
Добавлено спустя 1 минуту:Но вы только не подумайте , что шлюзоглифы это сплошная абстракция и моё болезненное воображение...
Шлюзоглифы , создавались реальными "художниками" , на вполне реальные темы...
Вот , например , соревнования по гребле. На байдарках и каноэ. Впереди лодка - одиночка . Догоняет четвёрка с рулевым ...Нет ?
Кто не очень разбирается в гребле , то может назвать это произведение - "Бегущий впереди паровоза"...(мысленно , рельсы продолжите)
Чайка над волной взлетает
Ветер парус надувает !
Птица , поскорей взлетай
Лодьи парус не марай
Идеи вложенные художниками в шлюзоглифы , служат неисчерпаемым источником вдохновения для Художников , поэтов и писателей.
Разве смог бы написать Андрей Белый , удивительные свои стихи , никогда не видя таких закатов ?
Горячее солнце — кольцо золотое —
твой контур, вонзившийся в тучу, погас.
Горячее солнце — кольцо золотое —
ушло в неизвестность от нас.
У любимого нами Корнея Ивановича Чуковского , все персонажи прямо "живут " в шлюзах...
Вдруг из подворотни Страшный великан, Рыжий и усатый Та-ра-кан! Таракан, Таракан, Тараканище! Он рычит, и кричит, И усами шевелит: "Погодите, не спешите, Я вас мигом проглочу!".....
Тараканы прибегали, Все стаканы выпивали, А букашки - По три чашки С молоком И крендельком...
Ну уж , этот сюжет , Александра Сергеевича...Трудно не узнать...
Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму - и в щель забился.
Как вы могли уже убедиться , шлюзоглифы , явление многогранное. И не менее трудоёмкое , чем петроглифы..
Надо же ещё и время выбрать. То навигация...то зима...
Они представляют весь спектр нашей жизни. Любому любознательному человеку , это будет интересно.
Тем более , когда теплоход проходит шлюзование и обзор окружающего мира очень ограничен
Не забывайте в круизах поглядывать на стенки шлюзов. Чтобы не пропустить какой-нибудь интересный сюжетик !
Неожиданно из леса
У сиреневых кустов
Вдруг Кикимора выходит,
А в руках букет цветов.
На берегу росла берёзка, Склоняла веточки к реке.
В волне , куда-то плыла рыбка Как будто плачась о судьбе.
Нет-нет ! Не так ! Это очень грустно получается...для такого великолепного пейзажа...Лучше так..
Над рекой черемуха . Белый дым
Мы картину в шлюзе вам.... выдолбим !
Не ломай черемухи у реки
Рыбку полосатую бе-е-реги !
Ла-ла-ла...лай-ла..ла-ла-ла ля !
Ла-ла-ла...лай-ла..пам-па-па-ра !!